Содержание
Введение_____________________________________________________________ 3
Электронная коммерция в России_______________________________________ 5
Технологии электронной коммерции____________________________________ 7
Первая в России система расчетов в Интернет - CyberPlat_________________ 9
Заключение__________________________________________________________ 14
Список литературы__________________________________________________ 15
Введение
В середине следующего века, возможно, только уж очень страстные любители дальних и интересных путешествий захотят отправиться в супермаркет за покупками. Большинство же жителей нашей планеты для этих целей будут пользоваться электронными магазинами с последующей доставкой товара непосредственно домой (может быть, даже по какой-нибудь пневмопочте).
Такое предположение не покажется слишком фантастическим, если воспользоваться данными о ежегодном росте оборота электронной коммерции. Ведь даже в нашей стране, несмотря на отсутствие соответствующей законодательной базы и широкого применения электронных платежных систем (пластиковых карточек), активно создаются электронные магазины. Некоторые компании или их подразделения уже специализируются на создании точек электронной торговли для других фирм и не считают свой бизнес безнадежным или убыточным.
Появление первых проектов в этой области можно отнести к концу 1995 - началу 1996 г. Это был период пробуждения интереса к Internet, с одной стороны, и внедрения в сознание части высокооплачиваемых граждан идеи о пользе пластиковых магнитных карточек - с другой. Несмотря на трудности, "процесс пошел", и сейчас на страницах российских Web-серверов уже располагаются витрины десятков электронных магазинов.
Множество торговых компаний и банков срочно занялись внедрением технологий электронной коммерции. Основная проблема - обеспечение безопасности электронных сделок. Открытый характер Интернет приводит к тому, что передаваемая по сети информация становится доступной всем желающим.
Конечно, в последнее время разработаны надежные способы защиты данных при проведении платежей в Интернет, существуют развитые методы проверки подлинности участников деловых операций, не забыты и юридические обоснования законности электронных сделок. Однако, наиболее опасная часть электронной коммерции – денежные расчеты, особенно по крупным сделкам, пока с успехом может выполняться с использованием других, проверенных временем платежных систем.
Все это делает возможным массовый перевод мировой экономики на рельсы электронной коммерции.
Электронная коммерция в России
Электронная коммерция - новое направление экономики, появившееся в 90-х годах благодаря феноменальной популярности сети Интернет. Развивается она невероятными темпами. По самым осторожным прогнозам общемировой объем сделок в Сети уже к 2000 г. вырастет до 220 млрд дол.
Согласно общепринятому определению, электронная коммерция - это деловые операции, выполняемые с помощью электронных средств. Таким образом, электронная коммерция охватывает розничную и оптовую торговлю, любые сделки между предприятиями, а также расчеты внутри одной организации. Единственное, что объединяет все эти деловые операции, то, что они осуществляются с использованием компьютерных сетей и новых информационных технологий.
Не вызывает сомнений ускоряющаяся “интернетизация” России. Данные различных источников говорят об устойчивом росте российских пользователей Интернет, число которых возрастет с 2% от общей численности населения в начале 2000 г. до 3% в его конце. Несомненен и рост числа сайтов в российском секторе Интернет. Оно приближается к 90 тыс. (увеличившись за год почти втрое). Число ежесуточных показов в одной из лидирующих баннерных сетей составляет сегодня примерно 10 млн. Достаточно быстро увеличивается и число электронных магазинов. Хотя их количество пока не превышает 1000, число магазинов, по сравнению с серединой 1999 г., удвоилось, а суммарные обороты, по оценкам экспертов, возросли, как минимум, на порядок.
Что же представляют собой сегодня отечественные электронные магазины? В значительной своей части – это небольшие компании, специально созданные для бизнеса в Интернет. Они используют все классические преимущества, создаваемые этим сектором по сравнению с традиционными видами бизнеса – пониженную планку стартовых инвестиций, сравнительно малые текущие расходы, высокую положительную динамику рынка, возможности экспансии за рубеж и т.д. В ряде случаев подобные компании демонстрируют бурный рост сразу же после начала деятельности.
Под влиянием мирового интернет-бума, а также роста отечественной аудитории начинают активные действия в интернет-пространстве и крупные компании, ведущие традиционный бизнес. Недавним примером служат инициативы некоторых страховых компаний, в первую очередь Ренессанс-Капитал.
Таким образом, Россия демонстрирует приверженность общемировым тенденциям в области к электронной коммерции, и мы стоим на пороге периода бурного роста этого сектора экономики.
Успех в продвижении электронной коммерции определяется рядом ключевых факторов, одним из которых является наличие специализированных расчетных технологий, обеспечивающих прием платежей в электронных магазинах. В мировой практике основным платежным инструментом для расчетов за товары и услуги, приобретаемые через Интернет, являются кредитные карточки мировых платежных систем – VISA, Europay/MasterCard, American Express, Diners Club, JCB. В нашей стране из-за недостаточного развития систем безналичных расчетов на основе пластиковых карточек электронные магазины предлагают своим клиентам помимо “карточных” и альтернативные механизмы оплаты.
Такими механизмами являются оплата наличными при получении доставляемого курьером товара, оплата наложенным платежом при пересылке товара по почте и предоплата путем перечисления средств через Сбербанк, имеющий разветвленную филиальную сеть по всей стране. Использование этих платежных средств является вынужденным фактором, тормозящим, в перспективе, развитие интернет-коммерции. Хорошо известны классические преимущества электронной торговли. К их числу относится радикальное повышение удобства процесса покупки для клиента – приобрести товар он может, не выходя из дома. Магазину же, среди прочего, электронная торговля позволяет резко расширить пул потенциальных покупателей – ими становятся не только все интернет-население собственной страны, но и пользователи Интернет всего мира. Однако эти выгоды в полной мере могут быть реализованы только лишь при использовании универсальных платежных инструментов – пластиковых карточек, обеспечивающих возможность on-line расчетов. Off-line механизмы – платежи наличными или денежные переводы – ограничивают как “пространство покупателей” электронного магазина, так и удобство самой покупки.
Рассматривая платежные инструменты, нельзя не упомянуть и такое средство, как “электронные наличные”. За рубежом, а также в нашей стране развивается ряд проектов, реализующих этот подход. Однако из-за неурегулированности вопросов правового обеспечения, возникающих при работе с этими инструментами, представляется преждевременным говорить об их полномасштабном практическом использовании.
Таким образом, рассматривая рынок розничных продаж через Интернет, имеет смысл обсуждать использование расчетных схем, базирующихся на общепризнанных платежных инструментах – кредитных карточках международных платежных систем.
Технологии электронной коммерции
Электронный магазин (Web-магазин) взаимодействует со всеми подразделениями торговой компании. Отделы маркетинга, сбыта и рекламы разрабатывают информационное наполнение и осуществляют контроль за запасами. Для отделов обработки заказов, отгрузки и склада нужен доступ в реальном времени. Денежные расчеты обеспечиваются через отдел выписки счетов и бухгалтерию.
“Тележка для покупок” позволяет посетителям помещать в неё товары, пока они “ходят” по магазину. Особое внимание уделено способности управляться с товарами разного цвета и размера.
Обработка заказов включает в себя всё от приема заказа и калькуляции затрат на транспортировку и налогов до платежа и изъятия единицы товара из запасов.
Обработка транзакций производится при осуществлении платежа. Здесь возможны варианты: обработка в реальном времени или пакетная (т. е. получение денег в момент совершения транзакции или полной суммы по завершении всех покупок) с использованием торгового счета магазина, независимого “обработчика”, например CyberCash, а также традиционные формы оплаты наличностью или через банк.
Анализ использования позволяет владельцу магазина контролировать движение товаров.
Классификация пользователей помогает владельцу магазина сориентироваться во вкусах покупателей и дает возможность продавцу направлять покупателя, например, предложить человеку, выбирающему определенную книгу, и другие книги, которые могли бы его заинтересовать.
Маркетинг. Чтобы привлечь покупателя, используются витрины и целевая реклама. Покупателя в торговом зале склоняют к дополнительным покупкам выкладкой и продуманным размещением товара.
Процесс покупки. Проходя вдоль полок с товарами, покупатель складывает их в “корзину”. Товары можно брать и возвращать обратно на полку.
Оформление покупки. Производится регистрация каждого из купленных товаров, определяется их стоимость, подсчитываются налоги и скидки, выставляется счет. В зависимости от формы оплаты могут быть затребованы определенные полномочия. Вводятся данные о получении платежа, обновляются базы данных продаж и товарных запасов, выдаются указания по отгрузке товара.
Доставка товара. В реальном мире покупки могут быть доставлены сразу же или через некоторое время. Единственный вид товаров, который может быть доставлен немедленно в виртуальном мире, - это цифровые данные; все остальное требует специальной отправки. В всех случаях платеж не обрабатывается до тех пор, пока товар не получен или не отгружен.
Первая в России система расчетов в Интернет - CyberPlat
В марте 1998 года на рынок банковских услуг была представлена система безналичных расчетов для электронной коммерции реальными деньгами в реальном времени - CyberPlat. При создании системы, а также в процессе ее дальнейшего развития, внимание уделялось обеспечению ее юридической корректности и полному соответствию российскому законодательству, что обеспечило ей значительный кредит доверия со стороны клиентов – как электронных магазинов, так и интернет-покупателей.
Система включает в себя два платежных интерфейса.
Первый из них – система защищенного документооборота – ориентирован на проведение корпоративных взаиморасчетов (например, с дилерами, компаниями-партнерами, когда размеры платежей могут быть весьма велики -сектор business-to-business). Данный платежный механизм, использующий технологии ЭЦП, асимметричного кодирования данных и предполагающий предварительную регистрацию участников расчетов, способен обеспечить требуемые при расчетах по схеме B2B уровни надежности и безопасности. В качестве транспортной среды в системе защищенного документооборота используется сеть Интернет.
Базовый вариант проведения расчетов предполагает открытие счетов в банке “Платина”. Подобный вариант предоставляет возможность участия в расчетах и для иногородних организаций, т.к. в механизме защищенного документооборота реализована технология удаленного управления счетом через Интернет. Уже сейчас этой возможностью пользуется ряд компаний-клиентов банка, применяя ее как для собственно управления расчетным счетом, так и для организации расчетов с дилерами.
В то же время схема защищенного документооборота может быть распространена и на банки-партнеры, принявшие к использованию технологию CyberPlat. Ведущиеся в этом направлении работы (создание прикладного интерфейса к различным банковским платформам, разработка механизмов межбанковского клиринга) позволит системе уже в ближайшем будущем стать мультибанковской. Это заметно повысит ее привлекательность для корпоративных клиентов, а также создаст предпосылки для эффективного продвижения системы расчетов B2B в регионы.
Интерфейс, базирующийся на использовании авторизационного сервера ориентирован на платежи через Интернет частных лиц, пользующихся кредитными карточками международных платежных систем (VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club, JCB) и функционирует в рамках правил проведения Интернет-платежей по кредитным карточкам. Карточка может быть выпущена любым российским или зарубежным банком – членом международных платежных систем. Вся информация о карточке передается в зашифрованном виде, при этом используется протокол SSL, ставший стандартным протоколом для передачи конфиденциальной информации в Интернет.
До недавнего времени отечественные электронные магазины больше напоминали виртуальные витрины: товар можно посмотреть, узнать его особенности и даже оформить заказ. Но, чтобы заплатить, приходилось идти в банк, на почту или в фирму, владеющую магазином. Причина в том, что в России не существовало системы онлайновой оплаты покупок в Интернет-магазинах. Ситуация изменилась в марте 1998 года, когда банк "Платина" ввел в эксплуатацию систему платежей CyberPlat. Основное ее достоинство - безопасность как с финансовой, так и с юридической точки зрения
В системе CyberPlat используются широко распространенные технологии криптографической защиты информации с помощью цифровой подписи. Это позволяет не только предохранить информацию от любителей совать нос в чужие дела, но и однозначно определить автора любого сообщения, а также убедиться, что сведения не были изменены во время передачи по Интернет.
Кроме того, система основана на комплексе договоров, полностью соответствующих российскому законодательству. Это дает продавцам и покупателям твердую уверенность в том, что существует четкая и определенная законом процедура решения спорных вопросов, между участниками сделки.
Если покупатель использует кредитные карточки Visa, Eurocard/MasterCard, Diners Club или JCB, ему нужно зарегистрироваться в системе. Для этого необязательно лично являться в банк - достаточно зайти на Web-сайт CyberPlat и заполнить форму, указав персональные данные (фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес электронной почты, почтовый адрес, телефон) и реквизиты своей карточки (название платежной системы, номер карточки, дату окончания срока действия карточки, имя держателя карточки в том виде, как указано на карточке). Вся информация передается в защищенном виде в банк для регистрации. За сохранность сведений отвечает банк, который не предоставляет их магазину при финансовых операциях покупателя. Однако до тех пор, пока клиент лично не удостоверит свою карточку, явившись в банк "Платина" или в организацию-агент, он может совершать покупки лишь в ограниченном объеме (в настоящее время не больше чем на 1000 руб. в месяц).
Если у покупателя нет кредитной карточки, он регистрируется на Web-сайте CyberPlat и ему автоматически открывается счет в банке "Платина". Средства на счет можно зачислить наличными через кассу этого банка либо переводом через любой другой банк. Деньги, размещенные на счете покупателя, используются только для расчетов в CyberPlat. Однако, в ближайшее время банк "Платина" предоставит возможность управлять своим счетом. Это значит, что покупатели смогут не только тратить деньги со счета на покупки в Интернет-магазинах, но и использовать их для других целей. Такие услуги (даже в США они еще только-только начинают появляться) получили название home-banking - управление счетом из дома.
В процессе регистрации пользователь устанавливает на своем ПК специальное ПО "Покупатель", необходимое для работы с системой платежей. Эту программу можно получить на магнитном носителе или загрузить по Интернет (бесплатно). Регистрация и установка необходимого ПО осуществляются в режиме online через Интернет, и занимают несколько минут.
Покупатель может заключить договор также в качестве корпоративного клиента. Такая услуга пригодится организациям, которые хотят предоставить своим сотрудникам возможность выполнять платежи по Интернет. В данном случае организация переводит в CyberPlat определенную сумму и распределяет ее по счетам сотрудников. Предназначенное для этого ПО "Корпоративный клиент" позволяет распределять общие деньги по нескольким счетам. Сотрудники сами распоряжаются своим счетом в рамках установленного лимита.
Расчеты ведутся между тремя участниками сделки: покупателем, виртуальным магазином и банком. Основой взаимодействия всех трех сторон является электронный документ (чек) с цифровой подписью. Подлинность чека (принадлежность его клиенту и отсутствие в нем несанкционированных изменений) определяется по электронно-цифровым подписям (ЭЦП) при авторизации чека в банке.
В мире электронной коммерции покупатель и продавец не встречаются лично, поэтому для полной безопасности им необходима уверенность, что второй участник сделки является тем лицом, за которое он себя выдает. В электронной коммерции применяется электронный эквивалент традиционной подписи (с печатью) - цифровая подпись. Ее можно предъявить в суде и доказать, что заказ был сделан именно этим конкретным покупателем, а чек передан определенным магазином.
Заключение
Данные различных источников говорят об устойчивом росте российских пользователей Интернет. Несомненен и рост числа сайтов в российском секторе Интернет.
Отечественные электронные магазины в значительной своей части – это небольшие компании, специально созданные для бизнеса в Интернет. Они используют все классические преимущества, создаваемые этим сектором по сравнению с традиционными видами бизнеса – пониженную планку стартовых инвестиций, сравнительно малые текущие расходы, высокую положительную динамику рынка, возможности экспансии за рубеж и т.д.
В марте 1998 года на рынок банковских услуг была представлена система безналичных расчетов для электронной коммерции реальными деньгами в реальном времени – CyberPlat
Список литературы
1. http://www.books.ru/ - Интернет-магазин “Книги России”
2. http://www.03.ru/ - Интернет-магазин ОЗОН
3. gpntb.ippi.ras.ru – ресурсы ГПНТБ России с системой платежей через Интернет.
4. http://www.cyberplat.ru/ - платежная система CyberPlat
5. http://www.assist.ru/ - система карточных платежей в Интернет ASSIST (карты VISA, EuroCard/MasterCard, JCB, Diners Club, American Express) без регистрации их владельцев в системе.
6. www.shop.microsoft.com - электронный магазин Microsoft
7. www.reklama.ru - реклама в сети Интернет
8. www.vm-reklama.ru - реклама в российской прессе
9. www.catalog.ru - каталог “Компьютерная Россия”
10. http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг.
11. http://www.diasoft.ru/