1.            Документальное оформление работы автомобильного транспорта

(составление путевых листов, товарно – транспортных накладных, их обработка, запись в карточке).


     Современный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) невозможен без использования транспорта. Нередко именно от него зависит конечный финансовый результат работы всего предприятия.

     Следует отметить, что доля транспортных расходов в составе затрат предприятия постоянно увеличивается. Причиной этого являются большие расстояния, плохое состояние, а зачастую и отсутствие нормальных дорог, неудовлетворительная работа общественного транспорта.

     Крупные предприятия, как правило, решают транспортные проблемы, создавая специализированные транспортные цеха, в которых имеется грузовой, легковой автотранспорт, автобусы, специальные машины, а также своя железнодорожная ветка.

     Небольшие предприятия обычно используют автомобильный транспорт, обладающий наибольшей мобильностью и маневренностью. Требуемое количество единиц автотранспорта может быть арендовано или находиться в собственности предприятия.

     Одной из животрепещущих проблем в налогообложении до сих пор является правильность оформления расходов, связанных с содержанием автотранспорта организации. Эта проблема касается не только собственного автотранспортного парка организации, но и средств транспорта, используемых по договорам аренды. А если организация использует для служебных целей автомобиль, принадлежащий сотруднику, то в этом случае перед бухгалтером встают новые вопросы: как исчислить налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль, и как правильно оформить документы.

     Таким образом, наиболее важным является вопрос, связанный с оформлением документов.

     В качестве документального подтверждения расходов по содержанию транспортных средств могут быть различные документы (чеки ККМ, платежные поручения или другие аналогичные документы, подтверждающие факт оплаты приобретенных ГСМ, услуг по ремонту (в том числе шиномонтажу), за проведение техосмотра и др.), а также путевые листы.

     Формы путевых листов, описанные в составе альбома унифицированных форм (утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»), носят обязательный характер лишь в случаях, когда путевой лист одновременно служит актом сдачи – приемки работ (услуг). В тех случаях, когда служебный транспорт используется только для собственных нужд организации, путевой лист установленной формы можно не использовать. В данном случае организация вправе разработать свою форму путевого листа, предусмотрев в ней обязательные реквизиты в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также дополнив дополнительными реквизитами, которые сочтет необходимыми для наиболее полного контроля за использованием автотранспортных средств в производственных целях (для извлечения дохода).

     До вступления в силу гл.25 НК РФ, путевой лист рассматривался как документ, обосновывающий понесенные расходы на содержание автотранспорта. В соответствии с требованиями, установленными к расходам п.1 ст. 252 НК РФ, главное – это экономическая обоснованность стоимости отнесенных на расходы ГСМ, что может подтверждаться и утвержденным авансовым отчетом, и путевым листом, и другим документом.

     В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

     Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ на автомобильном транспорте" утверждены формы первичной учетной документации по видам транспорта:

- путевой лист легкового автомобиля (форма N 3); (Приложение 1)

- путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);

- путевой лист легкового такси (форма N 4);

- путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-с, форма N 4-п); (Приложение 2)

-         путевой лист автобуса (форма N 6, форма N 6 спец.).

 

Путевой лист легкового автомобиля

(форма N 3)

     Является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.

     Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

     В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.


Путевой лист специального автомобиля

(форма N 3 спец.)

     Является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю.

     Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков и действительна только на один день (смену). Выписывается в одном экземпляре диспетчером или лицом, на это уполномоченным, и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

     В путевом листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

     Раздел "Результаты работы автомобиля" заполняется лицами, отвечающими за эту работу.

     В раздел "Особые отметки" заносятся сведения об изменении задания, указанного в разделе "Задание водителю", сведения о сопровождающих лицах и т.п.

     Отрывные талоны путевого листа заполняются организацией, которой принадлежит спецавтомобиль, и служат основанием для предъявления счета заказчику.


Путевой лист легкового такси

(форма N 4)

     Является первичным документом по учету работы легкового такси и основанием для начисления заработной платы водителю.

     Выписывается в одном экземпляре диспетчером организации и выдается водителю. Выдаваемый водителю путевой лист должен иметь порядковый номер, дату выдачи, штамп организации, которой принадлежит легковое такси.  Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист, а по окончании смены возвращает его в диспетчерскую.


Путевой лист грузового автомобиля

(форма N 4-с)

Путевой лист грузового автомобиля

(форма N 4-п)

     Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно - транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

     Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

     Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

     Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику.

     К счету прилагают соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации - владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

     В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно - материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно - транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно - транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

     Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации - владельца автотранспорта и заказчики.

      Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

     Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

     Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

     Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно - транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Путевой лист автобуса

(форма N 6)

     Является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком.

     Форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.


Путевой лист автобуса необщего пользования

(форма N 6 спец.)

     Путевой лист является основным первичным документом учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров.

     Форма выписывается в одном экземпляре диспетчером и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

     Путевой лист действителен только на один день или на одну смену. В документе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автобус. Путевой лист оформляется только для выполнения заказа одной организации.

     Раздел "Результат работы автобуса" заполняется при обработке путевых листов лицами, отвечающими за эту работу.


     Контроль за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию осуществляется в журнале учета движения путевых листов (форма № 8) (Приложение 3).

     При эксплуатации грузового автотранспорта документом первичного учета и основанием для осуществления расчетов за перевозки грузов является также товарно - транспортная накладная по форме N 1-Т. В путевом листе указываются номера товарно - транспортных документов с приложением одного экземпляра этих товарно - транспортных документов, по итогу которых указываются количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя. Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно - транспортными документами, обеспечивающими возможность их одновременной проверки. 

     Товарно - транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно - материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

     Товарно - транспортная накладная состоит из двух разделов:

1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно - материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

      Товарно - транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

     При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно - транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций - владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.

      В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно - транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

     Товарно - транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:    первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно - материальных ценностей;

второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно - материальных ценностей у получателя груза;

третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

     По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно - материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно - транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:

первый и второй экземпляры передаются организации - владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации - владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;

третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

2.            Отразить на счетах бухгалтерского учета операции по строительству и

вводу в эксплуатацию нового склада для хранения товаров. Строительство ведется хозяйственным способом.

     Рассчитать сумму НДС по строительству объекта основных средств.

     Сделать записи в регистр аналитического учета.

Данные:

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

Акцептован счет поставщика на поступившие материалы:

Покупная стоимость без НДС

НДС 20%



10/8

19



60

60



150 000

30 000

2

Перечислено поставщику за полученные материалы


60


51


180 000

3

Отпущены строительные материалы на строительство


08


10/8


150 000

4

Начислена оплата труда работникам, участвующим в строительстве


08


70


60 000

5

Произведены отчисления единого социального налога:

В фонд социального страхования 4%

В Пенсионный фонд 28%

В Фонд обязательного медицинского страхования 3,6%



08

08


08



69/1

69/2


69/3



2 400

16 800


2 160

6

Начислена амортизация основных средств, используемых при строительстве


08


02


20 000

7

Отражены расходы по государственной регистрации права собственности на построенный склад



08



76



3 000

8

Уплачена пошлина за государственную регистрация права собственности за построенный склад



08



91



3 000

   9

По окончании строительства определить налоговую базу, исчислить сумму НДС на стоимость строительно – монтажных работ и отразить ее в учете




19




68




51 472

10

Отражаются налоговые вычеты НДС по материалам, используемым на строительство


68


19


30 000

11

Определить сумму НДС по строительно-монтажным работам для последующего вычета (на сумму разницы между НДС, начисленной по выполненным работам и суммой НДС, принятой к вычету по материалам)











21 472

12

Налоговые вычеты НДС по строительно-монтажным работам


68


19


21 472

13

Принят к учету законченный строительством объект основных средств

Первоначальная стоимость объекта



01



08



257 360












3.            Указать корреспонденцию счетов по приведенным хозяйственным

операциям хлебопекарни.

     Сделать записи в регистр аналитического учета, подсчитать итого и вывести сальдо.

     Составить расчет распределения транспортных расходов по муке.

Данные:

     Хлебопекарня Молоковского потребительского общества имеет суточную мощность до 3-х тонн хлеба.

     На 1 марта в хлебопекарне числятся остатки:

Муки ржаной обойной (вл. 13,5%) – 6,5 т по цене 6 000 руб. за 1 т.

Муки пшеничной 1 сорта (вл. 15%) – 3,5 т по цене 8 000 руб. за 1 т.

Расходы по доставке и заготовке муки – 2 500 руб.

Мешки тканевые обычной прочности:

1 категории 120 шт. по 17,90 руб.

2 категории 70 шт. по 16,90 руб.


Решение:


№ п/п

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Сумма

1

Оприходована мука от базы управления хлебопродуктов по товарно-транспортной накладной № 350 от 1 марта

Мука ржаная обойная 28т

Мука пшеничная 1 сорт 7т

НДС 10%

Мешки тканевые 1 категория 560 шт.

Мешки тканевые 2 категория 140 шт.




10/1рж

10/1пш

19

10/4

10/4




60

60

60

60

60



258 790

168 000

56 000

22 400

10 024

2 366

2

Оприходована мука, полученная от разных поставщиков в марте:

Мука ржаная обойная 96т

Мука пшеничная 1 с 23т

НДС 10%

Мешки тканевые 1 категория 260 шт.

Мешки тканевые 2 категория 84 шт.



10/1рж

10/1пш

19

10/4

10/4



60

60

60

60

60


842 073,60

576 000

184 000

76 000

4 654

1 419,60

3

Начислено транспортной конторе за перевозку муки с оплатой платежными поручениями

НДС 20%




16

19

76

68



76

76

51

19


15 000

12 500

2 500

15 000

2 500

4

В течение месяца на выпечку хлеба и хлебобулочных изделий израсходовано:

Муки ржаной обойной 85т

Муки пшеничной 1 с 32т



20

20



10/1рж

10/1пш


766 000

510 000

256 000

5

Списаны транспортные расходы, относящиеся к муке, израсходованной в производстве (согласно расчета)

Ржаной

Пшеничной




20

20




16

16



10 954

7 293

3 661


 

Расчет суммы отклонений (ТЗР), относящихся к израсходованным в производство материалам

№ п/п

Показатели

Стоимость материалов по учетным ценам

Сумма отклонений (ТЗР)

% отклонений (ТЗР) по учетным ценам

Фактическая себестоимость материалов

1

Остаток на начало месяца

Мука ржаная обойная

Мука пшеничная 1 с

67 000


39 000

28 000

2 500

1,43%

69 500

2

Приход за месяц

Мука ржаная обойная

Мука пшеничная 1 с

984 000

744 000

240 000

12 500

996 500

3

Итого (приход с остатком)

Мука ржаная обойная

Мука пшеничная 1 с

1 051 000


783 000

268 000

15 000

1 066 000

4

Остаток на конец месяца

Мука ржаная обойная

Мука пшеничная 1 с

285 000


273 000

12 000

4 046

289 046

5

Расход, всего

Мука ржаная обойная

Мука пшеничная 1 с

766 000

510 000

256 000

10 954

7 293

3 661

776 954