Ассоциация сельских муниципальных образований
Челябинский региональный комитет
Всероссийского Гражданского форума
Челябинское региональное некоммерческое партнерство
«В защиту прав избирателей «Голос»
Открытое письмо
Президенту Российской Федерации В.В. Путину
О проекте Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», внесенного Президентом РФ в Государственную Думу РФ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, инициаторы состоявшейся 24 января 2003 года в г. Челябинске дискуссии на тему «Предстоящая реформа местного самоуправления в Российской Федерации», в которой приняли участие представители 26 сельских муниципальных образований Челябинской области, общественные организации, депутаты разных уровней и их помощники, деятели науки и культуры, выражаем вам общую обеспокоенность участников дискуссии по многим положениями проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», внесенного в Государственную Думу РФ.
С того момента, как Вы были избраны Президентом России, Вы неоднократно заявляли свою позицию в отношении местного самоуправления. Созданная Вами комиссия по разграничению полномочий, и ее председатель Д.Н. Козак, неоднократно и подробно озвучивали цели и задачи предстоящего реформирования местного самоуправления.
Ваша позиция и слова Д. Козака не вызывают у нас никаких возражений, мы готовы подписаться под каждым Вашим словом.
Однако, текст законопроекта, внесенного от Вашего имени в Государственную Думу, не имеет ничего общего с провозглашенными целями реформы.
Основные новшества законопроекта касаются организации местного самоуправления на селе. Если проект будет принят, то существенно пострадают права сельских жителей на самоорганизацию и самоуправление.
Главным критерием реформы заявлена эффективность публичной власти в решении проблем населения. А на деле проект закона направлен на сохранение крайне неэффективной существующей сегодня системы, сложившейся в большинстве субъектов РФ, когда все ресурсы и полномочия сосредоточены в районных структурах. Закрепляется принцип, при котором решение сельских поселенческих проблем возлагается на районный уровень. Для жителей сохраняется неразбериха в ответственности за решение проблем.
Местное самоуправление это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения, самоорганизация граждан для решения вопросов местного значения. Нам, живущим в селах, трудно представить себе, что возможна самоорганизация граждан на уровне района, где жителей разных поселений практически ничего не связывает между собой. В каждом конкретном поселении существуют свои собственные проблемы, свои собственные вопросы местного значения, которые требуют своего конкретного решения в конкретном поселении. Зачастую села разделены десятками километров.
Для нас ценностью каждого конкретного поселения являются его история, самобытность, своя специфика, которые могут и должны помогать обеспечивать становление и развитие местных сообществ, как неотъемлемой части гражданского общества.
При районной территориальной основе местного самоуправления, которую закрепляет в качестве обязательной новый закон, нет эффективной самоорганизации и самостоятельной деятельности населения. Работа районных органов местного самоуправления сводится к администрированию.
Затеянная реформа местного самоуправления, как декларируется, направленная на создание условий для развития реального самоуправления . Однако, существующие федеральные законы уже сегодня гарантируют и дают все возможности для этого. Но они не выполняются. Не выполняются не потому, что плохие законы, а потому, что этого не хотят чиновники, потому, что люди не знают этих законов, не знают прав и возможностей, не сформирована правовая культура. Разъяснительная работа, пропаганда законов и норм не ведется.
До сих пор, никто никаких серьезных попыток выполнить принятый в 1995 году закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в отношении сельских муниципальных образований и не предпринимал. Закон о финансовых основах и вовсе забыли. Большинство сельских муниципалитетов до сих пор не имеют своих бюджетов.
За 10 лет существования Конституции РФ никто из государственных чиновников ни разу серьезно не разговаривал с сельскими органами местного самоуправления об их проблемах. Права сельчан постоянно игнорируются, их не замечают ни региональные, ни федеральные чиновники.
Это же касается нынешнего законопроекта, который также внесен в Государственную Думу без обсуждения с селянами, что уже само по себе является нарушением Европейской Хартии о местном самоуправлении.
Просим Вас организовать встречу с представителями сельских муниципалитетов, именно сельских, - самого близкого к населению уровня публичной власти. Просим встретиться для того, чтобы услышать из первых уст, проблемы и предложения по их решению.
Просим не торопиться с принятием нового закона, без его широкого обсуждения. 21 февраля 2003 года проект уже будет слушаться в первом чтении в ГД РФ, но его не видели даже в органах государственной власти субъектов РФ, не говоря уже о селах и широкой общественности.
Считаем, что такой важный, системообразующий закон, затрагивающий интересы абсолютно каждого жителя России, не может и не должен приниматься в спешке и без обсуждения и понимания обществом. Тем более, что речь идет о принципах организации одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
С уважением,
Председатель Ассоциации сельских муниципальных образований Нестеров В.В. |
Зам. Председателя Челябинского регионального комитета всероссийского Гражданского форума Соболь М.Я. |
Координатор Челябинского регионального некоммерческого партнерства «Голос» Гурман Ю.А. |
Контактные телефоны в Челябинске: 66-73-13, 52-23-26, 66-05-99
К обращению присоединяются:
- Челябинская общественная организация «Правосознание» А. Севастьянов;
- Челябинская областная общественная организация «Женская сеть на Урале»;
- Институт управления «Информ-проект» Синецкий С.Б.;
· Златоустовская городская общественная организация “Клуб деловой женщины” - Гусева Н.А.;
· АНПО “Народная адвокатура” Гурман А.Л.;
- Гражданин РФ - Рыжкин С.В.;
- Челябинский государственный университет, факультет управления Старцев Ю.Н.;
И другие.
Обращение о поддержке письма Президенту РФ продолжают поступать.