Содержание


1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике............................................................................. 3

1.1. Понятие информационной технологии.......................................... 3

1.2. Виды информационных технологий.............................................. 5

1.3. Информационные технологии в экономике: современное состояние и перспективы развития.......................................................................... 10

2. Операционная система Windows 95. Архитектура и принцип работы. Понятие интерфейс. Пользовательский интерфейс Windows 95.......................... 12

3. Практическое задание.......................................................................... 17

Список использованной литературы...................................................... 21

1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике.

1.1. Понятие информационной технологии.


Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

При таком определении информационной технологии её можно сравнить с технологией переработки материальных ресурсов. Это сравнение показано на рисунке 1.1.

Рис.1.1. Информационная технология, как аналог технологии переработки материальных ресурсов.

Целью информационной технологии является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.[1]

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.

Три основных принципа информационной технологии:

·        интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

·        интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

·        гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Инструментарием информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.[2]


1.2. Виды информационных технологий.


Основными видами информационных технологий являются:

1.     Информационная технология обработки данных;

2.     Информационная технология управления;

3.     Автоматизация офиса;

4.     Информационная технология поддержки принятия решений;

5.     Информационная технология экспертных систем.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

·        обработка данных об операциях, производимых фирмой;

·        создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

·        получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Основными компонентами информационной технологии обработки данных являются:

1.     Сбор данных;

2.     Обработка данных;

3.     Хранение данных;

4.     Создание отчётов (документов).[3]

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационные технологии управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

·        оценка планируемого состояния объекта управления;

·        оценка отклонений от планируемого состояния;

·        выявление причин отклонений;

·        анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных отчетов.[4]

Автоматизация офиса изначально имела целью лишь автоматизацию рутинной секретарской деятельности. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.

Информационная технология автоматизированного офиса организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем.

Основными компонентами автоматизированного офиса являются:

1.     Базы данных:

2.     Текстовый процессор;

3.     Электронная почта;

4.     Аудиопочта;

5.     Табличный процессор;

6.     Электронный календарь;

7.     Аудиоконференции;

8.     Видеоконференции;

9.     Факсимильная связь.[5]

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

·        система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

·        человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Информационная технология поддержки принятия решений имеет ряд  отличительных характеристик:

·        ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

·        сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

·        направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

·        высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Основными компонентами технологии являются:

1.     База данных;

2.     Система управления интерфейсом;

3.     Язык пользователя;

4.     Язык сообщений.[6]

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Основными компонентами технологии являются:

1.     Интерфейс пользователя;

2.     База знаний;

3.     Интерпретатор;

4.     Модуль создания системы.

Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.[7]


1.3. Информационные технологии в экономике: современное состояние и перспективы развития.


В настоящее время информационные технологии всё долее плотно вплетаются в различные виды человеческой деятельности. Не обходится без них и в экономике. Существует множество программных продуктов позволяющих решать те или иные экономические задачи от автоматизации бухгалтерской деятельности до автоматизации принятий бизнес-решений.

Бурное развитие Интернет также вносит свой вклад в экономику: появился новый вид экономической деятельности – электронная коммерция, основой которой служит осуществление продаж через сеть Интернет.

Кроме того, процесс развития информационных технологий идёт быстрыми темпами, среди их перспектив развития, полезных для экономики, необходимо отметить разработку способов высокоскоростной передачи данных. Наличие таких каналов позволит получать управленцам большее количество информации, необходимой для принятия решения, за более короткий срок, что повлечёт за собой принятие более взвешенных решений в области развития экономической деятельности предприятий.

Нельзя также не упомянуть и такой аспект информационных технологий в экономике как электронные расчёты, которые позволяют отказаться от денег в привычном их понимании (купюры, монеты и т.п.) и обеспечивают более рациональное использование финансов, как предприятиями, так и обычными людьми, что, в конечном итоге, способствует росту экономического благосостояния и стабильности.

2. Операционная система Windows 95. Архитектура и принцип работы. Понятие интерфейс. Пользовательский интерфейс Windows 95.


Windows 95 представляет собой 32-разрядную операционную систему, обеспечивающую многозадачную и многопоточную обработку приложений (программ). Она поддерживает удобный графический пользовательский интерфейс, возможность работы в защищенном режиме, совместимость с программами реального режима и сетевые возможности. В Windows 95 реализована технология поддержки самонастраивающейся аппаратуры Plug and Play, допускаются длинные имена файлов и обеспечиваются повышенные характеристики устойчивости.

32-разрядность означает, что операции над 32-разрядными данными здесь выполняются быстрее, чем над 16-разрядными.

Многозадачность предоставляет возможность одновременной (параллельной) работы с несколькими приложениями.

Многопоточность означает способность организовывать одновременную обработку нескольких потоков. Например, в текстовом редакторе Word могут одновременно выполняться автоматическая проверка орфографии и редактирование документа.

Пользовательский интерфейс Windows 95 обеспечивает удобства в запуске и переключение приложений.

Технология Plug and Play (включи и работай) облегчает установку нового оборудования, автоматически его определяя и устанавливая необходимое для него программное обеспечение.

На Рабочем столе могут быть расположены различные объекты: программы (рабочие инструменты), папки с документами (текстами, рисунками, таблицами), ярлыки программ или папок.

Каждый пользователь самостоятельно настраивает Рабочий стол (устанавливает на нем папки или ярлыки).

Окно– основное средство диалога с Windows'95. Различают три типа окон: окно программы; окно документа; диалоговое окно.

Каждое окно снабжено заголовком. Заголовок активного окна – синий. Окна открываются двойным щелчком на соответствующем объекте. Окна приложения и документа имеют 3 варианта представления: полноэкранное;

нормальное (окно занимает часть экрана); пиктограмма (в виде значка). Для изменения варианта представления окон используются кнопки справа в зоне заголовка.

Диалоговые окна служат для ввода дополнительной информации. Они имеют некоторые особенности. Существуют 3 типа диалоговых окон: окна-сообщения, в которых просто выводятся сообщения системы; окно-выбор для выбора параметров; окно ввода.

В двух последних окнах используются следующие средства ведения диалога:

Командные кнопки: ОК – выполнить команду; Отмена; Справка.

Поле ввода текстовых или числовых значений. Для ввода необходимо щелкнуть в поле, получив курсор I.

Независимый переключатель. Позволяет сделать выбор между вкл/выкл (да/нет). o – режим включен; ý – режим выключен.

Зависимый переключатель. Позволяет сделать выбор из двух или более вариантов исполнения какой-либо функции или возможных значений какого-либо параметра. Выбранный вариант помечается Ÿ.

Демонстрационное окно позволяет просмотреть содержимое документов.

Диалоговые окна с изобилием функций снабжают ( вкладками ) подокнами. Выбор вкладки производится щелчком.

Операции с окнами

открытие окна производится двойным щелчком на объекте;

изменение размеров окна: потянуть за правый нижний угол окна;

изменение ширины или высоты: указать на вертикальную или горизонтальную границу окна, получив курсор « или b соответственно, потянуть;

для перемещения окна выделить заголовок и потянуть;

чтобы свернуть окно на Панель задач следует нажать кнопку ;. Программа или документ, связанные с окном остаются активными;

чтобы развернуть окно на весь экран, надо нажать кнопку ÿ;

для закрытия окна нажать кнопку x;

для упорядочивания окон надо щелкнуть правой кнопкой на панели задач, в меню выбрать варианты расположения окон: каскадом, сверху вниз, слева направо.

Меню, как и окно– основное средство диалога с Windows'95. Существуют следующие типы меню.

Главное меню. Вызывается при нажатии кнопки Пуск. Содержит как правило 7 пунктов:

Программы – содержит перечень приложений, имеющихся в компьютере;

Документы – содержит перечень всех недавно открытых документов;

Настройка – содержит подменю для настройки периферийных устройств;

Поиск – служит для поиска файлов и папок;

Справка – содержит полную справочную информацию;

Выполнить – позволяет быстро запустить программу для выполнения;

Завершение работы – содержит подменю выбора условий окончания работы.

Некоторые пункты меню содержат каскадное меню, которое является исчезающим меню и появляется после задержки на некоторых пунктах главного меню.

Контекстное меню появляется при щелчке правой кнопкой на каком-либо объекте. Пункты меню зависят от типа объекта.

Спускающееся меню вызывается из строки меню, которая располагается в любом окне. Меню является фиксированным, т.е. его пункты обычно не зависят от типа окна.

Особенности пунктов меню:

·        серый цвет пункта меню означает, что он недоступен в данный момент;

·        подчеркнутая буква – это "горячая клавиша", для выбора пункта достаточно нажать горячую клавишу. Например, для выбора пункта меню "Закрыть" достаточно нажать клавишу [З];

·        многоточие после пункта меню означает, что появится окно для ввода дополнительной информации;

·        название клавиши или комбинации клавиш справа от пункта – это клавиши быстрого вызова. Например, чтобы выбрать пункт Файл/Сохранить, достаточно нажать клавиши [Shift+F12];

·        если перед пунктом меню есть "галочка" (Ú), то он является переключателем. Щелчок на пункте выключает/включает команду, представленную пунктом меню;

·        если перед пунктом меню стоит символ · , то пункт входит в группу полей выбора. Кружок помечает выбранный вариант.

Способы выбора пунктов меню:

·        щелкнуть на названии;

·        выбрать пункт и нажать клавишу [Enter];

·        нажать горячую клавишу;

·        нажать клавишу быстрого вызова.

·        Выход из меню: нажать клавишу [Esc]; или  щелкнуть вне меню.

Важнейшей особенностью Windows является наличие окон. Окна – это выделенные участки экрана, в каждом из которых может выполняться самостоятельная задача. Наличие системы окон позволяет использовать несколько программ одновременно. Переключение между задачами производится щелчком мыши в соответствующем окне или при нажатии клавиш [Alt+Tab].

3. Практическое задание.

Расчёт зарплаты отдела за 3 месяца каждого работника (руб.).

1. Графа 6=СУММ(Графа3:Графа5), т.е. суммарная зарплата работника за три месяца вычисляется как сумма зарплат за каждый месяц.

Чтобы вычислить, сколько всего было выплачено зарплаты каждому работнику за 3 месяца, поместим указатель в ячейку графы 6 напротив соответствующего работника и введём в строке редактирования формулу:

СУММ(С3:E3)

Скопируем эту формулу и вставим ее в ячейки с G4 по G10 графы 6

2. Графа 7=СРЗНАЧ(Графа3:Графа5)

Чтобы определить среднее значение зарплаты работника, поместим указатель в ячейку графы 7 напротив соответствующего работника и введём в строке редактирования формулу:

СРЗНАЧ(С3:E3)

Скопируем эту формулу и вставим ее в ячейки с H4 по H10 графы 7

3. Удельный вес рассчитывается путем ввода формулы

ПРОИЗВЕД(Графа6/Итог_графы6:100)

4. Итог графы 3, 4 и 5 рассчитывается по формулам

СУММ(D4:D10), СУММ(E4:E10), СУММ(F4:F10)

5. Среднее значение графы 3 вычисляется по формуле СРЗНАЧ(D4:D10), графы 4 по формуле СРЗНАЧ(E4:E10), а графы 5 – СРЗНАЧ(F4:F10).

1. У каких работников суммарная зарплата за 3 месяца максимальна?

Воспользуемся расширенным фильтром Данные->Фильтр->Расширенный фильтр.

Введём в качестве критерия формулу определения максимума =МАКС(G4:G10).

В качестве исходных данных выделим таблицу БД.

Скопируем результат в другое место рабочего листа, указав начальную ячейку диапазона.

2. У каких работников зарплата за январь превышает зарплату за февраль?

Чтобы определить Ф.И.О. работников, у которых зарплата за январь превышает зарплату за февраль, поступим следующим образом:

Зададим критерий для расширенного фильтра по Ф.И.О. и зарплате за январь, указав, что зарплата за январь для данного работника должна быть больше февральской.

В качестве исходных данных выделим таблицу БД.

Скопируем результат в другое место рабочего листа, указав начальную ячейку диапазона.

3. Чему равна средняя зарплата Карловой С.А. и Сомова П.М?

Чтобы определить среднюю зарплату воспользуемся функцией БИЗВЛЕЧЬ

Сначала сформируем таблицу критериев указав ФИО Карловой С.А.

Затем в ячейке напротив фамилии введём формулу БИЗВЛЕЧЬ(B2:I9;H2;K13:K14), где

B2:I9 – таблица данных,

H2 – имя поля ‘Средняя зарплата’,

K13:K14 – диапазон критериев.

Аналогично поступим чтобы узнать среднюю зарплату Сомова П.М. Формула в этом случае примет вид: БИЗВЛЕЧЬ(B2:I9;H2;K17:K18).

Критерий1 задание 3

Ф.И.О.

Средняя зрп

Карлова С.А.

4966,933333



Критерий2 задание 3

Ф.И.О.

Средняя зрп

Сомов П.М.

6466,666667



4. Построить гистограмму распределения зарплаты для каждого работника за 3 месяца.

Чтобы построить гистограмму распределения зарплаты необходимо в меню «Вставка» выбрать пункт «Диаграмма». В открывшемся окне выбрать тип диаграммы «Круговая» и её объёмный вариант.

Нажав кнопку «Далее>>» указать диапазон значений (выделить графы «Январь», «Февраль» и «Март»), перейти на вкладку «Ряд» и указать имена категорий, выделив для этого графу «Ф.И.О.»).

Нажать кнопку «Далее>>» и выбрать вкладку «Подписи данных», поставить галочку рядом с подписью «Имена категорий».

Нажать кнопку «Готово».

Гистограмма распределения зарплаты для каждого работника за 3 месяца.

Список использованной литературы.


1.     Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992. – 250с.

2.     Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1988. – 190с.

3.     Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. – 342с.

4.     Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы и статистика, 1992. – 450с.

5.     Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 300с.

6.     Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. -Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996. – 150с.

7.     Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1993. – 421с.

8.     Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 1991. – 290с.

9.     Информатика: Учебник – 3-е переработанное издание / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой – М: Финансы и статистика, 1999. – 768с.



[1] Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1988. стр.20

[2] Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992. стр. 150

[3] Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 1991. стр.30

[4] Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 1991. стр.35

[5] Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. стр.19

[6] Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. -Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996. стр. 32

[7] Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996. стр. 15