СОДЕРЖАНИЕ

1.   Понятие и сущность двойной записи на счетах. 2

2.   Понятие о бухгалтерских документах, их юридическое значение. Требования, предъявляемые к их использованию. 3

3.   Задача (вариант 1) 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 13


1.    Понятие и сущность двойной записи на счетах

Для отражения хозяйственных операций на счетах используется особый элемент метода бухгалтерского учета – двойная запись. Так как хозяйственные средства, находящиеся в собственности предприятия, имеют двойственный характер (по размещению и источникам формирования), то и бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы, автоматически приобретают двойственный характер. В связи с этим любой хозяйственных факт затрагивает два объекта учета, значит и два счета.

Двойственное отражение хозяйственного факта заключается в том, что он должен быть записан по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Экономическая сущность двойной записи состоит в отражении двойственного характера имущества предприятия. Этот взгляд на имущество предприятия выражен в его балансе. В балансе с двух позиций рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам формирования (пассив баланса). Технически общее количество записей по дебету всегда равно общему количеству записей по кредиту (за определенный период), что позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей. Поэтому итоги статей актива и пассива баланса всегда равны.

Правило двойной записи на бухгалтерских счетах хозяйственных операций может быть проиллюстрировано из балансового уравнения:

АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Можно сделать вывод, что при увеличении активов (запись по дебету) увеличиваются и пассивы (запись по кредиту), а при уменьшении активов (запись по кредиту) уменьшаются и пассивы (запись по дебету) на одну и ту же сумму, так как объективно проявляется двойственный характер хозяйственных средств.

Следовательно, принцип двойственного отражения хозяйственных операций означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Вызываемые хозяйственными фактами (операциями) изменения, происходящие в двух экономически взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета, неизбежно приобретают двойственный характер.

Сферой двойной записи являются хозяйственные средства, находящиеся в соответствии с национальным законодательством в собственности хозяйствующего субъекта. Любой отдельно взятый хозяйственный факт движения хозяйственных средств, составляющих собственность предприятия, записывается два раза: в дебет одного счета и в кредит другого в одной и той же сумме, что называется двойной записью или корреспонденцией счетов. Счета, участвующие в хозяйственной операции, называются корреспондирующими. Запись операций на счетах называется бухгалтерской проводкой.

2.    Понятие о бухгалтерских документах, их юридическое значение. Требования, предъявляемые к их использованию.

Документ – носитель юридической и экономической информации, отражающий динамику собственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежных средств.

В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов.

При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее совершение и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п. При этом первичные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они:

–        составлены по образцу содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

–        подписаны лицом, уполномоченным на совершение таких действий.

Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.

Первичный документ составляется, как правило, в момент совершения операции или сразу после ее окончания на бланке типовой формы, отпечатанном типографским способом, заполненным от руки или с использованием ПЭВМ. Оформляется документ обычно в нескольких экземплярах, свободные строки в нем прочеркиваются.

Каждый первичный документ отражает одну совершенную хозяйственную операцию. Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете движения имущества предприятия, осуществляемое в денежной форме с использованием двойной записи. К первичным документам предъявляются определенные требования. Документ имеет обязательные реквизиты:

–        наименование документа;

–        название и юридический адрес сторон (субъектов), участвующих в хозяйственной операции;

–        дата составления документа (правильное написание даты: 01.01.04 г.);

–        содержание хозяйственной операции. Необходимо соблюдать требования строгого соответствия между наименованием документа и содержанием проводимых по нему операций. При этом содержание хозяйственной операции вытекает из наименования документа, в котором оно имеется в общей форме. Например, расходный кассовый ордер предназначен для оформления выбытия денежных средств из кассы. Конкретное же содержание этой операции описывает, кому и на что выданы средства, например, на заработную плату работникам.

–        измерители осуществляемой операции;

–        наименование должностных лиц, ответственных за операцию;

–        личные подписи и их расшифровка.

Отсутствие в первичных документах какого-либо из обязательных реквизитов является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может стать причиной применения к предприятию финансовых санкций, так как ненадлежащим образом оформленные документы не являются подтверждением факта совершения хозяйственной операции и, следовательно, возможно утверждение, что операция фактически не проводилась.

Документы должны составляться работниками бухгалтерии четко, разборчиво с помощью ручной записи, применением пишущей машинки или вычислительной техники.

Для правильного составления документа необходимо:

–        заполнять документ на бланке (чистом листе бумаги при его отсутствии) ручкой, на пишущей машинке или с применением соответствующих технологий;

–        строго соблюдать установленную форму и реквизиты документа;

–        точно излагать содержание документа;

–        четко и разборчиво писать текст и цифры;

–        незаполненные пробелы в бланке документа прочеркивать;

–        сумму в денежных документах указывать цифрами и прописью;

–        снабжать документ необходимыми разборчивыми подписями с указанием должностей лиц, подписавших документ.

3.    Задача (вариант 1)

Остатки средств предприятия ООО «Маяк» на начало отчетного периода по данным бухгалтерского учета:

№ п/п

Хозяйственные средства и источники их образования

Сумма, руб.

1.

Основные средства (01)

2000

2.

Прибыль отчетного года (99)

500

3.

Материалы (10)

1500

4.

Взносы в бюджет платежей налога на прибыль (68)

100

5.

Задолженность по оплате труда (70)

1000

6.

Износ основных средств (02)

200

7.

Незавершенное производство (20)

800

8.

Краткосрочные ссуды банка (66)

2000

9.

Денежные средства:



на расчетном счете (51)

2710


в кассе (50)

50

10.

Уставный капитал (80)

1500

11.

Задолженность подотчетных лиц (71), в т.ч.:

40


Иванов И.И.

30


Сидоров В.С.

10

12.

Задолженность поставщикам (60)

2000

За отчетный период (месяц) на предприятии ООО «Маяк» были произведены следующие  хозяйственные операции:

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

1.

Получено в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы

1800

2.

Выдана из кассы заработная плата работникам

1000

3.

Выдано в подотчет:

Ковалеву И.И.

Сидорову В.С.

ИТОГО:


400

400

800

4.

На основании авансовых отчетов оприходован материал на сумму:

Сидоров В.С.

Ковалев И.И.

ИТОГО:


200

500

700

5.

Поступили от поставщиков материалы

1400

6.

Отпущено в производство и израсходованы материалы

1800

7.

Начислена и списана на производство заработная плата работникам

2000

8.

Внесена в кассу Сидоровым В.С. неиспользованная подотчетная сумма

200

9.

Возмещен перерасход по авансовой сумме Ковалеву И.И.

100


ВСЕГО:



Используя данные об остатках средств предприятия ООО «Маяк» на начало отчетного периода, составим начальный баланс.

Начальный баланс ООО «Маяк»

АКТИВ

ПАССИВ

Статьи баланса

Сумма, руб.

Статьи баланса

Сумма, руб.

на начало

на конец

на начало

на конец

01

10

20

50

51

71

2000

1500

800

50

2710

40


84

68

70

66

80

60

500

100

1000

2000

1500

2000


Баланс

7100


Баланс

7100


Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Корреспонденция

Тип изменения баланса

Дебет

Кредит

1.

Получено в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы

1800

50

51

1

2.

Выдана из кассы заработная пата

1000

70

50

4

3.

Выдано в подотчет

800

70

50

4

4.

На основании авансовых отчетов оприходованы материалы

700

10

71

3

5.

Поступили от поставщиков материалы

1400

10

60

3

6.

Отпущены в производство материалы

1800

20

10

1

7.

Начислена заработная плата производственным работникам

2000

20

70

3

8.

Внесена в кассу Сидоровым В.С. неиспользованная подотчетная сумма

200

50

71

3

9.

Возмещен перерасход по авансовой сумме Ковалеву И.И.

100

71

50

4

4 вида изменений в балансе, вызываемых хозяйственными операциями:

1.     Изменения только в активе баланса – баланс остается неизменным.

2.     Изменения только в пассиве баланса – баланс остается неизменным.

3.     Изменения в активе и пассиве в сторону увеличения – баланс увеличивается.

4.     Изменения в активе и пассиве в сторону уменьшения – баланс уменьшается.


Синтетические счета

Счет 01 "Основные средства"


Счет 10 "Материалы"


Счет 20 "Основное производство"

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 2000



Сн = 1500



Сн = 800

 

 —

— 


4) 700

6) 1800


6) 1800


Ск = 2000



5) 1400

 


7) 2000





Обд = 2100

Обк = 1800


Обд = 3800

Обк = 0




Ск = 1800



Ск = 4600










Счет 51 "Расчетный счет"


Счет 50 "Касса"


Счет 84 "Нераспределенная прибыль"

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 2710

 


Сн = 50

 


 

Сн = 500

 —

1)1800


1) 1800

2) 1000


Ск = 910



8) 200

3) 800


 

Ск = 500




 

9) 100







Обд = 2000

Обк = 1900







Ск = 150













Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"


Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам"


Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда "

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 40

 


 

Сн = 100


 

Сн = 1000

3) 800

4) 700



2) 1000

7) 2000

9) 100

8) 200


 

Ск = 100


 

Ск = 2000

Обд = 900

Обк = 900







Ск = 40
















Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"


Счет 80 "Уставный капитал"


Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками "

Д

К


Д

К


Д

К

 

Сн = 2000


 

Сн = 1500


 

Сн = 2000


       —       


 

5) 1400

 

Ск = 2000


 

Ск = 1500



Ск = 3400

Аналитические счета к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»

Иванов И.И.


Сидоров В.С.


Ковалев И.И.

Д

К


Д

К


Д

К

Сн = 30

 


Сн = 10

 


Сн = 0

 


3) 400

4) 200


3) 400

4) 500


 



8) 200


9) 100

 

Ск = 30

 


Обд = 400

Обк = 400


Обд = 900

Обк = 900




Ск = 10



Ск = 0




Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Счета

Сальдо на начало месяца

Оборот за месяц

Сальдо на конец месяца

Д

К

Д

К

Д

К

01

2000

2000

10

1500

2100

1800

1800

20

800

3800

4600

51

2710

1800

910

50

50

2000

1900

150

71

40

900

900

40

68

100

100

70

1000

1000

2000

2000

66

2000

2000

80

1500

1500

60

2000

1400

3400

84

500

500

Итого

7100

7100

9800

9800

9500

9500

Оборотная ведомость по аналитическим счетам к синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами»

Аналитические счета

Сальдо на начало месяца

Оборот за месяц

Сальдо на конец месяца

Д

К

Д

К

Д

К

Иванов И.И.

30

30

Сидоров В.С.

10

400

400

10

Ковалев И.И.

500

500

Итого:

40

900

900

40

Баланс ООО «Маяк» за месяц

АКТИВ

ПАССИВ

Статьи баланса

Сумма, руб.

Статьи баланса

Сумма, руб.

на начало

на конец

на начало

на конец

01

10

20

50

51

71

2000

1500

800

50

2710

40

2000

1800

4600

150

910

40

84

68

70

66

80

60

500

100

1000

2000

1500

2000

500

100

2000

2000

1500

3400

Баланс

7100

9500

Баланс

7100

9500


                      БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

                                                       ┌─────────┐

                      на февраль 2004 г.               │  КОДЫ   │

                                                       ├─────────┤

                                     Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │

                                                       ├──┬───┬──┤

                              Дата (год, месяц, число) │  │   │  │

                                                       ├──┴───┴──┤

Организация _ООО «Маяк»_______________________ по ОКПО │         │

                                                       ├─────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика          ИНН │         │

                                                       ├─────────┤

Вид деятельности ____________________________ по ОКВЭД │         │

                                                       ├────┬────┤

Организационно-правовая форма/форма собственности _____│    │    │

__общество с ограниченной ответственностьюо ОКОПФ/ОКФС │    │    │

                                                       ├────┴────┤

Единица измерения: тыс. руб./млн. руб.         по ОКЕИ │ 384/385 │

(ненужное зачеркнуть)                                  └─────────┘


Местонахождение (адрес) __________________________________________

__________________________________________________________________


                                                     ┌───────────┐

                                    Дата утверждения │           │

                                                     ├───────────┤

                            Дата отправки (принятия) │           │

                                                     └───────────┘

АКТИВ               

Код   пока- зателя

На начало отчетного года  

На конец отчетного периода

1                 

2  

3   

4   

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        Нематериальные активы               

110 

Основные средства                   

120 

2000

2000

Незавершенное строительство         

130 

Доходные  вложения   в   материальные ценности                            

135 

Долгосрочные финансовые вложения     

140 

Отложенные налоговые активы         

145 

Прочие внеоборотные активы          

150 

ИТОГО по разделу I               

190 

2000

2000

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ         Запасы                              

210 

в том числе:                      сырье,    материалы    и    другие аналогичные ценности             

211

1500

1800

животные на выращивании и откорме


затраты        в     незавершенном производстве                     

212

800

4600

готовая продукция  и  товары   для перепродажи                      


товары отгруженные               


расходы будущих периодов         


прочие запасы и затраты          


Налог на   добавленную  стоимость  по приобретенным ценностям             

220 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после отчетной даты)        

230 

в том числе покупатели и заказчики


Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются   в   течение    12 месяцев после отчетной даты)        

240 

40

40

в том числе покупатели и заказчики


Краткосрочные финансовые вложения   

250 

Денежные средства                   

260 

2760

1060

Прочие оборотные активы             

270 

ИТОГО по разделу II              

290 

4300

2900

БАЛАНС               

300 

7100

9500


ПАССИВ               

Код   пока- зателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1                 

2  

3   

4   

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ       Уставный капитал                    

410 

1500

1500

Собственные  акции,   выкупленные   у акционеров                          


Добавочный капитал                  

420 

Резервный капитал                   

430 

в том числе:                   резервы, образованные            в соответствии с законодательством 


резервы, образованные            в соответствии с      учредительными документами                      


Нераспределенная прибыль  (непокрытый убыток)                              

470 

500

500

ИТОГО по разделу III        

490 

2000

2000

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА   Займы и кредиты                     

510 

Отложенные налоговые обязательства  

515 

Прочие долгосрочные обязательства   

520 

ИТОГО по разделу IV                 

590 

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА    Займы и кредиты                     

610 

2000

2000

Кредиторская задолженность          

620 

в том числе:                  поставщики и подрядчики           

621

2000

3400

задолженность перед     персоналом организации                      

622

1000

2000

задолженность                перед государственными     внебюджетными фондами                          


задолженность по налогам и сборам

623

100

100

прочие кредиторы                 


Задолженность     перед   участниками (учредителями) по выплате доходов   

630 

Доходы будущих периодов             

640 

Резервы предстоящих расходов        

650 

Прочие краткосрочные обязательства  

660 

ИТОГО по разделу V           

690 

5100

7500

БАЛАНС               

700 

7100

9500

СПРАВКА о наличии ценностей,   учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства      




в том числе по лизингу            




Товарно-материальные        ценности, принятые на ответственное хранение  




Товары, принятые на комиссию        




Списанная в    убыток   задолженность неплатежеспособных дебиторов        




Обеспечения обязательств  и  платежей полученные                          




Обеспечения обязательств  и  платежей выданные                            




Износ жилищного фонда               




Износ        объектов        внешнего благоустройства и других  аналогичных объектов                             




Нематериальные активы, полученные   в пользование                         









Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________

             (подпись) (расшифровка                   (подпись) (расшифровка

                         подписи)                                 подписи)


             "__" _____________ 200_ г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 28.03.02).

2.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34н: С изм. и доп. на 24.03.2000 г.

3.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 524 с.

5.     Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 247 с.

6.     Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.