Методологические основы построения межотраслевых балансов в концепции системы национальных счетов. 3
Задачи МОБ СНС и схема его составления. 3
Схема и система показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции. 4
Методология составления МОБ СНС.. 5
Особенности методики построения МОБ СНС в России. 7
Методология исследования и разработки вариантов развития национальной экономики на базе модели и информации МОБ. 8
Использование данных межотраслевых балансов в анализе и моделировании воспроизводства. 11
Литература (продолжение) 15
Методологические основы построения межотраслевых балансов в концепции системы национальных счетов
Задачи МОБ СНС и схема его составления
Межотраслевой баланс в концепции системы национальных счетов (МОБ СНС) – важный вид балансовых построений. Являясь дальнейшим развитием детализации счета производства и счета образования доходов СНС, МОБ СНС – информационно- методологическая база анализа взаимосвязей между отраслями национальной экономики, выявления важнейших экономических пропорций и структурных сдвигов. Особенности экономико - математической модели, встроенной в методологию его составления, позволяет решать широкий спектр аналитических задач в области эффективности общественного производства, ценообразования факторов экономического роста, а также в области статистического анализа и прогнозирования макроэкономических характеристик.
МОБ СНС – инструмент глубокого внедрения СНС в статистическую практику, стабилизирующий обновляемую в условиях перехода к рыночной экономике систему статистического наблюдения, интегрирующий разные источники информационного обеспечения построения системы макроэкономических показателей, классификации и группировок.
Возможны два варианта составления МОБ СНС: в виде одной таблицы (структура которой позволяет в принципе произвести также расчеты показателей, скоординированные с предшествующими разработками МОБ в концепции баланса народного хозяйства) или в виде двух таблиц – МОБ СНС как основной таблицы и отдельной таблицы - МОБ в концепции баланса народного хозяйства (МОБ БНХ). В последнем случае именно МОБ БНХ методологически должен быть согласован с предыдущими построениями МОБ в отечественной статистики. [14, стр. 374]
Цели, ради которых составляется МОБ, предопределяют размеры его таблиц, методы оценки показателей, подходы к трактовке и т. д. [16, стр. 202]
Схема МОБ СНС отвечает известной открытой статистической модели, в которой выделяются три основные части (квадранты): внутренний квадрант (I), боковое крыло (II), нижнее крыло (III).
Показатели МОБ СНС в отечественной статистике разрабатываются в ценах покупателя (конечного использования), в то же время в схеме предусмотрен показатель выпуска в основных ценах.
Важнейший результат разработки и анализа межотраслевого баланса – исчисление коэффициентов прямых и полных затрат.
Схема и система показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции
В системе статистических работ результаты межотраслевого баланса органически увязываются с итогами баланса народного хозяйства. Вместе с тем межотраслевой баланс дает подробную характеристику кругооборота общественного производства и доходов по большому числу отраслей. В этой связи возникают дополнительные вопросы, связанные[15, стр. 207]:
· с определением отраслей экономики для разработки межотраслевого баланса в стоимостном и натуральном выражении продукции;
· с расчетом показателей продукции;
· с увязкой показателей производства, обращения и потребления с показателями основных фондов и затрат труда;
· с отражением процессов ценообразования;
· с образованием и использованием доходов;
· с внешнеэкономическими связями и др.
В практике статистики и планирования совокупный общественный продукт исчисляется как сумма продукции, произведенная отраслями материального производства за год.
Большое значение для построения МОБ имеет экономическое учение о делении общественного продукта по стоимости и по материально-вещественному составу (подразделения I и II: производство средств производства и производство предметов потребления). Каждое экономическое подразделение в свою очередь состоит из отдельных отраслей материального производства.
В соответствии с теорией воспроизводства статистика при разработке МОБ получает ответы на следующие вопросы[15, стр.208]:
· каковы границы материального производства, т. е. какие виды деятельности создают материальные блага, что следует понимать под материальными благами? Какие отрасли народного хозяйства их производят и как их следует учитывать?
· каковы границы отрасли, как их выделить из отчетных данных?
· как, базируясь на данных статистической отчетности, элементам стоимостного состава общественного продукта можно дать статистический аналог их расчетов?
Методология составления МОБ СНС
В первом квадранте, который представляет собой «шахматную таблицу», отражается промежуточное потребление, которое охватывает как отрасли материального производства, так и отрасли сферы нематериальных услуг. Раскрывается взаимосвязь между отраслями, именно поэтому первый квадрант считается основным в МОБ. Первый квадрант определяет размерность МОБ: в отечественной от 20 до 120 в концепции БНХ и до 230 по методологии СНС. Результаты первого квадранта являются базой для расчета коэффициентов прямых и полных затрат. В первом квадранте отражается простое воспроизводство.
Второй квадрант баланса отражает конечное использование валового внутреннего продукта (ВВП) в комбинационной группировке – по видам (или направлениям) конечного использования и материально – вещественному составу. В отличии от первого квадранта который строится по принципу продукт на продукт, во втором квадранте строка отражает распределение продукта (классификационная единица – заведение) по институциональным единицам (институциональным секторам). По видам конечного использования выделяются показатели конечного потребления, валового накопления и экспорта. Группировка по материально - вещественному составу соответствует номенклатуре отраслей межотраслевого баланса.
В целом результаты первого и второго квадрантов по строкам представляют собой систему материальных балансов, которые дают подробную характеристику распределения продукции отраслей на производственное и непроизводственное потребление и удовлетворение внутренних и внешних потребностей страны.
Третий квадрант МОБ СНС стоимостной состав компонентов валового внутреннего продукта. Он показывает распределение по отраслям первичных доходов (оплата труда, налоги на производство и импорт, прибыль, смешанные доходы) полученных институциональными единицами резидентами в результате непосредственного участия в процессе производства.
Сумма материальных затрат и чистой продукции равна валовой продукции отраслей материального производства и является итогом первого и третьего квадрантов. Показатели первого и третьего квадрантов характеризуют стоимостной состав общественного продукта и национального дохода по элементам стоимости.
Итоги по столбцам первого и третьего квадрантов должны быть равны соответствующим итогам по строкам первого и второго квадрантов, включая вывоз продукции. Этим достигается балансовая увязка производства и конечного использования продукции отраслей народного хозяйства. При этом окаймляющие итоги межотраслевого баланса равны соответствующим показателям валовой продукции и национального дохода сводного материального и сводного финансового баланса.[15, стр.218-219]
Особенности методики построения МОБ СНС в России
Последний МОБ БНХ был составлен в СССР, России и других республиках бывшего Союза за 1987 г. Межотраслевой баланс по развернутой программе за 1995г. – первый в отечественной статистике по концепции СНС.
Отраслевая номенклатура межотраслевого баланса версии 1995 г. Частично модифицирована с учетом международных стандартов. Но в основном она отражает специфику переходного периода и необходимость согласованности структуры баланса с предшествующими разработками. Обеспечена преемственность с «большим» межотраслевым балансом 1987 г. Посредством формирования двух разделов номенклатуры, один из которых соответствует классификации сферы материального производства с определёнными коррективами, вызванными международными рекомендациями и реалиями переходного к рыночной экономике периода.
Другое важное отличие от зарубежной статистической практики составления межотраслевых балансов состоит в использовании рыночных цен (цены покупателя). Аргументы для такой оценки известны: МОБ всегда рассматривался как часть БНХ. Более того, методология составления МОБ должна была соответствовать принципам построения БНХ и, в частности, основополагающим идеям по измерению совокупного и чистого материального продукта (соответственно совокупного общественного продукта и национального дохода – в концепции БНХ). А указанные показатели всегда исчислялись в ценах конечного использования. МОБ СНС согласно международным стандартам предпочтительно составлять в ценах производителя т.е. без торгово - транспортной наценки. Оба способа оценки логичны. Решение вопроса о конкретном методе оценки показателей МОБ часто зависит от особенностей используемой информационной базы.
Ещё одно существенное отличие в разработке российского МОБ СНС по развернутой программе за 1995 г. От международного опыта состоит в формировании информационной базы. Единовременные обследования, как и раньше, носили комбинированный характер. Сплошное обследование по широкому кругу отраслей сочетались с несплошными, экспертными оценками о дорасчетами. Формы единовременного учета предусматривали разработку данных непосредственно по «чистым» отраслям. Использование зарубежной практики в технологии сбора данных для МОБ будет возможно в процессе организации периодических и строго регламентированных экономических переписей.[14, стр.390]
Методология исследования и разработки вариантов развития национальной экономики на базе модели и информации МОБ
В условиях перехода к рыночной экономике в силу ряда объективных причин оказались нарушенными сложившиеся межотраслевые и межрегиональные связи, что привело к дестабилизации общественного производства. Анализ статистического материала показывает: процесс спада производства и уровня потребления продолжается, восстановить хозяйственно-финансовую разбалансированность не удалось.
Особенно резко снизилось производство в базовых отраслях, требующих больших инвестиционных вложений в производство для поддержания его на стабильном уровне. Нарушенными оказались основные народнохозяйственные пропорции, которые привели к полной разбалансированности экономики. Поэтому прежде чем приступить к разработке вариантов развития экономики государства, необходимо проанализировать ее предыдущее состояние с целью выявления дестабилизирующих факторов, приведших к нарушению межотраслевых и межрегиональных связей.
В методологическом плане основой разработки вариантов развития экономики является решение проблемы сбалансированности спроса и предложения. Информационно эта проблема представляется в виде методологии согласования показателей баланса народного хозяйства, межотраслевого баланса, баланса основных фондов и баланса труда.
Проблема согласования показателей программы развития народного хозяйства возникает в связи с тем, что необходимо обеспечить увязку показателей, получаемых с разных уровней, и для различных целей сводных экономических разработок. Это достигается использованием определенных принципов сбалансированности, которые не совпадают по отдельным сводным экономическим разработкам, но с разных точек зрения позволяют подойти к решению проблемы сбалансированности того или иного варианта плана развития народного хозяйства;
Наиболее подробную характеристику производства и использования продукции с отражением межотраслевых связей дает
информация межотраслевого баланса. Однако в нем отражается лишь результат сбалансированности спроса и предложения, а не ее механизм — равновесие через систему цен в силу того, что отрасли или заменяющие их продукты (технологии) представлены в значительно агрегированном виде. Кроме того, межотраслевые балансы уводят от реальной действительности, так как контрагенты производства и потребления представлены по принципу "чистых" отраслей. Поэтому потенциал производства (основные фонды и трудовые ресурсы) ограничен рамками этих же "чистых" отраслей.
Баланс народного хозяйства (в составляющих его таблицах сводного материального баланса, сводного финансового баланса, баланса населения и трудовых ресурсов, баланса основных фондов и капитальных вложений) имеет всеобъемлющий охват всех видов ресурсов производства, распределения и использования в экономике государства, однако не имеет характеристики межотраслевых и межрегиональных связей, характерных для межотраслевых балансов производства и распределения продукции, затрат труда, основных фондов и капитальных вложений.
Таким образом, рациональный путь методологии экономического исследования, моделирования и прогнозирования развития народного хозяйства — объединение показателей баланса народного хозяйства с дальнейшим согласованием их с данными межотраслевых балансов, поскольку условия сбалансированности экономических результатов производства и использования продукции наиболее полно воплощены именно в нем. На базе МОБ анализ пропорций воспроизводства и тенденции их изменения можно осуществить наиболее полно, комплексно и компактно. Наконец, МОБ самой природой своего происхождения идеально приспособлен к системе национальных счетов и методологии исчисления ВВП. Для расчета варианта развития народного хозяйства необходимо разработать методологию согласования показателей воспроизводства по стадиям в соответствии с едиными принципами сбалансированности, обеспечивающими переход от одних сводных экономических результатов к другим с указанием тех показателей, которые должны сбалансироваться.
Согласование показателей балансовых разработок сводится к; обеспечению балансовых увязок ряда показателей производства, распределения и конечного потребления продукции. К таким показателям относятся основные пропорции между показателями: потребления и накопления; первичных доходов, Конечных доходов и национального дохода; конечных доходов населения и предприятий с фондами потребления и накопления. В свою очередь фонд потребления должен быть сбалансирован с товарооборотом и потреблением отдельных товаров; фонд накопления — с объемами и структурой капитальных вложений, которые, в свою очередь, должны обеспечивать воспроизводство основных фондов, резервы и запасы.
Решение проблем инвестирования в народное хозяйство требует сбалансированности и согласованности некоторых финансовых показателей, обеспечивающих нормальный режим воспроизводства и поддержку социальных программ.
Межотраслевой баланс как инструмент экономического анализа с привлечением дополнительной информации баланса народного хозяйства и СНС в полной мере может быть использован для обоснования макропропорций воспроизводства, обеспечивающих эффективность экономического роста; увязки показателей развития народного хозяйства, получаемых на основе автономных разработок; разверстки варианта социально-экономического развития по объектам и субъектам хозяйствования с соответствующим ресурсным обеспечением.
Теоретическую основу сбалансированного роста общественного производства представляют общеэкономические условия воспроизводства на базе разделения общественного труда.
Несмотря на многообразие методов и подходов к моделированию и вариантных расчетов развития народного хозяйства, модель может достигнуть цели лишь при соблюдении сбалансированности производства и потребления. Балансовые увязки являются либо условиями, либо конечным результатом вариантного расчета. Соответственно методика расчетов может либо начинаться с балансовых условий, либо заканчиваться ими.[15, стр. 238]
Использование данных межотраслевых балансов в анализе и моделировании воспроизводства
Результаты разработки межотраслевых балансов дают богатейший материал для статистического исследования процесса воспроизводства. В ходе анализа можно получить характеристики общественного продукта по натурально-вещественному и стоимостному составу, т. е. деление общественного продукта на два подразделения (I и II, а внутри подразделений по образующим их отраслям народного хозяйства).
По стоимостному составу можно определить, как общественный продукт делится на материальные и производственные затраты (с расшифровкой их деления на предметы и орудия труда), на необходимый и прибавочный продукт.
В качестве примера по данным разработок межотраслевых балансов за 1959, 1966, 1972, 1977, 1982, 1987 и 1995 гг. Российской Федерации рассмотрим удельный вес продукции подразделений I и II, совокупный общественный продукт и другие показатели (табл. 1.1 — 1.3).
Таблица 1.1 Удельный вес продукции подразделений I и II по данным межотраслевых балансов (в%)
Годы |
Совокупный общественный продукт |
||
Всего % |
В том числе по подразделениям |
||
I |
II |
||
1959 1966 1972 1977 1982 1987 1995 |
100 100 100 100 100 100 100 |
58,9 62,2 63,4 64,2 64,6 65,2 66,1 |
41,1 37,8 36,6 36,8 36,4 34,8 33,9 |
Данные табл. 1.1 дают числовую характеристику тенденции преимущественного роста производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. Так, темп прироста продукции подразделения I имеет тенденцию к замедлению и по периодам он составил: в 1959— 1966 гг. - 3,3%, в 1966-1972 гг. - 1,2, в 1972—1977 гг. - 0,8, в 1982—1992 гг. — 0,3%. По мере же развития производственной базы происходит стабилизация пропорций продукции подразделений I и II.
Таблица 1.2 дает представление о тенденции изменения отраслевой структуры общественного продукта.
Таблица 1.2 Отраслевая структура совокупного общественного продукта (в % к итогу)
Годы |
Совокупный общественный продукт |
|||||
в том числе продукция |
||||||
Всего |
промышленности |
Сельского хозяйства |
строительства |
транспорта |
торговли, заготовок, МТС и прочих |
|
1959 |
100 |
61,4 |
17,3 |
10,3 |
4,1 |
6,9 |
1966 |
100 |
62,9 |
17,6 |
9,6 |
4,3 |
5,6 |
1972 |
100 |
63,9 |
15,2 |
10,8 |
4,1 |
6,0 |
1977 |
100 |
63,8 |
14,9 |
10,1 |
4,3 |
6,9 |
1982 |
100 |
64,4 |
14,2 |
9,9 |
4,2 |
7,3 |
1987 |
100 |
64,1 |
13,8 |
10,1 |
4,6 |
7,4 |
1995 |
100 |
63,7 |
13,6 |
10,4 |
4,8 |
7,5 |
Как показывают данные табл. 1.2, основные структурные сдвиги произошли в пользу отраслей производственной инфраструктуры (транспорта и связи) и отраслей, обслуживающих процесс производства (торговля, заготовки, материально-техническое снабжение и прочие отрасли материального производства).
Стоимостная структура совокупного общественного продукта дает представление о его делении по элементам: материальные затраты, оплата труда, прибавочный продукт.
По данным межотраслевых балансов за 1959—1995 гг. стоимостная структура совокупного общественного продукта имела следующие пропорции (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Стоимостная структура совокупного общественного продукта (в %)
|
Совокупный общественный продукт |
|||
|
|
в том числе |
||
Годы |
Всего |
материальные затраты |
оплата труда |
прибавочный продукт |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Весь совокупный общественный продукт 1959 |
100 |
50,8 |
26,1 |
23,1 |
1966 |
100 |
54,4 |
23,9 |
21,7 |
1972 |
100 |
56,3 |
22,0 |
21,7 |
1977 |
100 |
57,3 |
21,1 |
21,6 |
1982 |
100 |
58,6 |
20,6 |
20,8 |
1987 |
100 |
58,1 |
20,1 |
20,8 |
1995 |
100 |
59,4 |
19,8 |
20,8 |
в том числе |
|
|
|
|
продукция подразделе- |
|
|
|
|
ния I |
|
|
|
|
1959 |
100 |
52,1 |
29,5 |
18,4 |
1966 |
100 |
57,7 |
24,7 |
17,6 |
1972 |
100 |
59,5 |
22,2 |
18,3 |
1977 |
100 |
61,5 |
21,1 |
17,4 |
1982 |
100 |
61,8 |
20,3 |
17,9 |
1987 |
100 |
62,3 |
19,6 |
18,1 |
1995 |
100 |
63,1 |
19,1 |
17,8 |
продукцщ подразделе- |
|
|
|
|
ния II |
|
|
|
|
1959 |
100 |
49 |
21,3 |
29,7 |
1966 |
100 |
49,2 |
22,6 |
28,2 |
1972 |
100 |
50,8 |
21,7 |
27,5 |
1977 |
100 |
49,8 |
21,2 |
29 |
1982 |
100 |
50,7 |
21,4 |
27,9 |
1987 |
100 |
51,1 |
21,28 |
27,62 |
1995 |
100 |
51,5 |
21,16 |
27,34 |
Данные табл. 1.3 показывают, что доля материальных затрат увеличивается за счет их роста в производстве средств производства и соответственно доля чистой продукции в подразделениях I и II и национального дохода в совокупном общественном продукте снижается. В эти же годы происходил рост среднемесячной заработной платы на одного работника во всех отраслях народного хозяйства при одновременном снижении численности занятых. Однако эти процессы носили в основном экстенсивный характер, поскольку материальных и трудовых ресурсов вовлекалось больше, чем от них была отдача.
Литература (продолжение)
14.Национальное счетоводство/ МЭСИ: Учебник/ Под ред. Г.Д. Кулагиной. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 448с.
15. Макроэкономическая статистика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2000. – 336 с.
16.Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.Инфра – М, 2002. – 480 с.