Содержание

Введение                                                                                                                                        3

1.   Теоретический вопрос

1.1.Понятие нематериальных активов: условия принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных. Состав нематериальных активов.                                         4

1.2.Документальное оформление операций, связанных с движением нематериальных активов.                                                                                                                                    5

1.3.Оценка нематериальных активов.                                                                                         6

1.4.Организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов.           7

1.5.Учет поступления нематериальных активов.                                                                      7

1.6.Учет амортизации нематериальных активов.                                                                      8

2.      Ситуационные задания                                                                                                           9

3.      Тестовые вопросы                                                                                                                 13

Заключение                                                                                                                                  14

Список литературы                                                                                                                     15





















Введение

Роль бухгалтерского учета, существовавшего в условиях плановой экономики, обуславливалась общественным характером собственности, потребностями централизованного управления экономикой и сводилась, главным образом, к выявлению отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения предприятий. Главными пользователями бухгалтерской информации выступали отраслевые министерства и ведомства, а также другие государственные органы (статистические, планирующие и т.д.).

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся  в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия. В соответствии с этим можно разделить задачи и применение бухгалтерского учета на две группы:

·         финансовый учет (для внешних пользователей) реализуется в форме финансовой отчетности. Международные стандарты бухгалтерского учета имеют отношение именно к системе финансового учета. В РФ принципиальный состав бухгалтерской отчетности определен в ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (глава III) и в ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации».

·         управленческий учет (для внутренних пользователей), информация которого является коммерческой тайной предприятия. Состав, сроки и другие параметры предоставления определяются ее администрацией, т.е. четких стандартов не существует.


1.   Теоретический вопрос

1.1.Понятие нематериальных активов: условия принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных. Состав нематериальных активов


На этапе становления и развития рыночных отношений нематериальные активы стали одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в России.

Нематериальные активы – это объекты длительного использования, не имеющие материально – вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход[1].

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1.      отсутствие материально-вещественной (физической структуры);

2.      возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

3.      использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

4.      использование в течение длительного периода времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

5.      организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

6.      способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

7.       наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:

·         исключительное право патентообладателя на изобретения, промышленный образец, полезную модель;

·         исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

·         имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

·         исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

·         исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

 Помимо этого, к нематериальным активам могут относиться:

·         организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации);

·         деловая репутация организации – разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, тат как они не отделимы от своих носителей и не смогут быть использованы без них. Нематериальные активы делят на следующие группы:

·         объекты интеллектуальной собственности;

·         отложенные затраты;

·         деловая репутация организации.

В соответствии с ПБУ 14/2000 лицензии на осуществление отдельных видов деятельности не подлежат учету в составе нематериальных активов. На основании положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятия расходы организации, связанные с приобретением лицензии, учитываются на счете 98 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списываются на затраты в течение срока действия лицензии.


1.2.Документальное оформление операций, связанных с движением нематериальных активов


В соответствии с п.5 ПБУ 14/2000 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо использовании для управленческих нужд организации.

Объектами учета и объектами различных сделок  являются не сами патенты, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, программы ЭВМ и др., а только исключительные имущественные права.

Документами, подтверждающими права организации – правообладателя и отражающими сущность сделок и хозяйственных операций с интеллектуальной собственностью, являются:

·         охранные документы;

·         прилагаемые к договорам оригиналы или копии выданных общественными организациями документов о регистрации авторских и смежных прав;

·         договоры об уступке прав;

·         лицензионные договоры;

·         договоры о ноу – хау;

·         договоры о создании объекта интеллектуальной собственности; учредительные документы (в комплексе с договорами об уступке прав, лицензионными договорами или договорами ноу – хау).

Охранный документ – это документ, выдаваемый правообладателю по его просьбе (заявлению, ходатайству, заявке и т. д.) уполномоченным государственным органом и подтверждающий исключительные права правообладателя на объект интеллектуальной собственности (патенты, свидетельства).

Договор об уступке прав – договор, выражающий содержание соглашения сторон, в соответствии с которым одна из сторон на определенных соглашением условиях уступает свои исключительные права (т. е. передает их с прекращением действия своих полномочий) другой стороне, при этом другая сторона принимает на себя исключительные права, являющиеся предметом соглашения, и, будучи правопреемником первой стороны, становится правообладателем (договор об уступке патента, договор об уступке свидетельства, договор об уступке товарного знака и т. д.).

Лицензионный договор – это договор, выражающий содержание соглашения сторон, в соответствии с которым одна из сторон (лицензиар) на определенных соглашением условиях дает свое разрешении (лицензию) и предоставляет другой стороне (лицензиату) право на использование объекта своей интеллектуальной собственности, другая сторона принимает на себя право на использование объекта и обязуется использовать этот объект (авторский договор о передаче исключительных прав на …, договор о частичной передаче имущественных прав на  … и т. д.).

Договор о ноу – хау – это договор, выражающий содержание соглашения сторон, в соответствии с которым одна из сторон на определенных соглашением условиях раскрывает другой стороне сущность своего ноу – хау, разрешает его использовать и предоставляет другой стороне право использовать ноу – хау, являющиеся предметом соглашения, при этом другая сторона обязуется использовать и не разглашать ноу хау.

Договор о создании объекта интеллектуальной собственности – это договор на выполнение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, результатом которых является создание определенного объекта интеллектуальных работ, все права на который принадлежат организации – заказчику (авторский договор заказа, договор на выполнение НИОКР и т. д.).

К учредительным документам относятся уставы и учредительные договоры, составленные и подписанные учредителями, зарегистрированные в соответствующих органах государственной регистрации согласно действующему законодательству.


1.3.Оценка нематериальных активов


В соответствии с п.6 ПБУ 14/2000 нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной и остаточной стоимости. Особенности формирования первоначальной стоимости нематериальных активов связаны с основными способами их поступления на предприятие.

При формировании первоначальной стоимости нематериальных активов необходимо учитывать требования законодательства.

Варианты первоначальной оценки нематериальных активов в зависимости от способа их поступления на предприятие[2]

Способ поступления нематериальных активов на предприятие

Определение стоимости (оценка)

Источник информации

1. Приобретение за плату у других организаций

По фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях


Договоры, подтверждающие передачу прав собственности, факт ее отчуждения и гарантии оплаты

2. Безвозмездное получение

Исходя из рыночных цен или экспертным путем с привлечением профессионального оценщика

Договоры, подтверждающие передачу прав собственности, факт ее отчуждения

3. Создание юридическим лицом (самой организации)

По стоимости изготовления

Договоры, подтверждающие плановые и фактические расходы

4. Вклад в уставный капитал

По договоренности сторон, возможно с привлечением оценщика

Учредительный договор, документы, подтверждающие передачу прав собственности, факт ее отчуждения

 5. Приобретение нематериальных активов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами

Исходя из стоимости товаров (ценностей), преданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), преданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Договор мены


1.4.Организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов

Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «НДС по приобретенным ценностям»[3].

Счет 04 «Нематериальные активы» активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности.

Нематериальные активы принимаются к учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости.

Счет 04 «Нематериальные активы» по отношению к балансу активный.

 Сальдо по дебету - отражает первоначальную стоимость нематериальных активов, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету. Оборот по дебету – поступление нематериальных активов. Оборот по кредиту – выбытие нематериальных активов.

По объектам нематериальных активов, по которым амортизация учитывается без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов», начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы». Данный порядок списания износа (без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов») должен быть отражен в приказе по учетной политике предприятия.

Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Выбытие нематериальных активов отражается по счету 91 «прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным объектам нематериальных активов в карточке учета нематериальных активов (форма НМА – 1). При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении нематериальных активов, необходимых для составления бухгалтерской отчетности. 


1.5.Учет поступления нематериальных активов


Основными способами поступления нематериальных активов на предприятие являются:

1.      При приобретении нематериальных активов.

2.      Осуществление долгосрочных инвестиций при создании нематериальных активов в самой организации.

3.      Поступление в счет вклада в уставный капитал инвесторов.

4.      Поступление для осуществления совместной деятельности.

5.      Получение в доверительное управление.

6.      Поступление безвозмездно от третьих лиц.

Рассмотрим порядок отражения в учете поступление материальных активов по каждому из выше названных способов.

1.      При приобретении нематериальных активов

Дебет 08 Кредит 60 – отражена стоимость приобретенных НМА

Дебет 19 Кредит 60 – отражена сумма НДС

Дебет 08 Кредит 60 – отражена сумма расходов, связанных с приобретением НМА

Дебет 19 Кредит 60 –  отражена сумма НДС

Дебет 04 Кредит 08 –  оприходование НМА

Дебет 60 Кредит 51, 50 –  оплачены приобретенные НМА и расходы

Дебет 68 Кредит 19 –  отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС

               2.   Создание нематериальных активов

Дебет 08 Кредит 10, 76, 69 и др. – отражены затраты на создание НМА

Дебет 04 Кредит 08 – отражена стоимость созданных НМА

               3.    Поступление в счет вклада в уставный капитал инвесторов

Дебет 08 Кредит 75.2 – НМА, поступившие на предприятие в результате вклада в уставный капитал инвесторов

Дебет 04 Кредит 08 – НМА приходуются по оценке, согласованной с учредителями

               4.    Поступление для осуществления совместной деятельности

Дебет 04 Кредит 80 – отражен взнос участников в совместную деятельность в виде НМА

               5.    Получение в доверительное управление:  Дебет 04 Кредит 79

               6.    Поступление безвозмездно от третьих лиц

Дебет 08 Кредит 98.2 – по рыночной стоимости на дату поступления

Дебет 04 Кредит 08 – введен объект в эксплуатацию

Ежемесячно в учете будут делаться записи:

Дебет 26 Кредит 05, 04 – начислена амортизация

Дебет 98.2 Кредит 91 – включена во внереализационные доходы часть стоимости безвозмездно полученного объекта


1.6.Учет амортизации нематериальных активов


Порядок начисления амортизации по нематериальным активам и ее учет регламентируются следующими нормативными актами:

·         Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности;

·         ПБУ 14/2000;

·         Инструкция по применению Плана счетов.

Амортизационные отчисления по НМА отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05), либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации, используется счет 05 «Амортизационные отчисления» (за исключением объектов, по которым амортизационные отчисления списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы»). План счетов предусматривает две схемы записей по учету амортизации нематериальных активов:

·         Путем накопления соответствующих сумм:

Дебет20, 26, 44, … Кредит 05;

·         Путем уменьшения первоначальной стоимости объекта:

      Дебет20, 26, 44, … Кредит 04.

Амортизация организационных расходов и деловой репутации должна отражаться в бухгалтерском учете только вторым способом – путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости объектов в течение 20 лет.


    1. Ситуационные задания

1. В соответствии с договором купли-продажи имущества № 87 от 11.03.03, заключенным с ООО «Гарант», 20.03.03.  ООО «Фламинго» приобрело компьютер.

Договорная стоимость компьютера составила 36000 руб., в том числе НДС 6000 руб. Оплата по договору №87 от 11.03.03 произведена 24.03.03 путем перечисления денежных средств с расчетного счета согласно п/п 103.

Срок полезного использования компьютера установлен в размере 5 лет.

31.03.2003 г. компьютер введен в эксплуатацию согласно Акту о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 5 от 31.03.2003г..

30.04.2003г.  компьютер был передан в качестве вклада в уставный капитал ООО «Никола».

Согласованная учредителями оценка передаваемого объекта основных средств составила 32400 руб.

30.04.2003г. определен финансовый результат от передачи основного средства.

Составить журнал хозяйственных операций, отразить корреспонденцию счетов и указать первичные учетные документы.

Решение:

Журнал хозяйственных операций

Дата

Содержание хозяйственных операций

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

20.03.03.

В соответствии с договором купли-продажи имущества № 87 от 11.03.03, заключенным с ООО «Гарант»,   ООО «Фламинго» приобрело компьютер

30000

08

60

20.03.03.

Отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику (20 %)[4]

6000

19

60

24.03.03.

Оплата по договору №87 от 11.03.03 произведена путем перечисления денежных средств с расчетного счета согласно п/п 103

36000

60

51

31.03.03.

Компьютер введен в эксплуатацию согласно Акту о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 5 от 31.03.2003г

30000

01

08

30.04.03.

Начислена сумма амортизации по компьютеру

500

20

02

30.04.03.

Компьютер был передан в качестве вклада в уставный капитал ООО «Никола» по согласованной учредителями оценке

32400

58

91

30.04.03.

Списана сумма начисленной амортизации

500

02

01

30.04.03.

Списана остаточная стоимость компьютера

29500

91

01

30.04.03.

Определен финансовый результат от передачи компьютера (прибыль)

2900

91

99

Расчеты:

1. Амортизация рассчитана линейным способом:

Ам. = 30000 * (1/60) = 500, где

30000 – первоначальная стоимость компьютера;

60 месяцев – срок полезного использования (5 лет * 12 месяцев).

2. Остаточная стоимость = первоначальная стоимость компьютера – амортизация

Остаточная стоимость = 30000 – 500 = 29500

3. Финансовый результат определен путем соотношения операций со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 91 закрывается  и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».


2. Согласно приказу руководителя ООО «ФУРИЯ» №84 от 11.07.2003г. сотрудник Петров А.А. был направлен в командировку в г. Москву. В соответствии с приказом о направлении работника в командировку и служебным заданием целью командировки является заключение договора на приобретение материалов.

15.07.03 согласно РКО №120 из кассы организации в подотчет на командировочные расходы Петрову А.А. было выдано 7800 руб.

21.07.2003г. Петров А.А. предоставил в бухгалтерию организации авансовый отчет №52 с приложением следующих оправдательных документов:

- командировочное удостоверение Петрова А.А. с проставленными отметками:

§  о выбытии из г. Новосибирска 16.07.2003г;

§  о прибытии в г. Москву 16.07.2003г.;

§  о выбытии из г. Москвы 20.07.2003г.;

§  о прибытии в г. Новосибирск 20.07.2003г.

- авиабилеты Новосибирск-Москва, Москва - Новосибирск – стоимость билетов 7200 руб. (в т.ч. НДС 20%).

- счет за проживание в гостинице за 4 суток - 3000 руб. (в т.ч. НДС)

- квитанция за отправку посылки - 340 руб.

- документ, подтверждающий расходы по уплате страхового взноса по добровольному страхованию пассажиров на авиатранспорте- 40 руб.

29.07.02 из кассы организации был выплачен перерасход денежных средств Петрову А.А. согласно РКО №125.

Составить журнал хозяйственных операций, отразить корреспонденцию счетов и указать первичные учетные документы.

Решение:

Дата

Содержание хозяйственных операций

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

15.07.03.

Согласно РКО №120 из кассы организации в подотчет на командировочные расходы Петрову А.А. был выдан аванс

7800

71

50

21.07.03.

. Петров А.А. предоставил в бухгалтерию организации авансовый отчет №52 с приложением следующих оправдательных документов:

- командировочное удостоверение Петрова А.А. с проставленными отметками:

§  о выбытии из г. Новосибирска 16.07.2003г;

§  о прибытии в г. Москву 16.07.2003г.;

§  о выбытии из г. Москвы 20.07.2003г.;

§  о прибытии в г. Новосибирск 20.07.2003г.;






- счет за проживание в гостинице за 4 суток

-   НДС (20%);


6000


1200

10


19

71


71


- авиабилеты Новосибирск-Москва, Москва – Новосибирск

 -   НДС (20%);


2500


500

10


19

71


71


- квитанция за отправку посылки;

340

10

71


- документ, подтверждающий расходы по уплате страхового взноса по добровольному страхованию пассажиров на авиатранспорте

40

10

71


- суточные по норме за 4 суток

400

10

71


- удержан НДФЛ (подоходный налог 13%) с добровольного страхования пассажиров на авиатранспорте


5


71


68

25.07.03.

- из кассы организации был выплачен перерасход денежных средств Петрову А.А. согласно РКО №125


3175


71


50

Расчеты:

Постановлением правительства от 8.02.02 г. № 93 утверждена норма суточных за день нахождения в командировке на территории нашей страны 100 рублей (4 дня * 100руб. = 400руб).

Перерасход определен путем соотношения операций по счету 71.


3. В соответствии с Актом на списание основных средств № 45 от 31.09.02г. списано холодильное оборудование в связи с невозможностью дальнейшего использования. Первоначальная стоимость  ликвидируемого оборудования по  данным  бухгалтерского  учета  составляет 24000  руб., сумма начисленной амортизации по  состоянию  на 31.09.02г. - 17200 руб.

В результате ликвидации объекта в соответствии с Актом об оприходовании материальных ценностей №34 от 31.09.02г. принят к учету лом металла рыночной стоимостью 4300 руб. В  конце  отчетного  периода  отражен  финансовый  результат от ликвидации холодильного оборудования.

Составить журнал хозяйственных операций, отразить корреспонденцию счетов и указать первичные учетные документы.

Решение:

Содержание хозяйственных операций

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.В соответствии с Актом на списание основных средств № 45 от 31.09.02г. списано холодильное оборудование в связи с невозможностью дальнейшего использования

24000

01»Выбытие основных средств»

01

2.Списана сумма начисленной амортизации

17200

02

01

3.Списана остаточная стоимость холодильника

6800

91

01

4. В результате ликвидации объекта в соответствии с Актом об оприходовании материальных ценностей №34 от 31.09.02г. принят к учету лом металла в соответствии с  рыночной стоимостью



4300



10



91

5. Определен финансовый результат от списания холодильного оборудования (убыток)


2500


99


91

Расчеты:

Остаточная стоимость = первоначальная стоимость - амортизации

Остаточная стоимость = 24000 – 17200 = 6800

Финансовый результат определен путем соотношения хозяйственных операций по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 91 закрывается  и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».



3.      Тестовые вопросы

1.      В соответствии с требованиями ПБУ 14/2000 к нематериальным активам не относятся:

(в) расходы, связанные с переоформлением учредительных документов, возникающие в процессе функционирования организации;

2. Оценка основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в   иностранной валюте:

(а) производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, и в дальнейшем не пересчитывается;

3.   В фактическую себестоимость приобретенных материалов не включаются:

(в) общехозяйственные и другие аналогичные расходы (за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением нематериальных активов);

4.    В течение срока полезного использования объекта основных средств:

(б) начисление амортизации может приостанавливаться в период восстановления   объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев;

5.   Допущение последовательности применения учетной политики предполагает, что:

      (б) принятая организацией учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного периода к другому;

6.  Для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию применяется:

(а) Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)    (ОС-1);

7.  Для обобщения информации о наличии и движении путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, полученных под отчет из Фонда социального страхования РФ, используется следующий счет:

(а) 50.3 "Денежные документы";

8.   По экономической роли в процессе производства затраты подразделяются на:

(в) основные и накладные;

9.  При поступлении оборудования, не требующего монтажа, полученного по договору  дарения (безвозмездно), делается следующая бухгалтерская запись:

(а) ДТ08.4 – КТ98.2;

10. Суммы НДС, подлежащие получению от покупателя материалов, отражаются в  бухгалтерском учете следующей проводкой:

       (а) ДТ  91- КТ 68.







Заключение

Если мы обратимся к статье 1 федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ[5], то в пункте 3 можем прочитать, что к основным задачами бухгалтерского учета относятся: «формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним …, а также внешним … пользователям бухгалтерской отчетности», и «предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости». Таким образом, изменение системы общественных отношений, форм собственности, а также гражданско-правовой среды привело к повышению роли бухгалтерского учета в управлении предприятием, вывело его за рамки простого сбора, регистрации и обобщения информации. Бухгалтерский учет все чаще используется как источник информации для принятия управленческих решений.

Однако в силу своей спе­цифики финансовый (бухгалтерский) учет – учет, обращенный в прошлое, он имеет харак­тер регистрации (обязательно в денежном из­мерителе) состояния имущества и финансов предприятия на данный момент времени. Произошел факт хозяйственной деятельнос­ти – нужно отразить его в документах. Нет до­кумента – нет и факта хозяйственной деятель­ности. Естественно, что факт можно отразить только после того, как он состоялся. Это так называемый „посмертный учет", то есть когда уже ничего сделать нельзя, кроме как обоб­щить и принять факты. А управлять нужно в момент возникновения факта.

Итак, одна из проблем, связанная с бухгалтерской информацией, – это пробле­ма оперативности. Вторая проблема связана с формой и содержанием той финансовой отчет­ности, которую готовит бухгалтерия.

               Результатом учета фи­нансовых потоков (поступлений от реализа­ции товаров и услуг, привлеченных финансо­вых средств, расчетов с контрагентами, при­были) является финансовая отчетность предприятия. Эта информация о финансовом и имущественном состоянии предприятия предназначена для инвесторов, кредиторов, государства, потен­циальных и реальных собственников.

Соответственно, государство вынуждено рег­ламентировать порядок предоставления финансовой отчетности - отсюда необходимость в создании национальных стандартов учета. Кроме того, мировая экономика настолько ин­тегрирована, что в 70-е годы возникла пробле­ма международной стандартизации. Сегодня существует более тридцати международных стандартов по бухучету, и хотя они носят реко­мендательный характер, статистика показывает, что ими пользуется 70-90% национальных предприятий и организаций.














Список литературы

1.      Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000, 1020 с.

2.      Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие – М.: ПРИОР, Экспертное бюро, 2000, 671 с.

3.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.

4.      Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 664 с.

5.      Богатая И. Н., Хохонова Н. Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608 с.

Список нормативных правовых документов

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в редакции от 24.03.2001 г.) и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа 2001 г.)

2.      Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 23.07.1998 г.)

3.      Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (в редакции от 24.03.2000 г.)

4.      Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (в редакции от 30.12.1999 г.)

5.      Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000"

6.      Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"

7.      Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"

8.      Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (в редакции от 30.03.2001 г)

9.      Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (в редакции от 30.03.2001 г.)

10.  Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000"

11.  Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»




[1] В соответствии с ПБУ 14/2000

[2] В соответствии с п.6 ПБУ 14/2000                                                      

[3] В соответствии с Новым планом счетов бухгалтерского учета

[4] С 1.01.04. налогообложение производится по налоговой ставке 18%

[5] Федеральный закон «о бухгалтерском учете». Одиннадцать положений по бухгалтерскому учету. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство «Ось-89». 1999 г. С. 3