ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСТАНДАРТНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК                                           4

1.1.Собеседование                                                                                         4

1.2. Наблюдение как метод психодиагностики                                         8

1.3. Некоторые приемы "косвенного" наблюдения                                11

1.4.  Исследование почерка как метод психодиагностики                      14

1.5. "Телесные" тесты и асимметрия мозга                                              17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ                                                                           24

1.2.Метод беседы                                                                                         24

2.2. Самонаблюдение                                                                                  27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                            32

Список литературы                                                                                      33

ВВЕДЕНИЕ

К нестандартным методам психодиагностики следует отнести на­блюдения беседы и интервью, анализ продуктов деятельности, методики дают очень ценные сведения об испытуемом особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что нестандартные методики очень трудо­емки (например, наблюдения за обследуемым осуществ­ляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психоло­гической подготовленности самого психодиагноста. Толь­ко высокий уровень культуры проведения психологичес­ких наблюдений, бесед помогает избежать влияния случай­ных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Нестандартные диагностические методики не следует противопоставлять строго формализованным ме­тодикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходи­мо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбо­ру данных с помощью тестов должен предшествовать пе­риод ознакомления с обследуемыми (например, с их био­графическими данными, склонностями, мотивацией дея­тельности и т. д.). С этой целью могут быть использова­ны интервью, беседы, наблюдения.

Цель работы: определить нестандартные методы психодиагностики.

Задачи:

- дать характеристику нестандартным методам психодиагностики;

- провести эмпирические исследования методом беседы и самонаблюдения.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСТАНДАРТНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

1.1.         Собеседование

Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о че­ловеке. Он является незаменимым везде, где не разрабо­таны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требу­ется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.

Собеседования с персоналом, как известно, проводятся не только в целях более глубокого изучения их способностей и результатов работы, но и при необходимости наказания и даже возможном уволь­нении работника. Беседа при увольнении работника, особенно по мотивам недобросовестного исполнения им служебных обязанно­стей, является для многих руководителей и работников по кадрам наиболее неприятным и сложным делом.

«Адъюнкт - профессор по управлению человеческими ресурсами Мириам Ротман разработала ряд рекомендаций по проведению собе­седований с увольняемыми работниками. Эти рекомендации состав­ляют определенную систему, включающую 4 этапа:

1. Анализ. Вы должны обдумать определенное время для уволь­нения, вы должны оценить способ, которым решение об увольнении будет сделано; вы должны, объективно рассмотреть причины для увольнения. Вы должны попытаться ответить на ряд вопросов по этому пункту, перед тем как работник будет уволен, иначе вы риску­ете отвечать на них позже в суде.

2. Подготовка. На этом этапе решаются следующие проблемы: а) кто будет проводить беседу (наиболее удачный вариант "лицом к лицу", т.е. непосредственный начальник); б) когда будет проведена прощальная беседа (хотя большинство руководителей предпочитают пятницы, наилучшим временем недели, с перспективы служащего, будет понедельник или вторник, а время дня - конец работы, что даст возможность увольняемому забрать свои вещи, пока нет других сот­рудников), где должна проводиться прощальная беседа (лучшим местом будет нейтральная комната); какие вопросы могут возникнуть у увольняемого и как вы ответите на них (предвидя возможные воп­росы, вы не дадите усыпить свою бдительность). И, главное, прежде чем планировать встречу, проверьте личное дело работника в отношении семейных праздников, чтобы день увольнения не совпал с одним из них.

3. Исполнение. Прощальная встреча может занять от 10 мин до часа. Разместите служащего непринужденно, говорите с ним о его хороших и плохих особенностях в плане работы и организации. Точно определите проблемы, которые привели к увольнению, и укажите  служащему без враждебности, что данное решение является окончательным. Выслушайте работника, он может нуждаться в выходе гнева или смущения. Будьте терпеливы и дайте время, чтобы ответить     на вопросы. Если к работнику отнестись с уважением, организация будет меньше страдать от взаимных обвинений и юридического воз­действия.

4. Размышление. После того как вы уволили работника, вы должны тщательно изучить все вопросы, приведшие к такому решению для того, чтобы не допускать подобных ошибок в будущем. Это не только поможет вам сделать лучший выбор в принимаемых решениях, но также уменьшит текучесть и связанные с нрй расходы. Важное место в успешном проведении собеседований, как отме­чалось, занимает объективность восприятия другого человека. Осоз­нание себя через другого включает две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком то­го, как он воспринимается партнером по воздействию). Близким к идентификации стоит явление эмпатии - стремление эмоционально­го отклика на проблемы другого человека. В условиях дефицита информации люди зачастую начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и более общие психологические харак­теристики, что обычно случается в ситуациях общения. Такое явление получило название каузальной атрибуции. Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга:

эффект ореола - общее благоприятное впечатление приводит к положительным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого работника и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способ­ствует преобладанию отрицательных оценок;

эффект новизны и первичности - при восприятии незнакомого человека преобладает ранее предъявленная информация. Например, если сказать, что работник является нарушителем трудовой дисциплины, а затем, что он передовик производства, то будет пре­обладать первое (эффект первичности). При восприятии знакомого человека действует эффект новизны - последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой;

эффект стереотипизации - часто возникает относительно груп­повой принадлежности человека, например, профессиональной (бухгалтер, педагог, военный и т.д.)»[1].

Для иллюстрации вышеназванных эффектов при восприятии людьми друг друга представляют интерес результаты исследований австралийского психолога Пауля Р. Уилсона, который доказал, что «такой показатель внешнего облика человека как рост в глазах посто­ронних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые названия и титулы, а затем попросил студен­тов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразитель­ными. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал 171 см, но стоило назвать его ассистентом кафедры, как рост его поднялся до 178 см. При звании старшего преподавателя рост "перевалил" за 180см и, наконец, рост "профессора" равнялся 184 см»[2].

Руководители всех уровней управления и работники кадровых служб должны знать закономерности восприятия других людей, что­бы уметь объективно и без предубеждений строить с ними свое взаимодействие и взаимоотношения. При этом одних людей мы пред­почитаем, а других отвергаем, одни почему-то симпатичны, а другие вызывают неприязнь. Исследования показывают, что на возникно­вение симпатий и антипатий влияют разные условия (сфор­мулированы Н.Н.Обозовым):

Для появления симпатий необходимы условия:

1) предполагаемого или реального сотрудничества;

2) приемлемое, приятное поведение другого;

3) сходство основных отношений к жизненным ценностям и целям;

4) сходство с партнером в главных пред­ставлениях о собственном "Я" и различие по малозначимым качествам;

5) точная, правильная оценка положительных и отрицательных ка­честв вашей личности.

Для появления антипатий необходимы такие условия:

1) соперничества и конкуренции (когда решается вопрос: "Либо один-либо дру­гой");

2) неприемлемое поведение другого (в манерах, походке, жестах, позе);

3) различие основных отношений к жизненным ценностям (к семье, работе, своему месту в жизни и т.д.);

4) различие с партнером в существен­ных представлениях о собственном "Я";

5) искаженная, "наоборот", оценка положительных и отрицательных ка­честв вашей личности со стороны других.

Для выявления предпочитаемого вами типа симпатии по отно­шению к окружающим людям можно использовать методическую процедуру "Симпатия", разработанную Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицким. Знание типов людей, которые заведо­мо вызывают у вас немотивированную антипатию, возможно, помо­жет вам корректировать свое поведение и взаимодействие с другими людьми соответствующим образом.

1.2. Наблюдение как метод психодиагностики

По тому, как человек входит в помещение, как обращается с вопросами, как ожидает приема, можно судить о его общительности, самообладании, решительности, осторожности и других харак­теристиках личности. При этом всегда надо иметь в виду естествен­ность или наигранность, демонстрзтивность поведения. Этому спо­собствует правильная организация наблюдения. Наблюдение относится к одному из основных эмпирических ме­тодов психологического исследования, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью оты­скания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведен­ческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений. При этом, как отмечает А.А.Бодалев, «искусство полного понимания "бессловесных" сообщений собеседника приобретается в процессе обучения и постоянных тренировок. Поэтому каждому руководителю, а тем более сотруднику кадровой службы, рекомендуется ежедневно уделять не менее 10 минут познавательному "чтению" жестов других людей. В этих целях могут использоваться обществен­ные и деловые встречи, а также телевидение: попробуйте понять, что происходит на экране, следя только за изображением, каждые пять минут включая звук, чтобы сравнить речевые сообщения и "прочитанные" вами жесты»[3].

Наблюдение, как метод эмпирического накопления данных о че­ловеке и его поведения, используется с незапамятных времен и наиболее широкое распространение в различных учениях древних. Например, монгольский исследователь Ш.Лгваандондов приводит некоторые наблюдения древних по поводу связи характера и судьбы с лицом человека, в частности с особенностями расположения морщин. Считалось, что линии на лбу (морщины) имеют свои знаки. «Так, самая верхняя, у корней волос, подчиняется знаку Сатурна и покровительствует детям. Чуть пониже Юпитер, благосклонный к служителям религиозных культов. Третья - линия Марса, четвертая - линия Солнца, благоприятная для управляющих. Линия Венеры - знак господства, а под ней - линия Меркурия, сопутствующая бо­лезням. При этом линии на лбу делятся на короткие и длинные, широкие и узкие, глубокие и мелкие, прямые и кривые, сплошные и прерывистые»[4].

В целом, метод наблюдения, который еще называют "спланированным восприятием", используется в визуальной психодиагностике при изучении личности работников, характера взаимоотношений в производственном коллективе, его социально-психологического климата и других задачах. Результаты наблю­дения могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а также фиксироваться в особом протоколе. Еще надежней будут данные наблюдения, записанные на видеомагнитофон, а потом коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода заключа­ется в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности работников, а не их мнение об этом.

Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерп­ретации различных поведенческих реакций людей, на основании которых, с известной степенью уверенности, можно судить о типологических особенностях личности, о некоторых признаках психопатических черт характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени его эмоциональной возбудимости и др.

При изучении типологических особенностей можно сде­лать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций.

О силе возбудительного процесса можно судить по следующим показателям: умение преодолевать трудности в работе, упорство в достижении цели; стремление к самостоятельности в поступках; спо­собность быстро мобилизовывать себя в случае неудачи и др. Осно­ванием для отнесения к "слабому" типу являются противоположные показатели.

О силе тормозного процесса позволяют судить такие показатели: сдержанность в поступках и в разговоре даже при психотравмирующей ситуации, умение хранить интересные новости; нето­ропливость в принятии решений; скупая паитомимика и др.

О подвижности нервных процессов судят по следующим показа­телям: преимущественно быстрый темп деятельности; легкость и активность в установлении контактов; быстрая адаптация в новой обстановке; живая речь, мимика, общая подвижность.

Оценка особенностей интеллектуальной сферы. «Авторы ме­тодики подчеркивают, что объектом оценки в данном случае являет­ся не отсутствие знаний по тому или иному вопросу, а умение оперировать наличной информацией и логично излагать мысли. В ситуации общения может быть обращено внимание на следующие алогизмы: отсутствие системности в изложении какого-либо ма­териала; поверхностный анализ фактов и явно необоснованные за­ключения, их примитивность; категорические, ни на чем не основан­ные, утверждения; неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц; абсурдные выводы и заявления и т.д.»[5]

Признаки психопатических черт характера: а) бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий; чрез­мерно неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки; б) частые конфликты, немотивируемая злобность; в) позерство, выраженный эгоизм, бравирование угрозами само­убийства; самоунижение, неадекватная пугливость; г) выраженная неупорядоченность и неорганизованность в поведении; извращен­ный, гипертрофированный педантизм.

О повышении эмоциональной возбудимости можно судить по: ярким мимическим реакциям (в частности, хоботковому рефлексу - губы вытянуты вперед трубкой); выраженной пантомимике; сильно­му тремору (дрожание рук, ног, щек, век); выраженным позным реакциям (особенно скованности); заметным изменениям артику­ляции речи; суетливости, несдержанности и др. признакам.

При изучении организаторских способностей внимание обраща­ется на умение планировать работу, распорядительность, умение расставить людей, требовательность, умение контактировать как со старшими, так и с коллегами и подчиненными, умение прислушиваться к другим мнениям и извлекать из них полезное для выполнения задания, способность контролировать выполнение наме­ченного плана работы, умение предвидеть исход принимаемых решений и способность увлечь за собой людей.

Эмоциональные и иные психофизиологические состояния челове­ка можно определить и другими визуальными методами. «Так, Е.А.Зинченко разработана Методика экспертного визуального опре­деления эмоциональных состояний рабочих на производстве, кото­рая вполне приемлема и доступна для применения в области управ­ления персоналом и оптимизации отношений в трудовых кол­лективах»[6]. Этим же целям служит и методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напря­жения и комфортности.

1.3. Некоторые приемы "косвенного" наблюдения

Наблюдение косвенное отличается от обычного тем, что наблю­датель не непосредственно наблюдает за поведенческими реакциями человека, а лишь за отдельными предметами оформления его внеш­него облика либо привычного его окружения. Предметами такого наблюдения могут быть личный автомобиль, предпочитаемые цвета, домашние животные и др. косвенные указатели психологического портрета наблюдаемого.

Например, важное значение для характеристики человека и его психологического состояния имеет выбор им того или иного цвета. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разрабо­танный швейцарским психотерапевтом Максом Люшером в конце 40-х годов, и требующий для своего применения специальной под­готовки. Современный же вариант люшеровского теста можно лег­ко проверить на себе или своем окружении, используя при этом обычную настройку цветного телевизора. Психологи утверж­дают: если при этом на экране преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и аг­рессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие, но пос­тоянная улыбка на его лице чаще всего - маска, за которой скры­вается сальное внутреннее напряжение. Преобладающий темно-синий цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но спасен, геля кто-то станет у него из пути. И, наконец, предпочитающие светло синий - сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.

Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет авто­мобиля. В доказательство этому можно привести дачные американ­ского психолога Бертолгда Шварцга, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых характерологических особенностях его владельца, Например, собственники красных и желтых автомобилей - оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. В белых ездят люди с консервативными взглядами, в черных - деловые. Серые и се­ребристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочита­ют почтенные супруги и отцы больших семейств.

Некотороые психологические характеристики своих владельцев могут, оказывается, "выдать" их домашние собаки. «Например, фран­цузский ветеринар профессор Мишель Клейн, который уже 15 лет лечит собак, утверждает: покажите мне собаку, и я расскажу о ее владельце больше, нежели психологи. Владельцы пуделей и болонок, по его мнению, так хитры, как и их собаки, и немного скуповаты. Хозяева догов заносчивы и смелы, владельцы овчарок лишены чувства юмора и поэтому очень важничают, владельцы же охотничьих собак искренни и непосредственны»[7].

Один издатель в Цюрихе предложил оригинальный тест за обе­денным столом. Он выпустил брошюру, в которой даются советы, как подбирать хороших работников на руководящие должности. "Вместо того, чтобы предлагать кандидатам заполнить длинные эпитеты и проводить с ними собеседование, лучше пригласить их к обеду и понаблюдать, как они будут есть. «Если человек жадно поглощает пищу - это говорит о его неуравновешенности. Если же человек ест быстро и с понятием, то он работает также быстро. Кто во время еды очень интересуется содержанием витаминов в пище, тот на работе уделяет много внимания несущественным мелочам. Неторопливые, основательные едоки - наилучшие организаторы. Люди, лишенные аппетита, большей частью не имеют аппетита и к работе»[8].

При этом, норвежский ученый Олаф Пиндстрем заявляет, что мало наблюдать как челочек ест, необходимо также замечать, что он ест. Названный исследователь длительное время изучает влияние пищи, в частности овощей, на человеческую психику. По его мнению, салат развивает музыкальность, лук-порей – логическое мышление, морковь и шкпинат способствуют развитию меланхолии, картофель же действует успокаивающе. Так что выбор овощей к столу -дело, оказывается, далеко не простое.

1.4.  Исследование почерка как метод психодиагностики

Как показали исследования многих зарубежных и отечественных авторов, в том числе и известных почерковедов 20-30-х годов Д.М.Зуева-Инсарова и В.Д.Берлова, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий ко­эффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компо­нентами общего поведения человека. Легкость сближения с людьми, потребность в общении, непринужденность поведения в новой среде, разговорчивость и откровенность, это как раз те качества, отлича­ющие шизотим от циклического типа (или астеника от пикника), и разделение данных и противоположных свойств, по утверждению В.Д.Берлова, может быть выполнено на основе анализа почерка с достаточной степенью точности.

Одним из графологических признаков, дающих материал для суждения о преобладании перечисленных черт поведения, служит округлость или заостренность букв письма. Так, профессор Черановский Р.И., исследуя почерк у представителей различных конституций, установил, что почерк пикника резко выделяется округлостью вершин, плавным характером перехода от изгиба к изгибу и характеризуется сравнительно малым числом изгибов. У атлетоидов и астеников, объединяемых согласно Э.Кречмеру неко­торой общностью свойств темперамента, кривые, наоборот, имеют резкий угловатый характер, вершины этих кривых вытягиваются и виден резкий переход от одного взмаха к другому. Бели сопоставить автограф Бисмарка, как отмечает В.Д.Берлов, типичного шизотима, и подпись Вс.Иванова с ярко выраженной пикнической конституцией (пятиугольное лицо, короткая шея и т.д.), то мы увидим поразитель­ное сходство с соответствующими типическими кривыми.

Переходя к исследованиям, непосредственно касающимся связи между почерком и телосложением (Жислин, Гаарер, Липман, Энке) можно, суммируя все, сказать слудующее:

почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведен­ных букв, а слово представляет собой одно слитное плавное целое, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление лег­кости, непринужденности, плавности письма, отсутствие микрог­рафии. Отмечается сходство почерков пикников между собой;

почерк астеника характеризуется одним или несколькими из сле­дующих свойств:

1) разделенность слова на несколько частей, на буквы, или части букв, между собой несоединенные;

2) если буквы соединены, то причудливо, неравномерно;

3) отдельные буквы неравномерны, неправильны по величине, форме, наклону, не закруглены, заострены;

4) иногда буквы равномерны и закруглены, но отмечается излишняя тщательность и аккуратность в выведении отдельных букв;

5) известная "детскость", неправильность, неуверенность почерка;

6) микрография;

7) окаменелость почерка, его неизменяемость ни при эмоциях, ни при скорости письма;

8) необычный наклон букв;

почерк атлетика, в отличие от почерков астеников- "мыслителей" и пикников-собеседников, более вариативен и в значительной сте­пени связан с той ролью, которую атлетоид-"практик" выбирает для себя в том или ином случае, Перевоплощения "практика"-атлетика из одной роли в другую проявляется и в соответствующем почерке.

При исследовании почерка пикников и астеников отмечаются также резкие различия в нажиме, ритме давления, в характере кривых, выражающих силу нажима. С психологической точки зрения Энке объясняет характер почерка пикников отсутствием интрапсихического напряжения, результатом чего является и "лег­кость" письма. У астеника обратное соотношение психических свойств находит свое выражение в почерке, как бы отражающем это постоянное внутреннее напряжение. «Профессор Гуревич находит физиологическую трактовку свойств почерка: у пикников ясно вы­ражена способность к быстрой смене иннервации и денервации, и в письме отмечается быстрая денервация после нажима; у астеников, вследствие недостаточности экстрапирамидной системы и преобла­дания корковых механизмов, денервация несвоевременна, что дает и постоянный характер мышечного тонуса при письме»[9]. Таким образом, высокая корреляция по характеристическим чертам, выделяющим шизоидные и циклоидные компоненты поведения, находит свое определенное объяснение как в психологических свойствах пред­ставителей данного почерка, так и в психофизиологических особен­ностях построения и характера письма.

Подводя итог исследований, В.Д.Берлов отметил, что "почеркове­дение имеет все шансы к тому, чтобы если и не развиться в самосто­ятельную дисциплину, то стать одним из хороших методов психо­логии... Одно бесспорно, что из анализа почерка можно извлечь ряд указаний о некоторых типических формах поведения, о некоторых особенностях структуры личности. При бедности характеро­логических методов, коими мы сейчас располагаем, отказываться или пренебрегать графологическими приемами нет никакого смысла. Каковы границы этого применения, какие именно черты поведения и психологические качества особенно легко могут быть вскрыты ме­тодами графологии и какие из этих качеств особенно ярко получают свое выражение в почерке, - вопрос дальнейших исследований"[10].

1.5. "Телесные" тесты и асимметрия мозга

К методам психодиагностики относятся так называемые "телес­ные" тесты, многие из которых были уже отражены при описании мимики, жестов, осанки и других внешних проявлений поведения человека. Кроме этого существуют методики, позволяющие путем довольно простых заданных телодвижений определять некоторые врожденные индивидуально-типические свойства личности, такие, например, как относительное преобладание второй или первой сигнальной системы, что в свою очередь, связано с функционированием правого и левого полушарий мозга человека.

Ранее нами были рассмотрены специфические человеческие типы, обозначенные в трудах И.П.Павлова как "художественный" и "мыслительный" (существует еще и промежуточный, "средний" тип). Данная типология связана с учением, согласно которому высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы - образной, эмоциональной и второй - связанной с отображением этих образов посредством слова - сигнала сигналов. Относительное преобладание первой сигнальной системы характеризует художественный тип, относительное преобладание второй — мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей. При этом у "ху­дожников" деятельность больших полушарий затрагивает всего меньше лобные доли и сосредотачивается главным образом в осталь­ных отделах, у "мыслителей", наоборот, - преимущественно в первых.

Наличие двух сигнальных систем в психике человека связано с деятельностью правого и левого полушарий мозга, первое из которых более ответственно за продуцирование образов и эмоций, а второе -слов и речи в целом. Относительное преобладание деятельности пра­вого полушария мозга человека позволяет судить о преимущественности первой сигнальной системы, а преобладание левого полушария — одомикировании второй. При этом левое полушарие мозга управляет правой стороной тела человека, а правое - левой (так называемая асимметрия мозга). Простейший тест для выявления относительного преобладания той или иной сигнальной системы состоит в неодно­кратном "схлестывании" или переплетении пальцев: если сверху всегда оказывается палец левой руки, то говорят об отнесении данно­го человека к художественному типу (первая сигнальная система); если сверху оказывается большой палец правой руки, то это указы­вает на мыслительный тип (вторая сигнальная система).

Индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов людей, прояв­ляются в общих и специальных способностях человека, его индивидуальном "жизненном стиле". Дело в том, что развитие спо­собностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые анатомо-физиологическне особенности нервной системы, мозга человека. Поэтому изучение врожденных индивиду­ально-типических особенностей высшей нервной деятельности явля­ется важным условием эффективного профессионального отбора.

Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р.Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией. «В результате было обнаружено, что человек, у которого было "отключено" правое полушарие, а "работало" левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспо­мощным, когда требовалось что-то делать с предметами материаль­ного мира и их изображениями. Когда "отключили" левое, а "работа­ло" одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими за­дачами, хорошо разбирался с предметами живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способ­ность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербаль­ного мышления, а правого - пространственно-образного»[11].

При этом отличительной особенностью "правополушарного" — образного мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров. "Левополушарное" же мышление на­деляют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит постадийно, и в связи с этим носит аналитический характер. Данное отличие было установлено И.П.Павловым, который писал, что "художников" захватывает действительность целиком, сполна без всякого дробления и разъ­единения, а "мыслители" дробят ее и тем как бы умертвляют, делая из нее скелет, и затем только постепенно собирают ее на части и стараются таким образом оживить, что вполне нм все-таки так и не удается". В последнее время появились исследования, которые продолжили и углубили учение о деятельности полушарий мозга человека. «Обзор результатов этих исследований (В.Ротенберг, 1984) позволяет сде­лать вывод о двух различных типах мышления, двух различных стратегиях полушарий. Это различие сводится к принципам состав­ления связного контекста из отдельных элементов информации: левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст, т.е. из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее суще­ственные для данной конкретной задачи. Правополушарное же мыш­ление создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Иными словами, логико-знаковое мышление вносит в картину мира некоторую искусственность, тогда как образное мыш­ление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть»[12].

Описанная концепция фундаментальных различий между лево-и правополушарной стратегией переработки информации имеет пря­мое отношение к формированию различных способностей. Так, для научного творчества, т.е. для преодоления традиционных представ­лений, необходимо восприятие мира во всей его целостности, что предполагает развитие способностей к организации многозначного контекста (образного мышления). И действительно, существуют многочисленные наблюдения, что для людей, сохраняющих способ­ности к образному мышлению, творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная, монотонная работа. Люди же, не выра­ботавшие способности к образному мышлению, нередко предпочитают выполнять механическую работу, причем она им не кажется скуч­ной, поскольку они как бы "закрепощены" собственным формально­логическим мышлением. Отсюда ясно, отмечает В.Ротенберг, "как важно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивались гармонично, что­бы образное мышление не оказалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека"[13].

Итак, установлено, что наш мозг состоит из двух полушарий, и при рождении каждое из них имеет потенциал контролировать большинство - а возможно и все - виды деятельности в теле. Однако полушария вскоре начинают "специализироваться": у большинства людей - тех, кто пишет правой рукой - левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и многое другое, включая движения правой стороной тела. Правое полушарие "контролирует" образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями). Предполагают так­же, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. При этом любой человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария, либо являться представителем "смешанного" мозга. По наблюдениям директора Центра консультирования по профессиональной занятости Тони Мили (США) "правополушарные" и "левополушарные" работники имеют следующие отличитель­ные особенности:

Обрабатывающие информацию при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем, и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее кон­формисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания (задания). Они скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи, и, в сущности, они скорее улучшают существующий процесс или продукт, чем изобретают что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были преимущественно "правомозговыми". Многие системы, возможно, начали превращаться в "левомозговые" после Фредерика Тэйлора, основателя научного менеджмента. Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, с другой стороны, сильны вопросами, решаемыми интуитивным путем, и очень хороши в образном мышлении. Им нравится изобре­тение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситу­ацию. Они чаще не являются конформистами (т.е. приспосаблива­ющимися). Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария часто предпочитают организации, которые имеют иде­алистические цели и такие, где они могут проявить личную инициативу. Им нравятся гибкие правила и они существенным обра­зом человеко-ориентированные.

Люди со "смешанным" мозгом используют стратегии левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Не бесспорно, что смешанная обработка информации имеет преимущество, например, в большей части кадровой работы, и вполне возможно, что доля левшей в поддержании жизнедеятельности организации выше национальной (средней) нормы.- "Левомозговой подход необходим для гарантии таких вещей, как точность в деталях в письме, в кото­ром делается предложение будущему служащему. "Правомозговой" подход необходим в отношении к людям. Люди со "смешанным" моз­гом работают одновременно по "левомозговому" и "правомозговому" методам обработки информации.

Тони Мили утверждает, что существует важная отрасль знания о соответствующих склонностях левосторонних (левшей) и правосто­ронних (правшей) людей и о том, что не игнорируя их как в про­ектировании и компановке рабочих мест, так и в решениях по комп­лектованию штата и его расстановке, менеджеры могли бы серьезно улучшить исполнение работы служащим. Особенно это касается правильного использования "левшей", которые составляют примерно 10% всех людей и среди которых часто встречаются одаренные люди (например, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплин, В.И.Даль, И.П.Павлов и многие другие).

Леворукость нельзя считать болезнью или, тем более, психическим отклонением, однако иные родители, а зачастую и учителя, пытаются переучивать таких детей. Ученые же убеждены: насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, пос­кольку природа не прощает стремления переиначить то, что она заложила в самые сокровенные глубины организма. Не случайно, Тони Мили, обративший пристальное внимание на проблему леворукости служащих, обнаружил среди своих клиентов более 60%, стра­дающих от различных стрессов. При этом "леворукие" называли широкий круг причин (личные или семейные проблемы, неопреде­ленность карьеры, ухудшающееся исполнение работы и т.д.), кроме единственно верной. В основе же такого стресса лежит, как правило, невозможность "правомозговой" личности (левши) приспособиться к другому миру - миру, который является "левомозговым".

Поэтому, при поисках путей улучшения работы с персоналом необходимо учитывать фактор "леворукости" в проектировании оборудования и деловой мебели, планировании рабочего места, решениях по вербовке, отбору и развитию карьеры. Тем более, по наблюдениям Т.Мили, почти все леворукие- "белые воротнички", большинство из них мужчины, часто менеджеры и сотрудники творческой направленности. Так, 9 из 10 сотрудников творческого отдела одного из американских рекламных агенств оказались лев­шами, а научный отдел одной из ведущих промышленных организаций, состоящий из 12 сотрудников, включал 11 левшей во главе с руководителем подразделения. Иными словами, используя "правомозговых" людей для выполнения "левомозговой" работы, организация не только губит таланты, но и плодит неудовлетво­ренных работой служащих, что неминуемо скажется на текучести персонала, а, значит, и на результатах общей деятельности фирмы.

«Как же определить, левша ли перед вами и каковы возможные проявления этого? Т.Мили дает для этого следующие рекомен­дации:

во-первых, вы можете увидеть леворукость служащих при письме или заметить, что они пользуются левой рукой, много жестикулируя;

во-вторых, используйте наблюдения за движениями глаз говоря­щего: правши, при задумчивости, обращают взор вправо, левши, наоборот, - влево;

в-третьих, изучите интересы досуга служащего, которые у левши часто связаны с необходимостью осязательности и непос­редственного восприятия. Если вы видите в данных о кандидате при поступлении на работу, что его интересы включают некоторые из следующих, вполне возможно, что перед вами левша: виндсерфннг, парусный спорт, альпинизм, изготовление моделей (например, авиамоделирование), игры с ракеткой (теннис, бадминтон и др.)»[14]. Естественно, что осязательная привлекательность для левшей относится не только к досугу; она может распространяться также на работу. И в этом заключается проблема, поскольку традиционно любой, связанный с осязанием род занятий, принято относить только к ручному (физическому) труду. В связи с этим левши могут иметь трудности с карьерой, а чтобы этого не происходило, необходимо уже на этапе приема на работу предусмотреть оптимальное использо­вание работника с учетом фактора леворукости.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1.1.         Метод беседы

Цель: 

выяснить, что вызвало психологический  стресс.

Актуальность:

состояние психической напряжённости возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность.

Психическая напряженность - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий.

Сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. В отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

Степень напряженности психической определяется многими факторами; важнейшие из них — сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих ее, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее окружения социального. Когда напряженность психическая не может разрешиться в реальной деятельности, она активирует механизмы защиты психологической. В ряде интерпретаций напряженность психическая совпадает с понятием психологического стресса.

По характеру влияния на эффективность деятельности выделяются: 1) состояние напряженности психической операциональной, в основе которой лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности; оказывает на индивида мобилизующее влияние и способствует сохранению высокого уровня работоспособности; 2) состояние напряженности психической эмоциональной, развитие которой характеризуется выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности; приводит к снижению эффективности деятельности и к ее дезорганизации.

Объект:  женщина, 25 лет, секретарь - референт

Предмет:  психическая напряженность

Задачи: 

1.     приготовить вопросы для беседы;

2.     выяснить в ходе беседы причину возникновения стресса;

3.     сделать выводы о серьезности эмоционального состояния респондента.

Ход беседы:

1.     На первой стадии беседы женщина переспрашивала, была невнимательна к тому, о чем я говорила, отвечала односложно, была пассивна в общении, сидела в закрытой позе, наблюдалось нервное ожидание окончания беседы.

2.     На второй стадии беседы женщина поменяла свою позу, более раскрепостилась, когда поняла, что от нее ничего не требуют, отвечала более развернутыми фразами, голос тихий, темп речи замедленный, создавалась видимость, что респондентка сильно устала.

3.     На следующей стадии  женщина более открылась в эмоциональном плане, рассказала о проблемах на работе, дома, о взаимоотношениях с коллегами, начальником,  сильно при этом нервничала, теребила платок в руках. К концу беседы поблагодарила меня, сказала, что ей стало легче в эмоциональном плане.

Вербальные и невербальные проявления: 

в ходе беседы эмоциональный фон респондентки менялся от пониженного к умеренному; говорила мало, медленно, невыразительно,  лицо выражало усталость, не заинтересованность, опущенные уголки губ, отсутствие жестикуляции, поза закрытая почти на протяжении всей беседы, тело при этом напряжено, немного нервничала.

Анализ: 

Мною был сделан вывод из информации, полученной в ходе беседы о том, что стресс (состояние психической напряженности) связан с характером деятельности и  особенностями её протекания. К женщине были предъявлены  повышенные требования, при этом наблюдался  дефицит времени, начальник требовал увеличение темпа действий, совмещение двух деятельностей (ведение делопроизводства и первичной бухгалтерии) без снижения качества одной их них.  Респонденту необходим физический отдых, и анализ своей деятельности.

 

Цель:

выявить уровень сформированности культуры общения.

Актуальность:

 культура общения позволяет быстро наладить контакт, способствует профессиональному росту, процветанию в бизнесе.

Объект:  мужчина, 27 лет, директор фирмы

Предмет:  культура общения

Задачи: 

4.     приготовить вопросы для беседы;

5.     проследить во время беседы за мимикой, жестами, речью, понаблюдать, не присутствует ли диссоциация (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения;

6.     сделать выводы об уровне культуры общения.

Ход беседы:

 

4.   На первой стадии беседы задавались вопросы, ответы на которые способствовали налаживанию контакта между экспериментатором и респондентом. В контакт вступил сразу, был открыт, тактичен, вежлив.

5.   На второй стадии беседы выявился  довольно высокий уровень культурного общения, получена информация о знании психологии общения, которое он использует в повседневных коммуникативных актах, что способствует налаживанию не только партнерских отношений, но и создает благоприятный климат в своем коллективе.

6.     На следующей стадии  обсуждалась тема культуры общения, в которой собеседник активно участвовал, высказывался по этому поводу, был заинтересован.

Вербальные и невербальные проявления: 

в ходе беседы, диссоциации между  содержанием и формой сообщения  не наблюдалось, речь быстрая, правильно построенная, умение слушать партнера, задавать вопросы,  мимика живая, подвижная,  жесты широкие, как бы охватывающие все пространство вокруг, заинтересованность, желание взять инициативу разговора в свои руки, любит спорить, но делает это корректно.

Анализ: 

Мною был сделан вывод о высоком уровне сформированности культуры общения этого респондента.

2.2. Самонаблюдение

Тема:

конфликт с начальником

Актуальность:

практика показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. В любом случае для ведения дискуссии, как минимум, необходимо иметь две различных точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.

Итак, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.   Как субъект взаимодействия  в конфликте может выступать и отдельное лицо и несколько лиц, в данном случае речь идет о конфликте межличностном.

Цель

проанализировать самоощущения в конфликтной ситуации.

Предмет:  конфликт.

Ход исследования:

1.     Проанализировать ситуацию возникновения конфликта;

2.     Выяснить какой подход использовал начальник в ведении спора, какой подход использовала я:

3.     Проанализировать внутренние ощущения во время конфликта.

Анализ результата:

1.     Проанализировав ситуацию возникновения конфликта, я сделала вывод, что начальник не хотел прислушиваться к моей точке зрения, а я не хотела уступать, так как была уверенна в своей правоте как профессионал в данной области.

2.     Проанализировав конфликт, я пришла к выводу, что начальник использовал критикующий подход к ведению спора, так как всецело акцентировал внимание лишь на моих недостатках, слабых местах и позициях, не хотел и не стремился увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не мог предложить свое решение.

Я же  использовала логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу, если используют оба этот подход.

3.     В процессе конфликта я пыталась отстаивать свою точку зрения, вела себя корректно и тактично, несмотря на то, что начальник был вспыльчив, плохо слушал аргументы.  Чувствовала себя дискомфортно, волновалась, была обида за то, что меня не хотят выслушать. Возникла ответная агрессия, которая проявилась в повышении голоса, сбивчивости аргументации.

Выводы

В моей ситуации конфликт был организационный - столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно целей друг друга. Обычно возникает в ситуации, когда необходимо резко изменить привычный тип деятельности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и пр.

Действия субъектов конфликта организационного регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и имеют внеличностный характер.

Основные элементы конфликта: 1) организационная ситуация проблемная; 2) "первый" участник — воспринимающий данную ситуацию как препятствие для достижения задач должностной позиции; 3) "второй" участник — воспринимающий ее как ситуацию, благоприятствующую решению задач своей должностной позиции; 4) конфликтное взаимодействие участников.

Разрешению конфликта организационного предшествует его анализ, начинающийся с изучения и определения степени конфликтности участников. Если конфликтность является чертой характера или достигла порога, когда индивид становится постоянным инициатором напряженности (независимо от того, предшествуют ли этому ситуации проблемные), то конфликт далее не анализируется. Если же конфликтность низкая, то: 1) анализируются цели участников конфликта; 2) определяется ситуация проблемная, предшествующая конфликту; 3) устанавливаются факторы, способствующие перерастанию ситуации проблемной в конфликт организационный; 4) измеряется   степень    воздействия   личностных    особенностей конфликтующих и ситуации проблемной, влияющей на возникновение конфликта.

Конечный этап развития конфликта организационного — его разрешение, мнимое или реальное. При мнимом разрешении конфликта не устраняется основание его возникновения: конфликт завершается либо отстранением одного из участников, либо достижением компромисса, либо подавлением конфликта силой власти или авторитета. При этом у участников конфликта остаются неудовлетворенность и недовольство, что может привести к новой вспышке конфликта.

Реальное разрешение конфликта организационного может осуществляться по двум направлениям: 1) устранение и разрешение организационной ситуации проблемной; 2) нахождение форм движения конфликта и содействие всемерному ускорению объективного процесса его развития, благодаря коему сохраняется и развивается рациональное и содержательное обоснование позиций конфликтующих индивидов или групп и, наконец, находится решение, полностью удовлетворяющее участников конфликта.

Целесообразность и регулируемость конфликта организационного оцениваются сравнением затрат на разрешение организационной ситуации проблемной через конфликт и без него. Если затраты на разрешение ситуации через конфликт оказываются большими, чем разрешение другими средствами, то конфликт нецелесообразен.

Если разрешение ситуации через конфликт не вызывает больших затрат, или же других средств ее разрешения нет, то конфликт целесообразен. Критерии регулируемости конфликта организационного таковы: 1) разрешимость ситуации проблемной в данный момент наличными средствами; 2) значимость ее разрешения для "первого" участника; 3) значимость сохранения ситуации проблемной для "второго" участника; 4) степень конфликтности участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, к числу нестандартных методик относятся такие приемы, как наблюдение, бесе­да, интервью, анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения

В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. Басов проводит резкую грань между обыч­ными наблюдениями педагога за детьми, которые он осу­ществляет практически каждый день, и теми наблюдени­ями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринимателем», его наблюдения случайны, не­целенаправленны, а потому нередко поверхностны.

Беседа, интервью

Это метод сбора первичных данных на основе вербаль­ной коммуникации. При соблюдении определенных пра­вил он позволяет получить не менее надежную, чем в на­блюдениях, информацию о событиях прошлого и настоя­щего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, 6 субъективных состояниях.

Анализ продуктов деятельности

В психодиагностике существует еще один способ полу­чения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ­ников, позволяющий изучать продукты человеческой дея­тельности. Под понятием «документальный источник» по­нимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достовер­ную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально «анализ содержания»).

Список литературы

1.     Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 637.

2.     Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 384.

3.     Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 321.

4.     Задол Т.Г. Руководство психологической диагностики. М., 1997. с. 254.

5.     Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 264.

6.     Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Сб. науч. трудов. Под ред. К.Я, Дудова. СПб, 1997. с. 98.

7.     Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с. 487.

8.     Якуба Ю.А.  Методы тестирования. М., 2001. с. 213.


[1] Задол Т.Г. Руководство психологической диагностики. М., 1997. с. 117.

[2] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 97.

[3] Задол Т.Г. Руководство психологической диагностики. М., 1997. с. 124.

[4] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 92.

[5] Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Сб. науч. трудов. Под ред. К.Я. Дудова. СПб, 1997. с. 29.

[6] Якуба Ю.А.  Методы тестирования. М., 2001. с. 163.

[7] Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 208.

[8] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 315.

[9] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 137.

[10] Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с.256.

[11] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 348.

[12] Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с. 259.

[13] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 388.

[14] Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 221.