Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Наименование специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»                          

Учебная дисциплина Бухгалтерское дело                                                                                        

Номер группы                                                                                                                                      

Фамилия, имя, отчество студента                                                                                                      

Номер зачетной книжки                                                                                                                     

Номер варианта контрольной работы________________________________________________



Дата регистрации институтом       «___» ___________ 200_ г.

Дата регистрации кафедрой    «___» ___________ 200_ г.

Проверил:                                                                           

(фамилия, имя, отчество преподавателя)





ОЦЕНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Количество

баллов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Итого по 100

бальной шкале

Заключение («зачтено» или «не зачтено»)

Подпись преподавателя








Содержание



стр.


Введение………………………………………………………………………………


1.

Теоретический вопрос………………………………………………………….…..


2.

Практическое задание ………………………………………………………...……


3.

Практическое задание……………………………...……………………….………..



Список литературы………..………………………………………………..………..



Основные направления реформирования системы бухгалтерского учета


В России за последние десятилетия подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами: инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик. Методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и т.д. Это были документы предписывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для российского общества является приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.

Актуальность и необходимость рассмотрения системы международных стандартов мало кем сейчас ставится под сомнение. Это необходимо как отдельным предприятиям, пытающихся найти партнеров за рубежом , так и всему бухгалтерскому сообществу. Первым это нужно для получения финансовых ресурсов как в виде кредитов, так и в виде инвестиций. Для всего общества это имеет тот смысл, что можно использовать опыт развитых стран в процессе изменения и приспособления российского бухгалтерского учета к современной экономической ситуации.

Ситуация кардинально изменилась в начале 90-х годов. Был принят новый план счетов, позволяющий вести учет объектов и операций, характерных для рыночной экономики, изменены принципы учета с ориентацией на международную практику и, в конце концов, была принята новая концепция по методологии, регулированию и организации бухгалтерского учета. В 2000 году план счетов был существенно переработан. При этом 2001 год был определен как переходный, в течение которого разрешено применение как плана счетов, действовавшего в 90-е годы, так и модифицированного плана.

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Система регулирования бухгалтерского учета в России


Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень –

нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень –

Организационный

(уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

Во–первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно общий характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в известном смысле здесь были эталоны – международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих методических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит и в том, что вряд ли возможно дать унифицированную структуру подобного документа, т.к. эта структура  в значительной степени будет зависеть от вида базового стандарта (ПБУ), к которому готовится документ – Методические рекомендации по применению ПБУ.

Цель  реформирования системы бухгалтерского учета – приведение  национальной   системы   бухгалтерского   учета  в соответствие  с требованиями   рыночной   экономики  и международными  стандартами финансовой отчетности.

       Задачи реформы заключаются в следующем:

§  сформировать    систему    стандартов   учета   и  отчетности, обеспечивающих   полезной  информацией  пользователей,   в  первую очередь инвесторов;

§  обеспечить  увязку  реформы  бухгалтерского  учета  в России с  основными  тенденциями  гармонизации  стандартов  на международном уровне;

§  оказать   методическую   помощь   организациям  в понимании  и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие  с требованиями  рыночной  экономики и международными стандартами  финансовой  отчетности  реформа  проводится по следующим основным направлениям:

§  совершенствование нормативного правового регулирования;

§  формирование нормативной базы (стандарты);

§  методическое  обеспечение (инструкции,  методические указания, комментарии);

§  кадровое  обеспечение  (формирование  бухгалтерской профессии, подготовка  и повышение  квалификации  специалистов бухгалтерского учета);

§  международное  сотрудничество  (вступление и активная работа в международных   организациях;    взаимодействие   с  национальными организациями,    ответственными    за    разработку    стандартов бухгалтерского     учета     и    регулирование    соответствующей деятельности).

Цель  нормативного  регулирования  бухгалтерского  учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к  информации,   представляющей  объективную  картину  финансового положения  и результатов  деятельности хозяйствующих субъектов.  В этой связи в ходе реформирования бухгалтерского учета акцент сделан на решении следующих вопросов:

§  переориентация  нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

§  регулирование финансового учета;

§  органичное   сочетание  нормативных  предписаний  федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

§  взвешенное    использование    международных   стандартов   в национальном регулировании.

Программа реформирования бухгалтерского учета в России направлена на:

§  обеспечение   непротиворечивости   российской   системы бухгалтерского  учета  общепризнанным  в мире  подходам  к ведению бухгалтерского   учета;  

§  формирование модели  сосуществования  и взаимодействия  системы  налогообложения  и системы бухгалтерского учета;

§  введение процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи   с  инфляцией;  

§  пересмотр  допустимых  способов  оценки имущества и обязательств;

§  создание механизмов обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

              Ключевым   элементом  реформирования  бухгалтерского  учета  и финансовой  отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику (см. таблицу 2).

       Таблица 2.

Основополагающие регулятивы по бухгалтерскому учету и отчетности, принятые в ходе реформы бухгалтерского учета


Документ

Дата ввода в действие

Примечание

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000

01.01.2000

Приказ Минфина России от

10.01.2000 №2н. Первая редакция положения была введена в действие в 1995 г.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99

01.01.2000

Приказ Минфина России от

06.07.99 №43н. Первая редакция закона была введена в действие в 1996 г.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01

01.07.98

Приказ Минфина России от 09.06.2001 г. №44н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01

01.01.2001

Приказ Минфина России от 30.03.01 №26н (с изменениями от 18.05.2002)

Положение по бухгалтерскому учету «Событие после отчетной даты» ПБУ 7/98

01.01.99

Приказ Минфина России от 25.11.98 №56н

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01

28.11.01

Приказ Минфина России от 28.11.2001 № 96н

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99

01.01.00

Приказ Минфина России от 06.05.99 № 32н (с изменениями от 30.12.99)

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

01.01.00

Приказ Минфина России от 06.05.99 №33н (с изменениями от 30.12.99, 30.03.2001)

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах»

ПБУ 11/2000

01.01.00

Приказ Минфина России от 13.01.00 № 5н (с изменениями от 30.03.2001)

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000

01.01.00

Приказ Минфина России от 27.01.00 №11н

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

01.01.01

Приказ Минфина России от 31.10.00 №94н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000

01.01.01

Приказ Минфина России от 16.10.00 №92н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000

01.01.01

Приказ Минфина России от 16.10.00 №91н

Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"


01.01.2002

Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н "


Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02

01.01.2003

Приказ Минфина РФ от

2 июля 2002 г. № 66н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02

01.01.2003

Приказ Минфина РФ от

19 ноября 2002 г. № 115н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02

Бух.

отчетность

за 2003 год

Приказ Минфина РФ от

19 ноября 2002 г. № 114н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02

Бух.

отчетность

за 2003 год

Приказ Минфина РФ от

10.12.2002 г. № 176н

 

Необходимость реформирования бухгалтерского учета связана с потребностью привлечением в российскую экономику иностранного капитала, с формированием рыночной инфраструктуры и развитием российской экономики. В этих условиях роль бухгалтерского учета на современном предприятии возрастает, расширяется круг пользователей бухгалтерской информации, меняются приоритеты учета — от фискальных функций к функциям информационного обеспечения управления.

В заключение необходимо отметить, что в России полным ходом идет реализация Программа реформирования общественной системы бухгалтерского учета в целях приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283. Четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности – первый шаг к ослаблению жесткой централизации положений по ведению бухгалтерского учета. О данном факте трактует четвертый уровень – методический и организационный.

Совершенно очевидно, что реформа назрела в связи с повышением значимости бухгалтерской отчетности в условиях рыночной экономики. Справедливость такого утверждения подтверждается свойствами бухгалтерской отчетности, такими, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами. Отсюда вытекают и основные функции отчетности - отображение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и формирование информационной базы для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, без которого в рыночных условиях не может работать ни одно предприятие.

Именно с повышением роли информации, несущей в себе бухгалтерской отчетностью, связано принятие нового Плана счетов, который позволяет теперь вести отдельно финансовый и управленческий учет, чего ранее в отечественном бухгалтерском учете не было.

Конечно, в разных странах существуют разные традиции бухгалтерского учета. И если рассматривать процесс перехода на международные стандарты учета в ближайшей перспективе, то, конечно, в большинстве стран, в том числе и в России, их придется адаптировать с учетом местных традиций. Очевидно, для внедрения стандартов необходим определенный переходный период, что и происходит в настоящее время в нашей стране.

 

Задание 2. Практическое задание


1.      Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.   Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности

Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

1.2.   Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.

74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями

1.3.   Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В основе выделения подкласса лежит сфера деятельности «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

2.      Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:

2.1.   Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.   Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)

3.      Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания);

Представленный комплект документов отвечает соответствует нормам гражданского права:

  • достоверность данных, отображенных в документах;
  • письменная форма заключенных договоров;
  • в договорах определены все необходимые условия: предмет договора, права и обязанности сторон, стоимость и порядок расчетов, срок действия, ответственность сторон.
  • наличие полного перечня обязательных реквизитов.

4.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.   Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.

В рамках договора указаны следующие виду учета: финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Работа по договору разделена на три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

В соответствии с договором ООО «Главбух» (Исполнитель) обязуется не только вести бухгалтерский и налоговый учет, но и составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в бюджет, внебюджетные фонды, органы статистики для ООО «Хладомир» (Заказчик).

В рамках исполнения указанного договора предусмотрен следующий учетно-отчетный период: первый учетно-отчетный период – I квартал 2003 год; последний  учетно-отчетный период – IV квартал 2004 года.

Срок оказания услуг по настоящему договору: 01.01.2003 г. - 01.04.2005 г.

4.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

В договоре следует детализировать носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Кроме того, в договоре не установлена конкретно дата оплаты услуг Исполнителя.


4.3.   Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

 

Факторы первого уровня:

·         уровень профессиональной подготовки работников;

·         структура управления;

·         концентрация данных и программ для их обработки;

·         уровень внутреннего контроля.

Инструментами снижения уровня профессионального риска Исполнителя должны стать:

·         высококвалифицированные кадры;

·         своевременность, уместность и полнота представленной информации;

·         степень доверия Исполнителю со стороны Заказчика и полнота предоставляемых данных;

·         специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом авторизуются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.


5.      Осуществить экспертную         оценку степени влияния следующих факторов:

  • Система нормативного регулирования
  • Система документооборота
  • Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);
  • Уровень квалификации персонала и организационная структура

5.1.   Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

5.2.   Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.   Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.


Таблица 3.

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

2

3

3

2

2

Система документооборота

2

1

2

2

2

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

3

3

3

3

3

Уровень квалификации персонала и организационная структура

3

3

2

3

3


6.      Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?


Внутренние факторы – система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, способы накопления и обобщения информации.

Внешние факторы – система нормативного регулирования.


7.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.   Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора


Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии, а именно - упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет необходимые для этого документы.


7.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон

В договоре в достаточной степени детализированы права, обязанности и ответственность сторон: Исполнитель обязуется оказывать услуги в письменной форме квалифицированно, своевременно и в достаточном объеме. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документами, необходимыми для консультирования; своевременно оплачивать услуги Исполнителя. Стороны отвечают по своим обязательствам согласно законодательству, действующему на территории Российской Федерации.

Между сторонами, в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: определены стоимость и порядок расчетов, срок действия договора, условия расторжения договора.

В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя.

 


Практическое задание № 3


Таблица 4

Вариант

Комплект правоустанавливающих документов

Порядковый номер по реестру правоустанавливающих документов в сборнике

Контрагент

Номер

Дата

Тип правоотношения

1

54

ЗАО «Контакт»

5

12.02.2003

купля-продажа имущества

71

ООО «Недвижимость»

1

20.03.2003

аренда

11

ООО ОП «Мустанг»


03.03.2001

оказание услуг охраны

35

ООО «Информационно-технический центр»

СПЛ 0041

29.01.2003

купля-продажа программного продукта

22

ООО «Конси»

90/03

05.01.2003

комиссия

51

ООО «Афина»

13

05.02.2003

купля-продажа товаров

60

ООО «НЭВЕЛ»

274/03

26.02.2003

хранение

Задание:

1. Оценка представленного комплекта правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1. Определение наличия всех необходимых внешних атрибутов

Представленный комплект правоустанавливающих документов имеет все необходимые внешние атрибуты: название договора, номер договора, дата заключения договора, юридические адреса сторон.

1.2. Определение вида обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

Представленный комплект правоустанавливающих документов включает следующие  виды обязательств:

·         купля-продажа

·         аренда;

·         услуги охраны;

·         купля-продажа;

·         комиссия;

·         купля-продажа;

·         хранение.


1.3. Классификация договора:

1.3.1        по времени возникновения правоотношения: договор, вступающий в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств; договор с фиксированным сроком действия.

1.3.2        в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон

1.3.3        в зависимости от типов возникающих обязательств: договор купли-продажи; договор аренды; договор охраны; договор купли-продажи; договор комиссии; договор купли-продажи; договор хранения.

1.4 Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

 

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Предмет договора – купля – продажа имущества. Имущество – электронные весы стоимостью 15600 руб. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Предмет договора – передача и принятие во временное пользование нежилого помещения. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.


Договор №3/3-01

Предмет договора – охрана Исполнителем объектов Заказчика. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

В договоре отсутствует дата.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Предмет договора – программный продукт. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Предмет договора – изучение Комиссионером  рынка продовольственной продукции, поиск покупателей, реализация продукции Комитента.

Комплекс услуг по приемке, складированию, хранению продукции не соответствует предмету договора.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Предмет договора – купля-продажа картриджа, термо-пленка для лазерного принтера, цилиндр для лазерного принтера. Для приобретения товара поштучно договор не заключается, достаточно представленного Продавцом счета – фактуры для оплаты Покупателю. Тем более неуместно перечисление форс-мажорных обстоятельств.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Предмет договора – хранение товара. Договор хранения заключается на определенный период, а не на отдельную партию. Поэтому упоминание о количестве неуместно. Кроме того, договор составлен некорректно в части нумерации пунктов.


1.5. Определение момента перехода (момента возникновения) права собственности


Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Право собственности переходит от Продавца к Покупателю в момент передачи весов, о чем составляется подписываемый сторонами акт с указанием состояния передаваемого имущества и недостатков.


Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Право собственности отсутствует.


Договор №3/3-01

Право собственности отсутствует.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Право собственности на Программный продукт переходит от Продавца к Покупателю с момента подписания сторонами товарной накладной.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Право собственности отсутствует.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Право собственности переходит к Покупателю с момента передачи его Продавцом Покупателю по товарной накладной.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Право собственности отсутствует.


1.6. Определение существенных условий данного вида договора, степени их прописанности в тексте самого договора.

Существенными условиями являются:

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

§  наименование имущества, его стоимость;

§  момент перехода права собственности;

§  период действия договора;

§  юридические и банковские реквизиты.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

§  месторасположение арендуемого помещения, его площадь;

§  назначение арендуемого помещения;

§  содержание арендуемого помещения;

§  арендная плата;

§  срок действия договора;

§  юридические и банковские реквизиты.


Договор №3/3-01

§  объекты охраны;

§  коммерческая тайна  охраняемых объектов;

§  порядок возмещения ущерба;

§  сумма, форма, порядок оплаты;

§  юридические и банковские реквизиты.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

§  наименование программного продукта, его комплектность;

§  момент перехода права собственности;

§  стоимость программного продукта;

§  сопровождение программного продукта;

§  порядок и сроки расчетов;

§  юридические и банковские реквизиты.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

§  наименование продукции;

§  цена продукции;

§  порядок и сумма расчетов;

§  транспортировка продукции, складирование и охрана;

§  срок действия договора;

§  юридические и банковские реквизиты.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

§  наименование товара, его количество, цена;

§  момент перехода права собственности;

§  порядок расчетов;

§  юридические и банковские реквизиты.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

§  момент перехода ответственности по охране товара;

§  действия в случае обнаружения недостачи товара;

§  время доступа к месту хранения товара;

§  стоимость и порядок расчетов;

§  юридические и банковские реквизиты.


Все существенные условия достаточно подробно прописаны в указанных договорах.

1.8. «Можно ли данный договор считать заключенным?»

Перечисленные договора можно считать заключенными, потому что в них определены все существенные условия, достигнуты соглашения между сторонами, и они составлены в двух экземплярах.


  1. Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1  Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

Риск расторжения договора и убытки. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.


2.2  Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

К рассматриваемому перечню хозяйственных операций, представленных в договорах  потенциально применимы следующие виды гражданско-правовых договоров:

·         Договор контракции: по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

·         Договор возмездного оказания услуг: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

·         Товарный кредит: сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.


2.3  Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

Управляемые условия:

·         срок действия договора;

·         цена, количество, ассортимент  товаров;

·         порядок поставки товаров;

·         порядок расчетов;

·         момент перехода права собственности;

·         распределение ответственности за совершаемые операции;

·         период действия договорных отношений.


С точки зрения повышения эффективности бизнеса, предпочтительны следующие параметры рассматриваемой сделки:

·         срок действия договора;

·         стоимость, качество и количество товаров, время его доставки;

·         порядок расчетов.


2.4  Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная.


Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Форма расчета – безналичная.



Договор №3/3-01

Форма расчета – любая, в зависимости от объема и качества предоставляемых охранных услуг, особенностей охраняемых объектов.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Форма расчета – безналичная или наличная.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Форма расчета – любая, определяется дополнительными соглашениями.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная по предоплате.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная.


Альтернативные варианты: взаимозачет, бартер, расчеты чеками, вексель.


  1. Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.
  2. Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.
  3. Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

5.1  полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

5.2  соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

5.3  полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

5.4  правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).












Таблица 5.

Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов

 

№ варианта 1

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

Купли-продажи № 5 от 12.02.03

Заключается договор 12.02.03г., перечисляется 15600 руб. на расчетный счет Продавца Покупателем в срок до 28.02.03 г., составляет акт на передачу имущества и право собственности переходит к Покупателю.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг


Договор, счет – фактура №10 от 17.02.03, Акт приемки-передачи имущества по договру купли-продажи имущества №5 от 12.02.2003г., Товарная накладная, Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1), Инвентарная карточка учета объекта основных средств, Бухгалтерская справка (по перерасчету налоговой базы при реализации основного средства), платежное поручение №12 от 20.01.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Аренды нежилого помещения №1 от 20.03.03

Заключается договор 20.03.03 г., составляется акт о передаче помещения в аренду, до 10-го числа, начиная со 2 месяца аренды перечисляется сумма оплаты

Договор, акт приема-передачи нежилого помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Договор, счет-фактура №26 от 30.03.03 к оплате

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует не в полном объеме

3/3-01

Заключение договора и дополнительного соглашения об оплате, акт о сдаче объекта под охрану, исполнение условий договора




Договор, дополнительные соглашения к договору, счет к оплате, акт, платежное поручение





Договор








Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны, договор нельзя считать заключенным, т.к. отсутствует дата


Купли-продажи программного продукта №СПЛ0041 от 29.01.03 г.

Заключение договора купли-продажи, перечисление средств Покупателем на расчетный счет Продавца в счет оплаты ПП, передача программного продукта по товарной накладной, установка ПП на компьютер

Договор, товарная накладная, счет-фактура, акт приемки передачи нематериального актива

Договор купли-продажи, платежное поручение №16 от 29.01.03

Факты хозяйственной жизни не взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует не в полном объеме

Комиссии №90/03 от 05.01.03 г.

Заключается договор. Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, далее «Продукция», поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг, счета –фактуры выданные, счет - фактуры полученные


Договор комиссии, счет-фактура полученная №25 от 10.01.03, счет-фактура выданная №5 от 30.01.03, отчет о продаже товаров №01 от 25.01.03 товарная накладная №47 от 10.01.03, платежное поручение №36 от 07.02.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Купли-продажи №13 от 05.02.03 г.

Заключение договора, предоплата, поставка товара по товарной накладной

Договор купли-продажи, товарная накладная, счет-фактура, платежное поручение

Договор купли-продажи, платежное поручение №17 от 07.02.03, счет-фактура полученная №21 от 12.02.03, доверенность №4 от 11.02.03, приходный ордер №5 от 12.02.03, требование-накладная №3 от 14.02.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Хранения №274/03 от 26.02.03 г.

Заключение договора, приемка товара на хранение, оплата услуг

Договор хранения, счета-фактуры, накладные, платежные поручения, акты приема-передачи материальных ценностей

Договор хранения, счет-фактура выданная №20 от 28.03.03, товарная накладная №98 от 27.02.03, Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение №5 от 27.02.03, акт зачета встречных требований б/н от 31.03.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует












Таблица 6.


Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства


№ варианта 1

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форм первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

Купли-продажи № 5 от 12.02.03

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.


Договор, счет – фактура №10 от 17.02.03, Акт приемки-передачи имущества по договру купли-продажи имущества №5 от 12.02.2003г., Товарная накладная, Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1), Инвентарная карточка учета объекта основных средств, Бухгалтерская справка (по перерасчету налоговой базы при реализации основного средства), платежное поручение №12 от 20.01.03

Полное наличие

Формы соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Аренды нежилого помещения №1 от 20.03.03

Арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение для размещения офиса.


Договор, счет-фактура №26 от 30.03.03 к оплате

Комплект документов не полный, отсутствует акт приема-передачи помещения

Формы соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

3/3-01

Исполнитель охраняет имущество Заказчика. Заказчик оплачивает услуги Исполнителя.


Договор








Комплект документов не полный

Формы не соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены не полностью

Реквизиты заполнены не правильно

Купли-продажи программного продукта №СПЛ0041 от 29.01.03 г.

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.


Договор купли-продажи, платежное поручение №16 от 29.01.03

Комплект документов не полный, нет акта приема-передачи нематериального актива

Формы соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Комиссии №90/03 от 05.01.03 г.

Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции,  поиску покупателей, реализации Продукции Комитента, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.


Договор комиссии, счет-фактура полученная №25 от 10.01.03, счет-фактура выданная №5 от 30.01.03, отчет о продаже товаров №01 от 25.01.03 товарная накладная №47 от 10.01.03, платежное поручение №36 от 07.02.03

Полное наличие

Формы соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Купли-продажи №13 от 05.02.03 г.

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.


Договор купли-продажи, платежное поручение №17 от 07.02.03, счет-фактура полученная №21 от 12.02.03, доверенность №4 от 11.02.03, приходный ордер №5 от 12.02.03, требование-накладная №3 от 14.02.03

Полное наличие

Формы соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно

Хранения №274/03 от 26.02.03 г.

Хранитель за вознаграждение принимает и хранит у себя передаваемые ему Поклажедателем товары, и возвращает эти товары по требованию Поклажедателя.


Договор хранения, счет-фактура выданная №20 от 28.03.03, товарная накладная №98 от 27.02.03, Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение №5 от 27.02.03, акт зачета встречных требований б/н от 31.03.03

Полное наличие

Формы соответствуют формам по ведению бухгалтерского учета

Реквизиты заполнены полностью

Реквизиты заполнены правильно


Список литературы


1.      Гражданский кодекс РФ

2.      Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в  соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

3.      Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22 июля 2003 г. № 67н

4.      Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. с изменениями от 7 мая 2003 г. №38н

5.      Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М.: Аскери, 1999.

  1. Методические указания для выполнения контрольных работ / Н.Г. Сафронова, Е.В. Княжевская, М.И. Тест. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2003.