Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1.     Классификация спроса и факторы, влияющие на

его формирование…………………………………………………………4

2. Понятие и сущность коммерческой тайны…………………………...7

3. Государственное регулирование рынка: необходимость, обоснованность…………………………………………………………………..12

4. Этикет предпринимателя-коммерсанта……………………………..16

Практическое задание…………………………………………………...21

Определение организационно-правовой формы предприятия……..21

Характеристика субъектов коммерческой деятельности………...…22

Конъюнктурный обзор………………………………………………..25

Заключение ……………………………………………………………...32

Список используемой литературы……………………………………...33







Введение.

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Во избежание различных рисков в современное время предприниматель-коммерсант должен учитывать различные факторы, влияющие на деятельность его предприятия.

Это могут быть факторы, которые можно изучать, прогнозировать (спрос), и которые могут помогать развиваться малому и среднему бизнесу, что более чем актуально в настоящее время (государственное регулирование).

К тому же в настоящее время многое зависит и от самого человека, ведущего предпринимательскую деятельность. Это касается как личных его качеств, так и деловых, которые могут способствовать или наоборот мешать его бизнесу.

Целью данной работы и является рассмотрение этих факторов в настоящее время, и какое они воздействие оказывают на поведение предпринимателей-коммерсантов.







1.     Классификация спроса и факторы, влияющие на его формирование.

Спрос – описывает поведение массового потребителя на рынке и показывает, какое количество блага (товара, услуги) по той или иной цене готов купить потребитель.

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент:


Так же выделяют эластичность спроса относительно дохода, то есть, как изменится объем спроса под влиянием изменения дохода на один процент.

Различают следующие виды спроса относительно эластичности спроса по цене:

1.     Эластичный спрос – спрос растет или падает быстрее цены ;

2.     Неэластичный (жесткий) спрос – спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены ;

3.     Не изменяющийся спрос – изменение цены не вызывает никакого изменения спроса ;

4.     бесконечно расширяющийся спрос – бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса


Классификация благ относительно эластичности спроса по доходу.


1.                               Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным, то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным.

2.                               Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен, благо является нормальным;

3.                               Если показатель эластичности спроса больше нуля, но меньше единицы, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости;

4.                               Если показатель эластичности спроса больше единицы, то спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши).


Факторы, влияющие на формирование спроса.

1.                  Увеличение (или сокращение) денежных доходов населения означает повышение спроса. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя. Рост доходов переключает спрос потребителя на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается.


2.                  Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Если два товара взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

3.                  Повышение цен на взаимодополняемые товары сокращает спрос на него. Если два товара взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

4.                  Число покупателей.

5.                  Ценовые и дефицитные ожидания.

6.                  Колебание расходов на рекламу.

7.                  Изменение вкусов и предпочтений.

2. Понятие и сущность коммерческой тайны.

Впервые право на сохранение коммерческой тайны было провозглашено Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». В ст. 33 указанного Закона раскрывалось понятие коммерческой тайны как не являющихся государственными секретами сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам.

В настоящее время российское законодательство об охране служебной и коммерческой тайны представляет собой совокупность статей, которые содержатся в различных правовых актах, посвященных в целом регулированию иных общественных отношений. Центральной из них является ст. 139 ГК, содержащая определение служебной и коммерческой тайны, раскрывающая условия признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и указывающая на основные юридические средства защиты прав ее обладателя.

Законодательство о коммерческой тайне призвано стимулировать развитие в тех областях производства, где относительно слаба патентная защита. Достаточно трудно, например, ввести патентную охрану секретов производственного процесса, и поэтому конкуренты могут их тайно заимствовать и использовать. Однако относительно просто защитить производственные секреты как коммерческую тайну, и в таком случае конкуренты могут ими пользоваться только, если откроют такой же способ производства самостоятельно. Получение патента — процесс длительный и дорогостоящий. Поэтому компании не могут себе позволить патентовать любое рационализаторское предложение или нововведение. А коммерческая тайна может обеспечивать охрану секретов производства и, следовательно, стимулировать новаторские предложения, каждое из которых относительно мало, чтобы стать объектом патентования, но их совокупность становится уже весьма ценной. Многие виды таких предложений в принципе не патентоспособные, поскольку не несут в себе новизны изобретения. В качестве примера возьмем списки клиентов. Коммерческая тайна в этом случае может быть единственным способом охраны содержащейся в них информации.

Определением коммерческой тайны в российском законодательстве, как правило, устанавливаются скорее общие принципы, нежели точные правила. Поэтому судам и ученым придется поискать ответы на некоторые вопросы. Например, на вопрос о том, каков объем требований к зачислению информации в разряд секретной в том смысле, что она либо в целом, либо в конкретном сочетании или расположении ее компонентов, как правило, не является известной или доступной лицам, принадлежащим к определенному кругу, обычно имеющему дело с подобными видами информации. Нельзя не признать, что две или даже несколько компаний независимо друг от друга могут разработать одинаковые секреты производства. Точно так же нельзя не признать, что владелец такого секрета может выдать лицензию на его использование третьим лицам — производителям в данной отрасли.

Однако если каждая компания отрасли использует данный технологический процесс, то ею нельзя не признать общеизвестным приемом производства. Информация является общедоступной, если, например, названия и адреса всех магазинов, торгующих определенным товаром, в конкретном городе можно найти в телефонном справочнике. Обывателю неизвестно, какие акции лучше продаются на бирже сегодня, но эта информация широко доступна брокерам, которые входят в круг лиц, который имеет дело с данной информацией. Поэтому данная информация также не является коммерческой тайной.

Другой вопрос - каков объем понятия «коммерческая ценность»? Одни виды информации могут не представлять никакой ценности. Другие могут иметь ценность, но не коммерческого характера. Например, один из американских судов отказал в праве на охрану церковных таинств как коммерческой тайны. Суд исходил из того, что эти таинства могут иметь определенную духовную ценность для церкви, но коммерческой ценности они не представляют. Основная цель определения коммерческой ценности информации состоит в том, чтобы выйти за пределы ранее существовавшего положения, в котором упор делался на специфический характер видов секретности, таких, как секреты производства или закрытые списки клиентов.

Третий элемент — «разумные» меры по сохранению секретности — включен в рассматриваемое понятие в целях установления нижнего и верхнего пределов объема усилий, требующихся для сохранения секретности. Нижний предел, требующий, соответственно, минимальных усилий, имеет цель простого уведомления о том, что данная конкретная информация относится к разряду секретной. Меры этого уровня способствуют экономии ресурсов правоохранительной системы в защите информации, обладатель которой мало заботится о сохранении ее в тайне.

Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению, к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.

Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке. Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д.

Коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также имеет значение в выборе данной формы охраны достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.

Таковы основные особенности коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности. Их анализом, однако, характеристика коммерческой тайны не ограничивается.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены к продаже.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она коммерческой тайной не признается.

В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

3. Государственное регулирование рынка: необходимость и обоснованность.

Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать.

Прежде всего, государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д.

Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.

Другая очень важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который во всех странах, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1.     монополия;

2.     несовершенная (асимметричная) информация;

3.     внешние эффекты;

4.     общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы внешнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в 20 веке имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную политику антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все боле активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технических прогресс, стремится поддержать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему государство в течение 20 века. Неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремится решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее содействуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и так далее), особенно те из них, которые органично строены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять и усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целые набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

-         наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

-         создание развитой рыночной инфраструктуры ( и фондового рынка прежде всего);

-         хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

-         предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений.









4. Этикет предпринимателя-коммерсанта.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам этикет - поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не делали

Деловой этикет – не второстепенная, а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в виде нескольких составных частей: личность делового человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и собственно деловой этикет.

Личность делового человека – ключевая фигура. В её характеристике нужно учитывать образование, опыт, энергию, готовность идти на риск, практичность, нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отношения – это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды.

Наряду со всеми этими характеристиками делового мира, деловой этикет – это специфическая культура деловых отношений. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к деловому общению, манеры поведения, стиль письма, телефонных разговоров, оформление деловых бумаг, искусство и манеры ведения переговоров и торгов, культуру обеспечения рекламы, презентаций.

Деловой этикет – это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них: ориентация на конструктивный результат, стремление разрешения конфликта, спорного положения, достижения договорённости, соглашения. В деловом общении отношение к обсуждаемой проблеме не зависит от отношения к партнёру по обсуждению.

Деловой этикет – это азы бизнеса, и если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на “дурных инстинктах”: урвать, обмануть, словчить, слукавить. Серьёзный бизнесмен скорее понесёт убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить её удаётся не всегда.

Что такое деловая речь, деловой разговор?

Деловой разговор – это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем.

Деловой разговор – это прежде всего устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор – непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника, что дает возможность воздействия на него, используя мимику, жесты, интонацию.

Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, следовательно, деловой разговор полон непринужденных форм общения, грамматических и стилистических особенностей, то есть имеет несколько упрощенный характер.

Что нужно знать и уметь в сфере делового общения?

Очень многое. Но главное – это:

-              знать себя и индивидуальные особенности партнера;

-              неформально участвовать в развитии потенциальных возможностей своих подчиненных, если вы руководитель;

-                     уметь проявить характер при решении принципиальных вопросов;

-              всегда стремиться к внедрению нового в своей организации;

-              быть открытым, доступным и последовательным в своих действиях;

-              спокойно признавать свои ошибки и промахи, а не перекладывать всю вину на других;

-              уметь слушать других и войти в их положение;

-              знать, что необходимо предложить людям, то есть какой товар или какую услугу;

-              знать, что собой представляют ваши потребители;

-              и, наконец, вы должны определить конкретный круг лиц, с которыми вам предстоит вступать в деловые отношения и быть готовым к взаимовыгодному сотрудничеству.

Какие основные требования предъявляются к деловой беседе?

Прежде всего, руководитель должен обладать умением выслушивать людей, не прерывая их, не отвлекать на другие дела и других людей. Не принято во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать присутствие третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и тому подобное. Если при разговоре все таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела.

Категоричность и безапелляционность не способствуют авторитету, поэтому не высказывайтесь “с ходу” по любому служебному вопросу, следует его обдумать, обсудить.

При ведении делового разговора Вы должны уметь оказывать знаки внимания, заботясь об искренности и естественности похвалы, восхищения, благодарности, интереса. Это проявление не только Вашей воспитанности, но и показатель уважительного отношения к собеседнику, признание важности и самой беседы, и общего дела. В беседе Вы должны помнить об обоснованности Ваших оценок.

Вам необходимо кроме разговора приобретать и навыки “бессловесного” познания. При 5-7 – минутном разговоре содержательная информация составляет около четверти всей полученной информации. Остальная связана с внешней стороной деловой беседы: стиль, манера, одежда, жесты, мимика, форма и ход делового контакта. Вы должны научиться эффективно, пользоваться “бессловесной” информацией и правильно ее интерпретировать. При этом не забывайте, что и Вы являетесь объектом такого же познания.

При ведении беседы следует учитывать некоторые рекомендации:

-           высказывайтесь кратко и по существу (длинная, путанная речь раздражает деловых людей);

-           опираетесь на факты;

-           не увлекайтесь деталями, но знание их, вовремя и к месту употребленная деталь укрепляет Вашу позицию;

-           избегайте назидательности, осторожно используйте слово “я”;

-           при обсуждении сложной проблемы, ищите пути урегулирования ее, а не обострения;

-           избегайте конфронтации даже агрессивно настроенным партнером.






Практическое задание.


Определение организационно-правовой формы предприятия.

Торговый дом – зависимое общество, так как общество, которое владеет частью акций, может влиять на принятие решений в ценовой политике, предлагаемом ассортименте, это может быть некоторое производственное предприятие, предоставляющее свою продукцию для реализации, с целью лучшего контроля за ее реализацией.

Мебельный салон – дочернее общество, так как общество, которое основало его, может следить за качеством обслуживания покупателей своей продукции, гарантийным и после гарантийным обслуживанием, ценовой политикой.

Оптово универсальный склад – общество с дополнительной ответственностью, так как в случае чрезвычайных ситуаций, владельцы склада будут нести потери связанные не только с самим заданием склада, но с товаром, который находится на складе для хранения, что снижает риски владельцев товара.

Ювелирный магазин – дочернее общество, так как так как общество, которое основало его, может следить за качеством обслуживания покупателей своей продукции, гарантийным и после гарантийным обслуживанием, ценовой политикой.

Молочно-консервный комбинат – открытое акционерное общество, так как это позволит привлекать капитал для развития производства в неограниченных количествах, так как число акционеров неограниченно.

Торговый павильон на вещевом рынке – унитарное государственное или муниципальное предприятие, так как это стихийный рынок, требующий контроля государства.

Магазин-склад строительных материалов – зависимое общество, так как общество, которое владеет частью акций, может влиять на принятие решений в ценовой политике, предлагаемом ассортименте, это может быть некоторое производственное предприятие, предоставляющее свою продукцию для реализации, с целью лучшего контроля за ее реализацией.

Табачный киоск – личное индивидуальное предприятие, так как индивидуальный предприниматель несет всю ответственность за деятельность, начиная с получения права на торговлю табачными изделиями, кончая уплатой налогов.

Хлебозавод – открытое акционерное общество, открытое акционерное общество, так как это позволит привлекать капитал для развития производства в неограниченных количествах, так как число акционеров неограниченно.


Характеристика субъектов коммерческой деятельности.


Акционерное общество открытого типа “Хлебная база" (ХБ). Уставной капитал - 143 390 тысячи рублей, что составляет 143 390 обыкновенных акций, номинальной стоимостью одна тысяча рублей каждая.

ОАО выпускает муку, которая пользуется большим спросом среди отечественных и иностранных потребителей (из-за ее высокого качества); комбинат постепенно увеличивает свою долю на рынке; себестоимость производства продукции на комбинате самая низкая среди предприятий-конкурентов города.

ХБ производит и реализует крупным, средним и мелким оптом пшеничную муку высшего и первого сортов, крупу манную и отруби (развесные и в гранулах) хлебозаводам, хлебопекарным предприятиям, предприятиям пищевой промышленности, совхозам, а также предприятиям торговли и общественного питания.

Требования к сортности и качеству продуктов переработки зерна определены техническими условиями и ГОСТами:

-         к пшеничной муке- ТУ 8 РФ 11-95-91;

-         к манной крупе- ГОСТ 7022-54;

-         к отрубям гранулированным- ТУ 8-22-24-83;

-         к отрубям пшеничным- ГОСТ 7169-66 .

Контроль качества поступающего на переработку зерна и выпускаемой продукции производится ежедневно специалистами лаборатории комбината. На свою продукцию комбинат выдает Сертификат соответствия.

Ежеквартально государственный орган по сертификации производит инспекционный контроль качества продукции. По результатам контроля качества он выдает сертификат, который действует в течение трех месяцев.

Для обеспечения санитарно-гигиенической чистоты производства, на каждой мельнице ежегодно проводят механическую очистку, обеззараживание помещений и оборудования (во время технического обслуживания или капитального ремонта). По договорам эти работы выполняет фирма “Оборона”.

Безопасность и экологичность производства на комбинате подтверждена Гигиеническим Сертификатом (выдан 16 октября 1994 года Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Новосибирска).

Поставщиками зерна для ХБ являются зерносовхозы Ставрополя, Краснодара, Оренбурга, Саратова, Тургая, Омска Новосибирска и ряда других областей, с которыми имеются соответствующие договора. Контроль качества поступающего на переработку зерна производится сотрудниками лаборатории комбината.

Снабжение основного и вспомогательного производства электроэнергией, теплом и водой осуществляется из городских систем. Срывов в обеспечении производства энергоресурсами не было. Комбинат своевременно производил платежи за электроэнергию, тепло и воду.

Основными рисками ХБ являются неплатежи, снижение поставок высококачественного зерна, высокий уровень издержек на закупку зерна и на транспорт, узкий профиль производства. Отмечается недостаточно активная работа на рынке и работа с потенциальными поставщиками зерна и потребителями основной продукции, что объясняется отсутствием службы маркетинга и слабой рекламой собственной продукции. Существующий на комбинате оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности не вполне соответствует современным требованиям рыночной экономики. Отсутствуют стратегическое и текущее планирование, контроллинг (мониторинг). Принимаемые решения по договорам не проходят экономическую, финансовую и юридическую экспертизу.

С целью снижения вышеизложенных рисков руководство ХБ планирует:

-   наладить учет, соответствующий рыночным требованиям, расширить номенклатуру продукции, используя существующую инфраструктуру и производственные помещения;

-   наладить производство макаронных изделий и подсолнечного масла.

Для этих целей была произведена корректировка перспективного плана развития АО ХБ. В 2000 году был заключен договор и произведена оплата технико-экономического обоснования и проектных работ производства макаронных изделий. Кроме этого, разрабатывается направление, связанное с приобретением зерна в зернодобывающих районах страны для обеспечения независимости от поставщиков-посредников. Расширяется и развивается локальная система автоматизированной обработки экономической и финансовой информации.

В целях изучения рынка и увеличения своей доли в нем, а также для оценки перспектив развития, на предприятии были проведены маркетинговые исследования независимой компанией, которая оценивает финансовое состояние ХБ как устойчивое, а перспективы развития и увеличения доли в рынке как преимущественные по сравнению с конкурентами.


Конъюнктурный обзор.


Пшеничная мука.


В настоящее время предложение муки на рынке Новосибирска достаточно. Данный продукт предлагают как крупные торговые организации, так и мелкие розничные предприятия, которые для выживания предлагают дополнительные услуги по доставке.

На Новосибирском рынке преобладают в основном мука Новосибирских комбинатов, а так же не последнее место занимает алтайская мука.

Так мука - это продукт сельского хозяйства, то на спрос и предложение влияют сезонные колебания. Осень предложение велико и поэтому цены снижены, ближе к зиме предложение уменьшается в ожидании нарастания цены с приходом весны.

Так же на предложение влияют природные условия, урожайность. На спрос влияют такие факторы как народные, церковные праздники (Рождество, Пасха).

Основным видом продукции ХБ является пшеничная мука. Комбинат реализует ее в Новосибирске, а также в Новосибирской и прилегающих областях. Кроме ХБ в Новосибирске расположены три крупных мукомольных предприятия: АОЗТ “Мелькомбинат - 1”, АО “Мелькомбинат - 2”, АООТ “Мелькомбинат - 3”. Они поставляют муку крупным хлебозаводам, хлебопекарным предприятиям малой мощности, другим предприятиям пищевой промышленности - мясоперерабатывающим и производящим мучнистые кондитерские изделия, а также  предприятиям торговли и общественного питания.

ХБ производит и реализует крупным, средним и мелким оптом пшеничную муку высшего и первого сортов, крупу манную и отруби (развесные и в гранулах) хлебозаводам, хлебопекарным предприятиям, предприятиям пищевой промышленности, совхозам, а также предприятиям торговли и общественного питания.

В Новосибирской области располагается 5 мукомольных заводов: комбинат хлебопродуктов, экспериментальный мукомольный завод, и др. мукомольные заводы, однако по производству муки они значительно уступают в настоящее время мукомольным предприятиям Новосибирска.

По данным Госкомстата суммарный объем производства 5 мукомольных предприятий Новосибирской области за 2003 год составило всего 181 тыс. тонн муки.

На комбинате сложилась следующая система продажи: 70% продукции продается крупным потребителям (хлебозаводам) в кредит на срок до двух недель; 30% продукции - более мелким со 100% предоплатой. У крупных заказчиков объемы закупок колеблются от 5 до 16 тыс. тонн, у средних - от 1 до 3 тыс. тонн, у мелких - до 1 тонны в год.

В настоящее время существует "централизованное" распределение как поставок зерна, так и продуктов его переработки, их осуществляют АО "Новосибирск хлебснаб" и "Новосибирск хлебопродукт".

Зерно (пшеница) закупается по трем направлениям: федеральное - комбинат покупает зерно у Финансовой Контрактной Корпорации (ФКК) (самый дорогой вариант закупок); договорное - покупается и финансируется за счет средств комбината (составляет наибольший удельный вес в общем объеме производства); давальческое - поступает от поставщиков на различных договорных условиях.

В 2002 году ХБ перерабатывало зерно, поставки которого осуществлялись по трем направлениям. Это: федеральное - 23 % от общего объёма поставок, договорное - 70 % и давальческое - 7 %. При анализе затрат установлено, что зерно, полученное от федерального фонда, на 20 %  дороже договорного.

Объемы производства ХБ продукции практически равны объему продаж и находятся примерно на одном уровне - 21 тыс. тонн в месяц.

ХБ является одним из шести мукомольных производств в Новосибирском регионе и занимает 3-е место по объему производимой продукции.

Территориально клиенты находятся в Новосибирске  и Новосибирской области. Основными покупателями являются крупные хлебозаводы, обеспечивающие хлебопродуктами население Тулы. Отпуск продукции хлебозаводам осуществляется регулярно, оплата производится в течение двух недель со дня отгрузки. Предоплата практикуется практически во всех остальных случаях.

Продукция ХБ отличается высоким качеством и более низкой ценой на муку по сравнению с конкурентами. Например, фирма "Бистро" проводила маркетинговые исследования рынка поставщиков-производителей качественной пшеничной муки в г. Новосибирске с целью определения поставщика для своих предприятий общественного питания. В результате договор на поставку муки был заключен с ХБ.

Ежеквартально государственный орган по сертификации производит инспекционный контроль качества продукции. По результатам контроля качества он выдает сертификат, который действует в течение трех месяцев.

Из всех возможных форм продвижения продукции (реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта и персональные продажи) на комбинате в некоторой степени применяются только последние две. К стимулированию сбыта можно отнести введенные скидки на объем закупок, а к стимулированию персональных продаж - прямые контакты руководства комбината с потенциальными покупателями. Первые две формы в настоящее время не используются.

Анализ слабых и сильных сторон комбината показал необходимость создания службы маркетинга и ведения более активной работы по продвижению своей продукции на рынок путем использования рекламы, совершенствования форм работы с постоянными заказчиками, а также налаживания прямых контактов с потенциальными клиентами. Выявлен потенциал, который может позволить ХБ еще более расширить свою долю в уже освоенном рынке и выйти на новые. Для обеспечения оперативности обработки информации на комбинате необходимо совершенствовать имеющуюся базу данных, создавать новые, внедрять в производство системы аналитической обработки информации. Необходимо реорганизовать отдел автоматизации для целей совершенствования управления деятельностью предприятия и использования аналитической информации, имеющейся на предприятии, а не только обслуживания вычислительной техники. Кроме этого, необходимо шире использовать возможности консалтинговых, аудиторских и юридических фирм.

Если говорить о сегодняшнем "секрете успеха" предприятия, то можно упомянуть о высоком качестве продукции, квалифицированном управлении производственным процессом, бережном отношении к своим сотрудникам и постоянной подготовке новых специалистов (в том числе для планируемых производств), о наличии прямых договоров и хороших деловых связей с крупными и средними клиентами, о способности в срок возвращать взятые кредиты, о длительной истории и традициях предприятия, о его имени, пользующемся у потребителей заслуженным уважением.

3 % всех предприятий, закупавших муку в первые 3 месяца 2004 г., обеспечили 71 % ее реализации (в тоннах), а 7 %  предприятий - крупные и средние покупатели вместе - закупили 90 %  муки. Это говорит о сильной ориентации сбыта продукции предприятия на крупных заказчиков, объем реализации муки крупным заказчикам колебался на уровне от 9-ти до 12-ти тысяч тонн муки в месяц.

Месячный объем реализации муки средним предприятиям составлял от2-х до 3-х тысяч тонн муки, планируется, что значительно возрастет в июле - августе и превысит 5 тыс. тонн. Месячный объем реализации муки мелким предприятиям, который в первый месяц составлял менее 1-й тысячи тонн, планируется, что значительно вырастет в июле и до октября останется на уровне 1.9 - 2.1 тыс. тонн.

Месячный план сбыта на апрель 2004 г. Он основан на следующих предположениях. Ежесуточный объем производства муки составляет 750 тонн. Поскольку производственное оборудование ежемесячно выводится из эксплуатации на 72 часа, оптимальный месячный объем производства составляет 21 тыс. тонн (750 тонн x 28 дней). Доля муки 1 сорта невелика - 500 тонн в месяц, т.е. чуть более 2 %. Производство отрубей - 7,000 тонн в месяц, а зерновые отходы составляют 3 % переработанного зерна, т.е. 840 тонн в месяц. Реализация манной крупы находится на уровне максимальных месячных поставок за 1997 г. - до 100 тонн. Продажа зародыша в план не входит.

По реализации муки наибольший рост ожидается на сегментах:

-         “средний объем закупок”: Новосибирск - хлебопекарные предприятия малой мощности;

-         “средний объем закупок”: Новосибирские и прилегающие области - хлебозаводы;

-         “малый объем закупок”: Новосибирск - предприятия торговли и общественного питания;

-         “малый объем закупок”: Новосибирск и прилегающие области - хлебозаводы.

На остальных сегментах сохраняется средний месячный уровень продаж 2003 г. Под крупными закупками имеются в виду закупки свыше 500 тонн муки в месяц, средние закупки - от 100 тонн до 500 тонн, малые - менее 100 тонн в месяц.

Руководители комбината постоянно уделяют внимание повышению квалификации руководящего, инженерно-технического и производственного персонала. В 2003 году на обучение (подготовку) кадров ежемесячно расходовалось от 0.01 % до 0.05 % денежных средств, включаемых в себестоимость.

Для расширения рынков сбыта (увеличения объемов продаж), совершенствования оперативности и качества управления в условиях рыночной экономики на комбинате планируется:

Во-первых, в течение 1-го квартала 2004 года создать отдел маркетинга, который должен будет выполнять следующие функции: изучать рынки; планировать сбыт продукции и ценообразование; продвигать продукцию на рынок; контролировать выполнение планов по сбыту и т.д. Отдел маркетинга целесообразно организовать по функциональному признаку и распределить функциональные обязанности между тремя менеджерами следующим образом:

-                    первый - занимается мониторингом внешней ситуации;

-                    второй - всеми вопросами по продвижению продукции на рынки сбыта;

-                    третий - планированием на основе внутреннего анализа (контролинга).

Во-вторых, для успешного выполнения своих задач отделами управления необходимо соответствующее техническое, информационное и программное обеспечение. Для оперативного анализа внутренней ситуации добавить в программное обеспечение, имеющееся на комбинате, функции по составлению сводных отчетов реализации товаров за различные периоды времени по сегментам рынка и отдельным крупным заказчикам. Для изучения рынка сбыта, необходима база данных по потенциальным покупателям и конкурентам. Такая база должна включать не только адресно-именные сведения, но и отражать показатели деятельности предприятия за различные периоды времени. Этим требованиям удовлетворяет база данных Госкомстата.

Практическую реализацию поставленных выше задач (в плане их разработки и сопровождения) рекомендуется поручить отделу автоматизации, который необходимо создать в течение 1-го квартала 2004 года.














Заключение.

В современных условиях большое влияние на деятельность коммерсанта-предпринимателя оказывают различные факторы.

Это и вешние факторы, например, состояние экономике в стране, отрасли, так и те которые напрямую зависят от самого управляющего предприятия.

Но в то же время недостатки в некоторых областях могут покрываться преимуществами в других направлениях. Несовершенство в структуре организации могут закрываться имиджем компании, ее руководителя, заинтересованностью персонала в развитие предприятия, новаторством в занимаемой отрасли.

Государство так же играет не последнюю роль в развитии предприятий. Оно регулирует монополии на рынке, способствуя развитию малого и среднего бизнеса, защищает изобретения и нововведения предприятий.

Все это оказывает свое влияние на развитие экономики в России.








Список используемой литературы.

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

2.     Абчук В.А. Коммерция: учебник. – СПб.: Изд.-во Михайлова В.А., 2000

3.     Основы коммерческой деятельности / Под ред. В.П. Колосова. – М.: Знание, 1999

4.     Яковлев В.А Торговое дело. – м.: Наука, 2001

5.     Селицкая Л.В. Коммерческая тайна и ее защита .- Новосибирск: СибУПК,1999.