Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская Государственная Академия экономики и управления
Кафедра ___________________________
(наименование кафедры)
Рег.№_______
«____»__________________200__г.
Методические указания
для выполнения контрольных работ
по учебной дисциплине
_________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Для студентов обучающихся
по специальности___________________________________________
(шифр и наименование специальности)
Составитель:_______________________________________________
(звание, ученая степень, фамилия, имя, отчество)
Год издания
Содержание
Структура Министерства финансов РФ.. 3
Основные задачи, функции и права Минфина. 4
Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля. 6
Задача №4. 10
Список литературы.. 11
Структура Министерства финансов РФ
В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.[1]
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
1. Департамент бюджетной политики;
2. Департамент налоговой политики;
3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
4. Департамент отраслевого финансирования;
5. Департамент межбюджетных отношений;
6. Валютно-экономический департамент;
7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
8. Департамент финансирования государственного аппарата;
9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
10. Юридический департамент;
11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
12. Департамент страхового надзора;
13. Департамент внешнего долга;
14. Департамент международных финансовых организаций;
15. Департамент государственного финансового контроля;
16. Департамент организации аудиторской деятельности;
17. Информационно-технический департамент;
18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
19. Департамент валютного контроля;
20. Департамент социальной сферы и науки.[2]
Основные задачи, функции и права Минфина
В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:
- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).[3]
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
- государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
- государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;[4]
- внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
- страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
- денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
- государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
- валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
- финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
- организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.[5]
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:
- вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;[6]
- по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
- по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.[7]
Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Минфин осуществляет финансовый контроль за:
- целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
- доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
- обеспечением платежеспособности страховщиков;
- формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
- использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
- расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
- качеством аудиторских проверок.[8]
В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.
Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.
Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности.
В задачи этого Департамента входит контроль за:
- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
- организацией денежного обращения,
- использованием кредитных ресурсов,
- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
- предоставлением налоговых льгот и преимуществ.
Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок.
В случае установления нарушений использования федеральных средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.
Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляю последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ[9]. В частности, они:
- контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
- в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.
Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право:
- проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;
- получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения;
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
- направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;
- ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.
Органы федерального казначейства, находящиеся в подчинении Минфина, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнении федерального бюджета и использование средств государственных внебюджетных фондов.
В этих целях Главное управление федерального казначейства:
- организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.
Органы федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам в городах:
- контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств;
- передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и др.
В целях осуществления контроля финансовое казначейство наделено следующими правами:
- проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;
- получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;
- накладывать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;
- взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.[10]
Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.
Задача №4
Филиал ОАО «Манрос» в результате реорганизации получил статус общества с ограниченной ответственностью. Объем реализации продукции за год составил 3200 тыс. руб., валюта баланса на конец года – 3000 тыс. руб.
Со ссылками на нормы законодательства дайте ответ на вопрос: подлежит ли «Манрос» обязательному аудиту?
Решение:
Нет. Филиал ОАО «Манрос» не подлежит обязательной аудиторской проверке, т.к. согласно п.1 ст. 7. Федерального Закона от 7 августа 2001 г. №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.
Список литературы
1. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
3. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 « Вопросы министерства финансов РФ» // СЗ РФ. 2000. № 35.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – Стр. 87
[1] Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 « Вопросы министерства финансов РФ» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592.
[2] Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1248 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5708.
[3] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.
[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
[5] Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – Стр. 90 – 95
[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
[7] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – Стр. 87
[8] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации
[9] Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – стр. 45.
[10] Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – стр. 97 – 100