Оглавление
Введение. 3
1. Документы являющиеся подтверждением бухгалтерского учета. 3
1.1 Этапы и результаты учетного процесса по налогу на прибыль. 3
1.2 Основные требования к первичным учетным документам.. 5
1.3 Взаимосвязь регистров бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль. 10
2. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета по кругу операций связанных с обслуживанием заемных обязательств коммерческих организаций. 12
2.1 Бухгалтерский учет кредитов и займов. 12
2.2 Налоговый учет затрат по займам и кредитам.. 16
2.3 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета. 19
Список литературы.. 21
Введение
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства.
Целью написания данной работы является:
§ изучение порядка ведения налогового учета по налогу на прибыль
§ изучение требований предъявляемых к регистрам налогового учета
§ изучение взаимосвязи регистров налогового и бухгалтерского учета по налогу на прибыль
§ изучение взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета по кругу вопросов связанных с учетом заемных средств
1. Документы являющиеся подтверждением бухгалтерского учета
1.1 Этапы и результаты учетного процесса по налогу на прибыль
«При определении налоговой базы может применяться один из трех приводимых ниже способов.
1. Использование единых документов в качестве бухгалтерских и налоговых учетных регистров.
2. Создание самостоятельного налогового учета.
3. Использование информации бухгалтерского учета для целей на логового учета»[1].
Последний метод является наиболее выгодным для предпрятий.
Реализация этого способа предполагает следующие этапы:
§ выявление участков учета, идентичных для бухгалтерского и налогового учета,
§ определение необходимости дополнительной группировки ин формации в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с задачами налогового учета,
§ установление налоговых регистров для группировки, накапливания и систематизации информации, полученной из бухгалтерских регистров, для целей налогового учета,
§ документальное оформление налогового учета.
При этом следует исходить из задач налогового учета, в частности, формирования данных, необходимых для заполнения налоговой декларации.
Прежде всего, следует провести перегруппировку субсчетов бухгалтерского учета таким образом, чтобы они могли служить задачам налогового учета. Основой для данной перегруппировки должна служить классификация расходов, заданная Налоговым кодексом РФ с дальнейшей детализацией доходов и расходов согласно требованиям налоговой декларации.
Рассмотрим сначала учет доходов организации. Ориентируясь на требования НК РФ по группировке доходов и на необходимость заполнения налоговой декларации, организации следует в первую очередь определить, какие счета могут представлять информацию по полученным доходам.
Доходы, учитываемые для целей налогообложения, могут группироваться не только на счетах 90 и 91, но и на счете 99. Кроме того, при организации системы субсчетов необходимо учитывать, что согласно требованиям ПБУ 9/99 величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). В налоговом учете суммовые разницы признаются в составе внереализационных доходов.
Поскольку данные счетов 90, 91 и 99 организованы по накопительному принципу, то у организации может и не возникнуть потребность в разработке дополнительных налоговых регистров. Необходимую информацию организация может накапливать на соответствующих субсчетах и регистрах налогового учета без создания промежуточных сводных таблиц.
Более трудоемкой будет процедура организации учета расходов для целей налогообложения. Поскольку методы учета расходов в налоговом учете отличаются от тех методов, которые используются в бухгалтерском учете, использование расходной части счетов 90, 91 и 99 затруднено.
Данные действия аналогичны процедурам, выполняемым налогоплательщиком при формировании им системы учета доходов.
Проводится реформирование рабочего плана счетов по тем расходам, по которым совпадают методы учета, но не совпадает способ группировки, с целью обеспечить получение необходимых данных непосредственно на счетах бухгалтерского учета.
Затем необходимо рассмотреть возможности использования данных бухгалтерского учета для отражения информации, получение которой непосредственно из регистров бухгалтерского учета невозможно.
Документальное оформление налогового учета предполагает:
• утверждение учетной политики,
• утверждение схемы документооборота, определяющей источники информации для налогового учета,
• утверждение разработанных самостоятельно регистров налогового учета.
В соответствии с требованиями НК РФ организация должна разработать учетную политику для целей налогообложения. При разработке учетной политики необходимо не только избрать те методы налогового учета, которые будут максимально соответствовать потребностям, и обеспечивать наиболее успешный результат в схеме налогового планирования, но и отразить в учетной политике основы формирования системы налогового учета.
В налоговом учете должны быть представлены регистры расчетов остатков непроизводственных запасов, готовой и отгруженной продукции. Если организация получает необходимую для проведения расчетов информацию из регистров бухгалтерского учета, то порядок ее обработки и схема проведенных расчетов должны четко прослеживаться в соответствующих налоговых регистрах.
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
После выполнения всех расчетов налогоплательщик формирует прибыль для целей налогообложения. В том случае, если налогоплательщик получил убыток, он должен представлять все документы и расчеты, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы понесенных ранее убытков.
На основании данных налогового учета заполняется декларация по налогу на прибыль.
1.2 Основные требования к первичным учетным документам
Система налогового учета по налогу на прибыль организаций имеет трехуровневую структуру:
1 – уровень первичных учетных документов. На основании первичных учетных документов определяются суммы, составляющие налоговую базу по налогу на прибыль организаций;
2 – уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров), Они служат для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных учетных документах;
3 – уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль организаций. Расчет налоговой базы служит для исчисления налога на при-1 быль организаций.
Рассмотрим данные уровни налогового учета по налогу на прибыль организаций подробнее.
Первый уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций.
Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль налоговым законодательством не установлены, поэтому на основании положений статьи 313 НК РФ в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике могут быть использованы первичные учетные документы, используемые для целей бухгалтерского учета. Если же этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справки бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России), а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Для целей налогового учета первичные учетные документы бухгалтерского учета необходимо доработать. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 24 марта 1999 г. № 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (например, приказ, распоряжение и т.д.).
Действующее налоговое законодательство не запрещает разработку и использование собственных первичных документов налогового учета, полностью независимых от первичных учетных документов бухгалтерского учета. Однако, практическая ценность такой системы налогового учет не высока, так как объем первичной учетной документации для целей налогового учета будет равен или больше объема первичных учетных документов бухгалтерского учета, что сделает систему налогового учета крайне трудоемкой и неэффективной.
Второй уровень системы итогового учета по налогу на прибыль организаций. Этот уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Согласно статье 314 Н К РФ аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных итогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях, данные в них отражаются непрерывно в хронологическом порядке.
Еще раз отметим, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Однако к содержанию форм аналитических регистров налогового учета существует ряд общих требований. Так, на основании статьи 313 НК РФ формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
§ наименование регистра;
§ период (дату) составления;
§ измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
§ наименование хозяйственных операций;
§ подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало и предложило свою систему аналитических регистров налогового учета, которая, к сожалению, не зарегистрирована и не опубликована в законодательном порядке и далека от идеала. В случае использования этой системы налогового учета по налогу на прибыль организации налогоплательщикам придется дополнять и дорабатывать предложенные аналитические регистры налогового учета. Кроме того, проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС РФ, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для налогоплательщиков, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Эта система не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях.
Для использования на небольших предприятиях система аналитических регистров налогового учета может быть упрощена: сведена всего к двум аналитическим регистрам налогового учета – регистру доходов и регистру расходов. При этом все сложные расчеты (например, расчет учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты) должны осуществляться в отдельных первичных учетных документах налогового учета, а в аналитические регистры налогового учета должна заноситься только конечная информация (дата осуществления операции, наименование операции, сумма операции, вид дохода или расхода и прочее).
Кроме того, согласно статье 313 НК РФ допускается использование в качестве аналитических регистров налогового учета регистров бухгалтерского учета, которые могут быть дополнены необходимыми реквизитами для целей налогового учета. Этот вариант ведения налогового учета также интересен предприятиям, имеющим небольшие обороты или простое налогообложение прибыли.
Третий уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций.
Третьим уровнем налогового учета является расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Фактически это уровень налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:
1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
2) сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
ü выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;
ü выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
ü выручка от реализации покупных товаров;
ü выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
ü выручка от реализации основных средств;
ü выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;
3) сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
ü расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода;
ü расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
ü расходы, понесенные при реализации покупных товаров;
ü расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
ü расходы, связанные с реализацией основных средств;
ü расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);
4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
ü прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;
ü прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
ü прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
ü прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
ü прибыль (убыток) от реализации основных средств;
ü прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;
5) сумму внереализационных доходов;
6) сумму внереализационных расходов;
7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;
8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
В практике работы предприятий встречается такой способ ведения налогового учета, как отражение операций на отдельных, специально открытых для целей налогового учета, субсчетах счетов бухгалтерского учета.
То же самое происходит и для всех остальных счетов бухгалтерского учета, информация которых необходима для целей исчисления налога на прибыль. С одной стороны, такой порядок ведения налогового учет исключает дублирование одних и тех же операций в бухгалтерском и налоговом учете, более понятен бухгалтерам, что является положительными моментами, однако, с другой стороны, становится крайне сложно вести аналитические регистры налогового учета, требование о ведении которых содержится в действующем налоговом законодательстве. Кроме того, при такой системе ведения налогового учета появляется большое количество корректировок и дополнительных расчетов, вынесенных в отдельные документы.
Так как подтверждением данных налогового учета являются аналитические регистры налогового учета, то при рассматриваемой системе ведения налогового учета могут возникнут споры с налоговыми органами в которых доказать наличие аналитических налоговых регистров (и соответственно налогового учета по налогу на прибыль организаций) будет трудно, поэтому не рекомендуется использовать в практике хозяйственной деятельности такую систему налогового учета.
1.3 Взаимосвязь регистров бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль
«В соответствии с Федеральным законом от 21.10.1996 г. "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Согласно п. 2 ст. 1 закона объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что объектом бухгалтерского учета являются также и обязательства организации перед бюджетом. Согласно п. 3 ст. 1 закона "О бухгалтерском учете" одними из основных задач бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью»[2].
Сравним определение бухгалтерского учета и его задач с определениями, данными в ст. 313 НК РФ: «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления полнотой и своевременностью исчисления и уплаты е бюджет налога».
Таким образом, пользователями информации бухгалтерского учета могут быть внешние организации следовательно, и налоговые органы как пользователи с косвенным финансовым интересом. Кроме того, как отмечалось выше, одна из задач бухгалтерского учета -обеспечение пользователей достоверной информацией "для контроля за соблюдением законодательств Российской Федерации", т.е. в том числе и налогового
Информационной базой как бухгалтерского, так е налогового учета являются первичные документы. Так согласно п. 1 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документам (первичными учетными документами), на основание которых ведется бухгалтерский учет. Определение налогового учета, приведенное в ст. 313 НК РФ также указывает на то, что налоговый учет ведется на основе первичных документов, сгруппированных в установленном Кодексом порядке. Таким образом, информационная база бухгалтерского и налогового учета едина. Отличие состоит в способах и приемах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствие с конкретными целями: достоверным отражением фактов финансово-хозяйственной деятельности организации или корректного исчисления ее налоговых обязательств согласно установленному порядку.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы.
Аналитические регистры бухгалтерского учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за (отчетный) налоговый период, сгруппированных в соответствии с гл. 25, без отражения на счетах бухгалтерского учета, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы (ст. 314 НК РФ).
В отличие от аналитических регистров бухгалтерского учета, которые только группируют детальную информацию об объектах учета, регистры налогового учета, по Кодексу, являются сводными формами, т.е. в них предполагается не только детализировать, но и обобщать данные учета, на основании которых уже составляется расчет налоговой базы.
Регистры и порядок отражения в них данных разрабатываются плательщиками самостоятельно, и устанавливается учетной политикой.
Регистры бухгалтерского учет охватывают весь диапазон хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учет также должен охватывать весь спектр хозяйственных операций, но при этом необходимо учитывать рациональность учетной работы.
Информация во многих регистрах бухгалтерского и налогового учета совпадает, поэтому ряд регистров налогового учета вести нецелесообразно, т.к. для этих целей можно использовать регистры бухгалтерского учета ил переносить данную информацию без изменений в регистры налогового учета.
В разрезе учета тех фактов хозяйственной деятельности предприятий, когда учет доходов или расходов различается регистры налогового учета используют в качестве основания первичную документацию.
При расчете налога на прибыль бухгалтерская прибыль корректируется согласно налоговому учету, т.е. регистры бухгалтерского учета корректируются согласно регистрам налогового учета.
Т.е. первоначально налоговый учет используется часть информации из регистров бухгалтерского учета, а затем наоборот регистры бухгалтерского используют для корректировок информацию регистров налогового учета.
2. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета по кругу операций связанных с обслуживанием заемных обязательств коммерческих организаций
2.1 Бухгалтерский учет кредитов и займов
«Основная сумма долга (далее - задолженность) по полученному от заимодавца займу и кредиту учитывается организацией заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором.
Организация-заемщик принимает к бухгалтерскому учету указанную задолженность в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает ее в составе кредиторской задолженности.
В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа и кредитного договора организация-заемщик приводит информацию о недополученных суммах в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности»[3].
Задолженность организации заемщика заимодавцу по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.
Указанная краткосрочная и долгосрочная задолженность может быть срочной и просроченной.
§ краткосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев;
§ долгосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев;
§ срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке;
§ просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.
В соответствии с установленной в организации заемщика учетной политикой заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.
При выборе первого варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производится в момент, когда по условиям договора займа и кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.
Организация-заемщик по истечении срока платежа обязана обеспечить перевод срочной задолженности в просроченную.
Перевод срочной, краткосрочной и (или) долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в просроченную, производится организацией-заемщиком в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа и (или) кредита заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.
В случаях, предусмотренных законодательством, организация может осуществлять привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций (далее - выданные заемные обязательства).
Аналитический учет задолженности по полученным займам и кредитам, включая выданные заемные обязательства, ведется по видам займов и кредитов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, отдельным займам и кредитам (видам заемных обязательств).
Задолженность по предоставленному заемщику займу и кредиту, полученному или выраженному в иностранной валюте или условных денежных единицах, учитывается заемщиком в рублевой оценке по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату фактического совершения операции (предоставления кредита, займа, включая размещение заемных обязательств), а при отсутствии курса Центрального банка Российской Федерации - по курсу, определяемому по соглашению сторон.
Возврат организацией-заемщиком полученного от заимодавца кредита, займа, включая размещенные заемные обязательства (основная сумма долга), отражается в бухгалтерском учете заемщика как уменьшение (погашение) указанной кредиторской задолженности.
Состав и порядок признания затрат по займам и кредитам
Затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают:
§ проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;
§ проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
§ дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;
§ курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).
Затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены (далее - текущие расходы), за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени.
К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.
Включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации.
В случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке - с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации-заемщика.
Начисление процентов по полученным займам и кредитам организация производит в соответствии с порядком, установленным в договоре займа и (или) кредитном договоре.
Применительно к обращению векселей в настоящем Положении под дисконтом понимается разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого векселя.
Задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.
Проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям., облигациям и иным выданным заемным обязательствам учитываются организацией-заемщиком в следующем порядке:
а) по выданным векселям - векселедатель отражает сумму, указанную в векселе (в дальнейшем - вексельная сумма) как кредиторскую задолженность.
В случае начисления процентов на вексельную сумму по выданным векселям задолженность по такому векселю показывается у векселедателя с учетом причитающихся к оплате на конец отчетного периода процентов по условиям выдачи векселя.
При выдаче векселя для получения займа денежными средствами сумма причитающихся векселедержателю к оплате процентов или дисконта включается векселедателем в состав операционных расходов.
В целях равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающихся процентов или дисконта в качестве дохода по выданным векселям организация-векселедатель может их предварительно учитывать как расходы будущих периодов;
б) по размещенным облигациям - организация-эмитент отражает номинальную стоимость выпущенных и проданных облигаций как кредиторскую задолженность.
При начислении дохода по облигациям в форме процентов организация-эмитент указывает кредиторскую задолженность по проданным облигациям с учетом причитающегося к оплате на конец отчетного периода процента по ним.
Начисление причитающегося дохода (процентов или дисконта) по размещенным облигациям отражается организацией-эмитентом в составе операционных расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления.
В целях равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающегося к уплате заимодавцу дохода по проданным облигациям организация-эмитент может предварительно учесть указанные суммы как расходы будущих периодов.
Начисление причитающихся заимодавцу доходов по иным заемным обязательствам производится заемщиком равномерно (ежемесячно) и признается его операционными расходами в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления.
Дополнительные затраты, производимые заемщиком в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств, могут включать расходы, связанные с:
§ оказанием заемщику юридических и консультационных услуг;
§ осуществлением копировально-множительных работ;
§ оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);
§ проведением экспертиз;
§ потреблением услуг связи;
§ другими затратами, непосредственно связанными с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.
Включение заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, производится в отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с Последующим отнесением их в состав операционных расходов в течении периода погашения указанных выше заемных обязательств.
2.2 Налоговый учет затрат по займам и кредитам
«Согласно ст. 252 гл. 25 НК РФ (ред. от 29.05.02) все расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Материальные расходы являются расходами, связанными с производством и (или) реализацией (п. 2 ст. 253 НК РФ), их состав определен в ст. 254 КК РФ. В соответствии с п. 2 указанной статьи стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Таким образом, этот список расходов является открытым»[4].
Однако в НК РФ предусмотрено расходы по кредитам и займам относить в состав внереализационных расходов, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ, относятся к внереализационным расходам, вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).
Таким образом, правила налогового и бухгалтерского учета затрат по займам и кредитам, полученным для приобретения товарно-материальных ценностей, различны.
В соответствии с новой редакцией ст. 313 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 29.05.02 № 67-ФЗ) налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета.
Следовательно, если расходы по займам и кредитам, осуществленные до момента оприходования материально-производственных запасов, по правилам бухгалтерского учета были включены в их стоимость, для целей налогообложения прибыли следует откорректировать данные регистров бухгалтерского учета, исключив эти расходы из стоимости товарно-материальных ценностей (т.е. из состава материальных расходов, связанных с производством и реализацией). Это потребует от бухгалтеров дополнительных расчетов, внесения дополнительных записей в регистры бухгалтерского учета или ведения отдельных регистров налогового учета.
В НК РФ предусмотрены определенные ограничения при учете расходов по займам и кредитам (в составе внереализационных) при исчислении налога на прибыль.
Так, согласно п. 1 ст. 269 НК РФ проценты, начисленные по долговым обязательствам любого вида (кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования, независимо от формы их оформления), учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе расходов:
§ в полной сумме при условии, что размер начисленных налогоплательщиком процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.
Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;
§ в размере, не превышающем предельную величину, принимаемую равной ставке рефинансирования ЦБ России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте, при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях.
Порядок ведения налогового учета расходов в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен в ст. 328 НК РФ, согласно которой на основании аналитического учета внереализационных расходов налогоплательщик ведет расшифровку расходов в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров (а по ценным бумагам — в соответствии с условиями эмиссии) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 НК РФ.
Сумма расхода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому из них долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания расходов, определяемую в соответствии с положениями статей 272 и 273 НК РФ.
Следовательно, если налогоплательщик определяет доходы (расходы) по методу начисления, согласно п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения договора (погашения долгового обязательства).
Таким образом, при досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки с учетом положений ст. 269 НК РФ и фактического времени пользования заемными средствами.
При использовании метода начисления в соответствии с п. 1 ст. 328 НК РФ для определения даты признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам следует руководствоваться положениями ст. 272 НК РФ (определяется на конец соответствующего отчетного периода). Согласно п. 4 ст. 238 НК РФ при предоставлении в пользование денежных средств налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающихся к получению (выплате) на конец месяца.
2.3 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
«В бухгалтерском учете расходы по обслуживанию займов и кредитов, полученных для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты (в том числе проценты, причитающиеся к оплате заимодавцами кредиторам по полученным от них займам и кредитам), относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой (выдачей авансов и задатков) на указанные цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в учете в общем порядке - с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации-заемщика»[5].
Начисленные до принятия к учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения этих запасов, относятся к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), являются операционными расходами.
В налоговом учете отсутствует вариантность способа. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией
В налоговом учете отсутствует термин «операционные расходы», а используется термин «внереализационные расходы». Расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного), начисленные за фактическое время пользования заемными средствами исходя из доходности, установленной ссудодателем. Проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, признаются расходом при условии, что размер начисленных организацией по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях. При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же периоде на сопоставимых условиях, предельная величина процентов признаваемых расходом принимается ставке равной ставке рефинансирования Банка России увеличенной в 1.1 раза.
Применение различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление её в пользование денежных средств может привести к тому, что данные расходы при учете в целях бухгалтерского учета списываются медленнее, чем в учете для целей налогообложения.
Это приводит к тому, что в отчетном периоде налогооблагаемая прибыль оказывается меньше бухгалтерской. Однако в следующих периодах ситуация измениться, и бухгалтерская прибыль станет меньше налоговой. Отклонения между данными бухгалтерского и налогового учета в данном случае называют налогооблагаемыми временными разницами.
Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Все налогооблагаемые временные разницы рекомендуется учитывать в специальном регистре. Их остаток на конец месяца умножается на ставку налога на прибыль.
По мере того, как разница погашается, отложенное налоговое обязательство бухгалтер списывает.
Список литературы
1. Налоговый Кодекс РФ
2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Глава 25.Налоговый кодекс. Профессиональный комментарий. - Налоги и финансовое право, 2002 г.;
3. Волошин А.Е., Клименко А.В. Аналитические регистры налогового учета// Налоговый вестник. -2003. -№1.
4. Каразаева Н.Н., Колтакова МИ. Бухгалтерский и налоговый учет расходов по долговым ценным бумагам // "Бухгалтерский учет", № 12, 2002 г.
5. Касьянова Г.Ю. Документирование хозяйственных операций // Бухгалтерский учет, № 19, 2001 г..
6. Писцов Г.И. Налоговый учет затрат по полученным заемным средствам // "Российский налоговый курьер", № 6, 2002 г.
7. Колесенкова Л. О положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль»//Финансовая газета.-2003. -№25.
8. Костылев В.А. Бухгалтерский и налоговый учет в организации // Аудиторские ведомости. - 2002. - №№4-6.
9. Костылев В.А., Костылева Ю.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия // Бухгалтерский учет. — 2002. - №13.
10. Кропова Л. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по договору займа // Финансовая газета. - 2003 .-№11.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник. Издательский дом МЦФЭР.-2002 г.
12. Педченко И.В. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет // "Российский налоговый курьер",№ 8, 2002 г.
13. Смышляева С.В. Регистры налогового учета // "Консультант", № 9, май 2002 г
14. Украинский В.А. Соотношение бухгалтерского и налогового учета в связи с принятием главы 25 Налогового кодекса РФ // "Законодательство", №10,2001 г.
15. Феоктистов И.А. Как отразить в бухучете расчеты по налогу на прибыль. Комментарий к ПБУ 18/02 // Главбух. - 2003. - №3.
16. Шаталов С.Д. Комментарий к НК РФ части второй (постатейный). Учебное пособие. Издательский дом МЦФЭР.-2002 г.;
17. Шемет Т. Учет расчетов по налогу на прибыль: комментарий к ПБУ 18/02 // Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение. - 2003. - №13.
Задача 1
Необходимыми условиями для применения налогового вычета по НДС является:
§ товар должен быть оплачен,
§ принят к учету,
§ должна быть в наличии счет фактура
§ товар должен предназначаться ля основной деятельности
Так как предприятием оплачена не вся сумма, то она имеет право применить налоговый вычет только в доли приходящейся на оплаченную сумму
сумма расходов с НДС 120 000 + 7 200 = 127 200
сумма НДС 120 000 * 20/ 120 = 20 000
Задача 2
Налоговым кодексом РФ определены следующие расходы принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль:
- проценты уплаченные за предоставление денежных сумм во временное пользование
- расходы на освоение природных ресурсов
- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности
Задача 3
а) На основании статьи 272 налогового кодекса организация при методе учета затрат по начислению принимает расходы в том периоде, в котором они были произведены. Так НДС является возмещаемым налогом, то он не принимается как расходы.
Следовательно предприятие имеет право признать как расходы стоимость услуг без НДС
Сумма НДС = 36000 *20 /120 = 6000
36000 – 6000 = 30 000 – расходы организации учитываемые для целей налогообложения
б) На основании пунктов 8 и 15 статьи 272 НК РФ при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения организация имеет право принять расходы в сумме
18 000 * 20/120 3000
18 000 – 3 000 = 15 000
Задача 4
В соответствии со статьей 264 пункт 1 п.п. 26 Расходы на приобретение прав на использование программного продукта для ЭВМ относятся к прочим расходам связанным с производством и реализацией.
На ООО «Хладомир» такие расходы по данным налогового учета составили:
39 000 (46 800 – НДС)
Задача 5
Сумма доходов по данным бухгалтерского учета составила 120 000
Сумма доходов по данным налогового учета составила 122 500
Сумма расходов по данным бухгалтерского и налогового учета составила 80 000
По данным налогового учета сумма доходов полученная организацией в отчетном периоде составила:
122 500 – 80 000 = 42 500
Сумма налога по данным бухгалтерского учета 40 000 * 24% = 9 600
Сумма налога по данным налогового учета 42 500 * 24% = 10 200
Сумма условного и текущего налога расходятся на 600 рублей.
Данное расхождение является отложенным налоговым активом.
[1] Бухгалтерский учет № 10 2003
[2] Налоги № 2 2002
[3] ПБУ «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)
[4] Налоговый Кодекс РФ
[5] Аудиторские ведомости №6 2002