Оглавление

Введение. 3

1. Роль учета в контроле за товародвижением и повышение эффективности  использования  запасов предприятия торговли. 4

1.1 Задачи бухгалтерского учета в торговле. 4

1.2. Организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота. 8

2. Организация и методология учета движения товаров и тары на предприятия торговли и пути их совершенствования. 14

2.1 Документальное оформление движения товаров и тары.. 14

2.2 Синтетический и аналитический учет поступления товаров. 22

2.3 Инвентаризация как основной прием обеспечения сохранности и эффективного  использования  товарных  запасов  и  оформление  ее результатов. 28

2.4 Автоматизация учета движения товарных запасов. 33

Заключение. 34

Список литературы.. 35

Приложения.

Введение

Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета торгового предприятия является учет товарных запасов.

Учет, хранение и рациональное использование товарных запасов в процессе торговли имеет важное значение в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методики ведения учета товарных запасов не предприятиях розничной торговли .

Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

1.     изучить задачи бухгалтерского учета в торговле;

2.     Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота

3.     Рассмотреть порядок документального оформления движения товаров и тары

4.     Изучить аспекты синтетического и аналитического учета поступления товаров;

5.     Инвентаризация как основной прием обеспечения сохранности и эффективного использования товарных запасов и оформление ее результатов;

Для изучения вышеизложенных задач мною было выбран розничный торговый магазин  «Ирмень». Основным видом  деятельности которого является реализация молока, кисло-молочных и колбасных изделий собственного  производства. Также продажа продукции «Ирмень»  производиться через другие розничные  магазины находящиеся в различных районах нашего города и Новосибирской области.

1. Роль учета в контроле за товародвижением и повышение эффективности  использования  запасов предприятия торговли

1.1 Задачи бухгалтерского учета в торговле

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ве­дением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, мето­дов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет организуется на местах совершения хозяйственных операций (филиал, склад). Соответствующая информация может посту­пать непосредственно во время совершения хозяйственной операции, как по телефону, так и в устной форме, на дисплее без документального оформления. Полученные данные используются для повседневного, те­кущего руководства и управления деятельностью предприятия (выполне­ние договоров, прием и отгрузка товара, реализация).

Для статистического учета используется информация о структуре ос­новных средств, доходах и численности работающих и другие сведения с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, использует результаты оперативного и бухгалтерского учета.

В отличие от оперативного и статистического бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основе документов. В случае бухгалтерского учета хозяйственные средства и операции с ними регистрируются все без исключения (сплошной учет), изменение состояния хозяйственных средств и процессов отражается непрерывно и в хронологической последовательности (непрерывный учет), все хозяйственные операции своевременно оформляются документами.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому ос­новными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству пред­приятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

§     проверка правильности документального оформления товарных опе­раций, своевременное и правильное отражение их в учете;

§     контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

§     контроль за финансовыми  показателями  (размер  прибыли,  источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, ка­питальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с  поставщиками и покупателями, за своевременным поступле­нием платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

§     учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой;

§     выявление возможности для снижения издержек обращения и повы­шения рентабельности производства (издержки обращения покрыва­ются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

§     контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установ­лены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно не­обходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предпри­ятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отста­вание учета, запаздывание представления отчетности и другой ин­формации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффектив­ности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению рас­ходов на содержание учетного персонала.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется особым  подразделением – бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соответствующие обязанности.

В организации,  не имеющей бухгалтерской службы  или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководитель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер малого предприятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное пред­ставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операции законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.  Требования его по докумен­тальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необхо­димых документов и сведений обязательны для всех работников органи­зации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на пред­приятии,  соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций возлагается на руководителя предприятия тор­говли.

Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится в порядке, установленном руководителем торгового предприятия. При этом на соответствующую должность назначаются, как правило, лица, имеющие высшее специальное образование или стаж ра­боты по специальности не менее трех лет.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгал­тера оформляются актом проверки состояния бухгалтерского учета и от­четности на предприятии.

Следует отметить, что на главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности связанные с непосредственной материальной ответст­венностью за ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия. Вместе с тем для малых предприятий сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер имеет право выполнять обязанности кассира.

На время отсутствия главного бухгалтера его функции переходят к заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.

Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредит­ные  расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгал­тера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обяза­тельства считаются недействительными и не должны приниматься к ис­полнению. Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рацио­нальное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности. Структура бухгалтерии зависит от объема и сложности учетной работы.

1.2. Организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предпри­ятии, могут быть выполнены только при правильной его организа­ции. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отста­вание учета, запаздывание представления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между момен­том возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффек­тивности деятельности торговых предприятий. Недостатки в органи­зации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хи­щения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличе­нию расходов на содержание учетного персонала.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется специальным подразделением - бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соответствующие обязанности.

В организации, не имеющей бухгалтерской службы или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной органи­ки шей или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководи­тель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер малого предприятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ; он подчиняется руководите­лю предприятия и несет ответственность за формирование учетной поли­тики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление пол-

ной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и исполнением обязательств. Требования его по документальному оформ­лению операций и представлению в бухгалтерию необходимых докумен­тов и сведений обязательны для всех работников организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблю­дение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных опе­раций возлагается на руководителя предприятия торговли.

Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится в порядке, установленном руководителем торгового предприятия. При этом на соответствующую должность назначаются, как правило, лица, имеющие высшее специальное образование или стаж ра­боты по специальности не менее трех лет.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгал­тера оформляются актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.

Следует отметить, что на главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответст­венностью за ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия. Вместе с тем для малых предприятий сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер имеет право вы­полнять обязанности кассира.

На время отсутствия главного бухгалтера его функции переходят к заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.

Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности. Структура бухгалтерии зависит от объема и сложности учетной работы.  Возможно выделение следующих структурных единиц:

·        по учету основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей;

·        по учету расчетов (расчеты с поставщиками и покупателями, с бюджетом и фондами, по краткосрочным и долгосрочным ссудам, прихода и расхода денежных средств) и издержек обращения;

·        по учету приобретения и реализации товаров;

·        по учету кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами;

·        по учету расчетов с рабочими и служащими;

Немаловажное значение при организации бухгалтерского учета имеет правильное использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: объем производства и реализации, количество продукции, время производственного цикла и торгового оборота и прочие показатели деятельности предприятия. Применяются три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители необходимы при учете материальных ценно­стей, основных средств, готовой продукции и др. Единицами измерения могут быть: килограмм, метр, штука, квадратный метр и др. С помощью натуральных измерителей производится контроль по весу, количеству, длине, площади, объему.

Трудовые измерители позволяют измерить затраченное на производство и реализацию время и вложенный труд. Для этого существуют следующие еди­ницы измерения: минута, час, день, месяц и т. п. На их основе рассчитыва­ется производительность труда и начисляется заработная плата.

Денежный измеритель - универсальный, обобщающий измеритель, он выражается в рублях. С его помощью можно получить сводные данные, проанализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять различные расчетные операции, а также определить произведенные за­траты предприятия (суммировать расходы, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях).

Кроме того, при организации бухгалтерского учета необходимо уяснить сущность таких понятий, как предмет и метод бухгалтерского учета.

Предметом изучения бухгалтерского учета является финансово-хозяй­ственная деятельность предприятия. При этом в ходе работы предприя­тия, осуществления финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете от­дельными хозяйственными операциями. Объекты изучения бухгалтерско­го учета можно рассматривать в разрезе двух групп: к первой относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй - хозяйственные про­цессы и их результаты.

Хозяйственные средства предприятия - товарно-материальные ценно­сти и денежные средства, как принадлежащие предприятию, так и вре­менно или постоянно находящиеся вне его собственности. Они являются активом предприятия и по составу и функциональной роли подразделя­ются на основные, оборотные и отвлеченные.

К основным средствам относятся здания, машины, оборудование, транспортные средства и др. Они используются в хозяйственной деятель­ности длительное время, не изменяя своей формы, изнашиваются посте­пенно, что и позволяет их стоимость включать в расходы производства продукции частями, по мере износа, через амортизационные отчисления.

Оборотные средства - сырье, материалы, топливо и другие ценности, они используются в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.

Денежные средства - денежная наличность, находящаяся в кассе предприятия, а также свободные денежные средства в банке на его рас­четном счете и прочих счетах, обеспечивающие возможность расчетов с рабочими и служащими по заработной плате, с бюджетом и прочими кредиторами.

Средства в расчетах - дебиторская задолженность различных органи­заций и лиц перед предприятием (суммы, выданные в подотчет, авансо­вые перечисления и др.).

Отвлеченные средства возникают в связи с получением и распределе­нием дохода (прибыли) и использованием его части на целевые меро­приятия (плата в бюджет, платежи за пользование кредитами).

Кроме хозяйственных средств объектами изучения бухгалтерского учета являются источники их формирования. Они, являясь пассивом предприятия, классифицируются на источники собственных и заемных средств.

К источникам собственных средств относится уставный фонд предпри­ятия (стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями в счет своего вклада в момент образования предприятия). Уставный фонд создается за счет паевых взносов, взносов учредителей, проданных ак­ций. Кроме того, источниками собственных средств являются прибыль и фонды

К источникам заемных средств, временно привлеченным источникам относятся ссуды, кредиты банков; стоимость отгруженных поставщиком или уже полученных материальных ценностей, услуг, выполненных ра­бот, но еще не оплаченных ему; задолженность рабочим и служащим сумма начисленной, но невыплаченной заработной платы; прочая креди­торская задолженность - неоплаченная задолженность бюджету, социальному страхованию и прочим организациям и лицам.

Данная классификация средств и источников их формирования лежит в основе составления бухгалтерского баланса.

Совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной дея­тельностью предприятия, называется методом бухгалтерского учета, который складывается из нескольких элементов:

•     документация;

•     инвентаризация; оценка и калькуляция;

•     счета и двойная запись;

•     баланс и отчетность.

Документация используется для организации сплошного и непрерыв­ного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и I операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности.

2. Организация и методология учета движения товаров и тары на предприятия торговли и пути их совершенствования

2.1 Документальное оформление движения товаров и тары

Приемка товаров народного потребления в торговле осуществляет­ся в соответствии со следующими законодательными актами Российс­кой Федерации:

·                    Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государ­ственной Думой 21.10.94 г.);

·                    Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.06.65 г. № П-6) (с изменениями от 29.12,73 г. и от 14.11.74 г.);

·                    Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.04.66  г. № П-7) (с изменениями от 29.1273 г  № 81 и от 14.11.74г. №98);

·                    Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламаци­онных актов (утверждена Госарбитражем СССР 15.10.90 г.);

·                    «Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.96 г. № 1-794/32-5) (см. приложение 18).

Первичные документы по поступлению товаров являются основой организации материального учета, так как непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и их рациональным использованием.

В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспорт­ные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформля­ется приемным актом.

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

          Магазин «Ирмень»  реализует 60% продукции собственного  производства и только 40 % товаров  поступает от  сторонних организаций. Завоз  собственной  продукции осуществляется  ежедневно из села Верх-Ирмень Ордынского района, товар поступает на основании товаро -транспортных  накладных и  счёт - фактур. Заведующие отделом  принимают продукцию и приходуют каждая  в свой товарно-денежный отчёт по  продажным ценам.  Цена реализации  на собственную продукцию устанавливается руководством ЗАО племзавода «Ирмень» - максимум она составляет 10%, некоторые товары реализуются по отпускной цене.

         Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной стан­ции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности произво­дится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.

Доверенность содержит следующие реквизиты:

§     номер и дату выдачи;

§     срок действия (возможный срок получения и вывоза товара);

§     наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя дове­ренности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается  наименование  поставщика  (должность,  фамилия,  имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность);

§     номер и дату документа, являющегося основанием для отпуска това­ров.

Указывается также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества.

Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия. После получения товара в бухгалтерию предприятия представляются документы, подтверждающие соверше­ние торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей про­ставляются номер и дата сопроводительных документов.

Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы  выдается документ на  получение товара,  по которому ему на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ - расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Кроме того, также возможно в накладной, оформленной покупателю в офисе, наряду с количеством товара предназначенного для  отпуска,  на складе отражать также фактически выданное количество товара.

 В накладной указывается:

§  номер и дата выписки;

§  наименование поставщика и покупателя;

§  наименование и краткое описание товара;

§  количество товара (в единицах);

§  цена и общая стоимость отпускаемого товара (с учетом налога на до­бавленную стоимость), при этом НДС выделяется отдельной строкой.

Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бух­галтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывает­ся материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплекта­цию в соответствии с данными сопроводительных документов и распи­сывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: «Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого матери­ально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.

Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:

§  номер и дату оформления накладной;

§  полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика;

§  наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

§  основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).

Товарный раздел накладной  заполняется  грузоотправителем, в нем указывается   наименование  товара,  артикул,  количество,  цена,  сумма,  сумма оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и осуществление погрузочно-разгрузочных работ.

К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая от­метка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена "Накладная на перевозку груза в универсальном кон­тейнере".

Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-факту­рой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в наклад­ной, отдельной строкой выделяется сумма НДС.

Счет-фактура имеет сле­дующие реквизиты:

§     номер и дату выписки счета-фактуры;

§     наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и платель­щика;

§     наименование грузополучателя;

§     наименование и  краткое описание товара,  его количество,  цену и сумму;

§     стоимость доставки;

§     сумму к оплате получателем;

§     фамилии, инициалы и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.

Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

Кроме того, следует помнить, что с 1997 года все плательщики НДС в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (а теперь и в с соответствии с Налоговым кодексом) обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.

Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

§  порядковый номер и дату выписки счета-фактуры;

§  наименование, адрес и идентификационный номер продавца и поку­пателя товаров (работ, услуг);

§  наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товаров (работ, услуг);

§  наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сум­му (без НДС, с НДС), а также сумму акциза (при его наличии);

§  страна происхождения товара;

§  номер грузовой таможенной декларации.

Составленный документ должен быть подписан руководителем, глав­ным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с прика­зом по организации.

Получаемые покупателем товаров счета-фактуры относятся к первич­ным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении. Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерова­ны и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение полу­чаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Состав­ленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.

Следует отметить, что после получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в при­сутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен при­нять товар по количеству мест, а в необходимых случаях – по массе. Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

В случае обнаружения неисправности вагона, контейнера или повреждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани,  аэропорта)  назначения  составления  коммерческого акта  и получить его копию. При отказе станции назначения составить коммер­ческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или железнодо­рожной милиции и составить акт о результатах приемки. Отказ сотруд­ников станции назначения составить акт следует обжаловать в установ­ленном порядке. Коммерческий акт при этом является юридическим ос­нованием для предъявления претензий к транспортным компаниям или поставщику.

При поставке товаров автотранспортом сопроводительным докумен­том служит товарно-транспортная накладная.

Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и являет­ся первичным приходным документом при поступлении товаров на тор­говое предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транс­портного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты), сведения о товаре и таре (артикул), наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто. Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (20 или 10% от суммы поставки), а так же фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц отпустивших и принявших товар.

Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

§  дату:

§  номер автомобиля и путевого листа;

§  наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотпра­вителя и грузополучателя;

§  пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);

§  сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса).

Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упа­ковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со  стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя.

Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводи­тельные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответ­ствующий акт за подписями обеих сторон.

2.2 Синтетический и аналитический учет поступления товаров

Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используется активный счет 41 "Товары", субсчета 41-2 "Товары в розничной торговле", 41-3 "Тара под товаром и порожняя" (тара). Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отража­ет остаток товаров на конец отчетного периода.

Так как магазин  «Ирмень»  кроме покупных товаров торгует продукцией  собственного производства,  для удобства ведения учёта к 41 счёту «Товары» открыты  субсчёта:

41.13 – товар собственный, НДС 20%;

41.14 – товар собственный, НДС 10%;

41.15 – товар покупной, НДС 20 %;

41.16 – товар покупной, НДС 10 %;

Учет товаров, принятых на ответственное хранение, на комиссию, ве­дется на забалансовых счетах.

В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42 "Торговая наценка".

В магазине «Ирмень» к счёту 42 также открыты соответствующие субсчета (42.13; 42.14; 42.15; 42.16;)

При поступлении товара делается следующая проводка:

Дт 41-2 "Товары в розничной торговле" - на стоимость товара

Дт 19 "НДС" - на сумму НДС

Km 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Величина торговой надбавки при этом отражается записью:

Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"

Km 42 "Торговая наценка".

При поступлении собственной продукции ведётся количественно – суммовой учёт и делается запись:

Дт 41.14 «Товар собственный»

Кт 43 «Готовая продукция»   - приход собственной продукции по  продажным ценам.  

В конце каждого месяца  сумма оприходованная  по продажным ценам

(Дт 41.14 Кт 43)  сторнируется и  считается по ценам себестоимости, разница учитывается в наценку.

          При журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 11по счету 41-2 систематизируются кредитовые записи, а дебетовые обороты отражаются в ведомости к нему. Эти записи удобнее производить в объединенном учетном регистре, который содержит и кредитовые и дебетовые обороты. На каждый корреспондентский счет выделяется отдельная графа. Например, могут быть сделаны записи в кредитовой части учетного регистра   по   дебету   счета   41-2   в   корреспонденции   со   счетами:

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

42 "Торговая наценка" и т.д.

Кредитуется счет 41-2 в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", «Товары отгруженные", 44 "Расходы на продажу" и т. д.

В розничной торговле стеклянная посуда учитывается вместе с товарами на счете 41-2. При этом, если одновременно с товаром предприятие получает и возвращает ее поставщику, то на товарно-транспортной накладной указывается "возврат тары" и сумма. На указанную сумму производится зачет расчетов с поставщиком по таре проводкой: Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Km 41-2 "Товары в розничной торговле",

Все транспортные расходы, возникающие в процессе приобретения Товаров, относятся к расходам на продажу, при этом НДС, включенный в счета за оказанные транспортные услуги, отражается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Если товары от поставщиков поступили в разные торговые точки, а оплата производится по одному платежному документу, то в учетном ре­гистре по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обороты по дебету счета 41-2 "Товары в розничной торговле" можно дополнитель­но расшифровать по отдельным торговым точкам или на каждом первич­ном документе, приложенном к платежному документу, целесообразно указывать торговую точку и стоимость оприходованных товаров. Одно­временно в товарном отчете указываются номер и дата платежного документа.

Любой порядок ведения учетных регистров по счетам 41-2 "Товары в розничной торговле" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен обеспечивать, с одной стороны, контроль за поступлением това­ров и своевременным оприходованием их материально ответственными лицами, а с другой – контроль за расчетами с поставщиками. В розничной торговле поступление товаров и тары от поставщиков оформляется следующими записями.

Оприходование поступивших в магазин товаров и тары от поставщика отражается  проводкой  на сумму стоимости  по покупным  ценам,  при этом НДС фиксируется отдельно (как в оптовой торговле):

Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"

Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"

Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям"

Km 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При этом транспортные расходы относятся на издержки обращения также без НДС:

Дт 44 "Расходы на продажу"

Дт 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Когда учет товаров в торговой организации ведется по продажным ценам, на сумму торговой наценки составляется следующая запись:

Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"

Кт 42 "Торговая наценка".

Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов и предварительной оплаты в зависимости of формы оплаты оформляется следующими записями:

Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму оплаченной задолженности поставщикам

Кт 51 "Расчетные счета" - на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Кт 52 "Валютные счета"- на сумму, оплаченную с валютою счета;

Кт 50 "Касса" - на сумму оплаты из кассы торгового прел приятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными

Кт 55 "Специальные счета в банках»;

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя выданные" - на сумму, оплаченную векселем;                                                  t

Кт 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" ан сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита;

Кт 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" - на сумму опла­ты за счет долгосрочного банковского кредита.

После оплаты оприходованных ценностей возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:

Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам"

Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям ".

Если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:

Дт 51 "Расчетные счета";

Дт 52 "Валютные счета";

Дт 50 "Касса"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "По авансам выданным".

Все транспортные расходы, которые производит предприятие в про­цессе приобретения товаров, могут согласно учетной политике предпри­ятия быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает  данную операцию записью:

Дт 44 "Расходы на продажу" - непосредственно на стоимость доставки;

Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" – на сумму НДС по транспортным услугам

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности за услуги по доставке, включая НДС.

Получение товаров через подотчетных лиц проводится аналогично, но через счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Приобретение товара по бартеру отражается в обычном порядке (с зачетом задолженностей).

Учет поступления товаров в розничной торговле также может вестись с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в случае, если данный способ учета предусмотрен в учетной политике предприятия.

В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценно­стей" относится покупная стоимость товаров, по которым на предпри­ятие поступили расчетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщика­ми и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т. п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготов­ке и доставке товаров на предприятие.

В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 41 относится стои­мость фактически поступивших на предприятие и оприходованных това­ров. Сумма разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16 "От­клонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализован­ных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений). Ос­таток по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

2.3 Инвентаризация как основной прием обеспечения сохранности и эффективного использования товарных запасов и оформление ее результатов

Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем торгового предприятия, но не реже двух раз в год.

Одновременно с проведением инвентаризация в магазине она осуществляется и в прикрепленных к нему палатках, киосках, павильонах и пр. Если магазин имеет кладовые отделы и секции, филиалы с раздельной материальной ответственностью, то инвентаризацию в них можно прово­дить отдельно, без закрытия всего магазина.

В магазине «Ирмень» комплексная инвентаризация проводится два раза  в год  в присутствии назначенной комиссии. Кроме этого еженедельно в магазине  меняются смены продавцов и также проходит инвентаризация, но  в присутствии только одного бухгалтера.  

Перед началом инвентаризации магазин закрывают, обслуживают только покупателей, находящихся в торговом зале. При этом операции с товарно-материальными ценностями прекращаются. Все подсобные по­мещения пломбируют. Вместе с тем с согласия руководителя и представителя комиссии могут быть отпущены до начала инвентаризации товары первой необходимости для продажи с лотков или в мелкорозничной сети.

Инвентаризация на розничных торговых предприятиях начинается с проверки денежных средств в кассе, а при ее отсутствии – на руках у продавцов. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчет и передает его для проверки и визирования документов председателю комиссии.

Определяют результат по кассе (недостачу, излишек), который отражают в акте.

Председатель комиссии и счетный работник проверяют и визируют товарные отчеты и все приходные и расходные документы, приложенные к нему, и ставят штамп "До инвентаризации".

С материально ответственного лица берут подписку приблизительно следующего содержания: "Все ценности, пронумерованные в настоящей инвентаризационной описи с №_ по № __, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении".

Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений магазина. В это время в торговом зале члены бригады материально ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчета, перемеривания. Подготовка товаров к пересчету и перевешиванию производится в присутствии членов комиссии, которые перевешивают, пересчитывают, перемеривают все товары. Нераспакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может вызвать понижение его качества, то массу товара определяют по трафарету (по массе брутто) с выборочной проверкой ряда товарных мест. Уста­новленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвента­ризационной описи - акте.

Товары, имеющие отходы при их подготовке к продаже (колбасные изделия, мясокопчености, битая птица), записываются в инвентаризационную опись с пометкой "очищенные" или "неочищенные". Массу неочищенных товаров указывают в графе "Масса брутто", а очищенных (за минусом отходов по установленным нормам) - в графе "Масса нетто".

Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Бой, брак, порчу актируют в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации опреде­ляют на месте сразу же после ее окончания, сопоставив остатки товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной описью. При выявле­нии больших расхождений комиссия обязана взять письменное объясне­ние с материально ответственных лиц, опломбировать магазин и сооб­щить об этом руководителю торгового предприятия.

Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалте­рии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентариза­ции товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле (в мелко­розничной сети - не позднее следующего дня после ее окончания; по магазинам - в трехдневный срок).

При выявлении недостачи рассчитывают и списывают по нормам естественную убыль (при наличии норм) и потери (в пределах фактических недостач). Следует помнить, что согласно письму ГНС РФ от 24.09.97 № ВП-6-13/675 списание потерь товаров от естественной убыли на из­держки обращения в торговых организациях было прекращено (о чем со­общено в письме МВЭС и торговли РФ от 25.07.97 № 45-09/364). Но приказом МВЭС и торговли РФ от 19.12.97 № 631 установлено действие приведенных в приложении к нему норм с 1997 г.

Недостача, не перекрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц в установленном порядке. Излишки товаров и тары приходуются с отнесением на доходы предприятия. Результат инвентаризации тары оформляют составлением сличительной ведомости в количественно-стоимостном выражении по каждому виду тары в отдельности.

Со сличительной ведомостью бухгалтер обязан ознакомить материально ответственное лицо под расписку в ведомости.

По распоряжению руководителя выявленная недостача товаров и тары сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника (каждого члена бригады при коллективной ответственности), взыскивается путем удержания ее из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путем подачи иска в суд, если работник отказался погасить его добровольно.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

По результатам инвентаризации проведенной на «Ирмень» были выявлены результаты оформленные следующими бухгалтерскими записями:

оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:

 Дт 41 "Товары"

Km 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостача товаров отражается записью:

Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Km 41 "Товары".

Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли их наличии) относятся за счет начисленного ранее резерва (если он имеет место), что фиксируется записью:

Дт 96 "Резервы предстоящих расходов"

Km 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц, что отражается записью:

Дт 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

Km 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм фиксируются записью:

Дт 91 "Прочие доходы и расходы".

Km 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При инвентаризации в комиссионной торговле размер понесенного ущерба в  результате хищения или недостачи товаров определяется по продажным ценам.

Списание суммы недостач товаров в комиссионном магазине, выяв­ленной в результате инвентаризации, отражается записью:

Km 004 "Товары, принятые на комиссию".

Сумма задолженности комитенту (сумма, указанная в договоре комис­сии) выплачивается комитенту и отражается следующей проводкой:

Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Km 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

На разницу между стоимостью товаров по продажным ценам и сум­мой, подлежащей выплате комитенту, при выявленной недостаче состав­ляется проводка:

Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Km 98-4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".

Списание недостачи товаров за счет виновных лиц отражается запи­сью на сумму недостачи по продажным ценам:

Дт 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

Km 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Сумма поступивших денег в кассу от виновного лица на сумму недос­тачи товаров по продажным ценам фиксируется проводкой:

Дт 50 "Касса"

Km 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

При этом разница между стоимостью товара, оплаченной виновным лицом, и суммой, выплаченной комитенту, отражается записью:

Дт 98-4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей"

Km 91 "Прочие доходы и расходы".

2.4 Автоматизация учета движения товарных запасов

В связи с небольшим видом производимых операций на предприятии нецелесообразно внедрять масштабную и дорогостоящую программу, такую как 1С: и БЭСТ – 4.

Но в связи с тем, что некоторые операции повторяются изо дня в день, и требуют заполнения большого количества документов (приходные и расходные акты и т.д.) существует необходимость разработки программы позволяющей формировать первичные документы и производить расчеты за определенный (отчетный) период на основании вводимых данных (цена, количество поступивших и выбывших товарных запасов и т.д.).

Внедрение такой программы позволит ускорить процесс обработки поступления товаров, снизить возможность появления ошибок в математических расчетах, позволит формировать ведомости движения и остатков товарных запасов на складах и в торговых залах, что в свою очередь обеспечит улучшение качества контроля за наличием товаров.

Безусловно, одним из важнейших преимуществ автоматизации учетного процесса движения товарных запасов является снижения материальных и трудовых затрат, когда данные из одного документа переносятся в другой и т.д. в связи с чем нередко возникают ошибки в расчетах цены и количества полученных и реализованных товаров, что непосредственно влияет на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Заключение

Перед данной курсовой работы была поставлена цель – изучить теоретические аспекты и методику ведения учета товарных запасов не предприятиях розничной торговли.

В ходе написания работы были рассмотрены вопросы связанные с:

изучением основных задач бухгалтерского учета на торговых предприятиях

рассмотрением порядка документального оформления движения товарных запасов на предприятиях розничной торговли, изучены документы составляемые при приемки товаров;

изучены аспекты синтетического и аналитического учета товаров;

Так же было указано на необходимость внедрения системы автоматизации учетного процесса и основные достоинства автоматизации учета товарных запасов.

При написании данной работы большое внимание было уделено вопросам нормативного регулирования бухгалтерского учета торгового предприятия, указаны основные нормативные акты регулирующие учетный процесс.

Также в работе освещены основные бухгалтерские записи (проводки) составляемые как при принятии товаров к учету, так и при проведении инвентаризации и оформлении ее результатов.

Список литературы

1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ

2.     Налоговый Кодекс РФ Ч. 1, 2 от 16 июля 1998 года; с изменениями и дополнениями на 15 января 2003г.

3.     Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 9 июня 2001 года №44н

4.     Российские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету: ПБУ 1 – 16: по состоянию на 1 декабря 2002г. – 4-е издание., дополненное. М.: «Даликов и К», 2003. – 207с.

5.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утвержден приказом Министерства Финансов РФ № 94н от 31 октября 2000г.

6.     Инструкция по применению План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утвержден приказом Министерства Финансов РФ № 94н от 31 октября 2000г

7.     "Справочник бухгалтера". М.:  МУФЭР 2002г. - 752с. Джаарбеков С.М.

8.     Бухгалтерский учет в торговле под ред. М. С. Белоусова. - М.: Экономика, 1976.

9.     Бухгалтерский учет в торговле. Д. С. Тяжких. - С.-П., Михай­лов, 1997.

10.            Бухгалтерский учет в торговле. Ивашкин. - М.: ДИС, 1997.

11.            Бухгалтерский учет в торговле. Абашина. - М.: Филннъ, 1997.

12.            Бухгалтерский   учет   в   торговле   и   общественном   питании. Н. Л. Вещунова, Л. Ф. Фомина. - М.: Магис, 1996.

13.            Бухгалтерский учет в торговле. В. М. Власова. - М.: ФИС, 1997.

14.            Бухгалтерский   учет   товарных   операций.    В.    В.    Патров.   -М.: Бухгалтерский учет, 1995.

15.            Торговля. Д. Л. Щур. - М.: Приор, 1998.

16.            Бухгалтерский учет и аудит, п. И. Камышанов. - М.: Приор, 1997.

17.            И. Самоучитель по бухгалтерскому учету. Г. А. Пономарева. - М.: Издательство Приор, 2001.

18.            Правила торговли. - М.: Издательство Приор, 1998.

19.            Альбомы унифицированных форм первичной учетной докумен­тации. - М.: НИПИ статинформ Госкомстата России, 1997 - 2001.