Оглавление
Введение. 3
1. Сущность и задачи калькулирования. 4
1.1 Сущность, основные принципы и задачи калькулирования. 4
1.2 Объекты калькулирования себестоимости продукции. 6
1.3 Распределение затрат. 8
2. Позаказный метод калькулирования. 10
2.1 Материалы.. 11
2.2 Затраты на оплату труда. 12
2.3 Общепроизводственные расходы.. 13
2.4 Учет готовой продукции. 14
2.5 Учет реализованной продукции. 14
2.6 Корректировка не полностью или излишне списанных общепроизводственных расходов. 15
3. Попроцессный метод калькулирования. 17
3.1 Особенности попроцесного метода калькулирования себестоимости. 18
3.2 Условная единица продукции. 18
3.3 Методы усреднения и ФИФО.. 19
3.4 Применение попроцессного метода. 19
3.5 Итоговая себестоимость. 23
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение
«Определение себестоимости производства единицы продукции – одна из основных учетных задач. В основе решения большого круга управленческих задач лежит именно себестоимость. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:
§ затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены;
§ информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством;»[1]
Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов калькулирования себестоимость продукции попроцессном и позаказном методах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить круг задач:
1. Определить сущность и задачи калькулирования себестоимости
2. Выявить основные этапы составления калькуляции при позаказном методе
3. Определить особенности попроцессного метода калькулирования себестоимости
В данной курсовой работе исследуются две основные системы распределения затрат на продукцию: система отнесения затрат на изделие и система отнесения затрат на процесс. При этом большое внимание уделяется технике учета, бухгалтерским проводкам, взаимосвязи между счетами бухгалтерского счета.
1. Сущность и задачи калькулирования
1.1 Сущность, основные принципы и задачи калькулирования
«Калькулирование – это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продуктов производства (работ, услуг). Оно является частью производственного учета, охватывающего все стадии подготовки и получения информации о процессе производства и реализации продукции.
В основе калькулирования лежит калькуляционная процедура.
Калькуляция – это способ расчета (совокупность расчетных процедур) себестоимости единицы продукта (работ, услуг)»[2].
При помощи калькуляции определяется себестоимость различных объектов учета: основных средств, нематериальных активов, приобретенных материальных ресурсов, произведенной и реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и т. д. Она является основой денежной оценки соответствующих объектов бухгалтерского учета.
Данные калькуляций используются для управления себестоимостью продукции, контроля за ее уровнем, выявления резервов снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов и установления цен на изделия.
Процесс калькулирования себестоимости продукции на предприятиях состоит в основном из следующих этапов:
§ сбор, группировка и детализация первичных затрат в разрезе калькуляционных статей по объектам учета затрат и калькулирования;
§ определение себестоимости окончательного брака;
§ оценка отходов производства и побочной продукции;
§ оценка незавершенного производства;
§ разграничение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством;
§ исчисление себестоимости единицы продукции.
Калькуляционная работа на предприятиях организуется в соответствии с общей методологией планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции. Она требует соблюдения общих принципов, обеспечивающих методологическое единство исчисления себестоимости продукции и возможность использования данных калькуляций для анализа и оценки работы как всего предприятия, так и его отдельных внутрипроизводственных звеньев.
Общие принципы калькуляционной работы:
Ø научно обоснованная классификация затрат на производство;
Ø установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц;
Ø выбор методов распределения косвенных расходов;
Ø разграничение затрат по периодам;
Ø выбор способов расчета себестоимости калькуляционной единицы и др.
Эти общие принципы на отдельных предприятиях конкретизируются с учетом специфики отрасли и особенностей производства.
Основные задачи калькулирования на предприятиях:
Ø достоверное исчисление фактической себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ, услуг;
Ø контроль за уровнем себестоимости и соблюдением действующих норм и нормативов затрат;
Ø определение рентабельности продукции и факторов, влияющих на ее уровень;
Ø оценка эффективности работы предприятия и отдельных внутрипроизводственных структур (производств, цехов, участков, бригад) путем сравнения затрат с результатами;
Ø выявление и использование резервов снижения себестоимости продукции и др.
1.2 Объекты калькулирования себестоимости продукции
«Между учетом затрат и калькулированием фактической себестоимости продукции существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основанием для исчисления себестоимости продукции являются данные бухгалтерского учета затрат на производство, с другой стороны, учет затрат организуется с такой детализацией, какая необходима для калькулирования, контроля и управления себестоимостью»[3].
Калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, преследующих своей целью локализацию затрат, учтенных по статьям калькуляции, которые относятся к продукции предприятия, его структурных подразделений, исчисления себестоимости единицы продукции.
При всех различиях в методике и технике учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в целом они базируются, с экономической точки зрения, на последовательной реализации принципа "затраты — выпуск — результат". Оба процесса направлены на решение задач управления себестоимостью – определение эффективности производства, контроль за использованием всех видов ресурсов, изыскание резервов их экономии. Их взаимосвязь также проявляется в том, что выбор объектов учета затрат осуществляется в увязке с выбором объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
Объектами калькулирования служат выпускаемые предприятием виды продукции, работы и услуги.
На практике нередко объекты учета затрат и калькулирования между собой совпадают. В этом случае для исчисления себестоимости единицы продукта общая сумма затрат по объекту учета делится на количество изготовленных изделий. В случае же их несовпадения для определения себестоимости единицы объекта калькуляции затраты по объектам учета суммируются и полученный результат делится на количество изготовленной продукции. В этом случае объекты учета затрат являются частью (долей) объекта калькулирования.
Важным вопросом при исчислении себестоимости продукции является правильное установление калькуляционной единицы.
Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькулирования. Ее выбор зависит от особенностей изготовления продукции, обширности номенклатуры, применяемых единиц измерения, действующего стандарта и технических условий на вырабатываемые изделия.
1.3 Распределение затрат
«Прямые затраты, как трудовые, так и материальные, могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции или услуг, общепроизводственные расходы могут быть распределены по видам продукции только при помощи специальных методов»[4].
Распределение затрат – процесс отнесения понесенных затрат к определенным объектам затрат.
Объект затрат – организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т.д.
По объектам затрат обычно выделяют методы распределения затрат при массовом и серийном производстве (по деталям, изделиям, процессам, переделам) и при индивидуальном и мелкосерийном производстве (по заказам). В России используют попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. В данной курсовой рассмотрены позаказный и попроцессный методы. Разновидностью последнего является попередельный метод.
Другой важной категорией процесса распределения затрат является центр затрат. Центр затрат – организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящие в затраты) и расходах (затраты на выходе). Чаще всего это структурные подразделения низшего уровня, не обладающие относительной самостоятельностью, такие, как производственный участок, бригада, цех.
Все группировки затрат предназначены для принятия управленческих решений. В системе управленческого учета затраты должны распределяться по двум главным группам объектов: подразделениям и продукции.
Процесс осуществляется в два этапа:
1. Сбор затрат по центрам ответственности.
2. Отнесение их на конкретную продукцию, обрабатываемую в данном цехе (или другую калькуляционную единицу).
При расчете себестоимости готовой продукции прибегают к калькулированию затрат с включением всех затрат или только их части – переменных затрат. Второй метод называется «директ-костинг».
Основное различие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию.
Методы калькулирования себестоимости влияют на форму финансовой отчетности.
2. Позаказный метод калькулирования
«Позаказный метод калькулирования себестоимости – метод, используемый при изготовлении уникальной или выполняемой по специальному заказу продукции. При этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общепроизводственные (косвенные) расходы относят на каждый индивидуальный заказ или на партию продукции. При определении себестоимости изделия общие производственные затраты на каждый заказ делят на количество единиц продукции, изготовленных по данному заказу»[5].
Особенности данного метода:
§ аккумулирование данных обо всех понесенных затратах и отнесение их на отдельные виды работ или партии готовой продукции;
§ аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
§ ведение только одного счета «Незавершенное производство». (В западном учете вся информация о накапливании производственных затрат отражается на этом счете.) Данный счет расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.
Согласно позаказному методу проводится ряд операций, связанных с фактическими расходами на материалы, оплату труда и общепроизводственными расходами. Для большей наглядности разберем сущность и порядок этих записей в бухгалтерских регистрах на примере конкретных числовых данных производственной компании.
2.1 Материалы
Для учета материалов, как основных, так и вспомогательных, компания использует активный счет «Материалы». По дебету счета отражается покупка и поступление материалов на склад, по кредиту – отпуск материалов в производство.
Компания приобрела основных материалов на сумму 45 600 ДЕ, а вспомогательных – на 4100 ДЕ. Материалы по себестоимости приобретения оприходованы насчет «Материалы»:
«Материалы» 45 600
«Счета к оплате» (или «Касса») 45 600
«Материалы» 4100
«Счета к оплате» (или «Касса») 4100
По предъявлении требования на отпуск материалов со склада были отпущены основные материалы на 94 000 ДЕ и вспомогательные материалы на 4800 ДЕ. Стоимость отпущенных основных материалов относят на счет «Незавершенное производство» и одновременно записывают на карточках заказов 16F - 51 900 ДЕ и 23Н - 42 100 ДЕ. Стоимость вспомогательных материалов списывают на счет «Общепроизводственные расходы»:
«Незавершенное производство» 94000
«Общепроизводственные расходы» 4800
«Материалы» 98800
2.2 Затраты на оплату труда
Начисление заработной платы производственным рабочим и административно-управленческому персоналу отражается тремя проводками. Сначала записывают общую задолженность компании по заработной плате и налогам на нее:
«Заработная плата» 120000
«Задолженность по подоходному налогу» 16000
«Задолженность по заработной плате» 104000
Причитающиеся суммы заработной платы выплачены чеками:
«Задолженность по заработной плате» 104000
«Касса» 104000
Прямые расходы на заработную плату производственных рабочих списывают на счет «Незавершенное производство». Общую сумму затрат на заработную плату управленческого персонала цехов, участков и других подразделений (косвенные расходы) списывают на счет «Общепроизводственные расходы».
«Незавершенное производство» 82 000
«Общепроизводственные расходы» 38 000
«Фонд заработной платы» 120 000
Одновременно расходы на оплату труда регистрируют на карточках заказов 16F — 66 000 ДЕ и 23Н — 16 000 ДЕ.
2.3 Общепроизводственные расходы
Предположим, что общепроизводственные расходы в рассматриваемой компании за отчетный период были следующие:
плата за электроэнергию – 9100 ДЕ;
содержание и ремонт оборудования – 8400 ДЕ;
страхование – 7300 ДЕ;
налог на имущество – 1600 ДЕ.
Все расходы оплачены:
«Общепроизводственные расходы» 26400
«Счета к оплате» (или «Касса») 26400
Общепроизводственные расходы списывают при помощи нормативного коэффициента. В нашем примере общепроизводственные расходы списывают на производство в размере 85% прямых расходов на оплату труда производственных рабочих (0,85 • 82 000 ДЕ):
«Незавершенное производство» 69 700
«Списанные общепроизводственные расходы» 69 700
Одновременно списание общепроизводственных расходов отражают на карточках заказов 16F - 56 100 ДЕ (0,85*66 000 ДЕ) и 23Н -13600 ДЕ (0,85*16 000ДЕ).
2.4 Учет готовой продукции
Законченная продукция поступает на склад готовой продукции, что отражается по дебету счета «Готовая продукция». После выполнения заказа карточку заказа изымают, ее данные переносят на счет «Готовая продукция». Например, заказ 16F был закончен, его стоимость 194 000 ДЕ:
«Готовая продукция» 194000
«Незавершенное производство» 194000
2.5 Учет реализованной продукции
Компания отгрузила покупателю 10 изделий заказа 16F. Себестоимость их производства – 176 364 ДЕ, выручка от реализации составила 260 000 ДЕ:
«Счета к получению» 260 000
(или «Касса»)
«Реализация» 260 000
«Себестоимость реализованной продукции» 176 364
«Готовая продукция» 176364
2.6 Корректировка не полностью или излишне списанных общепроизводственных расходов
В конце отчетного периода определяют конечное сальдо по счетам «Общепроизводственные расходы» и «Списанные общепроизводственные расходы». Эти счета закрывают («Общепроизводственные расходы» – по фактическим суммам, «Списанные общепроизводственные расходы» – по расчетным данным в соответствии с нормативным коэффициентом).
В нашем случае разность в 500 ДЕ (69 700 ДЕ - 69 200 ДЕ) – это излишне списанные общепроизводственные расходы, их относят на кредит счета «Себестоимость реализованной продукции». Если бы общепроизводственные расходы были списаны не полностью (остаток на счете «Списанные общепроизводственные расходы» был бы меньше остатка на счете «Общепроизводственные расходы»), то разность следовало бы записать по дебету счета «Себестоимость реализованной продукции».
«Списанные общепроизводственные расходы» 69700
«Себестоимость реализованной продукции» 500
«Общепроизводственные расходы» 69200
Если разность в 500 ДЕ существенна для данной компании, то ее можно распределить между счетами: «Незавершенное производство», «Готовая продукция», «Себестоимость реализованной продукции» пропорционально остаткам на счетах на конец периода (остаток по счету до проведения корректировок). В этом случае проводка выглядела бы следующим образом:
«Списанные общепроизводственные расходы» 69700
«Незавершенное производство» 135
«Готовая продукция» 33
«Себестоимость реализованной продукции» 332
«Общепроизводственные расходы» 69200
Определение себестоимости единицы продукции при позаказном методе – довольно простая процедура. Когда заказ выполнен, все затраты суммируют. В нашем примере на заказ 16F было затрачено 194 000 ДЕ. Он состоит из 11 изделий, поэтому себестоимость единицы произведенной продукции равна 17636,36 ДЕ (194 000 ДЕ: 11). Корректировка, связанная с распределением общепроизводственных расходов, уменьшает себестоимость единицы реализованной продукции на 45,45 ДЕ, и таким образом себестоимость единицы реализованной продукции составляет 17 590,91 ДЕ.
3. Попроцесный метод калькулирования
«Наиболее типичным является не индивидуальное, а серийное производство. В этом случае при расчете себестоимости производства единицы продукции очень часто трудно определить, к какому количеству продукции нужно относить производственные затраты, понесенные за период. Обычно на начало и на конец отчетного периода имеется незавершенное производство, на которое были сделаны затраты, но которое не было закончено за данный период. Решить данную проблему позволяет позаказный метод калькулирования себестоимости продукции»[6].
Попроцессный метод калькулирования себестоимости применяют организации, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, относящихся к продукции, произведенной за определенный период. Себестоимость единицы продукции определяют делением общей суммы производственных затрат, понесенных определенным подразделением за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенных за этот же промежуток времени.
3.1 Особенности попроцесного метода калькулирования себестоимости
Особенностями попроцессного метода калькулирования являются:
§ аккумулирование производственных затрат по подразделениям безотносительно к отдельным заказам;
§ списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа;
§ открытие отдельных аналитических счетов «Незавершенное производство» для каждого подразделения.
При попроцессном методе применяют усреднение как способ списания затрат на готовую продукцию. Все затраты, накопленные на счете «Незавершенное производство», делят на условные единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде.
3.2 Условная единица продукции
Условные единицы продукции используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые изделия.
Количество условно готовых изделий равняется сумме:
§ общего количества изделий, начатых и завершенных в пределах данного отчетного периода;
§ слагаемого, отражающего работу, которая выполнена над изделиями в незавершенном производстве на начало и конец периода.
При попроцессном методе калькулирования себестоимости предполагается, что затраты на материалы осуществляются в начале производственного процесса, а затраты на обработку (добавленные затраты) распределяются равномерно в течение всего производственного цикла. Напомним, что добавленные затраты равны сумме прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Поэтому количество условных единиц продукции по материалам будет отличаться от количества условных единиц по добавленным затратам.
3.3 Методы усреднения и ФИФО
Калькулирование затрат может осуществляться методом усреднения или методом ФИФО. Согласно принципу ФИФО единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода будут завершены до того, как новые изделия поступят в обработку.
При калькулировании затрат методом усреднения рассматриваются единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода как начатые и законченные в течение отчетного периода. Метод ФИФО, хотя и несколько более сложный для понимания, дает более точные результаты, чем метод усреднения, поэтому мы будем говорить о методе ФИФО.
3.4 Применение попроцессного метода
Попроцессный метод калькулирования себестоимости основан на трех аналитических таблицах:
1. Таблица расчета условного объема производства.
2. Таблица расчета себестоимости единицы продукции.
3. Таблица итоговой себестоимости.
Используя информацию, содержащуюся в этой аналитической таблице, можно определить ту часть затрат, которую следует отнести на готовую продукцию, и ту часть, которая остается в незавершенном производстве на конец отчетного периода.
Компания по массовому производству пластмассовых игрушек имеет два передела: формовку (в цехе А) и обработку (в цехе В). Основные материалы отпускаются в производство в начале процесса в цехе А. Добавленные затраты (заработная плата плюс общепроизводственные расходы) имеют место в обоих цехах. Законченные обработкой полуфабрикаты из цеха А передают в цех В. По окончании обработки в цехе В игрушки (готовая продукция) сдают на склад.
Данные по цеху А за март 19X1 г.
Незавершенное производство, ед. 10 000
Начальный остаток
Основные материалы, ДЕ 4 000
Добавленные затраты (40% завершенности), ДЕ 1110 5110
Выпущено в течение марта, ед. 48 000
Начата обработка за март, ед. 40 000
Незавершенное производство на конец периода
(50% завершенности), ед. 2 000
Отпущено основных материалов за март, ДЕ 22 000
Добавленные затраты за март
Заработная плата основных производственных
рабочих, ДЕ 6 000
Общепроизводственные расходы, ДЕ 12 000 18 000
Требуется подсчитать себестоимость полуфабрикатов, произведенных в цехе А;
стоимость незавершенного производства этого цеха;
написать проводку передачи полуфабрикатов в цех В.
Подсчет условных единиц продукции осуществляется в три этапа.
1. Рассчитывают количество условно законченных изделий в незавершенном производстве на начало периода по добавленным затратам.
Оно = количество единиц • (100% – процент завершенности) = 10 000 • (100–40)% = 6000 (шт.).
Условные единицы в незавершенном производстве по материальным затратам не учитываются, равны нулю, так как эти материальные затраты осуществлены в предыдущем периоде.
2. Рассчитывают количество изделий, начатых и законченных за этот период. Оно = количество изделий, запущенных в производство за отчетный период, минус количество изделий в остатках незавершенного производства на конец периода = (40 000 – 2000) = 38 000 (шт.).
3. Рассчитывают количество условных единиц в незавершенном производстве на конец периода:
по затратам материалов = количество единиц • 100% (2000.1) = 2000 (ед.);
по добавленным затратам = количество единиц • процент завершенности (2000*50%) = 1000 (ед.).
Приведенная далее таблица иллюстрирует расчет объема производства продукции в условных единицах методом ФИФО для нашего примера.
Расчет условного объема производства продукции
|
Единицы, |
Условные |
единицы |
||
|
подлежащие учету |
материальные затраты |
добавленные затраты |
||
Начальные запасы (начатые в прошлом периоде, но не законченные) |
10 000 |
|
|
||
|
|
|
|
||
Материальные затраты (100%) |
|
|
|
||
Добавленные затраты |
|
|
6000* |
||
Начато и закончено в текущем году |
38000 |
38000 |
38000 |
||
Конечные запасы (не законченные в данном периоде) |
2000 |
|
|
||
Материальные затраты (100%) |
|
2000 |
|
||
Добавленные затраты |
|
|
1000 |
||
|
|
|
|
||
Итого |
50000 |
40 000 |
45 000 |
||
* 6000 = 10 000 – 0,6; 60% (0,6) = 100% – степень завершенности 40%.
Данная таблица позволяет определить в отдельности материальные и добавленные затраты на условную единицу продукции. Для этого материальные и добавленные затраты, понесенные за период, делят на соответствующее количество условных единиц продукции по материальным и добавленным затратам. Затраты, включенные в сальдо на начало периода по счету «Незавершенное производство», в расчете не учитываются, так как они относятся к предыдущему периоду.
Расчет себестоимости единицы продукции
|
Всего затрат
|
Затраты |
|||
|
начальные запасы |
текущий период |
всего учтено |
условные единицы |
на условную единицу |
Материальные затраты |
4000 |
22000 |
26000 |
40000 |
0,55* |
Добавленные затраты |
1110 |
18000 |
19110 |
45000 |
0,40** |
Итого |
5110 |
40000 |
45110 |
|
0.95*** |
* 22 000:40 000 = 0,55. ** 18 000:45 000 = 0,40. *** 0,55 + 0,4 = 0,95.
Таблицу итоговой себестоимости используют для распределения общих затрат отчетного периода между изделиями. Часть затрат останется как сальдо счета «Незавершенное производство» на конец отчетного периода. Другие затраты войдут в себестоимость изготовленных и выпущенных из подразделения изделий.
Последним этапом калькулирования себестоимости будет проводка, которой себестоимость готовой продукции списывают со счета «Незавершенное производство». Стоимость готовой продукции, которая рассчитана в таблице итоговой себестоимости, отражается по дебету счета «Готовая продукция» и кредиту счета «Незавершенное производство»:
«Готовая продукция» 43 610
«Незавершенное производство» 43610
3.5 Итоговая себестоимость
|
Готовая продукция |
Незавершенное производство |
Начальные запасы Начальный остаток Затраты на завершение (6000 • 0,40) |
5110 2400 |
|
Итого 7510
Начато и закончено за период (38 000 • 0,95) Конечные запасы Материальные затраты (2000 • 0,55) Добавленные затраты (1 000 • 0,40) |
36100 |
1 100 400 |
Итого |
43610 |
1500 |
Проверка: Готовая продукция Незавершенное производство |
43610 1500 |
|
Итого 45110 (см. таблицу расчета условного объема производства продукции |
Матрица
Автор Признак |
Керимов В.Э. |
Алексеенко А.Ф. |
Позаказный метод |
Позаказный метод учета затрат можно применять в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах. |
«Позаказный метод калькулирования себестоимости – метод, используемый при изготовлении уникальной или выполняемой по специальному заказу продукции. |
Попроцесный метод |
Попередельный (попроцессный) метод учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах. |
Попроцессный метод калькулирования себестоимости применяют организации, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. |
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз выделить особенности и основные отличия попроцесного и попередельного методов учета затрат на производство.
Попередельный (попроцессный) метод учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах.
Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или получением законченного готового продукта.
Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них – по статьям калькуляции и видам продукции. Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные – по цеху, производству, предприятию в целом, с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов, согласно принятым базам распределения.
Позаказный метод учета затрат можно применять в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах.
По этому методу учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты пс заказу в течение всего срока его выполнения.
Прямые затраты учитываются в разрезе цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.
В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное производство. После окончания заказа он закрывается, и подсчитываются затраты на его выполнение, которые, за вычетом возвратных отходов, окончательного брака и возврата неиспользованных материален на склад, становятся фактической себестоимостью произведенной по заказу продукции. Если в соответствии с заказом изготавливалось несколько одинаковых изделий, себестоимость единицы определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество выработанной продукции.
В данной курсовой работе подробно проанализирована специфика этих методов. Рассмотрены определение прямых материальных и трудовых затрат, распределение общепроизводственных расходов, бухгалтерский учет затрат.
Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости можно использовать и при учете полных, и при учете переменных затрат, а также при нормативном методе учета затрат.
Список литературы
1. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Пиримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. - М, 1994. - 128 с.
2. Антони Р. Основы бухгалтерского учета. - М.: СП "Триада НТТ".- 318 с.
3. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-костинг". Теория и практика. - М.: Финансы и статистика,!993. -128с.
4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.-560 с.
5. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 1994.-144 с.
6. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 416 с.
7. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 560 с.
8. Ветров А. Ал. Операционный аудит - анализ. - М.: Перспектива, 1996. - 127 с.
9. Николаева С.А. Учет: какой и для каких целей // Экономика и жизнь. - 1996. - № 42,43,44, 46, 47.
[1] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет
[2] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет
[3] Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект.
[4] Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка
[5] Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Пиримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях
[6] Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Пиримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях