СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность двойной записи на счетах. 2
2. Понятие о бухгалтерских документах, их юридическое значение. Требования, предъявляемые к их использованию. 3
3. Задача (вариант 1) 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 13
1. Понятие и сущность двойной записи на счетах
Для отражения хозяйственных операций на счетах используется особый элемент метода бухгалтерского учета – двойная запись. Так как хозяйственные средства, находящиеся в собственности предприятия, имеют двойственный характер (по размещению и источникам формирования), то и бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы, автоматически приобретают двойственный характер. В связи с этим любой хозяйственных факт затрагивает два объекта учета, значит и два счета.
Двойственное отражение хозяйственного факта заключается в том, что он должен быть записан по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Экономическая сущность двойной записи состоит в отражении двойственного характера имущества предприятия. Этот взгляд на имущество предприятия выражен в его балансе. В балансе с двух позиций рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам формирования (пассив баланса). Технически общее количество записей по дебету всегда равно общему количеству записей по кредиту (за определенный период), что позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей. Поэтому итоги статей актива и пассива баланса всегда равны.
Правило двойной записи на бухгалтерских счетах хозяйственных операций может быть проиллюстрировано из балансового уравнения:
АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Можно сделать вывод, что при увеличении активов (запись по дебету) увеличиваются и пассивы (запись по кредиту), а при уменьшении активов (запись по кредиту) уменьшаются и пассивы (запись по дебету) на одну и ту же сумму, так как объективно проявляется двойственный характер хозяйственных средств.
Следовательно, принцип двойственного отражения хозяйственных операций означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Вызываемые хозяйственными фактами (операциями) изменения, происходящие в двух экономически взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета, неизбежно приобретают двойственный характер.
Сферой двойной записи являются хозяйственные средства, находящиеся в соответствии с национальным законодательством в собственности хозяйствующего субъекта. Любой отдельно взятый хозяйственный факт движения хозяйственных средств, составляющих собственность предприятия, записывается два раза: в дебет одного счета и в кредит другого в одной и той же сумме, что называется двойной записью или корреспонденцией счетов. Счета, участвующие в хозяйственной операции, называются корреспондирующими. Запись операций на счетах называется бухгалтерской проводкой.
2. Понятие о бухгалтерских документах, их юридическое значение. Требования, предъявляемые к их использованию.
Документ – носитель юридической и экономической информации, отражающий динамику собственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежных средств.
В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов.
При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее совершение и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п. При этом первичные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они:
– составлены по образцу содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
– подписаны лицом, уполномоченным на совершение таких действий.
Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.
Первичный документ составляется, как правило, в момент совершения операции или сразу после ее окончания на бланке типовой формы, отпечатанном типографским способом, заполненным от руки или с использованием ПЭВМ. Оформляется документ обычно в нескольких экземплярах, свободные строки в нем прочеркиваются.
Каждый первичный документ отражает одну совершенную хозяйственную операцию. Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете движения имущества предприятия, осуществляемое в денежной форме с использованием двойной записи. К первичным документам предъявляются определенные требования. Документ имеет обязательные реквизиты:
– наименование документа;
– название и юридический адрес сторон (субъектов), участвующих в хозяйственной операции;
– дата составления документа (правильное написание даты: 01.01.04 г.);
– содержание хозяйственной операции. Необходимо соблюдать требования строгого соответствия между наименованием документа и содержанием проводимых по нему операций. При этом содержание хозяйственной операции вытекает из наименования документа, в котором оно имеется в общей форме. Например, расходный кассовый ордер предназначен для оформления выбытия денежных средств из кассы. Конкретное же содержание этой операции описывает, кому и на что выданы средства, например, на заработную плату работникам.
– измерители осуществляемой операции;
– наименование должностных лиц, ответственных за операцию;
– личные подписи и их расшифровка.
Отсутствие в первичных документах какого-либо из обязательных реквизитов является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может стать причиной применения к предприятию финансовых санкций, так как ненадлежащим образом оформленные документы не являются подтверждением факта совершения хозяйственной операции и, следовательно, возможно утверждение, что операция фактически не проводилась.
Документы должны составляться работниками бухгалтерии четко, разборчиво с помощью ручной записи, применением пишущей машинки или вычислительной техники.
Для правильного составления документа необходимо:
– заполнять документ на бланке (чистом листе бумаги при его отсутствии) ручкой, на пишущей машинке или с применением соответствующих технологий;
– строго соблюдать установленную форму и реквизиты документа;
– точно излагать содержание документа;
– четко и разборчиво писать текст и цифры;
– незаполненные пробелы в бланке документа прочеркивать;
– сумму в денежных документах указывать цифрами и прописью;
– снабжать документ необходимыми разборчивыми подписями с указанием должностей лиц, подписавших документ.
3. Задача (вариант 1)
Остатки средств предприятия ООО «Маяк» на начало отчетного периода по данным бухгалтерского учета:
№ п/п |
Хозяйственные средства и источники их образования |
Сумма, руб. |
1. |
Основные средства (01) |
2000 |
2. |
Прибыль отчетного года (99) |
500 |
3. |
Материалы (10) |
1500 |
4. |
Взносы в бюджет платежей налога на прибыль (68) |
100 |
5. |
Задолженность по оплате труда (70) |
1000 |
6. |
Износ основных средств (02) |
200 |
7. |
Незавершенное производство (20) |
800 |
8. |
Краткосрочные ссуды банка (66) |
2000 |
9. |
Денежные средства: |
|
|
на расчетном счете (51) |
2710 |
|
в кассе (50) |
50 |
10. |
Уставный капитал (80) |
1500 |
11. |
Задолженность подотчетных лиц (71), в т.ч.: |
40 |
|
Иванов И.И. |
30 |
|
Сидоров В.С. |
10 |
12. |
Задолженность поставщикам (60) |
2000 |
За отчетный период (месяц) на предприятии ООО «Маяк» были произведены следующие хозяйственные операции:
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
1. |
Получено в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы |
1800 |
2. |
Выдана из кассы заработная плата работникам |
1000 |
3. |
Выдано в подотчет: Ковалеву И.И. Сидорову В.С. ИТОГО: |
400 400 800 |
4. |
На основании авансовых отчетов оприходован материал на сумму: Сидоров В.С. Ковалев И.И. ИТОГО: |
200 500 700 |
5. |
Поступили от поставщиков материалы |
1400 |
6. |
Отпущено в производство и израсходованы материалы |
1800 |
7. |
Начислена и списана на производство заработная плата работникам |
2000 |
8. |
Внесена в кассу Сидоровым В.С. неиспользованная подотчетная сумма |
200 |
9. |
Возмещен перерасход по авансовой сумме Ковалеву И.И. |
100 |
|
ВСЕГО: |
|
Используя данные об остатках средств предприятия ООО «Маяк» на начало отчетного периода, составим начальный баланс.
Начальный баланс ООО «Маяк»
АКТИВ |
ПАССИВ |
||||
Статьи баланса |
Сумма, руб. |
Статьи баланса |
Сумма, руб. |
||
на начало |
на конец |
на начало |
на конец |
||
01 10 20 50 51 71 |
2000 1500 800 50 2710 40 |
|
84 68 70 66 80 60 |
500 100 1000 2000 1500 2000 |
|
Баланс |
7100 |
|
Баланс |
7100 |
|
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция |
Тип изменения баланса |
|
Дебет |
Кредит |
||||
1. |
Получено в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы |
1800 |
50 |
51 |
1 |
2. |
Выдана из кассы заработная пата |
1000 |
70 |
50 |
4 |
3. |
Выдано в подотчет |
800 |
70 |
50 |
4 |
4. |
На основании авансовых отчетов оприходованы материалы |
700 |
10 |
71 |
3 |
5. |
Поступили от поставщиков материалы |
1400 |
10 |
60 |
3 |
6. |
Отпущены в производство материалы |
1800 |
20 |
10 |
1 |
7. |
Начислена заработная плата производственным работникам |
2000 |
20 |
70 |
3 |
8. |
Внесена в кассу Сидоровым В.С. неиспользованная подотчетная сумма |
200 |
50 |
71 |
3 |
9. |
Возмещен перерасход по авансовой сумме Ковалеву И.И. |
100 |
71 |
50 |
4 |
4 вида изменений в балансе, вызываемых хозяйственными операциями:
1. Изменения только в активе баланса – баланс остается неизменным.
2. Изменения только в пассиве баланса – баланс остается неизменным.
3. Изменения в активе и пассиве в сторону увеличения – баланс увеличивается.
4. Изменения в активе и пассиве в сторону уменьшения – баланс уменьшается.
Синтетические счета
Счет 01 "Основные средства" |
|
Счет 10 "Материалы" |
|
Счет 20 "Основное производство" |
|||
Д |
К |
|
Д |
К |
|
Д |
К |
Сн = 2000 |
|
|
Сн = 1500 |
|
|
Сн = 800 |
|
— |
— |
|
4) 700 |
6) 1800 |
|
6) 1800 |
|
Ск = 2000 |
|
|
5) 1400 |
|
|
7) 2000 |
|
|
|
|
Обд = 2100 |
Обк = 1800 |
|
Обд = 3800 |
Обк = 0 |
|
|
|
Ск = 1800 |
|
|
Ск = 4600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счет 51 "Расчетный счет" |
|
Счет 50 "Касса" |
|
Счет 84 "Нераспределенная прибыль" |
|||
Д |
К |
|
Д |
К |
|
Д |
К |
Сн = 2710 |
|
|
Сн = 50 |
|
|
|
Сн = 500 |
— |
1)1800 |
|
1) 1800 |
2) 1000 |
|
— |
— |
Ск = 910 |
|
|
8) 200 |
3) 800 |
|
|
Ск = 500 |
|
|
|
|
9) 100 |
|
|
|
|
|
|
Обд = 2000 |
Обк = 1900 |
|
|
|
|
|
|
Ск = 150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" |
|
Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" |
|
Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда " |
|||
Д |
К |
|
Д |
К |
|
Д |
К |
Сн = 40 |
|
|
|
Сн = 100 |
|
|
Сн = 1000 |
3) 800 |
4) 700 |
|
— |
— |
|
2) 1000 |
7) 2000 |
9) 100 |
8) 200 |
|
|
Ск = 100 |
|
|
Ск = 2000 |
Обд = 900 |
Обк = 900 |
|
|
|
|
|
|
Ск = 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" |
|
Счет 80 "Уставный капитал" |
|
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками " |
|||
Д |
К |
|
Д |
К |
|
Д |
К |
|
Сн = 2000 |
|
|
Сн = 1500 |
|
|
Сн = 2000 |
— |
— |
|
— |
— |
|
|
5) 1400 |
|
Ск = 2000 |
|
|
Ск = 1500 |
|
|
Ск = 3400 |
Аналитические счета к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»
Иванов И.И. |
|
Сидоров В.С. |
|
Ковалев И.И. |
|||
Д |
К |
|
Д |
К |
|
Д |
К |
Сн = 30 |
|
|
Сн = 10 |
|
|
Сн = 0 |
|
— |
— |
|
3) 400 |
4) 200 |
|
3) 400 |
4) 500 |
|
|
|
|
8) 200 |
|
9) 100 |
|
Ск = 30 |
|
|
Обд = 400 |
Обк = 400 |
|
Обд = 900 |
Обк = 900 |
|
|
|
Ск = 10 |
|
|
Ск = 0 |
|
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Счета |
Сальдо на начало месяца |
Оборот за месяц |
Сальдо на конец месяца |
|||
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
|
01 |
2000 |
— |
— |
— |
2000 |
— |
10 |
1500 |
— |
2100 |
1800 |
1800 |
— |
20 |
800 |
— |
3800 |
— |
4600 |
— |
51 |
2710 |
— |
— |
1800 |
910 |
— |
50 |
50 |
— |
2000 |
1900 |
150 |
— |
71 |
40 |
— |
900 |
900 |
40 |
— |
68 |
— |
100 |
— |
— |
— |
100 |
70 |
— |
1000 |
1000 |
2000 |
— |
2000 |
66 |
— |
2000 |
— |
— |
— |
2000 |
80 |
— |
1500 |
— |
— |
— |
1500 |
60 |
— |
2000 |
— |
1400 |
— |
3400 |
84 |
— |
500 |
— |
— |
— |
500 |
Итого |
7100 |
7100 |
9800 |
9800 |
9500 |
9500 |
Оборотная ведомость по аналитическим счетам к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»
Аналитические счета |
Сальдо на начало месяца |
Оборот за месяц |
Сальдо на конец месяца |
|||
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
|
Иванов И.И. |
30 |
— |
— |
— |
30 |
— |
Сидоров В.С. |
10 |
— |
400 |
400 |
10 |
— |
Ковалев И.И. |
— |
— |
500 |
500 |
— |
— |
Итого: |
40 |
— |
900 |
900 |
40 |
— |
Баланс ООО «Маяк» за месяц
АКТИВ |
ПАССИВ |
||||
Статьи баланса |
Сумма, руб. |
Статьи баланса |
Сумма, руб. |
||
на начало |
на конец |
на начало |
на конец |
||
01 10 20 50 51 71 |
2000 1500 800 50 2710 40 |
2000 1800 4600 150 910 40 |
84 68 70 66 80 60 |
500 100 1000 2000 1500 2000 |
500 100 2000 2000 1500 3400 |
Баланс |
7100 |
9500 |
Баланс |
7100 |
9500 |
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
┌─────────┐
на февраль 2004 г. │ КОДЫ │
├─────────┤
Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │
├──┬───┬──┤
Дата (год, месяц, число) │ │ │ │
├──┴───┴──┤
Организация _ООО «Маяк»_______________________ по ОКПО │ │
├─────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ │
├─────────┤
Вид деятельности ____________________________ по ОКВЭД │ │
├────┬────┤
Организационно-правовая форма/форма собственности _____│ │ │
__общество с ограниченной ответственностьюо ОКОПФ/ОКФС │ │ │
├────┴────┤
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
(ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Местонахождение (адрес) __________________________________________
__________________________________________________________________
┌───────────┐
Дата утверждения │ │
├───────────┤
Дата отправки (принятия) │ │
└───────────┘
АКТИВ |
Код пока- зателя |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы |
110 |
— |
— |
Основные средства |
120 |
2000 |
2000 |
Незавершенное строительство |
130 |
— |
— |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
— |
— |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
— |
— |
Отложенные налоговые активы |
145 |
— |
— |
Прочие внеоборотные активы |
150 |
— |
— |
ИТОГО по разделу I |
190 |
2000 |
2000 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
210 |
— |
— |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
211 |
1500 |
1800 |
животные на выращивании и откорме |
|
— |
— |
затраты в незавершенном производстве |
212 |
800 |
4600 |
готовая продукция и товары для перепродажи |
|
— |
— |
товары отгруженные |
|
— |
— |
расходы будущих периодов |
|
— |
— |
прочие запасы и затраты |
|
— |
— |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
— |
— |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
— |
— |
в том числе покупатели и заказчики |
|
— |
— |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
40 |
40 |
в том числе покупатели и заказчики |
|
— |
— |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
— |
— |
Денежные средства |
260 |
2760 |
1060 |
Прочие оборотные активы |
270 |
— |
— |
ИТОГО по разделу II |
290 |
4300 |
2900 |
БАЛАНС |
300 |
7100 |
9500 |
ПАССИВ |
Код пока- зателя |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал |
410 |
1500 |
1500 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
|
— |
— |
Добавочный капитал |
420 |
— |
— |
Резервный капитал |
430 |
— |
— |
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством |
|
— |
— |
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
|
— |
— |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
500 |
500 |
ИТОГО по разделу III |
490 |
2000 |
2000 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
510 |
— |
— |
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
— |
— |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
— |
— |
ИТОГО по разделу IV |
590 |
— |
— |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
610 |
2000 |
2000 |
Кредиторская задолженность |
620 |
— |
— |
в том числе: поставщики и подрядчики |
621 |
2000 |
3400 |
задолженность перед персоналом организации |
622 |
1000 |
2000 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
|
— |
— |
задолженность по налогам и сборам |
623 |
100 |
100 |
прочие кредиторы |
|
— |
— |
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов |
630 |
— |
— |
Доходы будущих периодов |
640 |
— |
— |
Резервы предстоящих расходов |
650 |
— |
— |
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
— |
— |
ИТОГО по разделу V |
690 |
5100 |
7500 |
БАЛАНС |
700 |
7100 |
9500 |
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства |
|
|
|
в том числе по лизингу |
|
|
|
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
|
|
|
Товары, принятые на комиссию |
|
|
|
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
|
|
|
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
|
|
|
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
|
|
|
Износ жилищного фонда |
|
|
|
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов |
|
|
|
Нематериальные активы, полученные в пользование |
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
"__" _____________ 200_ г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 28.03.02).
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34н: С изм. и доп. на 24.03.2000 г.
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 524 с.
5. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 247 с.
6. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.