Содержание
1. Назначение учетных документов................................................................... 3
2. Классификация документов............................................................................ 5
3. Требования предъявляемые к документам.................................................... 8
Список литературы............................................................................................. 9
1. Назначение учетных документов
Учетный документ – это оформление в установленном порядке свидетельства о совершении хозяйственной операции или письменное доказательство действительного осуществления этих операций. Ни одна хозяйственная операция не может быть отражена в бухгалтерском учете на счетах без подтверждения ее соответствующими документами. Нет документа в учете и контроле означает, что нет хозяйственной операции, нет (не может быть) записей на счетах бухгалтерского учета.
Документы являются основой построения всей системы бухгалтерского учета. Поэтому качество всего бухгалтерского учета в организациях в значительной мере зависит от качества первичных документов.
Таким образом, носителями первичной исходной информации бухгалтерского учета являются документы. Они составляются на местах и на момент свершения хозяйственных операций. В них отражаются или распоряжения на совершение хозяйственных операций, или факт их совершения, или то и другое. Этот процесс в бухгалтерском учете называется документированием хозяйственных операций.
Документы в системе бухгалтерского учета имеют важное практическое, юридическое, контрольно-аналитическое, организационно-управленческое и экономическое значение.
Практическое значение документов в оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что в них правильно и своевременно регистрируются все распорядительные и исполнительные действия, например, отпуск материальных ценностей со склада в производство, выплата из кассы наличных денег, акцептование счетов поставщиков и перечисление денежных средств с расчетных счетов и др. Документы служат доказательством, подтверждающим поступление и расходование ценностей. Они подтверждают достоверность и точность данных счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, помогают выявлять возможные ошибки в бухгалтерских записях.
Юридическое значение документов заключается в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции. Документы или данные документов используются в качестве получения аудиторских доказательств для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а также в качестве свидетельств при разрешении хозяйственных и судебных споров, возникающих между организациями или между организацией и органами налогового контроля за налоговые правонарушения и др. Судебные органы и арбитраж признают за документами юридическую силу письменного свидетельства в том случае, когда они составлены своевременно и оформлены надлежащим образом.
Контрольно-аналитическое значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуществлении внутрихозяйственного контроля за движением имущества с целью установления законности и экономической целесообразности хозяйственных операций. Кроме того, документы являются источником получения аудиторских доказательств для внешних аудиторов при проведении ими как обязательных аудиторских проверок, так и инициативных с целью обоснованного решения целей и задач аудита, обусловленных предметом договора между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Документы служат также основанием проведения и источником информации контроля и ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы по определению суда или следственных органов.
Документы имеют важное значение для анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью выявления причин и виновников недостач, потерь материальных и денежных средств, непроизводительных (холостых) расходов, а также выявления внутренних неиспользованных (скрытых) резервов и их мобилизации в производство.
В процессе оформления и обработки документов осуществляется самоконтроль за соблюдением расчетно-платежной и кредитной дисциплины, за экономным и рациональным расходованием материальных и трудовых ресурсов в первичных подразделениях организации.
Организационно-управленческое значение документов заключается в том, что они являются основным поставщиком оперативной информации для принятия организационных и управленческих решений для регулирования технологических процессов и др. с целью повышения эффективности производств. Путем системного использования информации, носителем которой являются бухгалтерские документы, на всех иерархических уровнях управления в организации можно добиваться взаимодействия всех функций управления (учета, планирования, прогнозирования, контроля, анализа, регулирования) и всех систем хозяйственного механизма для достижения намеченных экономических показателей и получения максимума прибыли от данной деятельности.
Экономическое значение документов заключается также в том, что они играют важную роль в укреплении хозяйственного расчета в организации и в ее отдельных центрах ответственности, базирующегося на принципах самоконтроля, самоокупаемости и самофинансирования. Данные первичных документов используются для определения важных экономических и производственных показателей, например производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи и др. по отдельным видам производства продукции.
2. Классификация документов
Для непрерывного и сплошного отражения всех распоряжений на совершение хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в организациях используются большое число различных по форме и содержанию документов. Для лучшего понимания их назначения, а также правильности использования способов отражения в документах сведений о хозяйственных фактах они подлежат классификации по определенным признакам.
Так, классификация документов производится:
По назначению бухгалтерские документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), бухгалтерского оформления и комбинированные.
Распорядительные документы — это документы, которые содержат распоряжения, задания, приказ руководителя организации или других уполномоченных для этого лиц о совершении определенных операций. К ним относятся: приказы, распоряжения, чеки на получение денежных средств с расчетного счета в банке, расходные кассовые ордера на выдачу наличных денег из кассы, платежные поручения на перечисление денежных средств с банковских счетов организации, доверенности на получение товарно-материальных ценностей и др.
Исполнительные (оправдательные) документы представляют собой документы, удостоверяющие факты совершения хозяйственных операций. К ним относятся накладные на выдачу материальных ценностей, лимитно-заборные карты (ведомости) на получение материальных ценностей, приходные кассовые ордера, наряды на сдельную работу и т.д. Исполнительные (оправдательные) документы являются источником информации текущего и последующего контроля хозяйственных операций.
Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерской службы организации с целью подготовки, обеспечения, сокращения и упорядочения учетных записей, а также с целью подготовки исполнительных (оправдательных) и распорядительных документов для отражения в бухгалтерском учете. К таким документам относятся: расчетно-платежные ведомости, ведомости начисления амортизации, бухгалтерские справки, расчеты бухгалтерии, накопительные ведомости и т.п.
Комбинированные документы содержат одновременно признаки распорядительных, исполнительных документов и бухгалтерского оформления. Например, расходный кассовый ордер содержит распоряжение о выдаче денег, подтверждает получение денег (исполнение операции) и содержит корреспондирующий счет с кредитом счета «Касса».
По объему содержащихся в документах сведений они делятся на первичные и сводные.
Первичные документы составляют на оформление хозяйственных операций в момент их совершения. В них содержатся первоначальная исходная информация о конкретных операциях. К ним относятся накладные, акты на списание основных средств, чеки др.
Сводные документы отражают ряд однородных по экономическому содержанию операций в течение определенного периода времени. К ним относятся отчеты о движении материальных ценностей, отчеты кассира, ведомости движения продукции и др. Сводные документы, таким образом, представляют сводку данных первичных документов. Они имеют большое значение для сокращения учетной работы и количества составляемых бухгалтерских документов.
По способу отражения операций документы подразделяются на разовые и накопительные. В разовых документах отражается (регистрируется) одна хозяйственная операция. К ним относятся расходные и приходные кассовые ордера, авансовые отчеты, требования-накладные, счета-фактуры и др.
В накопительных документах отражаются ряд однородных повторяющихся операций, которые регистрируют постепенно, по мере их совершения. К ним относятся лимитно-заборные карты (ведомости) на отпуск материалов, реестры, ведомости, накопительные учетные листы и др. Они позволяют сократить количество заполняемых документов, бухгалтерских записей, и тем самым, способствуют снижению трудоемкости бухгалтерской работы и других служб организаций.
По месту составления документы подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние документы оформляются непосредственно в организации. Все документы, которые составляются в других организациях и поступают в данную организацию со стороны, относятся к внешним.
По способу обработки документы подразделяются на документы составляемые вручную, на пишущей машинке и на ЭВМ.
По количеству учетных позиций документы делятся на однопозиционные и многопозиционные.
Документы, в которых регистрируются операции одной позиции (например, прихода или расхода одного вида материалов по одному номенклатурному номеру), называются однопозиционные. Документы, в которых отражаются операции нескольких определенных видов объектов, называются многопозиционными (многострочными).
3. Требования предъявляемые к документам
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.
Список литературы
1. Алборов Л.А. «Основы бухгалтерского учета»: Учебное пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2002. – 288с.
2. Астахов В.П. «Теория бухгалтерского учета» - Ростов на Дону. 2002. – 448с.
3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.
4. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М., 2003. – 384 с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М., 2001. – 640 с.
Задание №4
Сделайте расчет реализованной торговой наценки:
a. Товар закуплен на 86179-00
b. Продан на сумму 120244-00
c. НДС на продовольственные товары – согласно законодательству
Журнал регистрации хозяйственных операций |
||||
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Дт |
Кт |
1 |
Поступили товары от поставщика |
86176 |
41 |
60 |
2 |
Начислена торговая наценка на товар (120244-86179)= |
34065 |
41 |
42 |
3 |
Проданы товары |
120244 |
62 |
90/1 |
4 |
Списана продажная стоимость товаров (86176+34065)= |
120244 |
90/2 |
41 |
5 |
Сторнирован НДС по проданным товарам (120244*20)/120= |
10931 |
90/3 |
42/ндс |
6 |
Начислен НДС в бюджет |
10931 |
90/3 |
68/ндс |
7 |
Сторнирована сумма торговой наценки (34065-10931)= |
23134 |
90/2 |
42/тн |
8 |
выявлен финансовый результат от реализации (см. обороты по 90 счету) |
23134 |
90/9 |
99 |
|
Дт 90 |
Кт |
Сн |
|
|
|
120244 |
120244 |
|
10931 |
|
|
10931 |
|
|
23134 |
|
Предв. Оборот |
97110 |
120244 |
Фин. результат |
23134 |
|
оборот |
120244 |
120244 |
Грузополучатель и его адрес_________________________________________________________________________ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузоотправитель и его адрес ________________________________________________________________________ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счет-фактура № 312 от ________________ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Наименование |
ед. изм. |
кол-во |
цена |
сумма |
ставка НДС |
сумма НДС |
Всего с НДС |
|
|
1 |
Чайный сервиз |
шт. |
500 |
65 |
32500 |
20% |
6500 |
39000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К оплате |
3900 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель |
|
|
|
|
_______________ |
_____________ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
подпись |
расшифровка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гл. Бухгалтер |
|
|
|
|
_______________ |
_____________ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
подпись |
расшифровка |
|
|
Книга покупок оптового предприятия "Альянс" |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
№ счета-ф. |
Дата |
Поставщик |
Сумма без НДС |
Сумма НДС |
Сумма с НДС |
1 |
312 |
|
Фарфоровый завод |
32500 |
6500 |
39000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДЕКЛАРАЦИЯ |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по целевым сборам на содержание милиции |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
за 1 квартал 2003 г. |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(руб) |
|
|
|
Показатели |
По данным плательщика |
По данным налогового органа |
|||||||||||||||||||
1. Среднесписочная численность работающих за отчетный период чел. |
20 |
|
|||||||||||||||||||
2.Минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством |
100 |
|
|||||||||||||||||||
3. Минимальный фонд оплаты труда (стр.1 х стр.2) |
2000.00 |
|
|||||||||||||||||||
4. Ставка целевого сбора в процентах |
1.00% |
|
|||||||||||||||||||
5.Ставка целевого сбора (стр.3 х стр.4/100%) |
20.00 |
|
|||||||||||||||||||
6.Льготы, предоставленные представительными органами местного самоуправления |
|
|
|||||||||||||||||||
7.Сумма сбора, подлежащая взносу в бюджет (стр.5 - стр.6) |
20 |
|
|||||||||||||||||||
8. Начислено за предыдущий период |
|
|
|||||||||||||||||||
9. К доплате (стр. 7- стр.8) |
20 |
|
|||||||||||||||||||
10. Подлежит зачету или возврату |
|
|