Введение

С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части. Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком и др. государствах. Однако данное определение не раскрывает всего многообразия свойств и признаков, вкладываемых в понятие «государства».

В данной работе будет рассмотрены сущность, основные признаки и функции государства; причины и условия его возникновения. А также, формы государственного правления и формы государственного устройства.

Признание  государства  органом  всего  общества  -  характерный  мотив  любого  идеалистического  учения  о  государстве,  т.е.  учения,  исходящего  из  идеи,  а  не  из  эмпирически  установленных  фактов.  Если  государственная  власть  -  от  Бога,  значит,  она  должна  быть  равной  по  отношению  ко всем  и  не иметь  классового  уклона.  Так,  по  крайней  мере,  следует  из  христианской  религии.  Патриархальная  теория  происхождения  государства,  выдвинутая  еще  Аристотелем,  видит  в  государстве  разросшуюся  семью,  опекающую  подданных,  как  отец  своих  детей.   






1.     Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Центральным институтом политичес­кой системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства[1, c251].

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный орган – государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Основные теории происхождения государства.

В научной литературе существует несколько концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением. В древних мифах на­родов Востока, Египта, Греции — персона верховного правителя— божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евреев, Бог находится в договорном отношении со всеми людьми. Современный католицизм предполагает божественный генезис идеи госу­дарства и принципов власти при преходящем характере и временем происхождения конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности. Еще Конфуций из­ложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Он призы­вал правителей строить отношения с подданными на началах доб­родетели. Государство — это развитая форма патриархальной вла­сти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организа­ции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как резуль­тат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Психологическая теория выводит образование государ­ства из идеи, рожденной человеческим гением. Широко распростра­нена социально-экономическая теория. Один из ее ранних предста­вителей Платон выводит истоки государства из разделения труда обособления деятельности по руководству обществом. Марксизм объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением эко­номически господствующего класса закрепить свое положение и по­литически. Переходной формой к государству признается выделе­ние прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен­ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения междуна­родного права [4, c103-104].

Признаки и функции государства

Государства в разные исторические эпохи и у народов так же мало похожи друг на друга, как и соответствующие им культуры. Тем не менее какие-то общие признаки государства имеются. К ним относятся:

1)    отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев;

2)    территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживаю­щих на определенной территории;

3)    суверенитет, т. е. верховная власть на определенной терри­тории. В обществе много видов власти, но высшей должно обла­дать государство, решения которого обязательны для всех граж­дан. Лишь ему принадлежит право на издание законов;

4)    монополия на легальное применение силы или физическое принуждение, для чего у государства имеются специальные сред­ства и органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, про­куратура;

5)    право на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленной рати служащих и финансирование государствен­ной политики: оборонной, экономической, социальной;

6)         обязательность членства в государстве — гражданство. В от­личие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения;

7)    представительство от имени общества в международных организациях и событиях.

Государство выступает субъектом международных отношений. В международном праве выделяются три минимальных признака государства:

·                   территория;

·                   объединенный правовым союзом народ (граждане, граждан­ство);

·                   суверенная власть, распространяющаяся на всю или боль­шую часть территории страны [2,184].

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, например мэрии города или губернаторской власти, политической партии или профессиональных союзов. Они обладают некоторыми признаками, общими с государством, но у них отсутствуют другие его черты и функции.

Из приведенных выше признаков государства, которые можно считать полным перечнем, выделяются основные, представляю­щие собой как бы краткий вариант этого перечня. Государство считается существующим, если у него есть:

·                   особая система органов и учреждений, выполняющих функ­ции государственной власти;

·                   право, закрепляющее определенную систему норм, санкцио­нированных государством;

·                   определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Основные функции современного государства принято разде­лять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относят­ся: защита существующего способа производства, экономической и социальной систем; подавление классовых противников (в об­ществах, разделенных на классы с противоположными интереса­ми); управление экономикой (в странах социализма) либо регули­рование хозяйственной деятельности (в капиталистических стра­нах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции составляют: защита интересов данного государства в его взаимо­отношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экс­пансии в отношении других государств; развитие нормальных от­ношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного со­трудничества на основе принципов мирного сосуществования.

Причины возникновения государства

Государство появляется в результате разложения родо - племенного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

—  развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана — государства;

— возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возник­новением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества.

—   завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

—   демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

— психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа                — государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

— антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего[1, c255].

2.     Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

Формы государственного устройства. Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

1.     Унитарное государство — единое государственное образова­ние, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие поли­тической самостоятельностью. Для такого государства харак­терно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая право­вая система. Административно-территориальные единицы, од­нако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культур­ной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия, Украина  и др.

2.  Федерация — союзное государство, в которое входят со­ставные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республикан­ской), а также двойной правовой системы, двухпалатного пар­ламента, представляющего попалатно интересы субъектов фе­дерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по на­циональному (Россия, Югославия, Индия). История показыва­ет, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построен­ная таким образом федерация способна разрушиться, как толь­ко ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

Федеративное устройство Российской Федерации

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов — принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет:

1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.

Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.

3. Конфедерация — государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объ­единения — проведение единой политики, решение совмест­ных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфе­дерации. Страны такого союза — самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них — ОАР (Объединенная Арабская республика — союз Сирии и Египта, 1958—1961 гг.), Швейцария и Канада.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимо­связей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

Форма правления. Это способ организации высшей государст­венной власти и система ее взаимоотношений с населением. Ха­рактеризуется формальным источником власти.

В соответствии с этим определением в современных госу­дарствах различают следующие формы правления.

1.         Монархия — формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

Монархии бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Ныне абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Ев­ропы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня — это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления.

2.      Республика — другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти.

Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руко­водит страной — президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

В парламентской республике реальная власть в руках парла­мента. Им назначается правительство, которое подотчетно пар­ламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Испол­нительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть и пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в ос­новном — представительские функции.

У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламент­ской республике депутаты, избранные в парламент по партий­ным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ве­дущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета ми­нистров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно — волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских рес­публик являются частые отставки и смены кабинета министров.

В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, само­стоятельно руководит правительством страны. Но если пред­ставления президента расходятся с мнением большинства пар­ламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов [5,с200-201].

Правовое государство

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех обще­ственных субъектов действующему праву.

Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древ­негреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав че­ловека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой госу­дарственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоре­тиков либерализма.

К основным признакам правового государства относят сле­дующие:

•  Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить ни­кто, в том числе и само государство.

•  Равенство всех перед законом.

•       Ответственность государства перед каждым граждани­ном, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает само государство от покуше­ний на него любого гражданина или иного социального субъекта.

•       Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства.

Стабильность законодательства — важное условие осущест­вления права, уважения к закону со стороны граждан. Если за­конодательство подвергается постоянным и непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение, как самих властных структур, так и граждан.

Фундаментальные, или базовые, правовые положения (напри­мер, по вопросам государственного устройства, собственности) должны быть как можно более устойчивыми, а еще лучше — незыблемыми. Только в этом случае появляется доверие к за­кону, к власти, привлекательной прежде всего своей предска­зуемостью и стабильностью. В устойчивом в правовом отноше­нии обществе, где уважают закон, как правило, не происходит бегства капиталов, утечки мозгов, начинается эра стабильности, а значит, и процветания общества.

•       Обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над разовыми распоряжениями и указаниями властей.

•       Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, след­ствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону.

•       Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верхо­венства со стороны общества[5,c202].

Выполнение в полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государство можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.

3.      Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.

Правовое государство — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действий пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной[1, с258].

    При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга  на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Это означает, в частности, что законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов и отстраняя от должности тех ее представителей, которые эти законы нарушают. Исполнительная (правительственная) власть контролирует и сдерживает власть законодательную через право законодательной инициативы, право вето (отклонение закона) и право роспуска законодательной власти. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки, на соответствие  конституции принимаемых ими юридических актов.

Заключение

Отправной пункт политологического анализа государства — определение его в качестве основного элемента, сердцевины поли­тической системы. Государство — особая форма организации по­литической власти в обществе, обладающая суверенитетом, моно­полией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппа­рата).

Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения цент­ральных, региональных органов. Под формой правления понимает­ся способ организации верховной государственной власти, принци­пы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

Правовое государство является величайшим до­стижением мировой цивилизации. Однако задача формирования правового социального государства в России представляется ис­ключительно сложной вследствие необходимости одновременного создания и правовой государственности в условиях посттоталитарного общества.

Список литературы

1.           Пугачев В.П., Соловьев А.И, Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1998. - 447 с.

2.           Кравченко А.И. политология: учеб, - М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2005 – 448с.

3.           Политология: Учебник для вузов/Под ред. М. А. Василика. М.: — Юристъ, 2000. — 592 с

4.           Политология: Учеб. пособие для вузов/ Сост. и отв.редактор А.А. Радугин. – М.: Центр,1999. -224с

5.           Политология: учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.;   Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 367 с.