План

1.     Аудиторские стандарты: общие, специальные, стандарты отчетности        3

2.     Правовые основы аудиторской деятельности                                                 7

3.     Письмо – обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение   аудита бухгалтерской отчетности фирмы «К» за 2004 г.                                  11

4.  Список литературы                                                                                           14           
























1.     Аудиторские стандарты: общие, специальные, стандарты отчетности

Развитие аудита, как за рубежом, так и в РФ привело к необ­ходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться аудиторские стандарты, сначала в нацио­нальных рамках, затем в международном масштабе.

Аудиторские стандарты – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации[1].

Значение стандартов заключается в том, что они:

- обеспечивать высокое качество аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в практику научных достижений;

- помогают пользователям понять процесс проверки;

- создают общественный престиж профессии;

- устраняют контроль со стороны государства;

- помогают аудитору вести переговоры с клиентом.

Виды аудиторских стандартов:

        1.Общие стандарты аудита:

- Основные принципы аудита.

- Цели и объем проверки  финансовых отчетов.

- Письмо-обязательство о согласии на проведение  аудита.

        2.Специальные стандарты аудита:

- Аудиторские доказательства ( вид, источники, методы получения )

- Действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибок.

- Использование работы эксперта.

- Информация для руководителя.

        3.Стандарты отчетности:

- Отчет аудитора о проведении  финансовой отчетности.

- Виды аудиторских заключений.

- Дата составления аудиторского отчета, события  после подписания баланса.

        4.Документы  третьего уровня ( внутренние стандарты аудита).

А) Определение целей соглашения  для аудита.

Б) Обзор бизнеса.

В) Оценка возможности риска.

Г) Оценка систему внутреннего контроля.

Д) Определение стратегии  аудиторской проверки.

Е) Оценка эффективности контроля.

Ж) План независимых обследований.

З) Завершение проверки.

И) Представление заключения.

Общие стандарты определяют, кто должен проводить провер­ку, необходимость независимости, профессионализма, добросо­вестности, профессионального внимания.

Специальные стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обосно­вания выводов, формирования на их основе убедительного зак­лючения.

Стандарты отчетности требуют от аудитора указывать, соот­ветствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам, аудитор должен выразить свое мне­ние по поводу их достоверности или указать причины, по кото­рым это мнение не может быть выражено. В аудиторском отчете (заключении) должны содержаться исчерпывающие сведения о характере аудиторской проверки и степени ответственности ауди­тора.

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Что касается международных стандартов, то в России применяются три варианта международных стандартов аудита.

1.     Дословный перевод на русский язык МСА издания 1999 г., одобренных Международной ассоциацией бухгалтеров (IFAC), которая выпускает данные стандарты.

2.     Второе официальное издание сборника МСА.

3.     Стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод на русский язык МСА издания 1994 г. с комментариями.

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. Их также целесообразно использовать для создания национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг.

Национальные правила (стандарты) определены[2] следующим образом:

1.     Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2.     Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3.     Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4.     Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

5.     Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6.     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования  правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7.     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Каждый стандарт должен иметь строгую структуру и содержит 4 раздела:

       1. Общие принципы стандарта.

       2. Понятия и определения стандарта.

       3. Сущность стандарта.

       4. Практические приложения.


2.     Правовые основы аудиторской деятельности

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1.Гражданский кодекс РФ.

2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119 – ФЗ от 7.08.01 г. (в ред. ФЗ от 14.12.01 г. №164 – ФЗ).

3.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.01 г. № 128 – ФЗ.

4.Налоговый кодекс РФ.

5.Уголовный кодекс РФ.

6.Кодекс РФ об административных правонарушениях.

7.Федеральный закон от 30.12.01 г. «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30.12.01 г.

8.Федеральный закон о банках и банковской деятельности (в ред. от 3.02.96 г. № 17 – ФЗ с изм. по состоянию на 7.08.01 г.)

9.Закон РФ «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21.11.96 № 129 – ФЗ).

10.Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208 – ФЗ от 26.12.95 г. в ред. от 7.03. 01 г.)

11.Федеральный закон  «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193- ФЗ от 8.12 95 г., с изм. и доп. от 7. 03. 97 г. и 18. 02. 99 г.).

12.Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015 – 1 от  27.11.92 г. (в ред. от 31.12.97 г.)

13.Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75 – ФЗ от 7.05.98 г.

14.Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» № 3085 – 1 от 19.06.92 г. (в ред. от 11.07.97 г.).

15.Федеральный закон «О  финансово – промышленных группах» № 190 – ФЗ от 30.11.95 г.

16.Постановление правительства РФ от 6.02.02 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ».

17.Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением правительства РФ от 29.03.02 г. № 190.

18.Постановление правительства РФ от 12.06.02 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

19.Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (приказ МФ РФ от 3.06.02 № 47).

20.Приказ МФ РФ от 7.03.02 г. №  47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности МФ РФ».

21.Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности (Приказ МФ РФ от 28.06.02 г. № 64н).

22.Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при МФ РФ (приказ МФ РФ от 29.04.02 г. № 38н).

23.Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12.09.02 г. № 93н).

24.Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности (Письмо МФ РФ от 11.04.02 г. № 28-05-01, 781/СШ).

25.Порядок предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков(Приказ МФ РФ от 27.10.99 г. № 69н).

26.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протоколы № 1от 9.02.96 г., № 6 от 25.12.96 г., № 2 от 22.01.98 г., № 4 от 15.07.98 г., № 2 от 18.03.99 г., № 3 от 27.04.99 г., № 5 от 20.08.99 г., № 6 от 20.10.99 г.

27.6 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением правительства РФ от 23.09.02 г. № 696).

Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы (пп.1 – 15); Постановления правительства РФ. Положения, утвержденные министерствами и ведомствами и федеральные стандарты (пп.16 – 27).

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функции государственных и общественных организаций. Для России наиболее целесообразной представляется  четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово – хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый  контроль превалировал над другими видами контроля.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты)[3]. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 6 федеральных стандартов. Кроме того, действуют также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их ноу – хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

 



 


3.     Письмо – обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита бухгалтерской отчетности фирмы «К» за 2003 г.


Бланк или угловой штамп

 аудиторской организации


Фирма «К», ответственное лицо

Мальцев Геннадий Викторович, ген. директор


Исходящий № 135,

дата подписания 10.06.2003 г.

Уважаемый Совет директоров.

Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности фирмы «К».

Согласно действующим положениям и нормам аудита проверке будут подвергнуты бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к балансу, регистры бухгалтерского учета и отдельные первичные документы за 2003 г.

Аудит проводится нами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119 – ФЗ от 7.08.01 г. (в ред. ФЗ от 14.12.01 г. №164 – ФЗ); Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21.11.96 № 129 – ФЗ); Постановление правительства РФ от 6.02.02 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»; российские правила (стандарты) аудиторской деятельности; 6 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением правительства РФ от 23.09.02 г. № 696); положении (стандарты) по бухгалтерскому учету; Налоговый кодекс РФ.

Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности фирмы «К» за  2003 г. во всех существенных аспектах. В ходе аудита будет также проверена деятельность подразделений и дочерних фирм фирмы «К». Для обоснования своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля,  в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.

Ввиду большого объема, подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений имеется определенный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это принято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем. О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактов преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.

Кроме того, мы можем оказать вам следующие дополнительные услуги по вашему поручению: о предоставлении календарного плана аудита; о проверке достоверности не только бухгалтерской, но и налоговой отчетности.

Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.

Напоминаем Вам об ответственности исполнительного органа фирмы «К» за составление бухгалтерской отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики. Мы просим от руководства фирмы «К» письменного подтверждения достоверности и полноты представленной для аудита информации.

Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут представлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация, необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки.

Вашей обязанностью также является направление в адреса кредиторов и дебиторов писем о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности по предоставленному нами перечню.

Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита.

Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых аудиторской организацией «Н», утвержденной официальным аудитором на собрание акционеров фирмы «К» (письмо от клиента № 135 от 10.06.2003 г.).

Оплата отдельных видов работ может изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре ан проведении аудита.

Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности бухгалтерской отчетности или направить нам замечания по его содержанию.  

Руководитель аудиторской организации

Крайнова Ирина Михайловна, гл. аудитор, 05.02.04 г.

С условиями проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности согласен.

Руководитель исполнительного органа экономического субъекта

Мальцев Геннадий Викторович, ген. директор, 06.02.04 г.


Список литературы

1.           Богатая И. Н., Хахонова Н. Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608 с.

2.           Богатая И. Н., Хахонова Н. Н. Аудит. Серия «Учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 589 с.

3.           Аудит: Учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.

4.           Албаров Л.А Харунжий Л.И. Концевая С.М.  Основы аудита - М., Инфра-М,2002.- 465 с.















[1] В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности»

[2] В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ст. 9

[3] До полной разработки федеральных стандартов действуют российские правила (стандарты), которые постепенно, по мере принятия федеральных стандартов, будут отменятся.