ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ                                                                            6

1.1. Тесты                                                                                                        6

1.2. Опросники                                                                                               9

1.3. Методики проективной техники                                                              11

1.4. Диагностика интеллектуального уровня                                                12

1.5.Диагностика памяти и внимания                                                              13

1.6. Креативность и ее диагностика                                                                16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА                          21

2.1. Ход исследования                                                                                         21

2.2. Методы и результаты исследования                                                        21

2.3.    Стратегия развития организации: выводы, рекомендации            27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   31

Список литературы                                                                                            32

Приложение                                                                                                                             33                                                                ВВЕДЕНИЕ


Одно из значений термина «диагноз» в переводе с гре­ческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медици­не, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях чело­веческой психики. Современная психологическая диагнос­тика определяется как психологическая дисциплина, разраба­тывающая методы выявления и изучения индивидуально-пси­хологических и индивидуально-психофизиологических особен­ностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психо­лога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическимй исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются со­ответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики отно­сятся конкретные приемы изучения индивидуально-пси­хологических особенностей, способы обработки и интер­претации получаемых результатов. Направления теорети­ческой и методической работы в области психодиагности­ки определяются главным образом запросами психологи­ческой практики. В соответствии с этими запросами фор­мируются специфические комплексы средств, соотноси­мые со сферами работы практических психологов (образо­вание, медицина, профотбор и т. д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструиро­вание и апробация методик, разработка требований, кото­рым они должны удовлетворять, выработка правил прове­дения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с опреде­ленной системой отсчета, либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получае­мые при диагностировании данные об индивидуальных осо­бенностях психики испытуемого соотносятся, например, с нормой (при определении патологии развития) или с каким-то критерием.

Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место ис­пытуемого или группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуют­ся сравнение получаемых при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателей высокого, среднего и низкого уров­ней развития изучаемых особенностей путем соотношения полученных данных с критерием (например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические ме­тодики призваны достаточно быстро и надежно обеспечи­вать сбор данных об испытуемом для формулирования пси­хологического диагноза.

В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различ­ной. Этот диагноз может быть передан другому специалис­ту (например, учителю, врачу и др.), который сам прини­мает решение о его использовании в своей работе. Постав­ленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназ­начаться не только специалистам (педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), но и самим обсле­дуемым и их родителям. Вместе с тем на основе проведен­ного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психо­терапевтическую работу с испытуемым (именно так обыч­но работает практический психолог, сочетающий изуче­ние разных видов психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого и мо­жет быть сформулировано заключение об отдельном испы­туемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-пси­хофизиологических особенностей.

Цель работы:  определить активные методы психодиагностики.

Задачи работы:

- дать характеристику активным методам психодиагностики;

- провести эмпирическое исследование с одним из активных методов психодиагностики.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1.1. Тесты


«Тесты (от англ, testиспытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми»[1]. Их отличительная особен­ность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный от­вет. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Инди­видуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимо­действие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преиму­щества: психолог имеет возможность наблюдать за испытуе­мым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слы­шать и фиксировать непредусмотренные инструкцией выс­казывания, что позволяет оценить отношение к обследова­нию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с сома­тическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Одна­ко индивидуальные тесты требуют, как правило, много вре­мени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Посколь­ку инструкции и процедура проведения детально разрабо­таны, экспериментатор должен неукоснительно их выпол­нять. При групповом тестировании особенно строго соблю­дается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства группо­вых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуаль­ные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в од­них случаях могут формулироваться испытуемым самосто­ятельно (открытые ответы), в других он должен из несколь­ких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тес­тах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Пись­менные ответы также могут носить открытый или закры­тый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные те­сты. Эти тесты различаются по материалу, который исполь­зуется при тестировании. Бланковые тесты (другим широ­ко известным названием является «тесты «карандаш и бу­мага») представлены в виде отдельных бланков или тетра­дей, брошюр, в которых содержится инструкция по при­менению, примеры решения заданий, сами задания и гра­фы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при группо­вом тестировании.

В предметных тестах, материал тестовых задании пред­ставлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов тех­нических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кос-са, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выгот­ского—Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся ин­дивидуально.

Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специ­ального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны при­боры для исследования показателей времени реакции (ре-актометры, рефлексометры), устройства для изучения осо­бенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестах широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты про­водятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тес­тирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испы­туемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким обра­зом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические паке­ты позволяют очень быстро проводить математико-статис-тическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различают­ся по характеру стимульного материала. В вербальных тес­тах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительны»- действия, осуще­ствляемые в словесно-логической форме. Задания, состав­ляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображе­нию, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специ­альных способностей.

Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным те­стом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербаль­ные тесты уменьшают влияние языковых различий на ре­зультат испытания. Они также облегчают процедуру тести­рования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низ­ким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбина­торного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специаль­ных способностей, тесты достижений.

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, способнос­тей, личности; особое место в этом делении занимают до­стижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.

1.2. Опросники


«Это группа психодиагностических методик, в которой за­дания представлены в виде вопросов и утверждений. Они пред­назначены для получения данных со слов обследуемого. Оп­росники относятся к числу наиболее распространенных ди­агностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия»[2].

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают  групповыми и индивидуальными, чаще всего письменны­ми, бланковыми или компьютерными. По характеру отве­тов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (откры­тые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выб­рать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоин­ством закрытых вопросов является простота процедуры ре­гистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные отве­ты без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стан­дартным категориям. Открытые опросники наряду с досто­инствами (получение развернутой информации об испы­туемом, проведение качественного анализа ответов) име­ют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результа­тов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом слу­чае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (напрмер, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно исполь­зуются шкалы с тремя, пятью или семью подразделени­ями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

«По содержанию личностные опросники могут быть под­разделены на опросники черт личности, опросники типо­логические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок»[3].

Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для полужестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать оп­рашиваемый может наедине с самим собой (заочный оп­рос) либо в присутствии экспериментатора (прямой оп­рос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Раз­личают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закры­тыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (от­вечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полу­закрытые. Это повышает обоснованность и полноту ин­формации.

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназна­ченные для получения информации об истории жизни че­ловека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состоя­ния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по служ­бе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для досто­верной интерпретации показателей тестов.

1.3. Методики проективной техники


Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Существенным признаком проективных методик яв­ляется использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается ин­терпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопре­деленных очертаний и т. п.

«В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широ­кий диапазон разнообразных решений. При этом предпо­лагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно за­маскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление»[4].

Эти методики носят в основном индивидуальный ха­рактер и в большей своей части это предметные или блан­ковые методики.

1.4. Диагностика интеллектуального уровня


Тест Д. Векслера. Наиболее удачная и жизнеспособная адаптация тестов Бине—Симона, названная шкалами Стенфорд—Бине, в течение многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способно­стей. Она также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллектуальных тестов. Этим в значитель­ной степени объясняется тот факт, что IQ стал представ­ляться символом интеллекта, а не показателем по опреде­ленному тесту. Сыграла свою роль и относительная стабиль­ность IQ, установленная при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени, о причине чего будет сказано позднее.

Остановимся на другом типе индивидуальных тестов, предназначенных для тех же целей, что и шкала Стенфорд— Бине. В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэ­вида Векслера, известная как Шкала интеллекта Вексле­ра—Белльвью. Она предназначалась для тестирования взрос­лых. Шкала имела ряд методических недостатков, касаю­щихся величины и репрезентативности нормативной выборки, надежности субтестов, и позднее была переработа­на. «В 1955 г. была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS). Она содержала 11 субтес­тов, 6 субтестов составляли вербальную шкалу и 5 — шкалу действий. В вербальную шкалу входили субтесты на осве­домленность, понимание, арифметический, нахождение сходства, запоминание цифр и определение словарного запаса. Шкала действий состояла из субтестов: «Цифровые символы», «Завершение картинок», «Конструирование блоков», «Расположение картинок», «Сборка объектов»[5].

При стандартизации шкалы Векслера нормативная вы­борка состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет были распределены по 7 возрастным уровням. При комп­лектовании выборки исследователи опирались на данные переписи населения США за 1950 г. Учитывалось пропор­циональное распределение населения по географическим районам, принадлежность к городскому и сельскому насе­лению, принадлежность к белой и другим расам, учитыва­лись также уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в выборку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в учреждении для умствен­но отсталых.

Для пожилых людей были установлены дополнитель­ные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 человек в возрасте от 60 лет из типичного города среднего Запада. Для каждого возраста были установлены стандартные IQ со средним значением 100 и о, равной 15. Показатели надежности шкалы высо­ки и расположены от 0,93 до 0,97 (в зависимости от шкал и отдельных субтестов). Валидность, установленная по кор­реляции с тестами Стенфорд—Бине, около 0,87, а валид-ность по внешнему критерию (с оценками в колледже) порядка 0,40-0,50.


1.5.Диагностика памяти и внимания


Уровень интеллектуального развития является комплек­сной характеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности. В нем отражены особенности ряда психических процессов человека, но в первую очередь особенности мышления, отчасти воспри­ятия. Вместе с тем успешность выполнения интеллекту­альных тестов зависит и от внимания человека (от умения сосредоточиться на тестовых заданиях и не отвлекаться в течение всего времени тестирования), и от его памяти (часто требуется проявить свою информированность, т. е. уме­ние вспомнить то, что человек приобрел в своем про­шлом опыте). В некоторые интеллектуальные тесты вклю­чаются субтесты, диагностирующие память (например, в тесты Векслера и Амтхауера). Это, скорее всего, связано с теми специфическими задачами, для решения которых раз­рабатывались тесты. Так, появление субтестов «Повторе­ние цифр» и «Повторение предложений» в шкалах Векс­лера связано с тем, что они служат средством не только психологического, но и психиатрического диагноза. В тес­те Амтхауера субтест на запоминание используется для диагностики практических способностей в целях проф-консультации. А. Бине, неоднозначно относившийся к ди­агностике памяти и то включавший субтест на память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в действительности не интеллект, а только «великий ими­татор его».

В целом отношение психодиагностов к измерению па­мяти у индивидов, не имеющих отклонений в умствен­ном развитии, таково: показатели непроизвольной и ме­ханической памяти не являются показателями умствен­ного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опос-редуют процессы запоминания и воспроизведения, мож­но установить связь между последними и интеллектуаль­ным развитием. Однако главный фактор все же мышле­ние: от него зависит произвольное и смысловое запоми­нание, и поэтому можно ограничиться диагностикой мыш­ления.

Внимание у нормального в психическом отношении человека также находится в пределах нормы (что не ис­ключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний). Кроме того, внимание — специ­фическая психическая функция, его показатели определя­ются интересами, склонностями человека. Если при вы­полнении деятельности у человека нет положительной мо­тивации, его внимание может быть неустойчивым, с низ­кой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внима­ние с помощью психологических методик: его низкие по­казатели у испытуемого могут объясняться не нарушения­ми, а низкой мотивацией при выполнении эксперимен­тальных заданий. Это особенно важно учитывать при диаг­ностике детей. Всем известно, насколько усидчивым мо­жет быть ребенок, как долго он может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребен­ка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.

Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе с детьми, помимо особенностей вос­приятия и мышления, диагностируемых с помощью ин­теллектуальных тестов, все же возникает необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это важно, ког­да психодиагност имеет дело с ребенком, подозревае­мым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или умствен­ной отсталости, вызываемых органическими поврежде­ниями центральной нервной системы, а также сомати­ческих заболеваний. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и вни­мания.

В чем проявляются нарушения памяти? Продуктивность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием вслух). Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их). Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стрем­ления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дос­ловном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Таким образом, диагностируя особенности памяти, сле­дует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнеми-ческой деятельности, а также на характер ошибок.

Память имеет многие характеристики, различаясь по наличию или отсутствию установки на запоминание — не­произвольная и произвольная, по времени сохранения — кратковременная и долговременная, по характеру запоми­наемого материала — вербально-логическая, образная и эмо­циональная, по способу запоминания — механическая и смыс­ловая. Одним из самых важных показателей памяти, по ко^ торому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми для оценки объема кратковременной памяти.

«Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковре­менной образной памяти. Стимульный материал состоит из двух таблиц с разными графическими изображениями.

Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому пер­вую таблицу с 9 фигурами и просит его запомнить эти фигу­ры. Время экспозиции первой таблицы 10 с. Затем испытуе­мому немедленно предъявляют вторую таблицу, где виден­ные им 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице — 25). Испытуемый должен показать те фигу­ры, которые он видел на первой таблице. Обработка резуль­татов состоит в подсчете числа правильно и неправильно уз­нанных фигур. Узнавание оценивается по коэффициенту уз­навания, который подсчитывается по формуле где М — число правильно узнанных фигур; N — число неправильно узнанных фигур.

Оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковре­менной памяти»[6].

«Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р. Лурией, выявляет объем кратковременной памяти. Материа­лом для запоминания являются слова.

Слова должны быть достаточно простыми и не иметь меж­ду собой связи. Предлагается использовать следующие сло­ва: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Пе­ред началом эксперимента дается следующая инструкция (предложена С. Я. Рубинштейн): «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять мож­но в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко. Фиксируется количество правильно воспроизведен­ных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, од­нако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации»[7].

1.6. Креативность и ее диагностика


Наряду с интеллектом в англо-американской психоло­гии в середине 50-х годов выделилось и приобрело боль­шую популярность изучение особых способностей, назван­ных креативностью (от лат. creatioсоздание, сотворение). Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интел­лекта и успешностью решения проблемных ситуаций.

Было признано, что последняя (креативность) зави­сит от способности по-разному использовать данную в за­дачах информацию в быстром темпе. Эту способность на­звали креативностью и стали изучать независимо от ин­теллекта как способность, отражающую свойство инди­вида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

Изучение креативности ведется в основном в двух на­правлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существен­ным аспектом креативности, и характеризуется внимани­ем к личностным и мотивационным чертам.

«Попытки определить креативность посредством познава­тельных переменных направлены на оценку необычных ин­теллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гил­форд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипоте­тических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность»[8].

Среди них такие: беглость мысли (количество идей, воз­никающих в единицу времени), гибкость мысли (способ­ность переключаться с одной идеи на другую), оригиналь­ность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая незави­симость реакции от стимула), фантастичность (полная ото­рванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентность мышле­ния, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не суще­ствует заранее предписанного, установившегося пути ре­шения (в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы).

Исследуя различного рода способности, представляю­щие интеллект, измеряемый традиционными интеллекту­альными тестами, и креативность, также определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противо­речивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, свя­заны ли между собой интеллект и креативность, на осно­вании этих результатов дать невозможно.

Если же вместо измерений по тестам использовался дру­гой способ оценки креативности — по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, — то получали однозначные результаты, сви­детельствующие о разделении креативности и интеллекта. Некоторые ученые рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традицион­ными интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований, показывающих зависимость оце­нок креативности от прошлого опыта, характера усвоен­ных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегирован­ному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.

Зависимость оценок креативности от окружающей сре­ды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать кре­ативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего дей­ствия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой сво­бодой, вольной атмосферой.

«Исследования свидетельствуют о большой роли лич­ностных особенностей в развитии креативности. Личност­ный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным фак­торам, включенным в это свойство. В отношении личнос­тных особенностей, связанных с креативностью, резуль­таты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, са­модовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных индивидов от не­креативных. По мнению некоторых психологов, это гово­рит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, пока­зали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают»[9]. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании прояв­ления личностных особенностей в довольно раннем воз­расте.

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высококреативных инди­видов большую силу духа, стойкость к помехам окружаю­щей среды, к разного рода конфликтам.

Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим образом реали­зовать себя, максимально соответствовать своим возмож­ностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных де­тей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креатив­ностью,^ настоящее время широко изучается психолога­ми. Признается связь креативности с творческими дости­жениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности.

«Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфор­дом и его сотрудниками в 50-е годы.

Эти методики, известные как Южнокалкфорнийские тес­ты, измеряли особенности одного из типов мышления, на­званного Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тес­тов. В первых 10 от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4 составить ответ на основе изобрази­тельного содержания.

Примеры вербальных заданий:

1. Легкость словоупотребления. Напишите слова, содер­жащие указанную букву («о»: ноша, горшок, опять...).

2. Легкость в использовании ассоциаций. Напишите слова, сходные по значению с данным словом («тяжелый»: труд­ный, веский, суровый...).

Пример изобразительного задания.

Оформление. Контуры общеизвестных объектов необхо­димо заполнить как можно большим числом деталей этих объектов и др.

Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и учащих­ся старших классов. Их стандартизация проводилась на не­больших выборках, а данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту и не являются удов­летворительными. По мнению психологов, причинами ма­лой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и неучет личностных характеристик»[10].

Кроме того, задания в них не предполагают определен­ного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. По этой причине, как считают некоторые психодиагностът, для тестов креативности необходимо уста­навливать надежность специалистов, оценивающих их вы­полнение.

В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты креативности Е. П. Торренса. Несмот­ря на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отра­зить в них не результат, а процесс творчества, в действи­тельности его тесты (особенно вербальные) по сути похо­жи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Гилфор­да, но все же недостаточны.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

2.1. Ход исследования

Исследование проводилось в коллективе ТОО «НТПД». Коллектив состоит из 20 человек, возраст респондентов от 30 до 40 лет из них 9 (2 женщины, 7 мужчин) респондентов – административный состав коллектива, 11 (мужчины) респондентов основной состав коллектива.

Исследование проводилось в период 1.10.03г. -1.11.03г.

Цель исследования: изучить психологические особенности и структуру исследуемой группы.

Задачи исследования:

- изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности;

- дать оценку социально-психологической совместимости респондентов  исследуемой группы.

2.2. Методы и результаты исследования


Для достижения цели и решения поставленныж задач мы использовали методику диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» (приложение 1, 2).

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависит от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Неофициальные взаимоотношения регулируются принятыми большинством членов коллектива неписаными правилами - групповыми нормами поведения. Положение работника в рамках неофициальной структуры определяет его социально-психологический статус.

Групповые нормы - это общепризнанные в данном коллективе правила поведения работников. Система групповых норм в коллективе представляет собой требования работников в отношении поведения в сфере труда, досуг, общения.

В коллективе социально-психологический климат (СПК) можно определить как устойчивый настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем формам жизнедеятельности на основании индивидуальных ценностных ориентации.

Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Для изучения межличностных отношений автором организация была разбита на две малые группы, которые условно мы в дальнейшем будем называть:

-         администрация;

-         основной состав.

Используя социометрический метод анализа межличностных отношений в малых группах стало возможным выявить многообразие неформальных структур в изучаемых объектах, выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, получить информацию о состоянии данных групп.

Социометрический анализ был проведен в несколько этапов. Первый этап заключался в составлении социометрического теста (приложение А, Б), его заполнении, составлении социоматрицы по итогам теста таблицах 1,2.

Предварительный анализ социоматрицы показывает, что в группе администрации преобладает относительно устойчивый психологический настрой работников, т.к. данные группы более активны в своих положительных выборах.

Таким образом, группу администрация можно определить как сплоченный коллектив, в котором усвоены групповые нормы поведения. Члены коллектива поддерживают между собой дружеские отношения. Такой коллектив стабилен, эффективен, во главе коллектива стоит руководитель, совмещающий статус формального и неформального лидера. Члены данной группы являются коллективистами, при решении задач стараются учитывать интересы и мнению другого, стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи.


Таблица - 1 Социоматрица для группы администрации

j – члены: кого выбирают


Сделанные выборы

Всего 

1

2

3

4

5

6

7

8

9


-

+

1


+

+

+

+

+

+

+

+


0

8

8

2

+


-

+

+

+

-

+

+


2

6

8

3

+

+


+

-

+

-

-

-


4

4

8

4

+

+

+


+

+

+

+

+


0

8

8

5

+

+

-

+


+

-

+

+


2

6

8

6

+

+

-

+

+


-

+

+


2

6

8

7

+

-

+

+

-

-


+

+


3

5

8

8

+

+

-

+

+

+

+


+


2

6

8

9

+

+

+

+

+

+

+

+



1

7

8


8

7

4

7

6

7

4

4

7






0

1

4

1

2

1

4

4

1
















16

56

72

Таблица - 2 Социоматрица для группы основного состава

j – члены: кого выбирают

Сделанные выборы

Всего 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

-

+

1


+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

2

8

10

2

+


-

+

-

+

+

+

+

+

-

3

7

10

3

+

-


+

-

+

-

-

-

-

+

6

4

10

4

+

+

-


-

+

+

-

+

+

-

4

6

10

5

+

+

-

-


-

+

+

+

+

+

3

7

10

6

-

-

+

+

+


-

+

+

-

-

5

5

10

7

+

+

-

+

+

+


-

+

+

-

3

7

10

8

-

+

-

+

+

+

+


+

+

-

3

7

10

9

+

+

-

+

+

-

+

+


+

-

3

7

10

10

-

+

-

+

-

+

-

+

+


-

5

5

10

11

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-


6

4

10


7

6

2

7

5

6

5

5

9

7

2





3

4

8

3

5

4

5

5

1

3

8
















47

64

110


Таким образом, группу основной состав можно определить как расчлененный коллектив. Такая группа имеет следующие характерный признаки: наличие нескольких социально-психологических групп, в каждой группе сложились свои нормы поведения, во главе каждой группы стоит свой неформальный лидер. Группы могут конфликтовать между собой, но в тоже время внутри каждой группы наблюдается   высокая   сплоченность.   В   такой   группе    могут   работать конформисты - безынициативные работники, легко подчиняются приказам как своего непосредственного начальника, так и различных активистов; работники,   стремящиеся  к  лидерству,   т.е.   стараются  подчинить  своему влиянию других людей; коллективисты.


На втором этапе исследования, используя данные социоматриц (таблицы 1.2), был проведен анализ, выявляющий множество взаимосвязей между членами группы.

Анализ социоматриц начнем с отыскания центрального, наиболее влиятельного члена группы. В группе администрация (таблица – 1) таковым является работник под номером 1. Т.к. № 1 имеет наибольшее число положительных выборов и является формальным руководителем в данной группе, то он является формальным лидером. Помимо лидера в группе можно выделить людей, которые не являются лидерами, но пользуются ее расположением и соответственно чувствуют себя в ней уверено. Таковыми являются № 2, 4, 5, 6 и 9. Позицию работников № 3, 7, 8 в данной системе можно обозначить как неблагоприятную.

Часто неформальные группы состоят из двух, трех человек,  реже из четырех и боле человек.

В данном коллективе можно выделить 4 неформальные группы:

1. 1-2-4-5-6-9;

2. 1-4-7-9;

3. 1-7-8-9;

4. 1-3-4.

Таким образом, в данной группе социально-психологической климат можно определить как устойчивый. Групповые нормы - требования работников в отношении поведения в сфере труда, общения, досуга - признаны большинством. Данную группу определить как сплоченный коллектив.

Используя, анализ группы администрация, аналогично проведем анализ для группы основного состава.

В   группе   основного состава   (таблица 2)   формальный   руководитель  является формальным лидером, работник под № 9 (из 10 возможных выборов его 9 человек выбрали положительно). «Принятыми» в данную группу можно считать работников под №1,2, 4, 5, 6, 7, 8, 10. Работники 3 и 11 - получили наименьшее количество положительных выборов и являются примкнувшими к данной группе. Такое неблагополучное положение работников в группе может быть связано с затруднительными контактами с другими членами коллектива, ощущения работником некоторой дистанции.

Для группы характерно большое число неформальных структур:

1. 6 - 8;

2. 5 -  11;

3. 4 - 6;

4. 2 - 4 - 9 - 10;

5. 1 – 5 – 7 - 9;

6. 2 – 8 – 9 - 10;

7. 5 – 8 – 9 - 10;

8. 1 - 2 – 4 – 7 - 9.

Таким образом, группу основной состав определить, как группу с относительно устойчивым психологическим климатом, подверженному конфликтам между группами.

Третий этап социометрического анализа заключался в вычислении персональных и индивидуальных психологических индексов для каждой группы. Вычисление индексов проводилось на основе таблиц 1,2. Результаты вычислений отображены в таблицах 3,4,5.


Таблица - 3 Результат вычислений персональных социометрических индексов для группы администрация

           - 

    Эi


          + 

    Эi


   

     n i

  

    S ui

1

0

1

0

1

2

0,25

0,75

0,13

0,75

3

0,5

0,5

0,5

0

4

0

1

0

0,75

5

0,25

0,75

0,13

0,5

6

0,25

0,75

0,25

0,75

7

0,38

0,62

0,5

0

8

0,25

0,75

0,5

0

9

0,13

0,87

0,13

0,75


Таблица - 4 Результат вычислений персональных социометрических индексов для группы основной состав

           - 

    Эi


          + 

    Эi


   

     n i

  

    S ui

1

0,2

0,8

0,3

0,4

2

0,3

0,7

0,6

0,2

3

0,6

0,4

0,8

-0,6

4

0,4

0,6

0,3

0,4

5

0,3

0,7

0,5

0

6

0,5

0,5

0,4

0,2

7

0,3

0,7

0,5

0

8

0,3

0,7

0,5

0

9

0,3

0,7

0,1

0,8

10

0,5

0,5

0,3

0,4

11

0,6

0,4

0,8

-0,6

 Таблица - 5 Результат вычислений групповых социометрических индексов для групп администрация, основной состав



Администрация

Основной состав

S p

0,69

0,47

R

0,16

0,13

Э гр

4,4

1,45

2.3.    Стратегия развития организации: выводы, рекомендации


Развитие организации - это совместная деятельность, направленная на решение проблемы. Развитие организации предполагает активность всех членов коллектива по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют.

Организационно     -     управленческие     условия     развития организации:

-         структурно - организационные условия заключается     в     максимальном     соответствии     формальной     и неформальной     структуры     коллектива     уменьшает     вероятность возникновения конфликтов между работниками;

-         личностно - функциональные условия включают в себя соответствие работником требованиям должности, которую он занимает. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и  физическим  качествам,   создает предпосылки для возникновения торможения развития организации и возникновения конфликтов между работниками;

-         ситуативно-управленческие    условия    предупреждения    связаны,  прежде  всего,  с  принятием  оптимальных управленческих решений   и   грамотной   оценкой   результатов   деятельности   работников,    особенно    подчиненных.   

Деятельность по развитию организации может осуществляться не только руководителем организации (группы), а также самими участниками взаимодействия.

Социально - психологические условия развития организации связаны с соблюдением основных закономерностей социального взаимодействия. Существует пять основных закономерностей сознательное или неосознанное нарушение, которых может привести к конфликтам в организации, и, как следствие будет противоречить развитию.:

-         каждый из партнеров в процессе взаимодействия играет по отношению к   другому   роли   старшего,    равного   или   младшего   по   своему психологическому статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных;

-         предупреждению конфликтов способствует при взаимодействии людей и  социальных групп  взаимозависимости  в  решениях и действиях. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу   и   может   спровоцировать   конфликт.    В    ходе   общения необходимо   чувствовать,   какая   зависимость   от   нас   партнера   не является для него дискомфортной;

-         в процессе   совместной деятельности члены группы оказывают друг другу помимо нормативной помощи личные услуги. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то это может привести к нарушению взаимоотношений между сотрудниками;

-         важным   социально   -   психологическим   условием   профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает межличностное или межгрупповое взаимодействие и может стать основой конфликта;

-         в процессе взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. Работа другого человека   оценивается   по   тому,   что   ему  не   удалось   сделать  по сравнению с нормативными требованиями.

Таким образом, учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Степень взаимосвязи работников в процессе труда с другими членами коллектива различна. Индивидуальный характер труда, когда каждый занят своим делом, не требует непосредственного взаимодействия в процессе работы. Но и в этом случае меду людьми неизбежно возникают деловые отношения сотрудничества и взаимопомощи, они проявляют интерес к делам друг друга, помогают менее опытным работникам, полагаются на советы и помощь более квалифицированных. Такой тип совместной деятельности определяют как социально - психологический и выделяют его как особый тип взаимоотношений. Социально - психологический тип совместной деятельности возникает на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность за общее дело. Высокий уровень развития этих групп объясняется тем, что здесь сплоченность коллектива основывается на моральном чувстве общности цели, долге, сотрудничестве.

Существует и другой тип совместной деятельности - формально -организационный. Данный тип характерен для тех коллективов, в которых, несмотря на введение бригадной формы труда реальной общности не возникает. Такой коллектив формально объединяет отдельных работников, поскольку никакой взаимозависимости в группе не возникло, между людьми фактически отсутствуют контакты, деловые общение, психологическое единство.

Таким образом, разные типы совместной деятельности определяют разные типы взаимодействия между людьми, порождают специфические виды их контактов и взаимозависимостей.

В «неофициальной жизни» группы выделяют следующие типы работников:

1.                                  Лидеры - человек, обладающий авторитетом в группе, имеет   особое влияние   на  происходящие  в   ней  процессы.   В   сплоченном  коллективе формальный руководитель является формальным лидером. Для коллектива с низким     уровнем      сплоченности     характерно      наличие     нескольких неформальных    лидеров,     формальный     руководитель     не     пользуется авторитетом у подчиненных.

2.                Коллективисты - люди, которые стремятся решать задачи совместно, при этом каждый из работников учитывает интересы и мнение другого, способен к сотрудничеству и взаимопомощи, проявляет инициативу.

3.                                  Конформисты   -   это,   как   правило,   безынициативные   работники, которые легко подчиняются любым приказам, как своего непосредственного начальника, так и разных активистов.

4.                                  Индивидуалисты - предпочитают работать в одиночку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К активным методам психодиагностики относятся тес­ты, опросники, методики проективной техники. Для них характерны опре­деленная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (уста­новление единообразия проведения обработки и пред давления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Активные психодиагностические методы разделяются на:

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития чело­века. Они являются наиболее распространенными психо­диагностическими методиками.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знания­ми, навыками, умениями в различных областях — матема­тике, технике, литературе, в разнообразных видах художе­ственных деятельностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообраз­ный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т. д.). Ответы испытуемых здесь также оцениваются как пра­вильные или неправильные.

Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмо­ций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуаци­ях. Тесты личности диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых.



Список литературы


1.     Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 2000. с. 637.

2.     Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 384.

3.     Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 321.

4.     Задол Т.Г. Руководство психологической диагностики. М., 1997. с. 254.

5.     Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 264.

6.     Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Сб. науч. трудов. Под ред. К.Я, Дудова. СПб, 1997. с. 98.

7.     Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с. 487.

8.     Якуба Ю.А.  Методы тестирования. М., 2001. с. 213.

Приложение 1


Тест – социограмма для группы администрация


Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив знак «+», если вы делаете положительный выбор, и знак «-», если вы делаете отрицательный выбор.


Ф.И.О.   ______________________________________________________



Тип

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Работа

С кем бы вы хотели работать в одном коллективе?













Приложение 2

Тест – социограмма для группы основной состав


Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив знак «+», если вы делаете положительный выбор, и знак «-», если вы делаете отрицательный выбор.


Ф.И.О.   ______________________________________________________



Тип

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Работа

С кем бы вы хотели работать в одном коллективе?















[1] Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревич. М., 2000. с. 134.


[2] Косс А.В. Психологическая диагностика. М., 1996. с. 82.


[3] Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 56.


[4] Якуба Ю.А.  Методы тестирования. М., 2001. с. 12.


[5] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 38.


[6] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 41.

[7] Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Сб. науч. трудов. Под ред. К.Я, Дудова. СПб, 1997. с. 8.


[8] Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 2000. с. 44.


[9] Дюн В.А, Компьютерная психодиагностика. СПб, 1994. с. 57.


[10] Якуба Ю.А.  Методы тестирования. М., 2001. с. 18.