Вариант №4.

Задача 1.

Цель – приобретение навыков классификации работ и затрат рабочего времени управленческого персонала, анализа рациональности его использования и выработки управленческих решений.

В таблице приведены данные, характеризующие среднедневные затраты рабочего времени, и поэтому они не отражают последовательности выполнения отдельных видов работ и перерывов в работе.

В работе применяется следующая индексация отдельных видов затрат рабочего времени:

ВР – время работы или производительное время;

ПЗ – подготовительно-заключительное время;

О – время основной работы;

ОРМ – время обслуживания рабочего места;

А – время организационно-административной работы;

Т – время творческой работы;

ФЛ – время формально-логической работы;

И – время технической (исполнительской) работы;

ОТЛ – время на отдых и личные надобности;

ПНД – время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины;

ПНР – время перерывов, вызванных нарушением режима работы или недостатками в организации производства.

1. Индексация затрат рабочего времени  по видам, по содержанию труда и по характеру деятельности:


Таблица 1 - Данные о затратах рабочего времени по элементам у начальника бюро


Элементы затрат рабочего времени

Затраты времени, мин.

Индекс

Затраты времени в %

1

Консультация с начальником отдела, руководителем бюро по выполнению работы

35

И

7,292

2

Ознакомление с методикой расчета, анализа, рекомендациями

40

И

8,333

3

Ожидание приема у зам.директора для подписи отчета, плана

20

ПНР

4,167

4

Контроль за выполнением задания цеховыми специалистами

20

ФЛ

4,167

5

Расчеты эффективности внедренных мероприятий

30

И

6,25

6

Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем

55

И

11,458

7

Подготовка доклада для совещания у директора об организации многостаночной работы и совмещения профессий

130

ФЛ

27,083

8

Подготовка приказа о премировании

15

ПЗ

3,125

9

Вызов цеховых специалистов в связи с подготовкой совещания

30

ПЗ

6,25

10

Разговор по телефону (личный)

15

ПНД

3,125

11

Отдых

15

ОТЛ

3,125

12

Участие в совещании по организации обследования рабочего времени

50

А

10,417

13

Участие в совещании по кадровым вопросам

10

А

2,083

14

Прием посетителей

15

ФЛ

3,125

              ИТОГО

480


100


Анализ затрат рабочего времени:

1. Степень экстенсивного использования рабочего времени:

                                   Кэ = (ПНР + ПНД + ОТЛ) / Трв                                        

Кэ = (20 + 15 + 15) / 480 = 0,104

     2. Коэффициент потерь времени, зависящих от работника:

                                        Кпнд = ПНД / Трв                                                

Кпнд = 15 / 480 = 0,031

3. Коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:

                                          Кпнр = ПНР / Трв                                                 

Кпнр = 20 / 480 = 0,041

4. Удельный вес регламентируемых перерывов

                                          Котл = ОТЛ / Трв                                                 

Котл = 15 / 480 = 0,031 

                              

2.Структура затрат рабочего времени по содержанию труда:



3. Структура затрат рабочего времени по характеру деятельности:

Выводы:

Интенсивность труда, согласно рекомендуемым значениям, не достаточная, для ее повышения, с моей точки зрения необходимо устранить нарушения трудовой дисциплины на предприятии путем введения штрафных санкций за личные беседы, опоздания и т.п.; сократить до минимума время вынужденных перерывов в работе путем улучшения согласования между начальниками отделов и другими подразделениями.

Удельный вес регламентируемых перерывов не достаточен, согласно нормативным значениям, следует ввести практику технических перерывов на 10-15 минут через каждые 2 часа работы на восстановление физических и умственных возможностей.



Задача 2.

Цель – выработать навыки определения рационального квалификационно-должностного состава работников в структурном подразделении (отделе).

А) Расчет комплексного проектного баланса затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:

Таблица 2

Виды работ и затрат времени

Квалификационно-должностные группы работников

Инженеры

Техники

Служащие

Факт.

Проект.

Факт.

Проект.

Факт.

Проект.

%

час.

час.

%

час.

час.

%

час.

час.

А. Работы, свойственные инженеру

55

95,15

67,65

 -

-

 -

Б. Работы, свойственные технику

25

43,25

30,75

85

147,05

138,55

25

43,25

38,25

В. Работы, свойственные служащим

15

25,95

18,45

10

17,3

16,3

65

112,5

99,45

Потери времени

3,7

6,4

4,55

3

5,19

4,89

4,3

7,44

6,58

Время на отдых

1,3

2,25

1,6

2

3,46

3,26

5,7

9,86

8,72

Итого

100

173

123

100

173

163

100

173

153


Б) Проектная расчетная численность работников отдела, при котором установленный объем необходимых работ должен быть выполнен, составляет 12 человек. (Исходный вариант инженеры – 8 чел., техники – 3 чел., служащие – 1 чел.)

В) Допустимые проектные варианты квалификацирнно-должностного состава работников отдела, удовлетворяющих требованию ограничения:

вариант 1: инженеры – 6 чел., техники – 2 чел., служащие – 1 чел.

вариант 2: инженеры – 6 чел., техники – 1 чел., служащие – 1 чел.

         вариант 3: инженеры – 5 чел., техники – 2 чел., служащие – 1 чел.

Г)  Экономическая эффективность.

 Исходя из среднемесячной заработной платы, затраты на исходном варианте равны: 8*550+3*320+1*210=5570 (тыс.руб.)

вариант № 1:  6*550+2*320+1*210 = 4150 (тыс.руб.)

вариант № 2:  6*550+1*320+1*210= 3830 (тыс.руб.)

вариант № 3:  5*550+2*320+1*210= 3600(тыс.руб.)

Д) Установление критерия оптимальности.

На  выполнение свойственной инженеру работы один инженер будет затрачивать 67,65 часов своего рабочего времени, соответственно 8 инженеров затрачивают 541,2 часа в месяц на выполнение своей работы в полном объеме. С учетом потерь времени и времени на отдых среднемесячный фонд времени составляет на одного инженера – 116,85 часов. Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия инженерами работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 541,2/116,85 = 4,63 человека, то есть 5 инженеров.

На  выполнение свойственной технику работы будет затрачиваться 207,55 (30,75+138,55+38,25) часов. С учетом потерь времени и времени на отдых среднемесячный фонд времени составит на одного техника – 154,85 часов. Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия техников работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 207,55 / 154,85 = 1,34 человека, то есть 2  техника.

На  выполнение свойственной служащему работы будет затрачиваться 134,2 (18,45+16,3+99,45) часа. С учетом потерь времени и времени на отдых среднемесячный фонд времени составит на одного служащего – 137,7 часов. Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия служащих работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 134,2 / 137,7 = 0,97 человека, то есть 1  служащий.

Таким образом, оптимальной представляется структура отдела, состоящая из 5 инженеров, 2 техников и 1 служащего. Экономический эффект за счет сокращения трудозатрат и оптимизации профессионально-квалификационного состава составит  5570 – 3600 = 1970 тыс.руб.


Задача 3.

Цель – приобрести навыки оценки результатов аттестации руководителей и специалистов и их использования для рационализации расстановки кадров.

В коллективе отдела маркетинга производственной фирмы проведена аттестация сотрудников. Ее результаты по качественным характеристикам по 5-балльной системе в табл.3

Показатели

Фамилии сотрудников (заменены номерами по порядку)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Должность

нач. отдела

зам. нач. отдела

руковод. группы

руковод. группы

ст. спе циа лист

ст. спе циа лист

спе циа лист

специалист

тех ник

тех ник

2.Возраст, лет

44

53

39

42

34

40

28

29

30

26

3.Общий стаж работы, лет

26

30

22

20

15

22

11

12

12

8

4.Стаж работы в данной должности, лет

12

14

10

5

7

9

8

9

4

8

5.Образование и его соответствие выполняемой работе

высшее экон.

высшее пед.

высшее инж. технолог

высшее экон

высшее спец

ср. спец

высшее экон

высшее пед.

ср. спец

среднее

6.Профессиональное мастерство

4,8

4,7

4,5

4,9

4,6

4,7

4,4

4,2

3,8

3,7

7.Проявление творчества в работе

4,7

4,2

4,1

4,6

4,2

3,8

4,2

4,0

3,8

3,7

8.Самостоятельность в работе

5,0

5,0

5,0

4,7

4,6

4,7

4,2

4,1

-

-

9.Своевременность выполнения задания

5,0

5,0

5,0

4,2

4,3

4,4

4,0

3,0

3,7

4,0

10.Качество выполнения работы

4,6

4,5

4,7

4,6

4,6

4,5

4,4

4,3

3,7

4,0

11.Дисциплина

5,0

5,0

4,7

4,6

4,6

4,7

4,2

4,1

3,9

4,0

12.Авторитет в фирме

4,6

4,6

3,9

5,0

4,5

4,6

4,5

4,0

4,0

4,0

13.Умение руководить людьми

4,6

4,6

3,9

5,0

4,9

4,6

-

-

-

-


Произведем оценку соответствия сотрудников отдела маркетинга занимаемым должностям:

Начальник отдела соответствует занимаемой должности, поскольку имеет значительный стаж работы; образование – высшее экономическое; профессиональное мастерство находится на допустимом уровне; полностью самостоятелен в работе; своевременно выполняет возложенные на него поручения; дисциплинирован, чем показывает хороший пример своим работникам; авторитет и умение управлять людьми малы, но вполне допустимы для данной должности. Недостаточным является проявление творчества в работе, но для данной должности, как я считаю, это не имеет решающего значения; следует обратить внимание на качество выполняемых работ, которые находятся на среднем уровне.

Зам. начальника отдела тоже соответствует занимаемой должности. Имеются недостатки, такие как: невысокий уровень проявления творчества в работе; качество выполняемых работ находится на среднем уровне,  следует обратить особое внимание на функцию контроля своих работников; образование имеет не подходящее для занимаемой должности. Имеет большой стаж работы, что говорит о достаточном профессионализме зам. начальника отдела.

Руководителю группы (№3) следует улучшить умение руководить людьми, может быть тогда, его авторитет возрастет. Образование не соответствует занимаемой должности, в то же время стаж работы значителен. Проявление творчества для работника данного уровня является недостаточным. Таким образом,  данный работник слабо соответствует занимаемой должности.

Руководитель группы (№4) имеет непререкаемый авторитет в группе и умеет руководить людьми. Стаж работы не велик, но это обстоятельство полностью перекрывается его профессиональным мастерством. Образование максимально соответствует должности. Недостатком является невысокая своевременность выполнения заданий, что тормозит работу отдела. Данный работник соответствует занимаемой должности.

Ст. специалист (№5) находится на своем месте и вполне соответствует занимаемой должности, хотя для своего должностного уровня имеет недостаточный уровень проявления творчества в работе и невысокую своевременность выполнения заданий. Имеет высшее специальное образование и наработанный стаж работы в занимаемой должности.

Ст. специалист (№6) слабо соответствует своей должности. Данный работник является кандидатом на замену. Несмотря на образование и стаж в работе, показатели находятся на среднем уровне, и в целом их следует улучшать; проявляет недостаточное творчество в работе, что заметно сказывается на результатах работы группы.

Специалист (№7) на настоящий момент соответствует всем требованиям к занимаемой должности. Единственный негативный момент – следует обратить особое внимание на своевременность выполнения заданий.

Образование и возраст позволяет данному работнику подниматься в дальнейшем по служебной лестнице.

Специалист (№8) не соответствует должности, которую занимает, так как:

имеет высшее образование не соответствующее его профилю работы и чрезвычайно низкий уровень своевременности выполнения производственных заданий. Недостаточно проявляет творчества в работе. Работник не может, или не хочет справляться со своими обязанностями.

Техник (№9) не соответствует занимаемой должности. Он имеет плохие показатели своевременности выполнения заданий и качества работ, а также  удовлетворительные показатели профессионального мастерства  и творчества в работе. Возможности его дальнейшего роста на настоящий момент отсутствуют.

Техник (№10) соответствует занимаемой должности поскольку  показатели его работы являются вполне удовлетворительными. Огромный недостатком является образования.

Следует провести следующие кадровые изменения:

1) зам. начальника отдела отправить на пенсию, и переместить на его должность руководителя группы №4;

2) пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации работникам №3, №9, №10.

3) уволить специалиста отдела №8, как не соответствующего занимаемой должности, а на его место переместить техника №10 (после доп. обучения);



Задача 4.

Цель – выработать навыки оценки рациональности организации проведения производственного совещания.

Рациональность проведения совещания.

Данное совещание не имело абсолютно никаких достоинств, не было достигнут никаких целей, которые стояли перед ним.

Недостатки:

1) директор завода уведомил о совещании всех его участников и докладчиков за слишком короткий срок – 3 дня;

2) каждое выступление длилось дольше положенного срока и не имело реальной информации, председатель не прервал такие выступления, чем еще больше затянул время совещания; выступления были смазанные и не выдерживали регламента; не были конкретизированы основные моменты;

3) вместо запланированных 2-2,5 часов, совещание длилось  4;

Вывод: совещание было проведено нерационально, вследствие плохой его организации.

Совещание должно было быть организовано в следующем порядке:

Сначала нужно было оповестить всех выступающих (примерно за 1-2 недели), выдав им при этом основные тезисы и вопросы, которые должны прозвучать в докладе и выступлениях. Затем, строго регламентировать время выступлений, что позволило бы всем участникам совещания обозначить для себя основные моменты, без лишних слов. Каждому из участников совещания должны быть выданы основные тезисы выступлений и выводы.


Задача 5.

Цель – приобрести навыки определения нормативной численности управленческого персонала по функциям управления на предприятии.

Таблица 4 – Нормативная численность работников по группам функций и функциям управления на предприятии

Группы функций и функции управления

Нормативная численность работников, чел.

Бухгалтерская и финансовая деятельность

47,2

Финансовое обеспечение деятельности предприятия

6,4

Бухгалтерский учет и отчетность

39,7

Управление трудом и заработной платой

36,4

Организация труда и заработной платы

27,3

Совершенствование организации труда и управления

7,7

Материально-техническое снабжение и сбыт

31,3

Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием

23,4

Организация сбыта продукции

6,7


Бухгалтерская и финансовая деятельность

коэффициент различия по группе функций равен:

47,2 / (6,4+39,7) = 1,024

После корректировки:

 Финансовое обеспечение деятельности предприятия – 6,51 человек.

 Бухгалтерский учет и отчетность – 36,77 человек.

Управление трудом и заработной платой:

коэффициент различия по группе функций равен:

36,4 / (27,3+7,7) = 1,04

После корректировки:

 Организация труда и заработной платы – 28,39 человек.

 Совершенствование организации труда и управления – 8,01 человека.

Материально техническое снабжение и сбыт:

 коэффициент различия по группе функций равен:

31,3 / (23,4+6,7) = 1,04

После корректировки:

 Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием – 24,33 человека.

 Организация сбыта продукции – 6,98 человека.


В целом плановая численность работников будет равна 113 человек.

   

Список литературы:

1.                Уткин Э.А. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: 1999

2.                Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. Новосибирск, НГАЭиУ, 1995.

3.                Веснин А.Р. Основы менеджмента. Учебник М.: 1997