СОДЕРЖАНИЕ


1.   Международные стандарты финансовой отчетности. 3

2.   Гармонизация и стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности  8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 12


1.    Международные стандарты финансовой отчетности

Во второй половине XX в. история развития бухгалтерского учета вступила в новую фазу – фазу международной стандартизации. Этому способствовали объективные предпосылки, среди которых следует выделить:

–       развитие мировых производительных сил достигло такого уровня, при котором экономические процессы стали всеобъемлющими, глобальными и интернациональными;

–       взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие Общего рынка;

–       возникновение интегрированных совместных предприятий, корпораций, транснациональных компаний (ТНК) способствовало дальнейшей взаимообусловленности и взаимозависимости экономик различных стран;

–       свободная конвертация валют ведущих стран, а также введение единой европейской валюты евро стимулировали дальнейшее укрепление международных экономических связей любого уровня;

–       необходимость реализации межнациональных программ в социальной и экономической сферах, в освоении космоса предопределила необходимость единых подходов к управлению экономическими процессами.

В этих условиях бухгалтерский учет, признанный мощной информационной базой, не мог оставаться в рамках национальных принципов и правил. Требовались унификация и стандартизация учета на международном уровне.

В результате принятого соглашения организации бухгалтеров Австрии, Канады, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США 29 июня 1973 г. образовали Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Изначально разработкой стандартов занимались 7 высококвалифицированных специалистов. Первые опыты стандартизации показали возможность и целесообразность проводимой работы.

В настоящее время КМСФО – мощная организация, насчитывающая 134 действительных члена, 5 ассоциированных и 4 аффилированных члена из 104 стран мира. Комитетом разработано и внедрено свыше 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в соответствии с которыми около 400 ТНК и международных финансовых институтов публикуют свою бухгалтерскую отчетность.

«Пользователи финансовой отчетности во всем мире хотят иметь сопоставленную и понятную информацию для принятия решений. В отсутствие стандартов приходится тратить колоссальные финансовые ресурсы для приведения отчетности в соответствие с теми или иными международными правилами или национальными нормами стран-партнеров».[1]

Возможность объединения национальных бухгалтерских стандартов в классификационные группы обуславливает возможность сглаживания различий между ними в процессе стандартизации по крайней мере внутри группы. Возможность стандартизации учета на мировом уровне объясняется тем, что почти все пользователи принимают сходные экономические решения, например, такие, как: когда купить, придержать или продать акции; оценка качества и подотчетности управления; оценка способности компании оплачивать труд работников или предоставлять им другие льготы; оценка обеспечения сумм, предоставленных компаниям в кредит и др.

Важно отметить, что в задачу КМСФО не входит навязывание своей воли всему международному сообществу. Его целью является создание образца, которому легко следовать, гармонизация национальных систем учета и отчетности в направлениях повышения потребительских качеств бухгалтерской отчетности предприятия, и в первую очередь ТНК, влияние которых на мировую экономику становится все более и более существенным. Нужно отметить, что ни одна экономически развитая страна в настоящее время не применяет напрямую МСФО, а пользуется своими, национальными стандартами. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК, для которых применять национальные методы учета каждой страны неудобно. Однако в каждой стране проводится работа по сопоставлению с МСФО национальных стандартов, во многих странах национальные стандарты максимально приближены к международным.[2]

Целью финансовой отчетности по МСФО является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Пользователями финансовой отчетности по МСФО являются следующие семь групп: инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики, покупатели, правительство и его органы, общественность.

В соответствии с МСФО выделяют принципы формирования финансовой отчетности, которые определяют концептуальные основы формирования отчетности. Концептуальные основы не заменяют нормативные акты, а устанавливают лишь общие требования и подходы к формированию информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. В ряде случаев возможны даже противоречия между нормативными актами и концептуальными основами, в таком случае нормативные акты превалируют над принципами концепции. Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют, практически, во всех странах.

Принципы составления финансовой отчетности в соотвтетствии с МСФО подразделяются на две группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности.

Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов:

1.     учет по методу начисления, согласно которому, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

2.     непрерывность деятельности предполагает, что компания будет действовать в обозримом будущем и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться.

Качественные характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей:

1.     Понятность. Основным качеством информации представленной в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем.

2.     Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

3.     Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее как представляющую правдиво то, что она должна представлять.

4.     Сопоставимость. Измерение и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой для всей компании и на протяжении ее существования, равно как для разных компаний.

Уместность и надежность раскрываются более подробно через дополнительные характеристики. Уместность связана с существенностью. При этом информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Существенность, скорее показывает порог или точку отсчета, и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной. Надежность раскрывается через пять характеристик:

1)          Правдивое представление. Для того, чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события, которые она либо должна представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет это представлять.

2)          Преобладание сущности над формой. Информация должна правдиво представлять операции и другие события в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.

3)          Нейтральность. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть непредвзятой, то есть не оказывать влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.

4)          Осмотрительность. Это введение определенной степени осторожности в условиях неопределенности, так чтобы активы или выгоды не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.

5)          Полнота. Чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной или дезориентирующей с точки зрения ее уместности.

Раскрывая принципы уместности и надежности, МСФО определяют и ограничения в их использовании:

1)    Своевременность. В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. Для своевременного представления информации часто бывает необходимо отчитываться до выяснения всех аспектов операции или другого события, тем самым снижая надежность.

2)    Баланс между выгодами и затратами. Соотношение между выгодами и затратами – это скорее принципиальное ограничение, а не качественная характеристика. Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

3)    Баланс между качественными характеристиками. В общем цель состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между характеристиками для выполнения основного предназначения отчетности.


2.         Гармонизация и стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Проблема стандартизации учета на международном уровне до сих пор является дискуссионной в разных странах мира. Дискуссии начинаются уже с терминологии. Термины «стандартизация», «гармонизация» не всеми понимается одинаково. Одни подразумевают унификацию или полную стандартизацию, другие – процесс развития сопоставимости методов бухгалтерского учета. Во многих случаях термины «стандартизация» и «гармонизация» употребляются почти в одном и том же смысле. Вместе с тем для гармонизации характерен более гибкий подход, чем для стандартизации, которая в свою очередь тяготеет к унификации. Представляются наиболее отражающими суть процессов следующие определения:

–             унификация – это исключение альтернативных методов учета хозяйственных операций, событий и обстоятельств;

–             стандартизация – ограниченный набор альтернативных методов для поддержания гибкости бухгалтерского учета;

–             гармонизация – увязка различных систем бухгалтерского учета и отчетности путем введения их в рамки общей классификации, т.е. стандартизация формы с сохранением существенных различий.[3]

Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяет гармонизацию финансовой отчетности. В широком смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.[4]

Гармонизация финансовой отчетности может происходить на разных уровнях: международном и локальном.

Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне означает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны должна соответствовать требованиям МСФО. Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне – длительный и трудоемкий процесс. Однако тенденции развития этого сближения существуют, о чем свидетельствуют отчеты КМСФО, которые подтверждают объективность и неуклонность этого процесса.

Гармонизация финансовой отчетности на локальном уровне предполагает, что финансовая отчетность в отдельно взятой стране, входящей в континентальную группу, должна соответсвтовать  требованиям стандартов учета стран какого-либо континента. Например, страны Европейского сообщества имеют свои директивы по учету и аудиту, собственные требования по гармонизации финансовой отчетности, накопленный опыт по гармонизации отчетов транснациональных организаций.

Среди директив особо выделяются Четвертая, Седьмая, Восьмая, которые раскрывают состав и содержание финансовой отчетности, порядок составления сводной консолидированной отчетности, процедур проведения аудита.

Способы гармонизации финансовой отчетности могут быть существенными и формальными. Под существенными способами гармонизации финансовой отчетности следует понимать сближение внутренних и международных стандартов учета (принципов, понятий, методов, процедур учета и отчетности) и на этой основе составление гармонизированной финансовой отчетности.

Под формальным способом гармонизации финансовой отчетности следует понимать механические приемы перевода финансовой отчетности отдельно взятой страны в условиях функционирования принципов и стандартов учета другой страны или группы стран.

В настоящее время формальные способы гармонизации финансовой отчетности получили свое развитие в следующих видах:

–       трансформации финансовой отчетности с помощью коэффициентов пересчета. Коэффициенты учитывают особенности оценки активов, своеобразие методологии учета и т.д. Они показывают, какое значение имел бы информационный показатель, если бы учет велся по предлагаемым принципам и стандартам. К недостаткам способа относится трудоемкость разработки корректных коэффициентов пересчета для предприятий различных отраслей и мощностей;

–       трансформации финансовой отчетности на основе дополнительных расчетов. Зная отличительные черты одной системы учета от другой, составляют таблицы, позволяющие определить положительные и отрицательные влияния отдельных факторов на информационный показатель. На основе проведенных расчетов вносятся изменения в финансовую отчетность;

–       составлении финансовой отчетности по методологии другой страны на основе первичных документов, заполненных согласно международным требованиям. При таком способе исключаются погрешности пересчета финансовой отчетности. Работа выполняется в автоматизированном режиме.

Характерной чертой второй половины XX столетия стала интернационализация хозяйственной жизни государства, приведшая к международной специализации труда, кооперированию производства практически между всеми странами и континентами. Национальные экономики стали интегрироваться в единый мировой экономический организм. Этот процесс затрагивает все аспекты жизни людей различных стран: экономику, культуру, технологию, управление. Решающую роль в мире стали играть транснациональные компании, которых в настоящее время насчитывается более 37 тысяч. Интернационализация экономик вызвала потребность в сопоставимых учетных данных, получаемых корпорациями в различных странах, и в конечном итоге обусловила международную стандартизацию национальных систем бухгалтерского учета.[5]

Стандарт в переводе с английского означает норма, образец. Применительно к нормативной документации по бухгалтерскому учету стандарт означает комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из таких правил определяет терминологию, способы, методы, сущность бухгалтерских операций при отражении того или иного факта хозяйственной жизни. Стандарт учета и отчетности, как правило, имеет несколько типовых частей.

Цель – эта часть предназначена для краткого изложения учетной проблемы и раскрытия задач выпуска стандарта. Сфера применения – здесь определяются границы стандарта, оговариваются условия, при которых он не применяется. Кроме того, дается информация об упразднении ранее действующих стандартов в связи с выходом новых. Определения – даются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта. Описание стандарта – эта часть стандарта наиболее емкая. Она обычно представлена несколькими разделами, разнообразными по тематике. Например, излагаются принципы учета, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности и т.п.

Раскрытие информации – обязательная часть стандарта, в которой приводится содержание информации, которая должна раскрываться при описании учетной политики предприятия. Дата вступления в силу – указывается дата введения стандарта в действие. Иногда стандарт имеет приложения, в которых приводятся сведения об опытах различных стран по данному вопросу или дополнительные пояснения, расшифровки и формы. Наличие типовых разделов позволяет ориентироваться в информации, изложенной в стандарте.

Стандарты учета подразделяются на два вида: международные и национальные. Кроме того, для группы стран могут разрабатываться локальные стандарты.

Международные стандарты бухгалтерского учета, как уже отмечалось выше, – стандарты, разработанные Комитетом международных стандартов финансовой отчетности и рекомендованные к применению странам, входящим в него.

Национальные стандарты учета и отчетности – нормативы (положения) по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной. Например, национальные стандарты США (система GAAP) или национальные стандарты России – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Локальные стандарты – это нормативы (директивы), выпускаемые каким-либо общественным органом, для группы стран. Примером могут служить директивы Европейского Экономического Сообщества в области корпоративного законодательства, в том числе по финансовому и управленческому учету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ЮРИСТ, 2002. — 528 с.

2.     Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Учеб. пособие. – М.: Экспертное бюро-М, 2000. – 214 с.

3.     Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.

4.     МСФО. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. В.И. Тарусина / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, Л.В. Горбатова, Т.Б. Крылова и др. – М.:, 1998. – 126 с.

5.     Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 465 с.


[1] МСФО. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. В.И. Тарусина / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, Л.В. Горбатова, Т.Б. Крылова и др. – М.:, 1998, с. 26

[2] Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 218

[3] Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ЮРИСТ, 2002, с . 421

[4] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000, с. 375

[5] Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Учеб. пособие. – М.: Экспертное бюро-М, 2000, с. 198