Содержание
ведение |
3 |
|
1. |
Международные стандарты бухгалтерского учета |
4 |
2. |
Стандартизация аудиторской деятельности |
7 |
3. |
Соотношение международных стандартов бухгалтерского учета и аудита |
12 |
Заключение |
13 |
|
Список литературы |
14 |
|
|
|
Введение
Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности в последнее время становится все более необходимой. Это обусловлено развитием мировой экономики, требующей единой информационной бухгалтерской системы, адекватного языка общения между компаниями, действующими на международных рынках. Применение международных стандартов избавляет совместные предприятия от дорогостоящей процедуры трансформации из одной учетной системы в другую и позволяет достичь большей корректности за счет единства требований к составлению финансовой отчетности.
Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСФО) являются результатом решения проблемы гармонизации – согласования методологии бухгалтерского учета на мировом уровне. Хотя международные стандарты учета регулируют только внешнюю финансовую отчетность, тем не менее они влияют и на национальную методологию бухгалтерского учета.
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.
Международные стандарты проведения аудита и стандарты по оказанию сопутствующих услуг необходимы для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности.
1. Международные стандарты финансовой отчетности
Международные стандарты финансовой отчетности нацелены на достижение единообразия бухгалтерской практики, которое позволит использовать учет в качестве универсального языка бизнеса. Тенденции к глобализации рынков капитала привела к необходимости сблизить существующие методики учета. До Второй мировой войны все потребности в финансировании удовлетворялись за счет внутренних источников. Однако после войны ситуация изменилась. Этому способствовали специальные экономические программы по восстановлению разрушенных стран, что в конечном итоге привело к значительному росту международных рынков капитала.
Родоначальниками бухгалтерского учета принято считать итальянские города -государства XIV – XV вв., которые распространили «итальянский метод двойной бухгалтерии» сначала на остальную Европу, а затем и на весь мир. Начиная с XIX в. на развитие теории и практики бухгалтерского учета значительное влияние оказывали Англия и Шотландия. Великобритания является родоначальницей такой эпохальной концепции, как «правильный и справедливый подход». В наше время все большую роль в области учета играют США. Организация, техника и концепция бухгалтерского учета как разновидность товара экспортируются и импортируются по всему миру, обеспечивая подобие учетных систем в разных государствах.
В то время как сложившиеся в различных странах мира традиции и законодательные нормы способствовали появлению различных моделей финансового учета, последние тенденции к интеграции и глобализации экономики в мировом масштабе выявили необходимость сблизить существующие модели учета.
Международные стандарты учета представляют собой документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств или операций предприятия. Они не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Однако в силу объективных интеграционных процессов в развитии мирового хозяйства эти стандарты приобретают все большее значение как наиболее удобное средство «общения» между предприятиями различных стран. Помимо собственно стандартов в состав международных стандартов учета входят концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности, в которых изложены основные принципы ведения учета и составления отчетности. Эти принципы можно считать общепринятыми в мировом масштабе, поскольку в той или иной форме они закреплены в учетных стандартам всех стран. Этим принципам на Западе придается большое значение, поскольку теоретическое, на первый взгляд, положения оказывают существенное влияние на практику ведения учета и являются базой для принятия решений при отсутствии прецедентов.
Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, который был создан в 1973 г. соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из десяти стран (Австралия, Канада. Франция, Германия, Япония. Мексика, Нидерланды, Великобритания, Ирландия и США). В настоящее время этот комитет включает более ста членов – организаций.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности определяет свои задачи следующим образом:
- формировать и публиковать в интересах общественности стандарты бухгалтерского учета, которые необходимо соблюдать при составлении финансовых отчетов, и способствовать их всемирному внедрению и соблюдению;
- проводить общую работу по улучшению и гармонизации правил, стандартов бухгалтерского учета и методик составления и подачи финансовых отчетов.
В 1997 г. при КМСФО был учрежден Постоянный комитет по интерпретациям. Целью деятельности ПКИ является разъяснение отдельных положений международных стандартов учета в виде интерпретаций. К недостаткам МСФО специалисты относят отсутствие подробных разъяснений. Поэтому разработка интерпретаций признана приоритетным направлением деятельности КМСФО в настоящее время.
Для практического перехода на стандарты в 1979 г. в Центре ООН по транснациональным корпорациям была создана Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности. Деятельность специалистов связана с изучением и обобщением национальных бухгалтерских стандартов отдельных стран, проблемами международной стандартизации учета, консультациями в освоении МБС странами.
Стандартизацией правил составления отчетности транснациональных корпораций занимается также Организация экономического сотрудничества и развития, в состав которой входит Рабочая группа по учетным стандартам.
Согласованием методологии управленческого учета занимается Комитет по финансовому и управленческому учету в составе Международной федерации бухгалтеров.
Международная стандартизация охватывает также правила аудита, так как национальные различия проверки отчетности и профессиональной подготовки аудиторов приводят к различной оценке ее надежности и достоверности.
Основными препятствиями на пути гармонизации стандартов учета считаются борьба за национальный суверенитет и различное отношение к целям предоставления финансовой отчетности. В частности, если в качестве основной цели выдвигается защита интересов кредиторов, тогда наблюдается тенденция к занижению прибылей. Помимо этого при использовании данного подхода признание расходов ориентировано в большей степени на налоговое законодательство, а не на принципы хозяйственного учета. Если в качестве приоритета выдвигается защита интересов акционеров, то прослеживается обратная тенденция.
Таблица 1.1
Список действующих стандартов МСФО
№ п/п |
Наименование |
Дата вступления в силу |
МСФО 1 |
Представление финансовой отчетности |
01.07.1998 |
МСФО 2 |
Запасы |
01.01.1995 |
МСФО 3 |
Недействителен. Заменен на МСФО 27 и 28 |
|
МСФО 4 |
Изъят. Заменен на 16, 22 и 38 |
01.07.1999 |
МСФО 5 |
Недействителен. Заменен МСФО 1 |
01.07.1998 |
МСФО 6 |
Недействителен. Заменен МСФО 15 |
|
МСФО 7 |
Отчеты о движении денежных средств |
01.01.1994 |
МСФО 8 |
Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике |
01.01.1995 |
МСФО 9 |
Затраты на исследования и разработки |
01.07.1999 |
МСФО 10 |
Условные события и события, произошедшие после отчетной даты |
01.01.2000 |
МСФО 11 |
Договоры подряда |
01.01.1995 |
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
01.01.1998 |
МСФО 13 |
Недействителен. Заменен МСФО 1 |
01.01.1998 |
МСФО 14 |
Сегментная отчетность |
01.07.1998 |
МСФО 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен (не обязателен к применению в связи с принятием стандарта 29) |
01.01.1983 |
МСФО 16 |
Основные средства |
01.01.1995 |
МСФО 17 |
Аренда |
011.01.1999 |
МСФО 18 |
Выручка |
01.01.1995 |
Продолжение табл. 1.1 |
||
МСФО 19 |
Вознаграждения работникам |
01.01.1999 |
МСФО 20 |
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи |
01.01.1984 |
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
01.01.1995 |
МСФО 22 |
Объединение компаний |
01.07.1999 |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
01.01.1995 |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
01.01.1986 |
МСФО 25 |
Учет инвестиций (заменен МСФО 40 с 01.01.2001) |
01.01.1987 |
МСФО 26 |
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) |
01.01.1988 |
МСФО 27 |
Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании |
01.01.1990 |
МСФО 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
01.01.1990 |
МСФО 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
01.01.1990 |
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтах |
01.01.1991 |
МСФО 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
01.01.1998 |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
01.01.1996 |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
01.01.1998 |
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
01.01.1999 |
МСФО 35 |
Прекращаемая деятельность |
01.01.1999 |
МСФО 36 |
Обесценивание активов |
01.07.1999 |
МСФО 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
01.07.1999 |
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
01.07.1999 |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
01.01.2001 |
МСФО 40 |
Инвестиционная собственность |
01.01.2001 |
2. Стандартизация аудиторской деятельности
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международных масштабах. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав т обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспечению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требования при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию пользователями финансовой информации сущности и методов аудита, обеспечению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.
Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Комитет по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита. Эти стандарты содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие процедуры, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руководство по их применению.
В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:
- финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;
- понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разграничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по налогообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;
- выражения аудитором мнения в отношении достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной, рассматриваются как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполненных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;
- при проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности финансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; применение тестирования; наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убедительный характер большинства доступных аудитору доказательств;
- аудитор формирует мнение о достоверности финансовой информации в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут считать аудитора ответственным за данную финансовую информацию.
Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Это связано с тем, что стандарты по возможности практического применения делятся на несколько групп: первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью; вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями; к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их введения, и четвертая группа стандартов, использование которых в данной стране зависит от исторических тенденций развития и национальной психологии.
В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены Общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США.
В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.
В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных подобных стандартов.
В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, отечественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских Организаций и др.
Примерная структура стандарта включает следующие разделы:
- общие положения – формулирует цель и задачи стандарта, объект стандартизации и сфера применения;
- основные понятия и определения – содержатся определения аудиторских терминов и краткая характеристика;
- сущность стандарта – обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения;
- практические приложения – отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов.
Таблица 2.1
Международные правила (стандарты)
аудита и стандарты по оказанию сопутствующих услуг
Наименование стандарта |
Основное содержание стандарта |
1. Цели и объемы проверки финансовой отчетности |
Определяет общие цели и объем проверки, проводимой независимым аудитором, а также ответственность руководства организации за финансовые отчеты |
2. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита |
Описывает основные тезисы письма-обязательства о согласии аудитора на сделанное предложение, устанавливает объем аудиторской работы, меру ответственности аудитора и форму отчетности. В приложении приведена схема такого письма. |
3. Основные принципы, регулирующие аудит |
Перечисляет основные принципы: добросовестность и независимость, профессионализм и компетентность, документирование, получение аудиторских доказательств, проверка системы учета и внутреннего контроля, анализ сделанных выводов и составление заключения. |
4. Планирование |
Рассматривает процесс планирования аудита, определяет основные элементы этого процесса и практические вопросы планируемых работ |
5. Использование результатов работы других аудиторов |
Описывает соображения по тем аспектам, которые должен учитывать аудитор, собирающийся использовать результаты работы другого независимого аудитора по проверке финансовой отчетности |
6. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в связи с проведение аудита |
Описывает системы учета, элементы, задачи, организацию внутреннего контроля и аудиторские процедуры, предназначенные для изучения и оценки внутреннего контроля |
7. Контроль качества работы аудитора |
Содержит вопросы осуществления контроля качества по отдельным проверкам, примеры процедур контроля качества, практические рекомендации аудиторской фирме по контролю качества ее работы |
8. Данные аудита |
Рассматривает природу и источники данных аудита, вопросы достаточности и пригодности этих аудиторских доказательств, а также методов, с помощью которых они получены |
9. Документация |
Освещает типовые формы и содержание рабочих документов. Приведены примеры рабочих документов, составляемых (получаемых) аудитором, вопросы хранения рабочей документации |
10. Использование результатов работы внутреннего аудитора |
Проведены процедуры, которые должны учитывать независимые аудиторы при оценке работы внутреннего аудитора |
11. Обман и ошибка |
Определяет понятия «обман» и «ошибка» и устанавливает, что ответственность за предупреждение «обмана» и «ошибки» несет руководство организации. Определены действия аудитора в случае выявления данных, свидетельствующих об «обмане» и «ошибке» |
12. Аналитическая проверка |
Описывает содержание процедур аналитической проверки, приведены рекомендации по их использованию во времени и в пространстве, а также по объективности результатов этих процедур в ходе проведения аудита и вопросы изучения фактов необычных отклонений |
13. Заключение (отчет) аудитора о финансовой отчетности |
Дает рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, приведены примеры положительного, условно положительного (с оговорками) и отрицательного заключения аудитора, а также пример отказа в выдаче заключения |
14. Прочая информация, содержащаяся в проверенных финансовых отчетах |
Определяет понятие «прочая информация» – как финансовая, так и нефинансовая информация, включенная в документ и проверенная аудитором. Рассматривает анализ аудитором прочей информации и действия аудитора в случае обнаружения существенного искажения прочей информации |
15. Проведение аудита в условиях применения электронной обработки данных |
Даны рекомендации по использованию дополнительных процедур в случае проведения аудита в условиях применения электронной обработки данных. Приведены требования к квалификации аудитора |
Продолжение табл. 2.1 |
|
16. Техника проведения аудита с использованием компьютеров |
Содержит рекомендации по использованию компьютерных методов аудита – аудиторского программного обеспечения и проверочных данных. Рассмотрены возможности и этапы их применения |
17. Связанные (заинтересованные) стороны |
Приведены процедуры получения необходимых и достаточных для проведения аудита данных в отношении существования заинтересованных сторон и проводимых с ними операций |
18. Использование работы эксперта |
Дает рекомендации об использовании клиентов или аудитором услуг эксперта (специалиста) |
19. Аудиторская выборка |
Перечислены факты, которые должен учитывать аудитор при выборе образца и оценке результатов аудиторских процедур. Рассматривает статистические и нестатистические методы выборки, характеризует риск выборки, исследование, методы отбора и прогнозирования ошибок |
20. Влияние электронной обработки данных на изучение и оценку системы учета и системы внутреннего контроля |
Предусматривает вопросы изучения и оценки системы учета и соответствующих средств внутреннего контроля в среде электронной обработки данных. |
21. Дата составления заключения (отчета) аудитора. События после даты составления баланса и публикации финансовой отчетности |
Приведены рекомендации по датированию заключения аудитора и ответственности аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания баланса и публикации финансовой отчетности. Перечисляет меры по выполнению последующих событий и составлению заключения аудитора после пересмотра финансовой отчетности |
22. Пояснения руководства |
Содержит рекомендации по использованию пояснений руководства клиента в качестве аудиторских доказательств и процедур, применяемых для их оценки, на предмет обоснованности и документирования, а также обстоятельств получения письменных пояснений |
23. Оценка аудитором возможности постоянного функционирования организации |
Приведены рекомендации по выполнению аудиторами своих обязанностей в ситуациях, когда преемственность допущения действующего предприятия как основы для составления финансовой отчетности находится под вопросом. Перечисляет признаки, по которым постоянное функционирование организации ставится под вопрос, приводит необходимые данные для оценки |
24. Специальные отчеты аудитора |
Дает рекомендации по составлению аудиторских отчетов по специальным вопросам (по специальным условиям контракта, конкретным статьям финансовой отчетности и др.), приведены примеры составления таких отчетов аудитора |
25. Существенность и аудиторский риск |
Определяет понятие «существенность» и «аудиторский риск», связь между ними и практическое применения аудитором пли планировании, проведении аудита и оценке результатов применения процедур |
26. Аудит учетных оценок |
Даны рекомендации по аудиторским процедурам для получения уверенности в точности содержащихся в финансовой отчетности бухгалтерских оценок. Устанавливает этапы аудита бухгалтерских оценок с целью выявления допущенных оценок |
27. Изучение перспективной финансовой отчетности |
Рассмотрены случаи и необходимость заключения аудитора о перспективной финансовой отчетности, предусмотрены соответствующие процедуры аудита |
28. Ответственность аудитора за начальные остатки при первой проверке финансовой отчетности |
Определяет ответственность аудитора за начальные остатки, когда финансовая отчетность подвергается аудиторской проверке впервые или была проведена другими аудиторами в предшествующем году. Перечислены процедуры определения возможного искажения первоначальных остатков |
29. Оценки собственного и контрольного риска и их влияние на независимые процедуры |
Содержит указания по оценке собственного и контрольных рисков и использованию этих оценок для определения сущности, времени проведения и размера независимых процедур с целью ограничения риска невыявления ошибок до приемлемого уровня |
Стандарты по оказанию сопутствующих услуг |
|
1. Основные принципы обязательств по использованию обзоров |
Устанавливает основные принципы. Нормативы для обязательств по использованию обзора и содержит рекомендации по составлению соответствующих отчетов |
2. Анализ финансовой отчетности |
Приводит процедуры, которые следует выполнять аудитору при обзоре финансовой отчетности, а также форму и содержание отчета об этой проверке |
3. Обязательства по выполнению согласованных процедур |
Рассматривает основные принципы и процедуры, применяемые аудитором по договоренности с клиентом по отдельным статьям финансовой отчетности, а также форму и содержание отчета о выполнении указанных процедур |
4. Обязательства по сбору финансовой информации |
Приведены принципы выполнения обязательств по сбору финансовой информации, виды процедур, форма и содержание отчета |
3. Соотношение международных стандартов бухгалтерского учета и аудита
Один из главных моментов объединяющим международные стандарты бухгалтерского учета и аудита является необходимость унификация представленной финансовой отчетности и ее аудита.
Международные стандарты учета определяют общий подход к составлению финансовой отчетности. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
И международные стандарты учета, и международные стандарты аудита не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Они не регламентируют конкретные действия, приемы и процедуры. Поэтому для этих целей в бухгалтерском учете служит Приказ об учетной политике, а в аудиторских организациях -–внутренние стандарты аудиторской организации.
Оба этих документа, тем не менее, позволяют специалистам бухгалтерской службы организаций и аудиторам использовать в работе профессиональное суждение.
Для разработки международных стандартов созданы международные организации – Комитет по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров и Комитет по международным стандартам финансовой отчетности.
Заключение
Изучение международных стандартов финансовой отчетности и аудита лишний раз подтвердило необходимость знания этих документов и применения положений в деятельности российских организаций.
Все большее развитие рыночной экономике в России неизбежно требует от бухгалтеров знаний стандартов учета для соответствующего и правильного составления финансовой отчетности. Следовательно, для подтверждения ее соответствию МСФО необходимы профессионально подготовленные аудиторы способные дать этой отчетности адекватную оценку.
Знание международных стандартов также облегчает понимание национальных стандартов учета и аудита, так как используют информацию международных стандартов. Знание международных стандартов также очень интересно, в связи с тем, что многие стандарты еще не используются в национальных масштабах.
Список литературы
1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 464с.
2. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие / под ред. О.В. Ковалевой. – М.: «Приор-издат», 2003. – 320 с.
3. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 256 с.
4. Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов финансовой отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с. – (Серия «Учебные пособия»).
5. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД/ Под ред. Н.А. Ремизова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.- 240 с.