Вопросы


1. Каким образом предприятие оптимизирует свое положение на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде? Опишите условия кратковременного прекращения производства предприятием. Что представляет собой краткосрочная кривая предложения на рынке совершенной конкуренции?


Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Рассмотрим последовательно основные черты совершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки этого напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.

Действительно, трудно представить, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много, и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец «получает цену», сложившуюся на рынке.

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

Отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

В краткосрочном периоде фирма сравнивает получаемый ею Валовый доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет тот вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной.

Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется оптимальной точкой выпуска.

Однако в краткосрочном периоде фирма может столкнуться с ситуацией убытков.  Пусть  фирма предпочтет производить продукцию даже в случае возникновения временных убытков, при этом ее задачей станет их минимизация. Закрытие – крайне нежелательный вариант. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма.

Производя продукцию в количестве Q0, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена Р0 превышает минимальные средние валовые издержки.

Предположим, что рыночная цена продукции снизилась  до уровня Р1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, однако выше минимума средних  переменных издержек. В этом случае фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки.

Если рыночная цена снизится до уровня Р2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма не сможет компенсировать даже части своих  постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение  производства.





Рис. 1 Кривая предложения в краткосрочном периоде.












2. Каковы преимущества частичного резервирования вкладов по сравнению со 100-процентным резервированием? Объясните, почему банки могут работать в режиме частичного резервирования вкладов. Если допустить, что центральный банк не регулирует размер обязательных резервов, стремились бы коммерческие банки установить нулевой уровень своих резервов?


Обязательные резервы – это часть суммы депозитов,  которую коммерческие банки должны  хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

Нормы обязательных  устанавливаются в процентах  от объемов депозитов.

В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

После кризиса 1998 г. ЦБ снизил нормы обязательных резервов для облегчения   расшивки платежей. В дальнейшем по мере восстановления банковской системы коммерческие банки стали использовать появившиеся  средства в спекулятивных  целях. Для предотвращения перетока средств на валютный рынок ЦБ РФ вновь поднял норму обязательных  резервов по привлеченным средствам юридических лиц.

Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций.

Коммерческие банки не стали бы устанавливать нулевой уровень  своих резервов, т.к. обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов.



Задачи


3. Спрос и предложение на рынке  некоторого товара описываются следующими уравнениями: q = 200 – 2p; q = -10 + p. Найти уровень рыночной цены, которому соответствует избыток предложения в размере 60 единиц товара. Дать графическую иллюстрацию.


Решение:

200 – 2р  = -10 + р - 60

-3р = 270

р = 90 руб.

Проверка:

спрос: q = 200 – 2*90 = 20

предложение: q = -10 + 90 = 80

предложение - спрос = 80-20 = 60 единиц.


Ответ: равновесная цена = 90 руб.


4. Пусть средняя норма резервирования вкладов равна 10%, норма предпочтения наличных денег безналичным – 20%. Определить, на сколько  вырастет денежная масса, если центральных банк предоставит кредит федеральному правительству   в размере 40 млрд. руб.


Решение:


40 млрд.  – 10% =  36 млрд. руб.

36*20% = 7,2 млрд руб.


Ответ: Денежная масса вырастет на 7,2 млрд. руб.

Тесты


5. Если  цена Х растет, кривая  спроса на близкий субститут У :

а) сместится влево;

б) не изменит свое положение;

в) сместится вправо;

г) станет более эластичной по цене.


Ответ: в). Если цена на Х возрастет, то потребители станут покупать больше товара У, кривая спроса сместится вправо.


6. В краткосрочном периоде конкурентное предприятие прекращает производство, когда:

а) оно не получает экономическую прибыль;

б) p < AVC при всех уровнях выпуска;

в) p < AFC при всех уровнях  выпуска;

г) нет точки, в которой MR = MC;

д) p < AC при всех уровнях выпуска.


Ответ: в).  В краткосрочном периоде конкурентное предприятие прекращает производство, когда p < AFC при всех уровнях  выпуска


7. Рост цен товаров сдвинет:

а) бюджетную линию потребителя вправо;

б) бюджетную линию потребителя влево;

г) кривую безразличия потребителя вправо;

г) кривую безразличия потребителя влево.


Ответ: б)


8. Если некий работник в настоящее время не работает, находясь в отпуске по уходу за детьми, то его  случай следует квалифицировать как:

а) фрикционную безработицу;

б) структурную безработицу;

в) циклическую безработицу;

г) естественную безработицу;

д) не относящейся к безработице.


Ответ: д) данный случай не относится к безработице.


9. Денежный агрегат М1 включает в себя:

а) наличные деньги в обращении и сберегательные средства населения в  банках;

б) наличные деньги в обращении и текущие счета в банках;

в) наличные деньги в банках и у населения, текущие депозиты;

г) бумажные и металлические  деньги.


Ответ: а) М1 - наличные деньги в обращении и сберегательные средства населения в  банках.


10. Пусть численность взрослого населения составляет 84 млн. чел. , из них занято в экономике – 72 млн. чел. Уровень безработицы  равен (%):

а) 7,8;

б) 14,3;

в) 9,2;

г) 16,7.


Ответ: б)

Численность – 84 млн. чел.

Занятые – 72 млн. чел.

Безработные = 84 – 72 = 12 млн. чел.

Уровень безработицы = 12/84 * 100 = 14,3 %.




























Список использованной литературы


1.     Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики -  Москва, 2000.

2.     Экономическая теория ( политэкономия ), под ред. В. И. Видяпина и    Г. П. Журавлевой, ИНФРА-М, 1999

3.     Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Москва: «Издательство ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999

4.      Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под ред. д.э.н. А.Н. Петрова, д.э.н. М.И. Кныша. – СПб.: Любавич, 1999