Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций........................ 4

1.1 Аудит  кассовых операций........................................................................ 4

1.2 Аудит учета операций по расчетному счету............................................ 8

1.3 Аудит учета денежных документов.......................................................... 9

2. Аудит расчетов с подотчетными лицами..................................................... 10

3. Аудит расчетов по оплате труда.................................................................. 14

Заключение........................................................................................................ 22

Список литературы........................................................................................... 23

Введение

Аудиторская деятельность весьма прибыльна и престижна. Аудиторы, контролирующие учет в компаниях, – внутренний аудит – имеют высо­кие оклады, а занимающиеся внешним аудитом – высокие гонорары. Компетентность, специальные навыки общения с людьми, честность и независи­мость делают профессию аудитора элитарной. Бух­галтер-аудитор – представитель свободной профес­сии. Как, к примеру, частно практикующие врачи, адвокаты, музыканты, художники, писатели.

Международная ассоциация дипломированных общественных бухгалтеров из 150 стран объединя­ет более 4 тыс. аудиторских фирм. Наряду с разра­боткой стандартов по аудиторской деятельности, осуществлением контроля за качеством работы аудиторов, проведением аттестаций и выдачей до­кументов на занятие аудиторской деятельностью они выполняют функции координаторов деятель­ности аудиторов и определяют этические нормы их поведения в обществе.

Целью написания данной работы является изучение теоретических аспектов ведения аудита основных разделов учета.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

o   изучить особенности ведения аудита кассовых и банковских операций;

o   рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами;

o   изучить аудит расчетов по оплате труда.

1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций

1.1 Аудит  кассовых операций

При проведении аудиторской проверки необходимо провести инвентаризацию денежных средств в кассе предприятия и со­ставить акт инвентаризации кассы установленного образца.

Очень часто на практике возникает вопрос: всегда ли при про­ведении аудиторской проверки необходимо проводить инвента­ризацию кассы?

Однозначного ответа действующее законодательство не дает.

На наш взгляд, если эта процедура предусмотрена в договоре на аудиторскую проверку или если аудиторская проверка проводится за предыдущий год (или рад смежных предыдущих лет), инвента­ризацию кассы проводить необходимо, т.к. в соответствии с меж­дународными стандартами аудитор несет ответственность за про­верку правильности отражения в финансовой отчетности событий, происшедших после даты составления баланса до даты составле­ния аудиторского заключения.

Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Порядок проведения инвентаризации кас­сы может быть следующим: при наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа. Кассир должен составить кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки.

Одновременно с кассира берется расписка, что все приход­ные документы включены им в отчет и к моменту инвентариза­ции кассы неоприходованных и несписанных в расход денег не имеется. Затем начинается полистный пересчет наличных де­нег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной пла­ты, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выпла­ченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, храня­щихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.

Результаты проверки оформляются составлением акта, кото­рый подписывают директор, главный бухгалтер и кассир.

В случае выявления излишков или недостач денежных средств или денежных документов и других ценностей необходимо взять письменное объяснение у кассира. При выявлении крупной не­достачи денежных средств аудитор может поставить вопрос пе­ред руководителем предприятия об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки.

При инвентаризации кассы необходимо проверить; имеется ли приказ о назначении кассира, заключены ли с кассиром и раз­датчиками (если таковые имеются) договоры о полной индиви­дуальной материальной ответственности установленной формы. Соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспе­чению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сиг­нализации.

При аудите проводится также инвентаризация денежных до­кументов, находящихся в кассе, и иностранной валюты.

После инвентаризации кассы необходимо проверить, соответ­ствует ли ведение кассовых операций на предприятии Порядку ведения кассовых операций, а именно:

Ø    созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохран­ности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк (охрана, автотранспорт и т.п.);

Ø    полноту и своевременность оприходования денег, получен­ных по чекам из банка. Сверка производится с выписками бан­ка. В случае выявления в выписках исправлений, подчисток и т.д. необходимо провести встречную проверку в банке (либо сделать письменный запрос в банк);

Ø    полноту оприходования других поступлений (квартплата, плата родителей за содержание детей в детских учреждениях и т.п.). Сверка производится по данным бухгалтерского учета (по лицевым счетам квартиросъемщиков и т.п.);

Ø    правильность оформления приходных и расходных кассо­вых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

Ø    имеются ли подписи в получении денег, выборочно (в слу­чае необходимости сплошным порядком) проверить соответст­вие подписей на получение денег в расходных ордерах и ведо­мостях подписям в других документах (заявление о приеме на работу, трудовые соглашения и т.п.). Особое внимание следует обратить на соответствие подписей при выплате депонирован­ных сумм;

Ø    правильность ведения кассовой книги и выведенных в ней остатков денег на конец дня;

Ø    погашены ли приходные кассовые документы штампом «По­лучено», а расходные – штампом «Оплачено» с указанием даты;

Ø    правильность подсчета итогов в платежных ведомостях;

Ø    правильность оформления документов при депонировании заработной платы;

Ø    с целью выявления «подставных лиц» выборочно прове­рить соответствие фамилий в платежных ведомостях с другими документами (приказами о зачислении на работу, трудовыми соглашениями, лицевыми счетами по расчету заработной пла­ты, табелями отработанного времени, нарядами и т.п. );

Ø    правильность выдачи денег по доверенностям;

Ø    соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе, а также порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличных денег в кассе устанавливает учреждение банка, в котором обслуживается предприятие. Пре­дельные размеры расчетов наличными деньгами с юридически­ми лицами установлены Правительством РФ.

Ø    при наличии на предприятии нескольких кассиров необхо­димо проверить правильность ведения книг учета принятых и выданных денег (ф. № КО-5), которые должны быть открыты на каждого кассира;

Ø    где хранятся дубликаты ключей от сейфов кассы. Они долж­ны храниться в опечатанных кассиром пеналах (пакетах и т.п.) у руководителя предприятия;

Ø    создана ли на предприятии комиссия по проведению ин­вентаризации кассы и осуществляет ли она свои обязанности (посмотреть акты);

Ø    применяются ли контрольно-кассовые аппараты при осущест­влении расчетов с населением, соблюден ли порядок регистра­ции контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

Ø    при работе контрольно-кассовых машин применяется ли кон­трольно-кассовая лента;

Ø    правильность оформления и ведения книги кассира-опера­циониста. На предприятиях, где имеется несколько контроль­но-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста. В книге в обязатель­ном порядке должны быть указаны показания счетчика кассо­вой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. При проверке следует иметь в виду, что показатели счетчиков недействующих контрольно-кас­совых машин, находящихся в запасе, ремонте, должны актиро­ваться и заверяться подписями бригадира-механика и предста­вителя администрации. В паспорт контрольно-кассовой машины установленной формы должны быть занесены сведения о вводе машины в эксплуатацию и ее ремонтах.

Ø    Гашение показателей денежных счетчиков (перевод на нули) должно производиться комиссией с обязательным присутстви­ем представителя налоговой инспекции;

Ø    правильность составления бухгалтерских проводок. Особое внимание следует обратить на операции, которые по бухгалтер­скому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты произ­водства (балансовые счета: 20, 23, 25, 26) или издержки обраще­ния (балансовый счет 44);

Ø    соответствие записей в кассовой книге записям в журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 по счету 50 «Касса» и главной книге за соответствующий период.

1.2 Аудит учета операций по расчетному счету

При аудите операций по расчетному счету необходимо обра­тить внимание на следующее:

Ø соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, ука­занным в приложенных к ним первичных документах;

Ø имеется ли на первичных документах, приложенных к вы­пискам, штамп банка. В случае, если выявлены документы без штампа банка, необходимо провести встречную проверку в бан­ке (либо сделать письменный запрос) с целью выявления пра­вильности произведенной операции;

Ø правильность и полноту зачисления денежных средств, сдан­ных в банк наличными;

Ø обоснованность перечисления денежных средств акцепто­ванными платежными поручениями через почтовые отделения связи (депонированная зарплата, алименты и т.п.), а также до­стоверность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов;

Ø правильность отражения в учете операций, связанных с кон­вертацией рублей;

Ø правильность составления бухгалтерских проводок по опе­рациям в банке, отражены ли эти операции в бухгалтерском учете на соответствующих счетах. Особое внимание следует обратить на те операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (ми­нуя счета расчетов) на затраты производства (балансовые счета: 20, 23, 25, 26) или издержки обращения (счет 44);

Ø соответствие записей, указанных в выписках банка, запи­сям в журнале-ордере № 2, ведомости № 2 на счете 51 «Расчет­ный счет» и в главной книге (при ведении учета по единой журнально-ордерной форме учета);

Ø полноту и достоверность банковских выписок и докумен­тов к ним. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке.

Если в выписке будут установлены неоговоренные исправле­ния и подчистки, нужно провести встречную проверку в учреж­дении банка.

1.3 Аудит учета денежных документов

Денежными документами, находящимися в кассе, считаются путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, собственные акции, выкупленные у акционеров, акции других предприятий, марки госпошлины, вексельные марки, приобретенные авиабилеты и другие документы.

При аудите учета денежных документов необходимо проверить:

Ø    правильность учета денежных документов. Их учет должен производиться в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документа­ми. Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру. Аналитический учет ведется по видам де­нежных документов;

Ø    правильность составления бухгалтерских проводок, а так­же соответствие записей в книге по учету и движению денеж­ных документов по счету 50 субсчет 3 «Денежные документы» записям в журнале-ордере № 3 и в главной книге (при журнально-ордер­ной форме учета).

2. Аудит расчетов с подотчетными лицами

При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:

Ø    имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работ­ников в командировку;

Ø    правильность возмещения командировочных расходов (су­точные, квартирные, стоимость проезда).

Следует помнить, что согласно Инструкции Госналогслужбы от И октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без НДС. При этом сумма НДС, оплаченная при возмещении таких расходовав пределах нормы), определяется по расчетной ставке от суммы указанных расходов, а сверх нормы – налог возмещению не подлежит;

Ø    имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;

Ø    правильность и своевременность составления авансовых от­четов;

Ø    правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;

Ø    наличие оправдательных документов;

Ø    полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчет­ной суммы;

Ø    правильность возмещения затрат на представительские рас­ходы.

Включение представительских расходов в себестоимость про­дукции (работ, услуг) производится в пределах смет предпри­ятия и только при наличии оправдательных первичных доку­ментов, в которых должны быть указаны: дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов;

Ø    правильность возмещения затрат при краткосрочных за­гранкомандировках. При этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировке, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из коман­дировки (любой из трех дней, в течение которых командиро­ванный обязан сдать авансовый отчет по командировке).

Учитывая, что при проведении аудита у заказчиков возникает много вопросов по оформлению документов и расчетам с работ­никами, направляемыми в краткосрочные командировки, оста­новлюсь на этом подробнее.

Направление работника в загранкомандировку должно быть оформлено приказом руководителя предприятия с указанием цели командировки, страны пребывания и сроков командировки. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются су­точные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа, по найму жилого помещения, на получение загранпаспорта и виз, а также комиссионные при обмене чека в банке на иностранную валюту или при обмене одной валюты на другую.

Суточные за время командировки выплачиваются:

а) при проезде на территорию РФ – в российской валюте по нормам, установленным действующим законодательством;

б) при проезде и за время пребывания на иностранной терри­тории – в иностранной валюте по нормам, установленным для работников, выезжающих во временные командировки из РФ за границу,

За день выезда в служебную командировку за границу су­точные выплачиваются в размере 100% установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при воз­вращении в РФ суточные не выплачиваются.

В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50% установленной нормы.

При направлении работника в командировку в две или более страны суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100% по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны убыва­ния. Тем не менее не представляется криминальным, если ко­мандировочные будут выдаваться в валюте одной из стран пре­бывания (например, если сотрудник направлен в командировку по маршруту Москва – США – Бразилия (командировочные предусмотрены в швейцарских франках) – Москва, то коман­дировочные расходы могут возмещаться только в долларах США. При этом, когда работнику выдаются командировочные на рас­ходы в Бразилии, командировочные из швейцарских франков могут быть пересчитаны в рубли по курсу ЦБ РФ на дату выда­чи, а из рублевого эквивалента – в американские доллары. В тех случаях, когда работники, выезжающие в служебную коман­дировку за границу, обеспечиваются в стране пребывания бес­платным питанием, выплата суточных производится в размере 30% от установленных норм суточных).

При предоставлении бесплатного жилого помещения в месте командировки выплата средств на эту цель не производится.

Суммы за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточ­ных и возмещению не подлежат.

Работники, направленные в командировку за границу и полу­чившие под отчет иностранную валюту, в случае несдачи в кассу предприятия остатка валюты сверх суммы, принятой по авансо­вому отчету, обязаны возместить ущерб в иностранной валюте.

Вышеизложенный порядок действителен для предприятий всех форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные представительства, на террито­рии РФ.

На основании Положения о бухгалтерском учете и отчетнос­ти в РФ бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами ведется одновременно как в валюте расчетов, так и в рублях.

Также необходимо проверить:

Ø    правильность составления бухгалтерских проводок по опе­рациям с подотчетными лицами.

Следует помнить, что, согласно Положению о составе за­трат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость.., утвержденному постановлением Правительства РФ затраты, по которым утверждены в установленном порядке нормы и нормативы (расходы на служебные командировки, представительские расходы, расходы на подготовку и пере­подготовку кадров и др.), списываются на издержки производства (обращения) по фактически произведенным затратам (без учета норм и нормативов).

Для целей налогообложения произведенные затраты кор­ректируются с учетом утвержденных в установленном поряд­ке норм и нормативов. Иными словами, при составлении рас­чета по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму расходов, которые были списаны на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов.

Бухгалтерия предприятия должна вести отдельный аналити­ческий учет затрат, списанных на издержки производства (обра­щения) сверх установленных норм и нормативов;

Ø    правильность выведения остатков на конец месяца по сче­ту 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Ø    соответствие записей в авансовых отчетах записям в жур­нале-ордере № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и главной книге (при журнально-ордерной форме отчета).

3. Аудит расчетов по оплате труда

Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащи­ми по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контро­ля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонен­тами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на опла­ту отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необхо­димо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной кни­ге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

При выявлении расхождений необходимо установить их при­чины.

Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет «Расчеты с депонентами») с данными книги учета депонированной зарплаты.

Затем изучаются достоверность первичных документов, пра­вильность их заполнения, их соответствие требованиям норма­тивных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обра­щается на проверку табелей учета рабочею времени.

При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных пока­зателей работы, правильность применения норм и расценок.

При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, от­ветственных за учет выполненных работ, правильность запол­нения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправ­лений (неоговоренных) и т.д.

При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымыш­ленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета лич­ного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторно­го начисления сумм по ранее оплаченным первичным докумен­там, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует об­ратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списоч­ном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака и переделке работ, выполненных с низким качеством.

При проверке первичных документов и расчетных ведомос­тей особое внимание необходимо уделить правильности ариф­метических подсчетов.

На следующем этапе проверки выборочно проверяется правиль­ность начисления оплаты труда, а именно:

ü    правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам;

ü    обоснованность и правильность начисления премий сдель­щикам и повременщикам по действующим на предприятии сис­темам премирования;

ü    правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий труда, за работу в ночное время, за сверх­урочные работы, за бригадирство, оплаты простоев не по вине рабочих, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в выходные и праздничные дни и т.п.

Порядок оформления доплат в связи с отклонением от нор­мальных условий работы.

Нормальными условиями работы считаются те, при которых рабочие места согласно заданиям-нарядам, маршрутным листам и прочим документам полностью обеспечены сырьем, материа­лами, оборудованием, инструментом и т.п. Если эти условия не выполнены и рабочему приходится затрачивать дополнительное время, то необходимо произвести расчет этого времени и его оплату. С этой целью должен быть выписан наряд на сдельную работу – в случае выявления дополнительных технологических операций, не предусмотренных ранее в документах, либо лис­ток на доплату – в случае несоответствия фактических условий работы запланированным.

Документальное оформление и оплата простоя.

Время вынужденных перерывов в работе, в течение которого рабочие находятся на предприятии, но не могут быть обеспече­ны фронтом работ, называется простоем. Простои не по вине рабочего оплачиваются в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). В период освоения новых видов производства простои не по вине рабочего оплачиваются из расчета полной тарифной ставки повременщика соответствующего разряда. Оформляется это время листком о про­стое. В нем должны быть указаны причины и виновники про­стоя, его продолжительность, тарифная ставка рабочего, размер оплаты и сумма.

Доплата за работу в ночное время.

Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра. Оно фик­сируется в табелях учета рабочего времени итоговым количест­вом за месяц. Оплата производится в повышенном размере, ус­танавливаемом коллективным договором (положением об оплате труда) предприятия, но не ниже, чем предусматривается зако­нодательством.

Оплата труда за работу в сверхурочное время.

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Основанием для расчета до­платы за работу, выполненную в сверхурочное время, служит табель учета рабочего времени.

Оплата работы в праздничные дни.

Оплата за работу в праздничные дни производится:

рабочим-сдельщикам не менее чем по двойным сдельным рас­ценкам;

работникам с часовыми или дневными тарифными ставками не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производится сверх месячной нормы времени, и одинарной сверх оклада, если работа выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени.

С согласия работника денежная компенсация может быть за­менена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.

Если рабочий работает в смену, которая частично перехо­дит в праздничный день и в ночное время, в двойном размере оплачиваются только те часы фактической работы, которые совпали с праздничным днем. Оплата за работу в ночное вре­мя производится по существующим нормам, без удвоения до­плат. Сверхурочные работы в праздничный день дополнительно не оплачиваются, т.к. все часы оплачиваются в двойном раз­мере.

Начисление выплат за неотработанное время, предусмотрен­ных действующим законодательством (оплата отпусков, выход­ного пособия и т.п.).

В основе расчета сумм таких выплат лежит средний зарабо­ток. Средний дневной заработок определяется путем деления фактической суммы оплаты труда в расчетном пе­риоде на количество рабочих дней по графику в этом перио­де. При исчислении продолжительности отпуска в кален­дарных днях средний дневной заработок определяется путем деления суммы оплаты труда за расчетный период на количество календарных дней в этом периоде. Из расчетного пе­риода исключаются праздничные дни, установленные законодательством РФ. В случае отсутствия в расчетном периоде заработка среднедневной заработок определяется из размера оплаты труда за предшествующие расчетному месяцы с по­следующей его корректировкой на коэффициенты повыше­ния тарифных ставок (окладов).

Из расчетного периода для подсчета среднего заработка ис­ключается время,  в течение которого работник в соответст­вии с законодательством РФ освобождался от работы с час­тичным сохранением заработной платы или без оплаты, а также время, в течение которого работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.

В случаях сохранения части заработка за время освобождения от работы эта часть исключается из подсчета среднего заработ­ка. Премии и другие выплаты стимулирующего характера, пред­усмотренные системой оплаты труда, включаются при подсче­те среднего заработка по времени их фактического начисления, а годовые премии и вознаграждение за выслугу лет – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода. В тех случаях, когда время, приходящееся на расчетный период, отработано не пол­ностью, премии и другие выплаты стимулирующего характера учитываются при подсчете среднего заработка пропорциональ­но отработанному времени.

С учетом специфики работы отдельных предприятий для исчисления среднего заработка расчетным периодом могут быть также 12 календарных месяцев (с 1-го по 1-е числа), предшествующих событию, с которым связана соответствую­щая выплата, в том числе и уход работника в очередной от­пуск.

Во всех случаях заработок, причитающийся работнику, отра­ботавшему полностью определенную в расчетном периоде нор­му рабочего времени, на день выплаты не может быть менее установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда.

В случаях, если работница не имела рабочих дней, предшест­вующих уходу в отпуск (находилась в отпуске по уходу за ребен­ком), средний заработок определяется исходя из тарифной ставки или оклада, установленных ей в период последних трех месяцев, когда она получала заработную плату. Если за время нахожде­ния ее в отпуске по уходу за ребенком произошло изменение тарифных ставок (окладов), то расчет среднего заработка произ­водится исходя из тарифных ставок (окладов), скорректирован­ных на величину их повышения.

Начисление пособий по временной нетрудоспособности

Основанием для расчета сумм к оплате является листок вре­менной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреж­дения. Размеры пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней бо­лезни и непрерывного стажа работы.

При непрерывном стаже работы:

до 5 лет — размер пособия 60% заработка;

до 8 лет — 80% заработка;

свыше 8 лет — 100% заработка.

В размере 100% независимо от непрерывного стажа работы выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности при наличии трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам Великой Отечественной войны и при трудовом увечье и про­фессиональном заболевании, а также пособия по беременности и родам.

Размер пособия по временной нетрудоспособности за каж­дый день не должен превышать двойной суммы дневного за­работка, рассчитанного на основе должностного оклада, или двойной дневной тарифной ставки рабочего-сдельщика или по­временщика соответствующего разряда.

В сумму заработка включаются все виды оплат, кроме оп­латы и доплаты за работу, выполненную в сверхурочное вре­мя, в праздничные дни, по совместительству, за непрорабо­танное время.

К заработку каждого из двух месяцев прибавляют средне­месячную сумму премий и вознаграждений за прошлый год. Если работник в одном или каждом из этих двух месяцев фак­тически проработал не все дни, то среднюю сумму премий учитывают пропорционально отработанному времени. В тех случаях, когда в указанных двух месяцах работник не имел заработка (например, вследствие болезни или находился в очередном отпуске), пособие исчисляют исходя из заработка за фактически проработанные дни в месяце нетрудоспособности и части среднемесячной суммы премий за прошлый год (пропорционально отработанному времени). Лицам, находящимся на месячной оплате труда, пособия рассчитывают ис­ходя из основного оклада, к которому прибавляют среднеме­сячную премию (общую сумму делят на количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности и умножают на количест­во фактически проработанных дней).

При исчислении пособий не включают премии, не входя­щие в фонд оплаты труда или носящие единовременный ха­рактер.

Следующим этапом проверки является проверка правильности удержаний из заработной платы.

В соответствии с законодательством из заработной платы ра­ботников могут быть произведены следующие удержания: подо­ходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение за­долженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задол­женности по подотчетным суммам; квартплата; плата за содержа­ние ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение ма­териального ущерба, причиненного работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.

В заключение проверки необходимо установить:

ü    правильность отнесения расходов к фонду оплаты труда;

ü    правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг);

ü    правильность составления бухгалтерских проводок по фон­ду оплаты труда;

ü    правильность ведения синтетического и аналитического уче­та, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчет­ности по фонду оплаты труда;

ü    включены ли в совокупный доход лица суммы, выплачен­ные при возмещении командировочных расходов сверх установ­ленных норм (если такие были);

ü    соответствие записей аналитического учета по счету 70 «Рас­четы по оплате труда» и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах №№ 8; 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе.

Заключение

В ходе написания данной работы были изучены особенности ведения таких важнейших составных частей учета как учет денежных средств, расчетов с подотчетными лицами и расчетов по оплате труда. Безусловно, данные участки работы бухгалтерии являются наиболее трудоемкими и в связи с этим возникает возможность допущения большого числа ошибок, как типичных расчетных, так и преднамеренных, направленных на искажение бухгалтерской информации.

В связи с этим основной целью аудита вышеперечисленных операций является своевременной выявление допущенных ошибок и пресечение попыток злоупотреблений.

При написании работы был изучен порядок проведения аудита кассовых и банковских операций, особенности на которые следует обратить внимание при аудите расчетов с подотчетными лицами и расчетах по оплате труда.

Список литературы

1.     Данилевский Ю.А. «Общий аудит в вопросах и ответах». М.: Бух. учет. 2000 112с.

2.     Нитетский В.В. «Справочник аудитора» М.: дело. 1999 192с

3.     Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита» М.: Филинъ 2001 424с.

4.     «Регулирование аудиторской деятельности» Нормативные документы М.: Бух. Бюл. 1997 112с.

5.     Правила (стандарты) аудиторской деятельности М.: Бух. Учет. 1997 160с.

6.     «Аудит» Под редакцией Подольского В.И. М.: Юнити 1997 432с.

7.     Шеремет А.Д. «Аудит» М.: Инфра-М 1995 240с.

8.     Камышанов П.И. Бух. Учет и аудит» М.: Приор 1997 320с.

9.     Суйц В.П. «Основы Российского аудита» М.: Анкил: ДИС 1997 256с.