МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОГО СОВЕТА МИНТРУДА РОССИИ

Председатель: Осадчих А.И., зам. Председателя Научного совета, заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации

Докладчик: Бобков В.Н., директор Всероссийского центра уровня жизни

ОБ ОПЫТЕ И ПРОБЛЕМАХ РАЗРАБОТКИ

ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

(НА ПРИМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА)[1]

Авторы доклада: д.э.н., профессор В.Н. Бобков; д.э.н. О.И. Меньшикова; к.э.н. Т.Н. Степанова

Государственные социальные нормативы  оплаты труда включают в себя минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС), включающую тарифную ставку первого разряда, общее количество разрядов и межразрядные коэффициенты.

 Количественные значения этих социальных нормативов предопределяют низкие  государственные социальные гарантии и уровень жизни их получателей.  Прожиточный минимум трудоспособного работника (ПМ), непосредственно положенный в основу определения МРОТ и косвенно влияющий на параметры ЕТС, не в полной мере обеспечивает стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. 

Во многих отраслях экономики работодатели устанавливают повышенные гарантии по оплате труда: вводят отраслевые и внутрифирменные тарифные сетки, бестарифные системы, позволяющие реализовать воспроизводственные, стимулирующие и другие функции заработной платы.

Однако отраслевые системы оплаты труда зачастую не имеют глубоких научных обоснований, в их основу часто положены разные методические подходы.

Все это делает актуальной задачу разработки социальных нормативов, которые  необходимо положить в основу формирования оплаты труда.

В данном докладе представлен опыт и проблемы разработки воспроизводственных потребительских бюджетов работников профильных профессий отраслей экономики и  определенных на их основе минимальных  отраслевых нормативов оплаты труда.  

I. О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТКАХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

И ПРИМЕНЕНИЮ МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ОПЛАТЫ ТРУДА

РАБОТНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

По мнению разработчиков, в основу определения  минимальных нормативов оплаты труда должны быть положены воспроизводственные потребительские бюджеты трудоспособного населения, дифференцированные по видам и условиям труда  работников, а также по региональным особенностям их проживания.  Воспроизводственные  потребительские бюджеты экономически активного населения отличаются от прожиточного минимума тем, что  учитывают дифференцированный уровень потребления работников в зависимости от тяжести и напряженности  их труда, затрат на поддержание квалификации, а также иждивенческую нагрузку.

Одной из разновидностей воспроизводственных потребительских бюджетов является воспроизводственный потребительский бюджет работника профильной профессии отрасли (ВПБр) – бюджет, обеспечивающий удовлетворение необходимых и разумных потребностей трудоспособного человека на минимальном социально-приемлемом уровне с учетом особенностей проживания его семьи,  вида и условий  выполняемой работы. 

Профильная профессия – это основная профессия отрасли, максимально соответствующая характеру производственной деятельности этой отрасли  и определяющая специфику ее функционирования.

Коэффициент иждивенческой (семейной) нагрузки – соотношение численности детей и лиц трудоспособного возраста, занятых в отрасли с учетом  регионального размещения ее организаций.

Дифференциация воспроизводственных потребительских бюджетов по последствиям изменений в организме для поддержания работоспособности и здоровья основана на единой классификации по четырем классам условий труда, разработанной в Институте гигиены труда РАМН[2]: 1 – оптимальный (легкая физическая нагрузка; напряженность труда легкой степени); 2 – допустимый (средняя физическая нагрузка; напряженность труда средней степени); 3 – вредный (тяжелый труд или напряженный труд 1,2,3, а также 4 степени); 4 – опасный или экстремальный (воздействие производственных факторов, создающее угрозу для жизни; профессиональные поражения).

Категории тяжести и напряженности труда, под углом зрения  воспроизводства рабочей силы, связаны, главным образом, с необходимостью различного количества и качества питания. Дифференциация здесь определяется различными затратами физической  энергии. Институт питания РАМН в результате многолетних исследований определил различия в калорийности и натуральном составе питания для категорий тяжести труда. 

Все это, а также собственные  исследования Всероссийского центра уровня жизни в области потребительских бюджетов, является методологической основой, позволяющей экспертам ВЦУЖ разрабатывать воспроизводственные потребительские бюджеты для представителей физического и умственного труда, с учетом различных затрат на поддержание  их квалификации, а также групп тяжести и напряженности труда.

Воспроизводственные потребительские бюджеты  работников профильных  профессий отраслей (организаций)  могут быть использованы для выработки перспективной социальной политики в области регулирования оплаты труда.

На наш взгляд, они должны быть положены в основу определения затрат  организации на рабочую силу, соответствующих воспроизводственным потребительским бюджетам работников профильных профессий отраслей и включающих оплату труда, расходы организации по обеспечению работников  жильем, социальной защитой, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием и  ряд других  выплат, представляемых  работодателями наемным работникам[3].

Заработная плата, устанавливаемая работодателем работнику профильной профессии в пределах его воспроизводственного бюджета, является минимальным нормативом оплаты его труда.

Минимальный норматив оплаты труда работников профильных профессий отраслей экономики (МНОТо) представляет собой минимальный   размер заработной платы работника профильной профессии отрасли, обоснованный уровнем соответствующего воспроизводственного потребительского бюджета с учетом региональных особенностей условий жизни населения.  Оплата труда не ниже этого норматива,   по мнению разработчиков, должна устанавливаться и несемейным работникам, в том числе для того, чтобы способствовать созданию ими семьи.

МНОТо является основой воспроизводства рабочей силы работников профильных профессий отрасли. Однако, его размер зависит не только от ресурсов работодателей, но и от политики, проводимой в отрасли в отношении формирования структуры затрат на рабочую силу. Установление МНОТо ниже уровня ВПБр может компенсироваться  другими затратами организаций на рабочую силу.

Минимальный норматив оплаты труда работников профильной профессии  отрасли необходимо положить в основу определения параметров отраслевой (внутрифирменной) тарифной сетки. Он должен соответствовать низшему разряду из диапазона разрядов, соответствующих профильной профессии конкретной  отрасли.

Оплата труда работников других профессий может определяться их разрядами с учетом МНОТо с сохранением фактически действующих в  отраслях тарифных сеток. 

Таким образом, применение воспроизводственных потребительских бюджетов и минимальных нормативов оплаты труда работников профильных профессий отраслей экономики не противоречит сложившейся практике определения сложности труда. Оно не разрушает систему межразрядных коэффициентов тарифных сеток. Воспроизводственные потребительские бюджеты являются научно обоснованными социальными нормативами воспроизводства рабочей силы и позволяют определить более высокие уровни оплаты труда.

Очевидным является то, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе из-за кризисного состояния экономики государство не в состоянии установить (т.е. повсеместно ввести) минимальные гарантии по оплате труда на уровне воспроизводственного потребительского бюджета трудоспособного населения.

Тем не менее, экономические условия в целом ряде отраслей позволяют в краткосрочной перспективе устанавливать уровни оплаты труда работников на основе воспроизводственных потребительских бюджетов работников профильных профессий.

Этот инструментарий может быть рекомендован для переговоров по заработной плате в рамках соглашений социального партнерства. Минимальный норматив оплаты труда работников профильных профессий отраслей экономики разрабатывается с целью выработки единых методических подходов к проведению переговоров по заработной плате на отраслевом и внутрифирменном уровнях в части определения минимальных гарантий работодателя и носит  рекомендательный характер.

В ходе конкретных переговоров необходимо определить профильную профессию отрасли и ее воспроизводственный потребительский бюджет для последующего обсуждения минимального норматива оплаты труда ее представителей.

Основными вопросами, которые потребуется решить в ходе переговоров сторон  для решения  этих проблем, являются следующие:

1) согласование профильной профессии отрасли (организации);

2) согласование воспроизводственного потребительского бюджета работника профильной профессии отрасли;

3) выработка общей позиции сторон по вопросу о соотношении ВПБр и МНОТо.  Необходимо  согласовать  соотношение затрат организаций на рабочую силу и  МНОТо, обоснованное уровнем соответствующего воспроизводственного потребительского бюджета с учетом региональных особенностей условий жизни населения;

4) определение параметров отраслевой (внутрифирменной) тарифной сетки по оплате труда, в основу которой положен МНОТо.

В соответствии с определением понятия «минимальный отраслевой норматив оплаты труда» представленном во введении и методологическими подходами к его разработке, описанными в предыдущем разделе, размер минимального отраслевого норматива оплаты труда (МНОТо) определяется по формуле:

МНОТо = (ВПБр + Дср) ´ К ´ Кд             (1)

где:

ВПБр – воспроизводственный минимальный потребительский  бюджет работника профильной профессии в образовании – учителя обшеобразовательной школы, проживающего в Воронежской области;

Дср доплата на содержание ребенка;

К – поправочный коэффициент, показывающий долю воспроизводственного минимального потребительского бюджета и доплат на содержание ребенка, которые могут обеспечиваться заработной платой;

Кд – коэффициент региональной дифференциации МНОТо.

Отдельные составляющие МНОТо  рассчитываются в той последовательности, как они приведены в формуле (1), то есть:

1.   Определяется размер минимального (воспроизводственного) потребительского бюджета работника профильной профессии отрасли.

2.   Рассчитывается семейная нагрузка на бюджет работника и определяется соответствующая доплата на содержание ребенка.

3.   Рассчитывается поправочный коэффициент.

4.   Рассчитывается коэффициент региональной дифференциации.

5.   Производится расчет минимального отраслевого норматива оплаты труда. 

При этом характер расчетов отдельных составляющих МНОТо  различен.

ВПБр рассчитывается нормативным методом по соответствующей методике.

Дср определяется не прямым счетом, а путем соотнесения уровней потребления товаров и услуг взрослыми и детьми. Таким образом, доплата на содержание ребенка оценивается косвенно и является производной от минимального потребительского бюджета работника.

К рассчитывается экспертно на основании выборочного обследования Госкомстата РФ «О составе затрат на рабочую силу». Таким образом, исходим из того, что заработной платой не может быть обеспечено не более определенного процента воспроизводственного минимального потребительского бюджета, который наемные работники получают от работодателей по другим каналам. Остальные статьи затрат работодателей на текущее потребление работников (расходы на социальную защиту – в части оплаты больничных листов, расходы на профилактику профзаболеваний, на профессиональное обучение и.т.п.) наряду с фактически выплачиваемой заработной платой могут корреспондироваться с минимальным нормативом оплаты труда.

Кд рассчитывается на основе усредненных показателей прожиточного минимума в разрезе регионов РФ по данным мониторинга «Доходы и уровень жизни населения».

Воспроизводственный потребительский бюджет (ВПБр) включает следующие статьи расходов:

а) денежную оценку набора потребительских благ и услуг, необходимых для воспроизводства затраченной энергии, восстановления здоровья, компенсации затрат  на поддержание квалификации,   организации семейного быта и проведения досуга  всех членов семьи;

б)   расходы на обязательные платежи и сборы;

в)  расходы на формирование денежных накоплений, необходимых для поддержания бюджета данного типа.

Стоимостная оценка набора потребительских благ и услуг рассчитывается на основании натурально-вещественного состава набора и статистических данных об уровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Натурально-вещественный состав набора потребительских благ и услуг определяется потребительской корзиной, содержащей соответствующий перечень и объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и платных  услуг.

При формировании потребительской корзины, используемой для расчета ВПБр рабочих металлургического производства, учтены:

·       природно-климатические условия проживания рабочих;

·       местные особенности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

·       условия и  тяжесть труда рабочих;

·       фактически сложившиеся закономерности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в семьях с различным уровнем дохода.

Формирование набора продуктов питания

Продуктовый набор потребительской корзины агрегирован в 10 основных групп продуктов: хлебные продукты; картофель; овощи и бахчевые; фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия; мясопродукты; рыбопродукты; молоко и молоко продукты; яйца; масло растительное, маргарин и другие жиры и группа прочие продукты (специи, чай, соль).

Учитывая воспроизводственный характер потребительского бюджета, набор дополнен расходами на питание вне дома (в предприятиях общественного питания). Расходы на питание вне дома включены в набор в процентах к общей величине расходов на питание, исходя из данных статистических обследований Госкомстата РФ.

Формирование набора непродовольственных товаров

Набор непродовольственных товаров для потребительской корзины минимального потребительского бюджета сформирован из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования. По сравнению с прожиточным минимумом  состав набора расширен, что соответствует более высокому уровню организации быта и проведения досуга.

В наборе непродовольственных товаров индивидуального пользования представлены основные виды одежды и обуви, канцелярские товары и часы. В соответствии с предлагаемыми нормами потребления в среднем за год расходуется около 34 наименований предметов гардероба и 4 вида канцелярских товаров.

При формировании набора непродовольственных товаров общесемейного пользования учтены:

·       сложившийся уровень обеспеченности семей предметами домашнего обихода;

·       соответствие предметов домашнего обихода требованиям медицины и гигиены;

·       обеспечение основных функций пребывания человека в жилище на социально-приемлемом уровне;

·       экономическая целесообразность использования в быту предметов длительного пользования (например, стиральные машины экономят мыло и моющие средства; швейные машины позволяют перешивать и ремонтировать одежду);

·       необходимость поддержания квалификации и культуры работника.

Набор непродовольственных товаров общесемейного пользования сформирован в расчете на типовую, среднероссийскую семью, состоящую из трех человек. Товары, включаемые в набор, сгруппированы по основным потребительским комплексам, характеризующим различные потребности членов семьи (комплекс «Домашнее хозяйство»; «Досуг и отдых»; «Здоровье»)

Набор состоит из постельного белья (11 наименований), посуды и домашней утвари (45 наименований), бытовых приборов (13), мебели (15), предметов для занятий спортом и туризма (8), печатных материалов (8), предметов первой необходимости для поддержания гигиены и лечения (10% от стоимости непродовольственных товаров).

Формирование набора услуг

Набор услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет, обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности – удовлетворение потребности в жилище, его комфортности, охране здоровья, организации отдыха и досуга, улучшении условий быта, повышении образовательного и культурного уровня рабочих. В нормативный набор услуг включены жилищно-коммунальные услуги, услуги по ремонту предметов гардероба и домашнего обихода, услуги прачечных, фотоателье, парикмахерских,  культуры, спорта, медицинские и юридические услуги, расходы на пользование общественными видами транспорта.

Расходы на обязательные платежи и сборы включают обязательные вычеты из заработной платы. Основой для исчисления расходов по обязательным платежам и сборам является стоимость потребительской корзины, исчисленная в расчете на месяц.

 

Расходы на формирование денежных накоплений

К денежным накоплениям относятся наиболее распространенные виды денежных сбережений населения: хранение дома и банковские вклады. 

Информационной базой для определения величины денежных накоплений являются материалы разработки данных исследований  бюджетов  домашних хозяйств по группам населения с различным уровнем среднедушевого дохода.

Размер сбережений рекомендуется определять в процентах к общей стоимостной величине потребительской корзины, что позволит учесть динамику изменения нормативных потребительских расходов и необходимый уровень их материального обеспечения.

Варианты учета семейной нагрузки

 

Количественно доплата на содержание ребенка может быть определена по формуле:

Дср = ВПБр  х Ксн х Кпр х (1 – Кдп), где                            (2)

Дср – доплата на содержание ребенка;

ВПБр – воспроизводственный потребительский бюджет работника;

Ксн  - коэффициент семейной нагрузки на бюджет работника, характеризующий в среднем отношение числа детей в семье к числу работающих членов семьи;

Кпр – коэффициент потребления товаров и услуг детьми, характеризующий в среднем  потребление товаров и услуг ребенком по отношению к ВПБ взрослого работника;

Кдп – коэффициент обеспеченности детей выплатами из бюджета или социальных фондов. Рассчитан на основе сложившихся в 2000 году средних размеров пособий на детей различных возрастных групп, взвешенных по их численности.

С учетом сложившейся в России демографической ситуации количество детей, приходящихся на 1 трудоспособного работника, занятого в экономике (коэффициент семейной нагрузки), стабилизировалось в последние годы на уровне 0,46 – 0,47.

Если учесть, что в настоящее время соотношение работающих мужчин и работающих женщин примерно 53% к 47%, то семейная нагрузка на работающего мужчину (при условии пропорционального ее распределения между родителями) составляет 0,50 [(0,47х2) х 0,53].

Однако, возможны и иные варианты распределения семейной нагрузки  с преимущественной долей мужчины или женщины – работника вплоть до 100%-ного  содержания ребенка за счет отца или матери. Таким образом, коэффициент семейной нагрузки (Ксн) по среднероссийским данным может находиться в диапазоне от 0,50 до 0,94.

Предлагается 3 варианта учета семейной нагрузки.

1 вариант – максимальный, когда семейная нагрузка падает полностью на  одного работающего (Ксн = 0,47х2 = 0,94);

2 вариант – умеренный, когда один из  работающих   несет большую часть семейной нагрузки, допустим, 75% (Ксн = 0,94 х 0,75 = 0,71);

3 вариант – пропорциональный, при котором семейная нагрузка распределяется между работающими родителями пропорционально их занятости в экономике (Ксн = 0,50);

Коэффициент потребления ребенка (Кпр) определяется на основе соотношения минимальных норм потребления материальных благ и услуг взрослыми и детьми. По среднероссийским данным этот показатель составляет примерно 0,9 (ПМ ребенка : ПМ трудоспособного).

Коэффициент обеспеченности детей  детскими пособиями (Кдп) следует понимать как долю получаемого пособия в общих расходах на содержание ребенка. Средний фактический размер пособия на 1 ребенка в 2000 году составил 70 рублей (в том числе на ребенка до 1,5 лет 167 руб., на детей старше 1,5 лет – 58 рублей). Это - менее 8% от ПМ ребенка. Следовательно, Кдп = 0,08.

Имея количественные значения величин воспроизводственного потребительского бюджета и доплаты на содержание ребенка, можно рассчитать значение минимального отраслевого норматива оплаты труда по формуле 1.

Для дальнейшего использования принимается один из полученных вариантов МНОТо, который по системе коэффициентов дифференцируется в разрезе регионов РФ.

Для того чтобы провести своеобразную экспертизу фактически сложившегося уровня заработной платы в отрасли и установить целесообразность ее пересмотра, необходимо определить научно обоснованный уровень заработной платы работников.

Расчет производится по формуле:

             (3)

где:

СЗП – научно обоснованный уровень средней заработной платы;

– коэффициент фактической межразрядной дифференциации заработной платы без учета премий;

– численность представителей i-го разряда ЕТС из диапазона разрядов, по которым тарифицируются представители профильной профессии.

m–n – диапазон разрядов тарифной сетки.

Необходимо отметить, что в процессе разработки минимального отраслевого норматива оплаты труда в различных отраслях экономики, методика разработки этого норматива постоянно совершенствуется. Так, на начальных этапах исследований в формуле 3 вместо воспроизводственного минимального потребительского бюджета использовался минимальный отраслевой норматив оплаты труда, включающий доплату на содержание ребенка. Таким образом, при расчете научно обоснованного уровня средней заработной платы доплата на содержание ребенка «раскручивалась» на каждый разряд тарифной сетки, что необоснованно завышало ее уровень. На наш взгляд правомернее было бы добавлять фиксированную величину семейной нагрузки к средней заработной плате, рассчитанной на основе воспроизводственного минимального потребительского бюджета по всем разрядам  тарифной сетки, соответствующим профильной профессии.

Также в ходе исследований нами введен поправочный коэффициент, показывающий долю воспроизводственного минимального потребительского бюджета и доплат на содержание ребенка, которые могут обеспечиваться заработной платой.

II.  ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ

МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ 

ПРОФИЛЬНЫХ  ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Для  расширения применения минимальных нормативов оплаты труда работников профильных профессий отраслей экономики необходимо решить следующие проблемы.

Во-первых, провести комплексное исследование по научно-методическому обеспечению построения и применения потребительских бюджетов работников профильных профессий отраслей экономики. Для этого потребуется объединить усилия специалистов в области методологии разработки потребительских бюджетов (Всероссийский центр уровня жизни и Институт труда при Минтруде России) и специалистов по обоснованию классов условий труда (Институт гигиены труда РАМН), по нормированию питания (Институт питания РАМН), непродовольственных товаров (Всероссийский научно-исследовательский институт потребительского рынка и маркетинга Минэкономразвития России), услуг (Институт жилищно-коммунального хозяйства Госстроя России).

Потребуется  более глубокое научное обоснование связи воспроизводственных потребительских бюджетов с затратами организации на рабочую силу и  минимальными нормативами оплаты труда работников профильных профессий отраслей экономики.

Результатом совместных исследований должны стать:

–  методические рекомендации по определению  потребительской корзины для работников    основных групп  тяжести и напряженности труда;

– методика исчисления величины воспроизводственного потребительского бюджета  работников профильных профессий отраслей экономики;

–  методика определения минимальных нормативов оплаты труда работников профильных профессий отраслей экономики.

По-видимому, их необходимо представить для рассмотрения в соответствующих ведомствах и Комиссии по экспертизе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения при Минтруде России. 

Комплекс новых исследований необходимо провести по обоснованию новых подходов к формированию тарифных сеток по оплате труда (Институт труда, ВЦУЖ).

Естественно, соответствующие научно-исследовательские работы необходимо предусмотреть в планах НИОКР соответствующих ведомств.

Во-вторых, параллельно с решением первой группы задач целесообразно продолжить разработку воспроизводственных потребительских бюджетов работников профильных профессий  отраслей экономики и минимальные нормативы оплаты их труда, а также тарифные сетки по заказам работодателей и отраслевых профсоюзов. Это позволит накапливать практический опыт их использования и облегчит решение первой группы задач.

Было бы полезно в перспективе осуществить разработку минимальных нормативов оплаты труда во всех основных отраслях экономики и в первую очередь там, где различия  в оплате труда наиболее существенные  с тем, чтобы оценить степень их обоснованности и на этой базе построить методику определения научно обоснованной межотраслевой дифференциации в оплате труда.  

В-третьих, целесообразно придать официальный статус воспроизводственным потребительским бюджетам работников профильных отраслей экономики и определить их роль в реализации российской социальной политики в области повышения уровня оплаты труда. Это могли бы быть межведомственные методические материалы Минтруда, Минэкономики, Минздрава, Минжилкомхоза, одобренные Российской трехсторонней комиссией. Возможен и более высокий статус этих документов в виде Постановлений  Правительства Российской Федерации, одобренных Российской трехсторонней комиссией.

ВОПРОСЫ

Сафронов А.Л. зам. начальника департамента комплексного анализа, прогнозирования и мониторинга Минтруда РФ

 

Вопрос: Где в мировой практике применяется данная методология, область применения в отраслях экономики, каким образом данная система связана с новыми формами оплаты труда, каким образом данная методология связана с посланием Президента РФ, в котором указывается позиция государства о сокращении вмешательства в экономику?

Ответ: Президент, выступая на Магнитогорском металлургическом комбинате, в 2001 году поставил вопрос о необходимости разработки отраслевых социальных нормативов, которые регулируют оплату труда.

В Генеральном Соглашении, на 2002-2004 гг. есть порученческий пункт, который обязывает стороны  работать в этом направлении. Это не вмешательство государства в экономику, это рекомендательный для переговоров норматив. Государство может является участником переговорного процесса, но в качестве равноправной стороны. Задача государства, сфера его деятельности в условиях рыночной экономики – разработка научно-методических, рекомендательных нормативов.

Выдвинута идея о несоответствии ЕТС рекомендательному подходу к оплате труда как в бюджетной, так и во внебюджетной сферах экономики. В части определения уровня тарифной ставки работника базовой профессии отрасли мы другого подхода пока не знаем. Наши разработки не разрушают существующие  подходы к оплате труда: межразрядные коэффициенты, пересчет ставок заработной платы по межразрядным коэффициентам. Поэтому область применения методики связана со всей экономикой в качестве рекомендательного норматива.

При разработке данной методики мы изучили международный опыт использования системы потребительских бюджетов, влияния сложности, тяжести и напряженности труда на формирование  минимальной заработной платы.

Яковлев Р.А. зам. директора НИИ труда

Вопрос: Минимальный отраслевой стандарт оплаты труда разрабатывается для работника профильной профессии низшей квалификации. В Вашей работе был разработан отраслевой норматив оплаты труда вальцовщика V разряда, хотя минимальным разрядом для вальцовщика является IV. Как Вы это объясните?

Как Вы думаете, для работника какой профессии, какого разряда нужно разрабатывать минимальный отраслевой норматив оплаты труда на территориальном уровне?

Что делать, если на конкретном производстве нет представителей профессии, для которой разработан минимальный отраслевой норматив?

Ответ: Действительно, при разработке минимального отраслевого норматива оплаты труда для Горно-металлургического комплекса в качестве базовой профессии был взят вальцовщик V разряда. Это произошло потому, что количество представителей базовой профессии низшего разряда – IV, незначительно. Выбор данного разряда связан с пожеланиями заказчика. Строго говоря, мы должны были в расчетах учитывать условия труда вальцовщика IV разряда.

Что касается второго вопроса, территориальные соглашения действительно разрабатываются. У нас есть опыт разработок на уровне Республики Саха (Якутия). При разработке минимальных отраслевых стандартов оплаты труда мы столкнулись со значительным перекосом в оплате труда в отраслях, что становится более заметным на уровне регионов. Мы определили научно обоснованные соотношения в минимальных уровнях оплаты труда работников профильных профессий на данной территории. Была разработана методика поэтапного (пятилетнего) приведения этих соотношений к научно обоснованному уровню. Практическая сложность реализации территориальных соглашений состоит в том, что в них постепенно, поэтапно должны решаться вопросы опережающего роста уровней минимальной оплаты труда до научно обоснованного уровня в тех отраслях, где сложившийся уровень заработной платы не согласуется с минимальным уровнем оплаты труда в других отраслях с учетом тяжести и напряженности труда.

Если на конкретном производстве нет представителей профессии, для которой разработан минимальный отраслевой норматив, то есть профильная профессия данного предприятия, для которой можно разработать соответствующий норматив. То есть на отраслевом уровне необходимо разрабатывать нормативы для нескольких профильных профессий.

Вопрос с места

Вопрос: Как Вы считаете, не «взорвет» ли эта методика оплату труда в бюджетной сфере?

Ответ: Повторюсь, норматив носит рекомендательный характер. В настоящее время создано несколько рабочих групп, в т.ч. разрабатываются подходы к пересмотру существующей тарифной сетки для образования, здравоохранения и др. отраслей бюджетной сферы. Мы готовы конкурировать  с другими подходами.

Что касается «взрыва», любые реформы должны носить поэтапный характер, чтобы избежать обострения ситуации.

Вопрос с места

Вопрос: Как Вы считаете, в различных отраслях, но с одинаковыми условиями труда и на одной территории, должны ли разрабатываться самостоятельные стандарты или должен быть единый стандарт?

Ответ: Классы условий труда для представителей базовых профессий в разных отраслях могут, Но затраты на поддержание квалификации не могут оплачиваться. Все это  скажется на уровне отраслевых нормативов оплаты труда.

Соловьев А.В. – зам. начальника отдела управления оплаты, нормирования и производительности труда Минтруда РФ

Вопрос: Каким образом закладываются в воспроизводственный потребительский бюджет затраты на поддержание квалификации, расходы на формирование денежных накоплений. Не усложняет ли это процесс переговоров?

В Трудовом кодексе существует статья о том, что минимальная заработная плата должна быть не меньше величины прожиточного минимума. Как Ваша методика связана с прожиточным минимумом?

Ответ: Прожиточный минимум трудоспособного работника положен законодательно в основу определения минимального размера оплаты труда. Минимальная заработная плата должна быть поднята до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако, мы говорим о минимальном уровне оплаты труда работника профильной профессии в отраслях экономики. Здесь минимальная заработная плата должна быть выше, чем прожиточный минимум трудоспособного работника.

Научно обоснованные материалы в руках договаривающихся сторон упрощают переговоры, выводят их на новый уровень, делают переговоры более корректными, а договоренности более твердыми. Как свидетельствует опыт Японии, для всех сторон переговорного процесса разрабатываются научно обоснованные рекомендации. Что касается затрат на поддержание квалификации, их надо включать в потребительский бюджет.

А.И. Осадчихзам. Председателя Научного совета, заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации           

 

Вопрос: Каким образом определяется базовая профессия в отрасли?

 

Ответ: Профильная профессия должна определяться, исходя из методических рекомендаций.

ВЫСТУПЛЕНИЯ

Антонова Н.А. зам. руководителя департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ

Уважаемые присутствующие, наш департамент внимательно рассмотрел доклад, подготовленный ВЦУЖ. На наш взгляд, представленный в докладе подход вызывает серьезный интерес и разнообразие мнений. Мы считаем, что целесообразно продолжать исследования по данному вопросу.

Однако, необходимо четко определить сферу применения минимальных отраслевых нормативов оплаты труда. Эти нормативы должны носить сугубо рекомендательный характер, и использоваться в переговорном процессе в рамках социального партнерства во  внебюджетном секторе экономики, что касается бюджетного сектора, учитывая финансовые ограничения, данная методика пока неприменима.

В названии доклада звучит «отраслевые нормативы», на наш взгляд не учтены параметры, отражающие отраслевые особенности при построении потребительских бюджетов. Целесообразно разработать отдельно минимальные потребительские бюджеты для работников занятых легким и тяжелым трудом. Затем эти базовые потребительские бюджеты могли бы применяться для расчета потребительских бюджетов работников в разрезе отраслей.

В части методологии построения потребительских бюджетов учет семейной нагрузки методологически неверен. Необходимо включить зарубежный опыт для адекватной оценки представленного подхода.

Считаем целесообразным предусмотреть финансирование дальнейших разработок в плане НИОКР Минтруда РФ.

Кузнецов А.В. зам. председателя ЦК горно-металлургического профсоюза России

 

Минимальный отраслевой стандарт оплаты труда для нас – это инструментарий, позволяющий строить свою позицию на переговорах при заключении отраслевых соглашений. Использование данной методики позволило нам записать в отраслевое тарифное соглашение ряд позиций: рассмотреть вместе с работодателями методику минимального отраслевого норматива оплаты труда, согласовать его с прожиточным минимумом (так, в 2002 г. заработная плата рабочих I разряда основных цехов составляет 0,85 ПМ, средняя заработная плата по предприятию – 4 ПМ).

Предлагаю вынести вопрос на рассмотрение коллегии Минтруда РФ.

Елизарова В.В. ст. науч. сотрудник лаборатории физиологии труда и профессиональной эргономики НИИ медицины труда РАМН

Необходимо учитывать, помимо тяжести и напряженности труда, условия труда. Если труд попадает в разряд тяжелых, то кроме компенсации в заработной плате должны быть представлены рекомендации по улучшению условий труда, так как никакая заработная плата не может компенсировать условия труда.

Скворцов Ю.В. – эксперт Федерации независимых профсоюзов России

 

С точки зрения профсоюзов можно выделить некоторые положительные моменты: попытка актуализировать потребительскую корзину и величину потребительского бюджета; попытка учесть при установлении минимального размера оплаты труда тяжесть и напряженность труда; попытка отразить воспроизводственную функцию оплаты труда путем включения в потребительских бюджет семейной нагрузки.

Однако, есть и отрицательный момент – разработки привязаны к интересам заказчика, учет семейной нагрузки не носит воспроизводственный характер, т.к. учитывается семья из трех человек (воспроизводственный характер предполагает наличие двух детей).

Несомненно, разработкой данной проблемы нужно заниматься, однако выносить вопрос на обсуждение коллегии Минтруда РФ еще рано.

Стрела Г.И. секретарь Федерации независимых профсоюзов России

 

На мой взгляд, данная разработка является началом большой работы, которая должна быть систематизирована. Государство должно в определенной мере регулировать и оценивать эффективность существующих систем оплаты труда на предприятии и в целом в стране.

Можно было бы использовать при определении потребительских бюджетов и уровня жизни общепринятую терминологию, скажем, МОТ.

Если брать данную методику в качестве основы регулирования оплаты труда, она должна быть доработана.

Яковлев Р.А. зам. директора НИИ труда

На мой взгляд, нельзя использовать потребительскую корзину для определения уровня оплаты труда, т.к. она используется для работников неквалифицированного труда. Нужно доработать методологическую основу предлагаемой разработки, методику учета семейной нагрузки.

Не считаю верной позицию ВЦУЖ по оплате труда на основе воспроизводственного потребительского бюджета. Заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума, все остальное в руках участников переговорного процесса. Отраслевой подход к дифференциации заработной платы необоснован, т.к. в России рынок труда определяется скорее территориальными, а не отраслевыми особенностями. Следовательно, соглашения должны заключаться на территориальном, а не отраслевом уровне. Необходимо выработать методику определения базовой профессии отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАУЧНОГО СОВЕТА МИНТРУДА РФ

1. Принять к сведению информацию директора ВЦУЖ В.Н. Бобкова об опыте и проблемах разработки отраслевых социальных нормативов (на примере оплаты труда).

2. Считать целесообразным рекомендовать ВЦУЖу:

– продолжить исследования данной проблематики с учетом состоявшегося обсуждения, имея в виду: а) проработку дополнительной  аргументации о соотношении бюджета прожиточного  минимума  трудоспособного населения и потребительского бюджета работников профильных профессий отраслей экономики, а также уточнение методических подходов к возможному учету  семейной или иждивенческой нагрузки на работника; б) целесообразность использования потребительских бюджетов работников профильных профессий отраслей экономики в качестве рекомендательных социальных нормативов оплаты труда при подготовке к заключению коллективных договоров и соглашений, главным образом, в отраслях внебюджетного сектора экономики;   в) изучение  научных и практических подходов к выработке отраслевых социальных нормативов оплаты труда с учетом зарубежного опыта;

– разработать научно-методическое обеспечение применения потребительских бюджетов работников профильных профессий отраслей экономики, в том числе в части придания им официального статуса для определения  отраслевых нормативов оплаты труда.

3. Рекомендовать Минтруда  включить  вышеуказанную тематику в план НИОКР.

В марте 2002 г. методика разработки минимального отраслевого норматива оплаты труда была направлена Всероссийским центром уровня жизни руководителям предприятий и профсоюзов работников различных отраслей экономики с целью получения от них рекомендаций и предложений. Ниже представлен краткий обзор отзывов и предложений, поступивших из отраслей экономики.

Обзор сделан с.н.с. ВЦУЖ Е.М. Половой.

ОТЗЫВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИЗ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ О НЕОБХОДИМОСТИ

РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

1.   Профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации. Центральный комитет.

Указанные научные разработки заслуживают серьезного внимания, т.к. позволяют определить минимальный размер заработной платы, обеспечивающий в конкретных региональных условиях не только восстановление жизненных сил и энергии самого работника, но и содержание иждивенцев.

В связи с этим целесообразно поручить Минтруду России, его научным подразделениям в течение определенного периода с учетом разработанной научно обоснованной методики определить величину минимального стандарта оплаты труда для работников базовых профессий раздельно физического труда и умственного труда, а в последующем- и по отдельным отраслям, в т.ч. бюджетной сферы.

Председатель профсоюза                                              М.М. Кузьменко

2.   Профсоюз работников Морского флота «Защита».

В основу определения минимального отраслевого стандарта оплаты труда безусловно необходимо брать не прожиточный минимум, а минимальный потребительский бюджет, являющийся бюджетом восстанавливающего характера, и кроме учета семейной нагрузки на работника и социальной дифференциации уровня жизни, необходимо также учитывать размер пособия по социальному обеспечению и экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости, а конкретно для моряков, также необходимо учитывать особенности труда моряков, штатную численность экипажей  и  продолжительность рабочего времени моряков.

Председатель Профсоюза  работников

Морского флота «Защита»                                             А.В. Лященко

 

 

 

3.   Министерство внутренних дел Российской Федерации. Служба тыла  Финансово-экономический департамент.

Предложений к научным разработкам, положенным в основу тарифного  регулирования с использованием минимального отраслевого стандарта оплаты труда, не имеется.

Заместитель начальника                                     Н.Г. Максименко

 

 

 

4.   Общероссийская общественная организация Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности

ЦК Российского профсоюза считал бы целесообразным разработать совместно с Всероссийским центром уровня жизни минимальный стандарт оплаты труда в отрасли на основе расчетов минимального потребительского бюджета для рабочих базовых профессий отрасли, в том числе методики его расчета в разрезе регионов России в соответствии с региональным прожиточным минимумом.

Председатель Роспрофтекстильлегпрома                                             Т.И. Соснина

5.   Фонд социального страхования Российской Федерации

Опыта разработки отраслевых и ведомственных социальных нормативов по оплате труда работников в системе Фонда не имеется.

Одновременно сообщаем, что научно обоснованные отраслевые стандарты по оплате труда, по нашему мнению, необходимы для обеспечения дифференциации уровня заработной платы как между отраслями экономики, так и между профессионально-квалификационными категориями работников предприятий (организаций) в зависимости от сложности выполняемых работ, профессиональной подготовки и квалификации специалистов и рабочих.

Считаем также обоснованным и правильным определять минимальные отраслевые стандарты оплаты труда, исходя из минимального потребительского бюджета с учетом расходов на содержание нетрудоспособных членов семьи, а не из прожиточного минимума работника.

Заместитель председателя                                                        В.Н. Дубровский

6.   Всероссийский «Электропрофсоюз»

В 2001 году ВРК «Электропрофсоюз» заключил договор с ВЦУЖ о разработке минимального отраслевого стандарта оплаты труда в электроэнергетике.

По нашему мнению, данная работа представляет значительный интерес, в части установления научно обоснованных размеров минимальных тарифных ставок и должностных окладов работников организаций электроэнергетического комплекса. Найдено оптимальное решение вопроса по определению, как минимального размера заработной платы, так и сохранения ее реального уровня, учитывающего рост потребительских цен и минимального потребительского бюджета.

Вместе с тем, считаем, что без серьезной поддержки Минтруда России реализовать подобные разработки в рамках социального партнерства практически невозможно из-за непринятия данной методики работодателями.

Председатель ВРК «Электропрофсоюз»                                   В.П. Кучиев

7.   Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В целях создания нормативной базы по вопросам дифференцированной оплаты труда работников здравоохранения в условиях ОМС по заказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 1996 году Всероссийским центром уровня жизни было выполнено два научных исследования, результатами которых явились «Стратегия оплаты труда по оказанию страховых медицинских услуг и финансового обеспечения государственного обязательного медицинского страхования» и «Методические рекомендации по дифференцированной оплате труда медицинских работников»

Указанные разработки были использованы в работе Рабочей группы Минздрава России по совершенствованию оплаты и нормирования труда работников здравоохранения.

И.о. директора                                                                Ю.Н. Крюков

8.   Министерство по атомной энергии Российской Федерации

Рассмотрев представленные материалы, Минатом России сообщает, что в отрасли отсутствует практика разработки и применения минимальных отраслевых стандартов.

В то же время Отраслевым тарифным соглашением по атомной энергетике, промышленности и науке на 2001-2003 г.г. предусмотрены следующие минимальные гарантии по оплате труда для работников организаций отрасли:

1. Минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) рабочего первого разряда промышленно-производственного персонала для организаций всех организационно-правовых форм Минатома России (кроме бюджетных) устанавливается в размере не менее 600 рублей.

2. Минимальный размер заработной платы работников атомных станций и организаций ядерно-топливного цикла, отработавших полностью месячную норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, устанавливается не ниже 1,3 прожиточного минимума, а для работников других организаций – не ниже прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены эти организации.

Заместитель Министра                                                                      Э.Е. Антипенко


[1] Представлен доработанный вариант доклада. Доработанные положения выделены курсивом.

[2] См. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство. Р. 2.2.755–99 Минздрав России 1999.

[3] Сведения о составе затрат организации на рабочую силу. Форма №1 Утверждена постановлением Госкомстата России от 07.12.2000 № 124.