Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Наименование специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»                          

Учебная дисциплина Бухгалтерское дело                                                                                        

Номер группы                                                                                                                                      

Фамилия, имя, отчество студента                                                                                                      

Номер зачетной книжки                                                                                                                     

Номер варианта контрольной работы________________________________________________



Дата регистрации институтом       «___» ___________ 200_ г.

Дата регистрации кафедрой    «___» ___________ 200_ г.

Проверил:                                                                           

(фамилия, имя, отчество преподавателя)





ОЦЕНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Количество

баллов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Итого по 100

бальной шкале

Заключение («зачтено» или «не зачтено»)

Подпись преподавателя








Содержание



стр.


Введение………………………………………………………………………………

3

1.

Теоретический вопрос………………………………………………………….…..

4

2.

Практическое задание ………………………………………………………...……

8

3.

Практическое задание……………………………...……………………….………..

12


Список литературы………..………………………………………………..………..

23


Введение


Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Лю­бая сис­те­ма бух­гал­тер­ско­го уче­та от­ра­жа­ет эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность ком­па­нии. За­пи­си де­ла­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с да­той со­вер­ше­ния сде­лок, ин­фор­ма­ция обоб­ща­ет­ся и оформ­ля­ет­ся для нужд ана­ли­ти­ков, ин­ве­сто­ров, ме­нед­же­ров и го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов.

Бухгалтерская процедура - последовательность решения учётных задач путём квалификации фактов хозяйственной жизни, т. е. их регистрации, группировки и интерпретации. Цель процедуры - создать возможности для принятия решения.

Очевидно, что это достаточно сложный технологический процесс, в котором участвует множество людей, имеющих различный уровень профессиональной подготовки. Зачастую факт хозяйственной жизни сначала документируется, а уже потом наступает этап его квалификации. Это связано с тем, что персонал, ответственный за документирование хозяйственных операций, может не располагать достаточной информацией о совершающемся факте хозяйственной жизни или иметь недостаточный уровень подготовки для его правильной квалификации. Поэтому столь важно владеть навыками квалификации фактов хозяйственной жизни организации.

От того, как построен бухгалтерский учет в организации, какими методами ведется отвечает главный бухгалтер. Формирование учетной политики в организации также возложено на главного бухгалтера. Таким образом, можно утверждать, что именно от главного бухгалтера в конечном итоге зависит правильное ведение бухгалтерского учета. Из этого следует, что главный бухгалтер должен владеть знаниями не только в области бухгалтерского учета, но знать законодательство трудовое, гражданское, налоговое, современные автоматизированные технологии ведения бухгалтерского учета.

Поэтому роль дисциплины «Бухгалтерское дело» играет одно из первостепенных значений в подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В свою очередь для изучения данной дисциплины важно изучить такие дисциплины как: правоведение, налоги и налогообложение, теория бухгалтерского учета, контроль и ревизия, аудит и его основы, бухгалтерский финансовый и управленческий учета, бухгалтерская отчетность.


1. Профессиональные обязанности и ответственность главного бухгалтера

коммерческой организации


Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003) главный   бухгалтер  обеспечивает  соответствие  осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Главный  бухгалтер  назначается  на  должность  и  освобождается  от должности руководителем организации, подчиняется  непосредственно  руководителю организации  и  несет  ответственность  за формирование учетной политики, ведение   бухгалтерского  учета,  своевременное  представление  полной  и достоверной бухгалтерской отчетности.

Требования   главного   бухгалтера   по  документальному  оформлению хозяйственных   операций   и   представлению  в  бухгалтерию  необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без  подписи  главного  бухгалтера  денежные  и расчетные документы, финансовые  и  кредитные  обязательства  считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В  случае  разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером  по  осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по  ним  могут  быть  приняты  к  исполнению  с  письменного распоряжения руководителя  организации,  который  несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Должностные обязанности главного бухгалтера.

1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях.

5. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

6. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

7. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

8. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

9. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

10. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

11. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

12. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

13. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

14. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

15. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

16. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии.

Главный бухгалтер должен знать:

·         законодательство о бухгалтерском учете;

·         постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

·         гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

·         структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

·         порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

·         формы и порядок финансовых расчетов;

·         методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

·         порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

·         правила расчета с дебиторами и кредиторами;

·         условия налогообложения юридических и физических лиц;

·         порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

·         правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

·         порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

·         правила проведения проверок и документальных ревизий;

·         современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;

·         экономику, организацию производства, труда и управления;

·         основы технологии производства; рыночные методы хозяйствования; законодательство о труде;

·         правила и нормы охраны труда.

На  главного бухгалтера  не могут  быть возложены обязанности, связанные  с   непосредственной   материальной  ответственностью   за  денежные средства и  материальные ценности. Ему  запрещается получать непосредственно  по  чекам  и  другим  документам денежные средства и товарно-материальные    ценности    для    организации.

На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права  и обязанности главного бухгалтера  переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего - к другому должностному лицу,  о  чем  объявляется  приказом  по организации.

Главный  бухгалтер  устанавливает  служебные обязанности для подчиненных ему  работников с  тем, чтобы  каждый работник  знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.  Работники других  подразделений  и  служб,  занятые  бухгалтерским  учетом,  по вопросам  организации  и  ведения  учета  и  отчетности   подчиняются главному бухгалтеру.

Требования  главного  бухгалтера  в части порядка оформления операций  и  представления  в   бухгалтерию  или  на   вычислительные установки необходимых  документов и  сведений являются  обязательными для всех подразделений и служб объединения, предприятия, организации, учреждения.

Главный бухгалтер несет ответственность в случаях:

     а) неправильного  ведения бухгалтерского  учета, следствием  чего явились   запущенность   в   бухгалтерском   учете   и   искажения  в бухгалтерской отчетности;

     б) принятия  к исполнению  и оформлению  документов по операциям, которые противоречат  установленному порядку  приемки, оприходования, хранения  и  расходования  денежных  средств,  товарно-материальных и других ценностей;

     в) несвоевременной и неправильной выверки операций по  расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;

     г) нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов  недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

     д) несвоевременного  проведения в  производственных (структурных) единицах  объединений,   а  также   в  производствах   и  хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий;

     е)  составления  недостоверной  бухгалтерской  отчетности по вине бухгалтерии;

     ж)  других  нарушений  положений  и  инструкций  по   организации бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер несет наравне с руководителем  объединения, предприятия, организации, учреждения ответственность:

     а)    за    нарушение    правил   и  положений,  регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

     б)  за  нарушение  сроков  представления  квартальных  и  годовых бухгалтерских отчетов и балансов в налоговые органы.

Дисциплинарная,  материальная  и  уголовная  ответственность главных  бухгалтеров  определяется   в  соответствии  с   действующим законодательством. При  этом   дисциплинарное  взыскание   на  главного   бухгалтера налагается  в  порядке   подчиненности  соответствующим   вышестоящим органом.

Главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета в коммерческой организации, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, принятого в организации, утверждается учетной политикой организации.  Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» за формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер. Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

Таким образом, главный бухгалтер является ключевой фигурой в коммерческой организации в части упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, то есть – в осуществлении бухгалтерского учета.

    

Задание 2. Практическое задание


1.      Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.   Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности

Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

 

1.2.   Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.

74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями


1.3.   Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В основу выделения подкласса положен классификационный признак по сфере деятельности - «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.


2.      Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:

2.1.   Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.   Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)


3.      Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания);

Представленный комплект документов соответствует нормам гражданского права:

  • достоверность данных, отображенных в документах;
  • письменная форма заключенных договоров;
  • в договорах определены все необходимые условия: предмет договора, права и обязанности сторон, стоимость и порядок расчетов, срок действия, ответственность сторон.
  • наличие полного перечня обязательных реквизитов.

4.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.   Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.

В рамках договора указаны следующие виду учета: финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Работа по договору разделена на три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

В соответствии с договором ООО «Главбух» (Исполнитель) обязуется для ООО «Хладомир» (Заказчик) вести бухгалтерский и налоговый учет, составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговый орган, внебюджетные фонды, органы статистики.

В рамках исполнения указанного договора предусмотрен следующий учетно-отчетный период: первый учетно-отчетный период – I квартал 2003 год; последний  учетно-отчетный период – IV квартал 2004 года.

Срок оказания услуг по настоящему договору: 01.01.2003 г. - 01.04.2005 г.


4.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

В договоре не оговорены носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Кроме того, в договоре не установлена конкретно дата оплаты услуг Исполнителя. Следовательно, можно сказать, что степень детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон детализированы не в достаточной степени.


4.3.   Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

Факторы первого уровня:

·         уровень профессиональной подготовки работников;

·         структура управления;

·         концентрация данных и программ для их обработки;

·         уровень внутреннего контроля.

Инструментами снижения уровня профессионального риска Исполнителя должны стать:

·         высококвалифицированные кадры;

·         своевременность, уместность и полнота представленной информации;

·         степень доверия Исполнителю со стороны Заказчика и полнота предоставляемых данных;

·         специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом авторизуются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.


5.      Осуществить экспертную       оценку степени влияния следующих факторов:

  • Система нормативного регулирования
  • Система документооборота
  • Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);
  • Уровень квалификации персонала и организационная структура

Наибольшее влияние оказывает система нормативного регулирования, действующая в стране. Затем – уровень квалификации персонала и организационная структура, от которого зависят применяемые инструменты учета (бухгалтер, не имеющий компьютерной грамотности не способен вести автоматизированный учет). Далее следует система документооборота.


5.1.   Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

Качественные характеристики информации, формируемой в системе бухгалтерского учета располагаются в порядке важности следующим образом:

1)      достоверность;

2)      надежность;

3)      сопоставимость.


5.2.   Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.   Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.

 

 

Таблица 1.

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

2

3

3

2

2

Система документооборота

2

1

2

2

2

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

3

3

3

3

3

Уровень квалификации персонала и организационная структура

3

3

2

3

3


6.      Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними).

Внутренние факторы – система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, способы накопления и обобщения информации.

Внешние факторы – система нормативного регулирования.

 

Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?

п. 2.1. Исполнитель обязан:

• обеспечивать сохранность получаемых и составляемых документов, не разглашать их содержания без согласия Заказчика за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

• вести учет с применением программных продуктов, предоставленных Заказчиком, и исходя из принципов и уровня взаимосвязи разных программных продуктов, используемых Заказчиком в системе управления;

• застраховать данный договор на условиях согласовываемых сторонами дополнительно.

п.2.3. Заказчик обязан:

▪  соблюдать требования по надлежащему оформлению документов;

▪  соблюдать условия, предусмотренные графиком документооборота;

▪  своевременно и в полном объеме принимать и оплачивать услуги в соответствии с условиями настоящего договора;

▪  своевременно принимать меры по модификации или замене программных продуктов;

▪  выдать доверенности на представление его интересов в рамках предмета настоящего договора.



7.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.   Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора


Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии, а именно - упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет необходимые для этого документы.


7.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон

В договоре в достаточной степени детализированы права, обязанности и ответственность сторон: Исполнитель обязуется оказывать услуги в письменной форме квалифицированно, своевременно и в достаточном объеме. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документами, необходимыми для консультирования; своевременно оплачивать услуги Исполнителя. Стороны отвечают по своим обязательствам согласно законодательству, действующему на территории Российской Федерации.

Между сторонами, в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: определены стоимость и порядок расчетов, срок действия договора, условия расторжения договора.

3. Практическое задание № 3

Таблица 2

5

5

МУП «Энергия»

7531

24.07.2002

отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

10

Сибирский банк СБ РФ

05/189

11.11.2002

кредит

37

ПБОЮЛ Грачев С.Г.

271/03

31.01.2003

хранение

42

ООО «Турбо-Х»

12/03

01.02.2003

поставка товаров

47

ООО «Балтика»

306/03

02.02.2003

комиссия

52

ОАО «Сибирь»

23

05.02.2003

купля-продажа товаров

70

ООО КБ «Сибирский Крестьянский банк»

12

18.03.2003

купля-продажа ценных бумаг


Задание:

1. Оценка представленного комплекта правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1. Определение наличия всех необходимых внешних атрибутов

Представленный комплект правоустанавливающих документов имеет все необходимые внешние атрибуты: название договора, номер договора, дата заключения договора, юридические адреса сторон.


1.2. Определение вида обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

Согласно ст. 779 главы 39 ГК РФ виды обязательственного правоотношения по представленному комплекту договоров – договор возмездного оказания услуг.


1.3. Классификация договора:

1.3.1        по времени возникновения правоотношения: договор, вступающий в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств; договор с фиксированным сроком действия.

1.3.2        в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон: предоставление и оплата определенных услуг

1.3.3        в зависимости от типов возникающих обязательств:

договор №7531 от 24.07.2002 – отпуск тепловой энергии – оплата услуг;

договор №05/189 от 11.11.2002 – предоставление кредита – погашение кредита;

договор №271/03 от 31.01.2003 – хранение товара – оплата услуг;

договор №12/03 от 01.02.2003 – поставка товара – оплата товара;

договор №306/03 от 02.02.2003 – комиссия – оплата услуг;

договор №23 от 05.02.2003 – продажа товара – оплата товара;

договор №12 от 18.03.2003 – продажа ЦБ – купля ЦБ.


1.4 Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

Договор №7531 от 24.07.2002   на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде.

Предмет договора – подача через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде и подпиточной воды ориентировочно 167,0 Гкл/год. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Кредитный договор №05/189 от 11.11.2002.

Предмет договора – предоставление кредита в сумме 100 000 руб. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор хранения №271/03 от 31.01.2003.

Предмет договора – оказание услуг по хранению товаров. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор поставки товара №12/03 от 01.02.2003.

Предмет договора – поставка продовольственных товаров. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор комиссии №306/03 от 02.02.2003.

Предмет договора – изучение Комиссионером  рынка продовольственной продукции, поиск покупателей, реализация продукции Комитента.

Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор купли-продажи товаров №23 от 05.02.2003 г.

Предмет договора – купля-продажа картриджа, термо-пленка для лазерного принтера, цилиндр для лазерного принтера. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор купли-продажи ценных бумаг №12 от 18.03.2003.

Предмет договора – ценные бумаги (вексель). Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


1.5. Определение момента перехода (момента возникновения) права собственности

Договор №7531 от 24.07.2002   на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде – момент перехода права собственности отсутствует.


Кредитный договор №05/189 от 11.11.2002 – момент перехода права собственности отсутствует.


Договор хранения №271/03 от 31.01.2003 - момент перехода права собственности отсутствует.


Договор поставки товара №12/03 от 01.02.2003 – согласно п. 5.2 договора право собственности на товар переходит от Поставщика к Покупателю с момента передачи Товара.


Договор комиссии №306/03 от 02.02.2003 - момент перехода права собственности отсутствует.

 

Договор купли-продажи товаров №23 от 05.02.2003 г. – согласно п. 2.1 договора право собственности  на товар переходит к Покупателю с момента оплаты товара и момента передачи его Продавцом Покупателю по товарной накладной.


Договор купли-продажи ценных бумаг №12 от 18.03.2003 - момент перехода права собственности не определен.


1.6. Определение существенных условий данного вида договора, степени их прописанности в тексте самого договора.

Существенными условиями являются:

Договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде №7531 от 24.07.2002:

§  условия отпуска и режимы потребления тепловой энергии и подпиточной воды;

§  порядок и условия расчетов сторонами;

§  период действия договора;

§  права и обязанности сторон;

§  юридические и банковские реквизиты.


Кредитный договор №05/189 от 11.11.2002:

§  сумма кредита;

§  условия предоставления кредита;

§  условия погашения кредита;

§  срок действия договора;

§  юридические и банковские реквизиты.


Договор хранения №271/03 от 31.01.2003:

§  предмет договора;

§  права и обязанности сторон;

§  ответственность сторон;

§  сумма, форма, порядок оплаты;

§  юридические и банковские реквизиты.


Договор поставки товара №12/03 от 01.02.2003:

§  наименование товара, его количество;

§  качество товара;

§  стоимость товара;

§  момент перехода права собственности;

§  порядок и сроки расчетов;

§  юридические и банковские реквизиты.


Договор комиссии №306/03 от 02.02.2003:

§  наименование продукции;

§  цена продукции;

§  порядок и сумма расчетов;

§  транспортировка продукции, складирование и охрана;

§  срок действия договора;

§  юридические и банковские реквизиты.


Договор купли-продажи №23 от 05.02.2003 г.

§  наименование товара, его количество, цена;

§  момент перехода права собственности;

§  порядок расчетов;

§  юридические и банковские реквизиты.


Договор купли-продажи ценных бумаг №12 от 18.03.2003:

§  сведения о ценных бумагах, являющихся предметом купли-продажи;

§  стоимость ценных бумаг и порядок расчетов;

§  срок платежа;

§  срок действия договора;

§  юридические и банковские реквизиты.

Все существенные условия достаточно подробно прописаны в указанных договорах.

1.8. «Можно ли данный договор считать заключенным?»

Перечисленные договора можно считать заключенными, потому что в них определены все существенные условия, достигнуты соглашения между сторонами, и они составлены в двух экземплярах.


  1. Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1  Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

Риск расторжения договора и убытки. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.


2.2  Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

К рассматриваемому перечню хозяйственных операций, представленных в договорах  потенциально применимы следующие виды гражданско-правовых договоров:

·         Договор возмездного оказания услуг: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.


2.3  Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

Управляемые условия:

·         срок действия договора;

·         цена, количество, ассортимент  товаров;

·         порядок поставки товаров;

·         порядок расчетов;

·         момент перехода права собственности;

·         определение ответственности за совершаемые операции;

·         период действия договорных отношений.


С точки зрения повышения эффективности бизнеса, предпочтительны следующие параметры рассматриваемой сделки:

·         срок действия договора;

·         стоимость, качество и количество товаров (услуг), время доставки (поставки);

·         порядок расчетов.


2.4  Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

Договор №7531 от 24.07.2002   на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде – безналичная форма расчетов через расчетный счет в банке.


Кредитный договор №05/189 от 11.11.2002 – безналичная форма расчетов через расчетный счет в банке.


Договор хранения №271/03 от 31.01.2003 - безналичная форма расчетов через расчетный счет в банке или наличная путем внесения денежных средств в кассу.


Договор поставки товара №12/03 от 01.02.2003 – безналичная форма расчетов через расчетный счет в банке..


Договор комиссии №306/03 от 02.02.2003 – форма расчетов в договоре не определена.

 

Договор купли-продажи товаров №23 от 05.02.2003 г. – предоплата путем перечисления всей суммы на расчетный счет Продавца.


Договор купли-продажи ценных бумаг №12 от 18.03.2003 - безналичная форма расчетов через расчетный счет в банке.


Альтернативные варианты: взаимозачет, бартер, расчеты чеками, вексель.


  1. Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.
  2. Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.
  3. Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

5.1  полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

5.2  соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

5.3  полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

5.4  правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).


Таблица 3.

Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов

 

№ варианта 5

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

Договор №7531 от 24.07.02






Заключается договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, подача и потребление тепловой энергии, расчеты по оплате



Договор, счет-фактура на оплату услуг, платежное поручение

Договор, счет фактуры, платежное поручение  №15 от 07.02.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Кредитный договор №05/189 от 11.11.02

Заключение договора, перечисление кредита в сумме 100 тыс. руб., уплата процентов в счет погашения кредита путем перечисления денежных средств на расчетный счет Кредитора.

Договор, платежные поручения

Договор, платежные поручения

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Договор хранения №271/03 от 31.01.03

Заключение договора. Хранитель за вознаграждение принимает и хранит у себя передаваемые ему Поклажедателем товары, и возвращает эти товары по требованию Поклажедателя. Поклажедатель оплачивает услуги за хранение товара.


Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг










Договор, акт зачета встречных требований, товарная накладная, акт об оказании услуг хранения, счет-фактура















Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Договор поставки товара №12/03 от 01.02.03

Заключается договор. Поставщик поставляет продовольственные товары Покупатель принимает и оплачивает этот Товар

Договор. Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг


Договор, счета-фактуры, товарно-транспортная накладная

Комплект первичных документов не в полном объеме: нет платежных поручений на оплату

Договор комиссии №306/3 от 02.02.03

Заключается договор. Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг, счета –фактуры выданные, счет - фактуры полученные, платежные документы


Договор комиссии.

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны, комплект первичных документов отсутствует

Купли-продажи №23 от 05.02.03 г.

Заключение договора, предоплата, поставка товара по товарной накладной

Договор поставки товара, товарная накладная, счет-фактура, платежные документы

Договор, акт приема материальных ценностей

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Договор купли продажи ЦБ №12 от 18.03.03

Заключение договора, по акту приема-передачи передача векселя, перечисление денежных средств за вексель на счет Продавца

Договор, акт приема-передачи ценных бумаг, вексель, платежные документы

Договор, акт приема-передачи ценных бумаг, вексель

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует


Таблица 4.


Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства


№ варианта 5

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форм первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

Договор №7531 от 24.07.02






Заключается договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, подача и потребление тепловой энергии, расчеты по оплате



Договор, счет фактуры, платежное поручение  №15 от 07.02.03

Учетные первичные документы в полном объеме

Формы первичных учетных документов соответствуют законодательству

Реквизиты первичных учетных документов заполнены полностью

Реквизиты первичных учетных документов заполнены правильно

Кредитный договор №05/189 от 11.11.02

Заключение договора, перечисление кредита в сумме 100 тыс. руб., уплата процентов в счет погашения кредита путем перечисления денежных средств на расчетный счет Кредитора.

Договор, платежные поручения

Учетные первичные документы в полном объеме

Формы первичных учетных документов соответствуют законодательству

Реквизиты первичных учетных документов заполнены полностью

Реквизиты первичных учетных документов заполнены правильно

Договор хранения №271/03 от 31.01.03

Заключение договора. Хранитель за вознаграждение принимает и хранит у себя передаваемые ему Поклажедателем товары, и возвращает эти товары по требованию Поклажедателя. Поклажедатель оплачивает услуги за хранение товара.


Договор, акт зачета встречных требований, товарная накладная, акт об оказании услуг хранения, счет-фактура















Учетные первичные документы в полном объеме

Формы первичных учетных документов соответствуют законодательству

Реквизиты первичных учетных документов заполнены полностью

Реквизиты первичных учетных документов заполнены правильно

Договор поставки товара №12/03 от 01.02.03

Заключается договор. Поставщик поставляет продовольственные товары Покупатель принимает и оплачивает этот Товар

Договор, счета-фактуры, товарно-транспортная накладная

Учетные первичные документы в полном объеме

Формы первичных учетных документов соответствуют законодательству

Реквизиты первичных учетных документов заполнены полностью

Реквизиты первичных учетных документов заполнены правильно

Договор комиссии №306/3 от 02.02.03

Заключается договор. Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.

Договор комиссии.

Учетные первичные документы не в полном объеме

-

-

-

Купли-продажи №23 от 05.02.03 г.

Заключение договора, предоплата, поставка товара по товарной накладной

Договор, акт приема материальных ценностей

Учетные первичные документы в полном объеме

Формы первичных учетных документов соответствуют законодательству

Реквизиты первичных учетных документов заполнены полностью

Реквизиты первичных учетных документов заполнены правильно

Договор купли продажи ЦБ №12 от 18.03.03

Заключение договора, по акту приема-передачи передача векселя, перечисление денежных средств за вексель на счет Продавца

Договор, акт приема-передачи ценных бумаг, вексель

Учетные первичные документы в полном объеме

Формы первичных учетных документов соответствуют законодательству

Реквизиты первичных учетных документов заполнены полностью

Реквизиты первичных учетных документов заполнены правильно


Список литературы


1.      Гражданский кодекс РФ

2.      Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 21.03.2002)

3.      Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003)

  1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая 2002 г.)

5.      Методические указания для выполнения контрольных работ / Н.Г. Сафронова, Е.В. Княжевская, М.И. Тест. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2003.

  1. Основы организации бухгалтерского учета // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 1999. - №1.
  2. Основы бухгалтерского учета: Бухгалтерское дело. Финансово-экономический анализ: Учебник / Пер. с англ. – М., 1995. – 413 с.
  3. Худолеев В.В. Обязанности и ответственность главного бухгалтера, определенные нормативными документами // Консультант бухгалтера. – 2003. - №4.