Оглавление


Введение. 3

Требования к уровню образования аудиторов в России. 4

Система профессиональной аттестации аудиторов в России. 6

Система профессиональной аттестации аудиторов в США.. 9

Лицензирование аудиторской деятельности в России. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение


Во всех странах к профессиональным и моральным качествам аудиторов предъявляются самые высокие требования. Такое отношение обусловлено общественной значимостью выполняемых аудиторами функций. Кроме того, интеллектуальные способности аудиторов — важ­ный элемент средств производства в аудиторских фирмах и фактор обеспечения их конкурентоспособности. Для удостоверения профессио­нальной компетенции лиц, претендующих на занятие аудиторской дея­тельностью, установлены высокий образовательный ценз и специальная система квалификационных экзаменов.

Целью написания  данной работы является изучение требований предъявляемых к аудиторам в России и в Мире. Для достижения поставленной цели необходимо изучить:

1.     Требования к уровню образования

2.     Систему профессиональной аттестации

3.     Лицензирование аудиторской деятельности.





Требования к уровню образования аудиторов в России

Принципиальные требования к уровню специальной и профессио­нальной подготовки аудиторов закреплены во Временных правилах аудиторской деятельности [1] и в Правиле (стандарте) аудиторской дея­тельности «Образование аудитора» [2].

Учитывая специфику и многогранный характер деятельности ауди­торов, об их образовании говорят как о комплексе взаимосвязанных элементов.

Обязательным требованием является наличие у аудитора базово­го образования, которое, как и во многих зарубежных странах, включает высшее экономическое или юридическое образование либо среднее специальное экономическое образование, полученное в учебных учреж­дениях России, имеющих государственную аккредитацию. Высшее обра­зование может быть получено также в учебных заведениях иностранных государств, дипломы которых имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Второе требование (как и в любой экономически развитой стра­не) – опыт работы в должности руководителя, аудитора, специалиста аудиторской организации или бухгалтера, экономиста, ревизора, науч­ного работника, преподавателя по экономическому профилю. Стаж та­кой работы должен составлять не менее трех лет из последних пяти.

Помимо базового образования и практического опыта аудитор должен иметь специальное профессиональное образование, под кото­рым подразумеваются и теоретические знания, и практические навыки работы. Достигается это путем специфического построения процесса профессионального обучения аудиторов.

Первый этап этого процесса – обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах (УМЦ), продолжительность которого за­висит от базового образования и опыта работы:

o        Для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) ву­зовское образование и опыт работы на руководящих и бухгалтерских должностях не менее пяти лет, – не менее 240 часов аудиторной подго­товки при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения;

o        Для других категорий претендентов на аттестат аудитора – не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.

Высокие требования к профессиональной подготовке аудиторов обеспечиваются единообразием утверждаемых ЦАЛАКами учебных программ, применяемых в уполномоченных УМЦ, разнообразием форм учебного процесса и сдачей выпускных экзаменов по каждой изучаемой дисциплине в письменной форме по билетам, разрабатываемым УМЦ и утверждаемым ЦАЛАКами.

Очень важен второй, завершающий этап обучения – прохождение стажировки в аудиторской фирме, имеющей государственную лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Представляется, что УМЦ будут заключать договоры с ведущими национальными и меж­дународными аудиторскими организациями, стажировка в которых по­зволит претендентам освоить передовые методы организации аудитор­ской работы и получить необходимые для дальнейшей деятельности на­выки. Аудиторские организации должны будут тщательно подготовиться к такому сотрудничеству, поскольку оно потребует дополнительно за­действовать внутренние резервы, поддерживать дух наставничества у сотрудников и принимать меры для сохранения конфиденциальности ин­формации. Такая форма работы, безусловно, будет способствовать раз­витию аудита в стране, росту профессионализма аудиторов и повыше­нию качества оказываемых ими услуг.

Следует, однако, отметить, что требования специального послеву­зовского образования, сформулированные в правиле (стандарте) ауди­торской деятельности «Образование аудитора», отличаются от требова­ний Временных правил аудиторской деятельности и до внесения измене­ний в действующее законодательство имеют рекомендательный харак­тер. В настоящее время часть кандидатов перед сдачей экзаменов на аудиторский аттестат проходит обучение в УМЦ, а часть сдает экзамены экстерном без обучения в УМЦ.

В качестве элемента специального профессионального образова­ния можно рассматривать повышение профессионального уровня на по­стоянной основе. Каждый аттестованный аудитор должен ежегодно про­ходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАКами и УМЦ. Кроме того, аудитор должен самостоятельно повышать квалификацию, изучая законы, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, следить за вносимыми в них изменениями и дополнениями. Зарубежный и отече­ственный опыт организации и проведения аудита может изучаться в ходе стажировок, участия в конференциях, семинарах и симпозиумах. Разви­тие рынка аудиторской деятельности требует от аудиторов активного участия в разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности, методик и программ учебных курсов по аудиту.

В правиле (стандарте) «Образование аудитора» содержится сле­дующее требование: каждый аудитор должен свободно владеть дело­вым русским языком. Хотя такого требования нет в нормативных доку­ментах более высокого уровня, на практике оно должно соблюдаться, по­скольку каждый претендент на получение аудиторского аттестата обя­зан сдать соответствующие экзамены именно на русском языке.

Совершенствованию образования в этой области способствует участие аудиторов в написании пособий и монографий по вопросам тео­рии и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финан­сов и права.

Полноценное образование и жесткие критерии отбора обеспечат высокий профессионализм аудиторов и позволят поддерживать престиж профессии аудитора на высоком уровне.

Система профессиональной аттестации аудиторов в России


В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельно­сти физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельно­стью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, должны пройти аттестацию на право осуществления такой деятельности.

Постановлением Правительства РФ [3] утвержден Порядок про­ведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности,

Аттестация проводится по четырем специализациям:

§     общий аудит, т.е. аудит предприятий, их объединений, организа­ций, учреждений и граждан, осуществляющих самостоятельную пред­принимательскую деятельность (орган, ответственный за аттестацию,– Минфин России);

§     аудит товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсион­ных, общественных и других фондов (орган, ответственный за аттеста­цию, – Минфин России);

§     аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (первоначально в качестве органа, ответственного за аттестацию, вы­ступал Росстрахнадзор, в настоящее время орган, ответственный за атте­стацию, – Минфин России);

§     аудит банков и кредитных учреждений, их союзов и ассоциаций (орган, ответственный за аттестацию, – Банк России).

Для проведения аттестации в структуре Минфина России и Банка России, как мы уже говорили, действуют ЦАЛАКи.

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осу­ществления аудиторской деятельности утвержден ЦАЛАКом Минфина России [4]. За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством России.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установлен­ном законом порядке.

Заявление и необходимые документы претендента рассматрива­ются Комиссией в срок, не превышающий одного месяца с момента их представления. Обязанность по извещению претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов возложена на ЦАЛАКи. Сдача квалификационных экзаменов проводится на базе УМЦ по обуче­нию и переподготовке аудиторов, с которыми ЦАЛАКи в установленном порядке заключают договоры. Перечень уполномоченных УМЦ опреде­ляется Комиссией по аудиторской деятельности по представлению Мин­фина России. По состоянию на 1 января 1997 г. в системе Минфина Рос­сии утверждено 36 УМЦ для проведения аттестации аудиторов в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Требования по сдаче квалификационных экзаменов в России

Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме в соответствии с Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита [5] и Программой проведения квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов [6]. Порядок проведения квали­фикационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, состав экзаменационной комиссии утверждают ЦАЛАКи по представлению УМЦ.

ЦАЛАКи рассматривают результаты экзаменов в двухнедельный срок. Если возникли сомнения в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки, ЦАЛАКи вправе назначить претенденту пере­экзаменовку. По рассмотрении результатов квалификационных экзаме­нов ЦАЛАКи в течение месяца со дня принятия решения выдает квалификационный аттестат аудитора сроком на 3 года.

Претендент лишается права получения квалификационного аттестата, если выявляются факты представления им недостоверных сведений, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, про шедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, то аттестат утрачивает силу.

Система профессиональной аттестации аудиторов в США

В качестве примера того, как обеспечивают высокую квалифика­цию специалистов за рубежом, приведем систему аттестации аудиторов в США [62, с. 48].

Основными профессиями в практике аудита США являются:

§  присяжный бухгалтер (Certified Public Accountant – CPA);

§  присяжный внутренний аудитор (Certified Internal Auditor – CIA);

§  присяжный аудитор информационных систем (Certified Informa­tion Systems Auditor – CISA).

Получить лицензию штата на ведение практики и иметь право на звание присяжного бухгалтера могут только лица, сдавшие экзамен на СРА и отвечающие требованиям комиссий штатов. В большей части штатов претенденты должны пройти четырех-, а иногда и пятилетнее обучение в колледже по специальности «Бухгалтерский учет» и иметь опыт работы по этой профессии. Экзамен на СРА проводит экзаменаци­онная комиссия AICPA раз в полгода (в мае или ноябре) одновременно на всей территории США.

Несмотря на то что в разных штатах установлены различные тре­бования к образованию и опыту работы, как правило, в большей части штатов лицензии на ведение аудита выдаются лишь при наличии у ауди­тора практического опыта.

Экзамен на звание присяжного внутреннего аудитора проводит правление Института внутренних аудиторов. Его могут сдавать внутрен­ние аудиторы и другие лица, имеющие необходимую квалификацию. Сертификат внутреннего аудитора удостоверяет квалификацию, но не предусматривает выдачу лицензии на осуществление практической дея­тельности.

Экзамен на звание присяжного аудитора информационных систем проводится в соответствии с требованиями, разработанными Службой проверки образования по заказу Фонда аудиторов. Профессиональное свидетельство присяжного аудитора информационных систем отличает­ся от лицензии штата.

Лицензирование аудиторской деятельности в России


Аудиторы, работающие самостоятельно, аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юриди­ческими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской дея­тельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление этого вида деятельности.

Аудиторская деятельность лицензируется в целях осуществления государственного контроля за соблюдением аудиторскими фирмами требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности. Наличие квалификационного аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься ауди­торской деятельностью в качестве предпринимательской. С 1 января 1995 г. Указом Президента России аудиторская деятельность без лицензии запрещена. Порядок выдачи лицензий утвержден Постановлени­ем Правительства России.

В России сложилась следующая система лицензирования. Комис­сия по аудиторской деятельности выдает генеральные лицензии на про­ведение аудита:

§  Минфину России (в области общего аудита, аудита бирж, вне­бюджетных фондов и инвестиционных институтов, страховых организа­ций и обществ взаимного страхования);

§  Банку России (в области банковского аудита).

ЦАЛАКи ведут государственные реестры аудиторов и аудиторских организаций, получивших лицензию. Лицензии выдаются на платной ос­нове по единой форме в соответствии с заявлением аудитора (аудитор­ской фирмы) на срок от одного года до пяти лет на осуществление:

§     банковского аудита;

§     аудита страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния (аудита страховщиков);

§     аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

§     общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Для получения лицензии аудитор, работающий самостоятельно, и аудиторская фирма должны подать заявление.

Аудитор, работающий самостоятельно, к такому заявлению дол­жен приложить:

1.           нотариально заверенные копии квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законо­дательством Российской Федерации в качестве предпринимателя, дей­ствующего без образования юридического лица;

2.           сведения о местожительстве;

3.           квитанции об уплате сбора за выдачу лицензии.

Аудиторская фирма к заявлению на выдачу лицензии должна при­ложить:

1.           нотариально заверенные копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копию свидетельства о госу­дарственной регистрации в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

2.           справку банка либо иные документы, подтверждающие оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру;

3.           сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах;

4.           квитанцию (копию платежного поручения) об уплате сбора за вы­дачу лицензии.

ЦАЛАК может отказать в выдаче лицензии, если представленные для ее получения документы не соответствуют требованиям Временных правил аудиторской деятельности или установленному порядку лицен­зирования.

Лицензии могут быть аннулированы выдавшей их комиссией толь­ко в следующих случаях:

§     обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

§     осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

§     предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации;

§     вступления в законную силу приговора суда, предусматриваю­щего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в финансово-хозяйственной сфере;

§     умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обсто­ятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

§     неоднократного неквалифицированного проведения аудитор­ских проверок или оказания аудиторских услуг.

Сведения об аннулировании лицензий, об аудиторах и аудиторских фирмах, включенных в единый государственный реестр, публикуются в центральной печати и печатных органах тех регионов, на территории ко­торых работают аудиторы и аудиторские фирмы.

Заключение


Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России к специалистам аудита применяются очень высокие требования.

Высокие требования касаются образования аудиторов. Все специалисты аудита должны иметь высшее или средне-специальное экономическое или юридическое образование. Аудиторы должны постоянно повышать уровень и качество своих знаний посредством прохождения курсов повышения квалификации.

Так же требования распространяются относительно опыта работы. Аудитором может стать специалист отработавший в области бухгалтерского учета не менее трех лет из последних пяти.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельно­сти физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельно­стью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, должны пройти аттестацию на право осуществления такой деятельности.

В целях проведения государственного контроля за аудиторской деятельностью все аудиторы, работающие самостоятельно, аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юриди­ческими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской дея­тельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление этого вида деятельности.




Список литературы

1.           Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверж­дены Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2263.

2.           Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Феде рации, протокол № 6 от 25 декабря 1996 г.

3.           Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 г. № 482 (в редакции от 21 июля 1997 г.).

4.           Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления ауди­торской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов Российской Федерации (протокол № 4 от 5 июля 1994 г.) (в редакции протокола № 32 от 30 мая 1996 г., решения ЦАЛАК Минфина России от августа 1998 г.).

5.           Программа проведения квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора в области общего аудита. Утверждена Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов Российской Феде­рации 9 сентября 1996 г.

6.           Программа проведения квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Утверждена Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комис­сией Министерства финансов Российской Федерации 9 сентября 1996 г.

7.           Данилевский Ю.А. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инве­стиционных институтов. – М.: Бухгалтерский учет, 1996.