Содержание


1. Назначение учетных документов................................................................... 3

2. Классификация документов............................................................................ 5

3. Требования предъявляемые к документам.................................................... 8

Список литературы............................................................................................. 9


1. Назначение учетных документов

Учетный документ это оформление в установленном порядке свиде­тельства о совершении хозяйственной операции или письменное доказательство действительного осуществления этих операций. Ни одна хозяйственная операция не может быть отражена в бухгал­терском учете на счетах без подтверждения ее соответствующими документами. Нет документа в учете и контроле означает, что нет хозяйственной операции, нет (не может быть) записей на счетах бухгалтерского учета.

Документы являются основой построения всей системы бух­галтерского учета. Поэтому качество всего бухгалтерского учета в организациях в значительной мере зависит от качества первичных документов.

Таким образом, носителями первичной исходной информации бухгалтерского учета являются документы. Они составляются на местах и на момент свершения хозяйственных операций. В них от­ражаются или распоряжения на совершение хозяйственных опе­раций, или факт их совершения, или то и другое. Этот процесс в бухгалтерском учете называется документированием хозяйствен­ных операций.

Документы в системе бухгалтерского учета имеют важное прак­тическое, юридическое, контрольно-аналитическое, организаци­онно-управленческое и экономическое значение.

Практическое значение документов в оперативно-хозяйствен­ной деятельности заключается в том, что в них правильно и сво­евременно регистрируются все распорядительные и исполнитель­ные действия, например, отпуск материальных ценностей со склада в производство, выплата из кассы наличных денег, акцептование счетов поставщиков и перечисление денежных средств с расчет­ных счетов и др. Документы служат доказательством, подтверждающим поступление и расходование ценностей. Они подтверждают достоверность и точность данных счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, помогают выявлять возможные ошиб­ки в бухгалтерских записях.

Юридическое значение документов заключается в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей бухгалтер­ского учета и отчетности, устанавливают ответственность испол­нителей за произведенные хозяйственные операции. Документы или данные документов используются в качестве получения ауди­торских доказательств для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъек­та, а также в качестве свидетельств при разрешении хозяйствен­ных и судебных споров, возникающих между организациями или между организацией и органами налогового контроля за налого­вые правонарушения и др. Судебные органы и арбитраж призна­ют за документами юридическую силу письменного свидетель­ства в том случае, когда они составлены своевременно и оформ­лены надлежащим образом.

Контрольно-аналитическое значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуще­ствлении внутрихозяйственного контроля за движением имуще­ства с целью установления законности и экономической целесо­образности хозяйственных операций. Кроме того, документы яв­ляются источником получения аудиторских доказательств для вне­шних аудиторов при проведении ими как обязательных аудиторс­ких проверок, так и инициативных с целью обоснованного решения целей и задач аудита, обусловленных предметом догово­ра между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Документы служат также основанием проведения и источником информации контроля и ревизии, судебно-бухгалтерской экспер­тизы по определению суда или следственных органов.

Документы имеют важное значение для анализа производствен­но-хозяйственной и финансовой деятельности с целью выявле­ния причин и виновников недостач, потерь материальных и де­нежных средств, непроизводительных (холостых) расходов, а также выявления внутренних неиспользованных (скрытых) резервов и их мобилизации в производство.

В процессе оформления и обработки документов осуществля­ется самоконтроль за соблюдением расчетно-платежной и кредит­ной дисциплины, за экономным и рациональным расходованием материальных и трудовых ресурсов в первичных подразделениях организации.

Организационно-управленческое значение документов заключа­ется в том, что они являются основным поставщиком оператив­ной информации для принятия организационных и управленчес­ких решений для регулирования технологических процессов и др. с целью повышения эффективности производств. Путем систем­ного использования информации, носителем которой являются бухгалтерские документы, на всех иерархических уровнях управ­ления в организации можно добиваться взаимодействия всех фун­кций управления (учета, планирования, прогнозирования, конт­роля, анализа, регулирования) и всех систем хозяйственного ме­ханизма для достижения намеченных экономических показателей и получения максимума прибыли от данной деятельности.

Экономическое значение документов заключается также в том, что они играют важную роль в укреплении хозяйственного расче­та в организации и в ее отдельных центрах ответственности, бази­рующегося на принципах самоконтроля, самоокупаемости и са­мофинансирования. Данные первичных документов используются для определения важных экономических и производственных показателей, например производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи и др. по отдельным видам производства продук­ции.


2. Классификация документов

Для непрерывного и сплошного отражения всех распоряжений на совершение хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в организациях используются большое число раз­личных по форме и содержанию документов. Для лучшего пони­мания их назначения, а также правильности использования спо­собов отражения в документах сведений о хозяйственных фактах они подлежат классификации по определенным признакам.


Так, классификация документов производится:

По назначению бухгалтерские документы делятся на распоря­дительные, исполнительные (оправдательные), бухгалтерского оформления и комбинированные.

Распорядительные документы — это документы, которые со­держат распоряжения, задания, приказ руководителя организа­ции или других уполномоченных для этого лиц о совершении оп­ределенных операций. К ним относятся: приказы, распоряжения, чеки на получение денежных средств с расчетного счета в банке, расходные кассовые ордера на выдачу наличных денег из кассы, платежные поручения на перечисление денежных средств с бан­ковских счетов организации, доверенности на получение товар­но-материальных ценностей и др.

Исполнительные (оправдательные) документы представляют собой документы, удостоверяющие факты совершения хозяйствен­ных операций. К ним относятся накладные на выдачу материаль­ных ценностей, лимитно-заборные карты (ведомости) на получе­ние материальных ценностей, приходные кассовые ордера, наря­ды на сдельную работу и т.д. Исполнительные (оправдательные) документы являются источником информации текущего и после­дующего контроля хозяйственных операций.

Документы бухгалтерского оформления составляются работни­ками бухгалтерской службы организации с целью подготовки, обеспечения, сокращения и упорядочения учетных записей, а так­же с целью подготовки исполнительных (оправдательных) и рас­порядительных документов для отражения в бухгалтерском учете. К таким документам относятся: расчетно-платежные ведомости, ведомости начисления амортизации, бухгалтерские справки, рас­четы бухгалтерии, накопительные ведомости и т.п.

Комбинированные документы содержат одновременно призна­ки распорядительных, исполнительных документов и бухгалтерс­кого оформления. Например, расходный кассовый ордер содер­жит распоряжение о выдаче денег, подтверждает получение денег (исполнение операции) и содержит корреспондирующий счет с кредитом счета «Касса».

По объему содержащихся в документах сведений они делятся на первичные и сводные.

Первичные документы составляют на оформление хозяйствен­ных операций в момент их совершения. В них содержатся первоначальная исходная информация о конкретных операциях. К ним относятся накладные, акты на списание основных средств, чеки др.

Сводные документы отражают ряд однородных по экономичес­кому содержанию операций в течение определенного периода времени. К ним относятся отчеты о движении материальных цен­ностей, отчеты кассира, ведомости движения продукции и др. Сводные документы, таким образом, представляют сводку дан­ных первичных документов. Они имеют большое значение для со­кращения учетной работы и количества составляемых бухгалтерс­ких документов.

По способу отражения операций документы подразделяются на разовые и накопительные. В разовых документах отражается (ре­гистрируется) одна хозяйственная операция. К ним относятся рас­ходные и приходные кассовые ордера, авансовые отчеты, требо­вания-накладные, счета-фактуры и др.

В накопительных докумен­тах отражаются ряд однородных повторяющихся операций, ко­торые регистрируют постепенно, по мере их совершения. К ним относятся лимитно-заборные карты (ведомости) на отпуск мате­риалов, реестры, ведомости, накопительные учетные листы и др. Они позволяют сократить количество заполняемых документов, бухгалтерских записей, и тем самым, способствуют снижению трудоемкости бухгалтерской работы и других служб организа­ций.

По месту составления документы подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние документы оформляются непосредствен­но в организации. Все документы, которые составляются в других организациях и поступают в данную организацию со стороны, относятся к внешним.

По способу обработки документы подразделяются на докумен­ты составляемые вручную, на пишущей машинке и на ЭВМ.

По количеству учетных позиций документы делятся на однопозиционные и многопозиционные.

Документы, в которых регистрируются операции одной пози­ции (например, прихода или расхода одного вида материалов по одному номенклатурному номеру), называются однопозиционные. Документы, в которых отражаются операции нескольких опреде­ленных видов объектов, называются многопозиционными (много­строчными).

3. Требования предъявляемые к документам

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицирован­ных (типовых) форм первичной учетной документации, а по до­кументам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласова­нию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем орга­низации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в мо­мент совершения хозяйственной операции, а если это не пред­ставляется возможным – непосредственно по окончании опера­ции.

Список литературы


1.     Алборов Л.А. «Основы бухгалтерского учета»: Учебное пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2002. – 288с.

2.     Астахов В.П. «Теория бухгалтерского учета» - Ростов на Дону. 2002. – 448с.

3.     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.

4.     Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М., 2003. – 384 с.

5.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М., 2001. – 640 с.

Задание №4

Сделайте расчет реализованной торговой наценки:

a.            Товар закуплен на 86179-00

b.           Продан на сумму 120244-00

c.            НДС на продовольственные товары – согласно законодательству


Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Дт

Кт

1

Поступили товары от поставщика

86176

41

60

2

Начислена торговая наценка на товар            (120244-86179)=

34065

41

42

3

Проданы товары

120244

62

90/1

4

Списана продажная стоимость товаров           (86176+34065)=

120244

90/2

41

5

Сторнирован НДС по проданным товарам     (120244*20)/120=

10931

90/3

42/ндс

6

Начислен НДС в бюджет

10931

90/3

68/ндс

7

Сторнирована сумма торговой наценки            (34065-10931)=

23134

90/2

42/тн

8

выявлен финансовый результат от реализации (см. обороты по 90 счету)

23134

90/9

99



Дт        90

           Кт

Сн

 

 


120244

120244


10931

 


10931

 


23134

 

Предв. Оборот

97110

120244

Фин. результат

23134

 

оборот

120244

120244




Грузополучатель и его адрес_________________________________________________________________________












Грузоотправитель и его адрес ________________________________________________________________________



























Счет-фактура № 312 от ________________













№ п/п

Наименование

ед. изм.

кол-во

цена

сумма

ставка НДС

сумма НДС

Всего с НДС



1

Чайный сервиз

шт.

500

65

32500

20%

6500

39000



 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 



К оплате

3900

























Руководитель





_______________

_____________








подпись

расшифровка













Гл. Бухгалтер





_______________

_____________








подпись

расшифровка



Книга покупок оптового предприятия "Альянс"








№ п/п

№ счета-ф.

Дата

Поставщик

Сумма без НДС

Сумма НДС

Сумма с НДС

1

312

 

Фарфоровый завод

32500

6500

39000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ДЕКЛАРАЦИЯ
























по целевым сборам на содержание милиции
























за  1 квартал 2003 г.




















(руб)



Показатели

По данным плательщика

По данным налогового  органа

1. Среднесписочная численность работающих за отчетный период  чел.

20 

 

2.Минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством

100 

 

3. Минимальный фонд оплаты труда (стр.1 х стр.2)

2000.00

 

4. Ставка целевого сбора в процентах

1.00%

 

5.Ставка целевого сбора (стр.3 х стр.4/100%)

20.00

 

6.Льготы, предоставленные представительными органами местного самоуправления

 

 

7.Сумма сбора, подлежащая взносу в бюджет (стр.5 - стр.6)

20 

 

8. Начислено за предыдущий период

 

 

9. К доплате (стр. 7- стр.8)

20 

 

10. Подлежит зачету или возврату