Содержание

Введение ………………………………………………………………………….

3

1. Национальные стандарты в практике бухгалтерского учета ………………

5

1.1 Роль и значение национальных стандартов …………………………

5

1.2 Принципы функционирования национальных стандартов ………...

12

1.3 Краткая экономическая характеристика ООО «Сиб-Веста» …..

17

2. Национальные стандарты в практике отечественного учета ………………

20

2.1 Стандарты учета материально-производственных запасов ………..

21

2.2 Стандарты учета основных средств и капитальных вложений ……

24

2.3 Стандарты финансовой отчетности …………………………………

30

Заключение ………………………………………………………………………

39

Список использованных источников ………………………………………….

41

Приложения



Введение


В России за последние десятилетия подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами: инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик. Методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и т.д. Это были документы предписывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.

Ситуация кардинально изменилась в начале 90-х годов. Был принят новый план счетов, позволяющий вести учет объектов и операций, характерных для рыночной экономики, изменены принципы учета с ориентацией на международную практику и, в конце концов, была принята новая концепция по методологии, регулированию и организации бухгалтерского учета. В 2000 году план счетов был существенно переработан. При этом 2001 год был определен как переходный, в течение которого разрешено применение как плана счетов, действовавшего в 90-е годы, так и модифицированного плана.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для российского общества является приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.

Актуальность и необходимость рассмотрения системы международных стандартов мало кем сейчас ставится под сомнение. Это необходимо как отдельным предприятиям, пытающихся найти партнеров за рубежом , так и всему бухгалтерскому сообществу. Первым это нужно для получения финансовых ресурсов как в виде кредитов, так и в виде . Для всего общества это имеет тот смысл, что можно использовать опыт развитых стран в процессе изменения и приспособления российского бухгалтерского учета к современной экономической ситуации.

Цель данной работы – исследовать национальные стандарты бухгалтерского учета. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать принципы функционирования национальных стандартов;

·        исследовать стандарты учета материально-производственных запасов,  основных средств и капитальных вложений на примере ООО «Сиб-Веста», основным видом деятельности которого является индивидуальный пошив женской одежды;

·        определить значимость национальных стандартов.

1. Национальные стандарты в практике бухгалтерского учета

1.1  Роль и значение национальных стандартов


К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (см. таблицу 1)[1].

Таблица 1.

Система регулирования бухгалтерского учета в России


Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень –

нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень –

Организационный

(уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы


Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

Во–первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно общий характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в известном смысле здесь были эталоны – международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих методических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит и в том, что вряд ли возможно дать унифицированную структуру подобного документа, т.к. эта структура  в значительной степени будет зависеть от вида базового стандарта (ПБУ), к которому готовится документ – Методические рекомендации по применению ПБУ.

Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином России и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для бухгалтеров. Что касается пользователей отчетности, то для них важны лишь основополагающие регулятивы, перечень которых приведен в таблице 2.

Таблица 2.

Основополагающие регулятивы по бухгалтерскому учету и отчетности


Документ

Дата ввода в действие

Примечание

Гражданский кодекс РФ

Часть 1-01.01.1995



Часть II-01.03.1996

Федеральный закон от 30.11.94 №51-ФЗ ( с изменениями)



Федеральный закон от 26.01.96 №14-ФЗ (с изменениями)

Налоговый кодекс РФ

Часть I – 01.01.99



Часть II – 01.01.01

Федеральный закон от 31.07.98 №147-ФЗ (с изменениями)


Федеральный закон от 05.08.00 №118-ФЗ (с изменениями)

Федеральный закон «Об акционерных обществах»

26.12.1995

В редакции ФЗ от 13.06.96 №65-ФЗ

И от 24.05.99 №101-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

28.11.1996

Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ (с изменениями от 23.07.98, 28.03.02, 10.01.2003)

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

01.01.1999

Приказ Минфина России от 29.07.98 №34н (с изменениями от 30.12.99, 24.03.00)

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»

ПБУ 1/98

01.01.1999


Приказ Минфина России от 09.12.98 № 60н (с изменениями от 30.12.99). Первая редакция положения была введена в действие в 1994 г.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»

ПБУ 2/94

01.01.1995

Приказ Минфина России от 20.12.94 №167

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000

01.01.2000

Приказ Минфина России от

10.01.2000 №2н. Первая редакция положения была введена в действие в 1995 г.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99

01.01.2000

Приказ Минфина России от

06.07.99 №43н. Первая редакция закона была введена в действие в 1996 г.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98

01.07.98

В редакции приказа Минфина России от 24.03.01 №31н (с изменениями от 30.12.99, 24.03.2000)

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01

01.01.2001

Приказ Минфина России от 30.03.01 №26н (с изменениями от 18.05.2002)

Положение по бухгалтерскому учету «Событие после отчетной даты» ПБУ 7/98

01.01.99

Приказ Минфина России от 25.11.98 №56н

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01

28.11.01

Приказ Минфина России от 28.11.2001 № 96н

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99

01.01.00

Приказ Минфина России от 06.05.99 № 32н (с изменениями от 30.12.99)

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

01.01.00

Приказ Минфина России от 06.05.99 №33н (с изменениями от 30.12.99, 30.03.2001)

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах»

ПБУ 11/2000

01.01.00

Приказ Минфина России от 13.01.00 № 5н (с изменениями от 30.03.2001)

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000

01.01.00

Приказ Минфина России от 27.01.00 №11н

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

01.01.01

Приказ Минфина России от 31.10.00 №94н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000

01.01.01

Приказ Минфина России от 16.10.00 №92н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000

01.01.01

Приказ Минфина России от 16.10.00 №91н

Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"


01.01.2002

Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н "


Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02

01.01.2003

Приказ Минфина РФ от

2 июля 2002 г. № 66н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02

01.01.2003

Приказ Минфина РФ от

19 ноября 2002 г. № 115н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02

Бух.

отчетность

за 2003 год

Приказ Минфина РФ от

19 ноября 2002 г. № 114н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02

Бух.

отчетность

за 2003 год

Приказ Минфина РФ от

10.12.2002 г. № 176н



Наиболее примечательным регулятивом среди приведенных в таблице 2 является Закон «О бухгалтерском учете». Его принятие свидетельствует о том, что в России не считают разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в США и Великобритании подобного закона нет).

Приведенные в таблице 2 нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом. Что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, то помимо регулятивов второго уровня для практикующих бухгалтеров имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России, в частности:

·     «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации"»от 28.06.2000 № 60 (с изменениями от 28.11.2001 г.);

·     «О формах бухгалтерской отчетности» от 13.01.2000 г. № 4н;

·     «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 № 101;

·     «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112 (с изменениями от 12.05.99 г.).

Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам приходится руководствоваться  Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований.

В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.

Таким образом, в  практике бухгалтерского учета основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета несут стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ), регулирующие состав и содержание отчетности.

 


1.2  Принципы функционирования национальных стандартов


Национальные стандарты по бухгалтерскому учету устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики организации.

К  способам  ведения   бухгалтерского  учета  относятся   способы  группировки  и  оценки  фактов  хозяйственной деятельности, погашения стоимости  активов,  организации  документооборота,   инвентаризации,  способы  применения  счетов  бухгалтерского  учета, системы регистров  бухгалтерского  учета,  обработки  информации  и иные соответствующие  способы и приемы.

Учетная политика  организации формируется главным  бухгалтером     организации   и  утверждается руководителем организации. При этом утверждается:                                          

·        рабочий    план    счетов    бухгалтерского    учета,  содержащий  синтетические  и   аналитические  счета,   необходимые  для   ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и  полноты учета и отчетности;   

·        формы первичных  учетных документов,  применяемых для  оформления  фактов  хозяйственной  деятельности,  по  которым  не   предусмотрены  типовые формы первичных учетных документов, а также формы  документов  для внутренней бухгалтерской отчетности;                     

·        порядок   проведения   инвентаризации   активов   и  обязательств  организации;                                                  

·        методы оценки активов и обязательств;                           

·        правила   документооборота   и   технология   обработки   учетной  информации;                                                         

·        порядок контроля за хозяйственными операциями;                  

·        другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая    организацией     учетная     политика     применяется  последовательно  от  одного  отчетного  года  к  другому   (допущение  последовательности применения учетной политики).                     

Учетная политика организации должна обеспечивать:            

·        полноту   отражения   в   бухгалтерском   учете   всех   факторов  хозяйственной деятельности (требование полноты);                    

·        своевременное  отражение  фактов  хозяйственной  деятельности   в  бухгалтерском    учете    и    бухгалтерской  отчетности  (требование  своевременности);                                                   

·        большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и  обязательств, чем возможных доходов  и активов, не допуская  создания  скрытых резервов (требование осмотрительности);                     

·        отражение    в    бухгалтерском    учете  факторов  хозяйственной  деятельности  исходя  не  столько  из  их  правовой формы, сколько из  экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование  приоритета содержания перед формой);                                

·        тождество  данных  аналитического  учета  оборотам  и остаткам по  счетам  синтетического  учета  на  последний календарный день каждого  месяца (требование непротиворечивости);                             

·        рациональное  ведение  бухгалтерского  учета,  исходя  из условий  хозяйственной  деятельности   и   величины  организации   (требование  рациональности).                                                     

 При формировании  учетной политики организации  по конкретному  направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется  выбор одного способа  из нескольких, допускаемых  законодательством и  нормативными  актами  по  бухгалтерскому  учету.  Если по конкретному  вопросу  в  нормативных  документах  не  установлены  способы ведения  бухгалтерского   учета,   то   при   формировании   учетной  политики  осуществляется  разработка  организацией  соответствующего   способа,  исходя из положений по бухгалтерского учету.      

Принятая  организацией  учетная  политика подлежит оформлению  соответствующей  организационно   -  распорядительной   документацией  (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.                      

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией  при формировании учетной политики, применяются с первого января года,  следующего  за  годом  утверждения  соответствующего организационно -  распорядительного  документа.   При   этом  они   применяются   всеми  филиалами,  представительствами  и  иными подразделениями организации  (включая  выделенные  на  отдельный  баланс),  независимо от их места  нахождения.                                                         

Организация  должна  раскрывать  принятые  при  формировании  учетной политики способы  бухгалтерского учета, существенно  влияющие  на  оценку  и   принятие  решений  заинтересованными   пользователями  бухгалтерской отчетности. Существенными  признаются  способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания  о  применении  которых  заинтересованными пользователями бухгалтерской  отчетности  невозможна  достоверная оценка финансового положения,  движения  денежных  средств  или  финансовых  результатов  деятельности организации.                                           

К  способам  ведения  бухгалтерского  учета,  принятым   при  формировании учетной  политики организации  и подлежащим  раскрытию в  бухгалтерской  отчетности,  относятся  способы  амортизации  основных  средств,  нематериальных  и  иных  активов,  оценки  производственных  запасов, товаров,  незавершенного производства  и готовой  продукции,  признания  прибыли  от  продажи  продукции,  товаров,  работ, услуг и  другие  способы,  отвечающие  требованиям,  приведенным  в  Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).

     Принципы функционирования национальных стандартов определяются задачами бухгалтерского учета, которые решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, главными из которых являются:

·        документация;

·        инвентаризация;

·        оценка и калькуляция;

·        применение счетов;

·        использование двойной записи;

·        баланс;

·        отчетность.

Использование перечисленных элементов оговорено в национальных стандартах бухгалтерского учета.

Документация – письменные свидетельства о совершенных хозяйственных операциях, придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации.

Инвентаризация позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищение, недостачи.

Оценка – способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение.

Калькуляция – способ группировки затрат и исчисление себестоимости.

Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свои названия они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание:

·        активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению;

·        пассивные – для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и в кредите счетов в одной и той же сумме.

Балансовое обобщение – способ экономической группировки и обобщения информации путем сопоставления хозяйственных средств и источников их образования.

Бухгалтерская отчетность единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенное время.

Таким образом, функционирование национальных стандартов базируется на принципах, в основе которых лежат требования к ведению бухгалтерского учета: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, рациональность.

1.3 Краткая экономическая характеристика объекта исследования

 

Салон «Сиб-Веста» осуществляет свою деятельность в сфере услуг по пошиву модной женской одежды по индивидуальным заказам. Мощность предприятия – 300 заказов в год, или 25 заказов в месяц.

Салон состоит из приемного салона с двумя примерочными кабинами, раскройного и пошивочного цеха, кабинета директора, кабинета бухгалтера.

Салон размещается в арендованном помещении площадью 50 кв. м по адресу П. Дзержинского, 77. Арендная плата вносится ежемесячно на счет арендодателя и составляет 600 руб. в месяц за 1 кв. м или 3 тыс. руб. в месяц.

Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью. Общество учреждено двумя учредителями, внесшими учредительный взнос равными долями в сумме 25 тыс. руб. каждый. Таким образом уставный капитал общества составляет 100 тыс. руб.

Штат салона состоит из 10 человек Рис. 1):

·        руководители: директор, главный бухгалтер;

·        персонал: художник-модельер, 2 закройщика, 4 швеи, уборщица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Организационная схема управления салоном

Директор, он же администратор, занимается кадрами (приемом, увольнением), координирует работу персонала, осуществляет заготовительно-сбытовую деятельность.

Главный бухгалтер ведет бухгалтерский учет всей организации по всем участках в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и отчетности (начисление и уплата налогов, расчеты по заработной платы, ведение регистров бухгалтерского учета и т.д.).

Художник-модельер приемного салона занимается непосредственно обслуживанием клиентов: прием и оформление заказов, снятие мерок, утверждение эскиза модели, прием и оформление материалов на изготовление заказов, передача условий заказа закройщику, проведение примерки, уточнение по фигуре заказчика, передача изделия заказчику, прием оплаты.

Закройщик создает конструкцию по измерениям фигуры заказчика, изготавливает лекала, производит раскрой ткани и подготовку к примерке, контролирует качество на всех стадиях обработки.

Швея производит соединение всех конструктивных линий изделия, контролирует качество.

Уборщица ежедневно перед открытием салона (до 10.00) производит влажную уборку производственных помещений и приемного салона.

Оплата труда в организации производится на основании тарифных окладов, 25% премии к окладам в случае выполнения производственных показателей, районного коэффициента, действующего на территории Новосибирской области, равного 25% (таблица 1).

Заработная плата в соответствии с действующим законодательством выплачивается 2 раза в месяц.

Все работники салона оформлены официально с записями в трудовую книжку и полным пакетом социальной защиты.

Таблица 1.

Штатное расписание ООО « Сиб-Веста» на 2003 год

 

Наименование

должности

 

Кол-во

единиц,

чел.

Оклад,

руб.

 

Премия,

25%, руб.

 

Поясной

коэффициент

25%, руб.

ФОТ в

месяц, руб.

 

ФОТ в

год, руб.

 

1

2

3

4

5

6

7

Директор

1

7 000

1 750

2 188

10 938

131 250

Главный бухгалтер

1

6 500

1 625

2 031

10 156

121 875

Художник-модельер

1

5 000

1 250

1 563

7 813

93 750

Закройщик

2

7 000

1 750

2 188

10 938

131 250

Швея

4

14 000

3 500

4 375

21 875

262 500

Уборщица

1

2 500

625

781

3 906

46 875

Итого

10

42 000

10 500

13 125

65 625

787 500

 

Для организации производственного процесса используется следующее оборудование:

·        универсальная машина 1022 класса «ОЗЛМ» в количестве 4 машин в комплекте со столом по цене 2 тыс. руб. за единицу;

·        специальная машина 51-А класса «ОЗЛМ» в количестве 1 единицы стоимостью 1,5 тыс. руб.;

·        утюг «Ровента» с паром для внутрипроцессных операций в количестве 2 штук стоимостью 600 руб. за единицу;

·        утюжильный стол в количестве 2 штук по цене 150 руб. за единицу;

·        утюжильная колодка в количестве 1 единицы стоимостью 80 руб.;

·        манекен в количестве 2 штук стоимостью 500 руб. за единицу.

2. Национальные стандарты в практике отечественного учета

2.1 Стандарты учета материально-производственных запасов

 

Стандарты учета материально-производственных запасов установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-  производственных запасов" ПБУ 5/01.

В  качестве материально - производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве  продукции, предназначенной  для продажи, используемые для управленческих нужд организации.               

Готовая продукция является частью материально -  производственных  запасов,    предназначенных    для    продажи.   

Товары являются  частью материально  - производственных  запасов,  приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц  и предназначенные для продажи.                                      

Материально   -   производственные   запасы   принимаются  к  бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической  себестоимостью  материально  -  производственных  запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических  затрат  организации  на  приобретение,  за  исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

К    фактическим    затратам    на   приобретение  материально  -  производственных запасов относятся:                                 

·        суммы,  уплачиваемые  в   соответствии  с  договором   поставщику  (продавцу);                                                          

·        суммы,    уплачиваемые    организациям    за    информационные  и  консультационные  услуги,  связанные  с  приобретением  материально -  производственных запасов;                                           

·        невозмещаемые  налоги,  уплачиваемые  в  связи  с   приобретением  единицы материально - производственных запасов;                     

·        вознаграждения,  уплачиваемые  посреднической  организации, через  которую приобретены материально - производственные запасы;          

·        затраты по  заготовке и  доставке материально  - производственных  запасов до  места их  использования, включая  расходы по страхованию.

Фактическая  себестоимость  материально  -   производственных  запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из  фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

При  отпуске  материально  - производственных запасов в  производство и ином  выбытии их оценка производится по себестоимости каждой единицы запасов.  Оценка  материально  -  производственных  запасов по себестоимости  каждой единицы запасов производится  по  каждому виду  запасов. По  каждой  группе  материально  -  производственных  запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки. Оценка  материально  -  производственных  запасов  на  конец отчетного периода производится по  себестоимости  каждой  единицы  запасов. 

Основной источник для пополнения производственных запасов – закупка материальных ценностей у поставщиков. Салон заключает договоры с поставщиками, где указаны номенклатура, качество, сроки и размер поставок, порядок расчетов, права и обязанности сторон.

Поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета-фактуры. Бухгалтер проверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета поступающих грузов (М-1), делает отметку в книге учета выполнения договоров и акцептирует, затем оплачивает путем перечисления средств с расчетного счета.

Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере №6. Аналитический учет ведется в разрезе каждого платежного документа приемного акта. Открывается журнал-ордер №6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. В течение месяца бухгалтер получает всевозможные документы и фиксирует их тоже в журналах-ордерах. В случае выявления недостач или излишков, выявленных при расчетах с поставщиками, оформляется акт (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем учитываются в журнале-ордере №6 отдельной строкой, о чем сообщается поставщику. В случае недостачи салон предъявляет поставщику претензию.

Суммы недостачи списываются на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и отражаются в журнале-ордере №6 и ведомости №7.

Полученные материалы своевременно приходуются, что оформляется приходным ордером на фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечаются наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество, сумма, роспись материально ответственного лица. При получении материалов составляется акт приемки материалов.

Учет расхода материалов осуществляется на основании накладных на отпуск материалов, которыми оформляется внутреннее перемещение материалов.

Исходными данными для учета материалов являются:

·        оборотная ведомость по движению материалов;

·        ведомость поступления материалов за учетный период;

·        ведомость расхода материалов.

Синтетический учет материальных ценностей ведется на активном счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения.

Поступление материалов от поставщиков и связанные с этим расчеты отражаются в учете следующими проводками:

Дебет

Кредит

Наименование операции

10

60

Отражается стоимость полученных от поставщика материалов

19

60

Отражается НДС, причитающийся к уплате поставщику

60

51

Перечисление средств поставщику в счет оплаты счета

68

19

Списывается НДС по оприходованным оплаченным материалам

 

Фактический расход материалов отражается по Кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами:

44 «Расходы на продажу» - учет затрат на продажу;

20 «Основное производство» - учет затрат на изготовление продукции;

25 «Общепроизводственные расходы» - учет затрат по общепроизводственным расходам;

26 «Общехозяйственные расходы» - учет затрат по общехозяйственным расходам.

Списание бракованных материалов осуществляется на основании акта на списание и отражается проводками:

 

Дебет

Кредит

Наименование операции

28

10

Списываются бракованные материалы

 

Реализация материалов, изначально приобретенных для переработки (изготовление аксессуаров), отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом выполняются следующие проводки:

 

Дебет

Кредит

Наименование операции

62

61

Поступили средства от покупателя

91

10

Списана стоимость материалов

 

2.2 Стандарты учета основных средств и капитальных вложений

 

Учет основных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных  средств" ПБУ 6/01. Указанный стандарт применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности (капитальные вложения).

Для выполнения стандарта при   принятии   к  бухгалтерскому   учету   активов   в  качестве   основных  средств  необходимо единовременное выполнение следующих условий:           

·        использование  в производстве  продукции   при  выполнении  работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

·        использование  в течение длительного времени,  т.е.  срока  полезного  использования,  продолжительностью свыше 12 месяцев или  обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;       

·        организацией  не  предполагается  последующая  перепродажа  данных активов;                                                   

·        способность  приносить  организации  экономические  выгоды  (доход) в будущем.                                                

Сроком  полезного  использования  является  период,  в течение  которого   использование   объекта   основных   средств   приносит  экономические  выгоды  (доход)  организации.

Единицей  бухгалтерского  учета  основных средств является  инвентарный   объект.   Инвентарным   объектом   основных  средств  признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или  отдельный конструктивно обособленный предмет,  предназначенный для  выполнения   определенных   самостоятельных   функций.                                                                       

Основные  средства  принимаются  к бухгалтерскому учету по  первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств,  приобретенных  за  плату,  признается  сумма  фактических  затрат  организации на  приобретение,  сооружение и изготовление, за исключением налога на  добавленную  стоимость  и иных возмещаемых налогов.

В  первоначальную  стоимость  объектов  основных средств, включаются  также  фактические  затраты организации на  доставку  объектов  и приведение  их  в состояние,  пригодное  для  использования.                                             

Стоимость  основных  средств,  в  которой  они  приняты к  бухгалтерскому  учету,   не  подлежит  изменению,  кроме  случаев,  установленных  законодательством  Российской Федерации и действующим стандартом. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой  они   приняты   к  бухгалтерскому  учету,   допускается  в случаях  достройки,  дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной  ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством  начисления   амортизации.  

Начисление   амортизации   объектов   основных   средств в ООО «Сиб- производится линейным способом. При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется   исходя из первоначальной стоимости и нормы  амортизации,  исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

В   течение   отчетного  года  амортизационные  отчисления  по  объектам  основных  средств  начисляются  ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.     

Срок  полезного  использования  объекта  основных средств  определен  организацией  при  принятии объекта к бухгалтерскому  учету:

·        универсальная машина 1022 класса «ОЗЛМ» в комплекте со столом – 10 лет;

·        специальная машина 51-А класса «ОЗЛМ» в комплекте со столом – 10 лет;

·        персональный компьютер – 10 лет;

·        контрольно-кассовая машина – 10 лет.

Определение  срока  полезного  использования  объекта основных  средств производится исходя из:                                   

·        ожидаемого  срока использования этого объекта в соответствии с  ожидаемой производительностью или мощностью;                   

·        ожидаемого   физического   износа,    зависящего   от   режима  эксплуатации  (количества  смен),  естественных  условий и влияния  агрессивной среды, системы проведения ремонта.                    

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных  средств  начинается с первого числа месяца,  следующего за месяцем  принятия  этого объекта к бухгалтерскому учету,  и производится до  полного  погашения  стоимости  этого  объекта  либо списания этого  объекта с бухгалтерского учета.                                    

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных  средств   производится   независимо  от  результатов  деятельности  организации  в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете  отчетного периода, к которому оно относится. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств  отражаются  в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих  сумм на счете 02 «Амортизация основных средств».                                          

В  бухгалтерской  отчетности  подлежит раскрытию с учетом  существенности, как минимум, следующая информация:                

·        о  первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по  основным  группам  основных  средств  на  начало и конец отчетного  года;                                                              

·        о  движении  основных  средств  в течение  отчетного  года  по  основным группам (поступление, выбытие и т.п.);                   

·        о  способах  оценки  объектов основных средств,  полученных по  договорам,   предусматривающим  исполнение  обязательств  (оплату)  неденежными средствами;                                           

·        об  изменениях  стоимости  основных  средств,  в  которой  они  приняты   к  бухгалтерскому   учету  (достройка,   дооборудование,  реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);       

·        о   принятых   организацией   сроках  полезного  использования  объектов основных средств (по основным группам);                  

·        об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

·        об объектах основных средств,  предоставленных и полученных по  договору аренды;                                                  

·        о  способах начисления амортизационных отчислений по отдельным  группам объектов основных средств;                                 

·        об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически  используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. 

Для учета основных средств используют следующие формы:

·        Форма №ОС-1 – Акт (накладная) приемки-передачи основных средств. Применяется для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств. Акт составляется на каждый объект, передается в бухгалтерию и служит основанием для записей в инвентарные карточки учета основных средств;

·        Форма №ОС-2 – накладная на внутреннее перемещение основных средств. Применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств, выписывается в двух экземплярах и служит основанием для соответствующих записей в инвентарной карточке;

·        Форма №ОС-3 – акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. Применяется для оформления приема-сдачи объектов основных средств из капитального ремонта, реконструкции и модернизации;

·        Форма №ОС-4 – Акт о ликвидации основных средств. Применяется для оформления выбытия отдельных объектов основных средств в случаях полной или частичной их ликвидации (кроме автотранспорта). В Акте отражаются затраты по ликвидации основных средств и стоимость материальных ценностей, полученных в результате выбытия;

Для  организации  учета  и  обеспечения контроля за сохранностью основных  средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо  от  того,  находится  ли  он  в эксплуатации, в запасе или на консервации,  должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Присвоенный  инвентарному  объекту  номер нанесен краской. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.      Инвентарные   номера   списанных  с  бухгалтерского  учета  объектов основных  средств  не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Пообъектный учет осуществляется в инвентарной книге с  указанием  необходимых  сведений  об  основных средствах по их видам и местам нахождения, что допускается стандартом для организации имеющей  небольшое  количество  объектов  основных средств. 

 Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов  и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание  объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) приведены основные данные по объекту основных средств:

·        срок полезного использования;

·        способ начисления амортизации;

·        индивидуальные особенности объекта.

Инвентарные   карточки,  как  правило,  составляются  в  одном экземпляре и находятся в бухгалтерской службе.

Для учета информации о наличии и движении основных средств применяется счет 01 «Основные средства». Принятие к бухгалтерскому учету основных средств отражается по Дебету счета 01 «Основные средства» и Кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Аналитический учет ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Хозяйственные операции по учету основных средств в ООО «Сиб-Веста» приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Учет основных средств ООО «Сиб-Веста»

Содержание операций

Сумма,

руб.

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Стоимость 4-х машин 1022 класса «ОЗЛМ»

8 000

08-4

60

Стоимость машины 51-А класса «ОЗЛМ»

1 500

08-4

60

Стоимость ПЭВМ

16 000

08-4

60

Стоимость принтера

10 000

08-4

60

Сумма НДС по поступившим объектам

7 100

19-1

60

Услуги транспортных организаций по доставке основных средств

3 500

08-4

76

Сумма НДС по услугам транспортных организаций

700

19-1

76

Оплата по счетам за основные средства

42 600

60

51

Объекты введены в эксплуатацию по первоначальной стоимости

42 600

01-1

08-4

 

2.3 Стандарты финансовой отчетности

Отчет организации – это система показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период.

Состав,  содержание   и  методические    основы    формирования    бухгалтерской    отчетности  организаций,  являющихся  юридическими  устанавливаются стандартом Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации" (ПБУ 4/99).

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее  хозяйственной  деятельности, составляемая на  основе данных бухгалтерского  учета по  установленным формам.                                               

Бухгалтерская  отчетность состоит  из бухгалтерского  баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а  также  аудиторского  заключения,  подтверждающего  достоверность  бухгалтерской отчетности  организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит  обязательному аудиту.                                                

Бухгалтерская  отчетность должна  давать достоверное  и полное  представление   о   финансовом   положении   организации,  финансовых  результатах ее деятельности и  изменениях в ее финансовом  положении.  Достоверной    и    полной    считается    бухгалтерская  отчетность,  сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по  бухгалтерскому учету.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией  должна  быть обеспечена  нейтральность информации,  содержащейся в  ней, т.е.  исключено   одностороннее   удовлетворение   интересов   одних  групп  пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.               

Бухгалтерская   отчетность   организации   должна   включать  показатели  деятельности  всех  филиалов,  представительств  и   иных  подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).            

Организация  должна  при  составлении бухгалтерского баланса,  отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых  ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного  периода  к другому.                                                          

По  каждому  числовому  показателю бухгалтерской отчетности,  кроме отчета,  составляемого за  первый отчетный  период, должны быть  приведены  данные  минимум  за  два  года - отчетный и предшествующий  отчетному.                                                          

Для  составления  бухгалтерской  отчетности  отчетной  датой  считается последний календарный день отчетного периода.    При  составлении  бухгалтерской  отчетности  за отчетный год  отчетным годом  является календарный  год с  1 января  по 31  декабря  включительно.                                                       

Каждая   составляющая   часть   бухгалтерской   отчетности, предусмотренная стандартом,  должна содержать  следующие данные:

·        наименование составляющей части;

·        указание  отчетной  даты  или  отчетного  периода,  за  который  составлена бухгалтерская  отчетность;

·        наименование организации с указанием ее организационно  -  правовой    формы; 

·        формат    представления   числовых  показателей  бухгалтерской отчетности.                                           

Бухгалтерская  отчетность должна  быть составлена  на русском  языке в валюте  Российской Федерации и подписана руководителем   и  главным бухгалтером (бухгалтером) организации.                                                                                      

Бухгалтерский  баланс   должен  характеризовать   финансовое  положение организации по состоянию на отчетную дату. Активы  и  обязательства   должны  представляться  с  подразделением  в  зависимости  от срока обращения на краткосрочные  и долгосрочные.

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из Актива и Пассива, активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия,  пассивная – о структуре источников его средств.

Структура и форма бухгалтерского баланса, действующая в настоящее время, приведена в Приложении 1.

Средства в активе баланса группируются по двум разделам. В первом разделе отражаются долгосрочные (внеоборотные) активы: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Во втором разделе приводится информация по оборотным активам, к которым относятся запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, все виды дебиторской задолженности, денежные средства и прочие активы.

Пассив баланса представлен тремя разделами:

·        капитал и резервы (раздел III);

·        долгосрочные обязательства (раздел IV);

·        краткосрочные обязательства (раздел V).

Пассив баланса отражает отношения, возникающие в процессе привлечения средств, и потому его интерпретация имеет юридический оттенок.  Помимо юридической, возможна и экономическая интерпретация пассива баланса – он представляет собой свод источников средств. Любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственно финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хозяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме.

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты (Приложение 2). Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.

По статье «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нетто-выручка)» отражается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете «Продажи», для определения финансовых результатов от реализации. Термин «нетто» означает, что выручка в бухгалтерской отчетности отражается за минусом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и иных обязательных платежей.

По статье «Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг) отражаются фактические затраты (расходы), связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам). Торговые и снабженческо-сбытовые организации по данной строке указывают покупную стоимость товаров. Порядок формирования себестоимости определяется соответствующими правилами бухгалтерского учета.

Статья «Валовая прибыль» представляет собой расчетный показатель, определяемый как разница между нетто-выручкой и себестоимостью.

Статья «Коммерческие расходы»  характеризует затраты, связанные со сбытом продукции (работ, услуг) у производителей и товаров у торговых и сбытовых организаций. Торговые и снабженческо-сбытовые организации учитывают по данной строке издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары.

По статье «Управленческие расходы» отражается величина общехозяйственных расходов организации, учитываемых на соответствующем счете, если учетной политикой предусмотрено их списание непосредственно на счет «Продажи». В случае, если такое списание не предусмотрено учетной политикой, указанные расходы отражаются в составе себестоимости проданных товаров (работ, услуг). Необходимость обособления коммерческих и управленческих расходов определена Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Статья «Прибыль (убыток) от продаж» представляет собой расчетный показатель, определяемый как разница между валовой прибылью и расходами коммерческого и управленческого характера.

Статьи «Проценты к получению» и «Проценты к уплате появились в отчетности с 1996 года в связи с дальнейшим приближением отечественной отчетности к требованиям международных учетных стандартов. Их предназначение – выделить результаты операций, имеющих финансовую природу и связанных с получением (уплатой) процентов и дивидендов. Таким образом, статья «Проценты к получению» отражает суммы причитающихся к получению процентов по облигациям, депозитам, процентов за хранение средств на расчетных счетах и др. Статья «Проценты к уплате» предназначена для обособления расходов по уплате процентов, проходящих по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», что имеет особое значение для оценки финансового риска данной компании. Тем не менее в настоящее время эта статья не заполняется, поскольку подобные расходы в соответствии с Положением о составе затрат включаются в себестоимость продукции.

По статье «Доходы от участия в других организациях» отражаются доходы, подлежащие получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества) и доходы по вкладам в уставный капитал других организаций, учитываемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По статьям «Операционные доходы (расходы)» отражаются следующие доходы и расходы:

-         доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

-         доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

-         доходы и расходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

-         результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете развернуто, т.е. не сальдируются.

В составе операционных расходов отражаются также суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. При выбытии амортизируемого имущества в составе операционных расходов отражаются расходы, связанные с его выбытием, и остаточная стоимость.

По группе статей «Внереализационные доходы (расходы) отражаются следующие доходы и расходы:

-         штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договоров;

-         доходы и расходы от безвозмездной передачи либо получения активов;

-         поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков;

-         убытки и прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

-         суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

-         сумма уценки и дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

-         иные доходы и расходы, непосредственно не связанные с реализацией продукции, работ, услуг.

Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете развернуто, т.е. не сальдируются.

Статья «Прибыль и убыток до налогообложения» представляет собой расчетный показатель, определяемый как разность между приведенными выше доходами и расходами.

Статья «Чрезвычайные доходы и расходы». Порядок признания чрезвычайных доходов и расходов определяется в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета и осуществляется на счете 99 «Прибыли и убытки». Порядок учета чрезвычайных доходов и расходов для целей налогообложения определяется соответствующим налоговым законодательством.

По статье «Налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль, рассчитываемая по данным налогового учета, т.е. с учетом ограничений на состав и величину расходов, отнесенных на затраты.

Статья «Чистая прибыль (убыток) представляет собой расчетный показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и величиной налога на прибыль.

В  бухгалтерской  отчетности  должны  быть раскрыты данные о  движении  денежных  средств   в  отчетном  периоде,   характеризующие  наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.       Отчет  о   движении  денежных   средств  должен   характеризовать  изменения  в  финансовом  положении  организации  в  разрезе текущей,  инвестиционной и финансовой деятельности. Отчет  о  движении  денежных  средств  должен содержать следующие  числовые показатели:

     Остаток денежных средств на начало отчетного периода            

     Поступило денежных средств - всего                              

     в том числе:                                                     

     от продажи продукции, товаров, работ и услуг                    

     от продажи основных средств и иного имущества                   

     авансы, полученные от покупателей (заказчиков)                   

     бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование            

     кредиты и займы полученные                                      

     дивиденды, проценты по финансовым вложениям                     

     прочие поступления                                               

     Направлено денежных средств - всего                             

     в том числе:                                                    

     на оплату товаров, работ, услуг                                 

     на оплату труда                                                 

     на отчисления в государственные внебюджетные фонды              

     на выдачу авансов                                               

     на финансовые вложения                                           

     на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам              

     на расчеты с бюджетом                                           

     на оплату процентов по полученным кредитам, займам              

     прочие выплаты, перечисления                                    

     Остаток денежных средств на конец отчетного периода.            

Пояснения  к  бухгалтерскому  балансу  и отчету о прибылях и  убытках должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в  информации,  сопровождающей бухгалтерский отчет):                                

·        юридический адрес организации:                                  

·        основные виды деятельности;                                     

·        среднегодовую  численность  работающих  за  отчетный  период  или  численность работающих на отчетную дату;                            

·        состав (фамилии и должности) членов исполнительных и  контрольных  органов организации.                                                

Данные  бухгалтерского  баланса  на начало отчетного периода  должны быть сопоставимы с  данными бухгалтерского баланса за  период,  предшествующий  отчетному. 

Бухгалтерский  баланс должен  включать числовые  показатели в  нетто - оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые  должны  раскрываться  в  пояснениях  к  бухгалтерскому  балансу  и  отчету  о  прибылях и убытках.                                                 

Правила  оценки  отдельных  статей  бухгалтерской отчетности  устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При отступлении от правил, предусмотренных стандартом, существенные отступления должны быть раскрыты в  пояснениях к  бухгалтерскому балансу  и отчету  о прибылях  и убытках  вместе с указанием причин,  вызвавших эти отступления, и  результата,  который  данные   отступления  оказали   на  понимание   состояния  о  финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее  деятельности и изменений в ее финансовом положении.                 

Статьи  бухгалтерской  отчетности,  составляемой за отчетный  год,  должны  подтверждаться  результатами  инвентаризации  активов и  обязательств.       

Организация  должна  составлять  промежуточную бухгалтерскую  отчетность за  месяц, квартал  нарастающим итогом  с начала отчетного  года,  если   иное   не  установлено   законодательством   Российской  Федерации.                                                        Промежуточная    бухгалтерская    отчетность   состоит  из  бухгалтерского баланса и  отчета о прибылях  и убытках. Организация  должна сформировать  промежуточную бухгалтерскую  отчетность не позднее  30 дней по  окончании отчетного периода. 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что в России полным ходом идет реализация Программа реформирования общественной системы бухгалтерского учета в целях приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283. Четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности – первый шаг к ослаблению жесткой централизации положений по ведению бухгалтерского учета. О данном факте трактует четвертый уровень – методический и организационный.

Совершенно очевидно, что реформа назрела в связи с повышением значимости бухгалтерской отчетности в условиях рыночной экономики. Справедливость такого утверждения подтверждается свойствами бухгалтерской отчетности, такими, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами. Отсюда вытекают и основные функции отчетности - отображение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и формирование информационной базы для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, без которого в рыночных условиях не может работать ни одно предприятие.

Именно с повышением роли информации, несущей в себе бухгалтерской отчетностью, связано принятие нового Плана счетов, который позволяет теперь вести отдельно финансовый и управленческий учет, чего ранее в отечественном бухгалтерском учете не было.

Конечно, в разных странах существуют разные традиции бухгалтерского учета. И если рассматривать процесс перехода на международные стандарты учета в ближайшей перспективе, то, конечно, в большинстве стран, в том числе и в России, их придется адаптировать с учетом местных традиций. Очевидно, для внедрения стандартов необходим определенный переходный период, что и происходит в настоящее время в нашей стране.

Меняются цели и задачи бухгалтерского учета. Сегодня цель учета - давать необходимую информацию для принятия решений, для планирования. Учет необходим для того, чтобы заглянуть в будущее.

Кардинальные изменения в бухгалтерском учете произошли в связи с необходимостью приведения действующей нормативной базы в соответствие с современными экономическими реалиями и новым гражданским законодательством. Правильное ведение учета товарно-материальных ценностей является одной из основных составляющих формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности любого предприятия. Основными значениями бухгалтерских стандартов являются:

·        грамотное ведение первичных документов бухгалтерского учета, от которых зависит дальнейшее прохождение всех учетных операций;

·        упорядочивание ведения бухгалтерского учета;

·        способствует обеспечению сохранности собственности организации, устранению факторов хищения;

·        избежание ошибок при постановке учета.

В работе исследованы принципы функционирования национальных стандартов. При этом установлено, что они базируются на принципах, в основе которых лежат требования к ведению бухгалтерского учета: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, рациональность. Также изучены стандарты учета материально-производственных запасов,  основных средств и капитальных вложений на примере ООО «Сиб-Веста». Следовательно, цель, поставленная при выполнении данной работы – выполнена.


Список использованных источников



1.     Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ

2.     Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в  соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

3.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г.  № 43н.

4.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных  средств" ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002), утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н

5.     Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-  производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н

6.     Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М.: Бухгалтерский учет, 2000.

7.     Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.

8.     Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1998.

9.     Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001.

10.                        Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М.: Аскери, 1999.




В.В. Ковалев. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001, с. 183