Требования к оформлению документооборота

при написании курсовых и дипломных работ

студентами специальности 0605 “Бухгалтерский учет и аудит”


Описание документооборота с использованием универсального языка моделирования (UML), ГОСТов, разработанных для графического представления алгоритмов и программ, корпоративных стандартов, требует глубоких знаний в соответствующих областях информационных систем и технологий. Использование перечисленных стандартов студентами, обучающимися на специальности 0605 “Бухгалтерский учет и аудит”, при написании курсовых и дипломных работ необязательно (хотя и возможно). При описании документооборота в курсовой или дипломной работе студентами могут быть использованы более простые средства выражения, не закрепленные какими-либо стандартами, но удовлетворяющие ряду требований:

1.      Схема должна содержать легенду с обязательной расшифровкой всех использованных в этой схеме условных обозначений и их синтаксических конструкций.

2.      Все элементы схемы должны быть закодированы с использованием специальной системной кодировки, самостоятельно разработанной студентом.

3.      Схема должна сопровождаться таблицами спецификаций, расшифровывающими кодировку и назначение элементов схемы.

4.      Важнейшие фрагменты схемы должны быть описаны в тексте курсовой или дипломной работы. Недостаточно просто привести схему, ее следует объяснить.

5.      В приложения к курсовой или дипломной работе следует включить заполненные формы документов, использованных при описании документооборота. Причем не обязательно приводить абсолютно все формы документов, достаточно рассмотреть только те из них, которые являются существенными с точки зрения раскрытия темы работы.

Общим принципом, который должен использоваться при разработке схем (в том числе и при описании документооборота) является предположение, что читатель (в частности, преподаватель, проверяющий работу, члены комиссии) не обязан знать, что означает тот или иной элемент схемы. Все элементы схемы и их взаимосвязи должны быть расшифрованы и объяснены автором.

При описании документооборота рекомендуется использовать следующие типы схем:

-        схемы информационных взаимосвязей;

-        схемы информационных процессов;

-        маршрутограммы;

-        календарные графики;

-        графики загрузки.

В зависимости от источников и приемников информации и единиц обмена информации различают несколько видов схем информационных взаимосвязей. Особенности разновидностей схем информационных взаимосвязей представлены в табл. 1.


Таблица 1


Особенности разновидностей схем информационных взаимосвязей


Источники и приемники информации

Единицы обмена информации

1

Подразделения

Документы

2

Исполнители

Документы

3

Документы

Показатели

4

Показатели (формулы)

Значения показателей


В традиционном представлении документооборот обычно ассоциируется с третьей разновидностью схем информационных взаимосвязей – со схемой информационных взаимосвязей документов – и со схемами информационных процессов. В связи с наибольшей популярностью именно этих средств описания документооборота рассмотрим их чуть более подробно.

В схему информационных взаимосвязей документов включаются все первичные документы, все промежуточные документы и все отчетные документы, имеющие отношение к рассматриваемой теме и рассматриваемому предприятию. Документы, которые не имеют отношения к теме работы или рассматриваемому предприятию, в документообороте не отражаются и в приложениях к работе не приводятся.

На рис. 1 приведен пример схемы информационных взаимосвязей документов учета отгрузки продукции и ее оплаты покупателями при безналичных расчетах через банк. На схеме документооборота блоки (прямоугольники) обозначают документы, каждому документу присваивается шифр, который указывается в верхнем левом углу блока. Рядом со стрелками, соединяющими документы на схеме документооборота, стоят шифры реквизитов, которые передаются из одного документа в другой.


Схема документооборота учета отгрузки продукции

и ее оплаты покупателями при безналичных банковских расчетах

 































Рис. 1.


К схеме документооборота прилагаются две таблицы спецификаций: список документов и список основных реквизитов. Примеры спецификаций представлены  в табл. 2, 3.


Таблица 2.

Список документов


Шифр

доку-мента

Краткое

название

Полное

название

Краткая

характеристика

документа

1

Д001

Накладная

Товарная накладная (унифицированная форма № ТОРГ-12)

Первичный документ, подтверждающий факт отгрузки продукции продавцом покупателю.

2

Д002

Счет-фактура

Счет-фактура (Приложение № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость)

Используется как первичный документ при ведении расчетов по налогу на добавленную стоимость.

3

Д003

Выписка

банка

Выписка банка

Подтверждает поступление и списание денежных средств с расчетного счета.

4

Д004

Ведомость

№ 16

Ведомость № 16-сн “Реализация товаров, продукции и материальных ценностей”

Используется для определения выручки от реализации продукции.

5

Д005

Журнал-

ордер № 6

Журнал-ордер №  6 “Учет расчетов с покупателями”

Используется для ведения расчетов с покупателями.

6

Д006

Книга

продаж

Книга продаж

Счет-фактура (Приложение № 3 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость)

Используется для ведения расчетов по налогу на добавленную стоимость.


Таблица 3.

Список реквизитов


№ п/п

Шифр

реквизита

Краткое

название

Полное

название

Характеристика

реквизита

1

Р001

Наим.

покупателя

Наименование покупателя

Краткое наименование покупателя согласно его учредительных документов

2

Р002

Наим.

товара

Наименование товара

Наименование товара, отгруженного по накладной

3

Р003

Ед. изм.

Единица измерения


4

Р004

Цена

Цена товара

Цена товара с (без) НДС

5

Р005

Дата отгр.

Дата отгрузки

Дата отгрузки товаров по накладной

6

Р006

Дата опл.

Дата оплаты

Дата поступления денежных средств на расчетный счет предприятия

7

Р007

Сумма опл.

Сумма оплаты

Сумма поступивших денежных средств на расчетный счет предприятия

8

Р008

№ док-та

Номер документа

Номер документа, указанного в платежном поручении в качестве основания оплаты

9

Р009

Сумма

отгрузки

Сумма отгрузки по счету-фактуре с НДС

Общая стоимость товаров, отгруженных покупателю, по данной счет-фактуре

10

Р010

Дата сч-ф.

Дата счета-фактуры

Дата выписки счета фактуры

11

Р011

№ сч-ф.

Номер счета-фактуры


12

Р012

ИНН

ИНН покупателя

Идентификационный номер налогоплательщика покупателя

13

Р013-Р016

Без НДС 20%,18%,

10%, 0%

Сумма отгрузки по счету фактуре без НДС соответственно по ставкам 20%,18%,10%,0%


14

Р017-Р019

НДС

20%,18%,

10%

НДС по ставкам 20%,18%, 10%



Обратим внимание на то, что на схеме показан только участок документооборота по отгрузке продукции (без учета работ, услуг, которые могут также производиться организацией) в режиме оптовой торговли (хотя предприятие может продавать те же товары в розницу). Кроме того, оплата за реализованные товары производится исключительно через банк, хотя теоретически могут использоваться и расчеты векселями, и взаимозачеты, и расчеты наличными денежными средствами и т.д. Документооборот должен отражать наиболее типичные и существенные особенности определенного участка бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Ничего лишнего на схеме документооборота быть не должно. Именно поэтому представленная в примере схема предельно проста. Для других предприятий схема информационных взаимосвязей документов по этому же участку учета может быть более сложной (если все-таки будут учтены возможности выполнения работ, оказания услуг, расчетов векселями, наличными и т.д.).

В качестве примера схемы информационных процессов приведем на рис. 2 схему процесса транзитной продажи ТМЦ. Схема на рис. 2 разработана с использованием условных обозначений пакета Oracle.

Обратите внимание: все элементы схемы закодированы, все условные обозначения и их синтаксические конструкции расшифрованы в легенде. Студентами могут использоваться и другие системы обозначений, однако они обязательно должны расшифровываться и объясняться.

Представленные примеры описания документооборота не исчерпывают всех средств его выражения. Также рекомендуется использовать для описания документооборота маршрутограммы, календарные графики, графики загрузки.

Представление информационного процесса при помощи схемы с использованием условных обозначений Oracle


ММ2407: Транзитная продажа ТМЦ

Описание: Процесс оформления поступления и выбытия ТМЦ при транзитных поставках заказчикам

Обновлено: Иванов Иван

18 Jul, 2001

Вер. 1.0

Надпись: Бухгалтер материального бюро

 


Рис. 2