Вариант №1.

Задача 1.

Цель – приобретение навыков классификации работ и затрат рабочего времени управленческого персонала, анализа рациональности его использования и выработки управленческих решений.

В таблице приведены данные, характеризующие среднедневные затраты рабочего времени, и поэтому они не отражают последовательности выполнения отдельных видов работ и перерывов в работе.


Таблица 1 - Данные о затратах рабочего времени по элементам у старшего специалиста отдела


Элементы затрат рабочего времени

Затраты времени, мин.

Индекс

Затраты времени в %

1

Получение задания от руководителя

15

ПЗ

3,125

2

Получение в техническом архиве документации

20

ПЗ

4,167

3

Консультация с начальником отдела, руководителем бюро по выполнению работы

10

ПЗ

2,083

4

Ознакомление с методикой расчета, анализа, рекомендациями

10

ПЗ

2,083

5

Расчерчивание форм для анализа (вручную)

30

И

6,25

6

Запись в формы данных из журнала учета

20

И

4,167

7

Проведение стандартных расчетов, пользуясь инструкцией

20

ФЛ

4,167

8

Ожидание приема у зам.директора для подписи отчета, плана

30

ПНР

6,25

9

Внесение данных расчетов в заготовленную форму

15

И

3,125

10

Проведение анализа показателей, подготовка выводов и рекомендаций

120

Т

25

11

Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем

15

Т

3,125

12

Выдача заданий цеховым специалистам на подготовку дополнительной информации

20

А

4,167

13

Разговор по телефону (личный)

10

ПНД

2,083

14

Ожидание получения информации от смежного отдела

25

ПНР

5,208

15

Отдых

8

ОТЛ

1,667

16

Производственная гимнастика

15

ОТЛ

3,125

17

Посторонние разговоры

20

ПНД

4,167

18

Получение информации от цехов по ранее выданному заданию и запись данных в журнал

20

И

4,167

19

Участие в совещании по организации обследования рабочего времени

50

А

10,416

20

Уборка рабочего места

7

ОРМ

1,458

ИТОГО

480


100


Анализ затрат рабочего времени:

1) Степень экстенсивного использования рабочего времени:

                                      Кэ = (Ф – П) / Ф

Ф – фонд рабочего времени;

П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе.                                        

2) Коэффициент потерь времени, зависящих от работника:

                                        Кпнд = ПНД / Трв                                                

3) Коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:

                                          Кпнр = ПНР / Трв                                                

4) Удельный вес регламентируемых перерывов

                                          Котл = ОТЛ / Трв                                                 


Кэ = (480 – 30 – 10 – 25 – 8 – 15 – 20) / 480 = 0,775

Кпнд = 30 / 480 = 0,0625

Кпнр = 55 / 480 = 0,1146

Котл = 23 / 480 = 0,0479 

 

Таблица 2 - Структура затрат рабочего времени по содержанию труда:

Элементы затрат рабочего времени

Затраты времени в %

ПЗ

11,458

ОРМ

1,458

А

14,583

ФЛ

4,167

И

17,709

Т

28,125

ОТЛ

4,792

ПНД

6,25

ПНР

11,458

ИТОГО

100

Таблица 3 - Структура затрат рабочего времени по характеру деятельности:

Элементы затрат рабочего времени

Затраты времени в %

ПЗ

11,458

О

64,584

ОРМ

1,458

ПЕР

22,5

ИТОГО

100


Выводы:

Время перерывов, вызванных нарушением режима работы или недостатками в организации производства слишком высоко, оно должно быть сокращено путем улучшения организационного процесса.

Интенсивность труда мала и ее необходимо повысить путем сокращения времени перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины.

Удельный вес регламентируемых перерывов не достаточен, и его также следует увеличить (например, введением технических перерывов).


Задача 2.

Цель – выработать навыки определения рационального квалификационно-должностного состава работников в структурном подразделении (отделе).

Определим фонд рабочего времени по каждой рабочей группе:

Инженеры: 173*6=1038 час.

Техники: 173*1=173 час.

Служащие: 173*1=173час.


Рассчитаем распределение времени между группами затрат на основе удельного веса каждого вида затрат и занесем их в таблицу.

Проектируемые затраты времени на работы, свойственные инженерам:

570,9 - 60=510,9 час.

Потери рабочего времени при составлении проектного баланса не учитываются. Время на отдых и личные надобности определяется в размере 6% от времени работы.

ОТЛ=510,9*0,06=30,65 час.

Общие проектируемые затраты рабочего времени составят:

510,9+30,65=541,55 час.


Проектируемые затраты, свойственные технику:

(259,5+147,05+43,25) – 20 =429,8 час.

ОТЛ=429,8*0,06=25,8 час.

Итого: 429,8+25,8=455,6 час.


Проектируемые затраты, свойственные служащему:

(155,7+17,3+112,45) – 30 =255,45 час.

ОТЛ=255,45*0,06=15,3 час.

Итого: 255,45+15,3=270,75 час.


Таблица 4 - Баланс затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:

Виды работ и затрат времени

Квалификационно-должностные группы работников

Инженеры

Техники

Служащие

Факт.

Проект.

Факт.

Проект.

Факт.

Проект.

%

час.

час.

%

час.

час.

%

час.

час.

А. Работы, свойственные инженеру

55

570,9

510,9

 -

-

 -

Б. Работы, свойственные технику

25

259,5


85

147,05

429,8

25

43,25


В. Работы, свойственные служащим

15

155,7


10

17,3


65

112,5

255,45

Потери времени

3,7

38,4


3

5,19


4,3

7,44


Время на отдых

1,3

13,5

30,65

2

3,46

25,8

5,7

9,86

15,3

Итого

100

1038

541,55

100

173

455,6

100

173

270,75


Определим необходимую численность работников.

Чн = Тпр / ФРВ

Тпр – трудоемкость работ по проекту;

ФРВ – фонд рабочего времени в расчете на одного человека.

Инженеры: Чн = 541,55/173=3,1 чел.

Техники: Чн = 455,6/173=2,6 чел.

Служащие: Чн = 270,75/173=1,6 чел.


Рассмотрим несколько возможных вариантов должностно-квалификационного состава близких к расчетному.

Использование работников по квалификации представлен в таблицах.

Исходя из среднемесячной заработной платы, затраты на исходном варианте равны:

6*920+1*640+1*450=6610 (тыс.руб.)

ВАРИАНТ 1.

Инженеры: 4 чел.

Техники: 3 чел.

Служащие: 2 чел.


Виды работ и затрат времени

Квалификационно-должностные группы работников

Инженеры

Техники

Служащие

%

час.

%

час.

%

час.

А. Работы, свойственные инженеру

74

510,9





Б. Работы, свойственные технику



83

429,8



В. Работы, свойственные служащим





74

255,45

Лишнее время

22

150,45

12

63,4

22

75,25

Время на отдых

4

30,65

5

25,8

4

15,3

Итого

100

692

100

519

100

346



Затраты равны: 4*920+3*640+2*450=6500 (тыс.руб.)

Экономический эффект составит: 6610 – 6500 = 110(тыс.руб.)


ВАРИАНТ 2.

Инженеры: 4чел.

Техники: 2 чел.

Служащие: 3 чел.



Виды работ и затрат времени

Квалификационно-должностные группы работников

Инженеры

Техники

Служащие

%

час.

%

час.

%

час.

А. Работы, свойственные инженеру

74

510,9





Б. Работы, свойственные технику



93

320,2

21

109,6

В. Работы, свойственные служащим





49

255,45

Лишнее время

22

150,45



26

138,65

Время на отдых

4

30,65

7

25,8

4

15,3

Итого

100

692

100

346

100

519


Затраты равны: 4*920+2*640+3*450=6310 (тыс.руб.)

Экономический эффект составит: 6610 – 6310 = 300(тыс.руб.)



ВАРИАНТ 3.

Инженеры: 4 чел.

Техники: 2 чел.

Служащие: 2 чел.


Виды работ и затрат времени

Квалификационно-должностные группы работников

Инженеры

Техники

Служащие

%

час.

%

час.

%

час.

А. Работы, свойственные инженеру

74

510,9





Б. Работы, свойственные технику

16

109,6

93

320,2



В. Работы, свойственные служащим





74

255,45

Лишнее время

6

40,85



22

75,25

Время на отдых

4

30,65

7

25,8

4

15,3

Итого

100

692

100

346

100

346


Затраты равны: 4*920+2*640+2*450=5860 (тыс.руб.)

Экономический эффект составит: 6610 – 5860 = 750(тыс.руб.)


Экономический эффект наибольший, а использование работников по квалификации наиболее оптимально в ВАРИАНТЕ 3. Таким образом, выгоднее применять третий вариант.


Задача 3.

Цель – приобрести навыки оценки результатов аттестации руководителей и специалистов и их использования для рационализации расстановки кадров.

В коллективе отдела маркетинга производственной фирмы проведена аттестация сотрудников. Ее результаты по качественным характеристикам по 5-балльной системе в табл. 6.

Показатели

Фамилии сотрудников (заменены номерами по порядку)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Должность

нач. отдела

зам. нач. отдела

руковод. группы

руковод. группы

ст. спе циа лист

ст. спе циа лист

спе циа лист

специалист

тех ник

тех ник

2.Возраст, лет

44

53

39

42

34

40

28

29

30

26

3.Общий стаж работы, лет

26

30

22

20

15

22

11

12

12

8

4.Стаж работы в данной должности, лет

12

14

10

5

7

9

8

9

4

8

5.Образование и его соответствие выполняемой работе

высшее экон.

высшее пед.

высшее инж. технолог

высшее экон

высшее спец

ср. спец

высшее экон

высшее пед.

ср. спец

среднее

6.Профессиональное мастерство

4,8

4,7

4,5

4,9

4,6

4,7

4,4

4,2

3,8

3,7

7.Проявление творчества в работе

4,7

4,2

4,1

4,6

4,2

3,8

4,2

4,0

3,8

3,7

8.Самостоятельность в работе

5,0

5,0

5,0

4,7

4,6

4,7

4,2

4,1

-

-

9.Своевременность выполнения задания

5,0

5,0

5,0

4,2

4,3

4,4

4,0

3,0

3,7

4,0

10.Качество выполнения работы

4,6

4,5

4,7

4,6

4,6

4,5

4,4

4,3

3,7

4,0

11.Дисциплина

5,0

5,0

4,7

4,6

4,6

4,7

4,2

4,1

3,9

4,0

12.Авторитет в фирме

4,6

4,6

3,9

5,0

4,5

4,6

4,5

4,0

4,0

4,0

13.Умение руководить людьми

4,6

4,6

3,9

5,0

4,9

4,6

-

-

-

-


Произведем оценку соответствия сотрудников отдела маркетинга занимаемым должностям:

Начальник отдела.

Соответствует занимаемой должности, так как:

- имеет значительный стаж работы, в том числе и на занимаемой должности – 12лет;

- образование подходит по требованиям – высшее экономическое;

-  профессиональное мастерство находится на допустимом уровне;

- данный сотрудник полностью самостоятелен в работе и своевременно выполняет возложенные на него поручения;

- начальник отдела дисциплинирован, чем показывает хороший пример своим работникам;

- авторитет и умение управлять людьми не достаточны, но вполне допустимы для данной должности.

Имеются следующие недостатки:

-  недостаточным является проявление творчества в работе, но для данной должности, как я считаю, это не имеет решающего значения;

- в то же время следует обратить внимание на качество выполняемых работ, которые находятся на среднем уровне.


Зам. начальника отдела

В целом так же соответствует занимаемой должности.

Единственными недостатками являются:

- невысокий уровень проявления творчества в работе;

- качество выполняемых работ находится на среднем уровне,  следует обратить особое внимание на функцию контроля своих работников;

- образование имеет не подходящее для занимаемой должности, но в то же время стаж работы в данной должности говорит о достаточном мастерстве зам. начальника отдела. Данный сотрудник имеет большой возраст, проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла.


Руководитель группы (№3)

Данному сотруднику:

- следует улучшить умение руководить людьми, за счет этого его авторитет как руководителя низшего звена возрастет;

- проявление творчества для работника данного уровня является недостаточным;

- образование так же не соответствует занимаемой должности, в то же время стаж работы значителен.

 Таким образом,  данный работник слабо соответствует занимаемой должности – возникают предпосылки либо для понижения данного работника в должности, либо ему необходимо пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации для повышения эффективности работы отдела.


Руководитель группы (№4)

Данный работник соответствует занимаемой должности поскольку:

- образование максимально соответствует должности,

- стаж работы не велик, но это обстоятельство полностью перекрывается его профессиональным мастерством;

- данный сотрудник имеет непререкаемый авторитет в группе и умеет руководить людьми.

- недостатком является невысокая своевременность выполнения заданий, это тормозит работу отдела и на это следует обратить особое внимание, выявив и проанализировав причины задержек в работе.


Ст. специалист (№5)

Ст. специалист находится на своем месте и вполне соответствует занимаемой должности.

Для своего должностного уровня имеет:

- недостаточный уровень проявления творчества в работе;

- невысокую своевременность выполнения заданий.

 Это является его единственными, по сути, недостатками. Наличие у данного сотрудника высшего специального образования и наработанного стажа работы в занимаемой должности, позволяет сделать выводы о возможности для устранения этих недостатков.


Ст. специалист (№6)

Ст. специалист слабо соответствует своей должности:

- несмотря на образование и стаж в работе, показатели находятся на среднем уровне, и в целом их следует улучшать;

- проявляет недостаточное творчество в работе, что заметно сказывается на результатах работы группы.

Данный работник является кандидатом на замену.

 

Специалист (№7)

На настоящий момент соответствует всем требованиям к занимаемой должности. Единственный негативный момент – следует обратить особое внимание на своевременность выполнения заданий.

Образование и возраст позволяет данному работнику подниматься в дальнейшем по служебной лестнице. Оценивается как работник имеющий большие перспективы в будущем.


Специалист (№8)

Данный сотрудник не соответствует должности, которую занимает, так как:

- имеет высшее образование не соответствующее его профилю работы;

- чрезвычайно низкий уровень своевременности выполнения производственных заданий;

- недостаточное проявление творчества в работе;

- стаж в  работе несколько прикрывает недостатки, но не в достаточной степени.

Проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла, так как по всем показателям работник не может, или не хочет справляться со своими обязанностями.


Техник (№9)

В целом не соответствует занимаемой должности:

- имеет плохие показатели своевременности выполнения заданий и качества работ;

- удовлетворительный показатели профессионального мастерства  и творчества в работе.

Возможности его дальнейшего роста на настоящий момент отсутствуют.


Техник (№10)

Данный работник соответствует занимаемой должности поскольку:

- показатели его работы являются вполне удовлетворительными.

Огромный недостатком является его образования. Следует направить данного работника на обучение по выполняемой работе для повышения профессиональных навыков.


Таким образом, следует провести следующие кадровые изменения в отделе:

1) понизить зам. начальника отдела до должности руководителя группы или отправить на пенсию;

2) переместить на его должность руководителя группы №4;

3) уволить специалиста отдела №8, как не соответствующего занимаемой должности и переместить на данную должность, после предварительного дополнительного обучения техника №10;

4) пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации работникам №3, №9.

Задача 4.

Цель – выработать навыки оценки рациональности организации проведения производственного совещания.

Рациональность проведения совещания.

Недостатки:

- директор завода уведомил о совещании всех его участников и докладчиков за слишком короткий срок – 3 дня;

- каждое выступление длилось дольше положенного срока и не имело реальной информации, председатель не прервал такие выступления, чем еще больше затянул время совещания;

- вместо запланированных 2-2,5 часов, совещание длилось  4;

- выступления были смазанные и не выдерживали регламента;

- не были конкретизированы основные моменты;

- количество выступающих было меньше запланированных на 1 человека.

Достоинства:

- проведение совещания было необходимым и актуальным;

- регламент совещания являлся достаточно разработанным

- множество желающих выступить со своими предложениями и замечаниями, что свидетельствует об активном участии всех присутствующих в совещании.

Вывод: совещание было проведено нерационально, вследствие плохой его организации.

На мой взгляд, необходимо было:

1) оповестить всех выступающих за неделю, выдав им при этом основные тезисы и вопросы, которые должны прозвучать в докладе и выступлениях. Это бы дало значительное время на подготовку и проведение серьезных изысканий.

2) строго регламентировать время выступлений, что позволило бы всем участникам совещания обозначить для себя основные моменты, без лишних слов. Каждому из участников совещания должны быть выданы основные тезисы выступлений и выводы.

3) проведение 1-2 технических перерыва, для улучшения воспринимаемости всеми участниками поступающей информации.


Задача 5.

Цель – приобрести навыки определения нормативной численности управленческого персонала по функциям управления на предприятии.

Таблица 7 – Нормативная численность работников по группам функций и функциям управления на предприятии

Группы функций и функции управления

Нормативная численность работников, чел.

Бухгалтерская и финансовая деятельность

53,5

Финансовое обеспечение деятельности предприятия

7,2

Бухгалтерский учет и отчетность

47,6

Управление трудом и заработной платой

31,3

Организация труда и заработной платы

28,2

Совершенствование организации труда и управления

5,1

Материально-техническое снабжение и сбыт

27,9

Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием

18,5

Организация сбыта продукции

5,9


Группы функций:

1. Бухгалтерская и финансовая деятельность

коэффициент различия по группе функций равен:

53,5 / (7,2+47,6) = 0,976

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

а). Финансовое обеспечение деятельности предприятия – 7, человек.

б) Бухгалтерский учет и отчетность – 46,5 человек.

2. Управление трудом и заработной платой:

коэффициент различия по группе функций равен:

31,3 / (28,2+5,1) = 0,946

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

а) Организация труда и заработной платы – 26,5 человек.

б) Совершенствование организации труда и управления – 4,8 человека.

3. Материально техническое снабжение и сбыт:

 коэффициент различия по группе функций равен:

27,9 / (18,5+5,9) = 1,143

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

а) Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием – 21,2 человека.

б) Организация сбыта продукции – 6,8 человека.


В целом плановая численность работников будет равна 114 человек.

   











Список литературы:

1.                Уткин Э.А. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: 1999

2.                Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. Новосибирск, НГАЭиУ, 1995.

3.                Веснин А.Р. Основы менеджмента. Учебник М.: 1997