Экономические аспекты Версальского договора. Проблемы репараций в Германии. План Дауэса. План Юнга



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Экономические аспекты Версальского договора................................. 4

2. Проблемы репараций в Германии.......................................................... 7

3. План Дауэса. План Юнга......................................................................... 9

Заключение.................................................................................................. 13

Список использованной литературы....................................................... 15



Введение


Экономическая история как наука зародилась под влиянием бурного экономического прогресса в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии.

В развитых странах уже давно стали преподавать «Экономическую историю зарубежных стран», в России она стала читаться только в послевоенный период.

В изучении курса «История экономики», в основном ограничиваются изучением экономической истории отдельных стран, таких как Англия, Германия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония и некоторых других. Выбор западноевропейского ареала, США и Японии обусловлен тем, что именно они определяют приоритеты экономического развития, достигнув ощутимых успехов, являются лидерами современной цивилизации. Здесь постоянно совершенствуется рыночный механизм, позволяющий раскрыть творческий потенциал практически каждого трудоспособного человека.

Германия, которая сыграла наиболее активную роль в подготовке мировой войны, стала ее самой униженной жертвой. Она не только не добилась передела мира в свою пользу, но и утратила жизненно важные ресурсы, территории, людей.

В связи с этим в качестве объекта исследования в данной работе была выбрана экономика Германии в период после первой мировой войны.

Предмет исследования: экономические изменения в Германии.

Цель работы: Описать экономику Германии в межвоенный период от первой мировой войны до второй мировой войны.

1.     обозначить экономические аспекты Версальского договора,

2.     выявить проблемы репараций в Германии,

3.     дать экономическую характеристику плану Дауэса и плану Юнга.

1. Экономические аспекты Версальского договора


В 1919 г. после длительных переговоров наконец-то был подписан Версальский мирный договор, завершивший цепь предварительных двусторонних соглашений и основательно перекроивший политическую карту мира.

По Версальскому мирному договору территория Германии значительно уменьшалась. Германия должна была возвратить Франции захваченные у нее в 1871 г. Эльзас и Лотарингию с богатыми железнорудными и калийными месторождениями. Франции были переданы в собственность также угольные шахты Саара (правда, с правом выкупа), а сама Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги наций[1], после чего предусматривалось провести плебисцит в населенной в основном немцами Саарской области на предмет ее государственной принадлежности[2].

Вновь образованному в 1918 г. польскому государству были переданы аннексированные в XVIII в., во время разделов Речи Посполитой, провинции Познань и Западная Пруссия, ряд районов Восточной Пруссии и Померании, в основном заселенные поляками. В результате Польша получила "коридор" между немецкими территориями к побережью Балтийского моря. Польша претендовала и на крупнейший порт Данциг (Гданьск), однако он был объявлен "вольным городом" и переходил под управление Лиги наций.

На основании результатов проведенных плебисцитов к Бельгии отошли округа Эйпен и Мальмеди, территория Морене, к Дании – Северный Шлезвиг. Чехословакии был передан Гульчинский округ. Под управление Лиги наций перешла Мемельская область, а в 1923 г. Мемель (Клайпеда) был передан Литве. При условии добросовестного выполнения Германией выше названных обязательств предусматривалось последовательно выводить группы оккупационных войск Франции, Англии и Бельгии с левого берега Рейна через 5, 10 и 15 лет.

В целом по Версальскому договору в результате передачи и плебисцитов Германия потеряла около 73 тыс. км2, или 13,5 %, прежней территории, на которой проживало 6,5 млн человек, или 10 % населения. На утраченные земли приходилось 75 % добычи железной руды и цинка, 20 % добычи угля, 20 % выплавки чугуна.

Кроме того, Германия, начиная войну, стремилась переделить колонии в свою пользу, но потеряла практически их все и вынуждена была отказаться от заграничного имущества. Германские колонии как подмандатные территории Лиги наций были розданы наиболее влиятельным участникам победившей коалиции. Англия и Франция разделили между собой Того и Камерун. Англии к тому же досталась Восточная Африка. Британским доминионам – Южно-Африканскому Союзу, Австралии и Новой Зеландии – достались Юго-Западная Африка, северо-восточные области Новой Гвинеи с прилегающим архипелагом и острова Самоа. Японии перешли Каролинские, Марианские и Маршалловы острова в Тихом океане, а также права Германии на Шаньдунском полуострове (аренда территории Цзяочжоу и др.). Бельгия получила часть Восточной Африки. Таким образом, Германия утратила многие источники сырья и рынки сбыта.

На первый взгляд, Версальский мирный договор и его подписанты ставили Германию в весьма неблагоприятные экономические условия. Однако господствующее положение важнейших германских монополий в экономике не было поколеблено. Более того, путем хитроумных уловок германских и других промышленников даже военная промышленность Германии была спасена от физического уничтожения и законсервирована под предлогом конверсии или путем вывоза оборудования в сопредельные страны в ожидании реванша.

Куда более серьезными были политические последствия Версальской системы, потому что она так и не сумела преодолеть международные разногласия и разрешить довоенные конфликты. Неудовлетворенность переделом мира, усиление межимпериалистических противоречий таили в себе опасность развязывания новой войны.

Дело в том, что условия Версальского договора вырабатывались в ходе острейшего противостояния нескольких политических амбиций:

а) наказать Германию за развязывание первой мировой войны, причем построже, и вообще надеть с помощью мировой общественности смирительную рубашку на своего слишком буйного соседа (Франция);

б) наказать, но дать ей возможность со временем окрепнуть и выполнить важную геополитическую задачу уничтожения восточного коммунизма (Англия и США).

в) оставить все, как есть, только отобрать у нее колонии и запретить иметь армию (все остальные)[3].

В конечном итоге одержала верх вторая тенденция, и это предопределило разжигание пожара второй мировой войны через несколько лет с тем же самым очагом возгорания в самом центре Европы.


2. Проблемы репараций в Германии


В счет возмещения ущерба, нанесенного войной, странам-победительницам в соответствии с Версальским договором позднее была определена сумма репарации с Германии в размере 132 млрд золотых марок. 20 млрд марок необходимо было внести в качестве аванса в течение ближайших двух лет. В счет оплаты репараций было конфисковано 5 тыс. паровозов, 150 тыс. вагонов, 140 тыс. молочных коров. В последующие 10 лет Германия должна была поставлять в счет репараций уголь, строительные материалы, химикаты, молочный скот. Такие платежи шли Франции, Бельгии и Италии. Странам-победительницам также гарантировались торговые и инвестиционные льготы. На Германию возлагались даже расходы по содержанию оккупационных войск на левобережье Рейна[4].

На Германию была возложена огромная контрибуция, она должна была поставлять уголь, сырье, строительные материалы, химикаты, молочный скот. Ей вменялись существенные ограничения по количеству армии и укрепленности границ – все правобережье Рейна шириной в 50 км объявлялось демилитаризованной зоной.

С целью ослабления военного потенциала Германии ее обязали сократить армию до 100 тыс. человек, из них офицеров – до 4 тыс. Всеобщая воинская повинность заменялась вольным наймом, распускался германский генеральный штаб, строго регламентировалось производство оружия. Германии запрещалось иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки, военную авиацию. Военно-морской флот ограничивался шестью броненосцами и несколькими более мелкими судами. Полностью демилитаризованной должна была стать Рейнская область. Потери Германии, на которые вынуждал ее Версальский договор, были велики, однако не менее сокрушительными были утраты в результате военных действий и разрушения экономики. Убитыми на фронтах Германия потеряла 1 млн 800 тыс. человек, а вместе с пленными и ранеными потери составили 7,5 млн человек. Общие затраты на ведение войны -достигли 150 млрд марок, а ресурсы, накопленные за четыре года войны, не превысили 32-35 млрд марок.

Материальные ресурсы страны в результате непроизводительных расходов на войну резко истощились. Это относилось к запасам черных и цветных металлов, топливу, продуктам химической промышленности, средствам транспорта. Общий объем промышленного производства в 1918 г. снизился по сравнению с 1913 г. на 43 %, а национальное богатство сократилось вдвое. В сельском хозяйстве валовые сборы овса уменьшились наполовину, пшеницы и картофеля — на 45 %, ржи — на 35 %. Уменьшилось количество скота, удобрений, сельскохозяйственных машин.


3. План Дауэса. План Юнга


Глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала, фактически вопреки Версальскому договору, проявили страны Запада.

В августе 1924г. на Лондонской конференции стран-победительниц принимается программа ослабления условий репарации. Разработанный международным комитетом экспертов под председательством директора одного из чикагских банков генерала из интендантов Ч.Дауэса, тесно связанного с банковской группой Моргана, план Дауэса вступил в силу 1 сентября 1924 г.

План Дауэса предусматривал резкое уменьшение ежегодных репарационных платежей: 1 млрд золотых марок в 1924/25 бюджетном году, 1,2 млрд – в 1925/2в. В последующие 4 года планировалось увеличить платежи до 1750 млн марок, а с 1929 г. Германия должна была платить по 2,5 млрд марок. Страны Антанты гарантировали Германии устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных сумм за границу в случае колебания валютного курса[5].

План Дауэса осуществлялся в 1924-192 гг. и предусматривал следующие основные источники обеспечения репарационных платежей:

-         поступления за счет пошлин и косвенных налогов, главным образом, на предметы массового потребления;

-         выпуск специальных облигаций;

-         доходы от эксплуатации германских железных дорог;

-         налогообложение промышленности[6].

Предусмотрено было прекратить оккупацию Рурского угольного бассейна. Чтобы не допустить революции в Германии по российскому образцу и снизить социальную напряженность, решено было значительно увеличить займы и прямые инвестиции в германскую промышленность.

Всего за время реализации этого плана Германия в виде кредитов от США и Великобритании получила 27 млрд марок. В экономику послевоенной Германии хлынул золотой поток из-за океана и через пролив Ла-Манш. По вполне понятным соображениям эти средства вкладывались, в основном, в военную промышленность, поставлявшееся сырье было сплошь стратегическим, а поставляемая проектно-техническая документация (в счет льготных кредитов) – сугубо секретной.

В результате осуществления этого плана по общему объему промышленного производства Германия вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США). Так США и Англия начали на деле осуществлять свою преступную линию по отношению к Германии, заявленную ими еще на Версальской конференции, не отдавая себе сполна отчет в том, что фактически готовят условия для разжигания пожара второй мировой войны в угоду своим имперским амбициям.

Во второй половине 20-х гг. промышленное производство страны оживилось. И к концу этого десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного производства, в том числе:

·                     на треть увеличилась добыча каменного угля и выплавка стали,

·                     более чем на 40%-выплавка чугуна,

·                     почти на 75%-добыча бурого угля.

Расширение производства на новой технической основе заметно продвинуло электротехническую и машиностроительную индустрию. Осваивалось производство искусственного шелка и бензина. Внедрение в организацию производства американских новаций Форда и Тейлора способствовало росту производительности труда на 40%. По общему объему промышленного производства Германия вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США).

К концу 20-х гг. немецкие магнаты смогли вернуть утраченные международные позиции. Так, из 300 международных монополистических объединений германский финансовый капитал участвовал в 200. Созданный по инициативе Германии Европейский стальной трест (1926г.) располагал 2/3 европейского производства стали.

Немецкие промышленные изделия с успехом стали возвращаться на внешний рынок. Так, Германия обошла Великобританию по вывозу машин и оборудования, увеличив общий объем торговых операций по экспорту на 17% и по импорту на 30%.

В июне 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным планом – планом Юнга.

Под руководством Ч.Г. Дауэс был создан план (утвержден в 1924 году), который предусматривал получение Германией займов и кредитов для восстановления экономического потенциала. В советской прессе план Дауэса характеризовался как средство «эксплуатации немецких рабочих американскими капиталистами».

План Юнга. Для преодоления репарационного кризиса в августе 1929г. и в январе 1930г. репарационные конференции западных держав определили планом Юнга новые льготы для Германии.

О.Юнг, президент электротехнического треста Моргана, один из авторов плана Дауэса, был назначен председателем комитета экспертов по рассмотрению репарационной проблемы. Предложенный им проект был принят за основу. В отличие от плана Дауэса план Юнга:

  • ограничивал общий объем репараций суммой в 113,9 млрд. марок,
  • размер ежегодных платежей на ближайшие 37 лет (с января 1929г.) определялся в 2 млрд. марок.

Заметные изменения коснулись порядка взимания репараций. Их единственными источниками остались государственный бюджет и прибыль от железных дорог.

Отменялись отчисления от прибылей промышленности и финансовый контроль за экономикой Германии. По сути дела решения Версальского договора подвергались все большей ревизии.

В целях получения и распределения репараций, осуществления расчетов по межсоюзническим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансирование тяжелой промышленности и военного производства и укрепивший позиции американского капитала в Германии.

Однако обострение экономических проблем в кризисной ситуации свело на нет реализацию плана Юнга. В начале 30-х гг. последовала серии решений, связанных с регламентацией репарационных платежей. Так, в середине 1931 г. американский президент Г.Гувер предложил приостановить платежи на год. Формально план Юнга был отменен.

Заключение


Наряду с тяжестью условий Версальского мирного договора военное поражение Германии повлекло значительные людские и материальные потери. За годы войны на фронтах погибли почти два миллиона немцев, полтора миллиона были ранены и покалечены, около миллиона погибли от эпидемий и голода.

Страна была ввергнута в экономический хаос. Экономику подорвали огромные военные расходы, составившие 150 млрд. марок. Чрезвычайно истощенными оказались материальные ресурсы. Из строя выходило изношенное и устаревшее оборудование.

Статьи Версальского договора, касающиеся территориальных проблем, лишили Германию значительной годовой добычи и производства:

-         каменного угля (на 25%),

-         железной руды (на 75%),

-         стали (на 35%).

Таким образом, экономические потери Германии по Версальскому договору оказались весьма значительными. Были отобраны колонии, перешедшие к Англии, Франции, Японии, Бельгии. Эльзас и Лотарингия были переданы Франции, некоторые территории передавались Бельгии, Польше, Литве. На 15 лет отторгалась Саарская область. Конфискация всех торговых судов водоизмещением свыше 1600 т и половины судов, имевших водоизмещение в пределах 1000-1600 т, усиливала дезорганизацию транспорта и торговли. Национальное богатство Германии сократилось на 49,7%[7].

Общий объем промышленного производства по сравнению с 1913 г. сократился на 43%.

Снижение объема промышленного производства, тяжело протекающая демилитаризация индустрии, сужение внутреннего рынка, значительный рост цен, снижение почти на четверть реальной заработной платы сопровождались массовой безработицей. Каждый четвертый немец трудоспособного возраста к концу 1923 г. оказывался невостребованным на рынке труда.

Была подорвана финансовая система. Инфляция стала подлинным бедствием. Кроме того, над Германией тяготел 132-миллиардный объем репараций.

Возрождение хозяйства Германии и необходимость выполнения решений Версальского договора потребовали серьезного реформирования экономики с граны. Комплекс решительных преобразований в этом направлении включал меры как внутреннего, так и международного порядка.

Германская экономика, как и экономика других ведущих стран мира, подверглась новым испытаниям, вызванным Великой депрессией 1929-1933 гг.

Основная часть репарационных платежей шла за счет введения высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления: сахар, табак, пиво, ткани, обувь. Меньшая доля платежей должна была покрываться за счет доходов промышленности и железных дорог.

Согласно плану Дауэса Германия должна была продолжать выплату репараций, но вместе с тем на восстановление экономики страны выделялся международный кредит (в основном за счет США) в размере 800 млн золотых марок. Кроме того, при общем сохранении суммы репараций ежегодный размер их выплаты был снижен, а срок окончательного расчета так и остался неясным. Это помогло стабилизировать германскую экономику. В дальнейшем по так называемому плану Юнга (нового председателя комитета экспертов) общая сумма репараций была несколько уменьшена (август 1929 г.).

Список использованной литературы


1.     Бобович И. История экономики. Учебник. – М.: ООО "ТК Велби", 2002. – 328 с.

2.     История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой, проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384 с.

3.     Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 416 с.

4.     Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций /Под ред. В.И. Голубовича. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 462 с.

5.     Экономическая история. Конспект лекций /Сост. Н.Д. Волохова. Луганск, 1998. – 262 с.



[1] Лига наций – международная организация, созданная в соответствии с Версальским договором для поддержания мира и международной безопасности. Устав Лиги наций предусматривал применение экономических, финансовых и военных санкций (мер предосторожности) к государству, совершившему акт агрессии.

[2] Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций /Под ред. В.И. Голубовича. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – с.242.

[3] Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – с.151

[4] Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций /Под ред. В.И. Голубовича. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – с.243

[5] Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций /Под ред. В.И. Голубовича. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – с.246

[6] Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – с.155

[7] Экономическая история. Конспект лекций /Сост. Н.Д. Волохова. Луганск, 1998. с.45