Оглавление


Введение. 3

Требования к уровню образования аудиторов в России. 4

Аттестация и лицензирование. 6

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение


Во всех странах к профессиональным и моральным качествам аудиторов предъявляются самые высокие требования. Такое отношение обусловлено общественной значимостью выполняемых аудиторами функций. Кроме того, интеллектуальные способности аудиторов — важ­ный элемент средств производства в аудиторских фирмах и фактор обеспечения их конкурентоспособности. Для удостоверения профессио­нальной компетенции лиц, претендующих на занятие аудиторской дея­тельностью, установлены высокий образовательный ценз и специальная система квалификационных экзаменов.

Целью написания  данной работы является изучение требований предъявляемых к аудиторам в России и в Мире. Для достижения поставленной цели необходимо изучить:

1.     Требования к уровню образования

2.     Систему профессиональной аттестации

3.     Лицензирование аудиторской деятельности.





Требования к уровню образования аудиторов в России


Учитывая специфику и многогранный характер деятельности ауди­торов, об их образовании говорят как о комплексе взаимосвязанных элементов.

Обязательным требованием является наличие у аудитора базово­го образования, которое, как и во многих зарубежных странах, включает высшее экономическое или юридическое образование либо среднее специальное экономическое образование, полученное в учебных учреж­дениях России, имеющих государственную аккредитацию. Высшее обра­зование может быть получено также в учебных заведениях иностранных государств, дипломы которых имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Второе требование (как и в любой экономически развитой стра­не) – опыт работы в должности руководителя, аудитора, специалиста аудиторской организации или бухгалтера, экономиста, ревизора, науч­ного работника, преподавателя по экономическому профилю. Стаж та­кой работы должен составлять не менее трех лет из последних пяти.

Помимо базового образования и практического опыта аудитор должен иметь специальное профессиональное образование, под кото­рым подразумеваются и теоретические знания, и практические навыки работы. Достигается это путем специфического построения процесса профессионального обучения аудиторов.

Первый этап этого процесса – обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах (УМЦ), продолжительность которого за­висит от базового образования и опыта работы:

o        Для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) ву­зовское образование и опыт работы на руководящих и бухгалтерских должностях не менее пяти лет, – не менее 240 часов аудиторной подго­товки при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения;

o        Для других категорий претендентов на аттестат аудитора – не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.

Высокие требования к профессиональной подготовке аудиторов обеспечиваются единообразием утверждаемых ЦАЛАКами учебных программ, применяемых в уполномоченных УМЦ, разнообразием форм учебного процесса и сдачей выпускных экзаменов по каждой изучаемой дисциплине в письменной форме по билетам, разрабатываемым УМЦ и утверждаемым ЦАЛАКами.

Очень важен второй, завершающий этап обучения – прохождение стажировки в аудиторской фирме, имеющей государственную лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Представляется, что УМЦ будут заключать договоры с ведущими национальными и меж­дународными аудиторскими организациями, стажировка в которых по­зволит претендентам освоить передовые методы организации аудитор­ской работы и получить необходимые для дальнейшей деятельности на­выки. Аудиторские организации должны будут тщательно подготовиться к такому сотрудничеству, поскольку оно потребует дополнительно за­действовать внутренние резервы, поддерживать дух наставничества у сотрудников и принимать меры для сохранения конфиденциальности ин­формации. Такая форма работы, безусловно, будет способствовать раз­витию аудита в стране, росту профессионализма аудиторов и повыше­нию качества оказываемых ими услуг.

Следует, однако, отметить, что требования специального послеву­зовского образования, сформулированные в правиле (стандарте) ауди­торской деятельности «Образование аудитора», отличаются от требова­ний Временных правил аудиторской деятельности и до внесения измене­ний в действующее законодательство имеют рекомендательный харак­тер. В настоящее время часть кандидатов перед сдачей экзаменов на аудиторский аттестат проходит обучение в УМЦ, а часть сдает экзамены экстерном без обучения в УМЦ.

В качестве элемента специального профессионального образова­ния можно рассматривать повышение профессионального уровня на по­стоянной основе. Каждый аттестованный аудитор должен ежегодно про­ходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАКами и УМЦ. Кроме того, аудитор должен самостоятельно повышать квалификацию, изучая законы, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, следить за вносимыми в них изменениями и дополнениями. Зарубежный и отече­ственный опыт организации и проведения аудита может изучаться в ходе стажировок, участия в конференциях, семинарах и симпозиумах. Разви­тие рынка аудиторской деятельности требует от аудиторов активного участия в разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности, методик и программ учебных курсов по аудиту.

В правиле (стандарте) «Образование аудитора» содержится сле­дующее требование: каждый аудитор должен свободно владеть дело­вым русским языком. Хотя такого требования нет в нормативных доку­ментах более высокого уровня, на практике оно должно соблюдаться, по­скольку каждый претендент на получение аудиторского аттестата обя­зан сдать соответствующие экзамены именно на русском языке.

Совершенствованию образования в этой области способствует участие аудиторов в написании пособий и монографий по вопросам тео­рии и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финан­сов и права.

Полноценное образование и жесткие критерии отбора обеспечат высокий профессионализм аудиторов и позволят поддерживать престиж профессии аудитора на высоком уровне.

Аттестация и лицензирование


В законе об аудиторской деятельности в Российской Федера­ции отмечается, что аттестация на право осуществления аудитор­ской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Ли­цам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный атте­стат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

§  высшее экономическое и (или) юридическое образование, по­лученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;

§  наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок прове­дения аттестации на право осуществления аудиторской деятель­ности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обуче­ние по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лица­ми, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Квалификационные экзамены на право заниматься аудитор­ской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет порядок аннулирования квалификационного аттеста­та аудитора.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

§  общего аудита;

§  аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных ин­ститутов;

§  аудита страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния (аудита страховщиков);

§  аудита кредитных организаций, банковских групп и банков­ских холдингов (банковского аудита).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономичес­кое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о выс­шем экономическом и (или) юридическом образовании, получен­ном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа россий­скому документу государственного образца о высшем экономичес­ком и (или) юридическом образовании, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреж­дениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие доку­менты:

а)     заявление;

б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

в)   заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения тру­довой книжки представляется копия трудовой книжки, заверен­ная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);

г) свидетельство Министерства образования Российской Фе­дерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образо­вательном учреждении);

д) копию платежного документа о внесении платы за проведе­ние аттестаций;

е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом орга­не физического лица по месту жительства на территории Россий­ской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудитор­ской деятельности при Министерстве финансов Российской Фе­дерации по согласованию с Министерством финансов Россий­ской Федерации создаются комиссия по разработке и обновле­нию программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по фор­мированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тес­тов, и утверждается состав указанных комиссий.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соот­ветствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необхо­димые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестиро­ванием и проведением письменно-устной работы по экзаменацион­ным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификацион­ные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методичес­кими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов Россий­ской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает программы проведения квалификационных экзаменов на полу­чение квалификационного аттестата аудитора. Претенденты сда­ют квалификационные экзамены в соответствии с программами.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обя­зан в течение каждого календарного года, начиная с года, следу­ющего за годом получения аттестата (продления на неограничен­ный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министер­ством финансов Российской Федерации.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квали­фикационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух ти­пов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответ­ствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 акаде­мических часов в общем объеме.

Министерство финансов Российской Федерации один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На обо­ротной стороне бланка квалификационного аттестата произво­дится соответствующая отметка о прохождении повышения ква­лификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если:

§     установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

§     вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской дея­тельностью в течение определенного срока;

§     установлен факт несоблюдения требований по неразглашению аудиторской тайны, а также требований независимости;

§     установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодатель­ством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

§     установлен факт подписания аудитором аудиторского за­ключения без проведения аудиторской проверки;

§     установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;

§     аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное феде­ральным законом.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным орга­ном. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивиро­ванное решение об аннулировании квалификационного аттес­тата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулирова­нии квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по причине его получения по подложным документам, разгла­шения аудиторской тайны, несоблюдения требований незави­симости, несоблюдения требований закона об аудиторской де­ятельности и аудиторских правил (стандартов), подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской провер­ки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской дея­тельности в течение срока, предусмотренного вступившим в за­конную силу приговором суда.

Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, полу­чают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудитор­ской деятельности, аттестат утрачивает силу.

В законе об аудиторской деятельности отмечается, что аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудитор­ской деятельности» и законодательством о лицензировании от­дельных видов деятельности. Лицензирование аудиторской дея­тельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и ан­нулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской дея­тельности», которое вступило в силу 4 апреля 2002 г.

В Положении определены требования и условия, которые обя­заны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, описаны процедуры контроля за соблюдением лицен­зиатами лицензионных требований и условий.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Ми­нистерство финансов Российской Федерации (далее – лицензи­рующий орган).

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (да­лее – лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии аудиторской деятельности являются:

§     наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов ауди­торской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

§     наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов ауди­торской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

§     наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора (вступает в силу с 9 сентября 2003 г.);

§     осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятель­ность аудируемых организаций;

§     соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возмож­ности проведения внешних проверок качества их деятельности с [представлением в установленном порядке всей необходимой для (этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§     обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

§     представление аудируемым лицам информации об обстоятель­ствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

§     участие в обязательном аудите кредитных организаций, бан­ковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осу­ществления аудита кредитных организаций;

§     наличие у аудиторской организации при проведении обяза­тельного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением ли­цензиатами лицензионных требований и условий проводит про­верки их деятельности.

Основанием для проведения проверки являются:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицен­зирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоох­ранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществле­нии им аудиторской деятельности нарушения законодательства, ре­гулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверок лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при про­верке сведения, объяснения и документы.

Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензи­рующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководи­тель определяются уполномоченным должностным лицом ли­цензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организа­ции или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка прово­дится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений ли­цензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении сво­его почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осу­ществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором ука­зываются:

§     наименование лицензирующего органа;

§     лицензируемая деятельность;

§     сведения о лицензиате с указанием идентификационного но­мера налогоплательщика;

§     наименование, организационно-правовая форма, номер доку­мента, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штат­ных аудиторов — для аудиторской организации (в ред. постанов­ления Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731);

§     фамилия, имя, отчество, место жительства, данные докумен­та, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государ­ственной регистрации в качестве индивидуального предприни­мателя, номера и типы квалификационных аттестатов – для ин­дивидуального аудитора;

§     срок действия лицензии;

§     номер лицензии;

§     дата принятия решения о выдаче лицензии;

§     сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

§     основания и даты переоформления и продления срока дей­ствия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обяза­ны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об из­менениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении ли­цензирования и предоставлении информации из реестра лицен­зий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании аудиторской деятельности».

Датой получения аудиторской организацией или индивидуаль­ным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности считается дата принятия решения о выдаче соответству­ющей лицензии.

Если в соответствии с законодательством Российской Федера­ции оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг тре­бует получения соответствующей лицензии, аудиторские орга­низации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.

Аудиторская деятельность лицензируется также в соответ­ствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и соответствующим постановлением Пра­вительства Российской Федерации в этой области.

Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности предусматривает предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредит­ных организаций (при наличии у аудиторской организации соот­ветствующих аттестованных специалистов).

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением ли­цензиатами лицензионных требований и условий проводит про­верки их деятельности, основанием для чего являются:

а) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

б) распоряжение уполномоченного должностного лица лицен­зирующего органа;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоох­ранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществле­нии им аудиторской деятельности нарушения законодательства, ре­гулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы. Программа, срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руково­дитель определяются уполномоченным должностным лицом ли­цензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» аудиторская деятельность подлежит ли­цензированию.

Согласно указанному закону предусмотрены следующие сбо­ры, связанные с лицензированием:

за рассмотрение лицензирующим органом заявления о пре­доставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300руб.;

за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000руб.;

за переоформление документа, подтверждающего наличие ли­цензии, взимается 100 руб.

Аудиторская деятельность может распространяться на все эко­номические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объедине­ния (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, ин­вестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринима­тельскую деятельность.

Заключение


Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России к специалистам аудита применяются очень высокие требования.

Высокие требования касаются образования аудиторов. Все специалисты аудита должны иметь высшее или средне-специальное экономическое или юридическое образование. Аудиторы должны постоянно повышать уровень и качество своих знаний посредством прохождения курсов повышения квалификации.

Так же требования распространяются относительно опыта работы. Аудитором может стать специалист отработавший в области бухгалтерского учета не менее трех лет из последних пяти.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельно­сти физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельно­стью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, должны пройти аттестацию на право осуществления такой деятельности.

В целях проведения государственного контроля за аудиторской деятельностью все аудиторы, работающие самостоятельно, аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юриди­ческими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской дея­тельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление этого вида деятельности.




Список литературы


1.              Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и  II.

2.              Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные ~    стандарты аудита, 2001 г. — М.: МЦРСБУ, 2002/

3.              «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». Постанов­ление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482.

4.              «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Постановление Правительства Российской Феде­рации от 23 сентября 2002 г. № 696.

5.              Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа ~ 2001 г. № 119-ФЗ.

6.              Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. — М.: Дело и Сервис, 1998. — 464 с.

7.              Андреев В.Д. Практический аудит. — М.: Экономика, 1994.

8.              Андреев В.Д., Кисилевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту. — М.: Финансы и статистика, 1999.

9.              Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ./Гл. редактор серии проф. Я.В.  Соколов. — М.:  Финансы  и статистика,   1995. — 560 с.: ил. — (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).

10.         И. Аудит: Учебник для вузов/В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Сабин, Л.В. Сотникова//Под ред. проф. В.И. Подольско­го. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 432 с.

11.         Аудит в России. Законодательство. Стандарты. — М.: Инвест Фонд, 1994. - 192с.

12.         Аудит Монтгомери/Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О'Рейли, М.Б. Хирм: Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. -542с.

13.         Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Филинъ, 1998. — 528 с.