Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. |
3 |
1. Стандарты аудита …………………………………………………………… |
4 |
2. Требования к специалистам аудита в мире ……………………………….. |
6 |
3. Требования к специалистам аудита в России ……………………………... |
7 |
4. Лицензирование аудиторской деятельности ……………………………… |
14 |
Заключение …………………………………………………………………….. |
16 |
Список литературы ……………………………………………………………. |
17 |
Введение
Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является необходимым элементов рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального бухгалтера – аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
§ возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
§ зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
§ необходимость специальных знаний для проверки информации;
§ отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации. Соответственно к аудиторам предъявляются определенные требования, которые являются целью изучения в рамках данной работы.
При выполнении поставленной цели будут изучены требования, предъявляемые к аудиторам в России и за рубежом. Рассмотрен порядок их аттестации и лицензирования на оказание аудиторских услуг.
1. Стандарты аудита
Профессиональную деятельность аудиторов регулируют Стандарты аудита, которые широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудиту. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
§ обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
§ содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
§ помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
§ создают общественный имидж профессии;
§ устраняют контроль со стороны государства;
§ помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
§ обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В настоящее время выделяют три группы стандартов:[1]
§ национальные;
§ международные;
§ внутрифирменные.
Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики.
2. Требования к специалистам аудита в мире
Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимаются несколько организаций, в частности Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель:
§ способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового;
§ унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.
Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над национальными стандартами той или иной страны, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации.
Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности. – стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.
Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Профессиональные требования к аудитору во всем мире одинаковы:
§ независимость;
§ честность;
§ объективность;
§ конфиденциальность;
§ профессиональное поведение.
3. Требования к специалистам аудита в России
Лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью согласно закону «Об аудиторской деятельности» должны в обязательном порядке пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются[2]:
§ наличие документа о высшем экономическом или юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом или юридическом образовании;
§ наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.
Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если[3]:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) установлен факт несоблюдения требований законодательства РФ в области аудита;
4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
При подготовке слушателей к сдаче квалификационных экзаменов на аудиторских занятиях основное внимание уделяется изучению нововведений, систематизации знаний по методологическим и сложным вопросам, разбору спорных конкретных хозяйственных ситуаций, обучению навыкам применять свои знания на практике.
Программа состоит из пяти разделов:
1. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
2. Бухгалтерский учет и отчетность.
3. Налогообложение юридических и физических лиц.
4. Финансы организаций: менеджмент и анализ.
5. Аудит.
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора включает в себя изучение следующих тем[4]:
Раздел 1. Правовое регулирование хозяйственной деятельности
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Субъекты гражданских правоотношений
Тема 3. Организационно-правовые формы юридических лиц
Тема 4. Объекты гражданских прав
Тема 5. Сделки
Тема 6. Представительство. Доверенность
Тема 7. Сроки в гражданском праве
Тема 8. Право собственности и иные вещные права
Тема 9. Обязательства
Тема 10. Гражданско-правовой договор
Тема 11. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 12. Основы отношений интеллектуальной собственности
Раздел 2. Бухгалтерский учет и отчетность
Тема 1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета
Тема 2. Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне
Тема 3. Реформирование бухгалтерского учета в России
Тема 4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
Тема 5. Учет вложений во внеоборотные активы
Тема 6. Учет основных средств
Тема 7. Учет нематериальных активов
Тема 8. Учет материалов
Тема 9. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом организации
Тема 10. Учет затрат на производство и издержек обращения
Тема 11. Учет готовой продукции и товаров
Тема 12. Учет финансовых вложений
Тема 13. Учет денежных средств
Тема 14. Учет текущих обязательств и расчетов
Тема 15. Учет внешнеэкономической деятельности организации и операций в иностранной валюте
Тема 16. Учет финансовых результатов
Тема 17. Учет собственного капитала
Тема 18. Учет заемных средств
Тема 19. Учет средств целевого финансирования
Тема 20. Бухгалтерская отчетность
Тема 21. Учет отдельных операций на забалансовых счетах
Тема 22. Особенности учета на малом предприятии
Тема 23. Справочные и информационные бухгалтерские системы (СИБС)
Раздел 3. Налогообложение юридических и физических лиц
Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации
Тема 2. Субъекты налоговых отношений
Тема 3. Налоговое обязательство и его исполнение
Тема 4. Налоговый контроль
Тема 5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Тема 6. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Тема 7. Акцизы
Тема 8. Налог с продаж
Тема 9. Налог на прибыль организаций
Тема 10. Налог на доходы физических лиц
Тема 11. Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы, поступающие в государственные социальныевнебюджетные фонды
Тема 12. Имущественные налоги
Тема 13. Платежи за пользование недрами
Тема 14. Платежи за пользование природными ресурсами
Тема 15. Налог на рекламу
Тема 16. Транспортный налог
Тема 17. Специальные налоговые режимы
Тема 18. Таможенные пошлины
Тема 19. Государственная пошлина
Тема 20. Устранение двойного налогообложения
Раздел 4. Финансы организаций: менеджмент и анализ
Тема 1. Финансы и финансовый механизм организации
Тема 2. Сущность и организация финансового менеджмента в организации
Тема 3. Финансовый анализ и его методы в управлении организацией
Тема 4. Финансовое планирование и анализ выполнения планов
Тема 5. Маркетинговый анализ и управление продажей товаров
Тема 6. Себестоимость продаж: расчет, анализ и оценка
Тема 7. Финансовые результаты: расчет, анализ и оценка
Тема 8. Внеоборотные активы: расчет, анализ и оценка показателей
Тема 9. Оборотные активы: расчет, анализ и оценка показателей
Тема 10. Рентабельность активов и собственного капитала: расчет, анализ и оценка
Тема 11. Финансовое состояние: анализ и оценка
Тема 12. Особенности анализа в условиях финансовой несостоятельности и банкротства. Основы антикризисного управления
Тема 13. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
Раздел 5. Аудит
Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности
Тема 3. Организация подготовки аудиторской проверки
Тема 4. Планирование аудиторской проверки
Тема 5. Общие методические подходы к аудиторской проверке
Тема 6. Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита
Тема 7. Специальные аспекты аудиторской проверки
Тема 8. Некоторые процедуры на заключительной стадии аудита
Тема 9. Аудиторское заключение
Тема 10. Проверка учредительных документов и формирования уставного капитала при проведении аудита
Тема 11. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита
Тема 12. Проверка кассовых операций при проведении аудита
Тема 13. Проверка расчетного, валютного и других счетов в банках при проведении аудита
Тема 14. Проверка финансовых вложений при проведении аудита
Тема 15. Проверка расчетов по оплате труда при проведении аудита
Тема 16. Проверка основных средств при проведении аудита
Тема 17. Проверка нематериальных активов при проведении аудита
Тема 18. Проверка материально-производственных запасов при проведении аудита
Тема 19. Проверка расчетных операций при проведении аудита
Тема 20. Проверка кредитных операций и займов при проведении аудита
Тема 21. Проверка издержек производства и обращения при проведении аудита
Тема 22. Проверка выпуска, отгрузки и продажи продукции при проведении аудита
Тема 23. Проверка финансовых результатов и использования прибыли при проведении аудита
Тема 24. Аудит эмиссии ценных бумаг
Тема 25. Проверка состояния забалансового учета при проведении аудита
Тема 26. Проверка бухгалтерской отчетности при проведении аудита
Тема 27. Контроль качества работы в аудите
Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.
4. Лицензирование аудиторской деятельности
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
а) наличие у аудиторов соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну;
е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;
и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
б) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
г) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
д) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;
ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Заключение
Подводя итоги изложенному, можно сделать некоторые выводы. Требования, предъявляемые к специалистам аудита в мире и в России едины. Это во-первых, аттестация лиц, желающих работать в сфере аудита и аудиторских услуг. Во-вторых – лицензирование аудиторской деятельности.
Таким образом, не каждый желающий может стать аудитором, для этого необходимо пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности, которая проходит в форме квалификационного экзамена.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются наличие документа о высшем экономическом или юридическом образовании и наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Также установлено, что профессиональную деятельность аудиторов регулируют Стандарты аудита, которые широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности.
В заключение также необходимо отметить такие важные профессиональные требования к аудитору как:
§ независимость;
§ честность;
§ объективность;
§ конфиденциальность;
§ профессиональное поведение.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (ред. от 14.12.2001)
2. Правительство Российской Федерации Постановление от 29 марта 2002 г. N 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»
3. Министерство финансов Российской Федерации Программа от 23.01.2003 N 28-01-23/139/СШ «Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора»
4. Суйц В.П. Аудит: Практическое пособие для аудиторов. – М.: АНКИЛ, 1994.
5. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
[1] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 91
[2] Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (ред. от 14.12.2001), ст. 15
[3] Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (ред. от 14.12.2001), ст. 16
[4] Министерство финансов Российской Федерации Программа от 23.01.2003 N 28-01-23/139/СШ. Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора