Содержание

Глава 1. Предпринимательская прибыль и её значение. 3

1.1. Сущность, функции и принципы формирования и распределения прибыли в коммерческой организации. 3

1.2. Факторы, влияющие на величину предпринимательской прибыли  21

Список использованной литературы. 24

Глава 1. Предпринимательская прибыль и её значение

1.1. Сущность, функции и принципы формирования и распределения прибыли в коммерческой организации


Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

М. И. Баканов, Д. А. Шеремет [6] считают, что прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки финансовой деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличению фонда оплаты труда работников.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерная, арендная, частная и другие формы собственности, получив финансовую самостоятельность, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет, других обязательных платежей и отчислений.

Предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственности, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибылей.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным так и с отрицательным знаком.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя деятельности предприятия, вместе с тем, не означает ее уникальность и универсальность. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что у отдельных хозяйственных субъектов преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «не заработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной деятельности предприятия, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителя. Вместо производства низко рентабельной, не имеющей большого спроса продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы обращения, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссия денег.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием рыночных отношений, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, на сколько достоверно будет определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятых финансовых стратегий предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину общей прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д. В современных условиях экономист и бухгалтер должны хорошо знать различные методики формирования финансовых результатов, уметь выбрать и предложить руководству тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию принятой на предприятии финансовой стратегии.

Следовательно, финансовые результаты деятельности предприятия играют немаловажную роль в его деятельности.

А. С. Безруких [10] указывает, что прибыль в современной экономике выполняет следующие основные функции:

1. Ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений.

2. Полученная прибыль выступает мерилом успеха деятельности компании.

3. Часть полученной прибыли является источником самофинансирования развития.

4. Часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала.

5. Ожидаемые прибыли служат ориентиром инвестиционного процесса. Полученные прибыли чаще всего свидетельствуют о качестве управления компании.

Инвестиционные расходы, обусловленные расширением деятельности  фирмы, весьма разнообразны это вложения в здания и сооружения, оборудование и прочее.

При принятии решения об инвестициях на краткосрочный период, как правило, предполагается расширение деятельности за счет более полного использования уже имеющихся ресурсов (основных средств), и оценка предполагаемой прибыли проводится на основании анализа в зависимости объема продаж,  себестоимости и прибыли.

Следует согласиться с мнением Э. А. Маркарьяном [31], что инвестирование рассчитано на более длительный срок, чем  один год. Поэтому прогнозы прибыли должны составляться на все те периоды,  в течение которых планируется действие проектов.

Для этого необходимо исчислять дисконтируемую стоимость поступлений  за все периоды. Это необходимо, поскольку сумма денег, получаемая в любой  определенный момент времени, стоит больше, чем та же сумма, получение которой ожидается позднее: не получая деньги немедленно, предприятие теряет по крайней мере величину процентов, которые могли бы принести эти деньги, будучи  вложенными в дело. Следовательно, нынешняя стоимость получаемых впоследствии средств равняется данной сумме за вычетом некоторой величины (ее  можно подсчитать, исходя из размера банковской учетной ставки).

Эта величина представляет собой рентабельность за период от сегодняшнего дня до срока платежа.

Уровень прибыли, достигнутый предприятием, как правило, служит достоверным показателем эффективности его функционирования, удовлетворительном (добросовестного и компетентного) управления находившимися в распоряжении людскими, материальными и другими ресурсами. Наиболее распространенным является показатель “доход на акцию”; для оценки эффективности  инвестиций может применяться показатель “рентабельность инвестированного  капитала”. Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.

Любой фирме в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления контроля. Эта проблема усугубляется по мере  усложнения форм организации бизнеса. В свою очередь, это привело к возникновению ряда управленческих теорий.

В. И. Макарьева [30] предполагает, что цель функционирования  любой фирмы заключается в гармонизации конфликтующих целей различных  групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме: акционеров, наемного управленческого  персонала, работников, контрагентов, государственных органов. В частности,  фирма должна не только и не столько стремиться к максимизации прибыли, но  и заботиться о социальном положении своих работников, охране окружающей  среды и др. Это направление получило особое развитие в рамках поведенческих  подходов к объяснению особенностей организации бизнеса.

Однако наибольшее распространение в последние годы получила “Теория  максимизации “цены” фирмы ” [26]. Разрабатывая эту теорию, исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев прибыль, рентабельность,  объем производства и т.д. не может рассматриваться в качестве обобщающего  критерия эффективности принимаемых решений финансового характера. Такой  критерий должен:

-  базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы;

- быть основанным, ясным и точным;

- быть применяемым для всех аспектов процесса принятия управленческих  решений, включая поиск источников средств, собственное инвестирование,  распределение доходов (дивидендов).

К. Друри [17] и другие зарубежные экономисты считают, что этим условием в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е. рыночной цены обыкновенных акций  фирмы. Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества, разделяемой большинством экономически развитых стран Запада, достижения социального и экономического общества через частную собственность. С позиций инвесторов в основе этого подхода лежит предпосылка,  что повышение достатка владельца фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост  цены акции, должно приниматься владельцами или управленческим персоналом.

Подобная теория в настоящее время не применима в нашей стране. Этап  первоначального накопления капитала, по оценкам некоторых исследователей,  будет продолжаться еще не менее 10 лет. И для большинства современных российских предпринимателей основной целью есть и будет получение максимальной прибыли, причем зачастую единовременной, а не долгосрочной, как  это предполагает экономическая теория.

Выделим основные функции прибыли: как основа принятия инвестиционных решений, выступает мерилом успеха деятельности предприятия, является источником самофинансирования развития, имеет функцию вознаграждения.

Понятие прибыль имеет множество значений. В западном учете прибыль  определяется как увеличение капитала в результате ведения хозяйственной деятельности [17]. Экономисты предпочитают использовать термин чистая прибыль, так  как с профессиональной точки зрения он точно определяется как разница между доходами и расходами. Если расходы превышают доходы, то говорят о чистом убытке.

В отечественном учете используют следующие абсолютные показатели финансовых результатов:

•       общая (валовая) прибыль от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реализации, от финансово-хозяйственной, финансовой деятельности, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж;

•       налогооблагаемая прибыль;

•       чистая прибыль, реинвестированная прибыль;

•       нераспределенная прибыль ( непокрытый убыток);

•       чрезвычайные доходы и расходы.

Общая поэтапная схема определения финансового результата, содержащаяся в форме №2 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Схематично формирование и распределение финансового результата отражено на рисунке 1.1.

 























Рисунок  1.1. Формирование финансовых результатов

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализованной продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения  учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав внереализационных доходов включаются:

·             доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;

·             доходы от сдачи имущества в аренду ;

·             присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

·             прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

·             другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализации продукции (работ, услуг);

·             положительные курсовые разницы по валютным счетам и валюты, находящейся в расчетах.

В состав внереализованных расходов включаются:

1.          затраты по аннулированным производственным заказам, контрактам, а также затраты на производство, не давшее продукции;

2.          затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

3.          не компенсируемые потери от простоев;

4.          убытки по операциям с тарой;

5.          судебные издержки и арбитражные расходы;

6.          присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды  санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению  причиненных убытков;

7.          суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а  также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;

8.          убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек;

9.          убытки по операциям прошлых лет, выявленных в текущем году;

10.       не компенсируемые потери от стихийных бедствий;

11.       убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;

12.       расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых  результатов, а также по операциям, связанным с получением вне реализационных доходов;

13.       отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и валюты, находящейся в расчетах.

Непокрытый убыток сумма валового убытка отчетного года, не покрытая  резервным капиталом и резервными фондами, а также превышение суммы валового убытка над величиной накопленной ранее нераспределенной прибыли.

В настоящее время, в связи с изменениями в бухгалтерском учете, разделения его на налоговый и бухгалтерский учет, появляется в бухгалтерском учете  понятие налогооблагаемой прибыли.

Налогооблагаемая прибыль. Представляет собой разность между общей прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход, прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль. Под чистой прибылью предприятия понимают часть общей (валовой) прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.  Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется  им самостоятельно. Рыночные условия определяют приоритетные направления  использования собственной прибыли.

Нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль это часть чистой  прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями, участниками)  предприятия и направленная на накопление его имущества.

Итак, основными показателями прибыли являются: общая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, от финансово-хозяйственной деятельности, финансовой деятельности, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, реинвестированная прибыль, нераспределенная прибыль, чрезвычайные доходы и расходы.

Прибыль, получаемая торговой организацией в результате финансово-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующем субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль

Прибыль, получаемая в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль. Государство в законодательном порядке определяет ту её часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей. Принципиально важно, чтобы при этом соблюдались интересы как государства, так и коммерческих организаций. Размер изъятия прибыли в бюджет не должен снижать заинтересованность субъекта хозяйствования в расширении объемов улучшения финансовых показателей предпринимательской деятельности.

Схема распределения и использования прибыли показана на рисунке 1.2. 

В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Средства этого фонда имеют целевое назначение – для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможность выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка чистой прибыли.


 























Рисунок 1.2.  Распределение и использование прибыли

Если сумма уставного капитала и фонд накопления превышают величину полученной прибыли, то можно говорить устойчивом финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнение соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

Выявленные пропорции использования чистой прибыли характеризуют распределительную политику руководства предприятия. Так соотношение фондов потребления и накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании.

Направляя значительную часть чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможность будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложение), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления – в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различия капиталов и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления – в результате распределения чистой прибыли.

Российское законодательство предоставляет предприятиям, не зависимо от организационно-правовых форм собственности оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение после уплаты налоговых обязательств прибылью. Разность между совокупной величиной прибыль по всем видам деятельности и её использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенная прибыль.

Фонд накопления объединяет ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена для строительства и приобретения основных фондов, т.е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений. Часть средств фонда накопления, направленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалентная стоимость другого имущества, созданного на эти средства и также отраженного в активе, но по другой статье.

Кроме того за счет фонда накопления финансируются расходы, которые носят безвозмездный характер:

1. На проведение научно-исследовательских работ;

2. На природоохранные мероприятия;

3. Расходы сверх установленных норм включения в себестоимость для налогообложения;

4. Расходы по выпуску ценных бумаг;

5. Взносы по созданию других предприятий;

6. Уплата штрафных санкций в случаи сокрытия прибыли, нарушения требования по охране окружающей среды;

7. Другие расходы

Для контроля за движением средств в составе фонда накопления рекомендуется выделить фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.

Средств фонда потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фонда потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Специальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет фонда потребления. К социальным выплатам относятся:

1. Материальная помощь;

2. Оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых;

3. Приобретение за счет предприятия медикаментов.

Безфондовый метод чаще всего использую малые предприятия. Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительскими документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия.


1.2. Факторы, влияющие на величину предпринимательской прибыли


Значение прибыли состоит в том, что она отражает ко­нечный финансовый результат. Вместе с тем на величину при­были, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизацион­ных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэто­му для выяснения конечного финансового результата необ­ходимо  сопоставить  стоимость  объема  реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Таким образом, на величину прибыли оказывают влияние многие факторы, которые можно сгруппировать на внешние и внутренние. К первой группе факторов (внешние факторы) относятся следующие:

·     общая ситуация на рынке;

·     емкость рынка;

·     уровень развития конкуренции;

·     цены на услуги транспортных организаций, ремонтных предприятий;

·     развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг;

·     государственное регулирование деятельности коммерческой фирмы и ряд других факторов.

К группе внутренних факторов относятся: основные факторы, определяющие результаты работы предприятия, и факторы связанные с нарушением государственной дисциплины. Факторы, определяющие результаты работы фирмы это: ресурсные факторы, объем товарооборота, товарная структура товарооборота, организация торгового процесса, производительность труда, состояние материально-технической базы, развитие и состояние торговой сети, и др.

Исходя из представленной схемы на формирование прибыли до налогообложения оказывают влияние многие факторы. Факторы формирования конечного финансового результата в общем виде характеризует структурно- логическая модель, показанная на рисунке 1.3.


Рисунок  1.3. Структурно- логическая модель факторного формирования  балансовой прибыли



Список использованной литературы


1.   Гражданский кодекс РФ, части I и II – М.:ИНФРА, 1997.

2.   Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.-М.: Дело и сервис, 1998.-256с.

3.   Антикризисное управление: Учебное пособие для тех. ВУЗов, под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. М.: ПРИОР.1998.-432с.

4.   Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ:Учебное пособие.-М.: ДИС, 1997.-128с.

5.   Астахов В. П.Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством.-М.: ДИС, 1996.- 126с.

6.   Баканов М. И., Шерермет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник, 4-е изд. доп. и перераб. М.: Финансы и статистика.1998.-416с.

7.   Бакаев А. С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению. М.:Бухгалтерский учет. 1997.-87с.

8.   Барац С. М. Курс двойной бухгалтерии. Изд. 3, пересм. и знач. доп.СП.:Наука, 1998.-154с.

9.   Бухгалтерский учет: Учебник/под ред. Тишкова М. Т., 2 изд. Мн.: Высшая школа.1996.-163с.

10.       Бухгалтерский учет: Учебник/под ред. Безруких П. С. 2 изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет.1996.-576с.

11.       Волков Н. Г. Бухгалтерский учет и налогообложение при определении реализации по моменту оплаты //Главный бухгалтер. М. 1996.-№8.17-23с.

12.       Волков Н. Г. Оценка, учет и особенности налогообложения выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также от продажи иного имущества организации // Главный бухгалтер.1996.- №7. 24с.

13.       Волков О. И. Экономика предприятия: Учебник.-М.:ИНФРА-М.1997.-416с.

14.       Высоцких Д. А. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. 1996.-№4. 10-13с.

15.       Грекова Н. В., Кочурова Л. И. Финансовая стратегия предприятия // Бухгалтерский учет. 1995.-№7. 8с.

16.       Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М.1997.-213с.

17.       Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ. / под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ИНИТИ.1994.-560с.

18.       Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и Сервис.1998.-224с.

19.       Ефимова О. В. Анализ показателей ликвидности // Бухгалтерский учет. 1997.-№6. 30-31с.

20.       Ефимова О. В. Анализ показателей ликвидности // Бухгалтерский учет.1997.-№7. 26-31с.

21.       Ефимова О. В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет.1995.-№5. 16-21с.

22.       Ефимова О. В. Годовая отчетность для целей финансового анализа // Бухгалтерский учет.1998.-№2. 32-35с.

23.       Захаров А. В. Об изменениях в учете и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли // Бухгалтерский учет. 1996.-№10. 12-16с.

24.       Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2 изд. перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика.1997.-215с.

25.       Карась А. Как управлять предприятием-банкротом // Проблемы теории и практики. 1996.-№6. 16-17с.

26.       Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. 2 изд. доп. и перераб. – М.: Центр экономики и маркетинга. 1997.-192с.

27.       Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности АО в промышленности, строительстве и торговле. М.: ДИС. 1994.-250с.

28.       Логинова Н. А. Анализ финансового состояния предприятия и ликвидности баланса: Учебное пособие.-СП.: Наука. 1993.-314с.

29.       Лущикова Ю. Ю. Исчисление и уплата местных налогов и сборов // Главный бухгалтер. 1996.-№7. 24-28с.

30.       Макарьева В. И. О вопросах определения реализации и состава затрат в целях налогообложения // Главный бухгалтер. 1996.-№2. 12-16с.

31.       Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: ПРИОР. 1997.-160с.