План

1.     Внутренний финансовый контроль                                                                                                             

1.1 Внутренний финансовый  контроль, его цели, задачи, методы и объекты исследования                                                                                                          3

1.2 Классификация процедур и методов внутреннего контроля                      5

2.     Министерство финансов РФ

2.1. Структура Министерства финансов РФ                                                       8

2.2. Основные задачи Министерства финансов РФ                                           9

2.3. Функции Министерства финансов РФ                                                        10

2.4. Полномочия Минфина РФ в осуществлении финансового контроля     13

Список  литературы                                                                                             15

1. Внутренний финансовый  контроль

1.1 Внутренний финансовый  контроль, его цели, задачи, методы и объекты исследования.

  Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Система внутреннего контроля организуется руководством предпри­ятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудито­ром, формы, и виды контрольных действий также определяются аудито­ром (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона «Об аудиторской деятельности»). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведом­ства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ве­домством.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1.           осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;

2.           обеспечение соблюдения политики руководства каждым работни­ком предприятия;

3.           обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе ав­томатизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий конт­роль.

Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обяза­но обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

·              в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не долж­но быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы пра­вильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

·              бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объектив­ное представление о предприятии в целом;

·              компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

·              средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или не­эффективно использованы;

·              все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализирова­лись, а виновные несли ответственность;

·              внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполно­моченным принимать управленческие решения, для ее оптимального ис­пользования.

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего кон­троля с системой бухгалтерского финансового учета (система внутреннего финансового контроля), а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета (система внутреннего управленческого контроля)

Объектами внутреннего финансового  контроля являются циклы деятельности орга­низации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение со­блюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей.

Методы, используемые при осуществлении внутреннего финансового контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

·              бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвента­ризация и документация, балансовое обобщение);

·              ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка ариф­метических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хо­зяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, под­тверждение и прослеживание).

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

 

1.2 Классификация процедур и методов внутреннего контроля

Методы и процедуры контроля являются важной составляющей системы контроля.

Несмотря на множество видов деятельности предприятий, существует только пять типов методов контроля.

В отличие от мероприятий и процедур, являющихся частью контрольной среды и системы бухгалтерского учета и относящихся ко всем операциям, проводимым предприятием, специальные процедуры внутреннего контроля обычно устанавливаются для крупных или рискованных операций. На состав процедур контроля влияют объем, степень сложности и особенности видов деятельности предприятия, а также специфика контрольной среды и системы бухгалтерского учета.

На небольших предприятиях с относительно простыми условиями обработки данных такие процедуры контроля не всегда обязательны.

Методы внутреннего контроля:

·              разделение обязанностей;

·              система независимых проверок;

·              система подтверждения полномочий;

·              физические способы контроля и охраны;

·              документальный контроль.

Предприятия достигают целей контроля путем разработки и внедрения процедур контроля на разных уровнях организации и на разных уровнях обработки данных.

Некоторые процедуры контроля применимы непосредственно к хозяйственным операциям, файлам данных, записям и активам. Эффективность таких процедур контроля увеличивается, если проводится их регулярная проверка и если распределение функций способствует защите активов и исключению или обнаружению ошибок в финансовых документах.

Предприятия разрабатывают и внедряют процедуры контроля для того, чтобы быть уверенными в законности осуществляемых хозяйственных операций, в том, что информация по ним зарегистрирована полностью и точно, что все ошибки в процессе ведения дел и регистрации дан­ных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью, что целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами и что доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности операций, в защите файлов и активов, были достигнуты и что системой бухгалтерского уче­та выдается надежная финансовая информация. Предприятиям следует применять различные способы достижения указанных целей.

Приведенные выше пять методов контроля закрывают перед потенциальными мошенниками доступ к ценностям, лишают их возможности скрыть следы своего преступления и безнаказанно пользоваться его плодами.

Любой вид деятельности всегда лучше контролируется либо при распределении обязанностей между работниками, либо при помощи двойного контроля. Эти формы контроля, как и большинство профилактических мер, чаще всего применяются там, где производятся расчеты наличными денежными средствами. Так, получение наличных денег обычно происходит под двойным контролем.

Двойной контроль является таким вариантом системы контроля, при котором вся операция не может совершаться одним работником. При двойном контроле одну и ту же задачу выполняют два человека, причем обязанности между ними распределяются таким образом, чтобы ни один из них не мог выполнить все действия по данной операции. Обе разновидности контроля преследуют одну и ту же цель: не позволить одному человеку иметь неконтролируемый доступ к денежным средствам.

Процедуры контроля, осуществляемые на основе системы подтверж­дения полномочий, имеют много разновидностей, две из которых — специальная система паролей, дающая возможность тем или иным людям пользоваться компьютером и получать доступ к определенным базам данных, и специальные карточки с собственноручной подписью, позволяющие людям входить в помещения с банковскими сейфами, обналичивать чеки и совершать иные операции в финансовых учреждениях.

Основным  способом физического контроля за сохранностью имущества является инвентаризация.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению материально ответственными лицами, за которыми закреплено это имущество.

Основными целями инвентаризации являются:

•    выявление фактического наличия имущества;

•    сопоставление фактического наличия имущества с данными бух-галтерского учета;

•    проверка полноты отражения в учете обязательств.



2. Министерство финансов РФ

2.1 Структура Министерства финансов РФ

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.[1]

 В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.[2]

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

1.     Департамент бюджетной политики;

2.     Департамент налоговой политики;

3.     Департамент управления государственным внутренним долгом;

4.     Департамент отраслевого финансирования;

5.     Департамент межбюджетных отношений;

6.     Валютно-экономический департамент;

7.     Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

8.     Департамент финансирования государственного аппарата;

9.     Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

10.                       Юридический департамент;

11.                       Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

12.                       Департамент страхового надзора;

13.                       Департамент внешнего долга;

14.                       Департамент международных финансовых организаций;

15.                       Департамент государственного финансового контроля;

16.                       Департамент организации аудиторской деятельности;

17.                       Информационно-технический департамент;

18.                       Департамент бюджетных кредитов и гарантий;

19.                       Департамент валютного контроля;

20.                       Департамент социальной сферы и науки.[3]


2.2 Основные задачи Министерства финансов РФ

В соответствии с Положением о Министерстве  финансов в РФ, к его основным задачам относят:

-         совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

-         разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

-         концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

-         разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

-         разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

-         управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

-         разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

-         участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

-         разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

-         осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

-         обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).[4]


2.3                        Функции Министерства финансов РФ

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

-         государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

-         государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;[5]

-         внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

-         страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

-         денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Госбанком денежных билетов и металлических монет;

-         государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

-         финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

-         валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

-         финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;

-         организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.[6]


2.4 Полномочия Минфина РФ в осуществлении финансового контроля

Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Минфин осуществляет финансовый контроль за:

-         целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

-         поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

-         доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;

-         обеспечением платежеспособности страховщиков;

-         формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;

-         использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;

-         расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;

-         качеством аудиторских проверок.[7]

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.




Список литературы


1.     Контроллинг как инструмент управления предприятием. Под ред. Данилочкиной Н.Г. М. Аудит. 1998г.

2.     Макальская А.К. Внутренний аудит. М.ДиС.1999г.

3.     Пятницкая К. Цели и задачи внутреннего контроля. Институт внутренних аудиторов. М.2001г.

4.     Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. М.-2001г.

5.     Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит. М. Финансы и статистика, 1998г.

6.   Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 687 с.

7.     Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.

8.     Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юрист, 2001. – 384 с.

9.     Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 256 с.

10.           Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1999. – 600 с.













[1] Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 « Вопросы министерства финансов РФ» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592

[2] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации


[3] Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1248 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5708



[4] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации


[5] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ


[6] Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – Стр. 90 – 95

[7] Положение о Министерстве финансов Российской Федерации