Содержание

Содержание.. 2

Введение.. 4

1.Планирование аудита.. 5

2.Получение  аудитором знаний о бизнесе клиента.. 7

3.Особенности аудита в условиях КИС.. 13

Список литературы... 16
























Введение

В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в России возникли проблемы перехода отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появились потребность в знании международных аудиторских стандартов. Развитие аудита в нашей стране, принятие   Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся правил (стандартов) для преобразования их в нормативные документы федерального уровня.

Участники рынка заинтересованы получать полную и открытую (откровенную) информацию о действии друг друга. Рыночные отношения порождают заинтересованную подотчетность заемщиков перед заимодателями, элементов перед инвесторами, банков перед вкладчиками, директоров и управляющих компаний перед акционерами.

Все это усилило интерес к методологии аудита и повысило потребность специалистов этой сферы в освоении международных стандартов аудиторской деятельности и положений о международной аудиторской практике.

Цель данной работы является исследование состава и характеристики стандартов регулирующих порядок получения информации об проверяемых объектах.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                            Изучить международные  стандарты на этапе организации  аудита.

2.                            Рассмотреть международные стандарты позволяющие получить аудитору сведения о клиенте.




1.Планирование аудита

Планирование аудита- это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

·        размера проверяемого субъекта;

·        сложности предстоящей проверки;

·        опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

·        знания аудитором бизнеса клиента.

Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками.

При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:

1.     знание бизнеса клиента;

2.     понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

3.     риск и существенность;

4.     характер, сроки и объем процедур;

5.     координация, контроль и анализ работы;

6.     прочие аспекты (непрерывность, условия аудиторского задания, сроки отчетности)

Программа аудита -   определяет характер, сроки, объем запланированных  аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций  для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы.[1]

В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.

 Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.

2.Получение  аудитором знаний о бизнесе клиента

Знание бизнеса – общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».

Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий, операций и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:

·        при оценке рисков и планировании аудита;

·        при рассмотрении аудиторских доказательств;

·        для обеспечения лучшего обслуживания клиента.

Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента.

До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.

Приобретение знаний- непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами, осуществляемый на всех стадиях аудиторской проверки.

При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.

Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:

·        предыдущий опыт работы с субъектом и его отрасли;

·        беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов;

·        беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты);

·        беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами;

·        публикации, относящиеся к отрасли;

·        законодательные и нормативные акты;

·         посещение зданий субъекта;

·        документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.

Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, ассистенты должны делать дополнительные запросы и делиться полученной информацией с аудитором и другими ассистентами. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утверждения отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.

В приложении к стандарту   имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.

А. Общие экономические факторы:

·        общая тенденция развития (спад, рост);

·        процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;

·        инфляция, курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;

·        политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).

В. Отрасль:

·        рынок и конкуренция;

·        цикличность или сезонность;

·        изменения и технология производства;

·        коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);

·        специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета;

·        экологические требования и проблемы;

·        специфическая нормативная правовая база.

С. Субъект:

1. Управление и структура собственности:

·        форма собственности;

·        собственники и связанные стороны;

·        структура капитала;

·        организационная структура;

·        задачи, философия, стратегические планы руководства;

·        изменения в структуре видов деятельности;

·        источники и методы финансирования;

·        совет директоров: состав, опыт, репутация и т.д.

·        управляющие: опыт, репутация, текучесть кадров;

·        подразделение внутреннего аудита;

·        отношения к внутреннему контролю.

2.Деятельность субъекта:

·        характер производственной деятельности (производство, торговля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность);

·        местонахождение производственных, офисных и складских помещений;

·        наемный персонал (государственное регулирование трудовых отношений, профсоюзные и пенсионные обязательства);

·        продукция (услуги) и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, маркетинговая стратегия);

·        условия приобретения товаров и услуг;

·        местонахождение и объем товарно-материальных запасов;

·        лицензии и патенты;

·        категории расходов;

·        исследования и разработки;

·        активы, обязательства и операции в иностранной валюте;

·        внутренние нормативные акты;

·        действующие информационные системы;

·        структура долгов.

 

3.Основные показатели, статистика и тенденции финансовой деятельности.

4.Внешние условия,   оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.

5. Законодательство:

·        среда регулирования и нормативные требования;

·        налогообложение;

·        требования к аудиторскому отчету;

·        пользователи финансовой отчетности.

Условия договоренности об аудите согласно МСА 210  устанавливаются в письме – обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются : принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.

Письмо- обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержание этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:

1.     Цель аудита финансовой отчетности.

2.     Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.

3.      Объем аудита со ссылкой на нормативные положения.

4.     Форма и способ результатов аудита.

5.     Предупреждение о наличии риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений.

6.     требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.

МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом по  составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора.

    В ходе проверки аудитор использует документацию, материалы, составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки.

С помощью рабочей документации оформляются:

·        планирование и проведение аудита;

·        действия по надзору и проверке аудиторской работы;

·        аудиторские доказательства.

Форма и содержание рабочих документов регламентируются МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, отражая в них всю информацию:

·        планировании аудита;

·        характере, временных рамках, объеме и результатах выполненных аудиторских процедур;

·        выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

При организации аудита определяют уровень существенности, он регулируется МСА 320 «Существенность в аудите».

Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и величиной аудиторского риска – обратное. Следовательно, чем выше установленный аудитором уровень существенности, тем ниже риск того, что обнаруженные после проверки ошибки позволят обвинить аудитора в выдаче необъективного заключения.

При планировании оценка существенности, относящиеся к отдельным сальдо счетов и классам операций, позволяет аудитору выбрать процедуры, которые могут в совокупности снизить аудиторский риск до  приемлемого уровня.




















3.Особенности аудита в условиях КИС

При проведении аудита в условиях компьютерных информационных систем (КИС) оценка сбора информации усложняется.

Применение КИС возможно, когда субъект использует компьютер для обработки информации, существенной для аудита (например, для составления бухгалтерских проводок, отчетов и т.п.). аудитор должен обладать достаточным знанием КИС. Если необходимы специализированные знания аудитор может обратится к соответствующему специалисту.

Общая цель и объем аудита не меняются в среде КИС, но применение КИС может оказать влияние на:

·        аудиторские процедуры;

·        анализ неотъемлемого риска и риска системы контроля;

·        тестирование контроля и процедуры проверки по существу.

При  планировании аудита необходимо получить представление о функционировании КИС в приведенных ниже аспектах:

1.                            Значимость и сложность компьютерной обработки в прикладной программе. Значимость определяется существенностью данных финансовой отчетности, полученных с помощью компьютерной обработки, сложность – автоматической генерацией операций или проводок. Согласно МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» прикладная программа может считаться сложной, если:

·        большой объем информации  затрудняет пользователям выявление и исправление ошибок,  допущенных в процессе обработки информации;

·        автоматически генерируются операции или проводки непосредственно в другой прикладной программе;

·        автоматически проводятся операции или составляются корреспонденции счетов без отдельного подтверждения;

·        осуществляется обмен операциями с другими организациями электронным способом.

2.                            Организационная структура  деятельности КИС, ее влияние на разделение обязанностей персонала.

3.                            Доступность данных, срок их хранения, виды их материальных носителей.
























Список литературы

 

1.Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита». Учебное пособие. В 2 частях. - М.: « Издательство ПРИОР «, 1997.-256с

2. Ковалева О.В. Константинов «Аудит». Учебное пособие – М.: «издательство ПРИОР»,1999г.-3стр

3. Палий В.Ф. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности».  Учебник.- М.: ИНФРА-М2003г. –440с

4. Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учеб. Пособие.- экономист, 2004.- 23с

5.Ткач В.И., Ткач М.В. «Международная система учета и отчетности». – М.: Финансы и статистика, 1991г.- 160с
















  




[1] Панкова С.В. «Международные стандарты». Учебное пособие.- М.: Экономист, 2004.-26с