Содержание


Введение_____________________________________________________ 3

Предмет и метод истории отечественного государства и права_____ 4

Периодизация истории отечественного государства и права________ 7

Заключение__________________________________________________ 11

Список литературы__________________________________________ 12


Введение


В настоящее время существует много концепций (подходов), объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими история государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

Сейчас, в свете перемен, происходящих в российском обществе и сознании, в литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взглядов на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса. Канонизированный характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, независимых от воли людей связей производственных, личностных, субъективных. Это привело к широкому использованию в отечественной историко-правовой науке понятия “цивилизация”, которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII века.

Предмет и метод истории отечественного государства и права


История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в данном курсе в определенных пределах — временных и пространственных. Временной предел — с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX—XX вв.).

История государства России включает и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития; обосновывает основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов [органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции] рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

В истории права главное внимание уделяется возникновению правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Их формы могут быть разнообразными — манифесты, указы, грамоты, постановления и т. п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, процессуального и т. д.) и анализируются содержание и структура наиболее

значимых юридических норм.

В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т. д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных правовых норм, отраслей права и т.п.).

История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших ее территорию. Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты — исходные для изучения процесса государственно-правового развития. Доюридическими феноменами, из которых позже появляются государственные и правовые образования, специально занимаются прикладные дисциплины: юридическая археология и историческое правоведение (автор предлагает ввести эти термины в научный оборот).

Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи.

Главная методологическая предпосылка курса — историческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Развитие может осуществляться плавно или скачками (эволюция, революция); возможны возврат к утраченным институтам (полный или частичный); разрыв или прекращение дальнейшего развития.

1 Юридический быт складывается из различных обычаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Действия людей основываются на их представлениях о справедливом и несправедливом, законном и незаконном. Юридический быт может иметь разные уровни развития — примитивный или сложный.

Его важная составляющая — судебная практика, которая является одним из источников права. Другой источник — обычай. Обычаи существуют в обществе как неправовые явления (традиция, «так принято»). Но когда государство берет их под свою защиту, обычаи становятся источником права, нормой права. На более высоком уровне развития юридического быта и юридической техники источником права становится закон в широком смысле слова. Это могут быть разнообразные по форме нормы права, но их общим признаком является то, что они принимаются компетентным органом, а не заимствуются из обычая или практики.

Периодизация истории отечественного государства и права


Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них — развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего интересуют государственно-правовые формы, факты и явления. Курс разделен на несколько периодов:

Древняя Русь (IX—XII вв.);

период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII—XIV вв.);

Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);

Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);

Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);

Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);

период социалистической революции и создание советского государства (1918— 1920 гг.);

переходный период, или период нэпа (1921—1930 гг.);

период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.);

период кризиса социализма (1960—1990-е гг.).

Данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и его объемом.

Намеченная Марксом еще в XIX веке и канонизированная в России Сталиным в 30-е годы XX века теория экономических формаций считалась единственно верной. Согласно этой теории, производительные силы, т.е.  технология в сочетании с ее производителями, развиваются до тех пор, пока нуждам их развития соответствуют существующие в обществе производственные отношения. Когда это условие начинает нарушаться, развитие производительных сил затормаживается, что вызывает переворот в производственных отношениях, и одна общественная эпоха (формация) сменяется другой. Маркс различал  азиатский, античный и буржуазный (капиталистический) способы производства как “прогрессивные эпохи общественной формации”. Позднейшие марксисты заменили понятие “эпохи общественной формации” термином “общественно-экономическая формация” применительно не ко всему процессу, как у Маркса, а к каждой отдельной его стадии. И таких стадий (формаций) было вычленено пять: доклассовая (первобытная); три классовые, или антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая) и коммунистическая которая должна была наступить, ее начальным переходным этапом которой являлся социализм.

Под “капитализмом” Маркс подразумевал способ производства, при котором буржуазное меньшинство эксплуатирует трудящееся большинство – пролетариат, и определял этот способ производства как одну из переходящих ступеней общественного развития. Совместно с вышеназванной периодизацией исторического процесса, Маркс применил к его исследованию гегелевскую идею движущих противоречий. Для трех антагонистических формаций это было противоречие между  эксплуатируемым и  эксплуатирующим классами. Но не было найдено ни одного убедительного противоречия для первой (первобытной) и для последней (коммунистической). Поэтому коммунистическая формация рассматривалась  как абсолютная гармония, что сильно перекликается с христианской религией (идея абсолютного рая) и плохо вяжется с  материалистическим объяснением исторического процесса. 

Многие мыслители считают неправомерным описание истории как линейного поступательного движения к единой цели, в котором все народы идут в одном направлении (что , в принципе, подразумевает формационный подход), обгоняя или отставая друг от друга. Напротив, история для них - это развитие отдельных общественных сущностей более или менее взаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождением других. “Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории ... я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, ... и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть”[1]. Так писал немецкий философ начала XX века Освальд Шпенглер. В теориях такого типа непрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций. К мыслителям, придерживающимся схожей точки зрения на предмет истории, относится и английский историк XX века Арнольд Тойнби. Русский историк Л.Н.Гумилев тоже придерживается теории цивилизаций, но в его теории большее место занимает этническая сторона. Попробуем разобраться в цивилизационном подходе к истории.

Просветители XVIII столетия, которое известно в истории Европы под названием “века Просвещения”, первыми ввели в широкий научный оборот понятие цивилизации, которая представляла собой, по их мнению, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой, - всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии. В ча­стности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

С тех пор немало ученых работало в этой области, поэтому приступая к рассмотрению таких вопросов, как цивилизационный подход к изучению общественного развития и его отличия от формационного, следует определить, какой смысл сегодня вкладывается в понятие цивилизации.

Заключение


Возникшая в исторической науке и обществоведении в целом проблема может быть и должна быть решена по принципу “и—и” Необходимо целеустремленное исследование и нахождение тако­го сопряжения формационной и цивилизационной парадигм, кото­рое может быть плодотворно приложено к решению задачи крупномасштабного членения исторического процесса, что позволит сделать само видение истории более многомерным.

Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Подобная недостаточность обнару­живается и при попытках объяснить, почему интеграционные тен­денции в прошлой истории тысячелетиями, начиная с рабовладель­ческого общества, прокладывали себе путь в дезинтеграционных формах.

И “формационщики” и “цивилизационщики” обладают обширны­ми возможностями для преодоления односторонности и обогаще­ния своих концепций. В частности, “формационщикам” наряду с задачей освобождения своей концепции от того, что не выдержа­ло проверку временем, предстоит наверстать длившееся десяти­летиями отставание марксизма в разработке проблем, связанных с цивилизацией.

Таким образом, оба исторических процесса — переход к цивилизации и переход к первой классовой формации самым существенным образом наложились друг на друга и в совокупности со­ставили такой переворот, который по своей кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами социализации в развитых, цивилизованных странах.

В этом и заключается синтез формационного и цивилизационного подхода к периодизации истории.

Список литературы


1.     Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

2.     Освальд Шпенглер. Закат Европы,Новосибирск, 1993, ВО “Наука” Сибирская издательская фирма.

3.     Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991.


[1] Освальд Шпенглер. Закат Европы,Новосибирск, 1993, ВО “Наука” Сибирская издательская фирма.