Практическая часть

1.     Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций

Предмет проверки:

Учет денежных средств ведется в соответствии с нормативными документами.

Остатки по счетам денежных средств существуют в действительности, отражены и представлены в отчетности в полном объеме, верно и с использованием соответствующей учетной политики (табл.1.).

Таблица 1


№ шага

Исполнитель программы, дата

Аудиторские процедуры: содержание

Время проведения (часов)

№ рабочей бумаги

1

Поршнев В.П.

Получить          перечень банковских    счетов     и согласовать        остаток средств,   показанный    в балансе     по     статьям "Расчетные    счета"     и "Прочие           денежные средства",  с  банковскими выписками.               

4

1

2

Поршнев В.П.

Убедиться  в  правильности бухгалтерских  записей  по учету средств на счетах  в банках.

1

4

3

Измаилов А.Ю.

Проверить порядок  ведения учета  и   документального оформления        кассовых операций.   Убедиться    в соответствии        данных кассовой  книги  первичным документам    и     данным синтетического  учета,   а также     в     соблюдении организацией:

-    требования    Порядка ведения кассовых  операций в РФ;

- лимита хранения наличных денег в кассе;

-     порядка     расчетов наличными    деньгами    с юридическими       лицами, установленного законодательством.           

6

8

4

Измаилов А.Ю.

Убедиться  в  правильности учета   прочих    денежных средств,  учитываемых   на бухгалтерских  счетах  

2

15



Результаты внезапной проверки кассовой наличности оформляют промежуточным актом за подписями аудитора, главного бухгалтера или его заместителя и кассира. Рекомендуется составлять акт по следующей форме:

Акт

аудиторской проверки движения денежных средств в кассе

г. _______________________

«___»_____________200_г.

Мною, аудитором _____________________ с участием главного бухгалтера ____________________ в присутствии кассира _______________________ произведена проверка приходных и расходных документов по движению денежных средств за период с  _________ по ________ 200_г.

Проверкой установлено:

Остаток денежных средств по данным учета по состоянию на  _______ 200_г. составил __________ р.

Совершены операции с денежными средствами в кассе:

Содержание операций

Денежные средства

приход

расход











Исправительные записи по приходу:

_________________________________________

Исправительные записи по расходу:

_________________________________________


Остаток денежных средств по данным инвентаризации по состоянию на  _________ 200_г. составил _______________________р.


Результат:

Недостача: ________________р.

Излишек: _________________р.

Приложения:

1.     Объяснения от кассира от __________200_г.

2.     Копии кассовых ордеров №№ ___________ от ________ 200_г.

3.     Акт инвентаризации кассы от ___________ 200_г.

Аудитор

Главный бухгалтер

Кассир


2. Аудит расчетов с подотчетными лицами

В качестве примера аудита расчетов с подотчетными лицами рассмотрим аудиторскую проверку расчетов с работниками по командировкам.

Как правило, командировочные расходы это лишь малая часть всех затрат предприятия. Поэтому бухгалтеры зачастую не придают этим расходам должного значения. Но такое поведение весьма опрометчиво. Ошибки в учете командировочных расходов могут привести к занижению налогооблагаемой прибыли, НДС, подоходного налога и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Служебная командировка - поездка работника по распоряжению руководителя организации для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Помимо командировок на территории Российской Федерации сотрудники организации могут быть командированы и за рубеж.

Командировка в страну, входящую в состав СНГ, как и на территорию Российской Федерации, оформляется приказом руководителя и командировочным удостоверением.

Работнику выплачиваются суточные за время пребывания в командировке, а также возмещаются расходы, связанные с проездом, провозом багажа, наймом жилого помещения, получением заграничного паспорта и виз, пропиской паспорта и уплатой комиссионных при обмене чека в банке на иностранную валюту.

Командированный за границу сотрудник получает в кассе аванс в иностранной валюте. Расходовать выданные под отчет суммы следует по назначению; передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается. Новые авансы подотчетному лицу выдаются лишь при условии полного расчета по ранее выданному ему авансу.

Расчеты с подотчетными лицами, получившими под отчет валюту, ведутся в иностранной валюте в рублевом эквиваленте. Учет расчетов с подотчетными лицами по командировкам внутри страны и за рубежом ведется с применением счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

По возвращении из командировки командированное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет о произведенных командировочных расходах. Срок представления авансового отчета - 10 календарных дней с даты окончания служебной командировки за пределы Российской Федерации.

Авансовый отчет является основным документом, на основании которого производится списание задолженности с подотчетного лица. После того как руководителем организации признана целесообразность расходов, включенных работником в авансовый отчет в рублях и в валюте, бухгалтер должен проверить правильность составления этого отчета, а также соответствие и комплектность предъявленных документов, подтверждающих данные расходы. Затем производится расчет суточных и расходов по найму жилья в установленных пределах. Эти расходы, возмещаемые работнику в пределах норм, а также оплата проезда к месту командировки, оформления выезда за границу и др. относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) организации.

В бухгалтерском учете производится запись:

Дебет 20(26,44), Кредит 71.

По окончании командировки организация обязана в течение 10 календарных дней представить в банк авансовый отчет с приложением всех документов, подтверждающих расходы. При непредставлении авансового отчета банк имеет право отказать в выдаче суммы задолженности по отчету.

Кроме авансового отчета в банк представляется отчет клиента.

Пример расчета командировочных расходов и порядка заполнения авансового отчета.

Сотрудником организации представлены авансовый отчет о служебной командировке в Нью-Йорк и документы, подтверждающие фактические расходы. Срок командировки - шесть дней. 4 января получен аванс в размере 1900 долл. США и 100 руб. (курс Банка России на дату выдачи аванса составлял 30 руб. 14 коп.за 1 долл.).

Выдача аванса отражена в учете следующим образом:

Дебет 71-2, Кредит 50-2 - 57 266 руб. (1900 х 30,14),

Дебет 71-1, Кредит 50-1 - 100 руб.

Утвержденные нормы суточных в США 67 долл. Норма, утвержденная советом директоров, - 75 долл. (курс доллара на день представления отчета 30 руб. 51 коп.за 1 долл.). Согласно авансовому отчету произведены следующие расходы:

Оплата авиабилетов Москва - Нью-Йорк - Москва          

800долл (24408 руб.)

Оплата услуг гостиницы в т.ч.:

по нормам (100 долл. в сутки)

сверх норм

600 долл. (18306 руб.)

100 * 5 = 500 долл. (15255 руб.)

20 * 5 = 100 долл. (3051 руб.)

Суточные в т.ч.:

по норме

сверх норм

375 (11441 руб. 25 коп.)

67 * 5 = 335 долл. (10220 руб.85 коп.)

8 * 5 = 40 долл. (1220 руб. 40 коп.)

Суточные в рублях на день пересечения границы

100 руб.

Оплата  такси  из  аэропорта при возвращении из командировки (возмещению не подлежит)

250 руб.

Отчет утвержден в сумме       54255 руб. 25 коп.                  

Всего расходы по нормам составили: 24 408 руб. + 15 255 руб. + 10 220 руб. 85 коп. = 49 883 руб. 85 коп.

Расходы сверх норм составили: 3051 руб. + 1220 руб. 40 коп. = 4271 руб. 40 коп.

При списании расходов в бухгалтерском учете производятся записи:

Дебет 26-1, Кредит 71-2 - 1635 долл.(49 883 руб. 85 коп.),

Дебет 26-1, Кредит 71-1 - 100 руб.,

Дебет 26-2, Кредит 71-2 - 140 долл.(4271 руб. 40 коп.).

Положительная курсовая разница, возникшая с момента выдачи валюты до момента подписания отчета, составила 703 руб. (30 руб. 51 коп. - 30 руб. 14 коп.) х 1900 долл.

Эта разница отражена в учете бухгалтерской записью:

Дебет 71-2, Кредит 91 - 703 руб.

Остаток неиспользованных сумм был сдан в кассу, в бухгалтерском учете произведена запись:

Дебет 50-2, Кредит 71-2 - 125 долл. (3813 руб. 75 коп.).

Таким образом, для оформления зарубежных командировок сотрудников и подтверждения валютных расходов в бухгалтерии организации должны быть собраны документы: копия заявки с отметками банка, копия отчета, сданного в банк, с его отметками, авансовый отчет командированного лица и Журнал учета справок по форме N 0406007.

При проведении аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами по командировкам целесообразно использовать следующие методы сбора аудиторских доказательств:

1.         Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;

2.         Устный опрос;

3.         Получение письменных подтверждений;

4.         Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

5.         Проверка арифметических расчетов;

6.         Анализ.

Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами по командировкам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Вопросник

№ п/п

Вопрос

Вариант

ответа

Информация или документ, который следует запросить

1

Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам 

Нет

 

Да

Журнал-ордер № 7

  1.  

Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки 

Нет

 

Да

Письменные распоряжения руководителя

  1.  

Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия 

Нет

 

Да

Приказ руководителя о возмещении

  1.  

Организован ли аналитический учет командировочных расходы в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения 

Нет

 

Да

 

  1.  

Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки 

Нет

 

Да

 

3. Аудит расчетов по оплате труда

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы таблицы 1.

Таблица 1

Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда.

№ п/п

Содержание

Ответы

1

Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу?

нет

2

Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером?

нет

3

Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?

да

4

Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда?

нет

5

Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда?

нет

6

Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию?

да

7

Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих?

нет

8

Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением?

да

9

Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"?

нет

10

Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?

да

11

Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости?

да

12

Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя?

да

13

Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда?

да

14

Подписывают ли ведомости лица, составившие их?

да

15

Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?

нет

16

Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда?

нет

17

Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний с оплаты труда?

нет

18

Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, пенсионному фонду, отчислениями во внебюджетные фонды?  

да

19

Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда?

да

Таким образом, определяем, что система СВК работает слабо и риск контроля можно оставить на прежнем уровне.

В результате проверки правильности начисления оплаты труда 15-ти человек, были выявлены случаи расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и первичных документах.

Результаты аудита расчетов по оплате труда целесообразно отразить в таблицах.

Таблица 2

Проверка правильности начисления оплаты труда по данным первичных документов.

№п/п

Ф.И.О.

Наименование документа

Начислено руб.

Следует начислить, руб.

Переплата, руб.

Недоплата руб.

1

Петров Д.П.

табель учета рабочего времени

46000

44160

1840

0

2

Шапошникова Г.П

Табель учета рабочего времени

33500

34560

0

1060

3

Итого:


79500

78720

1840

1060


Таблица 3

Соответствие начисленной оплаты труда, значащейся в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях.

№п/п

Ф.И.О.

Начислено по первичным документам

Отражено в ведомостях, руб.

Отклонения, +

Отклонения, -

1

Бескусных М.П.

15120

11520


3600

2

Валерин Г.Н.

37760

73760

36000


3

Иванова Л.П.

16817

18671

1854



Итого

69697

103951

37854

3600


Отчет аудитора исполнительному органу следует составить в следующей форме:





Отчет аудитора

исполнительному органу ________________________

                                             Наименование организации

1. Мною проведен аудит оплаты труда ________________________

                                                                      Наименование организации

за 200_ год.

2. При планировании и проведении аудита оплаты труда мной рассмотрено состояние внутреннего контроля у ________________________

                                                                        Наименование организации

Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ________________________

                                          Наименование организации

3. Мною рассмотрено состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля данной организации с целью выявления всех возможных недостатков.

4.В процессе аудита мною были / не были / обнаружены факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля    ________________________

                                Наименование организации

масштабам и характеру его деятельности.

5. Мною были / не были / обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.