Содержание
Вопрос № 1. Сущность налогообложения и налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Классификация налогов............................................................ 3
Задача №1......................................................................................................... 11
Задача №2......................................................................................................... 12
Список литературы........................................................................................... 13
Вопрос № 1. Сущность налогообложения и налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Классификация налогов.
Налоги являются одной из составляющих экономической основы любого государства. Тема оптимального налогообложения, наряду с темами экономического развития постоянно обсуждаются и рассматриваются правительствами всех стран.
В Налоговом кодексе РФ дается следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[1]
Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительным органами, а также методы и принципы построения налогов.[2]
Налоговая система включает следующие элементы:
· субъект налогообложения (плательщик);
· объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
· налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
· правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
· ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...
Как видно А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
· равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
· определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
· простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
· неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Функции налогов
В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории:
1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.
С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.
2. Распределительная функция
С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.
Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.
3. Регулирующая функция
Регулирующая функция налогов реализуется путем:
- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;
- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.
4.Контрольная функция
При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.
Виды налогов
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.[3]
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
3. налог на доходы от капитала;
4. налог на прибыль организаций;
5. подоходный налог с физических лиц;
6. взносы в государственные социальные, внебюджетные фонды;
7. государственная пошлина;
8. таможенные пошлины и сборы;
9. налог на пользование недрами;
10. налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы;
11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13. лесной налог;
14. водный налог;
15. экологический налог;
16. федеральные лицензионные сборы.
Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Налоги субъектов Российской Федерации определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации. Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
К региональным налогам и сборам относят:
1. налог на имущество организаций;
2. налог на недвижимость;
3. дорожный налог;
4. транспортный налог;
5. налог с продаж;
6. налог на игорный бизнес;
7. региональные лицензионные сборы.
Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие "район" не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен частью 4 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
К местным налогам и сборам относятся:
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц;
3. налог на рекламу;
4. налог на наследование или дарение;
5. местные лицензионные сборы.
Классификация налогов
Классификация налогов способствует их систематизации, которая необходима и в законодательных целях. [4]
Во-первых, разумное построение налоговой системы требует упорядочения налогов, исключения дублирующих платежей.
Во-вторых, при налогообложении разных объектов применяются разные приемы юридической техники.
В-третьих, необходима группировка налогов, имеющих одинаковую природу, например, в целях избежания двойного налогообложения, при котором один и тот же субъект обречен уплачивать одни и те же или сопоставимые налоги многократно.
Группировка налогов необходима и в целях гармонизации налоговых систем разных стран.
В-четвертых, систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства.
В зависимости от характера облагаемых доходов и расходов налоги могут классифицироваться и соответственно взиматься:
· На рынке товаров или факторов производства (труда, земли и капитала);
· С продавцов или покупателей товаров;
· С домашних хозяйств или компаний;
· С источника дохода или со статьи расходов.
Налогообложению могут подлежать доходы домашних хозяйств или их членов, расходы конечных потребителей, доходы от различной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения, дивиденды.
Налоги также подразделяются на личные и реальные.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары (как вещей), т.е. продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Прямые налоги взимаются непосредственно с получателей доходов – физических или юридических лиц, косвенные – в процессе движения доходов или оборота товаров и предназначены для переложения на конечных носителей налогового бремени.
Задача №1
Условие:
Рассчитайте среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал по двум вариантами выберите наиболее доходный вариант вложения капитала.
Имеется два варианта вложения капитала. При вложении капитала в первое мероприятие получение прибыли в сумме 20 тыс.руб. имеет вероятность 0,25, а во второе мероприятие – получение прибыли в сумме 17 тыс.руб. имеет вероятность 0,75.
Решение:
При вложении капитала в первое мероприятие ожидаемое значение прибыли на вложенный капитал составляет: 20 * 0,25 = 5 тыс.руб.
При вложении капитала во второе мероприятие ожидаемое значение прибыли на вложенный капитал составляет: 17 * 0,75 = 12,75 тыс.руб.
Среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал по двум вариантами составляет = 5 + 12,75 = 17,75 тыс.руб.
Задача №2
Условие:
Определите размер дивиденда по обыкновенным акциям на сумму 200 тыс.руб., привилегированные акции на сумму 60 тыс.руб. с фиксированным размером дивиденда 170 %, а также 20 % -ые облигации на сумму 80 тыс.руб. Сумма прибыли АО направленная на выплату доходов по ценным бумагам составляет 260 тыс.руб.
Решение:
Размер затрат на выплату дивидендов по привилегированным акциям составит: 60 тыс.руб. * 170 % = 102 тыс.руб.
Сумма, оставшаяся на выплату дивидендов по обыкновенным акциям составит: 260 – 102 = 158 тыс.руб.
Доход собственников облигаций составит: 80 тыс.руб. * 20 % = 10 тыс.руб.
Список литературы
1. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика // Российский налоговый курьер, N 7, 2000 г.
2. Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации // Аудиторские ведомости, N 7, 2001 г.
3. Ермилова Н.Г. Храмова Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации в 2002 году // Налоговый вестник, N 1, 2002 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями на 25 июля 2002 г.)
5. Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов // Налоговый вестник, N 6, 2002 г.
6. Разгулин С.В. О некоторых вопросах установления налогов и сборов // Налоговый вестник, N 9, 11, 12, 2001 г.
7. Финанасы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
[1] Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями на 25 июля 2002 г.), ст. 8
[2] Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 166
[3] Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями на 25 июля 2002 г.), ст. 12
[4] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С.177.