План

Введение……………………………………………………………………………3


1.Терминология и общие теоретические вопросы………………………………4


2.Критерий эффективности работы торгового предприятия……………………5


3.Пути повышения эффективности  работы торгового

предприятия………………………………………………………………………..6


Заключение…………………………………………………………………………8


Список литературы…………………………………………………………………9

















Введение

          В наши дни экономика России переживает сложное время. Отечественным торговым предприятиям сложно выдержать жёсткую конкуренцию. В связи с этим особенно остро встает вопрос  о правильной оценке эффективности работы торговых предприятий, повышении её эффективности. Особенно важно при этом использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, опыт крупных зарубежных торговых компаний, сумевших в течение длительного времени занимать лидирующие позиции на своих рынках.  Для выполнения этой цели каждому торговому предприятию необходимо построить собственную систему управленческого учёта эффективности работы, постоянно изучать пути и методы её повышения. Только таким путём возможно добиться выживания предприятия  в условиях жёсткой конкуренции. Этим объясняется актуальность избранной темы.

         Вопросы, схожие с темой данной контрольной работы  работы,  рассматривались в трудах (монографии, учебные пособия и учебники) таких авторов, как Андреев В.Д, Баканов М.И, Балабанов И.Т., Белуха Н.Т., Богомолов Н.Т., Шеремет А.Д.(см.приведенный в конце работы список использованной литературы).

          Целью данной контрольной  работы является исследование эффективности работы работы торгового предприятия и путей её повышения. Для достижения этой цели в контрольной  работе необходимо: 

         1)ввести основополагающие для данной работы понятия «прибыль», «валовая прибыль», «рентабельность»,  «издержки обращения» и некоторые другие

        2)исследовать основные показатели, по которым оценивается эффективность работы торгового предприятия.

        3)описать  пути повышения эффективности работы торгового предприятия.

        4)сделать выводы.


1.Терминология и общие теоретические вопросы.


          Конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятия является прибыль. Прибыль представляет собой разницу меж- ду продажной ценой товаров и их себестоимостью, а в целом по предприятию — разницу между выручкой от реализации товаров и себестоимостью реализо- ванных товаров. Различают валовую, балансовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия. Валовая прибыль — разница между доходами и расходами до уплаты налогов. Балансовая прибыль — общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности, отражаемая в его балансе. Это валовая прибыль, уменьшенная на сумму льгот по прибыли, отчислений в резервный фонд и доходов по акциям.

Чистая прибыль — это часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.

Чистая прибыль направляется на:

— финансирование производственного развития предприятия;

— удовлетворение потребительских и социальных нужд;

— финансирование социально-культурной сферы;

— отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;

— благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

          Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов. На некоторых предприятиях, в акционерных обществах чистая  прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд; фонд социальной сферы; фонд валютных отчислений; прибыль к распределению между учредителями (акционерами) и т. п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.

2.Критерий эффективности работы торгового предприятия


         Определение эффективности работы торгового предприятия начинается с установления критериев эффективности, т. с. главного признака оценки эффективности, раскрывающего ее сущность. Смысл критерия эффективности работы вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, дос- тижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т. п. При всем многообразии этих целей доминирующими становятся достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития.

Отсюда в качестве исходного количественного критерия эффективности работы торгового предприятия  должна выступать годовая норма прибыли на вложенный капитал:

Е = П / К = (Ц-С) / К

где Е — норма прибыли на вложенный капитал, %;  П — чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, руб.; К— вложения в капитал, обеспечиваю- щие получение прибыли, руб.; Ц — годовой объем проданных товаров в продажных ценах, руб.; С — полная себестоимость годовой реализации товаров.

          Расчетные значения нормы прибыли могут изменяться в зависимости от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен на товар, объема спроса и других факторов. Выбранный критерий эффективности работы   в виде нормы прибыли на капитал применяется как для сравнения раз- личных вариантов развития предприятия, так и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием могут определяются конкретные показатели эффективности работы, отражающие основные характеристики затрат и результатов для данного торгового предприятия .

3.Пути повышения эффективности  работы торгового

предприятия

     Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по повышению эффективности работы торгового предприятия прежде всего классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы —внешние  и внутренние .

         К внешним факторам повышения эффективности работы торгового предприятия относятся:

1) рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности  товаров и торговых точек, организация эффективной рекламы новых видов товаров и новых торговых точек, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на продаваемые  товары  и услуги в результате инфляции);

2)хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность торговой организации,  государственное регулирование тарифов и цен).

    Под внутренними факторами повышения эффективности работы торгового предприятия понимают:

1)материально-технические (использование прогрессивных технологий сбыта, применение  прогрессивного торгового оборудования, проведение модернизации   и реконструкции материально-технической базы торговых точек);

2)организационно-управленческие   (освоение   новых,   пользующихся повышенным спросом  видов товаров  и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

3)экономические факторы (финансовое  планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование роста продаж, налоговое планирование);

4)социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

     Количественную оценку перечисленных факторов повышения эффективности работы  торгового предприятия производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

1)    изменения продажных  цен на реализованные товары;

2)    изменения в объеме реализации  (по базовой себестоимости);

3)    изменения в структуре реализации товаров;

4)    экономия от снижения себестоимости товаров;

5)    изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;

 6) изменение цен за счет изменения издержек обращения;.

      На величину прибыли от торговой деятельности оказывают влияние также эффект операционного и финансового рычага. Эффект операционного  рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба сбыта. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект операционного рычага. Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовый деятельности торговой организации  при этом возрастает.


         



Заключение

          Итак, целью данной контрольной  работы являлось  исследование эффективности работы  торгового предприятия и путей её повышения. Для достижения этой цели в контрольной  работе было сделано следующее: 

         1)введены  основополагающие для данной работы понятия «прибыль», «валовая прибыль», «рентабельность»,  «издержки обращения» и некоторые другие

        2)определён и исследован  основной критерий, по которому оценивается эффективность работы торгового предприятия.

        3)описаны  пути повышения эффективности работы торгового предприятия.

Общий вывод из настоящей контрольной работы можно сделать следующий:

в наши дни особенно остро встает вопрос  о правильной оценке эффективности работы торговых предприятий, повышении её эффективности. Особенно важно при этом использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, опыт крупных зарубежных торговых компаний, сумевших в течение длительного времени занимать лидирующие позиции на своих рынках.  Для выполнения этой цели каждому торговому предприятию необходимо построить  собственную систему управленческого учёта эффективности работы, постоянно изучать пути и методы её повышения. Только таким путём возможно добиться выживания предприятия  в условиях жёсткой конкуренции.







Список литературы

1.     Бланк И.А. Управление активами в торговле. – Киев, Ника-Центр, 2003. – 720 с.

2.     Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев, Ника-Центр, 2003. – 565 с.

3.     Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния торгового предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 188 с.

4.     Кошкина Г.М. Финансы торговых предприятий: Текст лекций. – Н.: Издательство НГАЭиУ, 2002. – 184 с.

5.     Родионова В. М. Финансы и кредит. –  М.: “Финансы и статистика”,

      2003 г. – 478 с.

6.     Павлова Л.Н. Инвестиционный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 399 с.

7.     Павлова Л.Н. Финансы торговых  предприятия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 639 с.

8.     Финансовый менеджмент. Теория и практика: Учебник для вузов./Под ред. И.Т. Балабанова. – М.: Перспектива, 2003. – 655 с.

9.     Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. Г.Б. Полякова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 518 с.

10.                       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы и денежное обращение. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 343 с.

11.                       Яковлев М.И. Инвестиционный климат в России // «Финансы», №4, 2002.