Содержание

Введение                                                                                          3

1. Эстетическая культура личности                                                         5

2. Художественно-эстетический вкус                                              8

Заключение                                                                                                12

Список литературы                                                                         13

Введение

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека.

Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачу, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.[1]

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует  развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.

Белинский В.Г. отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания  и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же.[2]

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна  оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.[3]

Влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной мере эстетически образован.

Восприятие поэзии и изобразительного искусства требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ  не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать  их художественно-эстетического влияния.

Целью данной работы является: показать и доказать, что эстетическая подготовка необходима для того, чтобы ввести детей в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

1. Эстетическая культура личности

Понятие художественно - эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Слово эстетика происходит от греческого и означает  ощущение, чувство. Поэтому в плане художественно-эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.

В эстетике прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Сущность художественно-эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно – эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.[4]

Формирование эстетической культуры предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у детей воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а так же готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Человек по натуре своей – художник. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения  искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Макаренко А.С. говорил, что важно побудить у ребенка стремление утверждать красоту дома, всюду, где он проводит свое время, занимается делом или отдыхает. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в квартире, в школе, в классе.

Побывавшие в руководимых Макаренко А.С. учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.[5]

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков.

Дети постепенно приходят к понимаю того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

Необходимо чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы.

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания.

Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. В настоящее время учебный план в современных школах включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изобразительное искусство, природоведение.

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.

Помимо знания ряда художественных произведений, ребенок должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства.

Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника не убивает эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка дети учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки.

Овладевая культурой чтения, ребенок начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет детей к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством дети претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом.

Для воспитания художественного восприятия существенное значение имеет использование прием сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.


2. Художественно-эстетический вкус

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала.

Художественно-эстетический вкус – это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Учителю необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства.

Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению детей с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей.[6]

Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения детей рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к  творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает  художественно – эстетическое развитие детей, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.[7]

Изобразительное искусство развивает художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Дети учатся изобразительной грамоте, формируется умение  пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Ведущая функция художественно-эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда и природы.

Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Самоотверженная борьба за убеждения немыслима без непоколебимой веры в их чистоту и направленность на достижение пре5расной жизни.

Художественно – эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Художественное образование – процесс освоения детьми совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

Только целенаправленное вовлечение детей в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое понимание эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Художественно - эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству.

Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического воспитания и образования.

Пренебрежение целенаправленным художественно – эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям. Поток художественно – эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей.

Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие  между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей воспитательных и образовательных учреждений.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического  воспитания.

Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно – эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно – творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями и духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

Везде и всегда сопровождает их красота и безобразие, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить общность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Заключение

С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач художественно-эстетического воспитания.

Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.

Художественно-эстетическое общественное сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. Художественно-эстетические чувства, потребности, идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь.

Искусство, как форма общественного исторического художественно-эстетического сознания, является ярким и неповторим источником познания окружающего мира, образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи.

 Искусство и детская художественная самодеятельность, обогащающие опыт жизненных отношений детей, являются средством их самовыражения и самоутверждения.


Список литературы

1.     Борев Ю.Б. «Эстетика», Москва 2002г., 511с.

2.     Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. «Педагогика и психология», Москва 2001г., 480с.

3.     Сластенин В.А. «Педагогика», Москва 2002г., 576с.

4.     Столяренко А.М. «Психология и педагогика», Москва 2001г., 423с.

5.     Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва 1999г., 519с.


[1] Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва 1999г., 393с.

[2] Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва 1999г., 394с.

[3] Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва 1999г.,394с.

[4] Сластенин В.А. «Педагогика», Москва 2002г., 320с.

[5] Сластенин В.А. «Педагогика», Москва 2002г.,  321с.

[6] Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва 1999г., 401с.

[7] Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва 1999г., 401с.