Содержание
Содержание.. 2
Введение.. 3
1.Планирование аудита.. 4
2.Оформление результатов аудиторских проверок.. 10
Список литературы... 13
Введение
В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в России возникли проблемы перехода отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появились в знании международных аудиторских стандартов. Развитие аудита в нашей стране, принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся правил (стандартов) для преобразования их в нормативные документы федерального уровня. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность аккредитации профессиональных аудиторских объединений органом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, при условии разработки этими объединениями внутренних правил (стандартов). При лицензировании аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов особое внимание уделяется вопросам качества услуг, что невозможно без внутрифирменной стандартизации.
Все это усилило интерес к методологии аудита и повысило потребность специалистов этой сферы в освоении международных стандартов аудиторской деятельности и положений о международной аудиторской практике.
Цель данной работы является исследование состава и характеристики стандартов регулирующих организацию аудита, а также оформление результатов аудиторских проверок.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить стандарты характеризующие регулирующие организацию аудита.
2. Рассмотреть нормативные документы регламентирующие оформление результатов аудиторской проверки.
1.Планирование аудита
Планирование аудита- это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов.
Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:
· размера проверяемого субъекта;
· сложности предстоящей проверки;
· опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;
· знания аудитором бизнеса клиента.
Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками.
При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:
1. знание бизнеса клиента;
2. понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
3. риск и существенность;
4. характер, сроки и объем процедур;
5. координация, контроль и анализ работы;
6. прочие аспекты (непрерывность, условия аудиторского задания, сроки отчетности)
Программа аудита - определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы.[1]
В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.
Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.
Знание бизнеса – общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».
Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий, операций и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:
· при оценке рисков и планировании аудита;
· при рассмотрении аудиторских доказательств;
· для обеспечения лучшего обслуживания клиента.
Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента.
До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.
Приобретение знаний- непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами, осуществляемый на всех стадиях аудиторской проверки.
При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.
Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:
· предыдущий опыт работы с субъектом и его отрасли;
· беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов;
· беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты);
· беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами;
· публикации, относящиеся к отрасли;
· законодательные и нормативные акты;
· посещение зданий субъекта;
· документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, ассистенты должны делать дополнительные запросы и делиться полученной информацией с аудитором и другими ассистентами. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утверждения отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.
В приложении к стандарту имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.
А. Общие экономические факторы:
· общая тенденция развития (спад, рост);
· процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;
· инфляция, курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
· политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).
В. Отрасль:
· рынок и конкуренция;
· цикличность или сезонность;
· изменения и технология производства;
· коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);
· специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета;
· экологические требования и проблемы;
· специфическая нормативная правовая база.
С. Субъект:
1. Управление и структура собственности:
· форма собственности;
· собственники и связанные стороны;
· структура капитала;
· организационная структура;
· задачи, философия, стратегические планы руководства;
· изменения в структуре видов деятельности;
· источники и методы финансирования;
· совет директоров: состав, опыт, репутация и т.д.
· управляющие: опыт, репутация, текучесть кадров;
· подразделение внутреннего аудита;
· отношения к внутреннему контролю.
2.Деятельность субъекта.
3.Основные показатели, статистика и тенденции финансовой деятельности.
4.Внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
5. Законодательство.
Условия договоренности об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме – обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются : принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
Письмо- обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержание этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита финансовой отчетности.
2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.
3. Объем аудита со ссылкой на нормативные положения.
4. Форма и способ результатов аудита.
5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений.
6. требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.
МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом по составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора.
В ходе проверки аудитор использует документацию, материалы, составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки.
С помощью рабочей документации оформляются:
· планирование и проведение аудита;
· действия по надзору и проверке аудиторской работы;
· аудиторские доказательства.
Форма и содержание рабочих документов регламентируются МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, отражая в них всю информацию:
· планировании аудита;
· характере, временных рамках, объеме и результатах выполненных аудиторских процедур;
· выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия аудитора, но не о деталях работы.
Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения.
При организации аудита определяют уровень существенности, он регулируется МСА 320 «Существенность в аудите».
Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и величиной аудиторского риска – обратное. Следовательно, чем выше установленный аудитором уровень существенности, тем ниже риск того, что обнаруженные после проверки ошибки позволят обвинить аудитора в выдаче необъективного заключения.
При планировании оценка существенности, относящиеся к отдельным сальдо счетов и классам операций, позволяет аудитору выбрать процедуры, которые могут в совокупности снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.
2.Оформление результатов аудиторских проверок
После изучения и оценки выводов, сделанных на основании полученных доказательств, аудитор определяет, подготовлена ли информация в соответствии с установленными основами финансовой отчетности, и формирует мнение о финансовой отчетности в целом.
Согласно МСА 700 «аудиторское заключение по финансовой отчетности» основными элементами аудиторского заключения являются:
1. Название.
2. Адресат.
3. Вводный параграф (введение).
4. Параграф, описывающий объем проверки.
5. Параграф, в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности.
6. Дата выдачи аудиторского заключения.
7. Адрес аудитора.
8. Подпись аудитора.
Заключение содержит подтверждение аудитора относительно того, что проверка представляет достаточные основания для выражения мнения.[2]
В параграфе, выражающем мнение аудитора, указывается, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление финансового положения и результатов деятельности проверяемого субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.
Безусловно-положительное мнение выражается тогда, когда аудитор считает, что финансовая отчетность представлена объективно во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.[3]
Заключение считается модифицированным, если оно содержит поясняющий параграф или мнение, отличное от безусловно- положительного. Аудитор должен модифицировать заключение путем включения дополнительного параграфа, если имеется фактор, указывающий на неуместность допущения непрерывности деятельности, или значительная неопределенность, способная в будущем повлиять на финансовую отчетность. Эти факторы не оказывают влияния на мнение аудитора, что должно быть отражено в заключении.[4]
Если влияние обстоятельств существенно для финансовой отчетности, то аудитор выражает отрицательное мнение. Если влияние факторов не настолько существенно и глубоко, но безусловно- положительное мнение выразить нельзя, то аудитор выражает условно- положительное мнение.
При существенном ограничении объема, из-за чего аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, должен быть составлен отказ от выражения мнения.
Заключение датируется числом, соответствующим дате завершения аудиторской проверки, и не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности. Аудиторское заключение обычно подписывается от имени аудиторской фирмы и лично от имени аудитора. В адресе указываются город и место, где находится офис аудитора, ответственного за проведение проверки.
Выводы аудитора базируются на сопоставлениях, включаемых в проверяемую отчетность. В МСА 710 «Сопоставления» изложены стандарты и рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставлений.[5]
Список литературы
1.Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита». Учебное пособие. В 2 частях. - М.: « Издательство ПРИОР «, 1997.-256с
2. Ковалева О.В. Константинов «Аудит». Учебное пособие – М.: «издательство ПРИОР»,1999г.-3стр
3. Палий В.Ф. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности». Учебник.- М.: ИНФРА-М2003г. –440с
4. Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учеб. Пособие.- экономист, 2004.- 23с
5.Ткач В.И., Ткач М.В. «Международная система учета и отчетности». – М.: Финансы и статистика, 1991г.- 160с
[1] Панкова С.В. «Международные стандарты». Учебное пособие.- М.: Экономист, 2004.-26с
[2] Панкова С.В. «Международные стандарты». Учебное пособие.- М.: Экономист, 2004.-89с
[3] . Палий В.Ф. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности». Учебник.- М.: ИНФРА-М2003г. –370с
[4] Палий В.Ф. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности». Учебник.- М.: ИНФРА-М2003г. –380с
[5] Панкова С.В. «Международные стандарты». Учебное пособие.- М.: Экономист, 2004.-91с