Оглавление
Введение. 3
Требования к уровню образования аудиторов в России. 4
Аттестация и лицензирование. 6
Заключение. 19
Список литературы.. 20
Введение
Во всех странах к профессиональным и моральным качествам аудиторов предъявляются самые высокие требования. Такое отношение обусловлено общественной значимостью выполняемых аудиторами функций. Кроме того, интеллектуальные способности аудиторов — важный элемент средств производства в аудиторских фирмах и фактор обеспечения их конкурентоспособности. Для удостоверения профессиональной компетенции лиц, претендующих на занятие аудиторской деятельностью, установлены высокий образовательный ценз и специальная система квалификационных экзаменов.
Целью написания данной работы является изучение требований предъявляемых к аудиторам в России и в Мире. Для достижения поставленной цели необходимо изучить:
1. Требования к уровню образования
2. Систему профессиональной аттестации
3. Лицензирование аудиторской деятельности.
Требования к уровню образования аудиторов в России
Учитывая специфику и многогранный характер деятельности аудиторов, об их образовании говорят как о комплексе взаимосвязанных элементов.
Обязательным требованием является наличие у аудитора базового образования, которое, как и во многих зарубежных странах, включает высшее экономическое или юридическое образование либо среднее специальное экономическое образование, полученное в учебных учреждениях России, имеющих государственную аккредитацию. Высшее образование может быть получено также в учебных заведениях иностранных государств, дипломы которых имеют юридическую силу в Российской Федерации.
Второе требование (как и в любой экономически развитой стране) – опыт работы в должности руководителя, аудитора, специалиста аудиторской организации или бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника, преподавателя по экономическому профилю. Стаж такой работы должен составлять не менее трех лет из последних пяти.
Помимо базового образования и практического опыта аудитор должен иметь специальное профессиональное образование, под которым подразумеваются и теоретические знания, и практические навыки работы. Достигается это путем специфического построения процесса профессионального обучения аудиторов.
Первый этап этого процесса – обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах (УМЦ), продолжительность которого зависит от базового образования и опыта работы:
o Для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих и бухгалтерских должностях не менее пяти лет, – не менее 240 часов аудиторной подготовки при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения;
o Для других категорий претендентов на аттестат аудитора – не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.
Высокие требования к профессиональной подготовке аудиторов обеспечиваются единообразием утверждаемых ЦАЛАКами учебных программ, применяемых в уполномоченных УМЦ, разнообразием форм учебного процесса и сдачей выпускных экзаменов по каждой изучаемой дисциплине в письменной форме по билетам, разрабатываемым УМЦ и утверждаемым ЦАЛАКами.
Очень важен второй, завершающий этап обучения – прохождение стажировки в аудиторской фирме, имеющей государственную лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Представляется, что УМЦ будут заключать договоры с ведущими национальными и международными аудиторскими организациями, стажировка в которых позволит претендентам освоить передовые методы организации аудиторской работы и получить необходимые для дальнейшей деятельности навыки. Аудиторские организации должны будут тщательно подготовиться к такому сотрудничеству, поскольку оно потребует дополнительно задействовать внутренние резервы, поддерживать дух наставничества у сотрудников и принимать меры для сохранения конфиденциальности информации. Такая форма работы, безусловно, будет способствовать развитию аудита в стране, росту профессионализма аудиторов и повышению качества оказываемых ими услуг.
Следует, однако, отметить, что требования специального послевузовского образования, сформулированные в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Образование аудитора», отличаются от требований Временных правил аудиторской деятельности и до внесения изменений в действующее законодательство имеют рекомендательный характер. В настоящее время часть кандидатов перед сдачей экзаменов на аудиторский аттестат проходит обучение в УМЦ, а часть сдает экзамены экстерном без обучения в УМЦ.
В качестве элемента специального профессионального образования можно рассматривать повышение профессионального уровня на постоянной основе. Каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАКами и УМЦ. Кроме того, аудитор должен самостоятельно повышать квалификацию, изучая законы, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, следить за вносимыми в них изменениями и дополнениями. Зарубежный и отечественный опыт организации и проведения аудита может изучаться в ходе стажировок, участия в конференциях, семинарах и симпозиумах. Развитие рынка аудиторской деятельности требует от аудиторов активного участия в разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности, методик и программ учебных курсов по аудиту.
В правиле (стандарте) «Образование аудитора» содержится следующее требование: каждый аудитор должен свободно владеть деловым русским языком. Хотя такого требования нет в нормативных документах более высокого уровня, на практике оно должно соблюдаться, поскольку каждый претендент на получение аудиторского аттестата обязан сдать соответствующие экзамены именно на русском языке.
Совершенствованию образования в этой области способствует участие аудиторов в написании пособий и монографий по вопросам теории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и права.
Полноценное образование и жесткие критерии отбора обеспечат высокий профессионализм аудиторов и позволят поддерживать престиж профессии аудитора на высоком уровне.
Аттестация и лицензирование
В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
§ высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
§ наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).
Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:
§ общего аудита;
§ аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
§ аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
§ аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).
К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).
Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:
а) заявление;
б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
г) свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестаций;
е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.
Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.
Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.
Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации утверждает программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Претенденты сдают квалификационные экзамены в соответствии с программами.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.
Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух типов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.
Министерство финансов Российской Федерации один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.
Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если:
§ установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
§ вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
§ установлен факт несоблюдения требований по неразглашению аудиторской тайны, а также требований независимости;
§ установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
§ установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
§ установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
§ аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по причине его получения по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований закона об аудиторской деятельности и аудиторских правил (стандартов), подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.
Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.
В законе об аудиторской деятельности отмечается, что аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности», которое вступило в силу 4 апреля 2002 г.
В Положении определены требования и условия, которые обязаны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, описаны процедуры контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее – лицензирующий орган).
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее – лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
§ наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
§ наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
§ наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора (вступает в силу с 9 сентября 2003 г.);
§ осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
§ соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с [представлением в установленном порядке всей необходимой для (этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
§ обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
§ представление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
§ участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
§ наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.
Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.
Основанием для проведения проверки являются:
а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
При проведении проверок лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.
Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.
Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.
Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.
Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
§ наименование лицензирующего органа;
§ лицензируемая деятельность;
§ сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
§ наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации (в ред. постановления Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731);
§ фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов – для индивидуального аудитора;
§ срок действия лицензии;
§ номер лицензии;
§ дата принятия решения о выдаче лицензии;
§ сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
§ основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.
Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.
Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании аудиторской деятельности».
Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Аудиторская деятельность лицензируется также в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации в этой области.
Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности предусматривает предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов).
Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности, основанием для чего являются:
а) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
б) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы. Программа, срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.
Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» аудиторская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно указанному закону предусмотрены следующие сборы, связанные с лицензированием:
за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300руб.;
за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000руб.;
за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается 100 руб.
Аудиторская деятельность может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России к специалистам аудита применяются очень высокие требования.
Высокие требования касаются образования аудиторов. Все специалисты аудита должны иметь высшее или средне-специальное экономическое или юридическое образование. Аудиторы должны постоянно повышать уровень и качество своих знаний посредством прохождения курсов повышения квалификации.
Так же требования распространяются относительно опыта работы. Аудитором может стать специалист отработавший в области бухгалтерского учета не менее трех лет из последних пяти.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, должны пройти аттестацию на право осуществления такой деятельности.
В целях проведения государственного контроля за аудиторской деятельностью все аудиторы, работающие самостоятельно, аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление этого вида деятельности.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные ~ стандарты аудита, 2001 г. — М.: МЦРСБУ, 2002/
3. «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482.
4. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.
5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа ~ 2001 г. № 119-ФЗ.
6. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. — М.: Дело и Сервис, 1998. — 464 с.
7. Андреев В.Д. Практический аудит. — М.: Экономика, 1994.
8. Андреев В.Д., Кисилевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту. — М.: Финансы и статистика, 1999.
9. Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ./Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 560 с.: ил. — (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
10. И. Аудит: Учебник для вузов/В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Сабин, Л.В. Сотникова//Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 432 с.
11. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. — М.: Инвест Фонд, 1994. - 192с.
12. Аудит Монтгомери/Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О'Рейли, М.Б. Хирм: Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. -542с.
13. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Филинъ, 1998. — 528 с.