Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций........................ 4
1.1 Аудит кассовых операций........................................................................ 4
1.2 Аудит учета операций по расчетному счету............................................ 8
1.3 Аудит учета денежных документов.......................................................... 9
2. Аудит расчетов с подотчетными лицами..................................................... 10
3. Аудит расчетов по оплате труда.................................................................. 14
Заключение........................................................................................................ 22
Список литературы........................................................................................... 23
Введение
Аудиторская деятельность весьма прибыльна и престижна. Аудиторы, контролирующие учет в компаниях, – внутренний аудит – имеют высокие оклады, а занимающиеся внешним аудитом – высокие гонорары. Компетентность, специальные навыки общения с людьми, честность и независимость делают профессию аудитора элитарной. Бухгалтер-аудитор – представитель свободной профессии. Как, к примеру, частно практикующие врачи, адвокаты, музыканты, художники, писатели.
Международная ассоциация дипломированных общественных бухгалтеров из 150 стран объединяет более 4 тыс. аудиторских фирм. Наряду с разработкой стандартов по аудиторской деятельности, осуществлением контроля за качеством работы аудиторов, проведением аттестаций и выдачей документов на занятие аудиторской деятельностью они выполняют функции координаторов деятельности аудиторов и определяют этические нормы их поведения в обществе.
Целью написания данной работы является изучение теоретических аспектов ведения аудита основных разделов учета.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
o изучить особенности ведения аудита кассовых и банковских операций;
o рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами;
o изучить аудит расчетов по оплате труда.
1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций
1.1 Аудит кассовых операций
При проведении аудиторской проверки необходимо провести инвентаризацию денежных средств в кассе предприятия и составить акт инвентаризации кассы установленного образца.
Очень часто на практике возникает вопрос: всегда ли при проведении аудиторской проверки необходимо проводить инвентаризацию кассы?
Однозначного ответа действующее законодательство не дает.
На наш взгляд, если эта процедура предусмотрена в договоре на аудиторскую проверку или если аудиторская проверка проводится за предыдущий год (или рад смежных предыдущих лет), инвентаризацию кассы проводить необходимо, т.к. в соответствии с международными стандартами аудитор несет ответственность за проверку правильности отражения в финансовой отчетности событий, происшедших после даты составления баланса до даты составления аудиторского заключения.
Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Порядок проведения инвентаризации кассы может быть следующим: при наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа. Кассир должен составить кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки.
Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных в расход денег не имеется. Затем начинается полистный пересчет наличных денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.
Результаты проверки оформляются составлением акта, который подписывают директор, главный бухгалтер и кассир.
В случае выявления излишков или недостач денежных средств или денежных документов и других ценностей необходимо взять письменное объяснение у кассира. При выявлении крупной недостачи денежных средств аудитор может поставить вопрос перед руководителем предприятия об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки.
При инвентаризации кассы необходимо проверить; имеется ли приказ о назначении кассира, заключены ли с кассиром и раздатчиками (если таковые имеются) договоры о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы. Соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.
При аудите проводится также инвентаризация денежных документов, находящихся в кассе, и иностранной валюты.
После инвентаризации кассы необходимо проверить, соответствует ли ведение кассовых операций на предприятии Порядку ведения кассовых операций, а именно:
Ø созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк (охрана, автотранспорт и т.п.);
Ø полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам из банка. Сверка производится с выписками банка. В случае выявления в выписках исправлений, подчисток и т.д. необходимо провести встречную проверку в банке (либо сделать письменный запрос в банк);
Ø полноту оприходования других поступлений (квартплата, плата родителей за содержание детей в детских учреждениях и т.п.). Сверка производится по данным бухгалтерского учета (по лицевым счетам квартиросъемщиков и т.п.);
Ø правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
Ø имеются ли подписи в получении денег, выборочно (в случае необходимости сплошным порядком) проверить соответствие подписей на получение денег в расходных ордерах и ведомостях подписям в других документах (заявление о приеме на работу, трудовые соглашения и т.п.). Особое внимание следует обратить на соответствие подписей при выплате депонированных сумм;
Ø правильность ведения кассовой книги и выведенных в ней остатков денег на конец дня;
Ø погашены ли приходные кассовые документы штампом «Получено», а расходные – штампом «Оплачено» с указанием даты;
Ø правильность подсчета итогов в платежных ведомостях;
Ø правильность оформления документов при депонировании заработной платы;
Ø с целью выявления «подставных лиц» выборочно проверить соответствие фамилий в платежных ведомостях с другими документами (приказами о зачислении на работу, трудовыми соглашениями, лицевыми счетами по расчету заработной платы, табелями отработанного времени, нарядами и т.п. );
Ø правильность выдачи денег по доверенностям;
Ø соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе, а также порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличных денег в кассе устанавливает учреждение банка, в котором обслуживается предприятие. Предельные размеры расчетов наличными деньгами с юридическими лицами установлены Правительством РФ.
Ø при наличии на предприятии нескольких кассиров необходимо проверить правильность ведения книг учета принятых и выданных денег (ф. № КО-5), которые должны быть открыты на каждого кассира;
Ø где хранятся дубликаты ключей от сейфов кассы. Они должны храниться в опечатанных кассиром пеналах (пакетах и т.п.) у руководителя предприятия;
Ø создана ли на предприятии комиссия по проведению инвентаризации кассы и осуществляет ли она свои обязанности (посмотреть акты);
Ø применяются ли контрольно-кассовые аппараты при осуществлении расчетов с населением, соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;
Ø при работе контрольно-кассовых машин применяется ли контрольно-кассовая лента;
Ø правильность оформления и ведения книги кассира-операциониста. На предприятиях, где имеется несколько контрольно-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста. В книге в обязательном порядке должны быть указаны показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. При проверке следует иметь в виду, что показатели счетчиков недействующих контрольно-кассовых машин, находящихся в запасе, ремонте, должны актироваться и заверяться подписями бригадира-механика и представителя администрации. В паспорт контрольно-кассовой машины установленной формы должны быть занесены сведения о вводе машины в эксплуатацию и ее ремонтах.
Ø Гашение показателей денежных счетчиков (перевод на нули) должно производиться комиссией с обязательным присутствием представителя налоговой инспекции;
Ø правильность составления бухгалтерских проводок. Особое внимание следует обратить на операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты производства (балансовые счета: 20, 23, 25, 26) или издержки обращения (балансовый счет 44);
Ø соответствие записей в кассовой книге записям в журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 по счету 50 «Касса» и главной книге за соответствующий период.
1.2 Аудит учета операций по расчетному счету
При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:
Ø соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
Ø имеется ли на первичных документах, приложенных к выпискам, штамп банка. В случае, если выявлены документы без штампа банка, необходимо провести встречную проверку в банке (либо сделать письменный запрос) с целью выявления правильности произведенной операции;
Ø правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;
Ø обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи (депонированная зарплата, алименты и т.п.), а также достоверность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов;
Ø правильность отражения в учете операций, связанных с конвертацией рублей;
Ø правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке, отражены ли эти операции в бухгалтерском учете на соответствующих счетах. Особое внимание следует обратить на те операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты производства (балансовые счета: 20, 23, 25, 26) или издержки обращения (счет 44);
Ø соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере № 2, ведомости № 2 на счете 51 «Расчетный счет» и в главной книге (при ведении учета по единой журнально-ордерной форме учета);
Ø полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке.
Если в выписке будут установлены неоговоренные исправления и подчистки, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.
1.3 Аудит учета денежных документов
Денежными документами, находящимися в кассе, считаются путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, собственные акции, выкупленные у акционеров, акции других предприятий, марки госпошлины, вексельные марки, приобретенные авиабилеты и другие документы.
При аудите учета денежных документов необходимо проверить:
Ø правильность учета денежных документов. Их учет должен производиться в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документами. Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру. Аналитический учет ведется по видам денежных документов;
Ø правильность составления бухгалтерских проводок, а также соответствие записей в книге по учету и движению денежных документов по счету 50 субсчет 3 «Денежные документы» записям в журнале-ордере № 3 и в главной книге (при журнально-ордерной форме учета).
2. Аудит расчетов с подотчетными лицами
При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:
Ø имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;
Ø правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда).
Следует помнить, что согласно Инструкции Госналогслужбы от И октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без НДС. При этом сумма НДС, оплаченная при возмещении таких расходовав пределах нормы), определяется по расчетной ставке от суммы указанных расходов, а сверх нормы – налог возмещению не подлежит;
Ø имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;
Ø правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
Ø правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;
Ø наличие оправдательных документов;
Ø полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;
Ø правильность возмещения затрат на представительские расходы.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов;
Ø правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках. При этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировке, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки (любой из трех дней, в течение которых командированный обязан сдать авансовый отчет по командировке).
Учитывая, что при проведении аудита у заказчиков возникает много вопросов по оформлению документов и расчетам с работниками, направляемыми в краткосрочные командировки, остановлюсь на этом подробнее.
Направление работника в загранкомандировку должно быть оформлено приказом руководителя предприятия с указанием цели командировки, страны пребывания и сроков командировки. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа, по найму жилого помещения, на получение загранпаспорта и виз, а также комиссионные при обмене чека в банке на иностранную валюту или при обмене одной валюты на другую.
Суточные за время командировки выплачиваются:
а) при проезде на территорию РФ – в российской валюте по нормам, установленным действующим законодательством;
б) при проезде и за время пребывания на иностранной территории – в иностранной валюте по нормам, установленным для работников, выезжающих во временные командировки из РФ за границу,
За день выезда в служебную командировку за границу суточные выплачиваются в размере 100% установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при возвращении в РФ суточные не выплачиваются.
В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50% установленной нормы.
При направлении работника в командировку в две или более страны суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100% по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны убывания. Тем не менее не представляется криминальным, если командировочные будут выдаваться в валюте одной из стран пребывания (например, если сотрудник направлен в командировку по маршруту Москва – США – Бразилия (командировочные предусмотрены в швейцарских франках) – Москва, то командировочные расходы могут возмещаться только в долларах США. При этом, когда работнику выдаются командировочные на расходы в Бразилии, командировочные из швейцарских франков могут быть пересчитаны в рубли по курсу ЦБ РФ на дату выдачи, а из рублевого эквивалента – в американские доллары. В тех случаях, когда работники, выезжающие в служебную командировку за границу, обеспечиваются в стране пребывания бесплатным питанием, выплата суточных производится в размере 30% от установленных норм суточных).
При предоставлении бесплатного жилого помещения в месте командировки выплата средств на эту цель не производится.
Суммы за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.
Работники, направленные в командировку за границу и получившие под отчет иностранную валюту, в случае несдачи в кассу предприятия остатка валюты сверх суммы, принятой по авансовому отчету, обязаны возместить ущерб в иностранной валюте.
Вышеизложенный порядок действителен для предприятий всех форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные представительства, на территории РФ.
На основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами ведется одновременно как в валюте расчетов, так и в рублях.
Также необходимо проверить:
Ø правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами.
Следует помнить, что, согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость.., утвержденному постановлением Правительства РФ затраты, по которым утверждены в установленном порядке нормы и нормативы (расходы на служебные командировки, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.), списываются на издержки производства (обращения) по фактически произведенным затратам (без учета норм и нормативов).
Для целей налогообложения произведенные затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке норм и нормативов. Иными словами, при составлении расчета по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму расходов, которые были списаны на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов.
Бухгалтерия предприятия должна вести отдельный аналитический учет затрат, списанных на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов;
Ø правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
Ø соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и главной книге (при журнально-ордерной форме отчета).
3. Аудит расчетов по оплате труда
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.
Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.
При выявлении расхождений необходимо установить их причины.
Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет «Расчеты с депонентами») с данными книги учета депонированной зарплаты.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочею времени.
При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.
При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака и переделке работ, выполненных с низким качеством.
При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.
На следующем этапе проверки выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, а именно:
ü правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам;
ü обоснованность и правильность начисления премий сдельщикам и повременщикам по действующим на предприятии системам премирования;
ü правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий труда, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплаты простоев не по вине рабочих, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в выходные и праздничные дни и т.п.
Порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы.
Нормальными условиями работы считаются те, при которых рабочие места согласно заданиям-нарядам, маршрутным листам и прочим документам полностью обеспечены сырьем, материалами, оборудованием, инструментом и т.п. Если эти условия не выполнены и рабочему приходится затрачивать дополнительное время, то необходимо произвести расчет этого времени и его оплату. С этой целью должен быть выписан наряд на сдельную работу – в случае выявления дополнительных технологических операций, не предусмотренных ранее в документах, либо листок на доплату – в случае несоответствия фактических условий работы запланированным.
Документальное оформление и оплата простоя.
Время вынужденных перерывов в работе, в течение которого рабочие находятся на предприятии, но не могут быть обеспечены фронтом работ, называется простоем. Простои не по вине рабочего оплачиваются в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). В период освоения новых видов производства простои не по вине рабочего оплачиваются из расчета полной тарифной ставки повременщика соответствующего разряда. Оформляется это время листком о простое. В нем должны быть указаны причины и виновники простоя, его продолжительность, тарифная ставка рабочего, размер оплаты и сумма.
Доплата за работу в ночное время.
Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра. Оно фиксируется в табелях учета рабочего времени итоговым количеством за месяц. Оплата производится в повышенном размере, устанавливаемом коллективным договором (положением об оплате труда) предприятия, но не ниже, чем предусматривается законодательством.
Оплата труда за работу в сверхурочное время.
Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Основанием для расчета доплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, служит табель учета рабочего времени.
Оплата работы в праздничные дни.
Оплата за работу в праздничные дни производится:
рабочим-сдельщикам не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам с часовыми или дневными тарифными ставками не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производится сверх месячной нормы времени, и одинарной сверх оклада, если работа выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени.
С согласия работника денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.
Если рабочий работает в смену, которая частично переходит в праздничный день и в ночное время, в двойном размере оплачиваются только те часы фактической работы, которые совпали с праздничным днем. Оплата за работу в ночное время производится по существующим нормам, без удвоения доплат. Сверхурочные работы в праздничный день дополнительно не оплачиваются, т.к. все часы оплачиваются в двойном размере.
Начисление выплат за неотработанное время, предусмотренных действующим законодательством (оплата отпусков, выходного пособия и т.п.).
В основе расчета сумм таких выплат лежит средний заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления фактической суммы оплаты труда в расчетном периоде на количество рабочих дней по графику в этом периоде. При исчислении продолжительности отпуска в календарных днях средний дневной заработок определяется путем деления суммы оплаты труда за расчетный период на количество календарных дней в этом периоде. Из расчетного периода исключаются праздничные дни, установленные законодательством РФ. В случае отсутствия в расчетном периоде заработка среднедневной заработок определяется из размера оплаты труда за предшествующие расчетному месяцы с последующей его корректировкой на коэффициенты повышения тарифных ставок (окладов).
Из расчетного периода для подсчета среднего заработка исключается время, в течение которого работник в соответствии с законодательством РФ освобождался от работы с частичным сохранением заработной платы или без оплаты, а также время, в течение которого работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.
В случаях сохранения части заработка за время освобождения от работы эта часть исключается из подсчета среднего заработка. Премии и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда, включаются при подсчете среднего заработка по времени их фактического начисления, а годовые премии и вознаграждение за выслугу лет – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода. В тех случаях, когда время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, премии и другие выплаты стимулирующего характера учитываются при подсчете среднего заработка пропорционально отработанному времени.
С учетом специфики работы отдельных предприятий для исчисления среднего заработка расчетным периодом могут быть также 12 календарных месяцев (с 1-го по 1-е числа), предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата, в том числе и уход работника в очередной отпуск.
Во всех случаях заработок, причитающийся работнику, отработавшему полностью определенную в расчетном периоде норму рабочего времени, на день выплаты не может быть менее установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда.
В случаях, если работница не имела рабочих дней, предшествующих уходу в отпуск (находилась в отпуске по уходу за ребенком), средний заработок определяется исходя из тарифной ставки или оклада, установленных ей в период последних трех месяцев, когда она получала заработную плату. Если за время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком произошло изменение тарифных ставок (окладов), то расчет среднего заработка производится исходя из тарифных ставок (окладов), скорректированных на величину их повышения.
Начисление пособий по временной нетрудоспособности
Основанием для расчета сумм к оплате является листок временной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения. Размеры пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы.
При непрерывном стаже работы:
до 5 лет — размер пособия 60% заработка;
до 8 лет — 80% заработка;
свыше 8 лет — 100% заработка.
В размере 100% независимо от непрерывного стажа работы выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности при наличии трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам Великой Отечественной войны и при трудовом увечье и профессиональном заболевании, а также пособия по беременности и родам.
Размер пособия по временной нетрудоспособности за каждый день не должен превышать двойной суммы дневного заработка, рассчитанного на основе должностного оклада, или двойной дневной тарифной ставки рабочего-сдельщика или повременщика соответствующего разряда.
В сумму заработка включаются все виды оплат, кроме оплаты и доплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству, за непроработанное время.
К заработку каждого из двух месяцев прибавляют среднемесячную сумму премий и вознаграждений за прошлый год. Если работник в одном или каждом из этих двух месяцев фактически проработал не все дни, то среднюю сумму премий учитывают пропорционально отработанному времени. В тех случаях, когда в указанных двух месяцах работник не имел заработка (например, вследствие болезни или находился в очередном отпуске), пособие исчисляют исходя из заработка за фактически проработанные дни в месяце нетрудоспособности и части среднемесячной суммы премий за прошлый год (пропорционально отработанному времени). Лицам, находящимся на месячной оплате труда, пособия рассчитывают исходя из основного оклада, к которому прибавляют среднемесячную премию (общую сумму делят на количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности и умножают на количество фактически проработанных дней).
При исчислении пособий не включают премии, не входящие в фонд оплаты труда или носящие единовременный характер.
Следующим этапом проверки является проверка правильности удержаний из заработной платы.
В соответствии с законодательством из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; плата за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.
В заключение проверки необходимо установить:
ü правильность отнесения расходов к фонду оплаты труда;
ü правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг);
ü правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;
ü правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда;
ü включены ли в совокупный доход лица суммы, выплаченные при возмещении командировочных расходов сверх установленных норм (если такие были);
ü соответствие записей аналитического учета по счету 70 «Расчеты по оплате труда» и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах №№ 8; 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе.
Заключение
В ходе написания данной работы были изучены особенности ведения таких важнейших составных частей учета как учет денежных средств, расчетов с подотчетными лицами и расчетов по оплате труда. Безусловно, данные участки работы бухгалтерии являются наиболее трудоемкими и в связи с этим возникает возможность допущения большого числа ошибок, как типичных расчетных, так и преднамеренных, направленных на искажение бухгалтерской информации.
В связи с этим основной целью аудита вышеперечисленных операций является своевременной выявление допущенных ошибок и пресечение попыток злоупотреблений.
При написании работы был изучен порядок проведения аудита кассовых и банковских операций, особенности на которые следует обратить внимание при аудите расчетов с подотчетными лицами и расчетах по оплате труда.
Список литературы
1. Данилевский Ю.А. «Общий аудит в вопросах и ответах». М.: Бух. учет. 2000 112с.
2. Нитетский В.В. «Справочник аудитора» М.: дело. 1999 192с
3. Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита» М.: Филинъ 2001 424с.
4. «Регулирование аудиторской деятельности» Нормативные документы М.: Бух. Бюл. 1997 112с.
5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности М.: Бух. Учет. 1997 160с.
6. «Аудит» Под редакцией Подольского В.И. М.: Юнити 1997 432с.
7. Шеремет А.Д. «Аудит» М.: Инфра-М 1995 240с.
8. Камышанов П.И. Бух. Учет и аудит» М.: Приор 1997 320с.
9. Суйц В.П. «Основы Российского аудита» М.: Анкил: ДИС 1997 256с.