1.     Общая характеристика счетов бухгалтерского учета

     Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера.

     Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.

     Счет - это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

     Счет - это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

     Счет - основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности - бухгалтерский баланс [3].

Названия счетов и их коды определяются Планом счетов.

     Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.

     На каждом счете отражаются по характеру экономически однородные операции.

     Именно понимание того, что учитываемые объекты необходимо группировать по принципу однородности, и легло в основу при создании системы бухгалтерских счетов.

     Все однородные виды хозяйственных средств и их источников должны показываться на тех бухгалтерских счетах, наименование которых соответствует характеру учитываемых средств или их источников.

     Записи по счетам должны осуществляться в хронологическом порядке, то есть последовательно в порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций.

     Учетные записи по счетам ведут в денежном измерении, какие бы большие или маленькие суммы ни приходилось записывать.

     На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.

По внешнему виду счет можно представить в виде таблицы, состоящей из двух частей.

Левая часть (сторона) счета называется дебетом (от латинского "debet" - должен) - обычно пишется сокращенно: Д-т или Д.

Правая часть (сторона) счета называется кредитом (от латинского "credit" - верить) - обычно пишется сокращенно: К-т или К.

     Записываемые на счете хозяйственные операции вызывают уменьшение или увеличение данной группы средств (или их источников), для которой открыт счет.

    Каждая сторона счета предназначена для раздельного отражения увеличения или уменьшения сумм.

     Наличие двух сторон у счета обусловлено необходимостью раздельного учета увеличений и уменьшений, а также удобством записей по счету.

     По одной стороне записывается увеличение, а по другой стороне - уменьшение остатка средств на счете в результате совершения хозяйственных операций.

     Правила двойной записи предполагают, что для отражения любой хозяйственной операции требуется по крайней мере два счета, то есть должен быть один (или более) дебетуемый счет и один (или более) кредитуемый счет. Итог записей по дебету должен быть равен итогу записей по кредиту. 

     Иначе говоря, увеличение в активах записывается в дебет счетов активов, а уменьшение в активах записывается в кредит счетов активов и наоборот - увеличение в пассивах и капитале записывается организациями в кредит счетов пассивов и капитала, а уменьшение в пассивах и капитале - в дебет счетов пассивов и капитала.

     Счет предназначен не только для сбора и отражения всех количественных изменений, вызываемых в данной группе средств хозяйственными операциями, но и для вывода в любой момент остатка этих средств.

    Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, а также на доходы и расходы [1].

    На счете записывается первоначальное состояние учитываемого объекта, а затем регистрируются изменения его размера. На одной стороне счета показываются увеличения учитываемых на нем сумм, а на другой - уменьшения. Это дает возможность подсчитать за определенный период времени итоги увеличений и уменьшений на каждой стороне счета в отдельности. Кроме того, в любой момент можно установить состояние (величину) учитываемого объекта. Это состояние на определенный момент называется остатком, или сальдо.

     В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив (в зависимости от получения показателей о средствах или источниках образования средств) все счета бухгалтерского учета делятся:

- на активные счета;

- на пассивные счета;

- на активно - пассивные счета.


Активные счета


     Активные счета - это бухгалтерские счета, на которых учитываются различные виды имущества и другие средства организации (активы), их наличие, состав, движение. Это те объекты учета, в которые организация вложила средства.

     К активным счетам, в частности, относятся счет 01 "Основные средства", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и т.д.

     Активный счет расположен в активе баланса и имеет следующие отличия:

- на активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Это связано с тем, что в балансе средства по их составу показываются в левой стороне (активе);

- в активных счетах поступление средств в организацию отражается (записывается) по дебету, а выбытие этих средств - по кредиту счета [2].

     Таким образом, по активному счету отражаются:

по дебетовой стороне счета - остатки на начало и конец проведения операций, а также хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;

по кредитовой стороне счета - только хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.

     Для определения остатка по активному счету на конец проведения операции (Ск) используется следующая формула:

Ск = Сн + Об.Д - Об.К (формула для активного счета).


     При записях хозяйственных операций на активных счетах могут возникнуть только две ситуации.

Ситуация 1.

     Сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле.

Ситуация 2.

     Сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета равны сумме, показанной по кредиту счета. В этом случае сальдо (остатка) на конец отчетного периода не будет.

     Начальное сальдо (остаток) на первое число текущего месяца заполняется в случае, если в начале месяца (на момент открытия счета) был остаток каких-либо средств. В этом случае сумма такого остатка в рублях записывается в дебетовую часть счета.

     Увеличение остатка средств, происходящее в результате хозяйственных операций в течение текущего месяца (дебетовая сторона), заполняется в случае, если в течение месяца из первичных учетных документов следует, что в организацию поступили какие-либо средства: материальные ценности, денежные средства. В результате хозяйственные средства организации увеличились. Таким образом, эти "увеличения" записываются в дебет активного счета [2].

     Уменьшение остатка средств, происходящее в результате хозяйственных операций в течение текущего месяца (кредитовая сторона), заполняется в случае, если в течение месяца из первичных учетных документов следует, что организация расходовала свои средства (например, оплачивала какие-либо виды работ, передавала в собственность и др.), в результате чего такие средства, которые учитываются на данном счете, уменьшились. Следовательно, "уменьшения" записывают в кредит активного счета.

     Оборот по дебету - если в течение месяца по дебету счета записываются операции, то в конце месяца подсчитывается оборот по дебету счета, который будет равен арифметической сумме операций, показанных по дебету этого счета.

     Оборот по кредиту - если в течение месяца по кредиту счета записываются операции, то в конце месяца подсчитывается оборот по кредиту счета, который будет равен арифметической сумме операций, показанных по кредиту этого счета.

     Конечное сальдо (остаток) средств на конец текущего месяца или начальное сальдо следующего месяца определяется по вышеназванной формуле и записывается в дебет активного счета.


Пассивные счета


     Пассивные счета - это счета, на которых учитываются источники формирования имущества (капитал), их наличие, состав, движение, а также обязательства организации.

     К пассивным счетам относятся, например, счет 80 "Уставный капитал", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и т.д.

     Пассивный счет расположен в пассиве баланса и имеет следующие отличия:

- на пассивных счетах остатки (сальдо) только кредитовые. Это связано с тем, что в балансе источники средств и обязательства показываются в правой стороне (пассиве);

- в пассивных счетах (в противоположность активным счетам) увеличение источника средств (или задолженности за полученные хозяйственные средства) отражается по кредиту, а его уменьшение - по дебету.

     Таким образом, по пассивному счету отражаются:

по кредитовой стороне счета - остатки на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатков;

по дебетовой стороне счета - только хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатков.

    Для определения остатка по пассивному счету на конец проведения операции (Ск) используется следующая формула:

Ск = Сн + Об.К - Об.Д (формула для пассивного счета).

     При записях хозяйственных операций на пассивных счетах могут возникнуть только две ситуации.

Ситуация 1.

     Сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, показываемой по дебету счета. В этом случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле [2].

Ситуация 2.

      Сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равны сумме, показанной по дебету счета. В этом случае сальдо (остатка) на конец отчетного периода не будет.

 

Активно - пассивные счета


     Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Такие счета носят название активно - пассивных счетов, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов.

     Необходимость в таких счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данной организации с другими организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот.

     На активно - пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).

     При составлении баланса дебетовые остатки по активно - пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки - в пассиве баланса.

     Исходя из этого, активно - пассивные счета могут быть двух видов:

- с односторонним сальдо - дебетовое или кредитовое сальдо (например, счет 99 "Прибыли и убытки");

- с двусторонним сальдо (развернутое сальдо) - дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

      Развернутое сальдо в активно - пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, поскольку для этого необходимы данные аналитического учета.

    Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому дебитору и кредитору отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

     Практика использования активно - пассивных счетов находит применение в учете расчетных операций и расчете финансовых результатов, и, прежде чем определяют сальдо по таким счетам, к ним составляют накопительную ведомость или оборотную ведомость, в которых активную и пассивную части показывают отдельно и по правилам ведения активных и пассивных счетов определяют остатки средств.


 

Балансовые и забалансовые счета


     По месту расположения в бухгалтерском балансе счета подразделяются:

- на балансовые;

- на забалансовые.

     Балансовые счета предназначены для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих организации или же полностью контролируемых организацией (временно привлеченных с правом пользования и распоряжения).

     Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двузначный шифр в Плане счетов (с 01 по 99).

     На практике нередко возникают ситуации, когда организация получает некоторые материальные ценности во временное пользование, на хранение или на переработку. Эти ценности не являются собственностью организации и не могут быть зачислены в состав ее имущества.

     Хозяйственные операции, связанные с изменениями в составе такого имущества, не отражаются в балансе организации еще и потому, что они учтены в балансах организаций - владельцев.

     Однако организация несет ответственность за сохранность и надлежащее использование этих ценностей, и поэтому она должна вести их строгий учет и контроль [3].

     Забалансовые счета предназначены для учета средств, не принадлежащих данной организации, но временно находящихся у нее в пользовании или распоряжении, а также для учета имущества, принадлежащего организации, но переданного другим организациям по договору финансового лизинга, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

     Забалансовые счета не включаются в итоги (валюту) бухгалтерского баланса и отражаются за балансом.

     Забалансовые счета имеют трехзначный шифр (с 001 по 011).

     Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами, и поэтому двойная запись на забалансовых счетах не применяется.

     Бухгалтерский учет объектов, учитываемых на забалансовых счетах, ведется по простой системе. Можно сказать, что именно простой способ записи является характерным признаком забалансовых счетов.

     При заполнении забалансовых счетов делаются односторонние записи - только по дебету (увеличение - данные о получении материальных ценностей) или только по кредиту (уменьшение - их возврат прежнему владельцу).

     Применение забалансовых счетов позволяет избежать включения средств, не принадлежащих данной организации, в состав собственных средств, а также устранить двойной счет одних и тех же хозяйственных средств и у их собственника, и у временного пользователя.

     Характерной особенностью забалансовых счетов является строгий аналитический учет каждого из объектов, зафиксированных на этих счетах, с указанием организации - владельца, а также вида, сорта, места нахождения (хранения) и др., если речь идет о материальных ценностях, и каждого дебитора, контрагента, когда учитываются гарантии и ранее списанная дебиторская задолженность.


Синтетические и аналитические счета


     По способу экономической группировки и обобщения информации (степени детализации учетных записей) счета подразделяются:

- на синтетические счета (счета первого порядка);

- на субсчета (счета второго порядка);

- на аналитические счета.

     Соответственно синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета, а аналитический учет - на аналитических счетах.

     Промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета.

     Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета (предназначенные для учета информации о составе и движении однородных групп хозяйственных средств организации, источниках и хозяйственных процессах), на которых учетные записи производятся в обобщенном виде и в денежном измерителе.

     Синтетические счета являются балансовыми и считаются счетами первого порядка.

     Количество синтетических счетов ограничено Планом счетов (99 балансовых счетов).

     Синтетические счета дают обобщающую характеристику объекту учета.

     Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми (например, счет 57 "Переводы в пути").

     Синтетические счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (например, счет 10 "Материалы", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" и др.).

     Синтетический учет - это отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах.

     Оборотные ведомости по счетам синтетического учета составляются на основании данных синтетического учета.

     Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

     Из названий синтетических счетов не видна отраслевая принадлежность организации.

     Данные синтетических счетов используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего бухгалтерского баланса, а значит - для анализа финансово - хозяйственной деятельности организации.

     Субсчета (неполный синтетический счет, счет второго порядка) - это группы однородных аналитических счетов, создаваемые в пределах одного синтетического счета.

     Слово "субсчет" означает "подсчет", то есть счет второго порядка.

     По своему характеру субсчета являются частями соответствующего синтетического счета и не имеют самостоятельной корреспонденции с другими счетами. Эта корреспонденция отражается через соответствующие синтетические счета.

     При ведении субсчетов используется только денежный измеритель.

     По некоторым синтетическим счетам однородные аналитические счета дополнительно группируются в пределах одного синтетического счета.

     По существу, субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета.

     Субсчета вводятся для получения единых для всех организаций обобщенных, укрупненных показателей, дополняющих показатели синтетических счетов и необходимых для анализа и составления баланса.

Например, к счету 41 "Товары" открываются следующие субсчета:

- субсчет 41-1 "Товары на складах";

- субсчет 41-2 "Товары в розничной торговле";

- субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя";

- субсчет 41-4 "Покупные изделия".

     На каждом из этих субсчетов объединяются данные на основе аналитических счетов.

      Аналитический счет - это подробный (детализированный) счет, на котором учет хозяйственных операций осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении.

     Между аналитическими и синтетическими счетами существует взаимосвязь, так как аналитические счета - это счета, расшифровывающие и детализирующие конкретное содержание синтетических счетов.

     Совокупность всех счетов организации с соответствующими номерами называется рабочим планом счетов.

     В настоящее время организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

     Общий План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

 


2.     Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации

     Бухгалтерская отчетность призвана решать 3 основные задачи:

1) предоставлять информацию, помогающую существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам судить о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами;

2) предоставлять информацию о хозяйственных ресурсах организации, ее обязательствах, составе средств и источников, а также их изменениях;

3) предоставлять информацию, понятную существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам.

     Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [4].

     Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

     Бухгалтерская отчетность выступает как средство наблюдения за работой предприятия и (или) организации. Это достигается путем представления в сжатом виде информации об основных показателях хозяйственной деятельности наблюдаемого хозяйствующего субъекта.

      Финансовая отчетность выполняет следующие важные функции:

а) дает представление о средствах и обязательствах организации на конкретный момент - квартал или год;

б) содержит сведения о выручке, затратах, налогах, прибылях за определенное время - квартал или год;

в) отражает производную информацию о нераспределенной прибыли, источниках формирования и использования фондов и др.

     Бухгалтерская отчетность вытекает непосредственно из счетов Главной книги. 

В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год). Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. 

     Основными требованиями к бухгалтерской отчетности являются достоверность; полнота; нейтральность; целостность; последовательность; сопоставимость; соблюдение отчетного периода; правильность оформления.

     Требования достоверности и полноты означают, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

     Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

     Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы [1].

     Под требованием последовательности понимается необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

     В соответствии с требованиями сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществлять их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если данные не сопоставимы, они подлежат корректировке по установленным правилам.

     Требование соблюдения отчетного периода означает, что отчетным годом в Российской Федерации принят период с 1 января по 31 декабря включительно, то есть отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годовой бухгалтерской отчетности, последний день квартала для квартальной бухгалтерской отчетности).

     Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

     Бухгалтерская отчетность должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям, то есть организация должна обеспечить соблюдение следующих условий:

1) полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов.

2) полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета.

3) осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации.

4) правильная оценка статей баланса.

      Бухгалтерская отчетность состоит из:

1) бухгалтерского баланса - ф. N 1;

2) отчета о прибылях и убытках - ф. N 2;

3) отчета об изменениях капитала - ф. N 3;

4) отчета о движении денежных средств - ф. N 4;

5) приложения к бухгалтерскому балансу - ф. N 5;

6) отчета о целевом использовании полученных средств - ф. N 6;

7) аудиторского заключения.


Список использованной литературы

1.     Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001.

2.     Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, и др.; Под ред. П.С. Безруких. – М., 2002.

3.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М., 2002. – 528 с.

4.     Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"

5.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. – М., 2002