Оглавление


Льготы по налогу на прибыль. 3

Единый Социальный налог. 6

Список литературы.. 12




Льготы по налогу на прибыль

В федеральном бюджете на 2000 год налог на прибыль призван обеспечить 9,4% налоговых доходов (63448,5 млн. рублей) и 7,96% совокупных доходов бюджета, это при прогнозируемом дефиците бюджета в 57872,1 млн. рублей.  

Налог на прибыль как прямой налог призван обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, поддерживать стабильность инвестиционных процессов в экономике, а также гарантировать законное наращение капитала. Фискальная функция налога на прибыль, особенно в условиях кризисной экономики вторична, хотя в 1992-1997 годах этот налог был также фискален, как и остальные налоги, взимаемые на территории России. Дело в том, что процесс формирования конечного финансового результата в условиях российской нестабильности сопровождается такими проблемами, как резкое колебание цен, непредвиденные изменения в составе поставщиков и потребителей продукции, инфляционные влияния и многие другие отрицательные факторы, которые не позволяют спрогнозировать темпы прироста реализации продукции.

В этой связи, в целях стимулирования развития производства, а следовательно и для стабилизации доли дохода в бюджете, получаемой от налога на прибыль, в данном налоге предусмотрен широкий перечень льгот, который  и будет освещен в  данной работе.

 Основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.

Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.

Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои аргументы за и против. Тем не менее, процесс сокращения налоговых льгот, в особенности, носящих индивидуальный характер, в целом, признается позитивным. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога, так как недостатки заключены не в самих льготах, а в неоправданном их применении.

В качестве условий предоставления льгот было бы оправданным принять соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие нормы законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского, бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством (например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое использование амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм. 

Особенностью льготного налогообложения в России является то, что выступая федеральным налогом, по части, зачисляемой в бюджеты субъектов Федерации, органы законодательной власти могли устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк. Но в соответствии с новой редакцией п 4.9 Инструкции №37 “органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч.1 Налогового кодекса РФ”. В связи с этим, органу местного самоуправления с 1.04.99 утратили право на предоставление этими органами льгот по налогу на прибыль, ранее предоставленные этими органами льготы действуют до введения в действие ч.2 НК РФ.

Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот, установленных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Единый Социальный налог

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога признаются:

1)  лица, производящие выплаты физическим лицам:

-  организации;

-  индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2)  индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Объект налогообложения

Объектом    налогообложения    для    налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые на­логоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказа­ние услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуаль­ным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является пе­реход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущест­венные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Для предпринимателей объектом    налогообложения    признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исклю­чаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связан­ные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

 Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

§  у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организа­ций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

§  у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на дохо­ды физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.


Налоговые льготы

От уплаты налога освобождаются:

1)  организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2)  следующие категории налогоплательщиков-работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как сою­зы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их регио­нальные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная чис­ленность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной по­мощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собст­венниками имущества которых являются указанные общественные органи­зации инвалидов.

Указанные льготы не распространяются на на­логоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией по­дакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правитель­ством Российской Федерации по представлению общероссийских общест­венных организаций инвалидов;

налогоплательщики являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональ­ной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение на­логового периода;

российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

В случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуаль­ных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсион­ное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенси­онного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Рос­сийской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.

Ставки налога

Налогоплательщики уплачивают единый социальный налог по следующим савкам:

Налоговая

база на

каждого

отдельного

работника

нарастающим итогом с начала года 

Пенсионный фонд

Российской

Федерации

 

 

 

 

 

Фонд

социального

страхования

Российской

Федерации

 

 

 

 

Фонды обязательного медицинского страхования

 

Итого

Федеральный фонд

обязательного медицинского

страхования 

Территориальные

фонды обязательного

медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 100 000

рублей

28,0

 

4,0

 

0,2

 

3,4

 

 

 

От 100 001

рубля до

300 000

рублей

 

 

 

 

28 000 рублей + 5,8

процента с

суммы, превышающей

100000

рублей

 

4000 рублей

+ 2,2 про-

цента с

суммы, превышающей

100 000 рублей

 

200 рублей

+ 0,1 про-

цента с

суммы, превышающей

100 000 рублей

 

3400 рублей + 1,9 процента с

суммы, превышающей

100 000

рублей

 

35 600 рублей + 20,0

процентов

с суммы,

превышающей

100 000

рублей



Порядок исчисления и сроки уплаты налога

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государствен­ного социального страхования, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая упла­те в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного меся­ца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых пла­тежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, на­численных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по нало­гу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежеме­сячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установлен­ный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного на­логового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы нало­га, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налого­вый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогово­го периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи на­логовой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму приме­ненного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщи­ку в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм на­логовых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осущест­влялись выплаты.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек­шим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Россий­ской Федерации, о суммах:

1)  начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2)  использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости га­рантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3)  направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4)  расходов, подлежащих зачету;

5)  уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

6.  Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется от­дельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социаль­ного страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования.

7.  Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по нало­гам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налого­вым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налого­вого органа или иным документом, подтверждающим представление декла­рации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, сле­дующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориаль­ный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления ор­ганами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсион­ного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в от­ношении застрахованных лиц.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в на­логовые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

8. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчет­ный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физиче­ских лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из ве­личины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделе­нию.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как раз­ница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в це­лом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.


Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ

2.     Коновалова И.Р. «Бухгалтерский комментарий к Налоговому кодексу РФ» М.: 2002г.

3.     Корсун Т.И. «Налогообложение коммерческой деятельности» Ростов на Дону. 2001г.

4.     Мураховская Е.С. «Налоги и сборы» М.: 2000г.

5.      «Налоги и налогообложение» Учебник для вузов. Санкт Петербург 2002г. 3 издание.

6.     Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в РФ» М.: 1999г.

7.     Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» М.: 2002


Задача 1

Показатель

Сумма

Доходы от реализации

400000

Расходы уменьшающие сумму доходов от реализации

200000

Внереализационные доходы

100000

Внереализационные расходы

70000

Итого прибыль

230000

Налоговая база

230000

Сумма убытка полученного в предыдущих налоговых периодах

 

Налоговая база для исчисления налога

230000

Ставка налога на прибыль всего

24%

Сумма исчисленного налога всего

55200

Сумма начисленных авансовых платежей

 

Сумма налога к доплате

55200

Сумма налога к уменьшению

 

 

 


Задача 2

Определить:

1.     Сумму переносимого убытка по годам

2.     Сумму возможного к переносу убытка в отчетном периоде

3.     Остаток не перенесенного убытка на конец отчетного периода


Так как данные о налоговой базе за 1997 и 1999 год не известны, то сумму понесенного убытка перенесена на следующий год в полном размере.

1997г. – 20 000

1999г. – 10 000


В 2001г. Сумма возможного к перенесению убытка составила:

300 000 * 30% = 90 000

Следовательно остаток не перенесенного убытка = 100 000 – 90 000 = 10 000

Эту сумму можно будет перенести в следующем отчетном периоде.



Задача 3

Определить сумму НДС подлежащую уплате в бюджет

НДСвыч = 100+10+48+40 = 198

НДСп = 360+10+30+60 = 460

НДСб = 460 – 198 = 262


Задача 4

1 Этап





Период

Заработная плата

Налоговая база



Январь

97000

97000



Февраль

97000

97000



Март

97000

97000



Итого

291000

291000













2 Этап





Категории работников

Численность

Налоговая база

Январь

Февраль

Март

Рабочие

100

300 000

300 000

300 000

 

 

 

 

 











3 Этап





Средняя величина налоговой базы на одного работника за:






Январь = 300 000 / 100 = 3 000









Январь + Февраль = 300 000 + 300 000 / 100 = 6 000








Январь + Февраль + Март = 300 000 + 300 000 + 300 000 / 100 = 9 000












4 Этап





3 000 + 6 000 + 9 000 / 6 = 3 000




         Предприятие может применить регрессионную шкалу при исчислении единого социального налога, так как, средняя заработная плата работников составляет более 2 500р.

Применение регрессивной ставки по Единому социальному налогу позволяет увеличить взымаемость налога, в связи с тем, что предприятию не выгодно занижать заработную плату работников, так как чем выше налоговая база, тем ниже ставка налога.


Задача 8

Сумма налога по:

1. Легковой автомобиль, Ставка налога 5руб. В эксплуатации 10 мес.

Сумма налога = 100 * 5 * 10 /12 = 417 руб.

2. Грузовой автомобиль, ставка налога 8 руб. В эксплуатации 9 мес.

Сумма налога = 150 * 8 * 9 / 12 = 900 руб.

3. Автобус, ставка налога 10 руб. Срок эксплуатации 12 мес.

Сумма налога = 100 * 100 = 1000

Уплате в бюджет подлежит 2317 руб.