Требования к оформлению документооборота
при написании курсовых и дипломных работ
студентами специальности 0605 “Бухгалтерский учет и аудит”
Описание документооборота с использованием универсального языка моделирования (UML), ГОСТов, разработанных для графического представления алгоритмов и программ, корпоративных стандартов, требует глубоких знаний в соответствующих областях информационных систем и технологий. Использование перечисленных стандартов студентами, обучающимися на специальности 0605 “Бухгалтерский учет и аудит”, при написании курсовых и дипломных работ необязательно (хотя и возможно). При описании документооборота в курсовой или дипломной работе студентами могут быть использованы более простые средства выражения, не закрепленные какими-либо стандартами, но удовлетворяющие ряду требований:
1. Схема должна содержать легенду с обязательной расшифровкой всех использованных в этой схеме условных обозначений и их синтаксических конструкций.
2. Все элементы схемы должны быть закодированы с использованием специальной системной кодировки, самостоятельно разработанной студентом.
3. Схема должна сопровождаться таблицами спецификаций, расшифровывающими кодировку и назначение элементов схемы.
4. Важнейшие фрагменты схемы должны быть описаны в тексте курсовой или дипломной работы. Недостаточно просто привести схему, ее следует объяснить.
5. В приложения к курсовой или дипломной работе следует включить заполненные формы документов, использованных при описании документооборота. Причем не обязательно приводить абсолютно все формы документов, достаточно рассмотреть только те из них, которые являются существенными с точки зрения раскрытия темы работы.
Общим принципом, который должен использоваться при разработке схем (в том числе и при описании документооборота) является предположение, что читатель (в частности, преподаватель, проверяющий работу, члены комиссии) не обязан знать, что означает тот или иной элемент схемы. Все элементы схемы и их взаимосвязи должны быть расшифрованы и объяснены автором.
При описании документооборота рекомендуется использовать следующие типы схем:
- схемы информационных взаимосвязей;
- схемы информационных процессов;
- маршрутограммы;
- календарные графики;
- графики загрузки.
В зависимости от источников и приемников информации и единиц обмена информации различают несколько видов схем информационных взаимосвязей. Особенности разновидностей схем информационных взаимосвязей представлены в табл. 1.
Таблица 1
Особенности разновидностей схем информационных взаимосвязей
№ |
Источники и приемники информации |
Единицы обмена информации |
1 |
Подразделения |
Документы |
2 |
Исполнители |
Документы |
3 |
Документы |
Показатели |
4 |
Показатели (формулы) |
Значения показателей |
В традиционном представлении документооборот обычно ассоциируется с третьей разновидностью схем информационных взаимосвязей – со схемой информационных взаимосвязей документов – и со схемами информационных процессов. В связи с наибольшей популярностью именно этих средств описания документооборота рассмотрим их чуть более подробно.
В схему информационных взаимосвязей документов включаются все первичные документы, все промежуточные документы и все отчетные документы, имеющие отношение к рассматриваемой теме и рассматриваемому предприятию. Документы, которые не имеют отношения к теме работы или рассматриваемому предприятию, в документообороте не отражаются и в приложениях к работе не приводятся.
На рис. 1 приведен пример схемы информационных взаимосвязей документов учета отгрузки продукции и ее оплаты покупателями при безналичных расчетах через банк. На схеме документооборота блоки (прямоугольники) обозначают документы, каждому документу присваивается шифр, который указывается в верхнем левом углу блока. Рядом со стрелками, соединяющими документы на схеме документооборота, стоят шифры реквизитов, которые передаются из одного документа в другой.
Схема документооборота учета отгрузки продукции
и ее оплаты покупателями при безналичных банковских расчетах
Рис. 1.
К схеме документооборота прилагаются две таблицы спецификаций: список документов и список основных реквизитов. Примеры спецификаций представлены в табл. 2, 3.
Таблица 2.
Список документов
№ |
Шифр доку-мента |
Краткое название |
Полное название |
Краткая характеристика документа |
1 |
Д001 |
Накладная |
Товарная накладная (унифицированная форма № ТОРГ-12) |
Первичный документ, подтверждающий факт отгрузки продукции продавцом покупателю. |
2 |
Д002 |
Счет-фактура |
Счет-фактура (Приложение № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость) |
Используется как первичный документ при ведении расчетов по налогу на добавленную стоимость. |
3 |
Д003 |
Выписка банка |
Выписка банка |
Подтверждает поступление и списание денежных средств с расчетного счета. |
4 |
Д004 |
Ведомость № 16 |
Ведомость № 16-сн “Реализация товаров, продукции и материальных ценностей” |
Используется для определения выручки от реализации продукции. |
5 |
Д005 |
Журнал- ордер № 6 |
Журнал-ордер № 6 “Учет расчетов с покупателями” |
Используется для ведения расчетов с покупателями. |
6 |
Д006 |
Книга продаж |
Книга продаж Счет-фактура (Приложение № 3 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость) |
Используется для ведения расчетов по налогу на добавленную стоимость. |
Таблица 3.
Список реквизитов
№ п/п |
Шифр реквизита |
Краткое название |
Полное название |
Характеристика реквизита |
1 |
Р001 |
Наим. покупателя |
Наименование покупателя |
Краткое наименование покупателя согласно его учредительных документов |
2 |
Р002 |
Наим. товара |
Наименование товара |
Наименование товара, отгруженного по накладной |
3 |
Р003 |
Ед. изм. |
Единица измерения |
|
4 |
Р004 |
Цена |
Цена товара |
Цена товара с (без) НДС |
5 |
Р005 |
Дата отгр. |
Дата отгрузки |
Дата отгрузки товаров по накладной |
6 |
Р006 |
Дата опл. |
Дата оплаты |
Дата поступления денежных средств на расчетный счет предприятия |
7 |
Р007 |
Сумма опл. |
Сумма оплаты |
Сумма поступивших денежных средств на расчетный счет предприятия |
8 |
Р008 |
№ док-та |
Номер документа |
Номер документа, указанного в платежном поручении в качестве основания оплаты |
9 |
Р009 |
Сумма отгрузки |
Сумма отгрузки по счету-фактуре с НДС |
Общая стоимость товаров, отгруженных покупателю, по данной счет-фактуре |
10 |
Р010 |
Дата сч-ф. |
Дата счета-фактуры |
Дата выписки счета фактуры |
11 |
Р011 |
№ сч-ф. |
Номер счета-фактуры |
|
12 |
Р012 |
ИНН |
ИНН покупателя |
Идентификационный номер налогоплательщика покупателя |
13 |
Р013-Р016 |
Без НДС 20%,18%, 10%, 0% |
Сумма отгрузки по счету фактуре без НДС соответственно по ставкам 20%,18%,10%,0% |
|
14 |
Р017-Р019 |
НДС 20%,18%, 10% |
НДС по ставкам 20%,18%, 10% |
|
Обратим внимание на то, что на схеме показан только участок документооборота по отгрузке продукции (без учета работ, услуг, которые могут также производиться организацией) в режиме оптовой торговли (хотя предприятие может продавать те же товары в розницу). Кроме того, оплата за реализованные товары производится исключительно через банк, хотя теоретически могут использоваться и расчеты векселями, и взаимозачеты, и расчеты наличными денежными средствами и т.д. Документооборот должен отражать наиболее типичные и существенные особенности определенного участка бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Ничего лишнего на схеме документооборота быть не должно. Именно поэтому представленная в примере схема предельно проста. Для других предприятий схема информационных взаимосвязей документов по этому же участку учета может быть более сложной (если все-таки будут учтены возможности выполнения работ, оказания услуг, расчетов векселями, наличными и т.д.).
В качестве примера схемы информационных процессов приведем на рис. 2 схему процесса транзитной продажи ТМЦ. Схема на рис. 2 разработана с использованием условных обозначений пакета Oracle.
Обратите внимание: все элементы схемы закодированы, все условные обозначения и их синтаксические конструкции расшифрованы в легенде. Студентами могут использоваться и другие системы обозначений, однако они обязательно должны расшифровываться и объясняться.
Представленные примеры описания документооборота не исчерпывают всех средств его выражения. Также рекомендуется использовать для описания документооборота маршрутограммы, календарные графики, графики загрузки.
Представление информационного процесса при помощи схемы с использованием условных обозначений Oracle
ММ2407: Транзитная продажа ТМЦ |
Описание: Процесс оформления поступления и выбытия ТМЦ при транзитных поставках заказчикам |
Обновлено: Иванов Иван |
18 Jul, 2001 |
Вер. 1.0 |
|
|
|||||
|
|