Содержание

                      Введение

3

1.

Общие положения 

  4

2.

Налог на добавленную стоимость

9

3.

Налоги и сборы, расходы по уплате которых, осуществляются за счет финансового результата деятельности предприятия


10


3.1

Налог на имущество предприятий

 10


3.2

Целевые сборы на содержание муниципальной милиции, пожарной охраны

 

11

4.

Налог на прибыль организации

12


4.1

Определение конечного финансового результата по данным бухгалтерского учета


12


4.2

Расчет прибыли в целях налогообложения

13


4.3

Расчет суммы налога на прибыль

17

                      Заключение

 20

5.

УИРС по теме «Экономическая сущность налогов и их функции»

21

                      Список литературы

 31

                      Приложения

32

 












Введение

     Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с  момента возникновения государственности.

     С переходом российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста, становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

      Действующая система налогообложения была введена в 1991 – 1992 гг. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

     Экономическая ситуация диктующая необходимость проведения налоговых реформ подтверждает актуальность изучения данной темы.

     Целью выполнения данной курсовой работы является изучение налогового законодательства Российской Федерации и механизмы исчисления ведущих налогов.

     Задачи выполнения курсовой работы:

1.     выработка практических навыков по исчислению налогов предприятия;

2.     выработка навыков по заполнению налоговых деклараций;

3.     анализ структуры налоговых платежей за 2 квартал 2003 г.








1.     Общие положения


     В связи с принятием Налогового Кодекса и в связи с попытками перехода на международные стандарты финансовой отчетности все большее значение приобретает знание не только бухгалтерского (финансового) и управленческого учета, но и налогового. Налоговый учет представляет собой раздел учета, позволяющий основываясь на единые первичные документы, составлять налоговые регистры, а затем налоговые декларации. Таким образом, можно сказать, что налоговая декларация является конечным результатом учетного процесса. 

     В соответствии с законодательством РФ налоговый учет представляет собой единую систему отражения результатов экономической деятельности налогоплательщика и (или) иных объектов, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.

     Налоговый учет предполагает предоставление информации о исчислении и перечислении различных налогов и платежей.

     Предоставление достоверной информации для учета строго регламентируется государством, имеются утвержденные формы отчетности (декларации).

     Согласно ст.23 части первой НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

     Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога  и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

     Налоговая декларация является заключительным звеном в цепочке:


┌──────────────┐        ┌───────────────┐       ┌────────────────┐

│   Первичный  │        │               │       │  Декларация по │

│   документ   ├───────>│   Налоговые   ├──────>│    налогам     │

│бухгалтерского│        │    регистры   │       │                │

│     учета    │        │               │       │                │

└──────────────┘        └───────────────┘       └────────────────┘

 

    При этом, для того чтобы верно отразить в декларации данные для расчета налога бухгалтерией на основании первичных документов используемых и для бухгалтерского учета составляются (заполняются) налоговые регистры. Таким образом, не требуется составления отдельных первичных документов отдельно для налогового учета. В соответствии со ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик имеет право применять регистры бухгалтерского учета, дополняя их реквизитами, необходимыми для налогового учета, или вести отдельно регистры налогового учета для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

      Хотя налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета согласно ст.313 НК РФ, но это вовсе не значит, что налогоплательщик при разработке регистров налогового учета не может воспользоваться аналитическими регистрами налогового учета, размещенными на сайте МНС России, что определено в разд.9 "Организация налогового учета" Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации по применению гл.25 НК РФ).

     Аналитические регистры налогового учета представляют собой не что иное, как сводные формы, систематизирующие данные налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Но при этом данные налогового учета должны приводиться в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, содержащих необходимую информацию об объектах налогообложения.

     Налогоплательщики вправе выбрать в качестве метода налогового учета, либо метод начисления, либо кассовый метод.

    Для учета доходов и расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики применяют метод начисления. При этом методе доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговой) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

     При этом необходимо учитывать, что датой реализации товаров признается день перехода права собственности на товары, определяемый в соответствии с гражданским законодательством. Дата реализации работ соответствует дате подписания документа, подтверждающего передачу результатов этих работ. Датой реализации услуг признается день оказания этих услуг. датой реализации имущественных прав следует признавать день перехода указанных прав приобретателю. Указанный порядок регулируется ГК РФ.

     Даты возникновения расходов при методе начисления определены ст. 272 НК РФ. При этом расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся, исходя из условий сделки. То есть при осуществлении расходов период их учета (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены. Если период, к которому расходы относятся, не может быть определен исходя из документов, в соответствии с которыми подобные расходы осуществлены, то эти расходы относятся к периоду их возникновения (начисления).

     Одновременно следует обратить внимание на то, что в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

      В этом случае цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов: равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется в общеустановленном порядке.    

     Кассовый метод.

     Организации (за исключением банков), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал, имеют право учитывать дату возникновения доходов и расходов согласно ст.273 НК РФ (кассовый метод). По кассовому методу датой получения дохода (как от реализации, так и внереализационного) признается день поступления имущества (работ, услуг) или имущественных прав либо погашение задолженности иным способом. Для определения возможности применять кассовый метод организация ежеквартально исчисляет вышеупомянутый показатель путем суммирования выручки за предыдущие четыре квартала и деления суммы на четыре. В случае если полученный показатель окажется больше одного миллиона рублей, налогоплательщик обязан учесть доходы и расходы текущего налогового периода исходя из метода начисления, начиная с начала этого налогового периода, и, соответственно, представить заявления о дополнении и изменении декларации за истекшие отчетные периоды.

     Для целей налогообложения при определении цены принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки и эта цена считается рыночной. Однако налоговые органы вправе проверять правильности применения цен по сделкам в ряде случаев, а именно:

-         между взаимозависимыми лицами;

-          по товарообменным (бартерным) операциям;

-          при совершении внешнеторговых сделок;

-          при отклонении более, чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) а пределах непродолжительного периода времени.

 

 

 

 


























2. Налог на добавленную стоимость


     НДС, введенный с 1 января 1992 г., в настоящее время является основным косвенным налогом, поступление денежных средств от которого в бюджет составляет более 25% всех поступлений налогов, сборов и платежей.

     На основании данных приложения 1 осуществим расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащую взносу в бюджет за 2-ой квартал 2001 года. (Приложение 2.1)

     Определим результаты по счету 68 «Расчеты с бюджетом по НДС» за 2 квартал 2001г. (Приложение 2.2)

     Рассчитаем сумму налога, подлежащую взносу в бюджет и заполним таблицу 2.1. (Приложение 2.3)


 

















3.     Налоги и сборы, расходы по уплате которых, осуществляются за счет финансового результата деятельности предприятия


3.1             Налог на имущество предприятий


Для расчета налога на имущество предварительно рассчитывается среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества по формуле:


                                              0,5 И01.01 + И01.04 + 05 И01.07

Среднегодов.стоимость = -------------------------------------------

 имущества за 6 месяцев                              4


В данном случае расчет производится за 1 полугодие = (0,5 х (3000 – 100) + (3100-100) + 0,5 (13150 – 100))/4 = 2 743,75

Таблица 3

Расчет налога на имущество предприятия

за  1 полугодие 2001 г.

Показатель

Значение показателя

1. Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за отчетный период

2 743,75

2. Установленная ставка налога, процент

2

3. Сумма налога по расчету за отчетный период (п.1 х п.2)

54,9

4. Начислено в бюджет налога за отчетный период

13,7

5. Причитается к уплате в бюджет налога на имущество по сроку (п.3 – п.4)

41,2




3.2             Целевые сборы на содержание муниципальной милиции,

пожарной охраны

Таблица 5

Декларация по целевым сборам

за 1 полугодие 2001 г.

Показатель

Значение показателя

1. Среднесписочная численность работающих за отчетный период, чел

20

2. Минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством

 600

3. Минимальный размер оплаты труда (стр.1 х стр.2)

12 000

4. Ставка целевого сбора в процентах

2

5. Сумма целевого сбора, (стр.3 х стр.4): 100

240

6. Льготы, представленные представительными органами местного самоуправления

0

7. Сумма сбора, подлежащая взносу в бюджет (стр.5 – стр.6)

240

8. Начислено за предыдущий период

0

9. К доплате (стр.7 – стр.8)

240

10. Подлежит зачету или возврату









4.     Налог на прибыль организации 


4.1             Определение конечного финансового результата по данным

 бухгалтерского учета    

     Для определения конечного финансового результата следует:

-         выполнить расчеты в разделах 3, 4;

-         отразить хозяйственные операции, приведенные в приложении 1, и операции, связанные с начислением и перечислением налогов и сборов, рассчитанных в разделах 3, 4 в системе двойной записи в таблице 6;

-         свести расчеты в таблицу 7 «Расчет конечного финансового результата по данным бухгалтерского учета».

Таблица 7

Расчет конечного финансового результата по данным

 бухгалтерского учета

Показатель

Значение показателя

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

13 652,5

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

9 904

3. Валовая прибыль

3 748,5

4. Коммерческие расходы

1 114

5. Управленческие расходы

1 918

6. Прибыль (убыток) от продаж (стр.1 – стр.2 – стр.4 –стр.5)

716,5

2. Операционные доходы и расходы

7. Проценты к получению


8. Проценты к уплате


9. Доходы от участия в других организациях

1 800

10. Прочие операционные доходы

5 004,4

11. Прочие операционные расходы

3 038,1

3. Внереализационные доходы и расходы

12. Прочие внереализационные доходы

558

13. Прочие внереализационные расходы

338

14. Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.6 + стр. 7 + стр. 9 + стр. 10 + стр.12 – стр.8 – стр.11 – стр.13)

4 702,8

15. Налог на прибыль  и иные аналогичные обязательные платежи

820,3

16. Прибыль (убыток) от обычной деятельности

3 882,5

4. Чрезвычайные доходы и расходы

17. Чрезвычайные доходы

0

18. Чрезвычайные расходы

0

19. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (стр.16 + стр.17 – стр.18)

3 882,5


4.2             Расчет прибыли в целях налогообложения

Таблица 8

Доходы от реализации

за 1 полугодие 2003 г.

тыс. руб.

№ п/п

Показатели

Сумма

1

Выручка от реализации – всего,

16 804,2

2

в том числе от экспорта



из п.1


3

выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства

13 652,5

4

выручка от реализации имущественных прав, за исключение доходов от реализации права требования


5

выручка от реализации прочего имущества

3 151,7

6

выручка от реализации покупных товаров


7

Выручка от реализации амортизируемого имущества


8

Выручка от реализации права требования как реализация финансовых услуг


9

Выручка от реализации права требования до наступления срока платежа


10

после наступления срока платежа


11

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно – коммунальной и социально – культурной сферы



Итого доходов от реализации (п.1 + сумма п. 7 по п. 11)

16 804,2


Таблица 9

Внереализационные доходы

№ п/п

Показатели

Сумма

1

Доходы от совместной деятельности

186

2

Дивиденды по акциям принадлежащим предприятию

1 800

3

Начисленные, но не полученные предприятием штрафные санкции за нарушение хоздоговоров


508

4

Арендная плата

1 666,7

5

Положительные курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса рубля ЦБ РФ


50


Итого внереализационные доходы

4 210,7


Таблица 10

Расходы, связанные с производством и реализацией, уменьшающие

сумму доходов от реализации за 1 полугодие 2003 г.

№ п/п

Показатели
Сумма

1

Себестоимость отгруженной продукции

9 904

1.1

Сверхнормативное списание затрат на рекламу

50

1.2

Сверхнормативное списание суточных при служебных командировках


30

1.3

Прочие сверхнормативные списания затрат на себестоимость реализованной продукции


100


Итого себестоимость отгруженной продукции с учетом корректировок


9 724

3

Коммерческие расходы

1 114

4

Управленческие расходы

1 918

5

Себестоимость реализованных материалов

2 814


Итого расходов

15 570


Таблица 11

Внереализационные расходы

№ п/п

Показатели

Сумма

1

Сумма недоамортизации основных средств

169

2

Начисленные, но не полученные предприятием штрафные санкции за нарушение хоздоговоров


308

3

Отрицательные курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса рубля ЦБ РФ


30

4

Налог на имущество

54,9

5

Целевые сборы на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны


0,2


Итого внереализационные расходы

562,1


Таблица 12

Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего

налоговую базу за 1 полугодие 2003 г.

№ п/п

Показатели

Год, за который получен убыток

Сумма

1

2

3

4

1

Остаток, неперенесенного убытка на начало отчетного (налогового) периода – всего


х


130 000


в том числе:



2

убытка, полученного до 1 января 2002 года (сумма п.3-п.7)



3

за

1997 год

20 000

4

за

1998 год

0

5

за

1999 год

10 000

6

за

2000 год


7

за

2001 год

100 000

8

Убытка, полученного после 1 января 2002 года (сумма п.9-п.13)



9

за



10

за



11

за



12

за



13

за



14

Налоговая база за отчетный (налоговый) период (строка 140 Листа 02)


Х

4 882,8

15

Сумма убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период (не выше 30 процентов налоговой базы по п.14)


1 464,8

16

Остаток неперенесенного убытка на конец отчетного (налогового) периода – всего (п.1 – п.15) + строка 050 Листа 02 (если по строке 050 Листа 02 указан убыток)


128 535,2

17

в том числе:

убытка, полученного до 1 января 2002 года (п.2 – п.15, но не более п.2), а также сумма п.18-п.22


Х



18

за

1997 год

18 535,2

19

за

1998 год

0

20

за

1999 год

10 000

21

за

2000 год

0

22

за

2001 год

100 000

23

убытка, полученного после 1 января 2002 года (п.16-п.17), а также сумма п.24-п.28

Х



24

за



25

за



26

за



27

за



28

за





4.3 Расчет налога от фактической прибыли

Таблица 13

Расчет налога на прибыль организаций

за 1 полугодие 2003 г.

№ п/п

Показатели

Сумма

1

2

3

1

Доходы от реализации (Приложение № 1)

16 804,2

2

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (Приложение № 2)

15 570

3

Внереализационные доходы

4 210,7

4

Внереализационные расходы

562,1


в том числе:



убыток, образовавшийся при уступке права требования (в соответствии с пунктом 2 статьи 279 НК)


5

Итого прибыль (убыток) (п.1 – п.2 + п.3 – п.4)

4 882,8

6

Доходы по операциям с ценными бумагами, облагаемые по иным ставкам, а также доходы в виде дивидендов (доходов от долевого участия в иностранных организациях)


7

Сумма положительного сальдо курсовых разниц, возникших с даты поступления иностранной валюты на счет предприятия или организации и до даты принятия ОВГВЗ серии Ш к бухгалтерскому учету в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги (для первичных владельцев)


8

Доходы от долевого участия в других организациях, а также проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог с которых удержан налоговым агентом (источником выплаты дохода)


9

Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»


10

Льготы, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ:

Предусмотренные п.4 ст. 6 Закона № 2116-1


11

Предусмотренные абз.10 п.6 ст.6 Закона № 2116-1


12

Предусмотренные абз.14 п.6 ст.6 Закона № 2116-1


13

Предусмотренные абз.27 п.6 ст.6 Закона № 2116-1


14

Налоговая база (п.5 – п.6 – п.7 – п.8 – п.9 – п.10 – п.11 – п.12 – п.13)

4 882,8

15

Сумма убытка или части убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах) (строка 100 Приложения № 4 к Листу 02)

1 464,8

16

Сумма прибыли, исключаемая из налоговой базы в связи с предоставлением дополнительных льгот


17

Налоговая база для исчисления налога

3 418,0

18

Ставка налога на прибыль – всего, (%)

24

19

Сумма исчисленного налога на прибыль – всего,

820,3

20

Сумма начисленных налоговых авансовых платежей за отчетный (налоговый) период – всего

0

21

Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно специальной Декларации (расчета), принятой налоговым органом

0

22

Сумма налога на прибыль к доплате – всего (п.22 – п.23 – п.24, если п.22 меньше суммы п.23 и 24)

820,3

23

Сумма налога на прибыль к уменьшению


24

Сумма ежемесячных авансовых платежей

на 3 квартал 2003 года всего

(строка 250 – строка 250 Декларации за предыдущий период)









Заключение


Таблица 14

Структура налоговых платежей предприятия

Налог

Сумма

Удельный вес, проц.

1. Налог на прибыль

820,3

66,77

2. Налог на имущество

54,9

4,47

3. Целевые сборы на содержание муниципальной милиции, пожарной охраны


0,2


0,02

4. НДС

353

28,74

Итого

1228,4

100,00


      Анализ структуры налоговых платежей показывает, что наибольшую долю (66.8%) в общей сумме налогов предприятия составляет налог на прибыль, НДС имеет долю 28,7%, порядка 5 %  от общей суммы налоговых платежей составляет налог на имущество. Доля целевых сборов на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны составляет 0,02 %, что ничтожно мало по отношению к прочим налогам.

     Структура налоговых платежей проиллюстрирована круговой диаграммой в приложении 4. 










5.     Учебно-исследовательская работа студента по теме «Экономическая сущность налогов и их функции»


     Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой системы. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

     С введением новой налоговой системы и приданием налогам важной роли в регулировании социально – экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней возникла необходимость в нормативной базе.

     Как известно, блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991 г., а начиная с 1992 г. эти акты вступили в действие. С того времени в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что в основном связано с приведением налоговой системы в соответствие с новыми политическими и экономическими процессами, которые разворачивались в стране.

     Экономическая ситуация диктовала необходимость проведения налоговой реформы. Пути и способы осуществления преобразований были предметом обсуждения на представительных собраниях научной и деловой общественности, в средствах массовой информации.

     Для преодоления имеющихся недостатков в налоговой системе предлагалось доработать и законодательно утвердить Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

     Наконец, в результате продолжительной работы Государственная Дума приняла 16 июня 1998 г., Совет Федерации одобрил 17 июля 1998 г. часть первую НК РФ, и Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

     Сразу же после опубликования НК РФ ученые, экономисты, юристы начали вносить множество предложений по корректировке, изменению и дополнению многих статей указанного кодекса. Потребовался год, чтобы изучить их, проверить на практике, подготовить, согласовать и принять эти поправки.

     Не раскрывая сути внесенных изменений, зададимся вопросом: почему в течение последних десяти лет постоянно говорят о необходимости налоговой реформы, неужели неоднократно проведенные преобразования в налоговой системе были ошибочными или недостаточными для того, чтобы налоги выполняли свое общественное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства?

     Налоги и сборы являются основными источниками формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.

     Налог как экономическая категория существует помимо воли одного лица, группы лиц. Однако государство может использовать эту категорию, как во благо общества, так и во вред ему. Научная обоснованность налоговых форм зависит как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости. Здесь особую важность приобретает проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, дискриминация отдельных форм отсутствует, то и отдельные виды налогов должны в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога, как такового. Налог выражает отношение собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы.

     В Налоговом кодексе РФ дается следующее определение налога. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 

     Налоговые отношения – это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства – бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.

     На страницах экономической печати и в нормативных документах закрепился термин «бюджетно-налоговые отношения». В нем наиболее точно выражена специфика экономической категории налога.

     Налог – категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финансов. Централизация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы:

·        способствовать возобновлению воспроизводственных процессов;

·        обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;

·        обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;

·        проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследования;

·        создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

     В связи с этим часть созданной в производстве стоимости в форме финансовых ресурсов изымается в безэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов и отличает налоговые отношения от других перераспределительных отношений.

     Налогу с позиции всеобщности свойственны отличительные черты, создающие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.

     Основными признаками налога, существующего на поверхности экономической действительности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие:

-         налог – обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;

-         в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

-         налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно – технической основе.

     В налоге должны соизмеряться его фискальные и регулирующие «способности».

     Последнее свойство налога наиболее значимо, ибо оно обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.

     Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечить общественный прогресс. 

     Использование налога на практике подчиняется четким принципам. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные или организационно – экономические. Фундаментальные принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и времени. Воспринимая налог как объективно существующую абстракцию реальных отношений распределения стоимости, представляется, что при этом складываются отношения между государством и хозяйствующими субъектами по изъятию из хозяйственного оборота средств на общественные нужды.

     Фундаментальные принципы существования налога (научно осознанного в процессе налогообложения) были разработаны Адамом Смитом:

1.      «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это – принцип равенства налогообложения.

2.      «Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это – принцип определенности.

3.      «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это – принцип удобства.

4.      «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это – принцип дешевизны.

     В условиях тоталитарного государства налог утрачивает эти принципы. Налогообложение приобретает одностороннюю фискальную направленность.

     Налог становится простой формой субъективистского управления перераспределением созданной стоимости. Такое использование налога преследует единственную цель: за счет максимальной децентрализации валового национального продукта в руках государства обеспечить экономические устои тоталитарного государства.

     Отсюда следует, что вопросы сущности налога как экономической категории важны не только с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэтому в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложении без учета требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата налогом своей объективности, то есть его отрыв от экономического базиса. И это непосредственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.

     Таким образом, экономическое содержание понятия «налог» - двуедино:

а) налог – это теоретическая абстракция реально существующих производственных отношений перераспределительного характера, то есть экономическая, объективная категория;

б) налог – это практическая форма существования этой категории на поверхности экономической действительности в виде целенаправленного орудия воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводства, то есть способ управления ими, формы существования категории. Налог на практике – это виды налогов и системы управления ими.

     На практике не существует разграничения между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу государства». Однако это неоднозначные понятия. Налог как экономическая категория столь же отличен от конкретного вида налога, например, на прибыль, доход, прирост капитала, добавленную стоимость, имущество и т.д., как могут быть отличны, например, прогнозируемые запасы нефти по качественному и количественному содержанию от тех, которые будут извлечены на поверхность и использованы с той или иной пользой для общества.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

     Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

     В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

     Фискальная функция (фискас – государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

     Посредством фискальной функции часть финансовых ресурсов перераспределяется в пользу государства. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Это перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, то есть так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушить нормальный ход воспроизводства. Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределению и потреблению.

     Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направления:

-         регулирование рыночных, товарно – денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т.е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

-         регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово – экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно – хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Стимулирующая налоговая функция проявляется на практике в двух плоскостях: в виде льгот и санкций. С их помощью государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.

     Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

     Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налога. Контрольной свойство всей системы налогообложения заложено в ней благодаря самой сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства.

     Распределительная, или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. 

     Таким образом, функциональное предназначение налога объективно определяется сущностным потенциалом налога и не зависит от одностороннего волеизъявления государства. На практике оно может быть деформировано. Особенно это относится к регулирующей функции налога. Фискальная функция налога реальна во всех общественно – политических формациях, а регулирующая функция может существовать номинально, то есть только теоретически. Это может быть в случае, если внутренний потенциал налога, его сущностное предназначение не используется или используется в искаженном виде государством из-за субъективистских подходов к выбору видов налогов и определению условий их действия. При этом складываются негативные тенденции развития налогов. Номинально остается регулирующая налоговая функция и в том случае, когда система налогообложения не учитывает требований объективных экономических законов и используется государственной властью в одностороннем порядке: только в целях формирования максимального бюджета в ущерб потребностей экономики. Эти тенденции вредны экономике.

     Функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. На практике это обеспечивается за счет установления оптимального уровня налоговых изъятий. В данном случае достигаются поставленные перед налогообложением цели: сформировать бюджет, не ущемляя экономические интересы налогоплательщиков. Взаимообусловленность функций налога обеспечивает эффективность всей системы налогообложения на практике. Поиск способов достижения относительного равновесия налоговых функций осуществляется непрерывно. По мере нахождения оптимальных, по мнению разработчиков, подходов к налогообложению, создаются различные налоговые концепции. Их содержание оценивается специалистами. Предложения по совершенствованию налогообложения должны учитывать реалии базиса и выноситься на обсуждение в государственные органы власти и управления. Из числа обсуждаемых налоговых концепций, разумеется, должны выбираться те, которые могут служить основанием для разработки налоговых законов.

     Непреложным условием научно – практического поиска оптимального варианта налогообложения является незыблемость фундаментальных принципов существования налога на практике, которые определены как четыре классических правила налогообложения. Иными словами, если налогу как экономической категории присущи указанные выше классические свойства, то и любая действительно налоговая форма должна быть в этой или иной степени наделена ими. В противном случае отдельные виды налогов будут только называться налогами, а в действительности представлять собой директивное изъятие финансовых ресурсов у их создателей.

      Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, то есть от таких видов налогов, обеспечение сбора которых требует средств по объему, значительно превышающих суммы их фактического поступления в бюджет. Такие незначительные налоги только запутывают налоговую систему, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников от сложных и серьезных работ.

     Более того, налоги сталкивают интересы государства и налогоплательщиков. Роль налогов для каждого из них оценивается по-разному. Следовательно, роль налога абсолютно – позитивной быть не может, ибо она оценивается с разных позиций, позитивное для государства может негативно сказываться на доходе плательщика, и, наоборот, минимальные налоги не покроют потребности государства при выполнении им своих функций. Их экономические интересы различны и особенно далеки друг от друга в условиях кризисной экономики.

Список литературы.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2.     Налоговый Кодекс Российской Федерации, части первая и вторая

3.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ

4.     Приказ Минфина РФ от 06.0.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99)» // «Налоговый вестник», № 10, 1999

5.     Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 464с. – (Серия «Высшее образование»).

6.     Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»)

7.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).

8.     Нестеров В.В. Сущность налога, его общественное назначение // «Налоговый вестник», 2000, № 2

9.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176 с.

10.             Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.






















ПРИЛОЖЕНИЯ