Вариант №2

1.     Функция налогов

2.     Объекты, субъекты и налоговая обязательность НДС

3.     Задача

 

1. Функция налогов

Функция налоговой экономической категории раскрывает ее сущность, внутреннее содержание и общественное значение. Функция налогов – это проявление их сущности в действии. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

[1]Основная функция налогов – фискальная – состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формировании финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно- управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному дому, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономического субъекта – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

[2]Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они мог8ут способствовать расширению производства, в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют  не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. [3]Налоги традиционно используются, как средство демографической политики; различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из гипертрофированных мегаполисов.

Можно отметить влияние налогов на архитектуру. Например, во Франции в связи с применением систем «пооконного» налогообложения промысловым налогом и налогом со строений нередко строились дома с ограниченным количеством окон. До сих пор в домах встречаются комнаты, не имеющие окон. С другой стороны, в той же Франции традиционно применялось дифференцированное налогообложение застроенных и незастроенных земельных участков (ставки налога с застроенных земельных участков в несколько раз выше аналогичных ставок с незастроенных земельных участков). Такие условия налогообложения стимулировали строительство домов на столбах, домов, нависающих над водной поверхностью.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения сумм доходов. На наш взгляд, в этом случае правомерно говорить все же о регулирующей функции налогов. В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор на может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти за распределением средств осуществляют не сами налоги, а налоговые органы.

Фискальная и регулирующая функции тесно связаны. Фискальная функция обуславливает действия и развитие регулирующей. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает более широкие возможности появления регулирующего воздействия налогов.      


















2. Объекты, субъекты и налоговая обязательность НДС

Налог на добавленную стоимость – федеральный налог по НК РФ (п.1 ст.13) и по закону об основах налоговой системы. С 1 января 2001г. Налог на добавленную стоимость взимается на основании главы 21 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000г. №166-ФЗ «О внесении применений и дополнений в часть вторую НК РФ»). Глава 21 Налогового кодекса применяется с учетом особенностей, установленных статьей 13 Федерального закона от 5 августа 200г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000г. №БГ-3-03/447 были утверждены методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость НК РФ».

[4]В соответствии со статьей 144 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемый в соответствии с таможенным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

[5]В соответствии со статьей 145 от обязанностей уплаты налогов на добавленную стоимость освобождаются организации, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж (выделенные слова с 1 января 2004 года из текста исключается Федеральный закон от 07.07.2003 №117-ФЗ) не привысила в совокупности 1 млн. руб.

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на организации: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товара (результатов выполненных работ, оказание услуг) па соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях главы 21 НК РФ передача прав собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг); 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы, на которые принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввод товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

1) организации, указанные в п.3 ст. 39 НК РФ;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев, а также других объектов социально-культурного и жилищно-комунального назначения,  а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органам, входящим в систему органов государственной власти и местного самоуправления, в рамках возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказание услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органами местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. (В ред. Федеральных законов от 29.12.2000 №166-ФЗ, от 06.08.2001 №110-ФЗ, от 29.05.2002 №57-ФЗ)

Налогооблагаемая база: при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) признается стоимость товаров (работ, услуг); при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации – таможенная стоимость товаров, вместе с таможенной пошлиной  и подлежащих уплате акцизов.

[6]Сумма НДС при определении налоговой базы (за исключением налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и определения налоговой базы налоговыми агентами) исчисляется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как в  соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма НДС при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм НДС.

Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно по всем операциям, признаваемым объектом налогообложения (за исключением ввода товаров на таможенную территорию Российской Федерации), дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговою базу в соответствующем налоговом периоде.

Общая сумма НДС при вводе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с порядком определения налоговой базы при вводе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Если налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

[7]Сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

В случае отсутствия  у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Статьей 163 (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 №166-ФЗ, от 29.05.2002 №57-ФЗ). Для организаций и индивидуальных предпринимателей, исполняющих обязанности налоговых агентов налоговый период устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), на территории Российской Федерации  производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го  числа месяца,  следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. 

Приказом МНС Российской Федерации от 3 июля 2000г. №БГ-3-03/338 утверждены форма декларации по НДС и форма декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%.

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается таможенным законодательством Российской Федерации с учетом положений главы 21 НК РФ.


3. Задача

Работница по основному месту работы получает ежемесячно заработную плату 3000 рублей. Районный коэффициент 0,25. Кроме того, она работает на этом же предприятии по совместительству, получает ежемесячно 1500 рублей. В феврале ей выдали материальную помощь 2500 рублей, она мать-одиночка, воспитывает 2-х детей. Рассчитать налог на доход и определить сумму к выдаче за январь и февраль месяцы.

3000*0,25=750р. – районный коэффициент по основному месту работы

1500*0,25=375 – районный коэффициент по совместительству

400руб. налоговый вычет по статье 218 пункт 1 п/п 3НК РФ.

(300+300)*2=1200 – налоговый вычет по ст. 218 п. 1 п/п 4 НК РФ

2500 – материальная помощь – не подлежит налогообложению ст. 217 п. 8 НК РФ

Январь

3000+750+1500+375=5625 руб.

НОБ=5625-400-1200=4052 руб.

Налог на доходы физических лиц.

4025*0,13=523 руб.

5625-523=5102 руб. – сумма к выдаче за январь

Февраль

3000+750+1500+375+2500=8125

НОБ=8125-2500-400-1200=4025

Налог на доходы физических лиц

4025*0,13=523 руб.

8125-523=7602 – сумма к выдаче за февраль.






Список литературы

1)                       Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 635с.

2)                       Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2001-120с.

3)                       Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 600с.

4)                       Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)

5)                       Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.


[1] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 -48с.


[2] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 -51с.


[3] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 124с.

[4] Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)


[5] Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)


[6] Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)


[7] Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)