ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 6
1.1. Тесты 6
1.2. Опросники 9
1.3. Методики проективной техники 11
1.4. Диагностика интеллектуального уровня 12
1.5.Диагностика памяти и внимания 13
1.6. Креативность и ее диагностика 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА 21
2.1. Ход исследования 21
2.2. Методы и результаты исследования 21
2.3. Стратегия развития организации: выводы, рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 32
Приложение 33 ВВЕДЕНИЕ
Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическимй исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.).
В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с определенной системой отсчета, либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.
Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся, например, с нормой (при определении патологии развития) или с каким-то критерием.
Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуются сравнение получаемых при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения полученных данных с критерием (например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.
В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, учителю, врачу и др.), который сам принимает решение о его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий изучение разных видов психологической деятельности).
Таким образом, диагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.
Цель работы: определить активные методы психодиагностики.
Задачи работы:
- дать характеристику активным методам психодиагностики;
- провести эмпирическое исследование с одним из активных методов психодиагностики.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1.1. Тесты
«Тесты (от англ, test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми»[1]. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: психолог имеет возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является «тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
В предметных тестах, материал тестовых задании представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кос-са, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (ре-актометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестах широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.
Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статис-тическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительны»- действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Задания, составляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, способностей, личности; особое место в этом делении занимают достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.
1.2. Опросники
«Это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия»[2].
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (напрмер, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
«По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок»[3].
Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для полужестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
1.3. Методики проективной техники
Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
«В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление»[4].
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части это предметные или бланковые методики.
1.4. Диагностика интеллектуального уровня
Тест Д. Векслера. Наиболее удачная и жизнеспособная адаптация тестов Бине—Симона, названная шкалами Стенфорд—Бине, в течение многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей. Она также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а не показателем по определенному тесту. Сыграла свою роль и относительная стабильность IQ, установленная при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени, о причине чего будет сказано позднее.
Остановимся на другом типе индивидуальных тестов, предназначенных для тех же целей, что и шкала Стенфорд— Бине. В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как Шкала интеллекта Векслера—Белльвью. Она предназначалась для тестирования взрослых. Шкала имела ряд методических недостатков, касающихся величины и репрезентативности нормативной выборки, надежности субтестов, и позднее была переработана. «В 1955 г. была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS). Она содержала 11 субтестов, 6 субтестов составляли вербальную шкалу и 5 — шкалу действий. В вербальную шкалу входили субтесты на осведомленность, понимание, арифметический, нахождение сходства, запоминание цифр и определение словарного запаса. Шкала действий состояла из субтестов: «Цифровые символы», «Завершение картинок», «Конструирование блоков», «Расположение картинок», «Сборка объектов»[5].
При стандартизации шкалы Векслера нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании выборки исследователи опирались на данные переписи населения США за 1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по географическим районам, принадлежность к городскому и сельскому населению, принадлежность к белой и другим расам, учитывались также уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в выборку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в учреждении для умственно отсталых.
Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 человек в возрасте от 60 лет из типичного города среднего Запада. Для каждого возраста были установлены стандартные IQ со средним значением 100 и о, равной 15. Показатели надежности шкалы высоки и расположены от 0,93 до 0,97 (в зависимости от шкал и отдельных субтестов). Валидность, установленная по корреляции с тестами Стенфорд—Бине, около 0,87, а валид-ность по внешнему критерию (с оценками в колледже) порядка 0,40-0,50.
1.5.Диагностика памяти и внимания
Уровень интеллектуального развития является комплексной характеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности. В нем отражены особенности ряда психических процессов человека, но в первую очередь особенности мышления, отчасти восприятия. Вместе с тем успешность выполнения интеллектуальных тестов зависит и от внимания человека (от умения сосредоточиться на тестовых заданиях и не отвлекаться в течение всего времени тестирования), и от его памяти (часто требуется проявить свою информированность, т. е. умение вспомнить то, что человек приобрел в своем прошлом опыте). В некоторые интеллектуальные тесты включаются субтесты, диагностирующие память (например, в тесты Векслера и Амтхауера). Это, скорее всего, связано с теми специфическими задачами, для решения которых разрабатывались тесты. Так, появление субтестов «Повторение цифр» и «Повторение предложений» в шкалах Векслера связано с тем, что они служат средством не только психологического, но и психиатрического диагноза. В тесте Амтхауера субтест на запоминание используется для диагностики практических способностей в целях проф-консультации. А. Бине, неоднозначно относившийся к диагностике памяти и то включавший субтест на память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в действительности не интеллект, а только «великий имитатор его».
В целом отношение психодиагностов к измерению памяти у индивидов, не имеющих отклонений в умственном развитии, таково: показатели непроизвольной и механической памяти не являются показателями умственного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опос-редуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить связь между последними и интеллектуальным развитием. Однако главный фактор все же мышление: от него зависит произвольное и смысловое запоминание, и поэтому можно ограничиться диагностикой мышления.
Внимание у нормального в психическом отношении человека также находится в пределах нормы (что не исключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний). Кроме того, внимание — специфическая психическая функция, его показатели определяются интересами, склонностями человека. Если при выполнении деятельности у человека нет положительной мотивации, его внимание может быть неустойчивым, с низкой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у испытуемого могут объясняться не нарушениями, а низкой мотивацией при выполнении экспериментальных заданий. Это особенно важно учитывать при диагностике детей. Всем известно, насколько усидчивым может быть ребенок, как долго он может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребенка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.
Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе с детьми, помимо особенностей восприятия и мышления, диагностируемых с помощью интеллектуальных тестов, все же возникает необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это важно, когда психодиагност имеет дело с ребенком, подозреваемым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или умственной отсталости, вызываемых органическими повреждениями центральной нервной системы, а также соматических заболеваний. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и внимания.
В чем проявляются нарушения памяти? Продуктивность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием вслух). Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их). Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.
Таким образом, диагностируя особенности памяти, следует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнеми-ческой деятельности, а также на характер ошибок.
Память имеет многие характеристики, различаясь по наличию или отсутствию установки на запоминание — непроизвольная и произвольная, по времени сохранения — кратковременная и долговременная, по характеру запоминаемого материала — вербально-логическая, образная и эмоциональная, по способу запоминания — механическая и смысловая. Одним из самых важных показателей памяти, по ко^ торому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми для оценки объема кратковременной памяти.
«Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной образной памяти. Стимульный материал состоит из двух таблиц с разными графическими изображениями.
Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому первую таблицу с 9 фигурами и просит его запомнить эти фигуры. Время экспозиции первой таблицы 10 с. Затем испытуемому немедленно предъявляют вторую таблицу, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице — 25). Испытуемый должен показать те фигуры, которые он видел на первой таблице. Обработка результатов состоит в подсчете числа правильно и неправильно узнанных фигур. Узнавание оценивается по коэффициенту узнавания, который подсчитывается по формуле где М — число правильно узнанных фигур; N — число неправильно узнанных фигур.
Оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти»[6].
«Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р. Лурией, выявляет объем кратковременной памяти. Материалом для запоминания являются слова.
Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Предлагается использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Перед началом эксперимента дается следующая инструкция (предложена С. Я. Рубинштейн): «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко. Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации»[7].
1.6. Креативность и ее диагностика
Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х годов выделилось и приобрело большую популярность изучение особых способностей, названных креативностью (от лат. creatio — создание, сотворение). Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.
Было признано, что последняя (креативность) зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта — как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
«Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность»[8].
Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентность мышления, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы).
Исследуя различного рода способности, представляющие интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, также определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность, на основании этих результатов дать невозможно.
Если же вместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности — по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, — то получали однозначные результаты, свидетельствующие о разделении креативности и интеллекта. Некоторые ученые рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционными интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований, показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.
Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой.
«Исследования свидетельствуют о большой роли личностных особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных индивидов от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают»[9]. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.
Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам.
Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных детей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью,^ настоящее время широко изучается психологами. Признается связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности.
«Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в 50-е годы.
Эти методики, известные как Южнокалкфорнийские тесты, измеряли особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов. В первых 10 от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4 составить ответ на основе изобразительного содержания.
Примеры вербальных заданий:
1. Легкость словоупотребления. Напишите слова, содержащие указанную букву («о»: ноша, горшок, опять...).
2. Легкость в использовании ассоциаций. Напишите слова, сходные по значению с данным словом («тяжелый»: трудный, веский, суровый...).
Пример изобразительного задания.
Оформление. Контуры общеизвестных объектов необходимо заполнить как можно большим числом деталей этих объектов и др.
Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов. Их стандартизация проводилась на небольших выборках, а данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту и не являются удовлетворительными. По мнению психологов, причинами малой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и неучет личностных характеристик»[10].
Кроме того, задания в них не предполагают определенного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. По этой причине, как считают некоторые психодиагностът, для тестов креативности необходимо устанавливать надежность специалистов, оценивающих их выполнение.
В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты креативности Е. П. Торренса. Несмотря на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, в действительности его тесты (особенно вербальные) по сути похожи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Гилфорда, но все же недостаточны.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
2.1. Ход исследования
Исследование проводилось в коллективе ТОО «НТПД». Коллектив состоит из 20 человек, возраст респондентов от 30 до 40 лет из них 9 (2 женщины, 7 мужчин) респондентов – административный состав коллектива, 11 (мужчины) респондентов основной состав коллектива.
Исследование проводилось в период 1.10.03г. -1.11.03г.
Цель исследования: изучить психологические особенности и структуру исследуемой группы.
Задачи исследования:
- изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности;
- дать оценку социально-психологической совместимости респондентов исследуемой группы.
2.2. Методы и результаты исследования
Для достижения цели и решения поставленныж задач мы использовали методику диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» (приложение 1, 2).
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Неофициальные взаимоотношения регулируются принятыми большинством членов коллектива неписаными правилами - групповыми нормами поведения. Положение работника в рамках неофициальной структуры определяет его социально-психологический статус.
Групповые нормы - это общепризнанные в данном коллективе правила поведения работников. Система групповых норм в коллективе представляет собой требования работников в отношении поведения в сфере труда, досуг, общения.
В коллективе социально-психологический климат (СПК) можно определить как устойчивый настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем формам жизнедеятельности на основании индивидуальных ценностных ориентации.
Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Для изучения межличностных отношений автором организация была разбита на две малые группы, которые условно мы в дальнейшем будем называть:
- администрация;
- основной состав.
Используя социометрический метод анализа межличностных отношений в малых группах стало возможным выявить многообразие неформальных структур в изучаемых объектах, выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, получить информацию о состоянии данных групп.
Социометрический анализ был проведен в несколько этапов. Первый этап заключался в составлении социометрического теста (приложение А, Б), его заполнении, составлении социоматрицы по итогам теста таблицах 1,2.
Предварительный анализ социоматрицы показывает, что в группе администрации преобладает относительно устойчивый психологический настрой работников, т.к. данные группы более активны в своих положительных выборах.
Таким образом, группу администрация можно определить как сплоченный коллектив, в котором усвоены групповые нормы поведения. Члены коллектива поддерживают между собой дружеские отношения. Такой коллектив стабилен, эффективен, во главе коллектива стоит руководитель, совмещающий статус формального и неформального лидера. Члены данной группы являются коллективистами, при решении задач стараются учитывать интересы и мнению другого, стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи.
Таблица - 1 Социоматрица для группы администрации
№ |
j – члены: кого выбирают |
Сделанные выборы |
Всего |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
- |
+ |
||
1 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
0 |
8 |
8 |
2 |
+ |
|
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
2 |
6 |
8 |
3 |
+ |
+ |
|
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
4 |
4 |
8 |
4 |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
0 |
8 |
8 |
5 |
+ |
+ |
- |
+ |
|
+ |
- |
+ |
+ |
|
2 |
6 |
8 |
6 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
|
2 |
6 |
8 |
7 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
|
+ |
+ |
|
3 |
5 |
8 |
8 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
2 |
6 |
8 |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
1 |
7 |
8 |
|
8 |
7 |
4 |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
7 |
|
|
|
|
|
0 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
56 |
72 |
Таблица - 2 Социоматрица для группы основного состава
№ |
j – члены: кого выбирают |
Сделанные выборы |
Всего |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
- |
+ |
||
1 |
|
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
8 |
10 |
2 |
+ |
|
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
7 |
10 |
3 |
+ |
- |
|
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
6 |
4 |
10 |
4 |
+ |
+ |
- |
|
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
4 |
6 |
10 |
5 |
+ |
+ |
- |
- |
|
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
7 |
10 |
6 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
5 |
10 |
7 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
3 |
7 |
10 |
8 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
- |
3 |
7 |
10 |
9 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
+ |
- |
3 |
7 |
10 |
10 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
- |
5 |
5 |
10 |
11 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
|
6 |
4 |
10 |
|
7 |
6 |
2 |
7 |
5 |
6 |
5 |
5 |
9 |
7 |
2 |
|
|
|
|
3 |
4 |
8 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
1 |
3 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47 |
64 |
110 |
Таким образом, группу основной состав можно определить как расчлененный коллектив. Такая группа имеет следующие характерный признаки: наличие нескольких социально-психологических групп, в каждой группе сложились свои нормы поведения, во главе каждой группы стоит свой неформальный лидер. Группы могут конфликтовать между собой, но в тоже время внутри каждой группы наблюдается высокая сплоченность. В такой группе могут работать конформисты - безынициативные работники, легко подчиняются приказам как своего непосредственного начальника, так и различных активистов; работники, стремящиеся к лидерству, т.е. стараются подчинить своему влиянию других людей; коллективисты.
На втором этапе исследования, используя данные социоматриц (таблицы 1.2), был проведен анализ, выявляющий множество взаимосвязей между членами группы.
Анализ социоматриц начнем с отыскания центрального, наиболее влиятельного члена группы. В группе администрация (таблица – 1) таковым является работник под номером 1. Т.к. № 1 имеет наибольшее число положительных выборов и является формальным руководителем в данной группе, то он является формальным лидером. Помимо лидера в группе можно выделить людей, которые не являются лидерами, но пользуются ее расположением и соответственно чувствуют себя в ней уверено. Таковыми являются № 2, 4, 5, 6 и 9. Позицию работников № 3, 7, 8 в данной системе можно обозначить как неблагоприятную.
Часто неформальные группы состоят из двух, трех человек, реже из четырех и боле человек.
В данном коллективе можно выделить 4 неформальные группы:
1. 1-2-4-5-6-9;
2. 1-4-7-9;
3. 1-7-8-9;
4. 1-3-4.
Таким образом, в данной группе социально-психологической климат можно определить как устойчивый. Групповые нормы - требования работников в отношении поведения в сфере труда, общения, досуга - признаны большинством. Данную группу определить как сплоченный коллектив.
Используя, анализ группы администрация, аналогично проведем анализ для группы основного состава.
В группе основного состава (таблица 2) формальный руководитель является формальным лидером, работник под № 9 (из 10 возможных выборов его 9 человек выбрали положительно). «Принятыми» в данную группу можно считать работников под №1,2, 4, 5, 6, 7, 8, 10. Работники 3 и 11 - получили наименьшее количество положительных выборов и являются примкнувшими к данной группе. Такое неблагополучное положение работников в группе может быть связано с затруднительными контактами с другими членами коллектива, ощущения работником некоторой дистанции.
Для группы характерно большое число неформальных структур:
1. 6 - 8;
2. 5 - 11;
3. 4 - 6;
4. 2 - 4 - 9 - 10;
5. 1 – 5 – 7 - 9;
6. 2 – 8 – 9 - 10;
7. 5 – 8 – 9 - 10;
8. 1 - 2 – 4 – 7 - 9.
Таким образом, группу основной состав определить, как группу с относительно устойчивым психологическим климатом, подверженному конфликтам между группами.
Третий этап социометрического анализа заключался в вычислении персональных и индивидуальных психологических индексов для каждой группы. Вычисление индексов проводилось на основе таблиц 1,2. Результаты вычислений отображены в таблицах 3,4,5.
Таблица - 3 Результат вычислений персональных социометрических индексов для группы администрация
№ |
- Эi |
+ Эi |
n i |
S ui |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0,25 |
0,75 |
0,13 |
0,75 |
3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
0,75 |
5 |
0,25 |
0,75 |
0,13 |
0,5 |
6 |
0,25 |
0,75 |
0,25 |
0,75 |
7 |
0,38 |
0,62 |
0,5 |
0 |
8 |
0,25 |
0,75 |
0,5 |
0 |
9 |
0,13 |
0,87 |
0,13 |
0,75 |
Таблица - 4 Результат вычислений персональных социометрических индексов для группы основной состав
№ |
- Эi |
+ Эi |
n i |
S ui |
1 |
0,2 |
0,8 |
0,3 |
0,4 |
2 |
0,3 |
0,7 |
0,6 |
0,2 |
3 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
-0,6 |
4 |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
0,4 |
5 |
0,3 |
0,7 |
0,5 |
0 |
6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
7 |
0,3 |
0,7 |
0,5 |
0 |
8 |
0,3 |
0,7 |
0,5 |
0 |
9 |
0,3 |
0,7 |
0,1 |
0,8 |
10 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
11 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
-0,6 |
Таблица - 5 Результат вычислений групповых социометрических индексов для групп администрация, основной состав
|
Администрация |
Основной состав |
S p |
0,69 |
0,47 |
R |
0,16 |
0,13 |
Э гр |
4,4 |
1,45 |
2.3. Стратегия развития организации: выводы, рекомендации
Развитие организации - это совместная деятельность, направленная на решение проблемы. Развитие организации предполагает активность всех членов коллектива по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют.
Организационно - управленческие условия развития организации:
- структурно - организационные условия заключается в максимальном соответствии формальной и неформальной структуры коллектива уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками;
- личностно - функциональные условия включают в себя соответствие работником требованиям должности, которую он занимает. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения торможения развития организации и возникновения конфликтов между работниками;
- ситуативно-управленческие условия предупреждения связаны, прежде всего, с принятием оптимальных управленческих решений и грамотной оценкой результатов деятельности работников, особенно подчиненных.
Деятельность по развитию организации может осуществляться не только руководителем организации (группы), а также самими участниками взаимодействия.
Социально - психологические условия развития организации связаны с соблюдением основных закономерностей социального взаимодействия. Существует пять основных закономерностей сознательное или неосознанное нарушение, которых может привести к конфликтам в организации, и, как следствие будет противоречить развитию.:
- каждый из партнеров в процессе взаимодействия играет по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных;
- предупреждению конфликтов способствует при взаимодействии людей и социальных групп взаимозависимости в решениях и действиях. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной;
- в процессе совместной деятельности члены группы оказывают друг другу помимо нормативной помощи личные услуги. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то это может привести к нарушению взаимоотношений между сотрудниками;
- важным социально - психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает межличностное или межгрупповое взаимодействие и может стать основой конфликта;
- в процессе взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. Работа другого человека оценивается по тому, что ему не удалось сделать по сравнению с нормативными требованиями.
Таким образом, учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Степень взаимосвязи работников в процессе труда с другими членами коллектива различна. Индивидуальный характер труда, когда каждый занят своим делом, не требует непосредственного взаимодействия в процессе работы. Но и в этом случае меду людьми неизбежно возникают деловые отношения сотрудничества и взаимопомощи, они проявляют интерес к делам друг друга, помогают менее опытным работникам, полагаются на советы и помощь более квалифицированных. Такой тип совместной деятельности определяют как социально - психологический и выделяют его как особый тип взаимоотношений. Социально - психологический тип совместной деятельности возникает на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность за общее дело. Высокий уровень развития этих групп объясняется тем, что здесь сплоченность коллектива основывается на моральном чувстве общности цели, долге, сотрудничестве.
Существует и другой тип совместной деятельности - формально -организационный. Данный тип характерен для тех коллективов, в которых, несмотря на введение бригадной формы труда реальной общности не возникает. Такой коллектив формально объединяет отдельных работников, поскольку никакой взаимозависимости в группе не возникло, между людьми фактически отсутствуют контакты, деловые общение, психологическое единство.
Таким образом, разные типы совместной деятельности определяют разные типы взаимодействия между людьми, порождают специфические виды их контактов и взаимозависимостей.
В «неофициальной жизни» группы выделяют следующие типы работников:
1. Лидеры - человек, обладающий авторитетом в группе, имеет особое влияние на происходящие в ней процессы. В сплоченном коллективе формальный руководитель является формальным лидером. Для коллектива с низким уровнем сплоченности характерно наличие нескольких неформальных лидеров, формальный руководитель не пользуется авторитетом у подчиненных.
2. Коллективисты - люди, которые стремятся решать задачи совместно, при этом каждый из работников учитывает интересы и мнение другого, способен к сотрудничеству и взаимопомощи, проявляет инициативу.
3. Конформисты - это, как правило, безынициативные работники, которые легко подчиняются любым приказам, как своего непосредственного начальника, так и разных активистов.
4. Индивидуалисты - предпочитают работать в одиночку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К активным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, методики проективной техники. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и пред давления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
Активные психодиагностические методы разделяются на:
Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками.
Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях — математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.
По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т. д.). Ответы испытуемых здесь также оцениваются как правильные или неправильные.
Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Тесты личности диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых.
Список литературы
1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 637.
2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 384.
3. Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 321.
4. Задол Т.Г. Руководство психологической диагностики. М., 1997. с. 254.
5. Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 264.
6. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Сб. науч. трудов. Под ред. К.Я, Дудова. СПб, 1997. с. 98.
7. Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с. 487.
8. Якуба Ю.А. Методы тестирования. М., 2001. с. 213.
Приложение 1
Тест – социограмма для группы администрация
Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив знак «+», если вы делаете положительный выбор, и знак «-», если вы делаете отрицательный выбор.
Ф.И.О. ______________________________________________________
|
Тип |
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Работа |
С кем бы вы хотели работать в одном коллективе? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Тест – социограмма для группы основной состав
Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив знак «+», если вы делаете положительный выбор, и знак «-», если вы делаете отрицательный выбор.
Ф.И.О. ______________________________________________________
|
Тип |
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Работа |
С кем бы вы хотели работать в одном коллективе? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1] Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с. 134.
[2] Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 82.
[3] Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 56.
[4] Якуба Ю.А. Методы тестирования. М., 2001. с. 12.
[5] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 38.
[6] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 41.
[7] Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Сб. науч. трудов. Под ред. К.Я, Дудова. СПб, 1997. с. 8.
[8] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 44.
[9] Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 57.
[10] Якуба Ю.А. Методы тестирования. М., 2001. с. 18.