Всемирная торговая организация



Содержание


Введение.. 3

1. Всемирная торговая организация.. 4

2. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО.. 9

Заключение.. 11

Список использованной литературы... 13



Введение


Для успешной интеграции России в мировую систему хозяйствования на данном этапе развития экономики страны одним из приоритетов является принятие России как равноправного субъекта мировой экономики. Этому может поспособствовать как закрепление основ рыночной экономики и приведение их в соответствие с международными стандартами, так и повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних рынках.

20 век стал временем невиданного усиления межгосударственных, межрегиональных, мировых политических, экономических, финансовых и иных процессов. Все это потребовало создания разнообразных международных органов, призванных в известной степени регулировать эти процессы. В мировой торговле - это, первоначально, ГАТТ - генеральное соглашение по торговле и тарифам, которое к началу 90-х годов включило в себя 124 страны. Однако расширение и усложнение мирохозяйственных, в том числе и торговых связей, привело к необходимости реорганизации деятельности ГАТТ, что вылилось в создание ВТО - всемирной торговой организации. ВТО окончательно пришла на смену ГАТТ с 1 января 1996 г. и имеет более стройную и жесткую структуру. В настоящее время членами ВТО являются 130 государств и еще около 30 подали заявки на вступление. На долю стран - членов ВТО приходится более 30% оборота международной торговли. Высшим органом ВТО является министерская конференция, сессии которой проводятся не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Между сессиями, по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет.

Цель работы: изучить сущность функционирования ВТО.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач: раскрыть основные положения организации и функционирования ВТО, описать аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО.

1. Всемирная торговая организация


Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Она образована в январе 1995 года. Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена на Уругвайском переговорном процессе, который проходил с 1986 по 1994 гг. в Пунта-дель-Эсте – Маракеш. Соглашение касалось тарифов и торговли, а также правил и процедур разрешения споров[1].

ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Это постоянно действующий форум, предназначенный для урегулирования наиболее актуальных проблем мирохозяйственных связей, а также для осуществления контроля за реализацией договоренностей Уругвайского раунда.

В отличие от ГАТТ она осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию процедур принятия решения.

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственной глобальной международной организацией, занимающейся правилами ведения торговли между странами. В центре системы ВТО находятся соглашения, по которым были проведены переговоры, подписанные основными торгующими странами мира, а также ратифицированные в парламенте этих стран. Целью ВТО является помощь производителям товаров и услуг, экспортерам, импортерам при проведении их бизнеса.

Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Основополагающими правилами и принципами ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе: взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все страны - члены ВТО - принимают на себя обязательство выполнять набор соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения". Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему: многосторонние соглашения по торговле товарами ГАТТ - 94; генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров; механизм обзора торговой политики; многосторонние соглашения с ограниченным участием, т.е. обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиатехникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии, конференции собираются не реже одного раза в год для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде[2].

Конференция назначает Генерального директора ВТО - сейчас Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, также состоящий из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет курирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и др. В рамках советов по торговле товарами и услугами учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением многосторонних латеральных со­глашений с необязательным участием всех членов ВТО.

Члены ВТО выплачивают ежегодный взнос, утверждаемый Генеральным советом, размер которого пропорционален доле страны в мировой торговле.

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов (если не предусмотрено другое). Толкование пунктов соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, требуют 2/3 голосов.

В соответствии с соглашением об учреждении ВТО учредителями организации могут стать участники ГАТТ 1947 г., если они представят списки обязательств по товарам и услугам и ратифицируют соглашения ВТО до 1997 г. Другие страны и таможенные территории принимаются 2/3 голосов членов ВТО.

В настоящее время примерно 40 государств и международных организаций имеют в ВТО статус наблюдателя. Из них более двух десятков стран (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, большинство стран СНГ, страны Балтии) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединений состоит из нескольких этапов. На первом, в рамках специальных рабочих групп, происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и двусторонние переговоры об условиях членства страны-соискателя: относительно уступок, которые эта страна готова предоставить членам ВТО, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг, сроков принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены: докладом рабочей группы с изложением всего пакета обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров; протоколом о присоединении, юридически закрепляющем достигнутые договоренности; списком обязательств по тарифным услугам; списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда (с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны).

В рамках ГАТТ было проведено восемь раундов многосторонних торговых переговоров, в ходе которых было осуществлено последовательное снижение уровней ставок таможенных тарифов государств-членов, разработаны соглашения по таким важным вопросам, как стандарты и другие нетарифные меры регулирования внешней торговли, государственные закупки, торговля гражданской авиатехникой и текстильными товарами. Восьмой Уругвайский раунд, длившийся с 1986 г. по 1993 г., позволил распространить ГАТТ на вопросы защиты интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а также на торговлю услугами (банковские, страховые, транспортные и прочие операции). Было признано также необходимым трансформировать ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО), функции которой будут значительно усилены и расширены, в том числе и в такой сфере, как разрешение торговых споров между ее участниками. В компетенцию ВТО в соответствии с решениями Уругвайского раунда ГАТТ будут входить и такие новые (ранее не регулируемые в рамках ГАТТ) вопросы, как защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами. Как многостороннее соглашение, регулирующее торговлю товарами, ГАТТ станет лишь составной частью ВТО.

Кроме того, в результате семилетних переговоров в рамках Уругвайского раунда был выработан и согласован пакет соглашений и договоренностей, которые можно условно разделить на две основные группы: первая - соглашения в отношении доступа на рынки товаров и услуг и вторая - соглашения и договоренности, регулирующие институциональные вопросы системы ГАТТ и специфические вопросы торгово-политической практики в ряде областей.

Принципиально важным итогом "Уругвайского раунда" явилось подписание Соглашения о создании Всемирной торговой организации (ВТО), имеющей, в отличие от ГАТТ, статус юридической организации. На ВТО, в соответствии с этим Соглашением, возложен контроль за выполнением несколько измененного Генерального соглашения, а также новые соглашения и договоренности (около 30 документов общим объемом в 424 страницы).

Членство какого-либо государства в ГАТТ/ВТО Является важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. Кроме того, правила ГАТТ содержат механизм разрешения торговых конфликтов, дают возможность защищаться странам от неправомерных действии торговых партнеров. Это, по сути дела, международный торговый закон.

2. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО


Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства в ГАТТ является насущной необходимостью, так как на пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующих в международной торговле - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг. В последнее время российскому экспорту препятствуют и антидемпинговые процедуры, количество которых постоянно растет. Они применяются даже тогда, когда низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Например, Россия, располагая наиболее совершенной технологией, имеет самое дешевое ядерное топливо. Однако, стремясь защитить своих производителей, США ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 %. Летом 1995 г. возникла угроза сокращения экспорта пушнины, традиционно важного объекта русского экспорта и даже предмета гордости. Дело в том, что страны СНГ приняли решение с 1 января 1996 г. ввести импортные ограничения на шкурки пушных зверей, добытых "негуманными" способами лова (и соответственно на изделия из них). Это решение касается России, США, Канады. Между тем, в отличие от двух других стран, в России уже есть закон, запрещающий использовать та­кие способы лова. И хотя в отношении России была допущена ошибка, из всех "виноватых", пожалуй, только ей не удастся защитить свой пушной экспорт, ибо не являясь членом ГАТТ, она не может рассчитывать на международную поддержку[3].

В целом по числу антидемпинговых процедур, примененных против России, всех опережает Европейский Союз (15), и только из-за этого она теряет около 200 млн долларов США. Далее идут США (7 процедур). В числе гонителей российских товаров латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80 %, но в ряде случаев превышает 100 %.

Вступив в ГАТТ/ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - решаются без влияния России, хотя мы и пользуемся этими решениями на практике.

Будучи членом ГАТТ/ВТО, Россия сможет защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам[4].

В скорейшей интеграции России в систему ГАТТ заинтересованы и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ГАТТ, тем быстрее наступит здесь стабилизация[5].

Напомним, что в 1990 г. Советскому Союзу был предоставлен статус наблюдателя в ГАТТ, что не спасало советскую промышленную продукцию от дискриминации на рынках стран ГАТТ. Естественно, СССР со своим экономическим механизмом не мог вписаться в систему ГАТТ, базирующуюся на идеологии рыночных отношений. Новая Россия тоже не сразу созрела до понимания необходимости полного членства в ГАТТ, и только в июне 1993 г. подала заявление с просьбой о вступлении в Генеральное Соглашение на правах Договаривающейся стороны (полноправного члена). Три месяца спустя всем присоединившимся к ГАТТ государствам-неучастникам "Уругвайского раунда", включая Россию и ряд государств СНГ (Беларусь, Украину, Молдову), был предоставлен статус ассоциированного участника раунда. В декабре 1994 г., с образованием ВТО Россия подала заявление с просьбой о принятии в новую организацию.

Заключение


Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность страны в международные экономические отношения. Основные решения, устанавливающие правила в международной торговле, принимаются в настоящее время в рамках Всемирной торговой организации, поэтому Россия должна войти в ее состав.

В политическом плане курс на присоединение России к ВТО разделяют и власть, и бизнес. Идут соответствующие переговоры, в ходе которых страна добивается присоединения к ВТО на общепринятых условиях с учетом своей специфики. Многие страны выражают поддержку России в ее стремлении присоединиться к ВТО. Рабочая группа по присоединению России к ВТО объявила о начале подготовки проекта Доклада о присоединении, представители ВТО уже называют конкретные сроки. Одновременно значительная часть общества справедливо выражает озабоченность возможными отрицательными последствиями присоединения России к ВТО.

Вступление России к ВТО – уже вопрос решенный. Для России Всемирная Торговая Организация привлекательна – поскольку приглашает вписаться в мировую экономику, реализовать дополнительные возможности для экспорта и импорта, стать, наконец, такими, как все. Однако прежде чем Россия вступит во Всемирную Торговую Организацию, должна быть проведена значительная подготовительная работа. Нужно разработать и принять научно обоснованную промышленную политику для защиты отечественных производителей. Также необходимо создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий. В сфере законодательства России, по оценкам Минэкономразвития РФ, предстоит принять (пересмотреть) около 100 законодательных актов и примерно 1 тыс. ведомственных инструкций. Последствия вступления России в ВТО для российской экономики различны в зависимости от особенностей каждой отрасли промышленности. Степень влияния вступления в ВТО на экономику субъектов Российской федерации зависит от их внешнеторговой активности и местного потенциала импортозамещения. Говоря о социальных последствиях вступления России в ВТО, многие эксперты сходятся во мнении, что они будут равноценны "шоковой терапии". Может резко увеличится безработица, появится угроза социального взрыва. Вступление в ВТО может повлечь встряску экономики, последствия которой почувствует каждый россиянин.

Несомненно, вступление в ВТО несет в себе положительные черты, но за ними стоят и трудности - необходимость соответствовать стандартам, играть на равных на мировых рынках, отстаивать свои интересы. Авраам Линкольн говорил: « Я иду медленно, но зато никогда не двигаюсь назад». Это про нас, про Россию образца начала XXI века, и хочется верить, что ВТО будет одним из тех локомотивов, который сможет вывести нас на новые орбиты мировой экономики.

Список использованной литературы


1.     Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М., 1997.

2.     Максимова М. Всемирная торговая организация (ВТО) и интересы России. //Экономист. - 1998. - N 9. - С. 35-42.

3.     Пахомов А. Всемирная торговая организация. /Мировая экономика и междунар. отношения. - 1997. - N 7. - С. 137-140.

4.     Россия: Интеграция в мировую экономику: Учеб. для вузов по экон. специальностям/Под ред. Р.И. Зименкова; Моск. акад. предпринимательства при Правительстве г. Москвы. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 429 с.

5.     Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций/ Ин-т соврем. бизнеса; Информ.-внедрен. центр "Маркетинг". - М.: Информ.-внедрен. центр "Маркетинг", 2000. - 327 с.:

6.      Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справ./Пер.: С.А. Тюпаева, И.Н. Фомичева. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 454 с.

7.      Горчаков В.В. Всемирная торговая организация и Россия //Таможенная политика России на Дальнем Востоке.-1998.-N2(3).



[1] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М., 1997. – с.8

[2] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М., 1997. – с.12

[3] Максимова М. Всемирная торговая организация (ВТО) и интересы России. //Экономист. - 1998. - N 9. - С. 35-42.

[4] Горчаков В.В. Всемирная торговая организация и Россия //Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 1998. - №2(3).

[5] Максимова М. Всемирная торговая организация (ВТО) и интересы России. //Экономист. - 1998. - N 9. - С. 35-42.