Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Глава I. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей............................................................................................................................. 4

Глава II. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей........................................................................................ 7

Глава III. Усыновление (удочерение): порядок и правовые последствия.. 10

3.1. Порядок усыновления......................................................................... 12

3.2. Правовые последствия усыновления (удочерения)......................... 13

Глава IV. Отмена усыновления (удочерения)............................................... 16

Глава V. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях........................................................................................................................... 19

Заключение....................................................................................................... 28

Список использованной литературы........................................................... 30

Введение

К какой бы деятельности ни готовил себя человек, его правовая культура, уровень профессиональных знаний в значительной степени определяются умением грамотно защитить права человека в любой сфере, в том числе и в семье.

Семья существует не изолированно от окружающего ее мира. Множество нитей связывает семейную общность с юридическими и физическими лицами. В отношениях между ними действует не только закон, но и правила морали. А там, где приходится иметь дело с защитой прав ребенка, надо считаться и с правилами педагогики, детской психологии. Эта задача не из простых, и ее решение связано с применением не только правовых, но и иных знаний. Возникнув с рождения ребенка, родительское правоотношение в ходе своего развития подвержено изменениям, предопределяемым возрастом детей, состоянием здоровья родителей и детей, а также условиями жизни семьи.

Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Эта проблема актуальна и для России, т.к. по последним данным в стране до 4 млн. беспризорных детей, которые либо лишились семьи, либо периодически убегают из детских домов. Также эта проблема актуальна и потому, что даже в нашем благополучном городе существуют два специализированных учреждения для таких детей, причем детский дом открыт два года назад. Поэтому интересно было попытаться выяснить причины детского неблагополучия, а также попытаться определить пути решения этой проблемы.

Глава I. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детяхСоциальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых: умерли; · лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах; · признаны безвестно отсутствующими; · недееспособны (ограниченно дееспособны);  отбывают наказание в исправительных колониях; ·обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей; ·уклоняются от воспитания детей; отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Статья 122 Семейного кодекса РФ устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов РФ) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ) уровне.

Необходимой предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Выявление таких детей является непосредственной функциональной обязанностью должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Предусмотренная ч.1 п.2 ст.122 СК обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Как правило, органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.) могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Часть 2 п.1 ст.122 СК устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный (до устройства - ст.123 СК) присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.[1]

При первичном обследовании составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

Данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы и принимаются меры по его устройству.

 В отличие от п.1 ст.122 СК, п.2 устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их представления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители указанных в п.2 ст.122 СК учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

В отличие от ранее действовавшего законодательства ст.122 КоБС[2], п.3 ст.122 СК в интересах детей, обеспечения скорейшего их устройства в семью вносит существенные коррективы в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных) и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).

Статья 123 Семейного кодекса РФ предусматривает устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки, предусмотренные п.3 ст.122 СК, должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.

Приемная семья может представлять собой семейную общину, состоящую из семьи, основанной на браке, происхождении или усыновлении. Это один тип приемной семьи. Другой тип семьи основан на опеке, третий тип - на фактическом воспитании. Любая семья из указанных типов может организовать приемную семью на договорной основе. Исключением из общего правила будет приемная семья, образованная на основе договора органа опеки и попечительства с не состоящими в браке и не имеющими детей отдельными мужчиной или женщиной. В этом случае семья, состоящая из одного приемного родителя и приемного ребенка, будет иметь совершенно особое основание своего создания - договор, имеющий смешанную семейно- и гражданско-правовую природу.

Приемная семья состоит из приемных родителей( супругов или одиноких мужчины или женщины), заключивших договор с органом опеки и попечительства, и приемного ребенка (детей). Отличие приемной семьи как от детских домов семейного типа так и от усыновления, опеки и попечительства и фактического воспитания состоит в специфических условиях жизни детей в семье, не порождающих прав и обязанностей родителей и детей. Приемная семья создается на определенный срок и по правовой сути наиболее близка к отношениям, складывающимся при опеке и попечительстве.

Граждане, желающие взять ребенка (детей) на воспитание, заключают договор о передаче ребенка с органом опеки и попечительства.

Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

Администрация учреждения, в котором находится ребенок, обязана познакомить приемного родителя со всеми имеющимися у них документами ребенка и заключением экспертной комиссии о состоянии его здоровья. После подбора ребенка приемные родители пишут заявление с просьбой о передаче им на воспитание этого ребенка в орган опеки по месту нахождения ребенка, прикладывая к нему заключение о возможности быть приемными родителями и все документы.

Глава II. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее именуется - государственный банк данных о детях), представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации - региональный банк данных о детях, и на федеральном уровне - федеральный банк данных о детях, а также информационные технологии, обеспечивающие предоставление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи.

Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать их в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

Орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.[3]

Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее именуется - анкета ребенка), которую в 7-дневный срок передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях (далее именуется - региональный оператор) для занесения сведений о ребенке в региональный банк данных о детях.

Анкета ребенка подписывается работником органа опеки и попечительства.[4]

К анкете ребенка прикладывается его фотография.

Копия анкеты ребенка хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении, в котором он находится.

Региональный оператор формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из органов опеки и попечительства, осуществляет учет этих детей и организует их устройство на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях является дата получения региональным оператором оформленной в установленном порядке анкеты ребенка.

Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, в течение месяца с даты занесения сведений о нем в региональный банк данных о детях не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в 3-дневный срок направляет копию анкеты ребенка и его фотографию федеральному оператору государственного банка данных о детях (далее именуется - федеральный оператор).

Федеральный оператор формирует федеральный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из региональных банков данных о детях, осуществляет учет этих детей и оказывает содействие в их устройстве на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях является дата получения федеральным оператором копии анкеты ребенка.

При изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального и федерального операторов.

Орган опеки и попечительства и региональный оператор направляют соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях фотографии детей, оставшихся без попечения родителей:

в возрасте до трех лет - один раз в год;

в возрасте от трех до восемнадцати лет - один раз в 3 года.

Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, переведен из учреждения одного субъекта Российской Федерации в учреждение другого субъекта Российской Федерации, орган опеки и попечительства в 3-дневный срок информирует об этом регионального оператора по месту нахождения учреждения, из которого переведен ребенок. Региональный оператор в 3-дневный срок передает анкету ребенка в региональный банк данных о детях субъекта Российской Федерации, в учреждение которого переведен ребенок, оставшийся без попечения родителей, и информирует об этом федерального оператора.

Информация о принятых органом опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами мерах по организации устройства и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в 3-дневный срок со дня:

а) ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей;

б) выдачи гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, направления для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

в) принятия от гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, заявления о результатах посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

г) опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не являющейся конфиденциальной.

Глава III. Усыновление (удочерение): порядок и правовые последствия

Понятие усыновления. Среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место. Российское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин «усыновление» применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек. Усыновление — это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучшие. Это связано с тем, что усыновление редко бывает случайным поступком, обычно это хорошо продуманное, подготовленное решение, в котором воплощаются мечты и желания одиноких людей, не имеющих родных детей.

Как институт «социального» материнства и отцовства усыновление в настоящее время приближается к отношениям между родителями и детьми в кровно - родственной семье. Это связано с тем, что и в так называемых кровно - родственных семьях, в том числе и по допускаемым законом основаниям, кровное родство может отсутствовать, например, когда для рождения ребенка применялось искусственное оплодотворение, суррогатное материнство (отцовство) признано и не оспорено лицом, не являющимся в действительности матерью (отцом) ребенка. В то же время, если ребенок усыновлен в малолетнем возрасте и не знает об усыновлении, то в такой семье могут существовать атмосфера и отношения, идентичные отношениям в кровно - родственной семье.

Но даже если отсутствуют внешние отличия семьи с усыновленным ребенком от кровно - родственной семьи или семьи, где усыновления нет, но отсутствие кровного родства родителей и ребенка очевидно, юридические отношения в таких семьях совпадают не полностью. Связь между родителями и детьми возникает не вследствие происхождения детей от определенных родителей, а из факта усыновления. Кроме того, после осуществления усыновления органы опеки и попечительства сохраняют право и обязанность осуществлять контроль за такой семьей, при наличии достаточных оснований усыновление может быть отменено и т. д. [5]

Усыновление — это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим (удочеряющим) ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению.

Юридической силой обладает только усыновление, соответствующее определенным требованиям. Усыновление как юридический акт предполагает:

1) наличие определенных обстоятельств, которые в семейном законодательстве называются условиями усыновления;

2) соблюдение установленного порядка усыновления. Порядок усыновления — это совокупность действий уполномоченных на то лиц и органов, а именно:

а) совершение определенных действий будущими усыновителями и органами опеки и попечительства;

б) решение суда об установлении усыновления;

 в) государственная регистрация состоявшегося усыновления в порядке, предусмотренном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

В предмет доказывания по заявлениям об установлении усыновления входят следующие вопросы:

1) соответствует ли усыновление интересам ребенка.

2) могут ли быть усыновителями лица, обратившиеся с такой просьбой:

3) имеется ли согласие ребенка (если оно необходимо), органов опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей, руководителя учреждения, а котором находится ребенок, супруга усыновителя:

4) возраст ребенка и усыновителя;

5) наличие братьев и сестер у усыновляемого ребенка:

в) срок постановки на учет ребенка и другие юридически значимые обстоятельства.

В интересах ли ребенка производится усыновление есть важнейшее обстоятельство, подлежащее установлению в судебном заседании. Суд должен выяснить, могут ли усыновители в пределах своих способностей и имущественных возможностей подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе, обеспечат ли уровень жизни, необходимый для его здорового развития, защиту его прав и интересов, создадут ли атмосферу спокойствия, любви и понимания. Кроме того, суд обязан выяснить, сложились ли личные отношения и установлен ли контакт между ребенком и заявителем.

Курчатовский районный суд г. Челябинска удовлетворил заявление гр. Н. 1971 г. р.. цыгана по национальности, состоящего в фактически брачных отношениях, об усыновлении ребенка[6]. Ни заявитель, ни его гражданская жена. имеющие двоих совместных детей, не работают, с их слов ведут домашнее хозяйство. Насколько усыновление ребенка гражданином, не имеющим работы будет в интересах ребенка, суд убедительных доводов не привел.

Суд должен учитывать и то, что запрещается усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими в браке.

3.1. Порядок усыновления

Процедура усыновления начинается с решения будущего усыновителя произвести усыновление. Усыновителем может быть как лицо, самостоятельно проявившее инициативу в усыновлении конкретного ребенка (близкий родственник, супруг родителя и т. п.), так и лицо, специально подобранное органами опеки и попечительства из числа лиц, желающих усыновить ребенка. Регистрация (учет) таких лиц осуществляется в соответствии с Положением «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам». Заявления о постановке на учет лица, желающие быть усыновителями, подают в муниципальный орган по месту своего жительства и прилагают к нему необходимые документы.

Если заключение органов опеки и попечительства о том, может ли данное лицо быть усыновителем, является положительным, кандидат на усыновление ставится на учет. Если кандидату на усыновление не удается подобрать ребенка по его месту жительства, он может обратиться в органы управления образованием субъектов Российской Федерации или в Министерство общего и профессионального образования РФ для подбора на усыновление ребенка, зарегистрированного в региональном или федеральном банке данных. Иностранные граждане или лица без гражданства должны обращаться с заявлением о намерении усыновить ребенка в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. Учитываются такие потенциальные усыновители как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне в целом. Органы управления образованием субъектов РФ обязаны предоставить принятым на учет будущим усыновителям, как российским, так и иностранным гражданам, полную информацию о детях, которых они могут усыновить. [7]

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. В то же время не является посреднической деятельностью в данной сфере деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.

Семейный кодекс РФ заменил административный порядок усыновления судебным. Усыновление в настоящее время осуществляется только по решению суда, так же как это и происходит в большинстве стран мира. Судебная процедура для усыновления оптимальна, так как только она обеспечивает процессуальные гарантии соблюдения прав ребенка, его родителей, усыновителей и других лиц. Усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. Порядок рассмотрения дел об усыновлении регулируется ГПК (ст. 263 —263). Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора. [8]

Дела об установлении усыновления нуждаются в тщательной подготовке в связи с большим количеством возможных участников, необходимостью проверки наличия условий для усыновления, отсутствия препятствий и т. д. Органы опеки и попечительства обязаны подготовить до рассмотрения дела и представить суду:

1) заключение о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем и о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка;

2) акт обследования условий жизни усыновителя;

3) письменное согласие на усыновление тех лиц, чье согласие необходимо в соответствии с семейным законодательством;

4) другие документы, перечисленные в ст. 263 ГПК, а также другую необходимую информацию по требованию суда или лиц, участвующих в процессе.

5)  

3.2. Правовые последствия усыновления (удочерения)

Правовые последствия усыновления наступают с момента вступления решения суда в законную силу. В течение трех дней с момента вступления решения в законную силу суд должен направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту нахождения суда, так как усыновление подлежит обязательной государственной регистрации. Если суд принял решение об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого, даты и места рождения и др., усыновляемому выдаются новые документы (свидетельство о рождении, паспорт). Никакие сведения о кровных родителях усыновленного, как и о самом усыновлении, в выдаваемые документы не вносятся. Соответствующие данные остаются в книгах регистрации актов гражданского состояния и без согласия усыновителя никаких справок о действительном происхождении ребенка не выдается, кроме случаев выдачи судебным и следственным органам по их требованию.

Правовые последствия усыновления. Усыновление влечет правовые последствия не только для усыновленного и усыновителя, но и для других лиц. Усыновленный ребенок полностью приравнивается в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя. К родственникам по рождению приравниваются также усыновленный, его потомство и родственники усыновителя. Все нормы, предусматривающие право кровных родителей выступать законными представителями своих несовершеннолетних детей, обязанности детей и родителей по взаимному содержанию, о наследовании и т. д. в равной мере распространяются на усыновителей и усыновленных.

После усыновления правовые отношения между усыновленным ребенком и его кровными родителями, по общему правилу, прекращаются. Однако при усыновлении ребенка одним лицом суд может вынести решение о сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей, если родитель (мать или отец) изъявляет такое желание. Но родительские права одного из родителей могут быть сохранены только в случае, когда родитель другого, чем усыновитель, пола, что представляется целесообразным и соответствующим интересам ребенка (п. 3 ст. 137 СК).

Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, то есть дедушки (бабушки) ребенка, могут быть сохранены правовые отношения между ними и их внуком (внучкой). Такое решение суд может принять, если это соответствует интересам ребенка и даже тогда, когда согласие усыновителя на это отсутствует; например, тогда, когда ребенок до усыновления постоянно общался с дедушкой и бабушкой и к ним привязан.

Исключением из общего правила об утрате усыновленным прав и обязанностей по отношению к его кровным родителям является правило ст. 137 СК и соответствующих норм пенсионного законодательства. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при усыновлении. Право на пенсию (пособие) сохраняется даже тогда, когда пенсия (пособие) назначена не была, но смерть родителей произошла до производства усыновления, а значит, еще до усыновления у ребенка возникло соответствующее право. [9]

Усыновление влечет прекращение правовых отношений между усыновленными и их кровными родителями, но, конечно, не отменяет кровное родство. Поэтому, несмотря на усыновление, факт кровного родства, например, является препятствием для заключения брака между усыновленным и его кровными родственниками, указанными в ст. 14 СК.

Особым правовым последствием усыновления следует считать обязанность сохранения тайны усыновления, которая лежит на всех лицах, осведомленных об усыновлении, кроме самого усыновителя. Тайна усыновления является одновременно и личной, и семейной тайной, право на которую закреплено ст. 25 Конституции РФ.

Сохранение тайны усыновления в соответствии с п. 1 ст. 139 СК является обязанностью прежде всего должностных лиц, участвующих в подготовке, вынесении решения и его последующем оформлении (судей, работников органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния и др.). На сохранение тайны усыновления направлены не только нормы семейного законодательства, позволяющие изменить фамилию, имя и отчество ребенка; дату и место его рождения и пр., но и нормы трудового законодательства, предоставляющие женщине, усыновившей новорожденного ребенка, право на оплачиваемый послеродовый отпуск. Лица, разгласившие тайну усыновления, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Сохранение тайны усыновления, безусловно, отвечает интересам как усыновителей, так и усыновленных. Но если усыновитель не считает нужным скрывать усыновление, а усыновленный к тому же знает о своем усыновлении и помнит своих родителей, следует считать, что усыновитель проявил свою волю и не желает сохранять тайну усыновления. Соответственно не могут нести ответственность за разглашение тайны усыновления и другие лица. Однако это не относится к должностным лицам, для которых каждое действие, связанное с разглашением тайны усыновления, должно сопровождаться выражением воли усыновителя.

Следует отметить, что тайна усыновления, по действующему семейному законодательству, охраняется и от самого усыновленного, причем независимо от его возраста. Можно согласиться с М. В. Антокольской в том, что данное положение противоречит праву совершеннолетнего гражданина получать информацию обо всех касающихся его сведениях, а иногда может даже угрожать здоровью усыновленного, например, препятствовать излечению наследственных заболеваний, в связи с чем правило об охране тайны усыновления совершеннолетних граждан несколько устарело.

Глава IV. Отмена усыновления (удочерения)

Усыновление прекращается только его отменой. Отмена усыновления осуществляется в судебном порядке и при наличии оснований, предусмотренных законом. Основаниями для отмены усыновления в первую очередь являются обстоятельства, которые свидетельствуют о противоправном поведении усыновителя и практически совпадают с основаниями лишения родительских прав. Это может быть: уклонение усыновителя от выполнения принятых на себя обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка; злоупотребление приобретенными им родительскими правами; жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический алкоголизм или наркомания усыновителя. В этих случаях согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

Вторую группу оснований отмены усыновления составляют так называемые «другие основания», оценивать достаточность которых должен суд, исходя из интересов ребенка и учитывая его мнение. Речь идет об основаниях, которые могут быть непосредственно не связаны с противоправным поведением усыновителя, но влекут создание таких условий жизни и воспитания ребенка, которые, также как и основания первой группы, не соответствуют или противоречат интересам ребенка. Это может быть психологическая несовместимость усыновителя и усыновленного, отсутствие взаимной любви и уважения; трудности с воспитанием ребенка, связанные с заболеванием усыновителя или состоянием здоровья усыновленного, и т. п. Такими основаниями может быть также явка объявленных умершими родителей или восстановление их дееспособности при наличии желания ребенка вернуться к кровным родителям, а также все прочие основания, которые суд признает достаточными.

По действующему семейному законодательству, усыновление не может быть признано недействительным. Поэтому, если есть основания для признания недействительной односторонней сделки о даче согласия на усыновление кем-либо из управомоченных на то законом лиц (согласие дано под влиянием насилия, угроз, в результате стечения тяжелых обстоятельств и пр.), то усыновление подлежит отмене в общем порядке, в том числе с учетом интересов ребенка и по мотивам их защиты. [10]

Дела об отмене усыновления рассматриваются в порядке искового производства. Правом требовать отмены усыновления обладают лица, указанные в ст. 142 СК: родители ребенка, его усыновители, усыновленный ребенок, достигший 14 лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор.

Возраст ребенка, начиная с которого следует учитывать его мнение, в п. 2 ст. 141 СК не уточняется. Следует считать, что суд может принять во внимание мнение ребенка любого возраста и оценивать его в совокупности с другими обстоятельствами. Другие лица (родственники ребенка и пр.), если они считают, что усыновление противоречит интересам ребенка, вправе обратиться в орган опеки и попечительства или к прокурору, которые решают вопрос о необходимости передачи дела в суд.

Независимо от того, кем предъявлен иск, дела об отмене усыновления рассматриваются с участием органов опеки и попечительства, которые дают свое заключение по делу, и прокурора.

При всех обстоятельствах и при наличии любых оснований отмена усыновления есть право суда, который может отказать в иске, если будет установлено, что отмена усыновления противоречит интересам усыновленного.

Срок исковой давности для требования об отмене усыновления не установлен. Исходя из общих принципов института усыновления можно предположить, что отмена усыновления возможна, как правило, только до совершеннолетия ребенка. Это вытекает и из того, что по достижении ребенком совершеннолетия родительские права и обязанности, как правило, прекращаются. Но возможны ситуации, когда отмена усыновления будет необходима в целях защиты интересов совершеннолетнего лица. Например, усыновленный хочет восстановить правовые отношения со своими кровными родителями, которые в свое время не смогли воспитывать ребенка из-за болезни, и т. п. В исключительных случаях отмена усыновления может быть произведена и в отношении детей, достигших совершеннолетия. В таких случаях для отмены усыновления нужно получить согласие не только самого усыновленного, но и его усыновителей, а также кровных родителей, так как в результате отмены усыновления одни из них утратят право наследования, право получения содержания в случае нетрудоспособности и нуждаемости, а другие эти права приобретут. В случае, если никого из кровных родителей нет в живых, они лишены родительских прав еще при несовершеннолетии ребенка или признаны судом недееспособными, отмена усыновления в отношении совершеннолетних детей осуществляется при наличии взаимного согласия на прекращение усыновления как усыновителя, так и совершеннолетнего усыновленного ребенка.

Усыновление прекращается со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда об отмене усыновления не имеет обратной силы и прекращает отношение по усыновлению только на будущее время. При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются. Взаимные права и обязанности ребенка и его родителей, а также других родственников восстанавливаются, если только этого требуют интересы ребенка: никакого автоматического восстановления правовой связи ребенка и его кровных родителей не происходит. Ребенок, конечно, может быть передан своим родителям по взаимному согласию родителей и его самого, но суд может и не принять такого решения, если это не соответствует интересам ребенка. Как правило, если усыновление производилось при наличии достаточных для этого оснований, при отмене усыновления дети передаются органам опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обеспечивает устройство ребенка в соответствии с формами устройства, предусмотренными для детей, лишенных родительского попечения.

При отмене усыновления некоторые права усыновленного ребенка и обязанности усыновителя могут быть по решению суда сохранены. Так, суд может сохранить за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилию. При этом, если ребенок достиг 10 лет, учитывается, желает ли он сохранить свои имя, отчество и фамилию, если они присвоены в связи с усыновлением. Закон не обязывает суд учитывать мнение усыновителя по этому вопросу. Что касается изменения даты и места рождения ребенка на дату и место рождения, соответствующие действительности, то суд, хотя в СК об этом не сказано, может принять и такое решение, но с учетом мнения усыновленного ребенка, достигшего 10 лет.

В зависимости от конкретных обстоятельств при отмене усыновления суд может принять решение, обязывающее бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка. Такая обязанность может быть возложена на усыновителей независимо от оснований отмены усыновления и от того, есть ли в этом вина усыновителей. Это объясняется тем, что, как и любая алиментная обязанность, эта обязанность усыновителей не является мерой ответственности, а выступает только средством защиты интересов несовершеннолетних детей. Размер алиментов устанавливается по общим правилам определения размера алиментов, взыскиваемых на детей с их родителей. Если ребенок возвращается к кровным родителям, которые сами обязаны его содержать, или ребенок работает и имеет достаточный заработок, взыскание алиментов не производится. [11]

Отмена усыновления регистрируется органом загса, в котором была произведена регистрация усыновления. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения об отмене усыновления направить выписку из этого решения суда в орган загса (п. 3 ст. 140 СК). Если есть соответствующее решение суда, орган загса производит отметки в актовых записях об усыновлении, восстанавливает записи о рождении ребенка, его родителях и пр., а также выдает новые документы.

Глава V. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях

Изменение ситуации в развитии системы образования, переход на новую Национальную доктрину образования в сочетании с действием ряда экономических и политических факторов требуют пересмотра ряда концептуальных положений в отношении воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью государственной политики обозначено обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции в общество.

Приоритетами в этой области деятельности являются:

– защита прав и интересов детей;

– ослабление негативных последствий сиротства;

– создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.

Не оправдывает себя политика реагирования государства на негативные последствия в детской среде, а не их причины. Не дает желаемых результатов дотационная поддержка семей с детьми. Введение адресных государственных выплат на детей должно привести к дифференциации и индивидуализации подхода к определению объема необходимой помощи. Очевидно, что ребенок-инвалид, живущий в семье с хорошим материальным достатком, имеет меньший риск тяжелых последствий, чем такой же ребенок в семье с достатком ниже прожиточного минимума или живущий в доме-интернате. В связи с этим, подход при определении объема государственной поддержки детей должен исходить из реальной степени риска, существующей для жизни и здоровья ребенка в каждом конкретном случае. Обостряются противоречия, тормозящие реорганизацию системы государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях массового обнищания изменение порядка оказания семье с детьми медицинских, образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, психолого-терапевтических услуг провоцирует рост числа неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора, контроля.

Вопрос о коренном изменении российской системы государственного попечения детей, оставшихся без родительской заботы, или переходе к иным, более гуманным, формам их устройства остается открытым. Нормальная в недалеком прошлом семья трудно адаптируется к новым отношениям с государством. Семья поставлена в условия, которые отнюдь не способствуют адаптивным процессам. Утрачивая возможности содержать детей материально, обеспечивать их жизнь и воспитание, семья не только отказывает им в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит их в приют, лишает жилья.

Ситуация вынужденного обстоятельствами жизни неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями (лицами их заменяющими) обязанностей по воспитанию детей осложняется духовно-нравственной деградацией семьи. Из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие, а также растет число безнадзорных детей.

Сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.[12]

Принимаемые меры не обеспечивают приостановления роста числа детей, нуждающихся в государственном попечении. В 1999 г. выявлено почти 114 тысяч таких детей. Общее число детей-сирот в настоящее время составляет 654 тысячи. Только 10% стали сиротами вследствие смерти родителей или инвалидности.

Реагируя на сложившуюся в России ситуацию, Семейный кодекс Российской Федерации расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

Ответственность за реализацию функций государственной опеки детей возложена на органы местной власти. Главе местного самоуправления предоставлено право формирования политики, предназначенной для обеспечения права ребенка иметь семью.

 Далеко не случаен факт, что именно Министерство образования РФ выступает в роли инициатора радикального пересмотра основ государственной политики в отношении несовершеннолетних. Слишком долго термин «образование» воспринимался как «обучение». Необходимо вернуться к его расширительному пониманию: как формированию целостной личности, то есть всесторонняя социализация индивида. Характерной чертой этой новой политики должно стать новое отношение к ребенку - превращение его из пассивного объекта патронажных мероприятий в активного субъекта ювенальной политики.

По заказу Министерства образования России разработана концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:

- Разработана целостная программа государственной и общественной поддержки современной семьи, направленная на преодоление социального сиротства.

- Гарантировано семейное воспитание в его разных формах большинства детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

- Созданы лучшие условия для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях.

- Обеспечено разукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численность школ-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу.

- Внедрены новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

- Разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных условий их развития и социализации.

В настоящее время предпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства. В частности, по инициативе и при непосредственном участии Министерства образования разработан и передан в Думу проект «Закона о минимальных стандартах в деятельности органов опеки и попечительства», в котором на принципиально новых основаниях решаются задачи по выявлению семей и детей, нуждающихся в поддержке, их социальной защите, а также реализации права ребенка на семью.

В содержание деятельности органов опеки и попечительства все более активно включается профилактическая работа с семьями разной степени неблагополучия; специализированная помощь детям, подвергшимся жестокому обращению, нуждающимся в социальной реабилитации, детям-беженцам, а также детям, пострадавшим от экологических и техногенных катастроф. Реформирование органов опеки и попечительства, расширение не только их функций, но и возможностей - одна из задач органов управления всех уровней. Ее решение связано с обновлением нормативно-правовой базы и формированием позитивного отношения общества к проблеме обеспечения права детей жить и воспитываться в семье.

Таким образом, в настоящее время можно выделить три группы задач, стоящих перед системой образования, решение которых позволит существенно улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- социальная помощь и поддержка престижа семьи;

- развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

- усыновление;

- опека;

- приемная семья; детский дом семейного типа,

- учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Кроме форм, закрепленных Семейным кодексом, существуют и другие: патронатное устройство, детские деревни SOS, семейные пансионы, различные формы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот. В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье.

Отечественный и мировой опыт ярко показал, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение. Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, в настоящее время передаются преимущественно в семьи.

Если опека и усыновление относятся к традиционным формам устройства детей, которые в последнее время, к сожалению, стали сокращаться , то достаточно новой, экономически и педагогически выгодной для детей и государства является приемная семья.

Приемная семья - принципиально новая форма воспитания осиротевших детей, получившая законодательное оформление только в 1996 г. в новом Семейном кодексе. В настоящее время приемных семей - около 1200. Сюда входят и бывшие детские дома семейного типа, которые были переведены в приемные семьи, и вновь организованные приемные семьи. Особенно активно процесс возникновения приемных семей идет в Самарской области.[13]

Помощью приемной семьи пользуется определенный контингент детей. Сюда входят, в первую очередь, воспитанники детских учреждений интернатного типа (домов ребенка, детских домов, школ-интернатов), если у них вовсе нет близких и полностью утрачена связь с кровной семьей. Приемная семья становится родным домом и для детей-инвалидов, которым часто не остается места в родной семье. Находят в ней приют и дети из многодетных семей, когда разъединить знающих друг друга братьев-сестер не представляется возможным, когда имеет прямой смысл влить их всех в новую – приемную семью.

Безусловно, развитие семейного воспитания детей-сирот наряду с материальными сложностями сдерживают стесненные жилищные условия большинства семей, эмоциональная усталость, бытовые трудности. Вместе с тем в тех регионах, где опекунам и приемным семьям оказывается систематическая материальная поддержка, где население постоянно информируется через СМИ о благополучных семьях с усыновленными детьми, необходимости реорганизации детских домов, где опекуны, приемные семьи получают наряду с материальной психологическую и правовую поддержку, проблемы социального сиротства решаются успешно.

Постановление Правительства РФ «О приемной семье» законодательно закрепило правовые основания этой формы. Практическими шагами стало создание нормативно-правовой базы создания приемных семей. Во многих регионах уже приняты или подготовлены региональные законы и постановления о приемной семье.

В то же время необходимо отметить, что передача детей на воспитание в семьи зачастую сдерживается на местном уровне. Главы администраций органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства) отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи, заключать договора с приемными родителями. Причинами такого положения являются не только недостаток денежных средств, но и непонимание руководителями некоторых регионов значения расширения форм устройства сирот в семьи граждан.

В соответствии со ст.152 СК РФ должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации об оплате труда и льготам приемным родителям, однако только одна треть субъектов Российской Федерации приняли закон об оплате труда приемных родителей, что во многом сдерживает развитие этой формы устройства. Есть примеры, когда принятые законодательные акты в регионах ограничивают или нарушают права граждан, желающих стать приемными родителями. [14]

Получил разрешение вопрос о статусе детских домов семейного типа. 2.01.2000 г. принят закон о внесении в Семейный кодекс такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как детский дом семейного типа. Однако создание положения о их деятельности осуществляется с большими трудностями. Эти трудности определяются тем, что по сути семья граждан, желающих воспитывать детей-сирот, квалифицируется как образовательное или воспитательное учреждение, что ведет к неприемлемым последствиям.

Несомненно, что проблема совершенствования законодательной базы сохраняет свою актуальность. Особого внимания требуют вопросы деятельности органов управления муниципального уровня, основной функцией которых является создание эффективных механизмов реализации законов, устанавливаемых на федеральном и региональном уровне. Одним из таких механизмов в последние годы признается программа социального развития муниципальной территории.

Новой для России формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Эта система предусматривает создание в России института профессиональных воспитателей, замещающих семей на определенное время. Суть данной технологии заключается в том, что ребенок помещается на определенный срок в обычную семью. Это может быть ребенок из детского дома или это дети из неблагополучных семей, изъятые временно до выяснения ситуации. После того, как ребенок получит необходимую помощь в патронатной семье (это может быть ликвидация последствий стресса, проявленной родителями жестокости или что-то иное), он возвращается в свою кровную семью, если в ней изменились условия. Семья, пожелавшая стать патронатной, проходит обследование и предварительное обучение. Она должна быть открытой для постоянного контакта с психологом и социальным работником, которые отслеживают психологическое состояние ребенка. Возможен контакт такой семьи с биологической семьей ребенка для выстраивания совместных перспектив его будущей жизни. Непременным условием таких контактов является участие в воспитании приемного ребенка социального работника.

Получают развитие и другие формы семейного устройства жизни детей-сирот. Суть социальной технологии создания детской деревни "SOS" заключается в том, ребенок помещается в детское учреждение особого типа. У него есть свой дом, воспитательница, которую он называет мамой, братья и сестры ( тоже из числа детей, оставшихся без попечения родителей). Каждая "семья", состоящая из "мамы" и восьми детей живет в отдельном доме или квартире, у них есть собственные наличные деньги, свое хозяйство. Дети посещают муниципальные детские сады и школы. Для работы в такой детской деревне "мама" проходит специальную психолого-педагогическую подготовку, психолог помогает ей в воспитании детей. Данная технология позволяет преодолеть многие недостатки традиционного детского дома - у детей появляется чувство собственного дома, безопасности, они вырастают более адаптированными к условиям современной жизни.

Технология создания пансионата семейного воспитания почти идентична предыдущей. Различие состоит в том, что дети проживают не в деревне, а в городе, каждая семья в отдельной квартире, но все в одном здании.

Восстанавливаются религиозными организациями приходские детские дома, которые были распространены в России, когда детские приюты возникали при церквах и монастырях.

Все перечисленные технологии привнесены в современную российскую действительность сравнительно недавно. Хотя устройство осиротевших детей в семьи на патронат известно в России с 18 века и было широко распространено. Сегодня их применение не получило еще массового распространения и не повлияло существенным образом на решение проблемы социального сиротства. [15]

Показательным и очень положительным фактом является стремление современных учреждений участвовать в опытно-экспериментальной работе, улучшать жизнь детей в учреждении, искать более эффективные пути учебно-воспитательного процесса.

Решению этих задач будет способствовать оказание повышенного внимания содержанию и качеству образования в учреждениях для детей-сирот, проведение их разукрупнения и создание условий проживания, приближенных к семейным; реализация гарантий их трудоустройства или определение на дальнейшее обучение, обеспечение жильем; развитие психолого-педагогических медико-социальных центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с девиантным поведением, среди которых имеется большое число детей-сирот.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление в приемные и патронатные семьи), отмечается увеличение числа воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Целенаправленное стимулирование развития общественных инициатив и информационных технологий может содействовать организации независимого общественного контроля и обеспечить организацию людей, заинтересованных в решении конкретных проблем.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Основой социализации детей-сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения – 2013 и в вузы – 306 человек. На работу было устроено 609 чел.

Воспитание и образование детей-сирот – актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы – апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многое из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» - был бомжем, находился под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

Тревожит такой факт: заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы – причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.[16]

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать, что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.

Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах – от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.

Социализация в нашем городе (детский дом, школа №94):

·        увеличение количества часов на трудовое обучение, а значит овладение трудовыми навыками;

·        овладение профессиями, которые имеют практическую применимость;

Дальнейшее обучение учащихся в профессионально – технических училищах, городском промышленном колледже, а несколько ребят из детского дома в этом году продолжат обучение в 10 – 11 классах городских школ.

Заключение

Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:

1.     Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.     Возрождение духовной культуры нации.

3.     Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

4.     Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

5.     Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

6.     Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Каковы пути преодоления социального сиротства (по анкете):

·        остановить процессы роста социального сиротства – 12,5%;

·        развитие учреждений семейного типа – 12,5%;

·        увеличить количество женщин в органах власти – 4,2%;

·        социальная помощь государства – 46%;

Сказать, что государство ничего не делает нельзя. В соответствии с указом бывшего президента Ельцина №513 от 1.06.92г. разработана программа “Дети России”, ныне действующий президент также поручил Правительству разработать меры разрешения этой проблемы.

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации разработана концепция предупреждения социального сиротства. Приоритеты:

·        защита прав и интересов детей;

·        ослабление негативных последствий сиротства;

·        создание новых учреждений с различными формами средовой адаптации.

Цель – создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований.

Есть и конкретные свидетельства, что делается в этом направлении. По всей стране открываются новые учреждения: школы-интернаты, детские дома, дома ребенка. Но государственное учреждение не может дать семьи и не может заменить ее при всех великолепных качествах отдельных директоров и воспитателей. Поэтому Российский Детский Фонд выступил с инициативой создания Семейных детских домов, где родители-воспитатели.

Новой формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Ребенок помещается на определенное время в обычную семью. Это могут быть дети-сироты из детского дома, неблагоприятные дети, изъятые временно для выяснения ситуации. После того, как ребенок получит необходимую соц-психологическую помощь, он возвращается в свою кровную семью, если в ней изменились условия.

Получают и другие формы семейного устройства жизни детей-сирот – пансионаты семейного воспитания. Каждый ребенок имеет родителей (мама и папа) – воспитателей, братьев и сестер (таких же, как он или родных), живет эта семья в квартире, но в одном здании.

В чем опасность социального сиротства (по анкете):

·        нарушение общественного порядка – 58,3%;

·        рост необразованности населения – 8,3%;

·        детская смертность – 33,3%;

·        деградация общества –17,6%;

·        повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Необходимо преодолеть это явление, иначе у России не будет будущего! Роберт Роулз (профессор Гарвардского университета): “Дети, которым не уделять внимания, выступят против того мира, который о них не позаботился”.

Список использованной литературы

1.     Конституция (основной закон) Российской Федерации -- России -- М., 1992.

2.     Семейный кодекс РФ (с постатейным комментарием).: М, декабрь 2002 г.

3.     Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми

4.     Бойцова В. Ювенальная юстиция - защита для сирот // "Российская юстиция", 1998, N 8.

5.     Великанова Л. Сирота с Казанского. М., Смена. №5.

6.     Ежов Ю.А. Семейное право России. – М.: Дашков и К., 2000

7.     Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993

8.     Комментарий к семейному кодексу под редакцией Макевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. И.: М, 1999 г

9.     Комментарий к Семейному кодексу под редакцией Макевич М.Г.,  Кузнецова И.М., Марышева Н.И. - М., 1997 г.

10.            Комментарий к Семейному кодексу РФ/ Под. ред. И.М. Кузнецовой. М., 2000

11.            Нечаева А.М Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000 г.

12.            Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2001.

13.            Пчелинцева Л.Н. Семейное право России. Учебник – М.: Норма, 1999

14.            Скопина К. Казенные дети. Круг жизни. №10.

15.            Сорокин С. Конвенция ООН "О правах ребенка" // Российская юстиция, 1999, №6

16.            Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. С.192.

17.            Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие – М.: Проспект, 2001

18.            Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2001.

19.            Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие – М.: Мир образования, 2001

20.            Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998.


[1] Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие – М.: Мир образования, 2001

[2] СЗ РФ, 1995, N 11, ст

[3] Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993

[4] Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993

[5] Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2001.

[6]Архивное дело  2- 1412 за19 97 год Курчатовского районного суда..

[7] Нечаева А.М Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000 г

[8] Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие – М.: Мир образования, 2001

[9] Нечаева А.М Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000 г

[10] Нечаева А.М Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000 г

[11] Нечаева А.М Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000 г

[12] Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993

[13] Нечаева А.М Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000 г

[14] Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие – М.: Мир образования, 2001

[15] Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие – М.: Мир образования, 2001

[16] Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. С.19