Правовой статус бухгалтерской службы.

План.

1.       Правовые основы организации работы бухгалтерии

1.1.         Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи.

1.2.         Положение о бухгалтерии.

1.3.         Нормирование численности бухгалтерской службы.

2.       Правовое регулирование и организация делопроизводства в бухгалтерском учете.

Список литературы.






















1.    Правовые основы организации работы бухгалтерии

1.1.        Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи.

[1]Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета является имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

§  Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

§  Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

§  Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

А) Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

Б) Ввести в штат должность бухгалтера;

В) Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту.

Г) Вести бухгалтерский учет лично.



1.2.        Положение о бухгалтерии.

[2]Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется главному бухгалтеру.

Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, которые устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и формы собственности (кроме банков и страховых компаний), включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета.

Руководитель организации обязан создать необходимые условия для обеспечения нормальной работы бухгалтерии путем создания условий неукоснительного выполнения требований по подготовке, оформлению и предоставлению всеми структурными подразделениями организации документов в бухгалтерию.

Структуру бухгалтерии и штатное расписание утверждает руководитель организации в соответствии с объемами работ и нормативами численности специалистов и служащих.

При составлении должностных инструкций необходимо пользоваться квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998г. № 37.

[3]Квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а так же дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).

Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с законодательством Российской Федерации «Об образовании»

Бухгалтерия в своей работе выполняет следующие функции:

1.     Организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении, путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

2.     Организация учета уставного капитала, расчетов по выделенному имуществу.

3.     Организация учета долгосрочных инвестиций и источников их финансирования.

4.     Организация учета основных фондов, амортизации, арендованных основных средств и имущества, полученного по лизингу.

5.     Организация учета поступления, создания и выбытия нематериальных активов.

6.     Организация синтетического и аналитического учета производственных запасов.

7.     Организация учета расчетов с персоналом по страхованию, удержаниям из заработной платы.

8.     Организация учета и калькулирования себестоимости продукции, учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции.

9.     Организация учета готовой продукции, коммерческих расходов и отчетности по готовой продукции.

10.                        Организация учета денежных средств, правильность ведения кассовых операций, обеспечение использования контрольно кассовых машин при проведении расчетов с населением.

11.                        Осуществление контроля по расчетам с покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами, с персоналом по прочим операциям, по учету подотчетных сумм и расчетов с учредителями.

12.                        Организация учета вкладов в уставные капиталы других организаций, в акции, другие ценные бумаги.

13.                        Своевременное начисление и контроль за перечислением налогов в бюджеты разных уровней.

14.                        Организация учета финансовых результатов, прибыли, учета собственных средств организации.

15.                        Своевременное погашение кредитов банков и других ссуд

16.                        Составление и своевременное предоставление в контролирующие органы бухгалтерской отчетности.

17.                        Своевременная подготовка приказа об учетной политике организации.

18.                        Применение в утвержденном порядке унифицированных форм первичного учета, соблюдение графика документооборота.

19.                        Обеспечение хранения бухгалтерской документации в установленном порядке.

20.                        Предоставление подразделениям организации необходимой информации для осуществления анализа деятельности организации.

[4]Сотрудники бухгалтерии вправе требовать от всех подразделений организации предоставления материалов, необходимых для организации и ведения бухгалтерского учета. Требовать выполнения графика документооборота. Не принимать к исполнению документы, оформленные с нарушением установленного распорядка. Рассматривать и визировать договоры, приказы, связанные с основной деятельностью организации. Представлять руководству организации предложения о поощрении и наказании работников организации, связанных с учетом и использованием материальных ценностей.

В соответствии с положением о бухгалтерии вся полнота ответственности за своевременное и качественное выполнение возложенных на бухгалтерию задач и функций возлагается на главного бухгалтера. Ответственность других сотрудников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.



1.3. Нормирование численности бухгалтерской службы.

Для определения оптимальной численности работников бухгалтерии, установления должностных обязанностей и распределения работы между исполнителями используют укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности.

[5]Обычно на работы носящие разовый характер и не учтенные в нормативах времени, применяется К=1,1 к трудоемкости работ, рассчитанной по нормативам.

Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых работниками бухгалтерии, проводится по направлениям их деятельности по формуле:

         П

То = Σ Тр* К,

           1

где То- общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии;

Тр- затраты времени на соответствующее направление деятельности, охваченное нормативами;

n- количество видов выполняемых работ;

К- коэффициент учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.

          Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитывается по формуле:

Тр=

i


Σ

Нвр*Vi

1



          Где Нвр- норма времени;

                 Vi- объем работы і-го вида, выполняемый в течение года.

Штатная численность работников определяется по формуле:

Чш=

То

х

Кн

Фп


Где Фп- полезный фонд рабочего времени одного работника за год;

        Кн- коэффициент, учитывающий планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн=

1+

% планируемых невыходов

100


Где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

          Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете следует исключить доступ к рабочему материалу лиц, не работающих в учетном аппарате.


2.    Правовое регулирование и организация делопроизводства в бухгалтерском учете.

[6]Законодательство Российской Федерации об организации делопроизводства в бухгалтерском учете предприятия включает следующие нормативные акты:

1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129- ФЗ

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации

3.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98г. №34н

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.12.98 №60н

5.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» Утверждена приказом Министерства финансов Российской федерации от 06.07.99г. №43н

6.     О формах бухгалтерской отчетности организации Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2000г. №4н

7.     Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95г. №49

8.     Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.98г. №64н

[7]Организация бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», других Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений правительства.

Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляются правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

А) Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

Б) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности.

В)Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Организация налогового учета регламентируется Налоговым Кодексом Российской Федерации.

[8]Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации., а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать необходимые реквизиты предусмотренные статьей 9 пункт 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Первичные учетные документы составляются в момент совершения операций или непосредственно после ее окончания. Ответственность за достоверность и полноту сведений указанных в первичных документах, а также своевременное их предоставление обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления допускаются по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Изъятие документов может осуществляться должностным лицом в соответствии с инструкцией «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений и граждан» утвержденная письмом Министерства финансов РСФСР 26 июля 1991г. №16/176.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности используются регистры бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Документооборот в бухгалтерии должен быть организован в соответствии с Положением о документах и документообороте, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Взаимоотношения с другими организациями регламентируются Гражданским Кодексом Российской Федерации от 16.04.01 №45 ФЗ.

Методики расчетов себестоимости, амортизации, численности и т.д. регламентируются соответствующими инструкциями и положениями.



























Список литературы.

1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 23.07.98г.

2.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н) в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 №107н.

3.     Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).

4.     Налоговый кодекс Российской Федерации.

5.     Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И., Практическое пособие по бухгалтерскому учету.- М., Элиста.: АПП «Джонгар», 2000г.-600с.


[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 23.07.98г.

[2] Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).

[3] Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И., Практическое пособие по бухгалтерскому учету.- М., Элиста.: АПП «Джонгар», 2000г.-248с.

[4] Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И., Практическое пособие по бухгалтерскому учету.- М., Элиста.: АПП «Джонгар», 2000г.-32с.

[5] Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).

[6] Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).

[7] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 23.07.98г.

[8] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 23.07.98г.