Проблемы управления муниципальной собственностью



Содержание


Введение.................................................................................................................................................................................... 3

1 Теоретические и методологические аспекты управления муниципальной собственностью............................................................................................................................................................... 5

1.1 Понятие муниципальная собственность и ее составные компоненты.............................................. 5

1.2 Формирование муниципальной собственности города Челябинска.................................................... 6

1.3 Управление объектами муниципальной собственности......................................................................... 10

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ................. 21

2.1 Характеристика управления муниципальной собственностью........................................................... 21

2.2 Проблемы управления муниципальной собственностью........................................................................ 30

Заключение......................................................................................................................................................................... 34

Список использованной литературы......................................................................................................... 37



Введение


Принципиальным вопросом реформирования российского общества в девяностые годы стало изменение отношений собственности и создание нового хозяйственного механизма, основанного на многообразии форм собственности, инициативе и самостоятельности экономических субъектов. С развитием рыночного сектора экономики произошла перестройка прежде единой гипертрофированной государственной собственности путём разграничения между федеральным, субфедеральным и местным уровнями. В основу формирования новой территориальной структуры государственной собственности положен принцип оптимального соответствия объёма и характера объектов собственности характеру задач, решаемых в рамках административно-территориального образования в интересах его населения[1].

Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы. Эта собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования её составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения. При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной собственности в муниципальных образованиях России ещё не завершён. Территориальные, отраслевые особенности муниципальной собственности, формы использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации[2].

Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная собственность как на федеральном уровне, так и на территориальном - эта форма собственности ещё недостаточно изучена, что усиливает актуальность исследования данной формы собственности.

Цель и задачи исследования состоят в исследовании проблем управления муниципальной собственностью.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие муниципальная собственность и ее составные компоненты;

- описать формирование муниципальной собственности города Челябинска;

- описать процесс управления объектами муниципальной собственности;

- провести анализ муниципальной собственности в г.Челябинске;

- выявить комплекс мер по совершенствованию управления муниципальной собственностью.

Предмет исследования - процесс управления муниципальной собственности в г.Челябинске.

Объект исследования – объекты муниципальной собственности г.Челябинск.

Анализ роли муниципальной собственности в обеспечении самостоятельности и независимости местных органов власти проводится в работах Илюхиной Е., Кулагина А., Сухачевского В. В них муниципальная собственность трактуется как экономическая основа такой самостоятельности и независимости.

Проблемам формирования и значения муниципальной собственности в развитии городов посвящены работы Воронина А., Задорожного В., Ивлевой Г., Любимовой В., Серикова А., Стеняева В.. Широкова А., Юрковой С. и др. Данные авторы отмечают, что принципы, функции и методы управления городом определяются объективным составом муниципальной собственности.

1 Теоретические и методологические аспекты управления муниципальной собственностью


1.1 Понятие муниципальная собственность и ее составные компоненты


Управлением муниципальной собственностью г. Челябинска – это осуществление от имени города Челябинска и в интересах его населения деятельности органов городского самоуправления по реализации в рамках их компетенции, правомочий владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города Челябинска.

Структура муниципальной собственности города Челябинска представлена на рис. 1.

 

















Рис. 1 Структура муниципальной собственности города Челябинска

Права собственника в отношении муниципальной собственности от имени населения города осуществляет Челябинская городская Дума.

Во взаимоотношениях органов городского самоуправления с областными и федеральными органами государственной власти, а также с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, настоящее положение применяется лишь в части регулирования: 1) порядка разграничения муниципальной и государственной собственности; 2) развития договорных отношений между хозяйствующими субъектами различных форм собственности и установления в соответствии с законодательством местных налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в доход бюджета города.

Отношения, возникшие в процессе формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета города, городских внебюджетных и валютных фондов, регулируются отдельными федеральными законами и нормативными правовыми актами городского самоуправления.


1.2 Формирование муниципальной собственности города Челябинска


Формирование муниципального имущества за счет объектов федеральной и областной государственной собственности в порядке разграничения и передачи.

Для передачи объектов государственной собственности, указанных в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1, в муниципальную собственность города комитет по управлению имуществом города готовит постановление главы города о принятии объектов в муниципальную собственность города Челябинска. Комитет по управлению имуществом города в недельный срок после издания постановления главы города о принятии объектов в муниципальную собственность составляет перечень таких объектов и представляет главе города для утверждения. Комитет по управлению имуществом города в трехдневный срок после утверждения перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, направляет в областной комитет по управлению госимуществом копию постановления, акты приема-передачи объектов и перечни объектов, принимаемых в муниципальную собственность города.

Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность города, находящихся в ведении приватизированных и находящихся в стадии приватизации предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", производится в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп "Об утверждении положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

При передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность города, если эти объекты входят в состав имущества предприятия, находящегося в стадии приватизации, утверждение плана приватизации предприятия федеральной собственности (изменения, вносимые в план приватизации), где перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения значится отдельной строкой, является решением о передаче указанных объектов в муниципальную собственность. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, в муниципальную собственность производится в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп "Об утверждении положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности". Комитет по управлению имуществом города при наличии постановления главы города, утвержденного председателем областного комитета по управлению госимуществом, актов приема - передачи указанных объектов, утвержденных главой города и согласованных председателем областного комитета по управлению госимуществом перечней указанных объектов издает приказ комитета по управлению имуществом города о внесении объектов в реестр муниципальной собственности города Челябинска. Комитет по управлению имуществом города при наличии приказа в недельный срок направляет уведомления заинтересованным сторонам о включении указанных объектов в реестр муниципальной собственности города Челябинска.

При возникновении спора о принадлежности объектов муниципальной собственности, переданных ранее из государственной собственности, отмена постановления главы города, являющегося основанием включения указанных объектов в реестр муниципальной собственности, производится лишь в судебном порядке.

Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Коммерческая деятельность муниципальных предприятий осуществляется на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных законодательством и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления. Существующее, создаваемое и приобретаемое имущество, полученная прибыль, иные объекты, предназначенные в хозяйственное ведение предприятий, становятся одновременно объектами муниципальной собственности.

Имущество муниципальных учреждений, закрепленное на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от допускаемой предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности.

Приобретение имущества по сделкам и иным правовым основаниям.

В муниципальную собственность может быть приобретено имущество, которое имеет собственника на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.

В случае и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, право муниципальной собственности возникает на имущество при переработке вещей, самовольной постройке, находке, существовании на территории города бесхозяйных движимых вещей в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

Бесхозяйные недвижимые объекты ставятся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании постановления главы города, и вносятся комитетом по управлению имуществом города в реестр муниципальной собственности города. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет комитет по управлению имуществом города может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект. При отказе в иске бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена в муниципальную собственность в силу приобретательной давности. В силу приобретательной давности в муниципальную собственность могут быть приобретены и движимые бесхозяйные объекты.

Обращение в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании федерального закона, прекращающего права собственности с возмещением стоимости этого имущества и убытков, причиненных собственнику в результате принятия такого акта.

Исполнительные органы городского самоуправления, учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории города, независимо от их формы собственности обязаны по запросам комитета в десятидневный срок на некоммерческой основе поставить информацию, необходимую для формирования и ведения реестра.

В соответствии с Уставом города Челябинска субъектами управления и распоряжения муниципальной собственностью являются: 1) городская Дума – представительный орган городского самоуправления; 2) администрация города – исполнительный и распорядительный орган городского самоуправления в лице главы города, комитета по управлению имуществом и других структурных подразделений.

Обеспечение эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством возлагается на комитет по управлению имуществом города. Компетенция комитета по управлению имуществом города определяется положением о комитете, утвержденным городской Думой.

Компетенция других структурных подразделений администрации города в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью определяется в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемыми главой города по согласованию с соответствующими комиссиями городской Думы.


1.3 Управление объектами муниципальной собственности


Управление муниципальной собственностью представляет собой управление ее воспроизводством, использованием и трансформацией. Важнейшей функцией управления является координация взаимодействия между субъектами муниципальной формы собственности, а также с субъектами, имеющими другие формы собственности. При управлении муниципальной собственностью необходимо учитывать требования рыночных законов (конкуренцию, спрос, предложение, стоимость и т.д.), т.к. ее воспроизводство осуществляется в условиях рыночных отношений.

Опираясь на институциональный подход, управление муниципальной собственностью можно определить как систему организационно-экономических отношений между различными субъектами (субъектами и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов муниципальной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения основополагающих социальных и экономических интересов местного сообщества. Такое определение одновременно отражает целевую, воспроизводственную и функциональную составляющие.

При управлении муниципальной собственностью реализуется система функций, включающая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и т.д. При этом могут быть использованы административные, экономические и другие методы. Для построения эффективного института управления муниципальной собственностью целесообразно опираться на следующие общие принципы управления.

1. Целеполагание, т.е. разработка дерева целей с выделением основной цели и приоритетных целей. Стратегической социальной целью является создание материальных условий для устойчивого воспроизводства благ, удовлетворяющих социальные потребности населения муниципального образования. Общей экономической целью является обеспечение устойчивого развития муниципального сектора экономики. При реализации принципа целевого подхода необходимо, чтобы: местное сообщество, органы местного самоуправления осознали объективно обусловленные цели, в том числе применительно к каждому конкретному объекту (группе объектов), и зафиксировали их в локальных нормативных правовых актах; способы достижения целей определялись по отношению к каждому объекту собственности непосредственно привлекаемыми менеджерами и утверждались уполномоченным органом местного самоуправления. При этом менеджеры должны нести ответственность за достижение запланированного результата.

2. Комплексность и системность управления. Этот принцип призван обеспечить: взаимосвязь функций управления собственностью и общей цели управления, придающей направленность системы элементов управления; единство действий представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также всех управляющих структур и лиц; органичное сочетание экономических и административных методов управления; использование единых критериев оценки эффективности управления и т.д.

3. Обязательность качественного правового регулирования. Для этого необходимы разработка, принятие и совершенствование системы законодательных и нормативных актов, создающих правовое обеспечение управлению.

4. Оценка результативности управления на основе критериев социальной и экономической эффективности. Социальная эффективность обеспечивается тогда, когда затраты на управление соотносятся с благами, получаемыми муниципальным образованием, экономическая эффективность -когда затраты и управление соотносятся с интегральным эффектом муниципального хозяйства. При этом может быть использована целая система показателей.

5. Социальная и экономическая ответственность субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования ее объектов. В настоящее время не существует ни административной, ни партийной ответственности. Безусловно, субъекты управления муниципальной собственностью должны нести ответственность за ущерб, нанесенный местному сообществу и государству некомпетентными действиями, бездеятельностью, а тем более коррупцией и криминальными махинациями при управлении. Концепция социальной и экономической ответственности должна быть реализована в системе законодательных актов прямого действия, в которых механизм ответственности должен быть детально разработан.

6. Прогрессивная мотивация. Для реализации этого принципа важно разработать механизм материальной заинтересованности в результатах труда. Для этого используются научно обоснованная политика дивидендов, прогрессивная система оплаты труда, продвижение по служебной лестнице, система социального обеспечения, защиты и страхования и т.д.

7. Непрерывная эволюционная реорганизация осуществляется с помощью таких методов управления муниципальной собственностью, как приватизация и деприватизация, муниципализация, децентрализация управления, его демократизация и т.д.

8. Профессионализм. Реализация данного принципа предполагает привлечение субъектов управления на конкурсной основе, высокий уровень их подготовки и повышения квалификации, исключение коррупции при приеме менеджеров и оценке уровня их квалификации

Далее рассмотрим управление объектами муниципальной собственности города Челябинска.

1. Управление муниципальным нежилым фондом.

К муниципальному нежилому фонду относятся все нежилые здания, сооружения, нежилые помещения, в том числе в жилых домах, встроенно-пристроенные помещения, находящиеся в муниципальной собственности. В ведении администрации города может находиться нежилой фонд федеральной и областной государственной собственности.

Муниципальный нежилой фонд может находиться на балансе исполнительных органов городского самоуправления или на балансе муниципальных, государственных предприятий, объединений (управлений, учреждений) и других хозяйствующих объектов.

Объекты муниципального нежилого фонда закрепляются за муниципальными предприятиями, юридическими лицами других форм собственности, физическими лицами на праве: хозяйственного ведения; оперативного управления; аренды; безвозмездного пользования.

Сдача в аренду объектов нежилого фонда муниципальной собственности осуществляется в установленном порядке исключительно комитетом по управлению имуществом города, являющимся арендодателем.

В целях эффективного использования муниципального имущества передача арендуемых нежилых помещений в субаренду может осуществляться по отдельному договору только с согласия комитета по управлению имуществом города. В договоре указывается, что сданное помещение закреплено за арендатором и передано в субаренду на срок, согласованный с основным арендатором. После окончания срока договора помещения возвращаются основному арендатору.

Арендатор (пользователь) имеет право владеть и пользоваться муниципальным нежилым фондом, переданным ему в аренду (безвозмездное пользование), исключительно в соответствии с целевым назначением, определенным при его передаче.

Арендатор (пользователь) не вправе: продавать муниципальное имущество; вносить его в порядке оплаты уставного капитала юридических лиц; передавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом; сдавать в субаренду без согласия комитета.

2. Управление муниципальным земельным фондом.

Управление муниципальным земельным фондом города осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Челябинска и другими нормативными правовыми актами городского самоуправления.

Управление муниципальным земельным фондом осуществляет комитет по управлению имуществом города путем: участия в формировании нормативной базы, регулирующей земельные отношения в городе; заключения договоров аренды земельных участков; контроля за соблюдением договоров аренды земельных участков; сравнительного анализа эффективности использования земельных участков на территории города; контроля за поступлением средств от аренды земельных участков.

В пределах своей компетенции в управлении муниципальным земельным фондом принимают участие управление экономики, комитет по земельным ресурсам и землеустройству города, Главархитектура, администрации районов города, иные органы.

3. Управление ценными бумагами, вкладами, находящимися в муниципальной собственности.

Комитет по управлению имуществом города осуществляет управление акциями (долями, паями) хозяйственных обществ смешанной формы собственности, а также акциями акционерных обществ, образованных в процессе приватизации в соответствии с планами приватизации.

К ценным бумагам и вкладам муниципальной собственности относятся: акции приватизированных предприятий, закрепленные в муниципальной собственности и переданные в управление администрации города; акции (доли, паи) муниципальной собственности в уставных капиталах (фондах) хозяйственных обществ; акции, приобретенные комитетом на вторичном рынке ценных бумаг; иные виды ценных бумаг.

Управление акциями (долями, паями) осуществляется комитетом непосредственно либо через представителей администрации города в органах управления хозяйственных обществ.

Представители в органах управления хозяйственных обществ назначаются распоряжением комитета по управлению имуществом города.

Акции, вклады муниципальной собственности могут быть переданы в доверительное управление, при этом выгодоприобретателем (в пользу которого заключается договор доверительного управления) является бюджет города, учредителем – комитет, а доверительными управляющими – юридические лица, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, физические лица, за исключением избранных в представительные органы государственной власти или городского самоуправления и из близких родственников.

Передача акций (долей, паев) в доверительное управление осуществляется в установленном порядке на основании договора, заключаемого учредителем и доверительным управляющим в пользу выгодоприобретателя. Договор заключается в письменном виде. Договоры на представление интересов администрации города должны содержать в себе: срок действия договора и порядок его досрочного расторжения; положения о правах и обязанностях представителя; размер вознаграждения, получаемого представителем; условия материальной ответственности за нарушения условий договора на представление интересов.

После прекращения договора акции (доли, паи), составляющие предмет договора, переходят к учредителю или его правопреемнику.

Доверительный управляющий не вправе передавать акции, вклады, которыми он управляет в силу договора, в собственность, управление и пользование другими лицами.

Доверительный управляющий несет имущественную ответственность по обязательствам договора, а также в случаях причинения им ущерба интересам выгодоприобретателя.

Доверительный управляющий обязан не реже одного раза в полугодие представлять учредителю письменный отчет о своей деятельности по установленной форме и в определенные сроки.

Доходы, полученные в результате доверительного управления, передаются выгодоприобретателю за вычетом средств, направленных на вознаграждение доверительному управляющему, и распределяются в установленном порядке. Размер вознаграждения доверительному управляющему определяет комитет по согласованию с главой города.

Основными приоритетами при приобретении акций (долей, паев) муниципальной собственности в уставных капиталах (фондах) хозяйствующих субъектов являются: сохранение профиля деятельности обществ, выпускающих продукцию, оказывающих услуги, жизненно важные для населения города; сохранение и развитие научно-технического потенциала; улучшение экологической обстановки; создание дополнительных рабочих мест; формирование дополнительных источников средств для бюджета города.

Источником средств для приобретения акций (долей, паев) на организованном рынке ценных бумаг могут служить средства бюджета города, внебюджетных фондов администрации города.

Приобретение акций, паев, долей в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом главой города.

4. Управление муниципальными инвестициями

К муниципальным инвестициям относятся: средства, выделенные из бюджета города на развитие городского хозяйства, строительство, реконструкцию, приобретение оборудования для объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения; привлеченные средства населения для осуществления конкретных инвестиционных программ и мероприятий, в том числе средства, привлеченные путем муниципального займа с выпуском муниципальных облигаций; средства, привлеченные путем концентрации денежных средств предприятий (организаций), в том числе коммерческих банков, для реализации строительных, технических и других проектов.

Управление инвестициями из средств бюджета города, а также привлеченными средствами юридических и физических лиц осуществляется главой города.

Администрация города в лице комитета по управлению имуществом города может входить в финансово-промышленные группы, хозяйственные общества и иные организации, используя для этих целей муниципальное имущество (в том числе и ценные бумаги, денежные средства, право пользования муниципальным имуществом и т.д.).

При формировании крупных организационно-экономических структур должны предусматриваться механизмы, предотвращающие их монополизацию.

5. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями

Муниципальные предприятия и учреждения создаются в соответствии с планами и программами социально-экономического развития города и на основе устанавливаемого настоящим положением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, правовой режим имущества, закрепляемого за муниципальными предприятиями и учреждениями, определяются нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

Контроль за эффективным использованием объектов муниципальной собственности в отношении предприятий и учреждений, оперативно им подчиненных, осуществляют глава города, комитет по управлению имуществом города и другие структурные подразделения администрации города.

Таким образом, существующая в России система управления государственной собственностью разрушена, а новая не сформирована и даже концептуально не осмыслена полностью. Система управления муниципальной собственностью находится на начальной стадии своего формирования и зависит от сложившейся системы местного самоуправления. До сих пор нет однозначных ответов на вопросы, в какую социально-экономическую систему трансформируется наше общество, какую роль должна играть публичная собственность в экономике переходного периода и в последующих периодах, каковы экономические и правовые основы построения института управления государственной и муниципальной собственности.

Муниципальная собственность представляет собой особую форму собственности со специфической структурой субъектов и объектов, присущими только ей характеристиками и противоречиями. Она существует в трех, реально выражаемых измерениях, имеет плюралистические проявления в силу ее двойственной природы, но вместе с тем вполне самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена ее особыми, только ей присущими, родовыми признаками, собственным положением в системе экономических отношений и закреплена юридически как особый сектор экономики. Социально-политическое предназначение муниципальной собственности в мократическом обществе диктует необходимость формирования, развития и использования ее в экономических отношениях современной России.

Важнейшей характеристикой муниципальной собственности, как экономического явления, следует считать ее функциональное предназначение и функциональные возможности, рассматриваются функции муниципальной собственности как основные направления ее воздействия на окружающую общественную среду, как важнейшие проявления ее качеств в социально-экономических и иных отношениях. Сложный характер муниципальной собственности, ее полифоничность способствует формированию ее многофункциональности. Содержание муниципальной собственности проявляется в ее разнообразных, многочисленных функциях.

В системе отношений муниципальной собственности следует различать три группы функций: экономические функции муниципальной собственности; функции социальные; управленческие функции.

Важнейшей экономической функцией муниципальной собственности является воспроизводственная. Воспроизводственная функция муниципальной собственности охватывает три взаимосвязанных процесса: воспроизводство материальных и нематериальных благ; воспроизводство человека и воспроизводство отношений собственности. Данная функция позволяет возобновлять производство многообразных материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей индивидов, которые невозможно удовлетворить в одиночку. Она удерживает общественный сектор экономики на уровне муниципального образования в определённых экономических параметрах на базе обособившейся части национального богатства. Удовлетворение ряда потребностей отдельного индивидуума и исторически сложившегося сообщества, в том числе экономически, обеспечивается на базе муниципальной собственности.

Муниципальная собственность участвует также в процессе воспроизводства человека, как совокупного работника данного территориального образования, создавая рекреационную среду: жилищный фонд, коммунально-бытовое обслуживание, образование, здравоохранение и т.п. Муниципальная собственность обеспечивает самовоспроизводство территории, как природной, так и среды обитания человека. Муниципальная собственность своими инструментами обеспечивает формирование оптимальной структуры экономики территориальных образований и, что крайне важно для современного этапа развития России, создания инфраструктуры как промышленного, так и социального назначения.

Кроме того, в рамках воспроизводственной функции муниципальная собственность способствует либерализации и координации экономической жизни, развитию конкуренции и рыночных отношений, оптимизирует поведение участников рынка.

Муниципальная собственность способствует развитию микросреды бизнеса, особенного мелкого; появлению новых организационно-правовых форм функционирования предприятий; организационно-правовой интеграции и диверсификации предприятий. Пограничное значение имеет функция демократизации отношений муниципальной собственности, ибо развитие содержания, границ, структуры муниципальной собственности характеризует переход от гипермонопольной государственной формы собственности к полифункциональным ее формам и производственным отношениям. Это позволяет говорить, что муниципальная собственность как экономический феномен является основой независимости и самостоятельности местной экономики, гарантом наиболее эффективного использования местных ресурсов.

К социальным функциям муниципальной собственности следует отнести: удовлетворение социальных потребностей; социальную защиту населения, так как муниципальная собственность – это условие защищённости отдельных членов местного сообщества при получении ими необходимых благ; социальную адаптацию населения; объекты муниципальной собственности способствуют выполнению экологической функции – переработки отходов, а субъекты муниципальной собственности следят за состоянием окружающей среды. Муниципальные власти выступают защитниками «права собственности» граждан на экологически чистую среду проживания, исходя из конкретной ситуации, сложившейся в экологическом комплексе региона, финансовых ресурсов, а также масштабов потребности в продукции предприятий – загрязнителей.

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ


2.1 Характеристика управления муниципальной собственностью


Одной из главных задач администрации города является повышение эффективности управления муниципальным имущественным комплексом города для удовлетворения потребностей населения и увеличения доходов в городской бюджет.

В этих целях ведется единый реестр муниципального имущества, усилен контроле за эффективностью использования муниципального имущества, проводится сокращение количества муниципальных предприятий и учреждений.

Принят ряд нормативно-правовых документов в сфере регулирования земельных отношений, аренды муниципального нежилое фонда размещения наружной рекламы, использования муниципальном) имущества.

В течение отчетного года наблюдался рост муниципального имущества за счет его передачи oт государственных и приватизированных предприятии. В 2001 году принят в муниципальную собственность 653 объекта, из них более 30% составляет жилой фонд. На сегодня в оперативном управлении и хозяйственном велении органов городского самоуправления находится 5047 жилых ломов, l559 объемов нежилою фонда, 3597 объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, 101 унитарное муниципальное предприятие и 654 муниципальных учреждения.

В результате использования имущественною комплекса за 2001 год получен доход в сумме 255,8 млн. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2000 году.

В настоящее время удельный вес поступлений, полученных от использования муниципальной собственности, составляет около 8% походной части бюджета.

За 2001 год почти в 1,5 раза возросли поступления oт приватизации собственности, в 1,43 раза – от аренды муниципальной собственности, в 1,26 раза – от сбора за использование рекламных мест.

Продолжалась работа по регулированию земельных отношений, которая была направлена на наведение порядка учета пользователей земельных участков упорядочение процедуры оформления правоустанавливающих документов на предоставление землеотводов, усиление контроля за юридическими и физическими лицами в части оплаты за использование земли.

Принятые меры позволили в отчетном году дополнительно заключить 1339 договоров на аренд) земельных участков или более 30% от общего количестве) и увеличить доходы в 1,65 раза no сравнению с 2000 годом.

Разработан и реализуется механизм привлечения инвестиций в развитие муниципальной собственности. В 2001 году было проведено 4 конкурса инвестиционных проектов по реконструкции объектов социально-культурной сферы, что позволило привлечь более 63 млн. руб. инвестиции.

Показала свою эффективность работа по страхованию муниципального имущества. Так, за 2001 год было заключено 2305 договоров имущественного страхования на сумму 259 млн. руб.

В целях рационального использования бюджетных средств проведена инвентаризация 82 объектов муниципальной собственности, в результате которой реорганизованы или ликвидированы 8 нерентабельных муниципальных предприятии и учреждении.

С принятием нового Земельного кодекса администрации города предстоит проведение комплекса мероприятий по разграничению права собственности на земли города на федеральную, областную и муниципальную. Требуется усилить работу по инвентаризации земель и регистрации землепользователей, развитию рынка земли и увеличению поступлений средств в местный бюджет.

Всего в Реестре муниципальной собственности содержится по состоянию на 01.01.02 г. информация о 11835 объектах. В 2001 году принято в муниципальную собственность 653 объекта, в основном это объекты жилищного фонда (204), инженерные сети (184), оборудование и механизмы (134).

В реестр муниципального имущества, расположенного на территории города Челябинска, включены: 755 организаций муниципальной собственности; 5047 объектов жилого фонда; 1559 объектов нежилого фонда; 3597 объектов инженерной инфраструктуры и основных средств для обслуживания переданного жилого фонда; 38 объектов социально-культурного назначения.

Муниципальное имущество состоит из земель города, муниципальных унитарных предприятий и учреждений как имущественных комплексов, объектов недвижимости, машин и оборудования, закреплённых за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также пакетов акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Пути приращения муниципальной собственности города представлены на рис. 2.

 








Рис. 2 Пути приращения муниципальной собственности города Челябинска


Муниципальные унитарные предприятия и учреждения создаются в соответствии с планами и программами социального и экономического развития города для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей населения города и получения прибыли.

В настоящее время в городе функционирует 101 муниципальное унитарное предприятие, 654 муниципальных учреждений.

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в: повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, путём проведения аттестаций руководителей, а также систематизацией анализа финансово-хозяйственной деятельности. Учитывая результаты проведённых аттестаций и отмеченную текучесть кадров необходимо усиление ответственности отраслевых управлений в подборе руководящего состава и результатах финансово-хозяйственной деятельности МУПов; оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений, путём ликвидации, реорганизации и приватизации МП. Ликвидировано МП «Бытового обслуживания «МОРИОН» и МУК «Кинотеатр «УРАЛ», в стадии ликвидации находятся 21 МП и 5 МУ. Создано 3 предприятия (МУП «Архитектурно-планировочный центр», МУП «Районный вестник», МУП «Челябгортранс»).

Реорганизовано 4 предприятия (МУП «Управление транспорта» из МП «ЧелябГЭТ», МУП «Управление транспорта», МУП «Челябинский автовокзал» и МУП «Челябгортранс»). Завершено акционирование МУП «ГСКА», в стадии приватизации в настоящее время находятся 5 объектов (МУП «ЧПСП-6, МП «Ремонт бытовой техники», МП «Гостиничное хозяйство», МП «Ремонт часов», МУП «Дизайнцентр»); ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений, в том числе: контроль за эффективностью использования муниципального имущества, инвентаризация предприятий и учреждений (проведено 277 проверок использования муниципального имущества, в т.ч. 55 проверок использования объектов, переданных по договорам пользования и по договорам о сотрудничестве. Проведена комплексная инвентаризация муниципальных учреждений образования и культуры (66 учреждение), инвентаризация имущества Управлений пенсионного обеспечения, а также проведены ревизия и анализ финансово-хозяйственной деятельности 9 МУП).

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МП (по итогам работы за I квартал 2001 года принято и проверено 105 балансов МУП, за 1 полугодие – 103 баланса МУП и 520 балансов МУ, по итогам 9 месяцев 2001 года – 95 балансов МУП. Ежеквартально проводится экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП. По результатам анализа готовятся предложения по реорганизации МУП); снижение расходов местного бюджета на содержание муниципальных предприятий и учреждений. В настоящий момент остро стоит вопрос о необходимости сокращения числа муниципальных предприятий, дублирующих функции отдельных управлений Администрации города. Оптимизация количества муниципальных предприятий также позволит усилить контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью, с целью предотвращения банкротства и ответственности бюджета по долгам этих предприятий.

Проведение инвестиционных конкурсов по реконструкции объектов. В целях привлечения инвестиций на проведение реконструкции и капитального ремонта муниципального имущества, в связи с дефицитом городского бюджета и отсутствием собственных денежных средств Комитет проводит конкурсы инвестиционных проектов по реконструкции объектов культуры и благоустройству прилегающей территории.

Проведены инвестиционные конкурсы и начаты работы по реконструкции зданий кинотеатра «Победа», «Россия» и «30 лет ВЛКСМ», а также здания арендуемого МУП «Центральная аптека №1». Подписано постановление о проведении инвестиционного конкурса по реконструкции МУК «Досуговый центр «Искра».

На стадии завершения работа по приватизации объекта социально-культурного назначения кинотеатра «Урал» (Решение Челябинской городской Думы от 30.10.01 г. №9/7).

Муниципалитет владеет и сдаёт во временное владение и пользование нежилые помещения, земельные участки и рекламное пространство.

По состоянию на 01.01.02 г. в городе действует 1889 договоров аренды нежилых помещений, 3966 договоров аренды земельных участков, из них 1339 договора заключены в 2001 году.

В 2001 году общая площадь помещений, сдаваемых в аренду (310 тыс.кв.м.), сократилась по сравнению с 2000 годом, в 1,2 раза за счёт передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений, занятых бюджетными учреждениями городского подчинения. За счёт уменьшения в 2,4 раза площади, занимаемой арендаторами, относящимся к льготным категориям (в 2,4 раза), совершенствования нормативной базы и проведения жесткой фискальной политики по взиманию денежных средств, сумма арендной платы за нежилые помещения составила 83 млн.руб. и увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом. Уровень собираемости арендной платы составляет 95%, что выше соответствующего показателя по Уральскому региону.

В 2001 году заключено 2305 договоров имущественного страхования, это даёт право муниципалитету возмещать убытки в пределах страховой суммы при риске утраты или повреждении нежилых помещений. В 2001 году выплачено арендаторам по наступившим страховым случаям 18,7 тыс.руб. Необходимо в бюджете города предусматривать выделение средств на страхование муниципального имущества, сдаваемого в оперативное управление школам, больницам. За 2001 год общий ущерб от краж муниципального имущества и пожаров в муниципальных учреждениях и предприятиях составил порядка 400 тыс.руб. В случае, если бы муниципальное имущество было застраховано, страховые суммы полностью возместили бы причинённый муниципалитету ущерб. Ужесточен контроль за использованием нежилых помещений, в прошедшем году проведено 480 проверок нежилых помещений на предмет их использования, проведено судебных заседаний по аренде нежилых помещений – 195, принято решений по аренде нежилых помещений – 82.

В 2001 году продолжалась работа, направленная на увеличение доходов местного бюджета от сдачи в аренду временного пользования земельных участков в границах города Челябинска. Из 3966 договоров аренды земли за отчетный год заключено 1339.

В 2001 году поступление земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней увеличилось по отношению к 2000 году в 1,3 раза и составило 449,4 млн.руб., из них арендная плата за землю составила 120,8 млн.руб., что в 1,7 раза больше по отношению 2000 году.

В истекшем году продолжалась работа по использованию рекламного пространства. Заключено 418 договоров аренды рекламного пространства. По состоянию на 01.01.02 г. в городе размещено 1379 рекламных установок различного вида, в том числе 1100 щитовых установок, 57 брандмаурных панно. Световая реклама делает город освещённым и нарядным, установлено 148 световых коробов, 20 остановочных павильонов, 29 тумб, 25 лайтбоксов. Украшают и дают возможность лучше ориентироваться в городе адресные таблицы, которых установлено 752 единицы, в том числе в 2001 году – 432. Оформлено и освещено 50 витрин магазинов, кафе и офисов по пр. Ленина. В 2001 году в центре города на перекрестке ул.Воровского и пр.Ленина, фирмой ООО «Скрип» установлен телетайп, горожане получили дополнительную информацию о жизни города. От использования рекламного пространства поступило денежных средств в размере 16 млн.руб.

В 2001 году получение доходов от приватизации возросло по сравнению с 2000 годом в 1,5 раза и составило в абсолютных цифрах 85,2 млн.руб. Малая приватизация завершена и в настоящее время не приватизированными остались часть бань, магазинов, объекты, приватизация которых осуществляется по решению Городской Думы, это объекты здравоохранения и предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В связи с тем, что социальные вопросы всегда остаются главными, необходимо сохранить оставшуюся часть бань в муниципальной собственности. Положительным фактором роста доходов явилось не увеличение общего количества приватизированных предприятий, а применение рыночного подхода к оценке стоимости нежилых помещений при их приватизации. Так в 2001 году было приватизировано нежилых помещений общей площадью 44,4 тыс.кв.м., что в 1,8 раз меньше чем в 2000 году, а реальный доход от приватизации нежилых помещений в 2001 году возрос в 1,3 раза к предыдущему году, при этом около 30% проданных нежилых помещений, являются неликвидными подвальными помещениями.

Для реализации целей эффективного использования имущества в текущем году необходимо решить следующие задачи: оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества; обеспечение равенства условий конкуренции при использовании муниципального имущества; увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

Нa 01.01.2003 г. в муниципальной собственности находилось 12108 объектов, в том числе: 5215 объектов жилого фондa, 1586 объектов нежилого фонда, 3649 объектов инженерном инфраструктуры и основных средств для обслуживания переданного жилого фонда, 47 объектов социально-культурного назначения, 748 организаций муниципальной собственности, а также оборудование, механизмы, транспорт и прочие основные средства.

В 2002 году в муниципальную собственность принято 272 объекта остаточной стоимостью 316,5 млн. рублей. Приращение муниципальной собственности города происходило главным образом за счет передачи предприятиями жилою фонда инженерной инфраструктуры и других объектов.

В казну принято 2090 единиц имущества остаточной стоимостью 104 млн. рублей преимущественно производственные помещения машины и оборудование муниципальных предприятий.

По состоянию на 1 января 2003 года в городе функционировало 96 муниципальных предприятий и 669 муниципальных учреждений. Поступления в бюджет от их прибыли в 2002 году составили 605,3 тыс. рублей (в 2001 году – 601,9 тыс. рублей).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий показал, что часть из них работала в 2002 году недостаточно рентабельно. В 2001 году планируется принять меры по оптимизации количества унитарных предприятий.

В целях привлечения инвестиций на проведение реконструкции и капитального ремонта объектов, эксплуатируемых муниципальными учреждениями, проведены конкурсы инвестиционных проектов по реконструкции зданий кинотеатров «им XXX лет ВЛКСМ», «Россия», «Победа» и благоустройству прилегающих к ним территории. В 2003 году планируется привлечение частных инвесторов для аналогичных работ по кинотеатрам «Родина», «Заречье», «Спартак».

В истекшем году при участии муниципального образования "Город Челябинск" созданы девять открытых акционерных обществ, из них наиболее социально значимые для города – ОАО "Синема", ОАО "КиноМакс – Победа". За прошедший год в бюджет города перечислены дивиденды в размере 135 тыс. рублей. Незначительные доходы от использования муниципального имущества в ОАО объясняются тем, что доля муниципалитета в акционерных обществах в среднем составляет от 20 до 35 процентов.

На 01.01.2003 года в городе действовало 1780 договоров аренды нежилых помещении, 5092 договора аренды земли, 2245 рекламных установок различного вида.

В 2002 году доходы от сдачи в аренду нежилых помещений составили 95,9 млн. руб., что на 7% больше, чем в 2001 году. Это стало возможным благодаря усовершенствованию нормативной базы и проведению жесткой фискальной политики взимания денежных средств.

Для увеличения поступлений от сдачи имущества в аренду в 2003 году предполагается выровнять ставки арендной платы, взимаемой за пользование муниципальной недвижимостью, со ставками, сложившимися на рынке недвижимости сократить льготы, а также усилить претензионно-исковую работу с недобросовестными плательщиками.

От аренды земли в консолидированный бюджет за 2002 год получено более 214 млн. рублей (102% к запланированным поступлениям).

Продолженная в 2002 году работа с неплательщиками арендной платы позволила погасить задолженность в бюджет на 25,4 млн. рублей.

Доходы в городской бюджет, полученные от аренды рекламного пространства, составили 18,3 млн. рублей.

В отчетном году приватизировано 296 нежилых помещений, на 108 больше, чем в 2001 году. Увеличение количества приватизированных нежилых помещений связано с тем что активно выкупались помещения, на пользование которыми были заключены договоры аренды с правом выкупа но вступления в сипу нового Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Доходы от приватизации нежилых помещений и продажи 9 пакетов акций в отчетном году составили 140,8 млн. рублей.

В 2003 году приватизация (акционирование, продажа на конкурсе) в основном коснется нерентабельных предприятий, неликвидных или низкодоходных пакетов акций, а также земельных участков.


2.2 Проблемы управления муниципальной собственностью


Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления, поэтому вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются приоритетными для муниципальных образований.

Проблем в управлении муниципальной собственности множество. Ее объекты по большей части убыточны. Эксплуатация объектов инженерной и социальной инфраструктуры приносит бюджетам муниципальных образований некомпенсируемые затраты.

Как показал анализ литературных источников – эффективность управления муниципальной собственностью находится в очень плачевном состоянии[3].

Органы местного самоуправления передают из своего ведения в частную собственность кинотеатры, театры, предприятия и т.д.

Как показывает зарубежный опыт управления, собственность, находящаяся в частном владении используется наиболее эффективно.

Чтобы решить проблемы управления муниципальной собственности нужно ее усовершенствовать[4]. Для этого необходимо:

1)    ужесточить контроль за органами местного самоуправления. Эта мера позволит контролировать все решения принимаемые перечисленными выше органами;

2)    провести дополнительное обучение на дополнительных курсах, работников и сотрудников муниципальных предприятий;

3)    пригласить на дополнительные семинары представителей других регионов, решающих вопросы, связанных с муниципальной собственностью;

4)    на каждом предприятии в начале нового месяца ставить свои цели и задачи на предстоящий период;

5)    необходимо внедрить механизм договорных начал сотрудничества предприятий, закрепленных в муниципальной собственности, и государства;

6)    внедрить систему критериев отнесения организации управления муниципальных предприятий к приоритетным направлениям развития экономических структур.

Итак, эффективное использование производственной части муниципальной собственности обусловливается тем, что:

во-первых, муниципальная собственность является основной частью муниципального хозяйства, в процессе формирования которого происходит воспроизводство объектов муниципальной собственности;

во-вторых, производственные объекты муниципальной собственности и муниципального хозяйства не тождественны, но имеют общую природу, обусловленную спецификой потребностей муниципального образования, и заключающуюся в производстве и присвоении специфических общественных благ;

в-третьих, особое значение в российской экономике, в целом, и Саратовском регионе, в частности, приобретает формирование и использование муниципальной собственности на землю;

в-четвёртых, в настоящее время нет определённой системы прав муниципальной собственности (во многом она ещё размыта);

в-пятых, наиболее существенными тенденциями, связанными с формированием и использованием производственной части муниципальной собственности, являются: концентрация муниципальной собственности и её влияние на эффективность производственной деятельности корпораций; формирование эффективного (ответственного) муниципального собственника.

Итак, муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. В Челябинске, как и в России выполнение этих функций муниципальной собственности приобретает особую значимость.

Для вновь созданных муниципальных образований особую актуальность приобретает проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов местного самоуправления на следующих основных направлениях:

1. Обеспечение надлежащего (т. е. полного и своевременного) учета муниципального имущества и ведение его реестра, обеспечивающего много аспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

2. Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом (соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей), в том числе при его отчуждении, закреплении в хозяйственном ведении или оперативном управлении, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использования в качестве обеспечения кредитных обязательств (ипотека).

3. Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.

4. Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений по управлению и распоряжению муниципальным имуществом должна базироваться на действующем федеральном законодательстве, регулирующим отношения собственности. В своей нормотворческой деятельности органы местного самоуправления должны опираться при этом на конституционную норму, закрепляющую их право на самостоятельное управление муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции Российской Федерации). Ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта Российской Федерации, в административных границах которого находится муниципальное образование, не могут регламентировать непосредственно сам порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Заключение


В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

1) муниципальная собственность имеет двойственную природу. Суть этой двойственности состоит в том, что муниципальная собственность несет в себе черты государственной и групповой форм собственности, родовые признаки долевой и совместной собственности. Поэтому муниципальная собственность характеризуется как полифоническая, сочетающая в себе черты государственной и групповой форм собственности. При этом черты государственной проявляются в муниципальной форме собственности тем, что существует реальная возможность управления объектами этой собственности со стороны муниципального образования. Характеристики же групповой собственности проявляются в муниципальной тем, что это – совместная собственность жителей муниципального образования и формируется экономический интерес жителей этого муниципального образования по использованию объектов муниципальной собственности;

2) необходимость различия формы существования и формы организации муниципальной собственности. Форма существования муниципальной собственности соотносится с территориальными процессами, а форма организации – с сообществом проживающих в данном муниципальном образовании жителей;

3) особенностями современного состояния муниципальной собственности в отечественной экономике являются: определение процесса формирования объектов муниципальной собственности в зависимости от функций, выполняемых отношениями муниципальной собственности в экономической системе; неоднородность объектов муниципальной собственности как по значимости в муниципальном образовании, так и по их воздействию на жизнедеятельность населения этого образования; определённая дискретность, размытость владения субъектом муниципального образования теми объектами муниципальной собственности, которые имеются у него. Поэтому в муниципальном образовании происходит разделение функций собственника и пользователя этими объектами муниципальной собственности, что вызывает существование скрытой формы антагонизма между присвоением и управлением объектами и отношениями муниципальной собственности;

4) целесообразно выделить экономические функции отношений муниципальной собственности: воспроизводственную, регулирования рынка, либерализации экономики, обеспечения развития конкуренции на территории, ценообразующую, координации экономических и социальных процессов в муниципальном образовании, развития микросреды бизнеса, оптимизации рынка, демократизации отношений собственности;

5) развитие муниципальной собственности осуществляется по направлениям производственных, финансовых и социальных отношений муниципальной собственности.

Совершенствование системы управления собственностью должно осуществляться по следующим направлениям:

1) в каждом субъекте Федерации и муниципальном образовании должна быть разработана четкая система управления государственными и муниципальными предприятиями. Приоритет при этом следует отдавать перспективным и рентабельным предприятиям, способным пополнить бюджет соответствующего уровня;

2) наведение порядка в учете недвижимости, рынок которой сложился за годы реформ. Этот путь является и перспективным, и необходимым. В результате преобразований отношений собственности многие граждане нашей страны стали собственниками различной недвижимости, многие предприятия и фирмы имеют в собственности значительные производственные и иные здания и сооружения. Вследствие этого недвижимость должна выступать как один из основных источников пополнения бюджета.

Список использованной литературы


1.     Алексеева Д.Г. Использование государственной, муниципальной собственности в процессе предпринимательской деятельности: состояние законности. //Государственная власть и местное самоуправление. – 2001. – № 2. – С. 38-41.

2.     Васильев В.И. Местное самоуправление: Учеб. и науч.-практ. пособие/Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Юрин формцентр: Тихомиров, 1999. – 452 с.

3.     Ивлева Г. Возникновение, становление и развитие муниципальной собственности – Оренбург: 1998.

4.     Илюхина Е. Законодательное регулирование муниципальной собственности // Российский экономический журнал. – 1996. - №3.

5.     Калашникова Н. Совершенствование системы управления муниципальной собственностью: институциональный подход. // Имущественные отношения в РФ. – 2002. – №7(12). – С. 22-30.

6.     Лексин В., Швецов А. Незаметная реформа: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность. //Рос. эконом. журн. – 1998. – № 2. – С. 50-58.

7.     Маркварт Э., Юркова С., Соколов А., Андреева Г. Муниципальные предприятия в системе муниципальной собственности: Сб-к мат-лов/ Под ред. Э. Маркварта. — С,- Петербург: 0-во "Знание" С.- Петербурга и Ленингр. обл., 2000 г. - 64 с.

8.     Муниципальная собственность. Как ее учесть?// Челябинский рабочий от 27 апреля 1999.

9.     Полякова О.А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления. //Финансы и кредит. – 1999. – № 4. – С. 11-16.

10.                       Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. //Экономист. – 1997. – № 5. – С.45-48.


[1] Алексеева Д.Г. Использование государственной, муниципальной собственности в процессе предпринимательской деятельности: состояние законности. //Государственная власть и местное самоуправление. – 2001. – № 2. – С. 38-41.

[2] Ивлева Г. Возникновение, становление и развитие муниципальной собственности – Оренбург: 1998. – с.23

[3] Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. //Экономист. – 1997. – № 5. – С.45-48.

[4] Калашникова Н. Совершенствование системы управления муниципальной собственностью: институциональный подход. // Имущественные отношения в РФ. – 2002. – №7(12). – С. 22-30.